Научная статья на тему 'Особенности управления качеством технического обслуживания оборудования в производстве автокомпонентов'

Особенности управления качеством технического обслуживания оборудования в производстве автокомпонентов Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
176
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО АВТОКОМПОНЕНТОВ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / QUALITY MANAGEMENT / EQUIPMENT MAINTENANCE / PRODUCTION OF AUTOMOTIVE COMPONENTS / PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Степанова Кристина Михайловна, Сущев Анатолий Константинович

Рассмотрены вопросы организации управления качеством технического обслуживания оборудования в производстве автокомпонентов на основе процессного подхода. Показана возможность применения процессного и системного подходов при организации ТО оборудования в целях повышения качества ТО и обеспечения согласованности деятельности подразделений. Разработана схема взаимодействия процессов, влияющих на качество технического обслуживания оборудования с учетом требований ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Рассмотрены показатели результативности, характеризующие вклад процессов в организацию и проведение ТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Степанова Кристина Михайловна, Сущев Анатолий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF QUALITY MANAGEMENT OF EQUIPMENT MAINTENANCE IN THE PRODUCTION OF AUTOMOTIVE COMPONENTS

The questions of the organization of quality management of maintenance of equipment in the production of automotive components based on the process approach. The possibility of application of process and system approaches at the organization of THAT equipment for the purpose of improvement of quality of THAT and ensuring coordination of activity of divisions is shown. The scheme of interaction of the processes influencing quality of maintenance of the equipment taking into account requirements of GOST R ISO 9001-2015 is developed. The performance indicators characterizing the contribution of processes to the organization and carrying out of THE equipment are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности управления качеством технического обслуживания оборудования в производстве автокомпонентов»

УДК 658.5

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ

АВТОКОМПОНЕНТОВ

Степанова Кристина Михайловна, магистрант (e-mail: [email protected]) Сущев Анатолий Константинович, к.т.н., доцент, действительный член Академии проблем качества (e-mail: [email protected]) Владимирский государственный университет

Рассмотрены вопросы организации управления качеством технического обслуживания оборудования в производстве автокомпонентов на основе процессного подхода. Показана возможность применения процессного и системного подходов при организации ТО оборудования в целях повышения качества ТО и обеспечения согласованности деятельности подразделений. Разработана схема взаимодействия процессов, влияющих на качество технического обслуживания оборудования с учетом требований ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Рассмотрены показатели результативности, характеризующие вклад процессов в организацию и проведение ТО.

Ключевые слова: управление качеством, техническое обслуживание оборудования, производство автокомпонентов, процессный подход.

Целью технического обслуживания (ТО) оборудования в производстве автокомпонентов является безусловное обеспечение выпуска установленной партии продукции, удовлетворяющей требованиям автопроизводителей по качеству, номенклатуре, срокам и стоимости. Организация ТО оборудования должна обеспечить поддержание работоспособности оборудования при использовании его по назначению [1]. В то же время качество ТО оборудования зависит от взаимодействия многих видов деятельности, осуществляемых на предприятии и влияющих на эффективность работ по техобслуживанию. Качество ТО оборудования в производстве автокомпонентов определяется, как способность удовлетворять потребности производственных подразделений, связанные с использованием, эксплуатацией и поддержанием работоспособности оборудования. В [2] отмечено, что качество ТО должно рассматриваться как с точки зрения оценки конечного результата выполнения работ, так и с позиции удовлетворённости производственного персонала. Причем качество ТО можно оценить по двум составляющим: по результатам выполнения техобслуживания и по результатам использования оборудования после выполнения ТО. При этом могут быть использованы основные технико-экономические показатели эксплуатации: коэффициент технического использования (Ки) и коэффициент готовности (Кг) оборудования.

Предприятия производители автокомпонентов различаются по территориальному расположению, по отношению к различным группам потребителей и поставщиков, организационным схемам, масштабам предприятий. В частности, большинство производителей автокомпонентов относятся к типу малых и средних предприятий, поэтому в них зачастую отсутствуют специализированные подразделения выполняющие работы по техническому обслуживанию оборудования. Для проведения ремонтных работ на договорных условиях привлекаются специализированные предприятия или предприятия изготовители оборудования. Выявить типовой перечень деятельностей, влияющих на качество техобслуживания оборудования, можно на основании сравнительного анализа требований к организации технического обслуживания производственного оборудования, приведенных в [2], с требованиями к процессам СМК, приведённых в соответствующих разделах ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

Организация ТО оборудования характеризуются типовым набором функций, (в скобках приведены номера разделов ГОСТ Р ИСО 9001-2015, содержащие требования к выполнению указанных функций):

- установление целей в области качества ТО оборудования (раздел 6.2.1);

- планирование работ по ТО оборудования (раздел 6.2.2);

- обеспечение ТО ресурсами и информацией (разделы 7.1; 7.4);

- установление процессов, определяющих качество ТО (раздел 4.4);

- наличие показателей качества ТО и методов их контроля (раздел 7.1.3; 8.2).

Организация проведения ТО характеризуется:

- наличием планов проведения ТО оборудования (раздел 8.1);

- наличием разработанных процедур выполнения ТО (раздел 7.1.6; 8.3);

- проведением закупок запасных частей и материалов для ТО (раздел 8.4):

- управлением проведения ТО оборудования (раздел 8.5.1);

- укомплектованностью нормативной документацией (раздел 7.5);

- наличием квалификации и осведомленности персонала (разделы 7.1.1; 7.2; 7.3);

- обеспеченностью технологическим и контрольно-диагностическим оборудованием (раздел 7.1.5);

- наличием производственной среды, отвечающей требованиям по охране труда и технике безопасности (раздел 7.1.4).

Контроль качества ТО оборудования характеризуется:

- наличием процедуры регистрации рекламаций по качеству ТО со стороны производственных подразделений (раздел 9.1.2);

- контролем качества выполненных работ по ТО (раздел 9.1);

- наличием процедуры устранения несоответствий (раздел8.7).

Приведенный анализ показывает, что требования к организации ТО оборудования в производстве автокомпонентов соответствуют требованиям к организации аналогичных процессов СМК, приведённых в ГОСТ Р

ИСО 9001-2015. На основании этого анализа можно сделать вывод, что наиболее перспективным направлением управления качеством ТО оборудования на этих предприятиях является применение процессного подхода для организации взаимодействия всех видов деятельности, влияющих на качество и эффективность ТО оборудования. На рисунке 1 приведена схема взаимосвязи процессов, участвующих в организации работ по ТО оборудования в соответствие с ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

Планы развития ТО оборудования

Оценка процессов 9.1

Основные процессы

Знания

7.1.6;7.4;7.5

Условное обозначение связей

Ко всем От всех .

процессам процессов

Знания

Рисунок 1 - Схема взаимосвязи процессов, участвующих в организации

работ по ТО оборудования

Преимущество процессного подхода заключается в улучшении взаимодействия различных видов деятельности предприятия, участвующих в выполнении ТО, в усилении горизонтальных связей между подразделениями предприятия, а также в улучшении связей с поставщиками материалов и запасных частей.

50 СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ, №3 (24), 2019 Таблица 1 - Показатели результативности процессов по проведению ТО

№ п/п Разделы ИСО 9001 Наименование процесса Показатели результативности процессов

1 6; 10 Управление ТО оборудования Планы совершенствования ТО оборудования

2 8.2 Определение требований к ТО оборудования Объем работ по ТО оборудования.

3 8.1 Планирование ТО оборудования План работ по ТО. Степень использования производственных мощностей

4 8.3 Разработка технологий ТО оборудования Нормативно- техническая документация по ТО

5 8.4 Закупки для ТО Наличие требуемых материалов и запасных частей

6 8.5; 7.1.3Ь Осуществление ТО оборудования Выполнение плана работ по ТО оборудования

7 7.1.5; 8.7 Контроль качества ТО Отсутствие несоответствий и рекламаций по ТО

8 9.1.2 Оценка удовлетворенности качеством ТО Отсутствие рекламаций по ТО

9 7.1.2; 7.2; 7.3 Управление человеческими ресурсами Наличие квалификации для проведения ТО

10 7.1.3; 7.1.4 Управление инфраструктурой и средой для ТО Степень обеспечения ТО материалами, запасными частями, инструментами

11 7.1.6; 7.4: 7.5 Управление информацией по ТО оборудования Наличие НД по ТО

12 8.4 Анализ результатов ТО со стороны руководства Планирование улучшений ТО оборудования Наличие планов улучшения ТО оборудования Коэффициент готовности оборудования

Системный подход в управлении качеством ТО может быть использован для согласования задач отдельных процессов с целями предприятия, например, с выполнением плана поставок партий автокомпонентов предприятиям автопроизводителям, что вносит вклад в эффективность деятельности предприятия и повышение его конкурентоспособности.

В производстве автокомпонентов система ТО объединяет все виды деятельности и соответствующие методы и средства, направленные на обеспечение и поддержание необходимого уровня работоспособности оборудования в процессе технической эксплуатации. Для управления качеством ТО необходимо выполнять мероприятия организационного технологического и производственного характера, которые должны предусматривать:

- установление взаимосвязей между процессами, влияющими на качество ТО;

- распределение полномочий и ответственности за проведение ТО;

- диагностирование оборудования;

- соответствие ТО требованиям нормативно-технологической документации;

- совершенствование организационных и технологических методов проведения ТО;

- наличие материально-технической базы ТО;

- наличие материалов и запасных частей;

- достоверность контроля качества ТО;

- повышение квалификации работников, выполняющих ТО;

- сбор, обработки, использования и хранения информации о проведении ТО оборудования.

Управление качеством ТО должно базироваться на стандартных процедурах проведения ТО для каждого типа оборудования, разрабатываемых в соответствии с техническими требованиями обслуживания оборудования, разработанными изготовителями. В общем случае эти процедуры должны содержать требования по следующих операций:

- подготовка к проведению ТО;

- нормативное и материально-техническое обеспечение ТО;

- контроль и регистрация результатов проведения ТО оборудования.

В таблице 1 приведены примеры показателей результативности процессов, характеризующие их вклад в организацию и проведение ТО оборудования.

Таким образом, применение принципов управления качеством ТО оборудования в производстве автокомпонентов заключается в организации взаимодействия всех видов деятельности, влияющих на качество ТО. Организация такого взаимодействия является необходимым условием эффективного внедрения метода всеобщего обслуживания оборудования ТРМ[3,4], привлечения к обслуживанию производственного персонала, повышения производительности и снижения потерь от простоев оборудования.

Список литературы

1. ГОСТ 18322-2016 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2017. - 13 с.

2. Ящур А.И. Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования: Справочник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-геаёт§.шоЫ/Ьоок^р?Ьоок=129683

3. ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты. М.: Стандартинформ, 2017. - 20 с.

4. TPM (Total Productive Maintenance) Энциклопедия производственного менеджера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/total-productivemaintenance.html

Stepanova Kristina Mihailovna, Undergraduate (e-mail: [email protected]) Vladimir state University, Russia

Sushchev Anatoly Konstantinovich, Cand. Eng. Sci, Docent, Academician of the Academy of quality problems (e-mail: [email protected]) Vladimir state University, Russia

PECULIARITIES OF QUALITY MANAGEMENT OF EQUIPMENT MAINTENANCE IN THE PRODUCTION OF AUTOMOTIVE COMPONENTS

Abstract: The questions of the organization of quality management of maintenance of equipment in the production of automotive components based on the process approach. The possibility of application of process and system approaches at the organization of THAT equipment for the purpose of improvement of quality of THAT and ensuring coordination of activity of divisions is shown. The scheme of interaction of the processes influencing quality of maintenance of the equipment taking into account requirements of GOST R ISO 9001-2015 is developed. The performance indicators characterizing the contribution of processes to the organization and carrying out of THE equipment are considered.

Keywords: quality management, equipment maintenance, production of automotive components, process approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.