Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДОТАЦИОННОСТЬ / МОНОПОЛИЗМ / AGGLOMERATION / MANAGEMENT FUNCTIONS OF THE URBAN COMPLEX / PROGRAM-TARGETED MANAGEMENT / SUBSIDY / MONOPOLISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковенко Т.С., Анисимова Н.Н.

В статье рассмотрены особенности функционирования системы управления организациями городского хозяйства при существующей необходимости разработки единой научной базы, которая позволит систематизировать и, соответственно, повысить эффективность управления в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT OF URBAN ENTERPRISES AT THE PRESENT STAGE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the features of the functioning of the system of management of organizations of urban economy with the existing need to develop a unified scientific base, which will allow to systematize and, consequently, improve the efficiency of management in this area.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ»

УДК 33

Яковенко Т.С. студент магистратуры 3 курса Анисимова Н.Н., к.э.н.

доцент кафедра А УБУиА ФГБОУВО СГУ Россия, г. Сочи

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности функционирования системы управления организациями городского хозяйства при существующей необходимости разработки единой научной базы, которая позволит систематизировать и, соответственно, повысить эффективность управления в данной сфере.

Ключевые слова: агломерация; функции управления комплексом городского хозяйства; программно-целевое управление; дотационность; монополизм.

Yakovenko T.S. undergraduate student of Federal University of Sochi Anisimova N.N. аssociate professor of the Department of Federal

University of Sochi FEATURES OF MANAGEMENT OF URBAN ENTERPRISES AT THE PRESENT STAGE IN THE RUSSIAN FEDERATION.

Abstract: The article discusses the features of the functioning of the system of management of organizations of urban economy with the existing need to develop a unified scientific base, which will allow to systematize and, consequently, improve the efficiency of management in this area.

Keywords: agglomeration; management functions of the urban complex; program-targeted management; subsidy; monopolism.

Система управления организациями городского хозяйства сильно разнится в нашей стране. Одни и те же функции отраслевого управления в разных городах распределяются по-разному, при этом размеры города не являются определяющим фактором дифференциации.

Только два департамента в Новосибирске отвечают за управление и регулирование предприятий городского хозяйства, хотя данный город входит в пятерку крупных городов РФ. В городах, особенно с количеством жителей больше одного миллиона человек - функции управления комплексом городского хозяйства значительно более дифференцированы. Система управления в основном происходит благодаря воздействию на конкретные отрасли и виды деятельности, не имея при этом комплексного подхода к решению проблем городского хозяйствования.

С целью создания базы совершенствования системы управления

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

866

комплексом городского хозяйства некоторыми экспертами было предложено разделить все города на три группы по ряду особенностей: ^ общее число жителей и характер территории; ^ статус города как административно -территориального субъекта; > внутреннее административно-территориальное устройство; ^ существование специфических характеристик, которые определяют повышенные уровни рисков;

^ сложность системы управления.

В настоящее время два из тринадцати городов имеют особый статус субъекта РФ - Москва и Санкт-Петербург и у них нет прилегающей территории, которая могла бы считаться агломерацией и пребывать в положении «островов», окруженных другим субъектом Федерации. Эти же города являются самыми крупными по численности населения, значительно превосходящими численность всех остальных городов.

Они имеют уникальное трехуровневое административно -территориальное строение,что сказалось на организации городского управления. Санкт-Петербург также имеет отличительную черту, присущую только данному городу особые географические условия - расположение города на островах, и высокую опасность возникновения чрезвычайных ситуаций. Эти города входят в первую группу. Вторую группа состоит из городов с численностью населения от 1 до 1,5 млн. человек и характеризующихся сложными климатическими условиями Екатеринбург, Омск, Челябинск, Уфа, Пермь, Нижний Новгород. В третью группу входят все остальные крупные города - Ростов-на-Дону, Самара, Волгоград, Казань.

Изучение практики деятельности и управления комплексом городского хозяйства и его компонентами показывает, что в настоящее время, несмотря на существующие позитивные изменения за прошедшие годы, имеет место быть целый ряд проблем как характерного, которые присущи отдельным городам, так и общего, можно сказать, системного характера.

Характерные проблемы управления комплексом городского хозяйства крупных городов, вызваны тем, что ограничены зоны действия управляющих рычагов и административными границами города при наличии объективной взаимосвязи и взаимозависимости процессов деятельность комплексов городского хозяйства.

Если анализировать систему управления комплексом городского хозяйства в отраслевом аспекте, то здесь создается часть общих для всех городов проблем. Перечень таких проблем можно представить ниже:

• отсутствие системы финансового обеспечения реализации функций местного самоуправления;

• отсутствие реальной заинтересованности в эффективном управлении и хозяйствовании, не только со стороны собственника, но так же и исполнителей.

• иерархической многозвенной структуры управления, и дублирования управленческих функций, высокого уровня бюрократизма, низкого уровня

информатизации процессов управления;

• недостаточность интенсивного развития общественных форм самоуправления;

• наличие монополизма (федерального, регионального, муниципального), доказываемого данными о численности предприятий и доле государственного сектора в общем объеме предоставления услуг комплекса городского хозяйства.

Проблемы управления в свою очередь «тянут за собой» проблемы функционирования комплекса городского хозяйства, наиболее серьезными из которых, на наш взгляд, являются следующие:

1. диспропорция в развитии отраслевых составляющих, а также нерезультативное хозяйствование, увеличение тарифов на услуги ЖКХ и остального городского хозяйства, а так же понижение как качества так и уровня услуг

2. увеличивающаяся изношенность не только инженерных сетей, а также и состояние жилищного фонда муниципалитетов можно оценить как «плохое» «аварийное».

3. отсутствие ресурсосберегающих технологий и систем учета потребления, высокие потери и неоправданно высокое потребление воды и тепла, устаревшие технологии и технические средства;

3. нерациональная организация дорожного движения, плохое состояние дорог, аварийное состояние автомобильного, троллейбусного, трамвайного и автобусного парка, недостаточная пропускная способность мостов, эстакад и развязок, нехватка парковочных мест;

4. несоблюдение соответствующих санитарных, экологических норм, отсутствие системы управления утилизацией твердых бытовых отходов;

5. уменьшение налоговых поступлений в местные бюджеты, низкая инвестиционная привлекательность отраслей комплекса городского хозяйства.

Таким образом, анализ управления комплексом городского хозяйства в российских городах доказывает объективную необходимость разработки единой научной базы, которая позволит систематизировать и, соответственно, повысить эффективность управления в данной сфере.

Использованные источники:

1. Жилищный кодекс от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ

2. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

3. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"

4. Анисимова Н.Н. Некоторые проблемы терминологии в сфере функционирования городского хозяйства города. Журнал: Наука и образование: Новое время. №6, 2018.

5. Чернышев Л.Н. Современные методы управления городским хозяйством на основе сити-менеджмента. Экономика строительства.

2013. № 4 (10). с. 20-25.

УДК 33

Яковенко К. В. студент

факультет инновационного бизнеса и экономики научный руководитель: Саенко В.И., к. э. н.

доцент

кафедра бизнес- процессов и экономической безопасности Академия маркетинга и социально-информационных технологий-

ИМСИТ Россия, г. Краснодар СУЩНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Аннотация:

В данной статье раскрывается сущность внебюджетных фондов и их роль как финансового института, обеспечивающего эффективное перераспределение финансовых ресурсов. В статье определены специфические черты внебюджетных фондов, отличающие их от других видов специальных фондов.

Ключевые слова: Внебюджетные фонды, финансовые ресурсы, финансы, бюджет, финансовая система, экономика.

Yakovenko Ch. V.

Student of the faculty of innovative business and Economics Academy of marketing and socially-information technologies (IMSIT)

Russia, Krasnodar Scientific Director Saenko V.I. PhD in Economics Assistant Professor of Department BPiEB Academy of Marketing and Social Technologies

Russia, Krasnodar THE ESSENCE OF OFF-BUDGET FUNDS AND THEIR DISTINCTIVE FEATURES

Annotation:

This article reveals the essence of extra-budgetary funds and their role as a financial institution that provides an effective redistribution of financial resources. The article defines the specific features of extra-budgetary funds that distinguish them from other types of special funds. Keywords:

Extra-budgetary funds, financial resources, finance, budget, financial system, economy.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

869

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.