Научная статья на тему 'Особенности учета туристических услуг'

Особенности учета туристических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ФИРМЫ / ТУРОПЕРАТОРЫ / ТУРАГЕНТЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Е. С.

Туристическая деятельность в РФ осуществляется на основании Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Туристические фирмы подразделяются на туроператоров и турагентов. В настоящее время наблюдается рост числа туристических фирм-посредников. В связи с этим актуальны вопросы оформления правовых отношений в туристической индустрии. Кроме того, в зависимости от применяемой системы налогообложения и форм заключаемых договоров сумма доходов и налоговых обязательств будет различной. Именно поэтому это необходимо учитывать при выборе оптимальной схемы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности учета туристических услуг»

9 (249)-2010

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Е. С. ЛЕБЕДЕВА, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, финансов и кредита Московский государственный университет приборостроения и информатики

Туристская деятельность в Российской Федерации подразумевает под собой туроператорскую и турагентскую деятельность, различие которых состоит в том, что туроператор формирует, продвигает и реализует туристский продукт, а тура-гент только продвигает и реализует. Формирование туристского продукта — это деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы и др.).

Туроператор при реализации туристского продукта турагенту обязан заключить с ним договор, турагент в свою очередь при реализации туристского продукта туристу заключает договор с последним. Между турагентами, туроператорами и конечными потребителями туристского продукта (туристами) возможно заключение различных гражданско-правовых договоров. Рассмотрим различные варианты оформления гражданско-правовых отношений между участниками туристской деятельности.

Туроператор заключает с турагентом агентский договор, а турагент с туристом — договор о реализации туристского продукта.

В обязанности туроператора входит оформить агентский договор в соответствии с требованиями гл. 52 «Агентирование» части второй Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). К отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные гл. 49 «Поручение» или гл. 51 «Комиссия» ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям гл. 52 ГК РФ или существу агентского договора. С точки зрения учета главные условия в договоре — размер агентского вознаграждения, порядок его выплаты, порядок и сроки предоставления отчетов турагента и условие о распределении дополнительной выгоды

в случае, если турагент совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны туроператором. Как правило, размер агентского вознаграждения составляет фиксированный процент (например 10 %) и договоры содержат фразу о том, что дополнительная выгода является собственностью турагента. Турагент в свою очередь заключает договор с туристом, прописывая все существенные условия договора возмездного оказания услуг в соответствии с гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. Нередки случаи, когда турагент при реализации туристского продукта туристу предоставляет последнему скидку, не предусматривающуюся агентским договором. В этом случае сумма скидки не учитывается в целях налогообложения прибыли турагента.

В учете турагента при составлении отчета о реализации туристского продукта формируется выручка в сумме агентского вознаграждения и дополнительной выгоды в случае ее возникновения. В учете производятся записи:

Д-т сч. 50, 51 К-т сч. 62 — получены денежные средства за туристский продукт от туриста согласно договору на оказание туристских услуг;

Д-т сч. 62 К-т сч. 76 — согласно отчету турагента отраженареализация туристскихуслуг на сумму сделки между туроператором и турагентом;

Д-т сч. 76 К-т сч. 90 — отражена выручка в сумме агентского вознаграждения, причитающаяся уплате туроператом турагенту;

Д-т сч. 90 К-т сч. 68 — начислен НДС к уплате в бюджет с суммы агентского вознаграждения;

Д-т сч. 62 К-т сч. 90 — отраженная выручка в сумме дополнительной выгоды при реализации туристского продукта на условиях, более выгодных, чем указаны туроператором, и при условии, что согласно договору дополнительная выгода является собственностью турагента;

Д-т сч. 90 К-т сч. 68 — начислен НДС к уплате в бюджет с суммы дополнительной выгоды.

9 (249)- 2010

В учете туроператора при утверждении отчета турагента формируется выручка от реализации туристических услуг, агентское вознаграждение при этом учитывается в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Туроператор имеет право заключать с тура-гентом договор о реализации туристского продукта, соблюдая требования ГК РФ. В указанном случае выручкой турагента считается весь объем денежных средств, причитающихся турагенту по договору оказания туристских услуг с туристом, а расходом — весь объем денежных средств, причитающихся к оплате турагентом туроператору.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены специальные режимы налогообложения, одним из которых является упрощенная система налогообложения (УСН). Указанный режим налогообложения заменяет уплату налога на прибыль, НДС, налога на имущество одним единым налогом. При применении УСН налогоплательщик имеет право выбрать объект налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». Ставка налога при этом составляет 6 или 15 % соответственно.

Рассмотрим случаи, когдатурагент применяет УСН с различными объектами налогообложения.

Туроператор заключает с турагентом агентский договор, а турагент с туристом договор о реализации туристского продукта, при этом применяет УСН с объектом налогообложения «доходы».

Доходом турагента будет являться агентское вознаграждение и дополнительная выгода, подлежащие отражению в книге доходов и расходов турагента. Особенностью в данном случае является отражение авансов, полученных у турагента, которые являются доходом турагента при применении УСН (доходы и расходы учитываются кассовым методом — ст. 346.17 НК РФ). Турагент имеет право выделить свое вознаграждение с аванса полученного и учесть в качестве дохода только рассчитанную величину, при этом указанный расчет должен быть подтвержден документально (договорами, счетами туроператора и т. д.). Аналогичный расчет предусмотрен для турагентов, выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы».

Сложности в учете в части соответствия критериям применения УСН, в данном случае соответствия критерию по доходам за налоговый период — 60 млн руб., могут возникнуть у турагента при заключении с туроператорами договора на оказание туристских услуг как с объектом налогообложения «доходы», так и с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

Турагент с объектом налогообложения «доходы минус расходы» в данном случае в качестве

дохода учитывает всю сумму денежных средств, причитающихся ему по договору с туристом, а в расходах — всю сумму денежных средств, причитающихся к оплате туроператору.

Турагент с объектом налогообложения «доходы» обязан признать в качестве дохода всю сумму денежных средств, полученную от покупателя, и отнести ее в полном объеме под налогообложение единым налогом по ставке 6 %. При этом в расходах не учитывается стоимость туристских услуг, оплаченная туроператору.

И в одном, и в другом случае есть риск превышения лимита применения УСН по доходу за налоговый период, что влечет за собой утрату права на применение УСН и обязанность турагента перейти на общий режим налогообложения с пересчетом за текущий налоговый период своих налоговых обязательств.

Избежать таких последствий турагенту можно, заключив с туристом не договор на оказание туристских услуг, а договор поручения.

По договору поручения одна сторона (поверенный) — в нашем случае турагент обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) — в нашем случае турист определенные юридические действия по подбору туристической поездки по заявке туриста.

При этом турист обязан уплатить турагенту вознаграждение по подбору и оформлению определенного тура.

В договоре следует отразить все существенные условия договора поручения согласно гл. 49 ГК РФ.

Важным условием является пункт о размере и выплате вознаграждения. Рекомендуется использовать следующую трактовку пункта договора: «размер вознаграждения определяется как разница между суммой денежных средств, полученных от туриста, и суммой денежных средств, уплаченных турагентом третьим лицам в целях исполнения поручения туриста».

Таким образом, турагент учтет в качестве дохода только вознаграждение, причитающееся ему от туриста. При этом следует оформить отчет об исполнении поручения, выделить сумму вознаграждения и подписать его с туристом.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЭ.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.