ОШЕШШ
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УДК 316.334.2 DOI 10.53115/19975996_2024_02_003_007
ББК 60.5
О.П. Горьковая
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПАНДЕМИИ COVID-19)
Статья посвящена анализу тенденций развития корпоративной социальной ответственности в России. Рассматриваются особенности реализации мероприятий корпоративной социальной ответственности в российских компаниях в период 2020-2021 годов. Анализируется влияние ограничений, наложенных пандемией COVID-19 на российский бизнес. Уделяется внимание рассмотрению управленческих решений в сфере социальной ответственности и их последствий. Автор приходит к выводу, что во время пандемии уровень развития социальной ответственности в российской бизнес-среде находился в рамках модели КСО 2.0 с предпосылками к переходу на стабильную модель КСО 3.0. Грамотные управленческие решения во время пандемии способствовали не только сохранению компаний и кадрового состава, но и смогли удержать уровень развития корпоративной социальной ответственности, несмотря на беспрецедентные условия осуществления трудовой деятельности.
Ключевые слова:
корпоративная социальная ответственность, модель КСО 2.0, социология управления, управленческие решения.
Горьковая О.П. Особенности управленческих решений в рамках реализации стратегий корпоративной социальной ответственности современных российских компаний (на примере пандемии COVID-19) // Общество. Среда. Развитие. - 2 0 24, № 2. - С. 3-7. -DOI 10.53115/19975996_2024_02_003_007
© Горьковая Ольга Павловна - аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Все больше внимания в России уделяется корпоративной социальной ответственности (КСО) в качестве предпосылки для достижения целей устойчивого развития и управления. Реализация стратегий КСО современными российскими компаниями может внести значительный вклад в устойчивое социально-экономическое развитие по нескольким причинам. Во-первых, компании защищают окружающую среду, когда они занимаются социально ответственной деятельностью, которая составляет основу для устойчивого развития корпораций. Во-вторых, деятельность в области КСО позволяет компаниям улучшить среду управления и потенциал устойчивого управления за счет снижения конфликтов между заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). В-третьих,
компания может создать боагоприятный имидж, проводя мероприятия КСО, что может ускорить ее развитие [3, с. 167-169].
На сегодняшний момент деятельностью по КСО является само по себе ведение бизнеса. Публичные социальные отчеты компаний позволяют передавать информацию о реализации стратегий КСО в любую точку мира за считанные секунды, и общественность может немедленно получить представление о деятельности фирм в области КСО. А инвесторы могут использовать эту информацию для прогнозирования того, будет ли компания эффективно работать и, следовательно, стоит ли инвестировать в неё. Ведь кроме привычной экономической эффектив- ¡2 ности (рентабельность, прибыльность) Ц к деятельности современных компаний ^о
см о
О
3
ю О
предъявляется требование об её социальной эффективности (решение социальных проблем, помощь обществу). Поэтому все больше и больше корпораций начинают придавать значение деятельности по КСО и считают, что осуществление деятельности по КСО может улучшить их корпоративные ценности и, безусловно, помочь им реализовать стратегии долгосрочного развития [2, с. 25-30].
В свою очередь, эффективность реализации практик КСО зависит от разных факторов, например: организационной культуры, размера компании и её положения на рынке, от восприятия КСО как сотрудниками данной компании, так и местным сообществом, а также от внешних факторов (в том числе, форс-мажорных обстоятельств), таких, к примеру, как пандемия COVID-19.
Чтобы определить реальный уровень социальной ответственности, выявить основные тенденции развития КСО в российской бизнес-среде и отношение населения России к управленческим решениям компаний, способствующим реализации практик КСО, а также определить проблемные аспекты в планомерном развитии социальной ответственности в России автором данной статьи было проведено эмпирическое социологическое исследование, состоящее из опроса 100 сотрудников отделов по устойчивому развитию, корпоративной социальной ответственности, руководителей российских компаний и опроса 115 граждан - жителей Российской Федерации. Анкетные опросы были проведены на платформе Anketolog.ru в период с 20.02.2021 г. по 20.03.2021 г.
В первую очередь для более полного понимания предмета исследования стоит обозначить общие статистические характеристики выборочной совокупности респондентов:
- в рамках первого опроса выбрано 100 компаний, из которых 55 компаний работает в сфере услуг, 31 компания работает в сфере производства и 14 организаций являются государственными учреждениями. Кроме того, в процессе опроса были охвачены компании всех размеров: 37 малых (до 50 сотрудников), 25 средних (от 50 до 150 сотрудников) и 38 крупных компаний (от 151 сотрудника) (рис. 28, прил. 5). Также стоит отметить, что компании представляют различные федеральные округа, охватывая таким образом всю территорию России;
- в рамках второго опроса выбрано 115 граждан (жителей) России, из кото-
рых 30,4% граждан от 18 до 30 лет, 45,2% граждан от 31 до 45 лет, 19,1% граждан в возрасте от 46 до 60 лет и 4,3% - граждане старшего поколения. Как и в опросе руководителей различных компаний, в данном опросе были охвачены жители всех федеральных округов Российской Федерации.
Целью проведения двух опросов является анализ всех аспектов социально ответственной деятельности, проводимой российскими компаниями, с разных сторон, так как компания нацелена на повышение собственного имиджа и репутации, а также её прибыли за счет проводимой социальной политики, а гражданин заинтересован во взаимодействии с компанией как в качестве покупателя продукции (качественной и экологически безопасной), так и в качестве члена местного сообщества, на территории которого ведет свою экономическую деятельность компания. Ведь компании могут считать, что их социально ответственная деятельность развита на самом высоком уровне и близка к самым высоким стандартам, однако граждане, например, могут даже не догадываться о каких-либо социальных акциях (благотворительных или экологических), о различных социальных мероприятиях, проводимых компаниями. А в таком случае весь эффект от управленческих решений по реализации социально ответственной деятельности сводится к нулю, так как компании не видят весь спектр проблем, которые действительно нужно решать. В данном случае необходимо налаживать взаимодействие местного сообщества и бизнес-среды.
Из наиболее популярных направлений социально ответственной деятельности, которые реализуются российскими компаниями в ходе опроса респондентами были названы: добровольное участие персонала в волонтерской деятельности и финансирование мероприятий в сфере культуры, науки и спорта (см. рис. 1). Однако, из графика можно увидеть довольно равномерное распределение направлений социально ответственной деятельности, что позволяет оценить разносторонний уровень поддержки российским бизнесом различных сфер общественной жизни.
Крупные российские компании всё чаще начинают внедрять волонтерскую деятельность и стараться вовлекать в неё сотрудников. Организация корпоративного волонтерства было особенно важным управленческим решением в период пандемии COVID-19, когда граждане остро нуждались в поддержке и помощи [1, с.
18-24]. Волонтеры помогали с доставкой продуктов и лекарств пенсионерам, помогали доставлять заболевших в специализированные клиники, помогали в работе самих этих клиник и т.п.
Стоит также более подробно остановиться на некоторых направлениях социальной ответственности бизнеса - это ответственность перед персоналом и ответственность перед местным сообществом.
Из рис. 2 можно увидеть 4 основных направления в рамках реализации политики корпоративной социальной ответственности перед персоналом в российских компаниях:
1. Дополнительные денежные выплаты;
2. Развитие персонала, повышение профессионально-квалификационного уровня работников;
3. Материальная помощь нуждающимся работникам;
4. Предоставление служебного транспорта.
Исходя из анализа указанных направлений КСО в российской бизнес-среде можно сделать вывод, что пандемия привнесла свои коррективы в социально ответственную деятельность российских компаний. Социальные практики, такие как развитие здорового образа жизни, донорство, поддержка молодежи, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий, реализуются только каждой пятой компанией. Материальная поддержка сотрудников в трудный период стала основой ответственности перед персоналом, так как это было именно то, в чем нуждались сотрудники особенно во время ужесточения правил карантина.
На рис. 3 можно также выделить 4 наиболее популярных направления социальной ответственности бизнеса перед местным сообществом:
1. Благоустройство района или города;
2. Поддержка и организация массовых культурно-развлекательных мероприятий;
3. Поддержка школ и других образовательных учреждений;
4. Поддержка незащищённых групп населения.
При этом стоит отметить несколько интересных моментов. Каждая пятая компания пока уделяет недостаточно внимания в рамках своей деятельности реализации стратегии КСО, воспринимаемой именно как ответственность перед местным сообществом. Однако каждая пятая компания реализует специализированные программы поддержки молодежи, что важно и для
имиджа таких компаний, и для решения социальных проблем. Например, вопросов, связанных с трудоустройством молодежи, которые приобрели особую актуальность в период прошедшей пандемии.
В качестве еще одного важного аспекта необходимо рассмотреть, как расставляют акценты компании и граждане при выборе наиболее важного направления социальной ответственности, где российские компании могут реализовать свои проекты.
Бизнес-сфера и граждане России сходятся на том, что наиболее важным направлением социально ответственной деятельности является охрана здоровья и безопасность труда, так как введение пандемийных ограничений потребовало ужесточить меры по защите здоровья сотрудников и усилить контроль на производстве, например, в целях соблюдения стерильности, если данное производство касается продуктов питания [4].
В остальных аспектах мнение компаний и населения России полярно. Компании акцентируют внимание на развитии персонала, а граждан волнуют проблемы местных сообществ и экологическая безопасность производства. Пандемия показала, что для повышения лояльности населения, как заинтересованной стороны (потребителей), российскому бизнесу необходимо прислушаться к мнению граждан и перераспределить акценты с внутренней социальной ответственности на внешнюю.
Также стоит обратить внимание на «подталкивающие» бизнес к развитию КСО факторы. Сами компании в качестве таких факторов, способствующих реализации практик социальной ответственности, называют обязательства перед обществом, корпоративные традиции и инициативу работников. Опрос населения показал абсолютно иную картину. Здесь основными стали следующие факторы: рынок (поддержание конкуренции), осознание получаемых преимуществ, регулирующие действия местных властей. Несоответствие результатов может свидетельствовать о недоинформированности граждан по вопросам политики социальной ответственности российских компаний. Поэтому на данный момент необходимо уделить больше внимания информированию населения о результатах реализации стратегий социально ответственной деятельности российских компаний (прежде всего, местного сообщества).
Таким образом, можно сделать вывод, что во время пандемии уровень развития
3
ю О
■ Финансирование мероприятий в сфере культуры/науки/спорта
■ Финансирование благотворительных фондов (защита животных/ поддержка пожилых людей/ поддержка детских домов) ■ Отчисления на социальные программы с выручки от реализации продукции И Добровольное участие работников в волонтерской деятельности
■ Практика предоставления рабочих мест инвалидам ■ другое
■ ничего из вышеперечисленного
Рис. 1. Наиболее часто реализуемые направления социально ответственной деятельности, реализуемые компаниями, участвовавшими в опросе
¿г с*
о ^ __гч
—со-м—ЩШ-«-
■ 1.1
■ Производит дополнительные денежные выплаты
■ Премирует отличившихся работников товарами ■ Предоставляет льготы
. Реализует продукцию предприятия по более низким ценам ■ Оказывает материальную помощь нуждающимся работникам ■ Организует льготное питание В Предоставляет служебный транспорт
■ Вкладывает средства в развитие персонала, повышение профессионально-
квалификационного уровня работников ■ Осуществляет поддержку молодежи, в том числе путем участия в культурно-образовательных проектах/программах, организует или оказывает помощь в проведении
молодежных мероприятий О Организует или помогает проводить спортивные мероприятия, помогает приобретать спортинвентарь
■ Оказывает помощь в организации медицинского обслуживания: диспансеризация/ дополнительное медицинское страхование ■ Строит или предоставляет жилье для своих работников ■ Предоставляет путевки/ погашает часть расходов работникам и их семьям в дома отдыха/ санатории/курорта/ летние лагеря и др. ■ ничего из вышеперечисленного
Рис. 2. Практики социальной ответственности перед персоналом, реализуемые компаниями,
участвовавшими в опросе
о
о
3
\о О
Рис. 3. Практики социальной ответственности перед местным сообществом, реализуемые компаниями, участвовавшими в опросе.
социальной ответственности в российской бизнес-среде находился в рамках модели КСО 2.0 с предпосылками к переходу на стабильную модель КСО 3.0. Грамотные управленческие решения во время пандемии способствовали не только сохране-
нию компаний и кадрового состава, но и смогли удержать уровень развития корпоративной социальной ответственности, несмотря на беспрецедентные условия осуществления трудовой деятельности [5,
с. 70-72].
Список литературы:
[1] Ван Сюй, Петров А.В. Общественное здоровье и социальная солидарность в России и Китае в период пандемии COVID-19 // Общество. Среда. Развитие. - 2021, № 4. - С. 18-24.
[2] Горьковая О., Петров А. Корпоративная социальная ответственность как способ формирования идентичности персонала современных организаций // Studia Sieci Uniwersytetôw Pogranicza. - 2020, № 4. - С. 23-37.
[3] Гончаров А.И. Особенности развития корпоративной социальной ответственности в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020, №11-2. - С. 166-169.
[4] Яхнеева И.В., Лесковская А.В. Корпоративная социальная ответственность малого и среднего бизнеса до и после пандемии // Креативная экономика. - 2021, № 5. - С. 1745-1746.
[5] Agafonova A.N., Yakhneeva I.V. Fetures of social responsibility of marketing in small and medium-sized businesses in Russia // Espacios. - 2020, № 25. - P. 67-73.
3
\o О