Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ТУРИЗМЕ'

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ТУРИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРАГЕНТ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / СЧЕТ / ДЕБЕТ / КРЕДИТ / ЗАТРАТЫ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / TOURISM / TOUR AGENTS / CUSTOMER / ACCOUNT / DEBIT / CREDIT / EXPENSES COST PRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева А.И., Скрябина И.В.

в настоящее время туризм является одной из перспективных отраслей народного хозяйства. Многие организации, работающие в этой отрасли, уверенно и прочно занимают свое место на рынке туристских услуг, имеют собственную сеть агентов и постоянную клиентуру. Своевременный учет затрат и себестоимости продукции может положительно повлиять на дальнейшую работу туристическом отросли. В статье рассмотрены сущность туристического продукта, состав затрат, а также особенности учета затрат на формирование данного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COST ACCOUNTING AND COST OF PRODUCTION IN TOURISM

nowadays tourism is on of the most perspective industry of national economy. A lot of organizations, which are working in this industry, confidently and fixedly take their place in market of touristic service, they have their own net of agents and regular customers. Well-timed cost accounting and cost price can positively influence on further work of touristic industry. In this article are considered essence of tourism product, cost structure also features of cost accounting for product formation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ТУРИЗМЕ»

УДК 657.471.72

Алексеева А. И.

магистрант Скрябина И. В. доцент

кафедра экономики и управления развитием территорий ФГАОУВО СВФУ имени М. К. Аммосова Российская Федерация, г. Якутск

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ТУРИЗМЕ

Аннотация - в настоящее время туризм является одной из перспективных отраслей народного хозяйства. Многие организации, работающие в этой отрасли, уверенно и прочно занимают свое место на рынке туристских услуг, имеют собственную сеть агентов и постоянную клиентуру. Своевременный учет затрат и себестоимости продукции может положительно повлиять на дальнейшую работу туристическом отросли. В статье рассмотрены сущность туристического продукта, состав затрат, а также особенности учета затрат на формирование данного продукта.

Ключевые слова - туризм, турагент, потребитель, счет, дебет, кредит, затраты, себестоимость.

Alekseeva A. I. undergraduate Skryabina I. V. associate professor of the department Economics and Territorial Development Management FSAEI OF NEFU named after M.K. Ammosov Russian Federation, Yakutsk

FEATURES OF COST ACCOUNTING AND COST OF PRODUCTION IN

TOURISM

Annotation - nowadays tourism is on of the most perspective industry of national economy. A lot of organizations, which are working in this industry, confidently and fixedly take their place in market of touristic service, they have their own net of agents and regular customers. Well-timed cost accounting and cost price can positively influence on further work of touristic industry. In this article are considered essence of tourism product, cost structure also features of cost accounting for product formation.

Key words - tourism, tour agents, customer, account, debit, credit, expenses cost prise.

В современном мире туризм является важной частью в человеческой жизни, также туризм продвигается как социальное-экономическое развитие для разных стран, регионов и городов. Туризм влияет не только на социальную жизнь, но и на экономику страны или региона. Что является результатом использования части доходов туристов на покупку ими услуг и товаров. Прямое воздействие оказывает вклад денег туристами в само функционирование туристских предприятий, что создаёт базу материального обеспечения служащих турфирм и позволяет открывать новые рабочие места.

Сутью туристического рынка является совместимость экономических отношений с хозяйствующими субъектами. Целью которых является продвижения туристического продукта от туроператора с помощью турагента к потребителю - туристу.

В туристических фирмах объектами бухгалтерского учета, являются основные средства, материальные запасы, денежные средства, расчеты с покупателями, поставщиками персоналом и бюджетом, капитал и резервы, финансовые результаты. Объектом является тур.

Целю туристического продукта является удовлетворение потребностей туристов. Английский туризмолог В. Мидлтон дает определение туристскому продукту, близкое определению А. П. Дуровича: «Комплексный туристский продукт представляет собой «набор, или пакет, осязаемых или неосязаемых компонентов, состав которых определяется деятельностью людей в туристском центре. Пакет воспринимается туристом как доступные по цене впечатления». [1, с.50 ]

Главной задачей бухгалтерского учёта является своевременный учёт затрат на формирование туров и определение их себестоимости.

Себестоимость туристского продукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и продажи туристского продукта материальных и иных ресурсов, а также других затрат на его производство и продажу.

Все расходы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) туристских организаций можно разделить:

1. по отношению к производственному процессу: - на производственные (затраты, связанные с производством туристского продукта); - коммерческие (затраты, связанные с продвижением и продажей туристского продукта);

2. в зависимости от способа включения в себестоимость: - прямые (затраты, связанные с производством туристского продукта, которые можно прямо и непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования); - косвенные (накладные) (затраты, связанные с организацией и управлением производством туристского продукта, относящиеся к деятельности туристской организации в целом, которые включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов).

Туристские организации производят группировку затрат, которые включаются в себестоимость туристского продукта по статьям затрат. К прямым затратам относятся затраты по:

- размещению и проживанию;

-транспортному обслуживанию и перевозкам;

- питанию;

- экскурсионному обслуживанию;

- медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;

- визовому обслуживанию и иные затраты, связанные с оформлением туристской поездки;

- добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней в период туристского путешествия;

- обслуживанию гидами-переводчиками и сопровождающими.

К затратам на продвижение и продажу туристского продукта (или к коммерческим расходам), относятся:

- затраты, связанные с деятельностью туристских агентств в качестве подразделений туристской организации, как выделенных на отдельный баланс, так и необособленных.;

- затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям (туристским агентствам), оказывающим туристской организации коммерческие услуги;

- затраты на оплату труда работников туристской организации, непосредственно занимающихся продвижением туристского продукта, а также отчисления в виде страховых взносов;

- затраты на рекламу, к которым относятся затраты на разработку и издание рекламных изделий.

Учтенные косвенные расходы распределяются между объектами учета затрат на основе одного из специальных методов (расчетов), который выбирается туристской организацией исходя из цели выявления наиболее точной себестоимости объекта учета затрат пропорционально. Они отражаются проводкой:

Дебет счета 44 «Расходы на продажу»;

Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Дебет счета 20 «Основное производство»;

Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы». [2 с. 69]

Себестоимость туров, например для авиобилетов учитывается на счете 20 «Основное производство» с организацией аналитического учета по видам расходов, которые списываются в дебет счета 43 «Готовая продукция» -субсчет «Турпродукты», по каждому сформированному туру.

В затраты на оплату труда включаются любые начисления работникам турфирмы в денежной или натуральной формах. Коммерческие расходы в туристских организациях отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

Коммерческие расходы подлежат распределению между стоимостью реализованных и нереализованных туров. В доле, относящейся к

реализованным турам, они ежемесячно списываются с кредита счета 44 в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж».

При наличии у организации обособленных подразделений, выполняющих отдельные работы, услуги, которые используются при производстве туристского продукта (гостиницы, дома отдыха, специальный туристский транспорт и т.д.), их затраты учитываются на счете 23 «Вспомогательное производство». [3]

Затраты туристических услуг:

-приобретение прав у специализированных организаций по предоставлению туристических услуг;

- обеспечение фирмы работниками;

- отчисления в различные фонды и бюджеты;

- организованный набор работников;

- связанные с освоением новых туров;

- содержание, обслуживание;

- выплату вознаграждений;

- возникающие по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками для целей формирования туров;

- прочие затраты и расходы.

Также затраты могут группироваться по следующим экономическим элементам: затраты на оплату труда, материальные затраты, амортизация, отчисления на социальные нужды,

прочие затраты.

Туристская организация обязана вести раздельный учет затрат по осуществляемым видам деятельности (туроператорская, турагентская). При реализации билетов на чартерный рейс, как в составе туристского продукта, так и в свободной продаже, при непосредственном формировании стоимости путевки туристской фирме следует из общей суммы расходов по оплате чартерных рейсов выделять стоимость авиабилетов, реализованных как отдельные услуги, обособленно от туристского продукта. Такое распределение можно осуществлять, например, методом пропорционального деления стоимости чартера на количество мест (авиабилетов). На практике часто встречаются ситуации, когда стоимость билета не выделяется из общей стоимости путевки.

На счете 20 «Основное производство» целесообразно выделить два самостоятельных субсчета:

- субсчет 1 «Затраты по транспортировке» («Чартер») - предназначен для учета затрат на оплату блоков мест и чартерных рейсов;

- субсчет 2 «Затраты на авиабилеты» («Авиабилеты») - используется в случаях, когда авиабилеты приобретаются отдельно, а затем их стоимость включается в стоимость туристского продукта. [4]

Таким образом, грамотное калькулирование в туристских фирмах позволяет выполнять следующие задачи: - достоверное исчисление фактической себестоимости единицы туристской продукции; - контроль за уровнем себестоимости и соблюдение действующих норм и нормативов

затрат; - определение рентабельности туристской продукции и факторов, влияющих на ее уровень; - оценка эффективности работы туристской фирмы; - выявление и использование резервов снижения себестоимости туристской продукции. При своевременном учете затрат и себестоимости продукции можно выявить отклонения от представляемых норм, также может вестись контроль за уровнем себестоимости и соблюдение норм затрат. Выявить рентабельность туристкой продукции и её факторов и оценить эффективность работы туристической фирмы.

Использованные источники:

1. Бунич, Г.А., Старцев, В.А Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты [Текст] / . - М.:2012 - 236 с. с. 50

2. Саполгина Л.А. Бухгалтерский учет и налогообложение в туристической фирме: учебное пособие / Л.А. Саполгина. - М.: Кнорус, 2007. - 160 с.

3. Группировка и включение затрат в себестоимость турпродукта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mrcpk.tti.sfedu.ru/docs/liter/turism/turism7/Untitled/page019.html./ (дата обращения: 07.10.2019)

4. Медведева Е. В. Особенности калькулирования себестоимости туристского продукта [Текст] // Актуальные вопросыэкономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 207-210. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/57/ (дата обращения: 27.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.