Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукубаева А.Х., Шарина И.А.

в статье рассматривается образование как непрерывный, гибкий, целенаправленный процесс обучения на протяжении всей жизни и что высокое качество образования, которое зависит от управления, определяет его эффективное функционирование. Педагогические системы действуют, а не развиваются стихийно. Возникновение этих изменений связано с упорядоченным управлением шаблонами. Упорядочивание структурных и функциональных компонентов, их интеграция и взаимодействие с окружающей средой могут обеспечиваться частными органами и механизмами управления. В этом смысле педагогическая система есть система самоуправляемая. Проблема эффективности формирования управленческой компетентности будущих учителей в образовательном менеджменте как процессе также является предметом нашего анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ Кукубаева А.Х.1, Шарина И.А.2

1Кукубаева Асия Хайрушевна - доктор психолологических наук, профессор; 2Шарина Ирина Александровна - магистрант, кафедра социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, г. Кокшетау, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается образование как непрерывный, гибкий, целенаправленный процесс обучения на протяжении всей жизни и что высокое качество образования, которое зависит от управления, определяет его эффективное функционирование. Педагогические системы действуют, а не развиваются стихийно. Возникновение этих изменений связано с упорядоченным управлением шаблонами. Упорядочивание структурных и функциональных компонентов, их интеграция и взаимодействие с окружающей средой могут обеспечиваться частными органами и механизмами управления. В этом смысле педагогическая система есть система самоуправляемая. Проблема эффективности формирования управленческой компетентности будущих учителей в образовательном менеджменте как процессе также является предметом нашего анализа. Ключевые слова: глобальное образовательное пространство, система высшего образования, процесс управления в системе образования, процесс обучения, принципы педагогического управления.

В условиях вхождения в мировое образовательное пространство особенно важно совершенствовать систему высшего образования. Сегодня образование рассматривается как непрерывный, гибкий, целенаправленный процесс обучения на протяжении всей жизни и именно высокое качество образования, которое зависит от управления, определяет его эффективное функционирование. Обращение к менеджменту и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось следствием возрастающей динамики процесса управления в педагогических системах. Сложность и многообразие этого явления определили разнообразие подходов к его анализу и интерпретации, необходимость понимания того, что теория управления в педагогических системах требует целостного изучения. Первым источником представлений об менеджменте является философия Древнего Китая и Древней Греции. Г.Гегель одним из первых предпринял попытку описать сущность научного управления «Управление - это, прежде всего, формальное выполнение законов и их поддержание...» [1, с.314]. В древнем Китае (Лао-цзы, Конфуций, Лунь Юй и др.) бег - это совокупность качеств, которыми должен обладать правитель, и руководящая деятельность, в которой эти качества проявляются. В Древней Греции, в отличие от древнекитайского, управление рассматривалось не как сумма свойств и качеств человека, а как способность [1, с.314]. В древнем Китае (Лао-цзы, Конфуций, Лунь Юй и др.) бег - это совокупность качеств, которыми должен обладать правитель, и руководящая деятельность, в которой эти качества проявляются. В Древней Греции, в отличие от древнекитайского, управление рассматривалось не как сумма свойств и качеств человека, а как способность [1, с.315]. В древнем Китае (Лао-цзы, Конфуций, Лунь Юй и др.) бег - это совокупность качеств, которыми должен обладать правитель, и руководящая деятельность, в которой эти качества проявляются. В Древней Греции, в отличие

от древнекитайского, управление рассматривалось не как сумма свойств и качеств человека, а как способность реализация определенного образа мышления и действия.

Анализируя этимологию понятия «управление», можно выделить три основные точки зрения, с которых трактуется этот термин: 1) рассмотрение управления, как особой деятельности, характеризующейся единством цели, определенным функциональным составом, освобождением заинтересованных сторон; 2) определение управления как нацеливания субъекта управления на объект управления, приводящего к изменению последнего; 3) понимание протекания взаимодействия между элементами, сущностями, что приводит к их взаимному изменению [5, с. 62-78].

Несмотря на различные аспекты основания и акцента в этих определениях, общепризнанным является то, что управление - это особый вид деятельности, осуществляемый для обеспечения движения объекта к заданному месту назначения. При освещении различных аспектов управления необходимо учитывать структурные особенности систем. Систему любой сложности можно представить как специально организованную целостную совокупность менее сложных частей - подсистем, каждая из которых включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов. Эта иерархия позволяет определить объект управления для конкретной ситуации. Характерной особенностью управления является то, что оно происходит не во всех видах, а только в сложных мобильных системах, где существует высокая степень причинности и непрерывный переход из одного состояния в другое. С точки зрения управления, Образовательные системы можно структурировать следующим образом: объект и субъект управления; предмет совместной деятельности; цели обучения и педагогические средства общения. Все они связаны между собой, и ни один из элементов нельзя исключить из системы так, чтобы это не повлияло на ее жизнедеятельность. Выделение субъекта и объекта управления как ключевых элементов педагогических систем условно, поскольку любой участник педагогического процесса может выступать как субъектом, так и объектом в зависимости от его принадлежности к следующему выше или нижестоящему в иерархическом ряду уровней управления. При этом положение каждого участника процесса обучения как субъекта управления определяется задачами системы образования, заключающимися в превращении человека-объекта в субъект, в формировании у него активной самостоятельности и способности к самоуправлению. Активная позиция учителя и ученика заключается в том, что каждый из них в большей или меньшей степени выступает субъектом управления собственной деятельностью и поведением, а также другими видами деятельности.

Педагогические системы действуют, а не развиваются стихийно. Возникновение этих изменений связано с упорядоченным управлением шаблонами. Упорядочивание структурных и функциональных компонентов, их интеграция и взаимодействие с окружающей средой могут обеспечиваться частными органами и механизмами управления. В этом смысле педагогическая система есть система самоуправления.

В полной мере все сказанное выше относится к подготовке будущих учителей как к педагогической системе, системными компонентами которой являются: цель деятельности (план, ожидаемые результаты); заинтересованные стороны; объект деятельности; содержание деятельности (обучение, управление и др. информация); пути работы. С позиций педагогического менеджмента содержательное содержание компонентов образовательной системы приобретает различные характеристики, так как педагогический менеджмент представляет собой совокупность принципов, методов, организационных форм и методов

обработки управления педагогическим процессом, направленных на повышение его эффективности.

Проблема эффективности формирования управленческой компетентности будущих учителей в образовательном менеджменте как процессе также является предметом нашего анализа. Итак, теперь мы сочли необходимым рассмотреть этот важный аспект изучаемой нами проблемы. Наиболее общими положениями педагогического менеджмента, действенного как при управлении процессом, так и при управлении процессом, являются его закономерности, в том числе имеющие значение для нашей задачи, следует отметить: направленность, оптимальность, управляемость, соотношение управляющей и управляющей подсистем, соразмерность производство и управление. Целеустремленность - выражает отношение между целью и деятельность по ее достижению. Цели управления должны быть предметом всех мероприятий, необходимых для его реализации. Оптимальность управления выражает отношение между результатами, то есть к управлению, и затратами на их достижение. Оптимальным называют такое управление, которое обеспечивает достижение целей с минимальными затратами труда, времени или материальных и энергетических ресурсов. Управляемость как следует из известной в законе кибернетики закономерности необходимого разнообразия, устанавливающей, что многообразие (сложность) управляющей подсистемы должно соответствовать разнообразию (сложности) управляемой подсистемы.

Управляемость можно нормализовать. В сфере управления устанавливается количество сотрудников и отделов, которые могут быть подчинены одному руководителю или органу управления при обеспечении эффективного управления. Из этой закономерности следует ряд следствий:

- невозможно с помощью простых органов управлять сложными органами, поэтому упрощение органов управления при непрерывном усложнении производства;

- так как возможность управления подсистемой управления при прочих равных условиях зависит от количества управленческого аппарата, необходимость обеспечения оптимальной штатной численности, так как неоправданное увеличение управленческого аппарата вызывает излишние затраты, а чрезмерное сокращение - ослабление управляемости в результате снижения эффективности производства;

- в многоуровневых системах управления должно быть установлено оптимальное количество ступеней, уровней, блоков, так как при неоправданном увеличении их количества увеличивается количество устройства, но снижается его эффективность, при чрезмерном сокращении увеличивается объем и трудоемкость управления на каждой ступени, очереди при решении задач, сниженная обработка. Соотношение управляющей и управляемой подсистем. Суть этой закономерности заключается в необходимости обеспечения того, чтобы подсистемы управления и контроля по своему характеру, структуре и

- условия работы. Любое существенное изменение структуры, характера и среды управленческой деятельности объекта должно сопровождаться соответствующими изменениями в структуре и содержании подсистемы управления. Эффективных подсистем управления вообще быть не может, независимо от объекта управления.

Применительно к нашей задаче эти закономерности могут означать следующее:

- целенаправленность управления обусловливает необходимость подчинения всех его содержательных и процессуальных компонентов, организационно -

иерархической структуры, развития управленческо-педагогического потенциала учителя;

- оптимальное управление означает учет накопленного опыта в области организационно-управленческой деятельности, когда теоретическая и эмпирическая база должны возрастать не изолированно от нее, а в унисон и логической последовательности;

- управляемость как закономерность управления образовательным процессом является производством законодательных регуляторов, в качестве которых может выступать разработка нормативных документов по планированию и организации учебного процесса, а также специальному административному органу (в совокупности с регулярностью оптимальности такой орган может действовать не обязательно новыми и близкими к природе уже функционирующими структурами, а при условии его реорганизации);

- корреляция означает, что вновь создаваемая или реорганизуемая структура должна соответствовать характеру и структуре профессиональной деятельности учителя.

В целях обеспечения максимальной достоверности и обоснованности научных методов и приемов практической реализации теоретических посылов и идей в области подготовки учителей в области управления образованием мы сочли необходимым охарактеризовать совокупность принципов и функции педагогического менеджмента. Принципы педагогического менеджмента рассмотрены нами в соответствии с их классификацией, предложенной В. П. Симоновым. По его словам, принципы педагогического управления как системного фактора являются основными правилами поведения субъекта управления при его взаимодействии с управляемыми субъектами (объектами).

В рамках принципов педагогического управления он включает:

1) принцип гуманизации;

2) принцип оптимальности;

3) принцип аналитической активности субъекта управления.

Гуманизация как принцип научной организации труда в структуре и содержании управления образованием является основным условием развития способностей учащихся в организованном педагогическом процессе. В нашем случае этот принцип, представляя себя через гуманитаризацию содержания образования, в современной парадигме образования предусматривает равноправное партнерство субъектов как субъектов педагогического управления межличностными отношениями.

Принцип конкретной цели, а как основа для планирования и контроля является основой содержания всю работу руководителя на любом уровне управления. Нарушение этого принципа на практике во все времена приносит образованию в целом очень большой воспитательный и социальный ущерб. Это проявлялось, например, в таких воспитательно-воспитательных и управленческих целях, как «дать полную, стопроцентную успеваемость», «от творческих учителей к творческой коллективной работе», «обучить (за учебный год?!) каждого ученика». жить, учиться и работать по-коммунистически» и т. д. Подобные лозунги образной формы вступают в серьезное противоречие с реальной жизнью и реальными возможностями учебных заведений в частности. Руководящая бюрократическая структура системы образования особенно злоупотребляла такими «целями» в период до 1985 года.

В целом принцип целеустремленности педагогического управления оптимален и отражает реальную социальную значимость и будущие потребности в их целеполагании. Нечетко сформулированная цель (излишне сложная или простая) на ранней стадии управления процессом является сбивающим с толку,

дезориентирующим фактором и сложной целью, к тому же нереалистичной для достижения. Перспективность и социальная значимость задач отражают непрерывный характер поступательного движения и развития сложной системы образования.

Оптимальность в качестве основного принципа научной организации труда в структуре и содержании педагогического руководства выступает условие необходимых и достаточных требований (положений, директив), требований руководства к деятельности исполнителя (оптимальное количество разделов плана работы , количество запланированных мероприятий и др.). В профессиональной деятельности учителя этому принципу обеспечивается соответствие требований изучающего педагогическим требованиям. То есть учитель должен согласовывать свои требования к двигательной активности своих учеников с классным руководителем. Понятно, что эта согласованность должна быть отражена в обучении и закреплении организационных документов, например, в учебных программах.

Принцип сотрудничества и разделения труда отражает важнейшие требования к управлению менеджером любого уровня. Не допустимо стремление все делать руководителем: разрабатывать план работы, организовывать его выполнение, единолично контролировать и координировать деятельность всех исполнителей. При таком положении инициатива и творчество художника постепенно снижаются, а голова все больше погружается в «оборот». Поэтому только опора на Общественные организации коллективного творчества и коллективного разума позволяют руководителю реализовать эту очень важную должность. Это особенно актуально в эпоху перехода и установления демократии и открытости в нашем обществе в целом и в образовании в частности.

Принцип сложности предполагает сочетание целевого, функционального и линейного управления. Системное управление немыслимо вне сложного научно обоснованного субъекта-предмета управленческих действий, и этот принцип составляет его сущность. Нельзя, определяя цели и задачи управления, оставаться на стадии планирования деятельности подчиненных, пускать все на самотек. На практике, к сожалению, еще бывают случаи, когда в школе четко, с научной точки зрения, составлен план работы, но упускается из виду этап его реализации -организация выполнения решений. Заметки и другие положения - изложенный план, организованное его выполнение, например, в начале учебного года, а также периодический контроль и координация деятельности исполнителей забываются руководителями (не успевают, не могут и т.п.).

Принципы аналитической деятельности субъекта управления - основные правила, которых должен придерживаться руководитель образовательного процесса, наблюдая, анализируя и оценивая эффективность работы преподавателей и студентов.

Четкая реализация основных идей педагогического менеджмента на практике невозможна без реализации принципа функционального подхода. Реализация этого принципа также является условием постоянного развития и совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного возобновления уточнения и уточнения исполнителей функций. Должностные инструкции, правила работы, обоснованные требования к образовательной деятельности педагогов нельзя замораживать раз и навсегда, на долгие годы. Консерватизм, шаблонность, устаревшие стереотипы в этом важном вопросе порождают формализм, который выражается в предпочтении привычных, легких и «дружественных» форм организации (а по сути - дезорганизации) деятельности, противоречащих духу и сути смысла ее деятельности. содержание. Эффективный научный менеджмент также предусматривает реализацию принципа его системы

самосовершенствования на основе достижений теории и передовой практики управления. Это положение особенно важно в тот момент, когда в нашем обществе совершенствуется весь механизм контроля на всех уровнях. Соблюдение этого принципа в его органическом единстве со всем вышеперечисленным обеспечит не только эффективность, но и мобильность в развитии инноваций и понимание их важности и ценности.

Список литературы

1. Гегель Г.В. Лекции по истории философии. Кн. 2. СПб.: Наука, 1994. 423 с.

2. Энгельс Ф. Эльберфельдская речь // Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. М.: ГиПЛИ, 1955. Т. 2. С. 532-554.

3. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1999. - 910с.

4. Краткий философский словарь. - М.: Политиздат, 1982. 431 с.

5. Афанасьев В. О целостности системы // Вопросы философии, 1980. № 6. С. 62-78.

6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области: педагогического менеджмента: Учеб. М.: Роспедагенство, 1997. 264 с.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 12 Кукубаева А.Х. , Ерниязова Д.Т.

1Кукубаева Асия Хайрушевна - доктор психологических наук, профессор;

2Ерниязова Дана Туребековна - магистрант, кафедра социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, г. Кокшетау, Республика Казахстан

Аннотация: процесс самореализации педагога в поликультурном образовательном контексте создает основу для эффективной межкультурной коммуникации, толерантности, развития профессиональных поликультурных компетенций, а также воспитывает уважение к этническим меньшинствам. В данной статье показана важность самореализации педагога через призму научных положений. Последнее предполагает построение новой теоретической базы, в которой личность педагога рассматривается как «новый» набор характеристик, личностных черт и способностей, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Представленные в статье материалы могут быть интересны воспитателям дошкольных учреждений, детским психологам, преподавателям вузов, а также широкой аудитории.

Проблема исследования заключается в том, что начинающие педагоги часто не реализуют весь потенциал своей профессиональной деятельности, в связи с чем возникают вопросы: каковы общие черты самоактуализации личности начинающего педагога и кто способствует повышению качества учебного процесса? Ключевые слова: личность учителя, развитие учителя, начинающий учитель, адаптация начинающего учителя, поликультурная среда, самоактуализация учителя, индукция учителя.

В настоящее время содержание самоактуализации личности педагога составляет научная теория, обеспечение определения ключевых понятий и утверждений, составляющих исходную теоретическую основу науки. Личность учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.