Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА СЛУЧАЕВ ЗАБОЛЕВАНИЯ COVID-19: МИР И РОССИЯ'

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА СЛУЧАЕВ ЗАБОЛЕВАНИЯ COVID-19: МИР И РОССИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / СТАТИСТИКА / УЧЕТ ЗАБОЛЕВШИХ / STATISTICS / REGISTRATION OF CASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артюхин Валерий Викторович

Проведен обзор особенностей и способов учета случаев заболевания коронавирусной инфекцией на международном и национальном уровнях разных стран. Особое внимание уделено Российской Федерации. Приводятся конкретные примеры и цифры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артюхин Валерий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF ACCOUNTING FOR COVID-19 INFECTION CASES: THE WORLD AND RUSSIA

Aspects and methods review for accounting for coronavirus infection cases at the international and national levels was conducted. Special attention is paid to the Russian Federation. Specific examples and figures are provided.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА СЛУЧАЕВ ЗАБОЛЕВАНИЯ COVID-19: МИР И РОССИЯ»

/18 "Civil SecurityTechnology", Vol. 17, 2020, No. 4 (66) УДК 311.311:614.446

Особенности учета случаев заболевания COVID-19: мир и Россия

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

В.В. Артюхин

Аннотация

Проведен обзор особенностей и способов учета случаев заболевания коронавирусной инфекцией на международном и национальном уровнях разных стран. Особое внимание уделено Российской Федерации. Приводятся конкретные примеры и цифры.

Ключевые слова: COVID-19; статистика; учет заболевших.

Aspects of Accounting for COVID-19 Infection Cases: the World and Russia

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

V. Artyukhin

Abstract

Aspects and methods review for accounting for coronavirus infection cases at the international and national levels was conducted. Special attention is paid to the Russian Federation. Specific examples and figures are provided.

Key words: COVID-19; statistics; registration of cases.

09.11.2020

Наиболее обширной статистикой по мировым державам в части коронавирусной инфекции располагает Всемирная организация здравоохранения (далее — ВОЗ), специализированное учреждение Организации Объединенных Наций. Ассамблея здравоохранения (одна из подструктур ВОЗ) имеет полномочия устанавливать права, касающиеся, в частности, санитарных, карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней, а одной из функций организации в целом является обеспечение и поддержка такого административного и технического обслуживания, включая эпидемиологическое и статистическое, которое может потребоваться с целью достижения всеми народами высшего уровня состояния здоровья [8].

Именно ВОЗ 11 марта 2020 г., когда в 114 странах число случаев заболевания COVID-19 достигло 118 тысяч, а количество скончавшихся от него насчитывало 4291 человека, в лице своего Генерального директора доктора Тедроса Адханома Гебрейесуса объявило о начале пандемии (распространении нового заболевания в мировом масштабе). К середине марта 2020 г. Европейский регион ВОЗ стал ее эпицентром. Как отметил директор Европейского регионального бюро ВОЗ доктор Ханс Клюге: «Мы победим COVID-19 за счет открытого обмена знаниями, адресной поддержки деятельности на местах и твердой солидарности» (более подробно об истории и функциях ВОЗ см. [3]).

Принятие мер в области общественного здравоохранения зависит от оперативного обмена данными. ВОЗ агрегирует статистические данные, получаемые от правительственных организаций членов-участников ВОЗ, в соответствии с принятыми договоренностями. Для стран Европейского союза такой организацией является Европейский центр по предотвращению и контролю заболеваний (European Centre for Disease Prevention and Control), в России с ВОЗ взаимодействуют

Министерство здравоохранения и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (на основе Положений о данных учреждениях [4, 5], а также международных договоров, включая Международные медико-санитарные правила [1]).

Объединяя данные из разных источников, ВОЗ формирует общую статистику по ситуации с корона-вирусом, размещая ее в открытом доступе в виде ежедневных и еженедельных глобальных и региональных сводок с возможностью (в ряде случаев) выгрузки данных в табличном формате для самостоятельного анализа (рис. 1, 2 и 3).

Еженедельная сводка более подробно, чем ежедневные панели, содержит помимо распределения случаев заражения и смерти по странам другие элементы результатов анализа, в частности:

распределение умерших по полу и возрастным группам;

характеристику случаев заболевания COVID-19 и смертей в части отношения к медицинской профессии, наличия предшествующей поездки за рубеж, наличия хронических заболеваний по группам;

совместных распределений случаев по полу, возрасту и характеру терапии (интенсивная, обычная, состоявшаяся или несостоявшаяся госпитализация) и т.д.

К сожалению, при безусловной интеграционной роли ВОЗ для осуществления взаимодействия мировых держав нельзя не отметить проблем в интерпретации и использовании предоставляемых этой организацией данных. Несмотря на наличие международных рекомендаций в части диагностики и критериев для тестирования на коронавирусную инфекцию, в разных странах и в особенности в странах из разных регионов протоколы диагностики и критерии тестирования могут отличаться существенно или в деталях. Неопределенности добавляет и представление статистических данных.

Рис. 1. Информационная панель ВОЗ COVID-19 для Европейского региона

Так, в частности, данные далеко не всегда представляются в относительном, нормированном на численность населения виде, а это существенным образом влияет как на ранговый порядок стран в перечне «антилидеров» по числу заражений и смертей, так и на возможность выявления наиболее горячих очагов заболеваемости СОУГО-19. Зачастую отсутствует разбиение случаев на категории выявленных по тестам и выявленных по симптомам, а это важно, поскольку страны имеют разные мощности для организации деятельности по тестированию, и чем больше тестов, тем больше выявленных случаев.

Подытоживая сказанное, единообразие данных, поступивших из разных государств и нанесенных на одну карту, на поверку является кажущимся, и возможность одинаковой трактовки данных из разных стран и регионов вызывает серьезные сомнения [2].

В Российской Федерации сбор статистики по ко-ронавирусной инфекции осуществляется по двум основным направлениям. Одно из них — классическое, на основе Формы № 058/У «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку». Она утверждена еще в 1980 году [7], действует по сей день и содержит, в частности, следующие сведения:

диагноз и отметку о лабораторном подтверждении; ФИО, пол, возраст пациента; адрес проживания, адрес места работы / учебы; даты заболевания, первичного обращения, установления диагноза;

место госпитализации;

первичные противоэпидемические мероприятия. Форма составляется медицинским работником, выявившим или подозревающим при любых обстоятельствах инфекционное заболевание, пищевое отравление

или острое профессиональное отравление, а также при изменении диагноза, и в течение 12 часов должна быть отправлена в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (по месту выявления больного, а не по месту его проживания, поскольку в данном случае имеет значение возможность для выявления очага эпидемии), и в территориальный орган управления здравоохранения, в подчинении которого находится медицинская организация. Персональную ответственность за надлежащее информирование компетентных органов об инфекционном заболевании несет главный врач медицинской организации.

Другое средство сбора статистики, более современное, реализованное на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) (рис. 4). ЕГИСЗ — это многоуровневая информационная система, включающая федеральный и региональный сегменты, а также медицинские информационные системы медицинских организаций и информационные системы фармацевтических организаций. ЕГИСЗ среди прочего содержит:

сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинская экспертиза, медицинский осмотр и медицинское освидетельствование (сведения обезличены в установленном порядке);

сведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также сводную аналитическую информацию по вопросам осуществления медицинской деятельности и оказания медицинской помощи [9].

В начале апреля 2020 года в России была запущена Информационная система учета информации в целях предотвращения распространения новой коронави-русной инфекции СОУШ-19. Данные по пациентам с подтвержденным диагнозом новой выявленной коронавирусной инфекции и госпитализированным

Актуальные данные по ситуации с СОУЮ-19 п Рнропейском регионе ВОЗ

Рис. 3. Фрагмент интернет-представления еженедельной сводки ВОЗ по ситуации с COVID-19

пациентам с признаками пневмонии, а также о лицах, с ними контактировавших, в обязательном порядке заносятся медицинскими организациями в эту информационную систему, которая интегрирована в ЕГИСЗ и оператором которой является Минздрав России. Пользователями информации должны стать заинтересованные федеральные ведомства. На федеральном уровне информация обезличивается (персональные данные пациентов и контактировавших лиц, содержащиеся в региональном сегменте, не подлежат включению в федеральный сегмент информационного ресурса). На региональном уровне должна быть доступна аналитика в разрезе медицинских организаций для оперативного принятия решения по заболевшим. По сложным пациентам, мониторинг которых осуществляется силами дистанционных реанимационно-консультационных центров, будет осуществляться динамический мониторинг

состояния здоровья. Новая информационная система должна стать единым источником для предоставления информации о распространении коронавирусной инфекции и эффективности действий властей разного уровня по предотвращению ее распространения [6].

В конце апреля и начале мая 2020 года в ряде сетевых изданий появилось множество сообщений, касающихся недостоверности официальной статистики по заболеванию, выздоровлению и смертности от коронавирусной инфекции СОУГО-19. Среди прочего скептики отмечали: неосторожные высказывания чиновников; недостатки, связанные с назначением и процессом тестирования;

расхождение между официальной статистикой по числу смертей от СОУГО-19 и скачком общей смертности по сравнению со средним показателем за предыдущие периоды;

Сервисы ЕГИСЗ Центр поддержки база знаний

Рис. 4. Сайт федерального сегмента ЕГИСЗ

вычеркивание уже погибших пациентов из статистики по причине наличия сопутствующих заболеваний (манипуляции с причинами смерти) и т. д.

В начале мая 2020 г. газеты New York Times и Financial Times в своих статьях заявили о занижении в России официальных данных по смертности от COVID-19. Говорилось о том, что реальная смертность может оказаться на 70% выше. Официальные представители Правительства Российской Федерации, Минздрава и Роспотребнадзора отреагировали заявлениями о том, что статистика точна и манипуляций с нею не производится.

Сложность статистических наблюдений значительно усложняется, если они проводятся на протяжении длительного времени, географически распределенно и разными командами (в данном случае — представителями разных стран). Нельзя сказать, что претензии имеются лишь к статистике, собираемой российскими ведомствами.

Например, показатель соотношения умерших к заболевшим сильно отличается даже в государствах с соразмерным уровнем экономического развития, в которых эпидемия началась приблизительно в одно время: в Германии этот показатель около 2%, во Франции — более 10%. В начале апреля во Франции отношение умерших к заболевшим резко увеличилось, поскольку стали учитывать смертность и в домах престарелых, а не только в медицинских учреждениях. По данным, которые оглашало британское правительство на 1 мая, число умерших от коронавируса на тот момент составляло чуть более 28 тыс. человек, но если взять все учтенные к этой дате смерти, то цифра окажется выше: примерно в 36 тыс. свидетельствах о смерти упоминается COVID-19. Кроме того, нужно

учесть, что в России патологоанатомическая служба является государственной, и диагноз по итогам экспертизы ставится всегда, в отличие от многих развитых стран, где соответствующая экспертиза является дорогостоящей и доступной далеко не во всех случаях. В Германии информация в выходные поступает в ведомства, занимающиеся статистикой, и учитывается с опозданием, поскольку не работают как многие поликлиники, так и региональные ведомства здравоохранения. По сведениям уже упоминавшейся New York Times, информация о смертности по Нью Йорку запаздывает на 10-11 дней.

Еще один пример: в большинстве стран считается, что подтвержденный случай — это человек с лабо-раторно зафиксированным COVID-19, независимо от клинических проявлений и симптомов (согласно определению ВОЗ). Однако критерии назначения тестирования и возможности для такового в разных странах могут отличаться и существенно отличаются. Кроме того, критерии для назначения на тестирование могут изменяться в ходе развития эпидемии. Это еще одна причина для разницы в цифрах.

Наконец, в разных странах разные правила фиксации причины смерти. В Италии все умершие с диагнозом COVID-19 признаются жертвами коронавируса. Однако, по оценкам Национального института здравоохранения Италии, вирус как прямой виновник—это лишь 12% случаев, а в остальных случаях у пациентов была еще одна или несколько патологий.

Таким образом, вопрос об истинности собранной статистики и обоснованности выводов из нее — это, в первую очередь, вопрос единства технологий и определений, а, возможно, и философии, и он в меньшей степени связан с политикой или теориями заговоров.

Литература

1. Международные медико-санитарные правила (2005 год).

2. Белик М. А., Колосов А. В. Коронавирус COVID-19 как фактор развития международного сотрудничества в сфере борьбы с инфекционными заболеваниями // Вестник Иркутского университета. 2020. № 20. 283-284 с.

3. Каркищенко Е. И. Глобальное управление в области международного здравоохранения // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы IV Конвента РАМИ. В 10 т. / Под ред. А. Ю. Мельвиля / Рос. ассоциация междунар. исслед. М.: МгИМО-Университет, 2007.

4. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

6. Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (сОУЮ-19)».

7. Приказ Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030.

8. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения // Основные документы. 48 изд. Италия: Всемирная организация здравоохранения, 2014.

9. Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

Сведения об авторе

Артюхин Валерий Викторович: к. э. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. отдела науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: ikshot@mail.ru SPIN-код — 37954-1764.

Information about authors

Artyukhin Valery V.: Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center Department.

7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: ikshot@mail.ru SPIN-scientific — 7954-1764.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Посохов Н.Н. и др. Информационный бюллетень о деятельности функциональных и территориальных подсистем РСЧС в I полугодии 2018 года https://elibrary.ru/item.asp?id=36829114

Анализ деятельности МЧС России по подготовке и проведению мероприятий по обеспечению безопасности при проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года https://elibrary.ru/item.asp?id=37083242

Акимов В.А. Общая теория безопасности жизнедеятельности в современной научной картине мира https://elibrary.ru/item.asp?id=36813168

Атлас безопасности автомобильных дорог городов-организаторов Чемпионата мира по футболу в 2018 году https://elibrary.ru/item.asp?id=30601348

Сосунов И.В. и др. Проблемные вопросы разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации объектов капитального строительства. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=28414015

Пучков В.А. и др. Мы первыми приходим на помощь: литературно-художественный публицистический сборник https://elibrary.ru/item.asp?id=29281817

Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Монография. В 2-х т., т. I. https://elibrary.ru/item.asp?id=29741180

Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Монография. В 2-х т., т. II. https://elibrary.ru/item.asp?id=29919459

Пучков В.А. и др. Огнеборцы: литературно-художественный публицистический сборник https://elibrary.ru/item.asp?id=29281821

Афлятунов Т.И. и др. Сборник примерных программ курсового обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций http://elibrary.ru/item.asp?id=29013219

Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2016 году https://elibrary.ru/item.asp?id=29110822

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.