Научная статья на тему 'Особенности управления интеллектуальной собственностью в реальном секторе экономики'

Особенности управления интеллектуальной собственностью в реальном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / COMMERCIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Унанян Артур Юрьевич, Суслова Светлана Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности при трансфере технологий в реальный сектор экономики, проанализировано использование объектов интеллектуальной собственности в производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Intellectual Property Management in the Real Economy

The article examines commercialization of intellectual property when transferring technologies to the real sector of economy and analyzes the use of intellectual property in production.

Текст научной работы на тему «Особенности управления интеллектуальной собственностью в реальном секторе экономики»

Унанян Артур Юрьевич

канд. экон. наук, доцент, кафедра менеджмента,

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

lgaa3@rambler.ru

Суслова Светлана Евгеньевна

соискатель, Институт повышения квалификации госслужбы Svetlana18.07@yandex.ru

коммерциализация интеллектуальной

собственности в россии

особенности управления интеллектуальной

собственностью в реальном секторе экономики

_Аннотация

В статье рассматриваются вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности при трансфере технологий в реальный сектор экономики, проанализировано использование объектов интеллектуальной собственности в производстве.

Ключевые слова: коммерциализация, интеллектуальная собственность, коммерциализация инноваций, нематериальные активы, конкурентоспособность

Активизация процессов вовлечения интеллектуальной собственности в гражданский оборот предприятий, коммерциализация инноваций, безусловно, способствуют увеличению конкурентных преимуществ инновационно-активных предприятий. Как показывает мировая практика, стоимость отдельных объектов интеллектуальной собственности достигает сотен миллионов долларов [1]. Доля нематериальных активов, находящихся на балансе компании, может составлять более половины

всего ее капитала, а амортизация нематериальных активов служит стабильным источником средств для воспроизводства инновационной продукции компании, региона, при этом использование инноваций выступает гибким индикатором инновационного климата в стране. К сожалению, в России только малая часть объектов интеллектуальной собственности отражается на балансе предприятий, при этом большинство нематериальных активов учтены по минимальной цене, а не по их рыночной стоимости [2].

ссийское предпринимательство, 2011, № 4 (2)

Парадигма открытых инноваций

Именно поэтому так необходима государственная поддержка всего инновационного цикла. Поддерживая фундаментальные и прикладные исследования, государство создает запас новых научных и технологических идей, которые снабжают инновационно-активных субъектов хозяйствования полученными знаниями. Создание государством условий для свободного доступа предприятиям и организациям к результатам фундаментальных и прикладных исследований является огромным по значению и стоимости вкладом в повышение их конкурентоспособности. В настоящий момент происходит смена парадигм управления инновациями, при которой осуществляется переход от закрытых к открытым инновациям (3). Парадигма открытых инноваций заключается в том, что предприятия наряду с собственными, должны использовать и внешние идеи, применять «внутренние» и «внешние» способы коммерциализации для выхода на рынок с более совершенными технологиями.

Можно констатировать, что в России рынок интеллектуальной собственности пока не сложился, и большинство предприятий используют в основном собственные наработки при коммерциализации наукоемких технологий. Россия находится на этапе «закрытых инноваций».

Коммерциализация интеллектуальной собственности

Использование открытой интеллектуальной собственности (ОИС) в собственном производстве работодателей-правообладателей остается одним из действенных механизмов коммерциализации результатов интеллектуальной

деятельности. По данному принципу работают транснациональные корпорации, финансово-промышленные группы, крупные и многие средние и даже небольшие предприятия, для которых собственные разработки имеют профилирующее значение и во многом определяют их конкурентоспособность.

Первым шагом на пути коммерциализации является работа по передаче ОИС подразделением-разработчиком подразделению-пользователю, которая все больше приобретает самостоятельный коммерческий характер, превращая крупные фирмы в предприятия с внутренними рынками. Трудности коммерческого, рыночного подхода к трансферу ОИС и их использованию внутри корпоративных структур в мировой экономике и в России связаны, прежде всего, с управленческой и финансовой учетно-отчетной инерцией хозяйственных отношений, отставанием их гражданско-правового, административно-правового и налогового регулирования от требований ускорения материализации инновационных идей (4).

Трудности использования внутрифирменных инструментов и механизмов коммерциализации ОИС многократно возрастают, если подразделения-разработчики и подразделения-пользователи не являются хозяйственно самостоятельными. Вместе с тем, если эти подразделения являются полностью самостоятельными юридическими лицами, тогда хозяйственные отношения между ними осложняются, прежде всего, налоговыми обязанностями, что сразу резко повышает транзакционные издержки, а значит - себестоимость, и снижает конкурентоспособность как продукции, так и предприятий. (4).

инновационное развитие

Направления стимулирования коммерциализации инноваций

Можно констатировать, что использование различных механизмов коммерциализации ОИС позволеют достичь компаниям несомненных конкурентных преимуществ. Однако неразвитость нормативно-правовой базы, рынка интеллектуальной собственности в России, неразработанность финансовых механизмов порождает множество проблем при трансфере инноваций в реальный сектор экономики. Поэтому основными направлениями стимулирования коммерциализации инноваций должны стать:

- приоритетность государственной поддержки сферы НИОКР;

- формирование нормативной базы функционирования национальной инновационной системы;

- совершенствование финансовой поддержки национальной инновационной системы, в том числе посредством создания инновационных фондов;

- развитие малого инновационного бизнеса;

- развитие частно-государственного партнерства;

- оказание финансовой, информационной, кадровой поддержки патентной и изобретательской деятельности;

- совершенствование системы стимулирования процессов создания и использования инновационной продукции;

- ускорение развития инновационной инфраструктуры,

Литература

1, Колотухин В.А. Коммерциализация инноваций - фактор экономического роста // Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы», - Минск: ГУ «БелИСА», 2006,

2, Румянцев А.А. Менеджмент инноваций, Как научную разработку довести до инновации: учеб пособие, - СПб.: Бизнес-пресса, 2007,

3, Чесбро Г, Открытые инновации / Пер, с англ, В.Н. Егорова - М,: Поколение,

2007,

4, Хомутский Д.Ю. Управление инновациями в компании, - М,: Солон-Пресс,

2008,

Artur Yu. Unanian

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of Management, Sochi State University for Tourism and Recreation Svetlana E. Suslova

Applicant, Institute for Advanced Training in Public Service

Features of Intellectual Property Management in the Real Economy

_Abstract

The article examines commercialization of intellectual property when transferring technologies to the real sector of economy and analyzes the use of intellectual property in production.

Keywords: commercialization, intellectual property, commercialization of Innovations, intangible assets, competitiveness

ийское предпринимательство, 2011, № 4 (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.