Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
665
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / предприятие / управление персоналом / инструменты управления персоналом / small business / enterprise / personnel management / personnel management tools

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.С. Чернышова, Н.Г. Трегулова

Рассмотрены основные особенности управления персоналом на предприятиях малого бизнеса. Приведена динамика численности персонала малых и средних предприятий. Показана специфика использования инструментов управления персоналом малыми формами хозяйствования. Представленный инструментарий дополнен методами, адекватными современным требованиям, накладываемые рынком на малые и средние предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERSONNEL MANAGEMENT AT SMALL BUSINESSES

The main features of personnel management at small business enterprises are considered. The dynamics of the number of personnel of small and medium-sized enterprises is given. The specifics of the use of personnel management tools by small forms of management are shown. The presented tools are supplemented with methods that are adequate to modern requirements imposed by the market on small and medium-sized enterprises.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО

БИЗНЕСА

Н.С. Чернышова, магистрант

Н.Г. Трегулова, канд. экон. наук, доцент

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета (Россия, г. Шахты)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-9-2-121-124

Аннотация. Рассмотрены основные особенности управления персоналом на предприятиях малого бизнеса. Приведена динамика численности персонала малых и средних предприятий. Показана специфика использования инструментов управления персоналом малыми формами хозяйствования. Представленный инструментарий дополнен методами, адекватными современным требованиям, накладываемые рынком на малые и средние предприятия.

Ключевые слова: малый бизнес, предприятие, управление персоналом, инструменты управления персоналом.

Малые и средние предприятия составляют специфическую форму предпринимательства, названную малой формой хозяйствования. Её роль в экономическом развитии считается ключевой, если исходить из позиций активизации деятельности основных масс населения в рамках территориальных комплексов. Малые и средние предприятия выступают как форма проявления экономической свободы граждан, создают рабочие места и поддерживают социальную стабильность. Следовательно, развитие данной формы предпринимательства является ключевым, а по его темпам и направлениям можно судить об эффективности национальной социально-экономической системы. Система управления персоналом на предприятиях малой формы хозяйствования обладает специфи-

кой, проявления которой не позволяют однозначно дистанцировать природу функционирования малых и средних предприятий от предпринимательства в целом. Для них характерны общие особенности, проблемы и преимущества, а также многие противоречия [1].

Развитие малого бизнеса играет важную роль в создании новых рабочих мест и внедрению новых товаров и услуг. Малый бизнес давно признан сферой экономики и продолжает внедряться в конкурентную среду.

Приведем статистические данные Рос-стата [2], характеризующие динамику развития предприятий малых и средних форм хозяйствования в разрезе национальной экономики России (табл. 1).

Таблица 1. Динамика развития малых и средних предприятий, тыс. ед.

Показатель 2017 2018 2019 2020

Количество субъектов МСП, млн.ед. 5,5 5,9 5,8 5,6

Численность работников, млн. чел. 15,7 16,1 15,4 15,3

Следует отметить ряд особенностей кадрового менеджмента в предприятиях данной формы хозяйствования. Небольшая численность персонала малых предприятий приводит к более тесному взаимодействию персонала, так как административный и производственный персонал не име-

ет конкретного функционального разделения. Предприятия малого бизнеса не имеют документации, которая регламентирует требования к кадровой работе, а существует система неофициальных установок. В связи с этим формируется индивидуальный подход к работнику и к ситуации в

целом, однако это может привести к конфликтным ситуациям, проявлению чрезмерной расположенности или неприязни руководителя к работнику.

Персонал малого предприятия очень хорошо осведомлен о методах работы их руководителя и его отношениях с клиентами, от этого руководитель находится в определенной зависимости от своих работников, что приводит к подбору персонала среди знакомых, родственников и проверенных людей. Обучение персонала и повышение его квалификации на малых предприятиях применяется очень редко или практически отсутствует, так как руководители малых предприятий недооценивают необходимость в обучении своих работников или не имеют на это средств. Подбор персонала на малых предприятиях происходит по средствам рекомендаций знакомых и коллег, которые готовы ответить своей репутацией за профессиональную состоятельность рекомендуемого работника. Главной проблемой персонала малого предприятия является социальная защита, которая напрямую зависит от руководителя. На малых предприятиях отсутствуют коллективные договоры, которые могли защитить интересы работников предприятия. Нет гарантии охраны труда. Существует принуждение к работе без оплаты больничных листов и отпусков. Трудовой кодекс РФ является единственным документом, регулирующим взаимоотношения работника и работодателя.

Помимо изложенных аспектов в организации деятельности малых предприятий можно выделить ряд моментов, которые используются для мотивации сотрудников:

- тесные деловые взаимоотношения между руководителем и персоналом помогают ускорить процессы решения возникающих проблем;

- каждый работник принимает участие в решении проблем и принятии решений;

- отсутствие многочисленных правил, существующих на крупных предприятиях, создают комфортные условия труда;

- мгновенность признания и вознаграждения достижений персонала;

- уровень заработной платы не уступает оплате труда на крупных предприятиях.

Перечисленные возможности могут стать доступными для каждого малого предприятия и мотивировать персонал на высокопроизводительный и добросовестный труд.

Каждый работодатель стремится иметь нормальные деловые отношения со своим коллективом. Это достигается путем постоянного делового общения с работниками, участием в решении их проблем, устранения конфликтных ситуаций и стимулирования сотрудников. Умение управлять конфликтами на малом предприятии является важным аспектом в управлении персоналом. К мотивирующим факторам относятся: заработная плата, условия труда, социальные возможности, предоставление самостоятельности.

Двусторонний процесс общения между работодателем и работником обеспечит отсутствие слухов и жалоб со стороны персонала, а также помогает в сплочении коллектива и выстраиванию доверительных отношений.

Из этого следует, что для малых форм хозяйствования крайне важны действия предпринимателя-руководителя [3], выступающего, по сути, в роли примера и формирующего ценностный менеджмент организационной культуры. Всё это формирует особенности управления персоналом [4]: гибкость организации труда, простота организационной системы управления, профессиональность, а не иерархичность карьерного роста, информированность персонала; слабая бюрократизиро-ванность внутрифирменных процессов, отсутствие формальных и регулярных процедур обучения персонала, ориентированность на косвенные доказательства профессиональной пригодности персонала; социальная незащищённость персонала, бессистемности процессов управления персоналом; не формальность использования власти менеджментом. Малым и средним предприятиям требуются универсальные сотрудники, что, по мнению О.Л. Чулановой [5], делает необходимым дополнить существующий инструментарий управления персоналом (табл. 2) на основе компетентностного подхода.

Таблица 2. Специфика использования инструментов управления персоналом малыми

формами хозяйствования

Инструмент Описание Специфика при малом бизнесе

Стиль управления Способствует мобилизации персонала Личный пример, поведение предпринимателя, предопределяют достижение поставленных целей. Важна способность создавать коллектив единомышленников - убеждать. Первостепенность координации, без бюрократических барьеров, быстро и эффективно

Мотивация Определяет рост производительности труда Делегирование полномочий, важный шаг для мотивирования сотрудников.

Оплата и условия груда Стимулируют к трудовой деятельности Необходимость оптимизации численности персонала для экономии на ФЗП

Приём персонала Реализация целей Строго определяется целями и направлена на оптимизацию расходов на персонал

Развитие персонала Рост человеческого капитала Включает три элемента: регулярную оценку уровня работы; привлечение и обучение молодых работников; приближенное к практике повышение квалификации

Кроме того, инструментарий управления персоналом, представленный в таблице 2, необходимо разнообразить методами, адекватными современным требованиям, накладываемые рынком на малые и средние предприятия [6]: наставничество -предоставление консультационной помощи со стороны опытного сотрудника новичку на протяжении установленного периода времени; неофициальное наставничество - свободное предоставление работающими в организации актуальной, достоверной и точной информации с объективной обратной связью; мониторинговая стажировка - пристальное и по возможности не навязчивое наблюдение за работой

ручение сотруднику индивидуальных зон ответственности (проект, ролевое структурирование, спецзадание).

Руководитель предприятия малой формы хозяйствования обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда для своего персонала. Грамотное управление персоналом повышает производительность труда и гарантирует успех в любом деле. Руководителю необходимо владеть багажом знаний о потребностях работников, которые помогут ему в эффективном управлении персоналом; поиске, отборе, развитии коллектива, созданию системы оценки эффективности труда, тогда их деятельность будет эффективна.

сотрудника; внедолжностная карьера - по-

Библиографический список

1. Трегулова Н.Г. Малые и средние формы хозяйствования: персонал и особенности управления // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Т. 10. № 3. - С. 649-658. ёо1: 10.18334/ерр.10.3.100710

2. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат.сб. // Росстат. - М., 2020. - 786 с.

3. Балашевич М.И. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие. - Минск : БГЭУ, 2018. - 335 с.

4. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 496 с.

5. Чуланова О.Л. Мониторинг применения компетентностного подхода в управлении персоналом организаций малого и среднего бизнеса региона // Уровень жизни населения регионов России. - 2019. - № 2. - С. 55-61.

6. Лебедева Т.Е. Использование активных методов обучения при подготовке специалиста сферы сервиса // Педагогика высшей школы и профессионального образования. -2017. - № 3. - С. 16.

FEATURES OF PERSONNEL MANAGEMENT AT SMALL BUSINESSES

N.G. Tregulova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor N.S. Chernyshova, Graduate Student

Institute of Service and Business (branch) of Don State Technical University (Russia, Shakhty)

Abstract. The main features of personnel management at small business enterprises are considered. The dynamics of the number of personnel of small and medium-sized enterprises is given. The specifics of the use of personnel management tools by small forms of management are shown. The presented tools are supplemented with methods that are adequate to modern requirements imposed by the market on small and medium-sized enterprises.

Keywords: small business, enterprise, personnel management, personnel management tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.