Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЙ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЙ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
871
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВОСКЛИЦАНИЕ / ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ма Цзянь

Рассматриваются особенности употребления восклицательных предложений в художественных произведениях на русском языке. Выявлены внутренние конструкции восклицательных высказываний в русскоязычном художественном тексте. На материале художественного текста русского писателя показано, как восклицания передают эмоции говорящего, являются средством художественной выразительности и речевой характеристики героя произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING THE EXCLAMATION STATEMENTS IN THE RUSSIAN FICTION LITERATURE

The article deals with the features of the use of the exclamatory sentences in the fiction works in Russian. There are revealed the internal structures of the exclamatory statements in the Russian literary text. Based on the material of the literary text of the Russian writer, it is shown how the exclamations convey the emotions of the speaker, are the means of the artistic expression and speech characteristics of the hero of the work.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЙ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

известия вгпу. филологические науки

МА цзянь

(Москва)

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Рассматриваются особенности употребления восклицательных предложений в художественных произведениях на русском языке. Выявлены внутренние конструкции восклицательных высказываний в русскоязычном художественном тексте. На материале художественного текста русского писателя показано, как восклицания передают эмоции говорящего, являются средством художественной выразительности и речевой характеристики героя произведения.

Ключевые слова: художественная литература, восклицание, восклицательное предложение, особенности употребления.

Художественный текст - это сложнейший объект литературоведческого и лингвистического анализа. Изучение художественного языка классиков мировой литературы можно рассматривать как наиболее верный путь постижения идиостиля авторов, особенностей их образной системы, способов воплощения художественных образов в поэтике произведения. Большую роль в понимании художественного текста играет восклицательное высказывание, которое служит средством характери-зации героев, раскрытия замысла автора, идеи произведения.

Восклицательные предложения в художественной литературе широко употребляются как в авторской речи, так и в описании диалогического общения между персонажами. Они отражают коммуникативную целеустановку говорящего, часто имеют комплексный характер, а также используются как эмотивное средство текста.

В данной работе в качестве источника материала исследования использовано произведение современного русского писателя В. Пелевина - роман «Generation "П"». Целью статьи является комплексное изучение восклицательных предложений, в том числе определение и обобщение особенностей их употребления в художественных произведениях.

1. Восклицательное предложение в художественной литературе. Лингвисты отмечают, что использование восклицательных предложений играет важную роль в выражении и создании эмотивности и экспрессивности. Восклицательные предложения, включенные в тексты разных стилей, имеют свою специфику по своей коммуникативной установке. Основываясь на материале исследований, можно отметить, что существует целый ряд определений восклицательного предложения, включающих два аспекта:

1) выражение восклицательным предложением эмоционально-экспрессивного содержания высказывания,

2) выражение восклицательным предложением особой восклицательной интонации.

О.С. Ахманова отмечает, что восклицательным называется предложение, в котором основное содержание мысли сопровождается выражением чувств говорящего, связанных с этим содержанием [1, с. 86]. Давая определение восклицательного предложения, В.И. Максимов указывает: «Восклицательными называются предложения, содержащие сообщение, вопрос или побуждение к действию, которые сопровождаются выражением каких-либо сильных чувств радости, печали, удивления, восторга, страха и т. п. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак» [5, с. 142]. Здесь демонстрируются коммуникативная и эмотивная функции восклицательного предложения и восклицательный знак.

В данной статье вслед за П.Н. Паниче-вой восклицательные предложения определяются как специализированное средство выражения эмоциональной реакции и связанного с ней эмоционально-оценочного отношения говорящего как к отдельным фактам, событиям окружающей действительности и ситуации в целом, так и к коммуникативному поведению собеседника и самого говорящего [6]. Несмотря на то, что эмоциональные предложения - это разновидность грамматических конструкций, значительную роль в их формировании играют закрепленные за этими моделями лексические эмотивы, взаимодействующие с восклицательной интонацией. Они передают радость, удивление, огорчение и другие эмоциональные состояния говорящего, обладают эмотивно-оценочным значением. При помощи этих маркеров можно устанавливать эмоциональную специфику восклицаний [3].

О Ма Цзянь, 2022

Известно, что оценочность является одним из обязательных компонентов эмотивной семантики лексем, а экспрессивность - важная черта синтаксической организации эмоциональных высказываний [8, с. 170]. Кроме того, при выявлении эмоционального характера восклицательных высказываний важной является характеристика коммуникативной ситуации:

- тип коммуникантов;

- их эмоциональное состояние;

- межличностные отношения;

- социальная дистанция;

- параметры ситуации общения.

Мы согласны с Н.С. Валгиной в следующем: «Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией» [2, с. 78]. Исследовательница отметила важное значение эмотивной функции и восклицательной интонации восклицательных предложений.

Таким образом, в определениях восклицательного предложения можно увидеть черты сходства и различия. Сходство проявляется в том, что все лингвисты обратили внимание на два признака восклицательных предложений: эмотивную функцию и восклицательную интонацию. Разница состоит в том, что некоторые из них считают, что кроме эмотивной функции восклицательные предложения одновременно выполняют другие функции, например сообщения мысли, запроса информации или побуждения к действию. Это разница вызвана неясностью классификации предложения, о чем мы будем говорить ниже. В целом выражение эмоции и наличие восклицательной интонации являются основными признанными характеристиками восклицательного предложения.

В изучении восклицательных предложений существует еще несколько проблем, которые проявляются в двух аспектах:

1) место восклицательного предложения в синтаксической системе языка остается дискуссионным;

2) классификация восклицательного предложения является однокритериальной.

Эти проблемы влияют на понимание сущности восклицательного предложения и определение возможностей употребления этого типа предложений.

таким образом, в литературе восклицательные предложения, предназначенные для отражения духовного мира человека в экспрессивной форме, являются важным средством

характеристики человека, его речевого поведения, некоторых его психологических особенностей, а авторами литературных текстов они используются как средство создания художественных образов. В содержательном плане одним из обязательных компонентов семантики лексем восклицательных предложений является оценка, а обязательной чертой их синтаксической организации - экспрессивность [4, с. 55]. В связи с этим восклицательные предложения рассматриваются нами как типичное эмотивное средство языка, которое в экспрессивной форме передает эмоциональную речь коммуникантов, их эмоциональные состояния, выражает субъективное отношение к объекту речи, маркирует социальную дистанцию между коммуникантами.

Ученые отмечают, что важной сферой функционирования восклицательных предложений является диалогическая речь, для которой характерна экспрессивность.

Параметры диалогического общения оказывают большое влияние на выбор и употребление восклицательных высказываний. В монологической речи восклицания могут передаваться с помощью риторического приема. Этот тип предложения наиболее точно маркирует эмоциональное содержание благодаря используемой пунктуации - восклицательному знаку, семантика которого в русском языке связана с выражением сильных эмоций. В анализируемом романе этот знак имеет аналогичную семантику и форму обозначения. Приведем примеры:

(1) - Точно, - сказал он восхищенно.

- Ведь и на остальных то же самое было! На прошлом - серп и молот, на позапрошлом - свастика, а до этого - что-то про чурок... Обалдеть! (с. 299)*.

В примере (1) содержание эмоции передается лексически (восхищенно; обалдеть - с семантикой 'приходить в крайнее эмоциональное состояние'). Значение слов соответствуют типу повествовательных восклицательных предложений, средствам экспрессивного синтаксиса: номинативным предложениям и эллиптическим конструкциям.

(2) - Значит, никакой смерти нет! - с радостью подумал Татарский.

- Почему? Да потому, что ниточки исчезают, но шарик-то остается! (с. 56).

* Примеры из романа В. Пелевина «Generation "П"» здесь и далее приводятся по изданию [7] с указанием страниц в круглых скобках.

известия вгпу. филологические науки

В исследуемом контексте никакой смерти нет! значит приятное известие для героя Татарского. Эта же идея выражена при помощи образа: несмотря на то, что ниточки исчезают, шарик остается. Средство диалогично-сти (Почему? Да потому!) демонстрирует неполные предложения разговорного дискурса.

(3) Татарского вдруг настолько поразила одна мысль, что он остановился и хлопнул себя ладонью по лбу. Да это же вавилонское столпотворение! - подумал он (с. 84).

В данном примере высказывание эмоционально окрашено не только за счет восклицания, но и за счет экспрессивного глагола поразить со значением 'удивить', а также описания невербальной реакции (хлопнуть себя ладонью по лбу). Повествовательное восклицательное предложение в романе выражает глубокое чувство удивления героя, сопровождающееся интенсивно выраженной эмоцией.

Анализ произведения классика русской литературы В. Пелевина - романа «Generation "П"» - показал, что в русской культуре восклицания рассматриваются как привычное средство выражения эмоций, естественный прием передачи внутренних состояний и ведения естественной, живой коммуникации. Мнение о том, что эмоциональные предложения предназначаются для передачи радости, восхищения, удивления и других интенсивных положительных эмоций, не вполне соответствует действительности. Восклицание - это любой речевой акт, который передает как позитивные, так и негативные чувства говорящего.

2. Фонетические особенности употребления восклицательных предложений. Грамматическое значение языка не может существовать без формы. Грамматическая форма - это материальный вид существования грамматического знания, языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное или стандартное выражение. В пределах грамматической формы грамматические значения предложений выражаются разными средствами. Восклицательные предложения имеют грамматическую форму восклицания, и в форме восклицательных предложений обязательно имеются средства выражения восклицания. В настоящей статье проанализированы грамматические средства восклицательных высказываний в русских художественных текстах. Обычно средства восклицательных предложений включают в себя восклицательную интонацию, морфологические средства и синтаксические средства.

Интонация является очень важным грамматическим средством. Разные интонации совпадают с разными типами предложений, однако на самом деле интонация восклицательных предложений имеет свою специфику. В русской художественной литературе существует группа повествовательно-восклицательных, побудительно-восклицательных и вопросительно-восклицательных предложений, в которых эмоциональное содержание накладывается на интеллектуальное, существуя параллельно с ним.

В повествовательных предложениях употребляется средняя интонация, в побудительных предложениях - сниженный тон, в вопросительных - вопросительная интонация, т. е. повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса. В этих типах предложений интонация однообразна. В восклицательных предложениях используются особые фонации: напряженная интонация, расслабленная интонация, придыхательная интонация, скрипучая интонация. Приведем пример из романа «Generation "П"»:

(3) - Я же говорю, садитесь! Вот стул. Голос Ханина вывел Татарского из транса. Он сел и неловко пожал протянутую ему через стол руку (с. 93).

В данном примере описывается речевое поведение говорящего, призывающего адресата сесть (Яже говорю, садитесь!) в достаточно категоричной форме. Данное побуждение сопровождается интенсивной эмоцией по поводу негативного отношения говорящего к ситуации, его недовольство тем, что адресат не сразу подчиняется его словам. С учетом этих обстоятельств в восклицательном предложении используются особые напряженные интонации.

(4) - И сколько же еще лет Давидсоны будут ездить на Харлеях? Россия, проснись! (с. 139).

В контексте данного высказывания побуждение сопровождается беспомощностью и отчаянием говорящего. В русской культуре молитва и приказ могут произноситься с повышенной эмоциональностью по расслабленной интонации. Благодаря восклицательной форме предложения читатель воспринимает сильное негодование и беспомощность героя по поводу указанной ситуации.

(5) «Го-осподи, к Тебе воз-звах!» - вращая выпученными глазами, пропел человек с напудренным лицом, в бабочке и перламутровом жилете под фраком. Во время пения он стран-

но отгребал ладонью, словно его куда-то сносил невидимый поток горнего эфира (с. 179).

Здесь восклицательное предложение конкретизируется побудительно-эмоциональной коммуникативной целью, использованием предложения с эмоционально-оценочным значением радости и восторга. Здесь нужна придыхательная интонация.

(6) - Меч, выкованный в Японии! - прокричал он, приставив острие прямо к линзам камеры. - Меч, которым перережет себе горло выродившийся мир! Да здравствует император! (с. 274).

В примере побудительное риторическое восклицание Да здравствует император! употреблено для того, чтобы сохранить взволнованную интонацию героя, которая видна и по его предыдущей реплике. Автор выражает глубокий гнев говорящего скрипучей интонацией. В предложениях, относящихся к группе повествовательных восклицательных предложений, эмоциональное содержание вступает в противоречие с интеллектуальным. При этом эмоциональное содержание резко изменяет логическое содержание повествовательного предложения, что приводит к появлению типа предложений, главным содержанием которых становится выражение эмоционального утверждения.

3. Морфологические особенности употребления восклицательных предложений. Рассмотрим активное употребление частиц, междометий и других частей речи.

3.1. Частицы. В восклицательных предложениях художественных произведений чаще всего употребляются частицы, вносящие эмоционально-экспрессивные оттенки. Используя эти частицы, говорящий выражает сомнение, восхищение, удивление и другие эмоции и чувства, оценивает высказывание. В русском языке частицы как же, как не, какое, куда, куда как не, тоже, то ли не, то-то, туда же, что, что за, что ли и др. выражают разнообразные оттенки чувств и оценок. Приведем пример:

(7) Да потому, что ниточки исчезают, но шарик-то остается! (с. 56).

(8) Да это же вавилонское столпотворение! (с. 60).

3.2. Междометия. В восклицательных предложениях междометия не имеют номинативной функции. Однако междометия могут закрепить определенное чувство или эмоциональное состояние, усилить эмоциональность высказывания. В русских литературных про-

изведениях к междометиям, выражающим различные чувства, относятся ах, ай, да, ой, увы, фу, ну, у, боже мой, вот тебе на, вот еще и др. Приведем примеры:

(9) - Ну! - отвечала секретарша, не отрываясь от компьютерных клавиш (с. 227).

(10) - А! Понятно, - сказал Ханин таким тоном, словно ему и правда что-то стало понятно (с. 93).

3.3. Имена существительные, имена прилагательные, наречия и глаголы. Имена существительные, наречия, имена прилагательные и глаголы принадлежат к числу знаменательных слов, эффективность которых в восклицательных предложениях усиливается не за счет морфологического разнообразия, а за счет семантики. Само содержание имен существительных, наречия или имен прилагательных и глаголов, вносящих эмотивность, помогает нам узнать позицию говорящих, утверждение или отрицание. Поэтому они широко используются в восклицательных предложениях в русской художественной литературе. Приведем примеры:

(11) Вот были колесницы! (с. 64).

(12) Ты можешь себе представить? Запрещено! (с. 81).

(13) - Господи, благослови! (с. 70).

(14) Мне бы хопить волтелось поды! (с. 56).

4. Синтаксические особенности употребления восклицательных предложений. Синтаксические особенности восклицательных предложений особенно важны для изучения восклицания в произведениях русской художественной литературы.

4.1. Конструкции восклицательных предложений. Рассмотрим их виды.

А. Типичные конструкции. В русской художественной литературе некоторые типичные восклицательные предложения состоят из двух частей: «восклицательные частицы как, так, какой, такой + объект восклицания». Существуют также другие конструкции. Приведем примеры:

(15)- А что же еще!- пробормотал Татарский (с. 108).

(16) -Даздравствует император! (с. 276).

Б. Фразеологические конструкции. В русских восклицательных предложениях часто можно встретить фразеологическую структуру.

Слова-предложения могут составлять неразделимые словосочетания, которые не изменяются при употреблении. Они называются фразеологическими словами-предложениями.

известия вгпу. филологические науки

Чаще всего фразеологические слова-предложения бывают восклицательными: Хорошая вещь! Ясное дело! Хорошая мысль! Золотые слова! Еще как! Так и есть! Едва ли! Еще чего! Вон оно то! То-то и есть! С ума сойти! Не скажи! Может быть! Не может быть! В самом деле! Ну, вот еще! Ну да! А это! Как же! Ишь ты! Едва ли! Еще чего! Эх ты! Вот оно то! То-то и есть! Будь благонадежен! и т. д.

Кроме того, в русских художественных произведениях можно найти многочисленные фразеологические конструкции восклицательных предложений. Данные конструкции насыщены эмоционально-оценочным значением и имеют ограничения не только в грамматике, семантике, но и в порядке слов. В отличие от фразеологических слов-предложений, предложения с фразеологическими конструкциями имеют базовые части и изменяются в ограниченных рамках.

К числу фразеологических конструкций принадлежит фраза Есть о чем рассказать! она имеет строгий порядок слов: сначала употребляется базовое слово есть, после него идет местоимение кто (или что) в определенном падеже, потом инфинитив глагола несовершенного вида. Приведем пример из романа В. Пелевина «Generation "П"»:

(17) - А заслуга перед кем? - Как перед кем!.. - сказала девушка, подняв брови. Девушка вздохнула. Видно было, что за день она устала от идиотов. Сняв планшетку с полки, она поставила ее на прилавок перед Татарским (с. 70).

Здесь перед кем является базовой частью, в романе данная конструкция выражает чувство презрения героини.

(18) Примерно так, - думал он. - Жизнь -это одинокое странствие под палящим солнцем. Когда вспоминаешь об этом, все в мире кажется пустым и ничтожным. И тогда наступает прозрение. Туборг. Подумай о главном! (с. 188).

Здесь базовой частью является глагол подумать, вся конструкция выражает сильную эмоцию говорящего.

4.2. Слова-предложения. В русских художественных произведениях слова-предложения часто используются в роли восклицательных предложений. Восклицательным словом-предложением называется предложение, состоящее из одного слова или неразложимого сочетания слов, прямо выражающего сильнее чувство и эмоцию. По характеру использованных частей речи можно выделить среди вос-

клицательных слов-предложений с одним словом четыре типа:

1) с именами существительными,

2) наречиями,

3) междометиями,

4) глаголами.

(19) - Так вот ты где, с...! - надсаживаясь, выкрикнул вошедший, и его лицо побагровело еще сильнее (с. 195).

(20) Татарский! К шефу на ковер, - сказал Морковин (с. 233).

(21)- Во! - сказал Азадовский, поднимая вверх большой палец (с. 333).

4.3. Простые предложения. Большинство восклицательных предложений являются простыми. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией. такие предложения называются восклицательными. Восклицательные предложения характеризуются краткостью, причина заключается в том, что, испытывая сильную эмоцию, говорящий торопится высказать их. таким образом, восклицательные предложения чаще всего представляют собой простые предложения.

(22) - Значит, никакой смерти нет! - с радостью подумал Татарский (с. 56).

(23) - За что? - спросил Гиреев. - За то, что иногда позволяешь жить параллельной жизнью. Без этого настоящая была настолько мерзка! (с. 319).

(24) - Этот человек далеко пойдет! - повторила Лена. Ее особенно впечатляло то, что сестра с детьми сразу же после этой операции была сослана назад в Днепропетровск (с. 28).

4.4. Сложные восклицательные предложения. В произведениях русской художественной литературы можно встретить конструкции сложных восклицательных предложений с сочинением, подчинением и разными видами связи между предикативными частями. Предикативные единицы могут быть синтаксически соединены с помощью сочинительных союзов (при сочинительной связи), подчинительных союзов (будто, так как, что, чтобы и др.) или союзных слов (который, почему, сколько и др.) (при подчинительной связи). Приведем следующие примеры из рассматриваемого романа В. Пелевина:

(25) Вовчик замолчал и тяжело задумался. Ханин собирался что-то вставить, но Вовчик вдруг взорвался: - Но они-то думают, что мы культурно опущенные! Типа как чурки из Африки, понимаешь? (с. 198).

языкознание

(26) Ты говоришь, что еще не готов? Мы верим, что завтра ты сможешь! (с. 183).

Проведенный выше анализ показывает, что восклицательные предложения в русском художественном тексте имеют свою специфику. Материалом для исследования послужил текст романа Пелевина В.О. «Generation "П"». В русской литературе для выявления оценки автором высказывания признаков явления, предмета, факта как реального или нереального используется широкий спектр фонетических, морфологических и синтаксических грамматических средств восклицательных высказываний.

На конкретных примерах из романа «Generation "П"» мы рассмотрели конструкции восклицательных предложений в русском художественном тексте. особенности употребления восклицательных высказываний выражаются фонетичекими, морфологическими и синтаксическими конструкциями, которые отражают отношение и чувство говорящего к предметам и явлениям в восклицаниях в художественных текстах. Мы также выяснили, что, в отличие от невосклицательных, восклицательные предложения содержат разнообразные эмоциональные значения. В них во всей полноте выражаются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- субъективное восприятие информации, а также различные эмоции;

- передача чужих доводов, мнений, информации об эмоциях.

таким образом, особенности использования восклицательных предложений в русской художественной литературе состоят в употреблении специальных конструкций, передающих состояние говорящего или эмоционально выраженную информацию о предмете речи.

список литературы

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 2007.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учебник. М., 2002.

3. Ионова С.В. Внутренняя форма текста и способы ее экспликации // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2007. № 6. С. 14-20.

4. Куреня И.В. Семантика и прагматика восклицательных предложений в художественных текстах С. Кинселла // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2014. № 17. С. 54-65.

5. Максимов В.И. Русский язык и культура речи: учебник. М.; СПб., 2010.

6. Паничева П.Н. Структурно-семантические и прагматические характеристики восклицательных

предложений в английской диалогической речи (в свете антропоцентрической парадигмы): дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2004.

7. Пелевин В.О. Generation «П». М., 2008.

8. Шаховский В.И. Язык и эмоции в аспекте лингвокультурологии: учеб. пособие по дисциплинам по выбору «Язык и эмоции» и «Лингвокуль-турология эмоций» для студентов, магистрантов и аспирантов Ин-та иностр. яз. Волгогр. гос. пед. унта. Волгоград, 2009.

* * *

1. Ahmanova O.S. Slovar' lingvisticheskih termi-nov. M., 2007.

2. Valgina N.S., Rozental' D.E., Fomina M.I. So-vremennyj russkij yazyk: uchebnik. M., 2002.

3. Ionova S.V. Vnutrennyaya forma teksta i sposo-by ee eksplikacii // Vestn. Volgogr. gos. un-ta. Ser. 2: Yazykoznanie. 2007. № 6. S. 14-20.

4. Kurenya I.V. Semantika i pragmatika voskli-catel'nyh predlozhenij v hudozhestvennyh tekstah S. Kinsella // Aktual'nye problemy nauki: IGUMO i IT kak issledovatel'skij centr. 2014. № 17. S. 54-65.

5. Maksimov V.I. Russkij yazyk i kul'tura rechi: uchebnik. M.: SPb., 2010.

6. Panicheva P.N. Strukturno-semanticheskie i pragmaticheskie harakteristiki vosklicatel'nyh predlo-zhenij v anglijskoj dialogicheskoj rechi (v svete antro-pocentricheskoj paradigmy): dis. ... kand. filol. nauk. Stavropol', 2004.

7. Pelevin V.O. Generation «Р». M., 2008.

8. Shahovskij V.I. Yazyk i emocii v aspekte lingvokul'turologii: ucheb. posobie po disciplinam po vyboru «Yazyk i emocii» i «Lingvokul'turologiya emo-cij» dlya studentov, magistrantov i aspirantov In-ta in-ostr. yaz. Volgogr. gos. ped. un-ta. Volgograd, 2009.

Features of using the exclamation statements in the Russian fiction literature

The article deals with the features of the use of the exclamatory sentences in the fiction works in Russian. There are revealed the internal structures of the exclamatory statements in the Russian literary text. Based on the material of the literary text of the Russian writer, it is shown how the exclamations convey the emotions of the speaker, are the means of the artistic expression and speech characteristics of the hero of the work.

Key words: fiction, exclamation, exclamatory sentence, features of use.

(Статья поступила в редакцию 17.05.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.