Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
988
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / БИЗНЕС / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / SMALL BUSINESS / BUSINESS / FORECASTING / STRATEGIC PLANNING / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жерновкова О.В.

Статья выявляет особенности в управлении предприятиями малого бизнеса в современных условиях. В статье рассматриваются ключевые элементы стратегического плана на малых предприятиях. Выделены особенности стратегического планирования. Выявлены организационные преимущества малого бизнеса в сравнении с крупным бизнесом. Указаны важные аспекты управления малыми предприятиями в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT OF SMALL BUSINESS ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS

The article reveals features in the management of small businesses in modern conditions. The article discusses the key elements of a strategic plan in small enterprises. The features of strategic planning are highlighted. The organizational advantages of small business in comparison with large business are revealed. The important aspects of managing small enterprises in Russia are indicated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 65.658

Жерновкова О. В. студент магистратуры ФГБОУ ВО «УГНТУ» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» Россия, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Статья выявляет особенности в управлении предприятиями малого бизнеса в современных условиях. В статье рассматриваются ключевые элементы стратегического плана на малых предприятиях. Выделены особенности стратегического планирования. Выявлены организационные преимущества малого бизнеса в сравнении с крупным бизнесом. Указаны важные аспекты управления малыми предприятиями в России.

Ключевые слова. Малое предприятие, бизнес, прогнозирование, стратегическое планирование, управление.

Zhernovkova O. V., graduate student FGBOU VO "UGNTU" Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ufa State Petroleum Technical University", Ufa, Russia FEATURES OF MANAGEMENT OF SMALL BUSINESS ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS

Annotation. The article reveals features in the management of small businesses in modern conditions. The article discusses the key elements of a strategic plan in small enterprises. The features of strategic planning are highlighted. The organizational advantages of small business in comparison with large business are revealed. The important aspects of managing small enterprises in Russia are indicated.

Keywords. Small business, business, forecasting, strategic planning, management.

Управление малыми предприятиями - это обеспечение эффективной деятельности коллектива предприятий по созданию качественных товаров

(УслУг).

Малое предприятие должно придерживается формулы: Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание и соответствует ей, то результатом может быть: увеличение базы клиентов; повышение качества продукции (услуг); снижение издержек производства; увеличение прибыли.

Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми

товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги. Поэтому необходимо тщательно подходить к разработке начальных процессов бизнеса.

В рамках современных бизнес-структур вся управленческая работа должна сводится к определенным начальным процессам:

- постановка задачи;

- планирование и прогнозирование;

- координация и принятие решений;

- маркетинг;

- мотивация деятельности;

- контроль за выполнением поставленных задач.

Для руководителя такой подход помогает эффективно координировать свои действия по управлению организацией. В связи с этим необходима полностью обновлённая система менеджмента предприятия, которая была бы жизнеспособна в условиях глобализации рынка.

Стратегическое планирование на предприятии малого бизнеса имеет также характерные особенности:

1) краткосрочность (месяц, квартал, полгода, год);

2) малый объём документации;

3) упрощённая аналитика внешней и внутренней среды;

4) оперативное принятие решений;

5) в формировании стратегии могут участвовать не только руководители .

На рисунке представлены элементы стратегического планирования малых предприятий.

I

s

13. Финансовый прогноз

Рисунок 1 - Ключевые элементы стратегического плана малых

предприятиях

Данный рисунок является наиболее полным и включает в себя все важнейшие и необходимые пункты . После того, как составлен стратегический план компании, можно начинать процесс его реализации. Так же необходимо обратить внимание и на подходы к оценке эффективности управления предприятиями малого бизнеса. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1.-Подходы к оценке эффективности управления предприятиями малого бизнеса_

Модель Акцент

BSC-модель Лоренца Мейсела Персонал, эффективность сотрудников

BSC-модель Нортона-Каплана Четыре перспективы: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы

EVA-based management Четыре направления: измерение, система управления, мотивация, стиль мышления

Пирамида эффективности Иерархичная структура управления

ЕР2М-модель Четыре направления: обслуживание клиентов и рынков, совершенствование внутренних процессов,

управление изменениями и стратегией, собственность

__и свобода действий_

При рассмотрении существующих методов оценки эффективности предприятия в современной научной литературе, нужно отметить, что каждая методика создается для конкретной ситуации и эффективна только при решении определенного круга задач.

При оценке эффективности малого бизнеса выделяют множество факторов внутренней и внешней среды, определяющих сегодняшнее состояние бизнеса, и его результативность в будущем. Важности каждого из факторов, очень важны .

Нужно не забывать и о основных преимуществах малого бизнеса перед крупным. Они представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Организационные преимущества малого и среднего бизнеса в сравнении с крупным бизнесом_

Преимущество Характеристика

Гибкость Малые и средние предприятия исходя из своей мобильности гораздо быстрее реагируют на различные изменения на рынке, что дает им преимущества перед крупными предприятиями. Предприятия малого бизнеса быстрее могут адаптироваться, перестраиваться, что наглядно показывает практика. Малый бизнес в периоды кризиса поддерживает отечественную экономику в периоды экономической и политической нестабильности.

Преимущество Характеристика

Узкая специализация Узкая специализация малого бизнеса способствует наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает индивидуальный подход к потребителю в сравнении с крупным, который направлен на удовлетворение спроса широкого круга потребителей.

Экономичность Начать малый бизнес сравнительно проще, чем крупное предприятие. Офисы, склады, транспорт могут быть взяты в аренду, не обязательно осуществлять капитальное строительство, покупать большие территории. Оборачиваемость средств малого бизнеса выше, средний уровень оплаты труда сотрудников ниже, соответственно меньше затрат на организацию бизнеса.

Развитие региональных рынков Малый бизнес играют ведущую роль в развитии региональных рынков, формируя тем самым локально инфраструктуру. В соответствии с этим сокращаются транспортные расходы на межрегиональные перевозки и повышается удельный вес валового продукта региона. Кроме того, малый бизнес способствуют сдерживанию оттока рабочей силы из регионов, тем самым развивая региональную экономику.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, при этом они обладают более высоким уровнем личной

мотивации в развитии бизнеса, что положительно сказывается на показателях финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Предприятия малого бизнеса более оперативно реагируют на изменения спроса на местном рынке, товары чаще всего производятся по заказу потребителей. Что с одной стороны делает его более мобильным, приспосабливаемым, но с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, внешних социальных, экономических и политических обстоятельств.

Современная система управления малым предприятием должна быть простой и гибкой, ведь современная ситуация на рынке предполагает широкий спектр возможностей для организации и развития малого бизнеса. Бюрократический и практический стили управления в идеале должны совмещаться. Дело в том, что руководитель малого бизнеса обязан уметь быстро принимать решения, что не так-то просто при условиях ограниченности средств. Таковы законы экономики, против которых бесполезно бороться. Руководитель должен понимать, что, поскольку он располагает небольшим коллективом сотрудников, обязанности и нагрузки распределяться должны между ними достаточно равномерно. Таким образом, в развитии малого бизнеса большую роль играют личные качества его владельцев: умение быстро принимать решения, искать нужных людей, контролировать производственные процессы и мотивировать сотрудников.

Ярким примером относительно перспектив развития управления малыми и средними предприятиями в Российской Федерации, является исследование под руководством директора экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николая Калмыкова. Опрос группы экспертов состоял из 92 человек, которые ведут свою профессиональную деятельность в сфере малого и среднего бизнеса (таблица 3 ).

Таблица 3 - Важные аспекты управления малыми предприятиями в России.

Показатель Доля, %

Доступность кадровых ресурсов, в том числе высоковалифицированных 33

Доступность инфраструктуры, информационной среды 38

Технологический потенциал, инновационный потенциал 39

Инвестиционный потенциал 41

Возможность сбыта продукции и услуг 49

Доступность финансирования и кредитования 67

Совершенствование административной среды 73

Подавляющее большинство экспертов отметили острую необходимость в совершенствовании административной среды, доступности и надежности финансирования малого предпринимательства. Однако, помимо этого Российской Федерации необходимо сокращать инновационное и технологическое отставание от экономик развитых стран, развивать инфраструктурную и сервисную составляющую.

Можно сделать вывод о том, что деятельность малых предприятий имеет свою специфику, которая требует от предпринимателей

универсализации знаний и практических навыков ведения бизнеса и управления предприятием. В условиях внедрения рыночных отношений и децентрализации власти важное значение приобретает демократическая система самоорганизации управления как внутри самого предприятия, так и во взаимоотношениях с другими малыми предприятиями. В стране должна создаваться благоприятная среда для развития здоровой конкуренции, обеспечиваться занятость существенной доли населения, стимулироваться внедрение современных технологий.

Использованные источники:

1. Акимов О. Ю. «Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития», 2011

2. Strategic Business. Leadership Strategic planning for small and medium sized businesses. The Alternative Board. 2015. Available at: http: //www.thealternativeboard.com/wp-

content/uploads/2015/04/StrategicPlanning.pdf (accessed 9 October 2016).

3. Кораблев А.Ю., Бобкин Р.Е. Информационные технологии как фактор повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнес // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. - 2018. - № 1. -С. 44-48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.