Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОСОБЕННОСТИ / USINESS PROCESSES / INNOVATION / INNOVATIVE ENTERPRISE / FEATURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинников А.П.

В статье проводится анализ особенностей управления бизнес-процессов инновационных предприятий. Перечислены факторы, определяющие выбор структуры бизнес-процессов инновационного предприятия. К факторам, определяющим особенности построения структуры бизнес-процессов инновационного предприятия отнесена характерная последовательность этапов осуществления инновационного процесса; повышенная рискованность деятельности; ограниченность финансовых ресурсов; высокая значимость интеллектуальных ресурсов; сложности точного планирования реализации инновационных проектов; повышенные требования к срокам вывода инновационной продукции на рынок; сложность прогнозирования реакции потребителей на инновации. Раскрыто содержание ключевой особенности, влияющие на управление бизнес-процессами инновационного предприятия: характерной последовательности этапов осуществления инновационного процесса. Уточнены основные этапы, процессное наполнение которых определяет особенности построения системы бизнес-процессов инновационного предприятия: фундаментальные и поисковые исследования; прикладные исследования; научно-технические разработки: опытно-конструкторские и опытно-технологические работы; освоение и подготовка производства; организация серийного производства инновационной продукции; внедрение на рынок (коммерциализация инновации); расширение рынка. Отмечено, что этапы инновационного процесса характеризуются своей глубокой спецификой, что влияет на структуру бизнес-процессов, которые могут составлять каждый из них. Выделенные особенности управления бизнес-процессами инновационного предприятия целесообразно учитывать при их описании для каждого конкретного инновационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BUSINESS PROCESS MANAGEMENT IN AN INNOVATIVE ENTERPRISE

The article analyzes the features of the management of business processes of innovative enterprises. The factors that determine the choice of the structure of business processes of an innovative enterprise are listed. The factors that determine the features of building the structure of the business processes of an innovative enterprise include a characteristic sequence of stages in the implementation of the innovation process; increased riskiness of activities; limited financial resources; high importance of intellectual resources; the complexity of accurate planning for the implementation of innovative projects; increased requirements for the timing of bringing innovative products to the market; the difficulty of predicting consumer responses to innovation. The article reveals the content of the key features that affect the management of business processes of an innovative enterprise: a characteristic sequence of stages in the implementation of the innovation process. The main stages, the process content of which determines the features of building a system of business processes for an innovative enterprise, have been clarified: fundamental and exploratory research; applied research; scientific and technical developments: experimental design and experimental technological work; development and preparation of production; organization of serial production of innovative products; market introduction (commercialization of innovation); market expansion. It is noted that the stages of the innovation process are characterized by their deep specificity, which affects the structure of business processes that each of them may constitute. It is advisable to take into account the highlighted features of business process management of an innovative enterprise when describing them for each specific innovative project.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Особенности управления бизнес-процессами инновационного предприятия

Овчинников Алексей Павлович

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента Российского университета транспорта (МИИТ), alexovchinnikov@mail. ги

В статье проводится анализ особенностей управления бизнес-процессов инновационных предприятий. Перечислены факторы, определяющие выбор структуры бизнес-процессов инновационного предприятия. К факторам, определяющим особенности построения структуры бизнес-процессов инновационного предприятия отнесена характерная последовательность этапов осуществления инновационного процесса; повышенная рискованность деятельности; ограниченность финансовых ресурсов; высокая значимость интеллектуальных ресурсов; сложности точного планирования реализации инновационных проектов; повышенные требования к срокам вывода инновационной продукции на рынок; сложность прогнозирования реакции потребителей на инновации. Раскрыто содержание ключевой особенности, влияющие на управление бизнес-процессами инновационного предприятия: характерной последовательности этапов осуществления инновационного процесса. Уточнены основные этапы, процессное наполнение которых определяет особенности построения системы бизнес-процессов инновационного предприятия: фундаментальные и поисковые исследования; прикладные исследования; научно-технические разработки: опытно-конструкторские и опытно-технологические работы; освоение и подготовка производства; организация серийного производства инновационной продукции; внедрение на рынок (коммерциализация инновации); расширение рынка. Отмечено, что этапы инновационного процесса характеризуются своей глубокой спецификой, что влияет на структуру бизнес-процессов, которые могут составлять каждый из них. Выделенные особенности управления бизнес-процессами инновационного предприятия целесообразно учитывать при их описании для каждого конкретного инновационного проекта. Ключевые слова: бизнес-процессы, инновации, инновационное предприятие, особенности.

Динамично изменяющаяся внешняя среда, риски роста уровня конкуренции на рынках инновационной продукции, высокий уровень затрат на инновационные разработки и другие факторы определяют повышенные требования инновационных предприятий к вопросам управления бизнес-процессами. Бизнес-процессы для инновационных предприятий в современных условиях становятся обязательным элементом достижения высокого уровня конкурентоспособности, снижения негативного влияния рисков реализации инновационных проектов, достижения задач управления инновационными проектами.

Управление бизнес-процессами в современном виде - относительно новая технология в системе управленческой деятельности. Тем не менее, она так или иначе связана с ключевыми теориями и концепциями менеджмента. Верно отмечается в коллективной монографии о том, что все современные теории менеджмента (реинжиниринг бизнес-процессов, инновация процессов, системы менеджмента качества, управление логистикой поставок, клиент-ориентированное управление, система сбалансированных показателей и другие) - акцентируют внимание на значимости бизнес-процессов и эффективного управления ими [2, с. 29].

Технологический процесс и рост конкуренции стал причиной сокращения жизненного цикла продукции. К примеру, в последние годы существенно сократилась длительность жизненного цикла продукции ряда подотраслей машиностроительной отрасли. Одним из ярких примеров является продукция автомобилестроительной отрасли: если в 1970 г. он составлял 15 лет, то к 2020 году он сократился до 1 года и меньше. В условиях частого обновления продуктовой линейки приоритетным направлением такая организация бизнес-процессов, которая позволит в короткие сроки изменить ориентацию производства инновационной продукции в соответствии с новым комплексом задач предприятий.

Ключевые требования к современным компаниям: гибкость и адаптивность к стремительным изменениям, эффективность, инновационность, клиент-ориентированность. Каждое из перечисленных требований непосредственно связано со сложившимся в конкретной компании подходом к организации управления бизнес-процессами.

Накопленный в последние годы опыт проектирования и моделирования бизнес-процессов предприятий создает основу для выработки новых инструментов повышения эффективности управления инновационными предприятиями [4].

Для инновационных предприятий и реализуемых ими инновационных проектов характерна определенная последовательность этапов осуществления инновационного процесса. Полагаем, что данное обстоятельство в определяющей мере влияет на особенности управления бизнес-процессами инновационных предприятий. В теории инновационного менеджмента [1,2,5,6] принято выделять следующие этапы инновационного процесса:

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

1. Предварительный этап, включающий:

1. 1. Фундаментальные и поисковые исследования.

1. 2. Прикладные исследования.

1. 3. Научно-технические разработки: опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

2. Производственный этап, включающий:

2. 1. Освоение и подготовка производства.

2. 2. Организация серийного производства инновационной продукции.

3. Рыночный этап, включающий:

3. 1. Внедрение на рынок (коммерциализация инновации).

3. 2. Расширение рынка.

Соответственно, особенности управления бизнес-процессами инновационного предприятия целесообразно раскрыть для каждого из этапов инновационного процесса. Перечисленные этапы характеризуются своей глубокой спецификой, что влияет на структуру бизнес-процессов, которые могут составлять каждый из них.

На этапе фундаментальных и поисковых исследований ключевой задачей становится создание теоретических оснований решения поставленной задачи. Главной особенностью описания бизнес-процессов на данном этапе является минимальное ограничение творческой активности ответственных за его реализацию субъектов. Важной задачей бизнес-процессов на данном этапе является описание механизмов генерации инновационных идей, их накопления в общей базе идей инновационного предприятия, а также направлений использования теоретических разработок.

Фундаментальные исследования лежат в основе развития прикладных исследований. В ходе прикладных исследований инновационного предприятия новые знания и идеи обретают свои практические очертания в виде оригинальных образцов, технологических схем и др. Основная задача бизнес-процессов на данном этапе - оптимальная трансформация новшества в нововведение. Описание бизнес-процессов на этапе прикладных исследований требует учета их характера и конкретных видов проводимых исследований: научно-исследовательских работ, информационных работ, организационно-экономических работ, научно-учебных работ.

Научно-технические разработки, включающие опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, имеют целью создание условий для практического применения проведенных исследований. Главная цель проектирования бизнес-процессов на данном этапе состоит в необходимости описания процессов создания документации, которая в дальнейшем будет использована в производственном процессе.

В рамках следующего этапа - производственного -решающую роль будет играть грамотно организованные освоение и подготовка производства. Для решения задачи организации выпуска новых изделий требует обеспечить оптимальное сочетание многообразных процессов подготовки производства, объединить личные и вещественные составляющие процесса производства новой продукции и определить экономические отношения между участниками работ. Подготовительный этап становится моделью следующего производственного этапа. Большая часть задач, связанных с управлением бизнес-процессов на данном этапе, будет характерна и для следующего, производственного этапа. В частности, на данном этапе требуется формирование бизнес-процессов, связанных с:

- планированием потребностей инновационного предприятия;

- управлением запасами материалов и комплектующих для выпуска инновационной продукции;

- планированием производственных мощностей;

- планированием взаимодействия с поставщиками материалов и комплектующих;

- оперативным планированием производственных заданий;

- оперативным управлением ресурсами инновационного предприятия;

- оперативным контролем за выполнением производственных заданий;

- управлением качеством производства инновационной продукции.

Этап коммерциализации инновационной разработки требует решения следующих задач при управлении бизнес-процессами инновационного предприятия:

1. Описание структуры мероприятий, связанных с поиском и определение критериев новой техники, новых видов технологических процессов и рыночного обеспечения инновационного производства. В рамках функционирования системы бизнес-процессов инновационного предприятия возможно описание ряда частных процессов:

- бизнес-процесс оценки инновационного потенциала новшества в соответствии с требованиями конкретного предприятия, его отраслевыми особенностями;

- бизнес-процесс оценки инвестиционной привлекательности выводимого на рынок инновационного продукта;

- бизнес-процесс привлечения инвестиций в инновационный проект;

- бизнес-процесс оценки рыночных возможностей инновационного продукта;

- бизнес-процесс оценки обеспеченности предприятия необходимыми для коммерциализации новшества ресурсами;

- бизнес-процесс оценки рисков коммерциализации новшества.

2. Описание оптимального способа коммерциализации инновационного продукта требует включения в систему управления следующих бизнес-процессов:

- бизнес-процесс выбора приоритетных способов коммерциализации новшества: продажа лицензий, эксплуатация новых технологий путем предоставления услуг и др. ;

- бизнес-процесс отбора наиболее эффективного способа коммерциализации новшества.

3. Описание процессов юридической защиты инновационного продукта требует решения частных задач:

- описание бизнес-процесса закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- описание процессов передачи прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.

Этап расширения рынка связан с дополнительными воздействиями инновационного предприятия на потребителей инновационной продукции. В рамках данного этапа требуется описание большого блока процессов:

- бизнес-процессов осуществления дополнительных маркетинговых исследований рынка;

- бизнес-процессов осуществления рекламной деятельности;

- бизнес-процессов осуществления взаимодействия с потребителями;

- бизнес-процессов расширения сбытовой деятельности;

- бизнес-процессов ценообразования.

Подводя итог, следует отметить, что для инновационных предприятий характерен ряд особенностей, оказывающих влияние на выбор структуры бизнес-процессов:

- характерная последовательность этапов осуществления инновационного процесса;

- повышенная рискованность деятельности;

- ограниченность финансовых ресурсов;

- высокая значимость интеллектуальных ресурсов;

- сложности точного планирования реализации инновационных проектов;

- повышенные требования к срокам вывода инновационной продукции на рынок;

- сложность прогнозирования реакции потребителей на инновации.

Перечисленные особенности определяют необходимость эффективного распределения управленческих ресурсов между выбором оптимальной модели организации бизнес-процессов. При этом требуется учет непосредственных особенностей организации управления бизнес-процессами инновационного предприятия. Ключевой особенностью, влияющей на структуру бизнес-процессов инновационного предприятия, является характерная последовательность этапов осуществления инновационного процесса. Каждый из этапов инновационного процесса характеризуется своей спецификой и требует адаптации управления бизнес-процессами к его особенностям.

Литература

1. Волостников И. Ю. Основные этапы инновационного процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009.

- № 101. - С. 68-73.

2. Громов, А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы : монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт ; под редакцией А. И. Громова. -Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 367 с.

3. Лукоянчев С. С. Основные этапы инновационного процесса // Современное развитие экономических и правовых отношений. Образование и образовательная деятельность. - 2014. - № 1. - С. 246-249.

4. Мирославская М. В. Организация бизнес-процессов инновационного предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5-2 (46). - С. 721-723.

5. Мосин А. В. Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 99.

- С. 80-83.

6. Хайруллин Р. А. Этапы инновационного процесса // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12-4. -С. 809-813.

Features of business process management in an innovative enterprise

Ovchinnikov A.P.

Russian University of Transport (MIIT)

The article analyzes the features of the management of business processes of innovative enterprises. The factors that determine the choice of the structure of business processes of an innovative enterprise are listed. The factors that determine the features of building the structure of the business processes of an innovative enterprise include a characteristic sequence of stages in the implementation of the innovation process; increased riskiness of activities; limited financial resources; high importance of intellectual resources; the complexity of accurate planning for the implementation of innovative projects; increased requirements for the timing of bringing innovative products to the market; the difficulty of predicting consumer responses to innovation. The article reveals the content of the key features that affect the management of business processes of an innovative enterprise: a characteristic sequence of stages in the implementation of the innovation process. The main stages, the process content of which determines the features of building a system of business processes for an innovative enterprise, have been clarified: fundamental and exploratory research; applied research; scientific and technical developments: experimental design and experimental technological work; development and preparation of production; organization of serial production of innovative products; market introduction (commercialization of innovation); market expansion. It is noted that the stages of the innovation process are characterized by their deep specificity, which affects the structure of business processes that each of them may constitute. It is advisable to take into account the highlighted features of business process management of an innovative enterprise when describing them for each specific innovative project.

Keywords: business processes, innovation, innovative enterprise, features.

References

1. Volostnikov I. Yu. the Main stages of the innovation process //

Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Herzen. - 2009. - No. 101. - Pp. 68-73.

2. Gromov, A. I. business process Management: modern methods:

monograph / A. I. Gromov, A. Fleishman, V. Schmidt; edited by A. I. Gromov. - Moscow: yurayt Publishing house, 2020. - 367 p.

3. Lukoyanov S. S. The main stages of the innovation process / /

Modern development of economic and legal relations. Education and educational activities. - 2014. - No. 1. - Pp. 246249.

4. Miroslavskaya M. V. Organization of business processes of an

innovative enterprise // Economics and entrepreneurship. -2014. - № 5-2 (46). - P. 721 -723.

5. Mosin A. V. the Main stages of the innovation process and the

phases of the product (technology) life cycle / / Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. - 2009. - No. 99. - Pp. 80-83.

6. Khairullin R. A. Stages of the innovation process / / Fundamental

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

research. - 2011. - No. 12-4. - Pp. 809-813.

X X О го А С.

X

го m

о

2 О M

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.