Международной заочной научно-практической конференции. 2016. С. 115-118.
5.Матвеева Л.Д., Хамадеева З.А. Туризм в Республике Башкортостан (на примере северовосточного региона): историко-географические аспекты
Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 3 (32). С. 87-92.
6. На территории геопарков Башкортостана появятся 55 объектов на 1,7 млрд рублей URL: https://iz.ru/1098225/2020-12-10/na-territorii-geoparkov-bashkortostana-poiaviatsia-55-obektov-na-17-mlrd-rublei
7. Об особо охраняемых природных территориях Республики Башкортостан /
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. URL:
https://bashstat.gks.ru/storage/mediabank/OOPT-022020.pdf
8.Хасанова А.М., Лесников А.И. Модернизация объектов туризма в национальных природных парках как фактор повышения конкурентоспособности. В сборнике: Наука сегодня: теория и практика. Сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 160-164.
9.«Янган-Тау» — первый и пока единственный геопарк на Урале. URL:http://marshrut74.ru/yangan-tau-geopark/
Labuzhskaya T. I.
candidate of economic sciences, associate professor of the department of organization management, Orenburg branch of RANEPA Sitzhanova A. M.
candidate of economic sciences, associate professor of the department of personnel management, service and tourism,
Orenburg state university
FEATURES OF BUSINESS CAREER MANAGEMENT
Лабужская Татьяна Ивановна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента организации, Оренбургский филиал РАНХиГС Ситжанова Акжан Мурзагуловна кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ
DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.1.76.196
Summary. The theoretical and practical aspects of business career management are investigated, a conceptual overview of the term "career" is considered, classification signs are generalized, the main functions of business career management are revealed.
Аннотация. Исследованы теоретические и практические аспекты управления деловой карьеры, рассмотрен понятийный обзор термина «карьера», обобщены признаки классификации, выявлены основные функции управления деловой карьерой.
Key words: career, business career, career management, business career management functions, career planning activities.
Ключевые слова: карьера, деловая карьера, управление карьерой, функции управления деловой карьерой, мероприятия по планированию карьеры.
Постановка проблемы. Условия жесткой конкуренции обуславливают необходимость повышения потенциала сотрудников. одним из путей развития сотрудников является реализация его деловой карьеры. Управление деловой карьерой приобретает сегодня особое значение и становится важным условием успешного функционирования организации. Современные условия цифровой и разнообразной экономики заставляют сотрудников менять должность, специальность, профессию и организацию. Важной задачей является поддержание трудового коллектива в наиболее качественном состоянии развития деловой карьеры
для эффективного выполнения каждым сотрудником функций, стоящих перед ними. Как только специалист полностью освоился со своим рабочим местом, его совершенствование начинает тормозится. И если он не видит перспективы роста, то после пяти лет работы начинается спад активности.
Стратегическое управление деловой карьерой осуществляется на основе формирования конкурентоспособного трудового потенциала персонала организации с учетом предстоящих и происходящих изменений, позволяющие персоналу
развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Сбалансированная карьерная политика позволяет организации эффективно и инновационно решать стратегические задачи. Каждый сотрудник организации должен усваивать и использовать новые знания, умения, компетенции и навыки. В этих условиях стратегическое управление деловой карьерой должно быть направлено на подготовку сотрудников к выполнению новых производственных функций и занятию новых должностей в организации.
В нашей стране управление деловой карьерой признается актуальной и важной проблемой, практическое решение которой не всегда успешно в силу недостаточности или отсутствия знаний конкретного инструментария.
Анализ последних исследований и публикаций. По данным исследований Европейского Фонда развития управленческих кадров, период устаревания компетенций специалистов составляет 2-2,5 года. И поэтому необходимо решать задачи управления деловой карьеры как важнейшего фактора формирования нового качества рабочей силы.
В широком смысле понятие «карьера» определяется как - общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуг). Карьера - это не только продвижение по службе. Так же можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся. А в узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Карьера сотрудника в организации - это желания сотрудника реализовывать собственный профессиональный потенциал и
заинтересованность организации в продвижении именно этого сотрудника. Сейчас вместо слова «Карьера» часто используется словосочетание «Социальный лифт».
Цель статьи. Ознакомление с понятиями «карьера», «деловая карьера». Рассмотрение функций управления деловой карьерой. Характеристика мероприятий по планированию карьеры.
Изложение основного материала. В
современных организациях к уровню квалификации, профессиональным навыкам и знаниям формируются высокие требования. В таких условиях становится проблематичным повышения по карьерной лестнице. Современный словарь даёт слову «карьера» значение роста в своей деятельности, профессионального пути.
Карьера - результат осознанной позиции и поведения человека в трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Карьера - это индивидуально-осознанная позиция и поведение индивида, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.
В таблице 1 представлены трактовка определений понятия «карьера», разными авторами.
Таблица 1
Должностной рост - изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.
Профессиональный рост - рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.
Деловая карьера представляет собой любое изменение положения работника в организации, а именно:
- продвижение по лестнице служебной иерархии (вертикальная карьера); пирамидальный характер управленческой структуры не позволяет осуществлять всем непрерывную вертикальную
Обзор определений понятия «карьера»
Автор Определения
А.Я. Кибанов Карьера - поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью
Малый энциклопедический словарь Карьера (итал. Carriera - бег, жизненный путь, поприще, от лат. Carrus -телега, повозка) - успешное (не всегда) продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице.
Д. Холл Карьера заключается в смене последовательно выполняемых работ по мере продвижения в организационной иерархии
Н.Н. Гриценко Карьера - это профессиональное продвижение (движение человека вверх навстречу к личным достижениям)
Дж. Л. Холланд и И.К. Стронг Карьера - это индикатор для работника уровня его устойчивости и стабильности в жизни
А.Г. Эфендиев Карьера - «жизненная траектория человека, формирующаяся с учетом ценностей работника, общества и организации»
К.Г. Кязимов Карьера - это «индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и другой деятельностью в процессе трудовой жизни».
карьеру, поэтому возникает проблема сотрудников, для которых она прекращается;
- последовательная смена занятий (горизонтальная карьера) как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни;
- приближение к «ядру» организации, допуск в узкий круг общения, включение в элиту (центростремительная карьера).
Деловая карьера - поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, приобретение и наращивание профессиональных навыков, способностей и квалификации, которые в совокупности должны привести к росту его человеческого капитала и, следовательно, к росту оплаты его труда.
Управление деловой карьерой - это комплексная технология воздействия
руководителей и кадровых служб на целенаправленное развитие способностей работников, накопление ими профессионального
опыта и рациональное использование их потенциала как в интересах сотрудников, так и в интересах организации.
Объект управления деловой карьерой представляет собой совокупность определенных качеств индивида, объективно существующих возможностей их использования и изменения для достижения поставленных целей.
Субъектами управления деловой карьерой могут выступать как индивид, так и организация, а именно его руководитель и кадровая служба (отдел персонала). Работник рассматривается с позиции формирования своих карьерных целей и процесса их реализации, а организация дает возможность развития человеческого капитала персонала в интересах компании.
Управление деловой карьерой может быть реализовано посредством реализации следующих функций, рисунок 1.
Функции управления деловой карьерой
1 Планирование индивидуального профессионального развития и должностного перемещения сотрудников
3 Создание ногивацнонной среды, способствующей активизации деятельности персонала и побуждающей к раскрытию их потенциала.
4 Регулирование и координация усилий сотрудника и возможностей организации для выполнения плана индивидуального профессионального разЕитня: плана кадрового обеспечения, карьерной стратегии компании.
5 Анализ и оценка результатов деятельности сотрудников: их личностных н профессиональных качеств.
6 Контроль профессионального и должностного роста сотрудников, их деятельности, рационального использования профессионального опыта в органнзалин (должностного перемещения, реализации индивидуального карьерного плана и ДР)
Рисунок 1 - Основные функции управления деловой карьерой
ш
26 м East European Scientific Journal #12(76), 2021 ЯМ!
Таким образом, система управления деловой основе перспектив организации и объективных карьерой объединяет в себе подсистему личных данных с учетом формирующихся самоуправления карьерой и подсистему факторов, оказывающих влияние на развитие управления карьерой в организации. деловой карьеры. Деловая карьера начинается с выявления Факторы, влияющие на деловую карьеру сотрудниками своих потенциальных представлены в таблице 2. возможностей, потребностей и интересов, на Таблица 2 Факторы, влияющие на деловую карьеру
Группы факторов Содержание
Личностные Профессиональное самоопределение, уровень притязаний, призвание, пол, возраст, образование, стаж работы, профессиональная компетентность, мастерство, индивидуальный потенциал человека (профессиональные способности, мотивация, целеустремленность, уверенность, ответственность, здоровье и пр.), семья, близкое окружение
Служебно-производственные Отрасль, продукция, территориальное расположение, рентабельность, масштабы предприятия, производственные функции, организационная структура фирмы, возможности профессионального и должностного роста, кадровая политика организации (шансы получение более высокой должности, условия для обучения и пр.)
Социально-экономические Спрос и предложение на рынке труда, конъюнктура, уровень оплаты труда, материальное стимулирование, социальная защита, ситуация в стране, городе, научно-техническое развитие
Чтобы эффективно управлять своей деловой карьерой, необходимо хорошо разбираться в своем внутреннем мире, своих интересах и ценностях, потребностях и стремлениях, также необходимо управлять своим временем на основе личных планов.
Сотрудник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе, рисунок 2.
Высшая
точка карьеры
Длина карьеры
Показатель уровня позиции
Показатель потенциально й мобильности
Рисунок 2 - Объективные показатели продвижения по службе
Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:
1) высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;
2) длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;
3) показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;
4) показатель потенциальной
мобильности — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.
Следовательно, для формирования деловой карьеры сотрудник должен ставить комплекс профессиональных, финансовых, социально-статусных, нравственно-этических личностно-психологических и мобильных установок на развитие своей жизни в данный момент и на стратегическую перспективу.
Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по
планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены на рисунке 3.
Непосредственный руководитель (линейный менеджер)
■ Опенка результатов труда
■ Опенка мотивации
■ Организация профессионального развития
- Предложения по стимулированию
- Предложения по росту Рисунок 3 - Мероприятия по планированию карьеры
Каждый сотрудник также участвует в управлении своей карьерой. Управление деловой карьерой позволяет добиться лояльности сотрудников к предприятию, повысить производительность труда и лучше раскрыть навыки и профессиональные компетенции людей
Выводы и предложения. Любой процесс управления подразумевает оценку эффективности его функционирования. Успешное развитие организации во многом определяется наличием у её сотрудников, обладающих
высокопрофессиональными навыками, развитыми компетенциями и стремлению к развитию. Для обеспечения преемственности управления, необходимо иметь сотрудников, которые развиваются в организации, продвигаясь по карьерной лестнице. Именно данные сотрудники позволяют организации быть инновационной и эффективной.
Таким образом, создавшаяся в нашей стране ситуация изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление
деловой карьерой в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним и внутренним условиям, учет личностного фактора в построении профессиональной карьеры персонала организации.
Список литературы:
1. Балашов, А. И. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие / А. И. Балашов. - СПб.: Питер, 2019. - 318 с.
2. Кязимов К.Г. Управление человеческими ресурсами: профессиональное обучение и развитие: учебник для вузов / К.Г Кязимов. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 202 с.
3. Лапшова, О.А. Управление человеческими ресурсами: учебник и практикум для вузов / О.А. Лапшова. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 406 с.
4. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / Ю.Г. Одегов. - М.: Юрайт, 2020. - 467 с.
5. Пугачев, В. П. Планирование персонала организации: учебное пособие / В. П. Пугачев. -Саратов: Вузовское образование, 2018. - 233 с.