Научная статья на тему 'Особенности управления корпорацией в Российской практике'

Особенности управления корпорацией в Российской практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАЦИЕЙ / КОРПОРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ / СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ / CORPORATION / CORPORATE GOVERNANCE / CORPORATE MANAGEMENT / JOINT STOCK COMPANY / THE GENERAL MEETING OF SHAREHOLDERS / BOARD OF DIRECTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков Сергей Николаевич

В статье проведен анализ современных трактовок терминов корпорация» и управление корпорацией», выделены отличительные черты корпоративного управления и корпоративного менеджмента, описаны этапы развития и становления отечественного корпоративного управления в России, рассмотрены варианты управления акционерным обществом и определены различия между ними, определены факторы построения системы управления корпорацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT CORPORATION IN THE RUSSIAN PRACTICE

The article analyzes the modern interpretations of the terms "corporation" and "corporate governance", highlighted the distinguishing features of corporate governance and corporate management, describes the stages of development and formation of national corporate governance in Russia, considered options for management of the company and determine the differences between them, the factors of construction management corporation

Текст научной работы на тему «Особенности управления корпорацией в Российской практике»

_______Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)

УДК 338 ©М. Г. Родионов, А. И. Сергушкина

М.Г. Родионов,

А.И. Сергушкина

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

В статье рассмотрена предложенная авторами методика проектирования и разработки стратегии финансирования хозяйствующими субъектами социальной среды функционирования последних. Особенностью данной методики является попытка авторов оценить степень влияния некоррелированных факторов на выбор стратегии и инструментов ее реализации.

Ключевые слова: финансовая стратегия, разработка методики, социальная среда, хозяйствующий субъект.

I Л спользование принципов финансирования социальной среды в стратегиче-

r I ских планах развития корпораций повышает адаптивность и эффективность предпринимательской системы в целом.

Легитимизации деятельности в глазах общественности, являющейся немаловажным фактором для современных российских предпринимательских кругов, способствует финансирование социальной среды.

Взаимосвязь, которая существует между обществом и корпорацией, предписывает необходимость для предприятий принимать на себя обязательства в сфере финансирования социальной среды.

Главным отличием рыночной экономики является то, что она работает не на заданиях, полученных «сверху», а, в первую очередь, на стратегиях, учитывающих влияние внешней и внутренней среды на деятельность. Данный тезис является основополагающим для современного механизма управления социально-экономическим развитием на каждом уровне экономической системы.

В основе формирования современного механизма управления социально-экономическим развитием на всех уровнях экономической системы лежит тезис: главное отличие рыночной экономики заключается в том, что она работает не на заданиях, спускаемых «сверху», а, прежде всего, на стратегиях, учитывающих экономическую ситуацию. Стратегическое управление решает более сложные задачи выбора перспективных видов бизнеса в условиях неопределенности будущей конъюнктуры внешней среды и возможностей успешных видов бизнеса, которые могут потерять свои преимущества в будущем в связи с изменениями в общественных потребностях и потребительских предпочтениях.

Безусловно, за счет поддержания равновесного состояния организации с социальной средой, ее адаптации к внешним изменениям возможна реализация общей экономической цели корпорации, в которой система стратегического управления должна быть ориентирована на создание условий для эффективного использования ресурсов и рыночного роста. Следовательно, система корпоративного управления должна иметь соответст-

вующие адаптивные механизмы. Для выбора эффективной системы управления социальным финансированием следует рассмотреть характеристики каждого из них. Типология адаптивных механизмов стратегического управления основывается на адаптивных системах, присущих в целом, как живой природе, так и технике, что дает право распространить их признаки на исследуемые механизмы.

Существует три вида данных механизмов:

1. Механизмы с активной адаптацией. Данные механизмы направлены на использование в работе корпораций активных элементов общественной среды, если говорить более конкретно, то на нахождение более подходящих обстановок для перехода в другие сферы. Опорой здесь служит приспособление, т.е. адаптация какой-либо организации. Больше всего она проявляется в преобразовании внутренних структур и использовании непростых стратегий в поведении корпорации. Построению систем прогнозирования среды и разработке ответных внутренних мероприятий уделяется отдельное внимание. И. Ансофф указал, что данные механизмы подходят к типам управления как системы, которые он определил как систему, ранжирования стратегических задач, реакции на слабые сигналы, реакции на слабые сигналы и управления в условиях стратегических неожиданностей.

2. Механизмы с пассивной адаптацией. Они направлены на выбор подходящей обстановки деятельности организаций, которые уже имеют какую-то сложившуюся обстановку и соответственно решают задачи в определенной, стабильной среде. Данные механизмы характерны для систем управления, таких, как системы стратегического планирования, бюджетно-финансового контроля и долгосрочного планирования. Изменение обстановки в представленных системах приводят к внутренней перестройке организации высокого качества.

3. Механизмы, направленные на формирование социальной среды. В основе стоит предшествующее приспособление организации. Механизм необходим для более качественных условий для функционирования организации. К наиболее частым направлениям данных механизмов относят

50

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_

формирование элементов общественной среды, которые в свою очередь обеспечивают параметры, необходимые для функционирования корпорации.

Стратегические решения принимаются благодаря предложениям о состоянии социальной среды. Многие методы, которые идут на создание социальной среды, создаются благодаря системам коллективной стратегии и инновационного управления, так же, как и многое другое. Из этого получается, что адаптивные механизмы - это не желание корпораций осуществлять свою деятельность или не осуществлять ее вообще, в основе которых лежит информация, полученная благодаря различным методам.

Цель этих механизмов заключается в правильном выборе стратегии, которая в той или иной мере взаимодействует с социальной средой, корпорациями.

Корпорации должны ориентироваться во внешней и внутренней обстановке, если же что-то пойдет не так, то они делают все возможное, чтобы эта цель была достигнута, но для этого немаловажно изучить социальную среду.

Очень часто на практике учет факторов происходит в двух стратегиях: либо активной, либо пассивной. Пассивное поведение корпораций различного уровня содержит в себе изменения, которые происходят благодаря внешним субъектам.

Этот подход является наиболее реальным как в различных сообществах в управлении бизнесом, так и в различных субъектах хозяйственной деятельности. Все же у этого метода есть свои недостатки, в частности, это отношение его к корпорации. Отношение корпорации может быть совершенно другим, нежели каким его ожидали, это может быть как и общественные условия, так и отношения самого административного персонала.

В первую очередь, это существенная временная разница между внешним воздействием и проявлением реакции корпорации. Во-вторых, данная реакция всегда является ассиметричной воздействию - диапазон изменения корпорации задается существующими ограничителями (нормативными актами, социальными условиями, личностными характеристиками руководителя).

Вторая стратегия, которая определяется как «активная», подразумевает не изменение системы управления внутри корпорации в соответствии с внешними условиями, а влияние самой корпорации на внешние условия для создания благоприятных изменений этих условий. Обе стратегии, указанные выше, используются в равной степени различными корпорациями. На выбор стратегии корпорацией влияют: условия социальной среды, в которой она находится; цели и задачи, которые лежат в основе общей корпоративной стратегии данной корпорации. В ходе исследования было выявлено, что у более стратегически ориентированных компаний выбор падет с большей вероятностью на «активную» стратегию.

Стратегия развития корпорации формируется в несколько этапов: анализ среды и потенциала

корпорации, определение целей развития, критериев достижения данных целей, постановка задач, определение имеющихся ресурсов, факторов риска, форс-мажорных обстоятельств и разработка мер по их профилактике и ликвидации. Очень важно учитывать данные факторы, когда корпорация проходит точку бифуркации, так как из-за состояния значительного неравновесия их влияние усиливается. Для направления корпорации по требуемой «траектории» развития необходимо четко определить точку бифуркации и осуществить точечное воздействие на систему для задания правильной траектории развития.

Вместе с тем, многоаспектный характер разработки управленческих решений при формировании стратегии поведения корпорации в социальной среде предполагает формулировку и использование определенных принципов в технологии принятия решений.

На практике принципы финансирования социальной среды становятся важной составляющей корпоративных стратегий. К примеру, по результатам исследования Ассоциации Менеджеров России выяснилось, что 86% компаний, принимавших участие в опросе, осуществляют финансирование разных видов социальных программ на постоянной основе, а 14% из них финансирование социальной среды производят в соответствии с принципами, которые утверждаются высшими исполнительными органами.

Объединенная компания “Русал” считает главным элементом своего развития финансирование социальной среды. Собственная миссия компании - «успешное развитие бизнеса должно способствовать социально-экономическому процветанию общества» - реализуется через социальные инвестиции. Для получения полных, точных данных проводятся опросы населения, фокусгрупп, интервью с экспертами. Затем после тщательного анализа полученной информации создается данная программа мероприятий в отношении различных субъектов как внешней, так и внутренней среды компании конкретной территории.

Финансирование социальной среды в стратегиях проводится посредством двух основополагающих направлений: направление поведения корпорации в социальной среде представлена как независимый субъект, либо стратегия финансирования социальной среды проходит нитью через все части общей корпоративной стратегии.

Ярким примером второго направления служит опыт «Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации»: составляющими стратегии компании частично задействованы программы по финансированию социальной среды. Таким образом, в рамках программы корпорации по финансированию вместе с концепцией ввода новых мощностей и реконструкции действующих предполагаются мероприятия по поддержке способных молодых исследователей, оказанию поддержки росту профессионализма научной молодежи, связанной с наукой, и содействию

51

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_

творческой активности молодых ученых в форме Конкурса и Всероссийской конференции молодых специалистов.

По нашему мнению, такие действия являются весомым доказательством того, что концепция, которая включает принци-

пы финансирования социальной среды, становится одной из основополагающих частей корпоративной стратегии и помогает бизнес-обществу реагировать на вызовы внешней и внутренней социальных сред бизнеса.

Анализ существующей практики различных корпоративных стратегий выявил, что для разработки методики формирования стратегии финансирования социальной среды необходимо не только основываться на общих принципах стратегического управления корпорацией, предполагающих получение экономических результатов, но и безусловно формировать социальные программы, направленные во внешнюю и внутреннюю среду компаний. Это связано с тем, что в процессе реализации данных программ перед нами стоит аналогичная цель, что и при разработке комплексной стратегии предприятия - эффективность бизнеса.

Процесс формирования стратегии финансирования социальной среды можно представить в виде следующего плана:

1. Утверждение рабочей группы сообразно

разработке стратегии финансирования общественной среды компании, кото-

рая преимущественно бы состояла из топ-менеджеров организации, представляющих лидирующие подразделения, и менеджеров, которые в предстоящем будущем будут конкретными соучастниками реализации проектов финансирования общественной среды.

Во-первых, это дозволит ввергнуть в процесс формирования стратегии финансирования общественной среды служащих, обладающих полномочиями для решения установленных задач. Во-вторых, у персонала, который реализует конкретные проекты, может быть вероятность с затруднениями реализации на начальном шаге работы. Рабочая группа изучит, как настоящая практика организации подходит ее миссии и целям.

2. Прочерчивание диагностики общественной среды компании. Делается диагностика корпоративной культуры компании и обнаружение многофункциональных областей, какие требуют разбора и улучшений: менеджмент свойства, дела с потребителями и персоналом, защита находящейся вокруг среды, взаимоотношения с местными людьми. В зависимости от потребностей организации целевые группы изучения имеют все шансы существовать расширенными (к примеру, отношения с инвесторами, местной и федеральной властью).

3. Анализ работающей стратегии компании. Различение областей и событий, когда заявленные задача и цели организации не совпадают с настоящей практикой.

4. Создание стратегии финансирования общественной среды компании.

5. Формирование отчета для владельцев и топ-менеджмента организации.

Разработанная методика формирования корпоративной стратегии финансирования общественной среды владеет значимой методической и практической значимостью, так как дозволяет построить механизм финансирования общественной среды в системе стратегического управления.

Обозначенные стратегические ориентиры эффективного финансирования общественной среды могут быть достигнуты при наличии оптимальных устройств и работающей системы управления инвестициями, направленными на социальную среду.

Удачливость реализации стратегии финансирования общественной среды во многом описывает процесс ее подготовки и реализации. В российских компаниях создание принятие и осуществление стратегических решений, согласовывается с руководителями различного уровня, что позволяет им включать в них опыт, знания и интуицию. Но различия в системах ценностей, типах восприятия, уровне образования и типах культур участвующих в этом процессе профессионалов, требует согласования, приведения их к единому знаменателю.

Разные точки зрения порождают угрозу появления внутренней противоречивой стратегии, что показывает на трудность согласования и координации усилий различных подразделений и профессионалов в процессе формирования и реализации стратегии.

Все эти причины обусловливают трудности координации деятельности руководителей и специалистов, участвующих в подготовке и реализации стратегии финансирования общественной среды корпорации, а также единой внутренней согласованности предоставленной стратегии.

В качестве механизма по снижению противоречий авторами предложена модель управления финансированием общественной среды в отечественных корпорациях, которая в форме алгоритма, включающего в себя следующие этапы:

1. Отбор приоритетных направлений финансирования общественной среды корпорации (определение целевых характеристик стратегии финансирования общественной среды).

2. Создание стратегии финансирования социальной среды корпорации.

3. Поиск источников финансирования проектов в рамках стратегии финансирования общественной среды корпорации.

4. Создание рационального портфеля финансирования социальной среды.

5. Разработка и реализация плана мероприятий по реализации проектов, связанных с финансированием социальной среды.

6. Координация работы структурных подразделений корпорации по осуществлению стратегии финансирования социальной среды.

52

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_

7. Проведение оценки по влиянию реализованных проектов социальноориентированых на эффективность корпорации.

В вышепредложенном алгоритме принципиальным является этап поиска источников финансирования проектов. Главным источником социального финансирования компаний в общественной среде являются предполагаемая прибыль и рентабельные корпорации.

Однако некоторые проекты могут быть реализованы в рамках работы корпорации с переносом осуществленных издержек (социальных) на первоначальную стоимость. Это относится к проектам, направленным во внутреннюю среду корпорации (создание условий труда работникам, организация питания на рабочем месте, перевозка сотрудников до места работы).

Сопоставление эффективности реализации проектов по финансированию социальной среды корпорации с проектами других компаний позволяет обнаружить недоработки в собственной политике.

Плюсом предложенной методики построения системы управления финансированием социальной среды в корпорациях является вероятность ее адаптации ко всем социально-экономическим обстановкам, появляющимся в процессе модификации развития общественной среды. Она учитывает различия в работе менеджмента и сложность в принятии обоснованного решения, а также отображает требования к внедрению научно обоснованных подходов по решению проблем, связанных с управлением финансированием социальной среды российскими корпорациями.

Библиографический список

1. Родионов, М.Г. Структурно-функциональный и системный анализ как инструменты организационного проектирования [Текст] / М. Г. Родионов // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - № 2 (6). - С. 40-47.

2. Родионов, М.Г. Предпосылки формирования теории структурного управления развитием хозяйствующего субъекта [Текст] / М. Г. Родионов // Омский научный вестник. - 2012. - № 5 (112). - С. 96-99.

3. Родионов, М.Г. Предпосылки построения новой теории структур на основании положений общей теории систем [Текст] / М. Г. Родионов // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. -2013. - № 1 (5). - С. 16-19.

References

1. Rodionov M.G. Strukturno-funkcionainyj i sistemnyj analiz как instrumenty organizaci-onnogo proektirovanija [Structural and functional analysis of the system and as a tool for organizing-tional design.]. // Vestnik Sibirskogo institute biznesa i informacionnyh tehnologij. 2013. № 2 (6). S. 40-47.

2. Rodionov M.G. Predposylki formirovanija teorii strukturnogo upravlenija razvitiem hozjaj-stvujushhego subekta [Preconditions of formation of the theory of structural development management hosts] // Omskij nauchnyj vestnik. 2012. № 5 (112). S. 96-99.

3. Rodionov M.G. Predposylki postroenija novoj teorii struktur na osnovanii polozhenij obshhej teorii sistem [Prerequisites for building a new theory of structures on the basis of the provisions of the general systems theory] // Vestnik Sibirskogo institute biznesa i informacionnyh tehnologij. 2013. № 1 (5). S. 16-19.

53

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)

METHODS FORMATION OF FINANCIAL STRATEGY SOCIAL PROTECTION OF ECONOMIC UNITS

Maxim G. Rodionov,

associate professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Anastasia I. Sergushkina,

graduate student, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. The article describes the proposed methodology the design and development of financing strategies of the entity social environment the functioning of the latter. The peculiarity of this methodology is the authors attempt to assess the degree of influence correli-aligned factors on the choice of strategy and instruments for its implementation.

Keywords: financial strategy, development of methodology, environment, an economic entity.

Сведения об авторах:

Родионов Максим Георгиевич - кандидат экономических наук, доцент, первый проректор Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: rod_max@mail.ru.

Сергушкина Анастасия Ивановна - магистрант Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: post@sano.ru.

Статья поступила в редакцию 15.09.2015.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.