7. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)
7.1. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН МОНГОЛИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Хамнуев Юлий Григорьевич, кандидат юридических наук
Место работы: Бурятский государственный университет г. Улан-Удэ, Россия
Хармаев Юрий Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист Республики Бурятия Место работы: Бурятский государственный университет г. Улан-Удэ, Россия
Аннотация: в предлагаемой статье авторы предметом исследования определяют современные тенденции административной и уголовной практики, складывающейся в отношении граждан Монголии на территории Республики Бурятия. Актуальность данного вопроса объясняется также и тем обстоятельством, что с 2014 года отменен визовый режим между Россией и Монголией, что повлекло за собой значительное увеличение граждан Монголии, въезжающих на территорию Республики Бурятия. Учитывая, что за прошедший период накопился определенный массив статистический информации, авторы статьи предприняли попытку его анализа.
В целом можно констатировать невысокий объемом совершенных гражданами Монголии преступлений и правонарушений, а в целях профилактики противоправной деятельности следует повысить уровень правовой грамотности граждан соседнего государства, в том числе и силами преподавательского состава Бурятского государственного университета.
Статья подготовлена в рамках Гоанта «Защита прав и законных интересов граждан Монголии на территории Российской Федерации и граждан России на территории Монголии» № 16-23-03006/16.
Ключевые слова: профилактика правонарушений, административная и уголовная ответственность, правонарушения, преступления, Монголия, Республики Бурятия.
PECULIARITIES OF THE CRIMINAL AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF THE CITIZENS OF MONGOLIA IN THE TERRITORY
OF THE REPUBLIC OF BURYATIA
Khamnuev Yuli G., PhD in Law
Place of employment: Buryat State University, Ulan-Ude, Russia
Kharmaev Yuri V., PhD in Law, Associate Professor, Honored Lawyer of the Republic of Buryatia Place of employment: Buryat State University, Ulan-Ude, Russia
Abstract: in the proposed article, the authors of the study determine the current trends in the administrative and criminal practice of the citizens of Mongolia in the territory of the Russian Federation, more precisely, in the Republic of Buryatia. The relevance of this issue increases with the fact that in 2014, the visa regime between the two countries, Russia and Mongolia, was abolished. A certain time has passed and there is an opportunity to analyze and determine which problems are characteristic of migration relations for two neighboring states. In order to identify certain changes in the relations between the two countries, the authors used both general scientific and special methods, including comparative legal, systemic, statistical, etc. In general, it can be stated that the features of criminal and administrative responsibility of citizens of Mongolia in the Republic Buryatia is distinguished by a low volume of committed crimes and offenses. And in order to prevent illegal activities, the legal literacy of the citizens of the neighboring state should be increased, including by the teaching staff.
Keywords: prevention, administrative and criminal liability, offenses, crimes, Mongolia.
Республика Бурятия находится на границе России с Монголией. Титульная народность республики буряты - монголоязычный народ, исповедующий шаманизм и буддизм, в культурном, языковом и религиозном отношении близкий к монголам. Данное обстоятельство, а также географическая близость традиционно предопределяют интерес граждан Монголии к территории прибайкалья [1].
Кроме того, с ноября 2014 года между Российской Федерацией и Монголией был значительно облегчен визовый режим. Что позволило гражданам Монголии въезжать на территорию Российской Федерации без визы (в зависимости от цели) на срок до 30 дней. Это повлекло за собой значительной увеличение количества пребывающих в Россию граждан Монголии1 (рис.1).
1 Статистические данные подготовлены по запросу творческого коллектива министерством внутренних дел России по Республике Бурятия исх. № 47/ 11670 от 08.08.2018 г.
4ЬОООО 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000
а
■ кол-во въехавших на территорию РФ
■ кол-ни ныехавшихс
территории РФ
# / # ## # # # # ¿¿г
Рис.1. Количество зарегистрированных граждан Монголии на въезде и выезде в пунктах.
Основной поток монгольских граждан пришелся на автомобильные переход «Кяхта - Алтан-Булаг», расположенный на территории Республики Бурятия. Немаловажную роль в значительном увеличении количества граждан Монголии на территории Республики Бурятия сыграла ситуация с резким падением курса рубля во второй половине 2014 года, в том числе, и относительно курса монгольской валюты. Это обстоятельство сделало Россию и, в частности, Республику Бурятия очень привлекательным для монголов с точки зрения совершения покупок.
Необходимо отметить, что гражданами Монголии на территории Республики Бурятия, совершаются не большое количество преступлений. В 2009 году - 6 преступлений, в 2010 году - 4, в 2011 году - 4, в 2012 году - 3, в 2013 - 1, в 2014 - 3 преступлений. Резкий всплеск преступлений, совершенных гражданами Монголии, произошел в 2015 году, когда было зарегистрировано 18 преступлений. Больше половины из них в данный период совершено по ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации - 11 фактов). В 2016 году зафиксировано 9 преступлений, а в 2017 году - 18 преступлений, из них по ст. 322 УК РФ - 8 преступлений. За 6 месяцев 2018 года зарегистрировано 3 преступления.
2008 пир
1010 »» 2012
Вполне прогнозируемой выглядит ситуация, когда большое количество преступлений за десятилетний период регистрации относятся к корыстным посягательствам. 21 преступление из совершенных 75 преступных посягательств составляет практически треть всех зарегистрированных преступлений (а точнее 28%) приходится на кражи, грабежи и разбои.
Третье место по количеству совершенных преступных деяний приходится на подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, квалифицируемых по ст. 327 УК РФ (около 13%). Из преступлений коррупционной направленности следует отметить 4 факта, возбужденных правоохранительными органами по ст. 291 (дача взятки). Лишь два случая, связанных с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств зарегистрировано в 2017 году. Это подтверждает то обстоятельство, что совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, не характерно для граждан Монголии. Следует отметить и такой факт, что несмотря на схожесть законодательства России, со всеми странами бывшего СНГ на постсоветском пространстве, а также со странами, находившимся в сфере влияния СССР, в том числе и Монголии, криминальная субкультура характерная для первых, для наших южных соседей не свойственна [2].
Применительно к административной ответственности граждан Монголии необходимо отметить, что количество административных правонарушений за десять предыдущих лет неуклонно снижается (рис. 3). Хотя выше мы уже говорили о том, что облегчение визового режима, стало причиной стремительного роста пассажиропотока в обоих направлениях. В этом свете более ожидаема была картина, связанная с ростом количества правонарушений.
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 6
мес.
Рис. 2. Количество зарегистрированных преступлений, совершенных гражданами Монголии на территории Республики Бурятия.
С учетом изложенной статистики предстоит в ближайшее время разобраться, почему после снятия визового режима между двумя странами зарегистрирован стремительный рост преступлений по ст. 322 УК РФ. 22 уголовных дела по данной статье, что составляет 29,3% из всей совокупности преступлений, совершенных гражданами Монголии.
Рис. 3. Количество административных правонарушений, составленных в отношении граждан Монголии Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Бурятия. Хочется надеяться, что указанное снижение связано, в первую очередь, с желанием туристов разрешать все возникающие проблемы в правовом поле.
К сожалению, этого нельзя сказать о правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения. Представленные цифровые показатели на следующей диаграмме показывают увеличение количества правонарушений после снятия визового режима. После 2014 года мы наблюдаем увеличение не только количества дорожно-транспортных происшествий с участием граждан Монголии, но и количество привлеченных иностранных граждан к административной ответственности по данным административным составам (рис.4 и рис. 5).
и бсегчэдтп
Из них учетных
■ П01.'Г"; |
■ Ранено
Рис. 4. Количество совершенных ДТП с участием граждан Монголии.
В 2014 году гражданами Монголии совершено 14 дорожно-транспортных происшествий, из них 6 учетных дел (в которых 2 человека погибло, 4 человека получили травмы различной степени тяжести); к административной ответственности привлечено 776 граждан Монголии. Соответственно в 2015 г. - 28 ДТП, из них
10 учетных (1 погиб, 19 ранено); к административной ответственности привлечено 2 916 граждан Монголии. В 2016 г. - 59 ДТП, из них 10 учетных (0 погибших, 22 ранено); к административной ответственности привлечено 794 граждан Монголии; в 2017 г. - 37 ДТП, из них
11 учетных (2 погибло, 14 ранено); к административной ответственности привлечено 372 гражданина Монголии; За 10 мес. 2018 г. - 24 ДТП, из них 11 учетных (1 погиб, 37 ранено); к административной ответственности привлечено 637 граждан Монголии.
Основные правонарушения, совершаемые гражданами соседнего государства, связаны с превышением скоростного режима на дорогах Российской Федерации, а также с неисполнением владельцами транспортных средств обязанностей по страхованию гражданской ответственности.
Рис. 5. Количество граждан Монголии привлеченных к административной ответственности.
Проблемы иностранных граждан в стране пребывания определяются еще одним критерием, который учитывается в деятельности правоохранительных органов. Нарушители миграционного законодательства могут быть привлечены не только к штрафным санкциям, но и к крайней мере административной ответственности -выдворению за пределы Российской Федерации. В Республике Бурятия, как и в других субъектах Российской Федерации, иностранные граждане, ожидающие административного выдворения концентрируются в специальном учреждении МВД - Центре временного содержания иностранных граждан (далее ЦВСИГ)2. Количе-
ство нарушителей паспортно-визового режима, находящихся в ЦВСИГ, отчетливо показывает, иностранцы из каких государств наиболее подвержены нарушениям миграционного законодательства. Предоставленные статистические данные МВД России по Республике Бурятия (рис. 6) демонстрируют ситуацию, при которой граждане Монголии на протяжении ряда последних лет составляют небольшой процент среди остальных иностранцев-нарушителей.
Так в 2014 году всего в ЦВСИГ содержалось 121 иностранное лицо, из которых граждан Монголии всего 6 (4,9% от всех находящихся); в 2015 году из 118 лиц граждан Монголии - 8 (6,7%); в 2016 году из 106 иностранных граждан представителей Монголии только 2 (1,8%); в 2017 году из 85 задержанных мигрантов граждан Монголии - 2 (2,3%); и за 10 месяцев 2018 года из 107 нарушителей граждан Монголии - 4 (3,7%). Данные показатели говорят о том, что снятие визового режима упростило процедуру посещения соседнего государства, в силу чего нарушения миграционного законодательства для граждан из Монголии стали нехарактерны. Как показывают статистические показатели, большинство нарушителей в этой области представлены гражданами бывшего СНГ.
■ Всего содержалось граждан Монголии
2017 г. 2018 г. (10 мес.]
2 до 16.06.2016 года - Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Бурятия, до 2014 года спецприемник МВД по РБ.
Рис. 6. Количество граждан Монголии, содержащихся в ЦВСИГ.
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на невысокий уровень правонарушений, совершаемых гражданами Монголии на территории Республики Бурятия, все же имеется определенные возможности минимизировать количество совершаемых правонарушений мигрантами из соседнего государства. Об этом ранее уже упоминалось на страницах юридической литературы [3]. Отмечая, что во многих случаях граждане Монголии совершают противоправные деяния из-за незнания российского законодательства, необходимо принимать конкретные меры по повышению их правовой грамотности. В связи с этим ведется работа по информированию граждан Монголии различными доступными способами о требованиях российского законодательства. Коллективом авторов, представляющих Бурятский государственный университет, разработан ряд научно-практических пособий, памяток, буклетов, разъясняющих права граждан иностранного государства в стране пребывания [4]. В очень простой форме преподнесены основные базовые основные требования административного, уголовного, муниципального и конституционного права. Также рассмотрены практические ситуации, с которыми могут столкнуться граждане Монголии, с указанием контактов Генерального консульства Монголии в г. Улан-Удэ и номера телефонов экстренных служб [5]. Для удобства туристам предложены электронные приложения, которые помогут разобраться гражданам в
любом месте, где есть интернет.
Думается, что все это поможет приезжающим гражданам Монголии разобраться в сложных ситуациях, а в случае совершения в отношении их более серьезного противоправного посягательства предоставит возможность своевременно обратиться в уполномоченные органы для защиты своих прав и законных интересов.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 95%.
Список литературы:
1. Чимитова Д.К., Хамнуев Ю.Г. Особенности российско-монгольских отношений в свете миграционной политики государства // Стратегические направления противодействия преступности на национальном и транснациональном уровнях: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции (21 мая 2018 г., г. Ханты-Мансийск) [Электронный ресурс] /
под научн. ред. В.А. Авдеева, С.В. Розенко. - Ханты-Мансийск, 2018. - С. 83-91.
2. Хармаев Ю.В. Отечественная криминальная субкультура в контексте политических преобразований XX в. // В сборнике: Государство и право в эпоху революционных преобразований // Материалы международной научно-практической конференции. СПб. 2017. С. 523-528.
3. Хармаев Ю.В. Проблемы совершенствования уголовно-исполнительной системы по законодательству России и Монголии // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 2. С. 275-277.
4. Памятка для граждан Монголии на территории России. Предупреждение коррупции: учебно-практическое пособие / сост. Ю.П. Гармаев, Ю.В. Хармаев, Е.И. Попова, Е.В. Гулина, Н. Гантулга. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2017. - Вып. 3. - 12 с.
5. Памятка для граждан Монголии на территории России. Безопасность дорожного движения: учебно-практическое пособие / сост. Ю.П. Гармаев, Ю.В. Хармаев, Е.И. Попова, Е.В. Гулина, Н. Гантулга. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2017. - Вып. 2. - 8 с.