Научная статья на тему 'Особенности управления персоналом в фитнес-индустрии'

Особенности управления персоналом в фитнес-индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ФИТНЕС-ИНДУСТРИЯ / ОСОБЕННОСТИ / PERSONNEL MANAGEMENT / FITNESS INDUSTRY / FEATURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ащеулов Александр Валерьевич, Тютюнников Андрей Сергеевич, Черникова Виктория Евгеньевна

Цель данной статьи состоит в определении особенностей управления персоналом в фитнес-индустрии, в частности по должности тренер, поскольку персонал на данной должности является ключевым ресурсом в деятельности фитнес-клуба. Фитнес-индустрия является относительно новым для Российской Федерации направлением в отрасли физической культуры и спорта. Данное направление слабо изучено и не обладает теоретической базой, особенно в контексте управления персоналом. В связи с этим данные исследования, представленного в статье, являются актуальными, направлены на пополнение теоретической базы по вопросу исследования и способствуют освоению ряда компетенций студентов, получающих образование по направлению «Спортивный менеджмент». В статье указаны основные составляющие системы управления персоналом организации и представлены особенности составляющих данной системы в контексте фитнес-индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ащеулов Александр Валерьевич, Тютюнников Андрей Сергеевич, Черникова Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of personnel management in the fitness industry

The purpose of this article is to form the features of personnel management in the fitness industry, in particular as a coach, because the staff in this position is a key resource in the activities of the fitness club. Fitness industry is a relatively new direction for the Russian Federation in the field of physical culture and sports. This direction is poorly studied and does not have a theoretical basis, especially in the context of personnel management. In this regard, the data of the research presented in the article are relevant, aimed at replenishing the theoretical base on the issue of research and contribute to the development of a number of competencies of students receiving education in sports management. The article describes the main components of the personnel management system of the organization and presents the features of the components of this system in the context of the fitness industry.

Текст научной работы на тему «Особенности управления персоналом в фитнес-индустрии»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

издательство

Креативная экономика

особенности управления персоналом в фитнес-индустрии

Ащеулов А.В. 1, Тютюнников А.С. 1, Черникова В.Е. 2

1 Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Россия

2 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Цель данной статьи состоит в определении особенностей управления персоналом в фитнес-ин-дустрии, в частности по должности тренер, поскольку персонал на данной должности является ключевым ресурсом в деятельности фитнес-клуба. Фитнес-индустрия является относительно новым для Российской Федерации направлением в отрасли физической культуры и спорта. Данное направление слабо изучено и не обладает теоретической базой, особенно в контексте управления персоналом. В связи с этим данные исследования, представленного в статье, являются актуальными, направлены на пополнение теоретической базы по вопросу исследования и способствуют освоению ряда компетенций студентов, получающих образование по направлению «Спортивный менеджмент». В статье указаны основные составляющие системы управления персоналом организации и представлены особенности составляющих данной системы в контексте фитнес-индустрии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управление персоналом, фитнес-индустрия, особенности.

Features of personnel management in the fitness industry

AscheulovA.V. 1, TyutyunnikovA.S. 1, Chernikova V.E. 2

1 Kuban State University of Physical education, Sport and Tourism, Russia

2 Kuban State University of Technology, Russia

Введение

В современных экономических условиях управление персоналом представляет собой часть общей системы менеджмента организации, предполагающее управление человеческим капиталом, как основным ресурсом деятельности организации [1] (Zelinskaya, ЛйеЫпгЫ, 2017).

Обращение к актуальной мировой теории и практике показало, что ключевыми составляющими системы управления персоналом являются:

• оценка потребности организации в персонале;

• маркетинг персонала, т.е. формирование представления организации как эффективного работодателя, заботящегося о своих сотрудниках, для привлечения наиболее квалифицированных кадров;

• отбор кандидатов на вакансии с использованием различных методов первичного отбора, таких как: оценка резюме, тестирование, телефонное интервью, баскет-метод, экспертиза почерка, тест на полиграфе и т.д.;

• набор наиболее подходящих кандидатов с помощью проведения собеседований по различным методикам, поиска данных о кандидате службой безопасности и интервью с непосредственным руководителем;

• обеспечение условий для повышения квалификации персонала;

• оценка уровня усвоения программ повышения квалификации и оценка затрат на данные мероприятия;

• формирование организационной культуры, т.е. ценностей, правил поведения в коллективе и т.д.;

• формирование грамотной организационной структуры;

• создание программ мотивации сотрудников (с использованием различных материальных и нематериальных стимулов);

• осуществление текущего контроля деятельности персонала организации;

• проведение аттестаций персонала;

• формирование резерва руководителей;

• построение эффективной организации труда персонала.

Любая организация вне зависимости от организационно-правовой формы формирует систему управления персоналом, включая в нее вышеуказанные составляющие.

ABSTRACT:_

The purpose of this article is to form the features of personnel management in the fitness industry, in particular as a coach, because the staff in this position is a key resource in the activities of the fitness club. Fitness industry is a relatively new direction for the Russian Federation in the field of physical culture and sports. This direction is poorly studied and does not have a theoretical basis, especially in the context of personnel management. In this regard, the data of the research presented in the article are relevant, aimed at replenishing the theoretical base on the issue of research and contribute to the development of a number of competencies of students receiving education in sports management. The article describes the main components of the personnel management system of the organization and presents the features of the components of this system in the context of the fitness industry.

KEYWORDS: personnel management, fitness industry, features

JEL Classification: M50, Z20, Z22 Received: 06.12.2018 / Published: 30.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ascheulov A.V. (asheulov.160mail.ru)

CITATION:_

Ascheulov A.V., Tyutyunnikov A.S., Chernikova V.E. (2018) Osobennosti upravleniya personalom v fitnes-industrii [Features of personnel management in the fitness industry]. Ekonomika truda. 5. (4). - 1195-1202. doi: 10.18334/et.5.4.39688

Однако в зависимости от вида деятельности существует ряд особенностей формирования составляющих системы управления персоналом.

В рамках данного исследования рассмотрим особенности формирования системы управления персоналом в фитнес-индустрии, в частности на примере должности тренера, так как по другим должностям фитнес-клуба таковые особенности отсутствуют. Причина заключается в том, что фитнес-индустрия относится к сфере услуг, а непосредственное оказание физкультурно-спортивных услуг осуществляет именно тренер, т.е. данные специалисты являются ключевым ресурсом фитнес-клуба и главным звеном его человеческого капитала [2] (Gremina, Getman, Voevodina, 2017).

Оценка потребности фитнес-клуба в специалистах на должность тренера обычно осуществляется в соответствии с видами спорта и тренировок, которые предоставляет клиентам фитнес-клуб. Например, если фитнес-клуб предоставляет услугу, связанную с обучением плаванию, то необходим тренер, обладающий квалификацией тренера по данному виду спорта [3] (Kovalenko, Chizh, 2017).

При осуществлении маркетинга персонала фитнес-клубу необходимо поддерживать тесные контакты с образовательными организациями, занимающимися подготовкой специалистов по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», по профилям «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» и «Физкультурно-оздоровительные технологии», приглашая обучающихся пройти практику и предлагая дальнейшее трудоустройство [4] (Getman, Gremina, 2018).

Отбор кандидатов на вакансию тренера фитнес-клубам необходимо осуществлять по следующим критериям:

1) Пол: мужской и женский.

2) Возраст: от 20 лет.

3) Фактическое место проживания: город в котором находится фитнес-клуб, так как организации фитнес-индустрии не имеют возможности предоставлять жилье иногородним специалистам.

4) Занятость: частичная и полная.

5) График работы: полный рабочий день, сменный график. Предпочтительным является сменный график, так как на должности тренера может работать действую-

ОБ АВТОРАХ:_

Ащеулов Александр Валерьевич, доцент кафедры управления в спорте и образовании, кандидат экономических наук (asheu[ov.160mai[.ru)

ТютюнниковАндрей Сергеевич, доцент кафедры управления в спорте и образовании, кандидат экономических наук (Tutunnikovandrey0gmai1.com)

Черникова Виктория Евгеньевна, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, кандидат экономических наук (viktori-chernikova@yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ащеулов А.В., Тютюнников А.С., Черникова В.Е. Особенности управления персоналом в фитнес-ин-дустрии // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 4. - С. 1195-1202. doi: 10.18334/et.5.4.39688

щий спортсмен или тренер сборной команды региона или страны, который может отсутствовать на рабочем месте по объективным причинам, например, вызов в сборную региона или страны, участие в различных региональных, всероссийских или международных соревнованиях.

6) Опыт работы в должности: от 1 года до 5 лет. В качестве опыта работы фитнес-клубам также необходимо учитывать практику, которую выпускник спортивной образовательной организации по профилям «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» и «Физкультурно-оздоровительные технологии» проходил в данном фитнес-клубе или в других спортивных организациях.

7) Уровень образования:

• бакалавр по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профили «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» и «Физкультурно-оздоровительные технологии»;

• магистр по направлению 49.04.01 «Физическая культура», по различным профилям.

8) Личностные характеристики: коммуникабельность, готовность оказать помощь, исполнительность, трудолюбие, способность к мотивированию потребителей, честность, открытость.

9) Дополнительные требования к квалификации: кандидату на вакансию тренера фитнес-клуба желательно иметь удостоверения по следующим программам дополнительной подготовки:

• инновационные методики организации тренировочного процесса в избранном виде спорта;

• физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура);

• организация и технологии управления, менеджмент в сфере физической культуры и спорта;

• оказание первой медицинской помощи.

10) Критерий наличия базы клиентов у специалиста должен рассматриваться как один из приоритетных, так как способствует увеличению клиентской базы фитнес-клуба, в который специалист устраивается на должность тренера. Важным фактором здесь является то, что для обеспечения доступа к занятиям с привычным потребителю специалистом является покупка абонемента в фитнес-клуб, а индивидуальные занятия с данным специалистом оплачиваются отдельно. Таким образом осуществляется рост продаж абонементов фитнес-клуба вне зависимости от того пользуется ли потребитель услугами, включенными в абонемент.

Процесс набора персонала, как было сказано выше, включает проведение собеседования. Помимо непосредственной беседы руководителя (спортивного менеджера или администратора) фитнес-клуба с потенциальным кандидатом на вакансию тренера, необходимо использовать метод ситуационного интервью. Применительно к

фитнес-индустрии можно поручить потенциальному кандидату на вакансию провести групповое занятие по соответствующему виду спорта и попросить потребителей оставить отзывы о занятии с характеристикой тренера, его проводившего, по анкете, составленной заранее.

Программа мотивации специалиста на должности тренера должна включать в себя материальные и нематериальные стимулы. К материальным стимулам относится рост заработной платы, выплата премий, бонусов. Рост заработной платы тренера необходимо привязать к повышению его категории, например, в ряде фитнес-клубов существует следующая градация категорий специалистов на данной должности: инструктор; мастер тренер; профессиональный тренер; мастер PRO; эксперт. Также рост заработной платы тренеров может зависеть от наличия спортивных званий, таких как: кандидат в мастера спорта, мастер спорта России, мастер спорта международного класса. Выплата бонусов может осуществляться за счет привлечения дополнительного числа клиентов и расширения индивидуального пакета тренировок конкретного потребителя за счет рекомендации тренера. С целью нематериального стимулирования можно использовать, так называемую, «Доску почета», на которой ежемесячно, по итогам опроса потребителей, размещать фотографии лучших тренеров фитнес-клуба. Также в качестве нематериального стимулирования можно поздравлять тренеров за присвоение им спортивного звания, а также устраивать корпоративные праздники в честь дня рождения специалиста [5] (Tomilin, Mirzoeva, 2018).

Повышение квалификации тренеров следует осуществлять за счет фитнес-клуба. Необходимо сотрудничать с организациями, предоставляющими услуги повышения квалификации (образовательными организациями, осуществляющими дополнительное образование и подготовку магистров), заключая с ними целевые договоры на обучение конкретных специалистов-тренеров по необходимым фитнес-клубу программам обучения. Также необходимо компенсировать расходы на обучение тренерам, которые самостоятельно прошли курсы повышения квалификации.

Организация труда специалистов-тренеров фитнес-индустрии должна быть следующей:

• необходимо выделить специальное помещение, так называемую «Тренерскую», для профессиональной деятельности, не связанной с тренировками (например, подготовки индивидуальной программы занятий) и отдыхом сотрудников;

• оснастить данное помещение всем необходимым оборудованием, позволяющими организовать отдых и питание тренеров (в соответствии со всеми предусмотренными нормативами);

• подготовить и выдать тренерам форму фитнес-клуба, полотенца, другие необходимые материалы;

• оборудовать индивидуальные шкафы;

• составить и разместить в тренерской график смен сотрудников (с учетом их пожеланий);

• обеспечить доступ тренеров ко всему необходимому для выполнения обязанностей оборудованию фитнес-клуба.

Заключение

В заключении следует отметить, что не все организации фитнес-индустрии используют указанные в данной статье методы формирования системы управлению человеческими ресурсами, в частности по должности тренер [6] (Tarasenko, Osik, Lyzar, Voevodina, Guseva, 2014). Это связано с неразвитостью теории управления персоналом в спортивных организациях, а также с относительно недавним развитием в Российской Федерации такого направления физической культуры, как фитнес-индустрия.

ИСТОЧНИКИ:

1. Зелинская М.В., Адетунжи А.М. Повышение конкурентоспособности организации

на основе управления персоналом (по материалам ПАО // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета.

- 2017. - № 128. - с. 1071-1086.

2. Гремина Л.А., Гетман Е.П., Воеводина С.С. Управление деятельностью спортивной

индустрии// Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2017. - № 4. - с. 58.

3. Коваленко М.Г., Чиж П.С. Основные направления оптимизации и совершенство-

вания управления отраслью «Физическая культура и спорт» // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт.

- 2017. - № 1-1. - с. 121-127.

4. Гетман Е.П., Гремина Л.А. Планирование и маркетинговый анализ на предприятиях

спортивной индустрии // Экономическое развитие России: структурная перестройка и диверсификация мировой экосистемы: Материалы международной научно-практической конференции. Сочи, 2018. - с. 127-130.

5. Томилин Г.В., Мирзоева Е.В. Изучение мотивации спортивной организации как

фактор развития системы управления персоналом // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2018. - № 3. - с. 23-27.

6. Тарасенко А.А., Осик В.И., Лызарь О.Г., Воеводина С.С., Гусева И.И. Современные

проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности в сфере фитнеса // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 3. - с. 71-76.

REFERENCES:

Getman E.P., Gremina L.A. (2018). Planirovanie i marketingovyy analiz na predpriyatiyakh sportivnoy industrii[Planning and marketing analysis at the enterprises of the sports industry] Russia's economic development: restructuring and diversification of the global ecosystem. 127-130. (in Russian).

Gremina L.A., Getman E.P., Voevodina S.S. (2017). Upravlenie deyatelnostyu sportivnoy industrii[Management of the sports industry]. Physical education, sports - science and practice. (4). 58. (in Russian).

Kovalenko M.G., Chizh P.S. (2017). Osnovnye napravleniya optimizatsii i sovershenstvovaniya upravleniya otraslyu «Fizicheskaya kultura i sport» [The main directions of optimization and improvement of management of the branch "physical culture and sport"]. Integrirovannye kommunikatsii v sporte i turizme: obrazovanie, tendentsii, mezhdunarodnyy opyt. 1 (1-1). 121-127. (in Russian).

Tarasenko A.A., Osik V.I., Lyzar O.G., Voevodina S.S., Guseva I.I. (2014). Sovremennye problemy fizkulturno-ozdorovitelnoy deyatelnosti v sfere fitnesa [Modern problems of sports and recreational activities in the field of fitness]. Physical education, sports - science and practice. (3). 71-76. (in Russian).

Tomilin G.V., Mirzoeva E.V. (2018). Izuchenie motivatsii sportivnoy organizatsii kak faktor razvitiya sistemy upravleniya personalom [The study of motivation of sport organizations as a factor of development of the personnel management system]. Munitsipalnoe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. (3). 23-27. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zelinskaya M.V., Adetunzhi A.M. (2017). Povyshenie konkurentosposobnosti organizatsii na osnove upravleniya personalom (po materialam PAO [Improving the competitiveness of the organization on the basis of personnel management]. Politematicheskiy setevoy elektronnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. (128). 1071-1086. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.