Научная статья на тему 'Особенности уголовной ответственности за нарушения требований в области транспортной безопасности'

Особенности уголовной ответственности за нарушения требований в области транспортной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1876
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габдурахманов Л. Р.

Аварийность на автотранспорте играет особую роль в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении. Для реализации данного направления необходим комплексный анализ уголовного законодательства в области транспортной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности уголовной ответственности за нарушения требований в области транспортной безопасности»

УДК 342.9

Л.Р. Габдурахманов

особенности уголовной ответственности за нарушения требований в области транспортной безопасности

Аварийность на автотранспорте играет особую роль в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении. Для реализации данного направления необходим комплексный анализ уголовного законодательства в области транспортной безопасности.

Ключевые слова: уголовное право; уголовная области транспортной безопасности.

Безопасность на автомобильных дорогах - одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран мира. По данным ООН, каждый год на дорогах мира гибнет 1,3 млн человек и более 10 млн получают ранения. Во всем мире в результате ДТП ежедневно погибают 3 тысячи человек и более 100 тысяч получают различные травмы. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основой причиной гибели или увечий и станет более серьёзной проблемой для здоровья людей, чем такие заболевания, как малярия, туберкулёз и ВИЧ/СПИД. Количество погибающих на дорогах людей на порядок превышает количество жертв стихийных бедствий, военных действий и прочих катастроф [1].

Как показал анализ литературы, исследованием уголовной ответственности за нарушение правил безопасности занимались Иванцова Н.В.; Сосновский А.Л.; Скрын-ник А.М.; Пикуров Н.И. [2], но монографические работы, учитывающие последние внесенные законодателем изменения, в литературе не встречаются. В 2010 г. принят федеральный закон, установивший уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на транспорте, за неисполнение гражданами, должностными и юридическими лицами

ответственность за нарушения требований в

требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах (ст. 263.1 УК РФ).

Для реализации данной нормы существуют следующие проблемы: субъектный состав; перечень правил, ответственность за нарушение которых может наступать по ст. 263.1 УК РФ; отграничение от смежных составов и др. Для решения этих проблем необходимо более подробно рассмотреть состав преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ. Объектом состава преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, являются требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. С объективной стороны деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 263.1 УК РФ, возможно как в форме действия, так и бездействия и выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности. Диспозиция ст. 263.1 УК РФ бланкетная, т.е. не содержит конкретных признаков преступления, а отсылает к другим нормативным актам.

При анализе диспозиции ст. 263.1 УК РФ мы пришли к выводу, что к числу субъектов данного преступления необходимо относить государственных транспортных инспекторов. Правовой статус государственных

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(19) 2015

транспортных инспекторов - должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - урегулирован «Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции» [3], согласно которому государственные транспортные инспекторы осуществляют контрольные (надзорные) функции в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности. В том числе инспекторы осуществляют контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности и соблюдением законодательства о транспортной безопасности, а также обязаны оказывать помощь в предотвращении либо прекращении нарушения требований к безопасности на транспорте. Преступление, предусмотренное ст. 263.1 УК РФ, -неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах - необходимо отличать от преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, - недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Данные преступления отличаются по характеру совершаемых деяний. Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, составляют недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. В судебной практике под недоброкачественным ремонтом транспортного средства понимается неустранение всех неисправностей в соответствии с

технологическими правилами и нормативами либо установка недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства), а под выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств понимается невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями.

Составы, предусмотренные ст. 263.1 и 266 УК РФ, отличаются и по субъектам. По нашему мнению, субъектами преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, могут быть работники автотранспортных организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть Субъект данного преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое

состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления. Им является лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств. Это прежде всего должностные лица транспортных хозяйств и любых других предприятий, организаций, на которых действующими приказами, распоряжениями руководителей либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность по обеспечению ремонта и выпуска на линию транспортного средства и организации его безопасной эксплуатации. Норму ст. 263.1 УК РФ необходимо назвать общей по отношению к норме ст. 266 УК РФ, и при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, совершенном лицом, на которого возложена ответственность по организации его безопасной эксплуатации субъектом преступлений, ответственность наступает по ст. 266 УК РФ как по специальной норме. В остальной части ст. 263.1 и 266 УК РФ не конкурируют между собой и соотносятся как смежные составы преступлений.

Анализ состава ст. 263.1 УК РФ показывает, что практическое применение этой нормы вызовет существенные проблемы. Преступления, квалифицируемые по ч. 1 этой статьи, подсудны мировым судьям, по-

скольку ее санкция не превышает трех лет лишения свободы, а в перечень изъятий из подсудности мировых судей новая статья не включена (ст. 31 УПК РФ), в то время как части первые ст. 263 и 264 с сопоставимыми санкциями отнесены к подсудности районных судей ввиду сложности предмета доказывания по данным делам. По нашему мнению, необходим дальнейший теоретический анализ положений ст. 263.1 УК РФ, основанный на анализе прокурорско-след-ственной практики.

Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет совершенствования уголовного законодательства, повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе и направлены на обеспечение снижения темпов убыли населения Российской Федерации, создания условий для роста его численности; целевого увеличения к 2020 году валового внутреннего продукта; высоких стандартов благосостояния граждан России.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: URL: https://www.un.org.ru

2. См.: Иванцова Н. В., Сосновский А. Л. Уголовно-правовые меры охраны жизни в сфере безопасности дорожного движения / Н. В. Иванцова, А. Л. Сосновский // Транспортное право. - 2010. - № 2. - С. 5-8; Майоров В. И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения / В. И. Майоров // Транспортное право. - 2009. - № 4. - С. 38-42; Пикуров Н. И. Новое уголовное законодательство об ответственности лиц, связанных с обеспечением безопасности движения транспорта / Н. И. Пикуров // Российская юстиция. - 2011. - № 2. - С. 11-13; Скрынник А. М. Система государственного контроля и надзора в сфере обеспечения транспортной (морской) безопасности / А. М. Скрынник // Транспортное право. - 2010. - № 3. - С. 20-25; и др.

3. См.: URL: https://www.gibdd.ru/stat/

© Габдурахманов Л.Р., 2015 Статья получена: 20.01.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.