8. Малярчук, К. С. Методи оцнки ефективносп фшально1 мереж! банку/ К. С. Малярчук //Актуальт проблеми економжи. - 2010. - N 8. - С. 265-270.
9. Галайко, Н. Р. Система оцнки ефективносп дяльносп банку/ Н. Р. Галайко//Проблеми i перспективы розвитку банювсько! системи Украши. - Т. 16. - C. 200-210.
10. Кириченко, О. А. Банювський менеджмент: навчальний поабник/ ред. О. А. Кириченко. - 3-е вид., перероб. i доп. - К.: Знання-Прес, 2002. - 438 с.
11. EurActiv [Electronic Resource]. - Regime of Access : http://www.euractiv.com/
12. Окрема фшансова звптсть ПАТ «Кредобанк» за Мгжнародними стандартами фшансово1
звiтностi та звгг незалежних аудигорiв 31 грудня 2012 року [Електронний ресурс] / ПАТ «Кредобанк». - Режим доступу :
http://kredobank.com.ua/img/forall/Kredobank%20IFRS%20sta ndalone%20FS%202012.pdf
13. Банки знову масово вщкриваютъ вiддiлення / Простобанюр. - Режим доступу : http://ua.prostobankir.com.ua/individualniy_biznes/statti/banki_ znovu_masovo_vidkrivayut_viddilennya
14. Офщшний сайт ПАТ «Ерде Банк» [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.rdbank.com.ua/
Рецензент д.е.н., професор УАБСНБУВасильева Т.А.
ЕкспертредакцшноИколеги к.е.н., доцент УкрДАЗТТокмакова 1.В.
УДК 339. 165. 4 : 005. 3
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АДЕКВАТНОСТЬЮ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОГО ФЛОТА
Сенько Е. В., к. э. н., доцент (ОНМА)
Систематизированы особенности формирования основных характеристик рынка морской торговли. Выявлены особенности управления устойчивостью позиционирования торгового флота по приоритетам грузовладельцев. Сформулированы текущие задачи и направления развития по критериям адекватности внешним требованиям. С учетом длительного отставания национальной морской транспортной индустрии от тенденций, характерных для глобального рынка морской торговли, рассматриваются важнейшие направления решения текущих и перспективных задач. В основе формирования стратегии конкурентного позиционирования положены оптимизация финансовых потоков по приоритетам, отражающим конечные цели макроэкономического и предпринимательского уровня.
Ключевые слова развитие, торговое судоходство, критериальные ограничения, управление, конкурентоспособность.
ОСОБЛИВОСТ1 УПРАВЛ1ННЯ АДЕКВАТН1СТЮ РОЗВИТКУ ТОРГОВЕЛЬНОГО ФЛОТУ
Сенько О. В., к.е.н., доцент (ОНМА)
Систематизовано особливостi формування основних характеристик ринку морськоi торгiвлi. Виявлено особливостi управлтня стшюстю позицтвання торговельного флоту за прюритетами вантажовласниюв. Сформульовано поточт задачi та напрямки розвитку нацюнального торговельного флоту за критерiями адекватностi зовтштм вимогам. З урахуванням тривалого вiдставання нацюнальног тдустрп вiд тенденцт, характерних для глобального ринку морськоi торгiвлi, розглядаються найважлливш напрямки вирiшення поточних та перспективних завдань. В основi формування стратеги конкурентного позщювання знаходиться оптимiзацiя фшансових потоюв за прюритетами, яю вiдображають кiнцевi цШ макроекономiчного та тдприемницькогорiвнiв.
Ключовi слова: розвиток, торгове судноплавство, критерiальнi обмеження, управлтня, конкурентоспроможтсть.
MANAGEMENT SPECIFIC OF ADEQUACY DEVELOPMENT THE MERCHANT FLEET
Senko Helen, Candidate of Economic Sciences, associate professor (ONMA)
There are various systems of maritime transport politics used in worldwide practice, in which the principle of own transport market protection is laid down implementing quite wide range of support, among which the reservation of strategically significant burthen of foreign economic relations is excelled.
© Сенько Е.В.
Any national economics should be built on the principles of complexity. For sea states which Ukraine formally belongs to, the maritime industry is excel among overriding branches.
From the one hand, sea industry of any country is a part of national subsystem providing implementation of market positioning tasks of social and economic complex in international differentiation of labor. From the other hand, the objects of sea transport (maritime companies, ports, channels) provide certain parts of total and economic safety of the state. Maritime politics of the country should take into consideration the significance of this subdivision of national economics and create favorable conditions for investment activity as the backgrounds for adequate development of fleet and ports.
At the heart of solution of complex methodological problem of national sea transport industry complex efficiency management the concentration of institutional agencies" and business sector of the country efforts should be.
An existing trend of world sea trade market development and its transformation in consequence of improvement of international differentiation of labor should be taken into account in programs of national strategy implementation to some extent. First of all, this is a reaching of match with technical and economical level of fleet and ports to competitive conditions ofpositioning and to institutional controls of common and ecological safety of commercial navigation.
Taking into consideration the export orientation of Ukrainian economics an essential meaning is given to choose of consequence of formation of national commercial navigation specialized segments.
A specific place in the system of maritime transport complex development by criterion of its correspondence to the needs should be hold by the strategy of cooperative acquisition of transit space, including construction of ports, and sea ways enhancement on the basis of concessions.
Keywords: the development, merchant sudohodstvo, kryteryalnue restrictions, management, competitiveness.
Постановка проблемы исследования. В
качестве нормализованных параметров развития национального морского транспортного комплекса страны рассматривается потребность провозной способности на уровне государственных интересов. Этот уровень обеспечивает положительную составляющую платежного баланса и гарантирует экономическую целесообразность инвестиционных программ и безопасность участия в международном разделении труда [1].
С учетом важнейших целей развития морского транспортного комплекса страны и в соответствии с рыночными условиями конкуренции необходимо формировать тарифную политику. Главным критерием должно рассматриваться достижение конкурентоспособности по затратам экспорта украинской продукции и расширения экспорта транспортных услуг.
До решения проблемы вхождения Украины в европейские экономические подсистемы необходимо иметь в виду, что в ЕС главное внимание отводится конкурентному противостоянию объектам вне Союза [2]. Это же относится и к торговому флоту не европейских флагов. Только высшая категория надежности может защитить украинские суда от организационно-экономического и технического регулирования их операторской деятельности на грузопотоках еврорегиона.
Анализ состояния проблемы и публикаций. В научных исследованиях и в хозяйственной деятельности морских транспортных предприятий внимание концентрируется на задачах адекватности. При формировании стратегии конкурентного позиционирования любой структурной подсистемы рынка морской торговли, на первый план должна выдвигаться функциональное соответствие предприятия относительно параметров грузопотоков. Последующая концентрация внимания нацелена на управление финансовой и инвестиционной деятельностью в соответствии со
стандартным положением: «... чтобы каждое предложение соответствовало главной цели фирмы -создание стоимости: у бизнеса должен увеличиваться чистый денежный поток снижаться риск ...» [2, с. 8889]. Нарушение этого критериального требования фактически спровоцировало глобальный финансовый кризис 2008 - 2009 годов стагнацию рынка морской торговли в течение 2011 - 2012 годов.
Политика морского государства в отношении морехозяйственного комплекса и связанных с ним экономических отношений должна быть нацелена на устойчивость развития инфраструктуры и предоставления приоритетов для инвесторов, обеспечивающих
конкурентоспособность подсистемы по критериям экономичности и повышения стандартов безопасности.
Одна из проблем конкурентного равновесия рынка глобальной морской торговли и уверенного позиционирования отдельных предприятий морского транспорта заключается в оптимизации процесса принятия решений на основе строго математического исчисления результатов, затрат и потребных ресурсов. Важно не просто обеспечить рынок транспортных услуг необходимой провозной способностью флота и пропускной способностью портов, о чем утверждается в работах [3, 4, 5], но и не допустить дисбаланса ни по предложению, ни по спросу с учетом роста значимости основного и оборотного капитала.
В этом отношении политика любого государства относительно развития национальной морской индустрии должна основываться на поддержке инвестиционной активности
приоритетных источников финансирования флота, портов и сервисного сектора. При этом не следует при реализации проектов, обеспечивающих создание новых рабочих мест и денежных потоков, концентрировать внимание на распределении прибыли между резидентами и нерезидентами.
Выделение нерешенных задач общей проблемы. В системной потере Украиной национальной морской индустрии выделяются проблемы, как общей фрахтовой зависимости внешней торговли, так и задачи оптимизации счета текущих платежей. Поэтому важнейшим становится наряду с поиском инвестиционных ресурсов для возрождения морского транспортного потенциала страны обоснование важнейших направлений инициативного развития торгового судоходства с учетом современных требований.
В любом случае обоснование стратегии развития любого вида коммерческой деятельности, связанной с логистическими операциями, должно учитывать характер изменения ценности на этапах жизненного цикла проекта. В принципе можно согласиться с положением: «Шоки предложения, примерами которых являются технологические усовершенствования и изменение цен на факторы производства, вызывают сдвиг в объеме выпуска при любом заданном уровне цен на него» [6, с. 101]. Это положение фактически подтверждается кризисными периодами 1998 и 2008 - 2009 годов. Кроме того, в краткосрочном периоде для мирового судоходного рынка характерны краткосрочные циклы, отражающие дисбаланс провозной способности и параметров грузопотоков. Поэтому при выборе стратегии развития и обоснования основных показателей деятельности в качестве критерия следует рассматривать уровень капитализации и устойчивость ликвидности.
При этом с учетом снижения продолжительности жизненного цикла судов при достаточной конструктивной надежности с целью повышения эффективности следует использовать стратегию рециклинга. В основе последнего лежит реконструкция, модернизация и капитальный ремонт, что снижает потребность единовременных затрат на следующем этапе развития. Однако в любом случае важнейшим остается принцип управления по параметрам сбалансированности состояния рынка морской торговли. В центре решения этой проблемы лежит стратегия концентрации инвестиционных ресурсов, что с изменением условий работы флота предполагает развитие научной концепции эффективности управления потоками прямых и внесистемных результатов.
Тем не менее, несмотря на повышение роли морской транспортной индустрии в глобальной экономике, в Украине в системе государственного управления недостаточно внимания обращается на устойчивое развитие торгового флота, что и подчеркнуто в монографиях [7, 8, 9]. Однако ряд вопросов программирования развития требует дополнительного исследования.
Постановка задачи и цели статьи. Сосредоточение внимания ведущих морских держав на всемерной поддержке национального торгового флота [10] усложняет выход новых операторов в
структуру мирового рынка морской торговли. Поэтому основной целью статьи является раскрытие подходов к решению проблемы постепенного развития потенциала провозной способности судовладельческих структур Украины.
Основной материал. В мировой практике используются различные системы морской транспортной политики, в которой заложен принцип защиты собственного транспортного рынка, применяя достаточно широкий спектр поддержки, среди которых выделяется резервирование стратегически важных грузов внешнеэкономических отношений.
Любая национальная экономика должна строиться на принципах комплексности. Для морских государств, к которым номинально относится и Украина, среди приоритетных отраслей выделяется судоходная индустрия. В этом аспекте выделяются две группы экономических результатов: с одной стороны, формирование добавленной стоимости на основе высокотехнологичного производства в сложной системе взаимосвязанных концентров, а, с другой, оптимизация распределения глобального фрахтового оборота и денежного потока на основе реализации транзитного потенциала.
Поэтому периодически для морских государств возникают этапы возрождения или последующего развития. К сожалению, для Украины этот период недопустимо затянулся, даже по сравнению с другими морскими государствами СНГ.
При реализации инновационных технологий развития и повышения конкурентной устойчивости необходимо сосредоточить внимание на систематизации факторов оптимизации результатов и энергоемкости функциональной деятельности. Эффект по стратегии лидерства конкурентного уровня затрат рассчитывается с учетом снижения энерго - и материалоемкости в натуральном измерении относительно объема транспортной работы. Таким образом, нивелируется влияние противоположного изменения цены на ресурсы.
Варианты оптимизации реального состояния национального судоходного комплекса
предопределяются как внешними, так и внутренними факторами развития мировой и национальной экономики. Среди внешних факторов достаточно выделить параметры конкуренции в системе глобального рынка морской торговли. Тем более, важно сосредоточение внимания на выработке и реализации развития торгового флота, как минимум на уровне фрахтовой независимости внешней торговли. Это должно быть положено в основу государственной морской транспортной политики и стимулирования инициативной инвестиционной деятельности судовладельцев и операторов.
Среди факторов эффективного функционирования судоходных компаний наряду с их экономической конкурентоспособностью и надежностью следует рассматривать риски
негативных ситуаций в системе торгового судоходства. Среди них особое место занимает современное пиратство. В экономическом аспекте для глобальных результатов экономические потери, обусловленные пиратством, ограничены. Однако высоким остается риск для отдельных экипажей и судовладельцев. Поэтому проблема рассматривается на уровне глобальных угроз.
Принятые мировым сообществом меры по защите судоходства в Аденском заливе в 2010 году снизили количество нападений на 20%. Однако зона пиратов расширилась. Это приводит к снижению экономичности функциональной деятельности операторов. Поэтому для достижения рассчитанного уровня безопасности каждой судоходной компанией должны быть предусмотрены резервы и ресурсы, Часть из них может быть использована для вооруженной защиты от пиратов на время прохождения опасных регионов.
С другой стороны, национальная морская транспортная индустрия обладает рядом
специфичных особенностей, обеспечивает ускорение обращения оборотных средств и подвержена воздействию сложной совокупности внешних факторов. Поэтому формируется государственная транспортная политика, нацеленная на нивелирование отрицательного влияния внешней среды. На рисунке 1 представлен процесс управления конкурентной адекватностью морской транспортной индустрии страны. При решении задачи выбора сегмента позиционирования в проблеме выхода на рынок транспортных услуг исходным является анализ возможности операторской деятельности. Прежде всего, оценивается устойчивость грузопотоков, уровень конкуренции в сегменте и особенности фрахтовых циклов. В соответствии с показателями функционирования действующего флота определяется возможность в пределах стандартных рисков сформировать
соответствующую инвестиционную программу.
Рис. 1. Процесс управления конкурентной адекватностью морской транспортной индустрии страны
Морская индустрия любой страны, с одной стороны, является частью национальной подсистемы, обеспечивающей реализацию задач конкурентного позиционирования социально-экономического
комплекса в международном разделении труда. С другой стороны, объекты морского транспорта (судоходные компании, порты, каналы) обеспечивают отдельные стороны общей и экономической безопасности государства. Поэтому принципиальным становится создание
институциональных условий эффективного функционирования предприятий морской индустрии в противоречивых и постоянно изменяющихся условиях.
Рационализация состояния морского транспортного комплекса страны должна отражать особый статус торгового флота. С одной стороны, он образует важнейший элемент национальной экономики, ориентированный на функционирование в пределах рыночных законов. Судоходная политика страны должна учитывать значимость этого подразделения национальной экономики и создавать эффективные условия для инвестиционной деятельности, как основы адекватного развития флота и портов.
В основе решения сложной методологической проблемы - управления комплексной эффективностью развития
национальной морской транспортной индустрии должна лежать концентрация усилий институциональных подразделений и
предпринимательского корпуса страны. Следует учитывать разнонаправленность векторов экономической, социальной и экологической эффективности использования морского
транспортного потенциала.
Сложившаяся тенденция развития мирового рынка морской торговли и ее трансформация вследствие совершенствования международного разделения труда в определенной степени должна отражаться в программах реализации национальной стратегии. Прежде всего, это достижение соответствия технико-экономического уровня флота и портов конкурентным условиям позиционирования и институциональным регуляторам общей и экологической безопасности торгового
мореплавания. Однако принципиальной задачей остается обеспечение такого состояния морской транспортной индустрии страны, параметры которой обеспечивают общесистемную независимость экспортной ориентации.
Заключение. Учитывая экспортную направленность экономики Украины,
принципиальное значение приобретает выбор последовательности формирования
специализированных сегментов национального торгового судоходства. При одновременной ограниченности инвестиционной инициативы на ведомственном уровне должны быть разработаны
проекты развития типов флота, обеспечивающую фрахтовую независимость зерновых, нефтяных потоков и металлургического производства.
Эти проекты должны жестко учитывать преимущества инвестирования в соответствии с параметрами SWOT-анализа. На основе конкурсного отбора инвесторов в соответствии с макроэкономическими целями реализуются первоочередные задачи в системе активной морской транспортной политики. В ее структуре кроме традиционных акцентов внимание следует акцентировать на достижении:
адекватности экономико-правовой базы не только конвенционным положениям международных морских организаций, но и обычаям и стратегии развития флота и портов традиционными морскими государствами;
снижения уровня административного вмешательства в рыночные механизмы отношений предприятий при отсутствии нарушения экономических институциональных основ;
оптимальных параметров формирования бюджетных резервов и их концентрация на программах взаимодействия национального судостроительного и судоходного комплексов по критериям эффективности и фрахтовой независимости критических позиций
внешнеэкономических отношений;
либеральных условий, стимулирующих наращивание провозной способности судоходных компаний флага Украины.
Особое место в системе развития национального морского транспортного комплекса по критерию его адекватности потребностям должна занимать стратегия совместного освоения транзитного пространства, включающая
строительство портов, оптимизацию состояния водных путей на основе концессий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пугель Т. А. Международная экономика: учебн. / Т. А. Пугель, П. Х. Линдерт; пер. с англ. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 800 с.
2. Эванс Ф.Ч. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях / Ф. Ч. Эванс, Д. М. Бишоп; пер. с англ. А. Шматова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. -332 с.
3. Жихарева В.В. Экономические основы деятельности судоходных компаний: учебн. пособ. / Жихарева В.В. [для студ. трансн. высш. учебн. завед.] - Одесса: Ластар, 2003 - 219 с
4. Лапкина И. А. Моделирование принятия решений в управлении работой флота судоходной компании / И. А. Лапкина. - Одесса: ОГМУ, 1996. -203 с.
5. Щербанин Ю. А. Международный обмен и транспорт. / Ю. А. Щербанин - СПб.: Лики России, 2003. - 64 с.
6. Сакс Дж. Економша перехвдного перюду (Уроки для Украни) / Дж. Сакс, О. Пивоварський; пер. з англ.. - К.: Основи, 1996. - 545 с.
7. Примачев Н. Т. Принципы интеграции в торговом судоходстве: монография / Н. Т. Примачев, А. Н. Примачев. - Одесса: Феткс, 2006. - 360 с.
8. Николаева Л. Л. Принципы устойчивого развития судоходных компаний в глобальном рынке морской торговли: монография / Л. Л. Николаева. -Одесса: Феткс, 2007. - 323 с.
9. Котлубай О. М. Економ1чт мехатзми розвитку торговельного мореплавання в Укршт./ О.М. Котлубай- Одеса: 1ПРЕЕД, 2004. - 453 с.
10. Review of Maritime Transport, 2008 Report by the UNCTAD secretariat //United Nations New York and Geneva: 2008 - 184 p.
Рецензент д.э.н., профессор ОНМА Примачев Н.Т. Эксперт редакционной коллегии д.э.н., доцент УкрГАЖТЯкименко Н.В.
УДК 658:005.332.4
СКЛАДОВ1 УПРАВЛ1ННЯ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖН1СТЮ У СИСТЕМ1 ЕКОНОМ1ЧНОГО УПРАВЛ1ННЯ ШДПРИСМСТВОМ
Харчук Т. В., к.е.н., доцент (КНТЕУ)
У сmаmmi до^джено суттсть системи управлтня конкурентоспроможтстю тдприемства; розглянуто суттсть ii системоутворюючих елеменmiв; сформульовано мету i основш завдання управлтня конкурентоспроможтстю тдприемства; визначено об'ект i суб'ект управлтня конкурентоспроможтстю тдприемства; визначено основн принципи управлтня конкурентоспроможтстю у сисmемi економiчного управлтня тдприемством, що становлять його меmодологiчну основу, дотримання яких сприятиме тдвищенню конкуренmоспроможносmi тдприемства; розглянуто основн етапи процесу управлтня конкурентоспроможтстю, яш формуються та реалiзуюmься у сисmемi економiчного управлтня тдприемством.
Ключовi слова: управлгння конкурентоспроможтстю тдприемства, конкурентш переваги, елементи управлгння конкурентоспроможтстю тдприемства, економiчне управлгння тдприемством.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Харчук Т. В., к.э.н., доцент (КНТЭУ)
В статье исследована сущность системы управления конкурентоспособностью предприятия; рассмотрена сущность ее системообразующих элементов; сформулированы цель и основные задачи управления конкурентоспособностью предприятия, определены объект и субъект управления конкурентоспособностью предприятия, определены основные принципы управления конкурентоспособностью в системе экономического управления предприятием, которые составляют его методологическую основу; рассмотрены основные этапы процесса управления конкурентоспособностью, которые формируются и реализуются в системе экономического управления предприятием.
Ключевые слова управление конкурентоспособностью предприятия, конкурентные преимущества, элементы управления конкурентоспособностью предприятия, экономическое управление предприятием.
THE ELEMENTS OF COMPETITIVENESS MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF THE ENTERPRISE ECONOMIC MANAGEMENT
Kharchuk T., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, (Kyiv National University of Trade and Economics )
In the article the need of enterprise competitiveness management research as a part of enterprise economic management (one of branch of enterprise's management science, which based on essential principles of controlling conception) is established.
© Харчук Т.В.
BiciiiiK' економжи транспорту i промисловост № 44, 2013