Научная статья на тему 'Особенности управления комплексным развитием региона'

Особенности управления комплексным развитием региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пивоварова Марина Александровна

Рассматриваются особенности локальной региональной системы Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Определяются специфика и принципы управления подобными уникальными объектами. Обосновывается необходимость формирования специализированного института, наделенного необходимыми полномочиями с соответствующим закреплением за ним ответственности за решение основных вопросов комплексного развития АЗРФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Пивоварова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления комплексным развитием региона»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫМ РАЗВИТИЕМ

РЕГИОНА

Пивоварова Марина Александровна, д.э.н., профессор, профессор

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Рассматриваются особенности локальной региональной системы Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Определяются специфика и принципы управления подобными уникальными объектами. Обосновывается необходимость формирования специализированного института, наделенного необходимыми полномочиями с соответствующим закреплением за ним ответственности за решение основных вопросов комплексного развития АЗРФ.

Уникальность локальной системы определяет особенности управления социально-экономическим развитием того или иного региона.

Любая региональная система сочетает в себе характеристики разных типов локальных систем . Например, уникальный характер региона Республики Крым и города Севастополя определяется тем, что это экономическая территориальная система, организованная и функционирующая на основе сочетания специфического ресурсного комплекса с регионообразующей инфраструктурой. Это административная структура, выстаиваемая по несопредельному принципу типа Калининграда или Аляски. Это исторически сформировавшаяся зона хозяйствования [10].

Еще один российский регион не имеет аналогов. Это Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ), территория которой включает в себя 3 миллиона квадратных километров континентальной суши и островов, а также 4 миллиона квадратных километров шельфа. На территории Российской Федерации линия Полярного круга имеет протяженность более 20 тысяч километров.

На мегауровне АЗРФ представляет собой часть целостного Арктического региона, который является циркумполярной территориальной зоной глобального совместного хозяйствования. Арктический регион находится за пределами густонаселенного мира и защищен суровым климатом. Здесь на рубеже ХХ-ХХ1 веков столкнулись геополитические и геоэкономические интересы многообразных институциональных субъектов, в первую очередь приарктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция) и заинтересованных стран. Германия, Индия и Китай, не являясь приарктическими государствами, заявили о желании и готовности участвовать в хозяйственном освоении Арктики. Они организовали работу собственных исследовательских станций в этом регионе. Руководство КНР называет свою страну «около арктической держа-

7 В экономической литературе выделяется более 30 типов локальных систем [2, с. 178181].

8

вой» . Помимо этих стран Арктический регион представляют межправительственные организации (Евро-арктический совет Баренцева моря /1993/, Арктический совет /1996/9), международные и национальные неправительственные организации. Вместе с тем деятельность международных организаций не скоординирована.

На макроуровне АЗРФ представляет собой часть хозяйственного пространства нашей страны. Целостный регион в настоящее время представлен несколькими субъектами Российской Федерации и отдельными муниципальными образованиями. Состав сухопутных территорий АЗРФ был специально определен в целях реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»

На мезоуровне особая роль в решении вопросов развития северных территорий принадлежит организациям коренных народов. Так, постоянными участниками Арктического совета являются Арктический совет атабаска-нов, Международная ассоциация алеутов, Международный совет гвичи-нов, Циркумполярный совет инуитов (эскимосов), Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также Совет саами [1].

Арктический регион является полем деятельности транснациональных корпораций. Ведь для освоения крупнейших месторождений требуются колоссальные долгосрочные капиталовложения, новейшие технология и соответствующий опыт. Поэтому проекты в данном регионе реализуются совместными усилиями национальных и транснациональных компаний.

Отсюда комплексное развитие АЗРФ представляет собой сочетание процессов развития и взаимозависимости, взаимной обусловленности и взаимного дополнения, взаимопроникновение при сохранении самобытности и многообразия различных акторов, интересы которых пересекаются в разных областях.

В институциональной плоскости находятся вопросы государственной юрисдикции над природными ресурсами и морскими путями, взаимных нерешенных территориальных претензий, режима военно-стратегического присутствия в регионе и др. Поэтому комплексное развитие АЗРФ обусловливает необходимость обязательного активного участия нашей страны в разработке как формальных, так неформальных норм и правил регулирования основных видов деятельности в Арктике. Соответствующие институциональные сигналы могут продемонстрировать готовность нашей страны отстаивать собственные интересы в этом регионе. Так, в 2007 году на дне Северного Ледовитого океана был установлен российский флаг. В 2010 году Россия представила в комиссию ООН по границам шельфа заявку на расширение своей исключительной экономической зоны.

8 Китай получил статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете [1, с. 84].

9 Целью деятельности Арктического совета является развитие сотрудничества, координация взаимодействия всех приарктических государств.

В экономической области в Арктике сталкиваются интересы хозяйствующих субъектов по вопросам формирования международных интегрированных транспортных коридоров, создания современной инфраструктуры, выделения рыбоохранных зон.

Комплексное развитие АЗРФ предполагает преодоление дисбалансов и деформаций хозяйственного пространства региона, сложившихся в процессе фундаментальных рыночных преобразований 1990-х годов. В тот период было ликвидировано централизованное материально-техническое снабжение арктических районов. Произошло сокращение производства. Закрылись золотодобывающие предприятия. Сократились объемы грузовых перевозок в арктической зоне всеми видами транспорта - морским, речным, железнодорожным, автомобильным и воздушным. Расформирование Северного морского пути сопровождалось приватизацией морских пароходов и портов. Были упразднены многие социальные организации. Сократились объемы работ по изучению и хозяйственному освоению Арктики. И только после принятия Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей» началась реализация программы переселения людей из районов Крайнего Севера с целью смягчения дисбалансов, возникших на рынке труда и в социальной сфере.

Однако отток факторов производства, сокращение объемов местного рынка, замедление агломерационных процессов, а также высокий уровень транспортных издержек привели к увеличению разрыва между лидирующими и депрессивными регионами нашей страны по уровню развития. В силу крайней уязвимости арктической окружающей среды к антропогенному воздействию необходимо взаимодействие различных субъектов (правительственных и неправительственных, национальных и международных) при решении вопросов восстановления и защиты окружающей среды, предупреждения радиоактивного заражения и других загрязнений, вызванных деятельностью военных, создания системы хранения и переработки ядерного топлива и т. п.

Экологический аспект развития важен и для АЗРФ. В советский период огромные ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) были направлены на обустройство систем военного назначения (ПВО и ВВС). В полярных широтах была создана система метеостанций. И хотя промышленно-хозяйственное освоение территории носило «очаговый» характер, в Арктику завозилось все необходимое для ее освоения, а также для жизнедеятельности людей. Однако отходы фактически не вывозились с арктической территории. В настоящее время по разным данным в АЗРФ находится (не используется, а ржавеет) более 20 тысяч единиц техники, которая после распада СССР стала ненужной. В прибрежной зоне Северного Ледовитого океана имеется до 4 миллионов тонн промышленного и строительного мусора. Архипелаг Новая Земля превратился в полигон для радиоактивных отходов. На северных российских островах скопилось более 3 миллионов бочек, значительная часть которых содержит неиспользованные нефтепродукты [4].

Активная «генеральная уборка» арктической территории началась в 2011 году. Так, остров Врангеля приводится в нормальное состояние (на сколько это возможно) совместными усилиями Минприроды России и Министерством обороны Российской Федерации. Вывоз мусора и неработающей техники осуществляется военными судами [4]. Однако данный вид деятельности зависит от выделения соответствующих финансовых ресурсов.

Экономический и экологический аспекты комплексного развития АЗРФ тесно переплелись с демографическим. В этом регионе чрезвычайно актуальны вопросы сохранения и защиты традиционного образа жизни коренных народов, сохранения их культуры и популяции в целом. К тому же хозяйственное освоение многих месторождений полезных ископаемых осуществляется в природноохранных зонах10.

В некоторых областях - технико-технологической и научно-исследовательской - наблюдается сотрудничество различных хозяйствующих субъектов по вопросам совершенствования технологий, облегчающих доступ к источникам сырья, формирования систем мониторинга и коммуникаций и др.

Таким образом, АЗРФ представляет собой уникальный объект управления. Это часть целостного региона и, как часть целого, может реализовать свой потенциал только в целостной системе. Но выражая природу целого, эта составная часть приобретает специфические для него свойства. В рамках целого его части в значительной мере теряют свое исходное качественное своеобразие. Поэтому в процессе управления комплексным развитием АЗРФ необходимо учитывать тот факт, что общее интегральное качество, как правило, подавляет проявление специфических свойств отдельных элементов.

В настоящее время функции регулирования и координации мероприятий по развитию АЗРФ четко не определены и рассредоточены между многими органами, каждый из которых реализует их в рамках своей компетенции и в соответствии со своими ведомственными документами. Это связано как с объективными, так и субъективными факторами.

АЗРФ исторически развивалась как военно-сырьевой регион, особенностями которого являются: пространственная удаленность от центральных органов власти, крайне низкие температуры, сложная ледовая обстановка, недовольство коренных малочисленных народов Севера вмешательством извне. В советский период осуществлялась политика «точечного» (выборочного) развития. Формирование единого социально-экономического пространства на огромной территории АЗРФ затруднялось отсутствием целостной институциональной базы. Комплексное развитие арктической территории затруднено и отсутствием интегрированной транспортной ин-

10 На северо-востоке Аляски на территории Арктического национального заповедника дикой природы добыча полезных ископаемых запрещена в принципе. В Канаде более тридцати лет коренное население препятствует добыче газа в дельте реки Маккензи [1, с. 84].

фраструктуры, информационных и спутниковых систем, целостной системы космического мониторинга.

В результате в настоящее время ни один из регулирующих и координирующих органов не имеет возможности полномасштабного регулирования и осуществления государственной политики, направленной на комплексное развитие АЗРФ. Нередко наблюдается дублирование работы некоторых из них.

Не способствует комплексному развитию АЗРФ постоянная реорганизация различных институтов. Например, Министерство регионального развития Российской Федерации, которое определено как ответственный исполнитель государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной 21 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации, было упразднено 8 сентября 2014 года. В настоящее время реализацией данной программы, которая носит аналитический характер, занимается Минэкономразвития России.

Комплексное развитие АЗРФ предполагает сочетание и взаимное дополнение различных моделей социально-экономического развития отдельных территорий. Например, в относительно старых промышленных регионах -Мурманской и Архангельской областях - предполагается реализовать модель постиндустриального развития. Особые модели кластерного типа будут реализованы в регионах перспективного хозяйственного освоения, где сосредоточены значительные потенциальные ресурсы высоколиквидных видов полезных ископаемых. В научный кластер превращаются полярные экспедиции. В регионе формируется научно-исследовательская сеть, в которую включаются гидрометеостанции, компании, ведущие хозяйственную деятельность на арктических территориях, а также специальная аппаратура, находящаяся на добывающих платформах и судах, которая позволяет собирать соответствующую информацию.

Реализуется и модель особо охраняемых природных территорий (ООПТ), на которых хозяйственная деятельность либо ограничена, либо запрещена. В 1994 году на земле Франца-Иосифа был создан природный заказник федерального значения. Здесь ведутся научные исследования по изучению и сохранению биоразнообразия. В настоящее время в АЗРФ функционируют 24 ООПТ федерального значения (10 заповедников, три национальных парка, 11 заказников) и 86 ООПТ регионального значения. До 2020 года планируется создать два национальных парка в Мурманской области - «Центрально-Чукотский» и «Хибины», заповедник «Медвежьи острова» в Республике Саха (Якутии), а также заказник федерального значения на Новосибирских островах [8].

Таким образом, сложившееся к настоящему времени хозяйственное пространство АЗРФ характеризуется фрагментарностью, отсутствием внутреннего единства, институциональной и социально-экономической связанности, наличием диспропорций, дисбалансов и деформаций на нано-, микро-, мезо-, макро- и мегауровнях. В государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской

Федерации на период до 2020 года» достаточно четко названы риски и угрозы, которые характерны для текущего состояния социально-экономического развития данного региона [10].

В этих условиях комплексное развитие арктических территорий предполагает, с одной стороны, использование разнообразных институциональных форм хозяйствования - рыночных и нерыночных, ассоциативных форм, «жестких» и смешанных организационных структур, межличностные связи и т.д. А с другой стороны, АЗРФ как уникальный объект управления нуждается в создании специализированного института (агентства, министерства), наделенного необходимыми полномочиями с соответствующим закреплением за ним ответственности за решение основных вопросов комплексного развития региона11.

Комплексное развитие АЗРФ основано на таких принципах, как гуманистический принцип ценности каждого человека; принцип экологизации хозяйственной деятельности12; принцип увеличения многообразия средств, методов, форм, моделей хозяйствования; принцип сочетания развития и сохранения среды обитания и самобытной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и др. Все названные принципы комплексного развития взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.

Принципы комплексного развития такого уникального региона, как АЗРФ, обусловливают принципы управления: принцип целостности, принцип иерархической упорядоченности, принцип историчности. Реализация названных принципов управления позволит интегрировать арктические территории в систему сложившихся разнокачественных связей мега-, мезо-, макро- и микроуровней: воспроизводственных, структурных, институциональных, связей субординации, управления и т.п.

Список литературы

1. Атлас 2010 / Пер. с франц. В. Л. Иноземцева и Е.С. Кузнецовой, вступ. ст. А.Ю. Молчанова. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2010.

2. Геоэкономика и конкурентоспособность России: Научно-концептуальные основы геоэкономической политики России: Научный доклад / Под научн. ред. Э.Г. Кочетова. -М.: Книга и бизнес, 2010.

3. Ивантер В.В., Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Арктический мегапроект в системе государственных интересов и государственного управления // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2014. - Т. 7. - № 6 (38). - С. 6-24.

4. Иноземцев В. Время собирать бочки [Электронный ресурс] // Огонек. - 2012. - № 36. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/ogoniok/67859.

5. Мазур И.И. Арктика - точка бифуркации в развитии глобального мира // Век гло-

11 Мы полностью поддерживаем предложение В.В. Ивантера, В.Н. Лексина и Б.Н. Пор-фирьева о том, что для обеспечения программно-целевого управления комплексным развитием АЗРФ целесообразно формирование органа со статусом федерального министерства [3, с. 22].

12 Принцип экологизации хозяйственной деятельности означает, что хозяйственная деятельность в АЗРФ не должна превышать функциональную емкость природной экосистемы, чтобы не нарушать хрупкое экологическое равновесие.

бализации. - 2010. - № 2. - С. 93-104.

6. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года №Пр - 1969 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/ ёосите^8/98.Иш1.

7. Пивоварова М.А., Хохлова А.М. Инклюзивное развитие региона // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - № 2 (7). - С. 215-220.

8. Полюс - наш! [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2015. - № 107 (6678). - Режим доступа: http://www.rg.ru/gazeta/2015/05/21.htm1.

9. Север России: потенциалы развития // Труды Вольного экономического общества России. - 2014. - № 3 (182). - С. 180-258.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

11. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 года. Утверждена Президентом Российской Федерации 20 февраля 2013 года № Пр-232 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minec.gov-murman.ru/fi1es/Strategy_azrf.pdf.

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КОМПАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ВЫКУПА УПРАВЛЯЮЩИМИ Романенко Ольга Анатольевна, к.э.н., доцент Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

В статье рассмотрены особенности сделок на рынке слияний и поглощений с помощью техники выкупа компании внутренними управляющими. Проанализированы преимущества и недостатки сделок MBO, а также выявлены их особенности в России.

В настоящее время одной из тенденций развития компаний в условиях глобализации мировой экономики, высокой конкуренции на мировом финансовом рынке, мирового разделения труда является их слияние и поглощение [3, с. 410]. Рынок слияний и поглощений с участием российских компаний в последние годы существенно вырос, как по количеству сделок, так и по сумме. Неудивительно, что изучение тенденций на рынке слияний и поглощений, подходы к их классификации, анализ мотивов сделок и выявление российских особенностей давно стали темами исследований отечественных специалистов.

В настоящее время в большинстве источников устоялся термин «слияния и поглощения» (mergers and acquisitions, М&А). В этом контексте понятие «приобретение» (acquisition) - синоним «поглощения» (takeover), или присоединения. В общем случае термин «слияния и поглощения» охваты-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.