Подводя итог, можно сделать вывод, что для снижения рисков в банковской деятельности необходимо усиление государственного регулирования на финансовый сектор экономики. Положительные сдвиги в этом направлении уже наблюдаются с начала 2014 года, когда начал активно свою работу Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями в составе Банка России. Основной целью департамента является инспекционные проверки не реже одного раза в 24 месяца, проведение стресс - тестирования кредитных организаций на основе макроэкономических сценариев, выявление рисковых зон на основе дистанционного взаимодействия с руководством банка или непосредственное участие самого руководства Банка России в делах кредитной организации. В первую очередь, усиленный контроль распространён на крупнейшие банки, имеющие филиалы по всей стране и за рубежом, выполняющие большой круг сложных финансовых операций и имеющие огромный удельный вес в банковском секторе России по масштабу и характеру своей деятельности [5].
Литература
1. Тавасиев А. М., Мехряков В. Д., Ларина О. И. Организация деятельности коммерческих банков. Теория и практика: учебник для магистров / М.: Издательство Юрайт, 2015. Серия: Магистр. С. 45-47.
2. Банковское дело: учебник для бакалавров / А. М. Тавасиев. М.: Издательство Юрайт, 2013. Серия: Бакалавр. Базовый курс. С. 67-69.
3. Банковская сфера: механизм информационно-финансовой интермедиации: монография / под научной ред. проф. Ю. В. Рожкова. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. С. 104-107.
4. [Электронный ресурс]: Понятие, сущность и классификация банковского риска. URL: http://www.riskovik.com/articles/bankovskie-riski/fuU/82. (дата обращения: 24.04.2016).
5. [Электронный ресурс]: О задачах и функциях создаваемого в центральном аппарате Банка России Департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями. URL: http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=130809_155942reliz-2.htm. (дата обращения: 26.04.2016).
Особенности учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Тедеева М. Д.
Тедеева Милана Дударовна / Тейееуа Ыйапа О^атоупа — студент, кафедра бухгалтерского учета и аудита, экономический факультет, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, г. Владикавказ
Аннотация: в данной статье анализируется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. А также выделяются их особенности.
Ключевые слова: поставщики, подрядчики, неотфактурованные поставки.
Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие материальные ценности (основные средства, оборудование, сырье, материалы, товары), а также выполняющие работы (строительные, ремонтные) и оказывающие услуги (подача воды, тепла, газа, электроэнергию), необходимые для осуществления производственной деятельности организации.
Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками регламентируется Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете».
Первичными документами, подтверждающими произведенные расчеты с поставщиками и подрядчиками, являются счета, счета-фактуры, накладные, акты приемки работ (услуг), платежные поручения и другие.
Счета-фактуры, поступающие от поставщиков и подрядчиков, должны регистрироваться в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования поступивших ценностей (работ, услуг).
Однако нередко в организацию поступает имущество без расчетных документов поставщика. Продавец, как известно, обязан одновременно с поставкой вещи передать покупателю относящиеся к ней документы. О необходимости передачи ее технического паспорта, сертификата качества, инструкции по эксплуатации и т.п. законодатель указал непосредственно в статье 456 ГК РФ [3]. Расчетные документы, в которых указывается количество и цена вещей, участвующих в сделке, как документы, предусмотренные иными правовыми актами, также должны быть переданы покупателю. Но, к сожалению, поставщики не всегда выполняют свои обязанности. И в организацию поступают
материальные ценности без оформленных надлежащим образом расчетных документов (счетов, платежных требований, платежных требований-поручений или других документов, необходимых для расчетов с поставщиками). Такие поставки в бухгалтерском учете признаются неотфактурованными [5, п. 36].
Хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают форму расчетов за поставленные материалы, продукцию (работы, услуги) и предусматривают их в договорах, заключаемых с поставщиками и подрядчиками. Чаще всего, организации оплачивают счета поставщиков и подрядчиков платежными поручениями.
В соответствии с приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»[2]. Этот счет предназначен, как правило, для учета расчетов по уже принятым к учету материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени их оплаты.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету материальных ценностей (работ, услуг) в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и другие) или счетов учета соответствующих затрат (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 97 «Расходы будущих периодов» и другие)[7].
За услуги по доставке материальных ценностей и по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п. (счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и другие).
Независимо от оценки материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика [8].
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику.
Аналитический учет должен предоставлять данные о задолженности:
- по поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- по поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
- по поставщикам по неотфактурованным поставкам;
- по авансам выданным;
- по поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- по поставщикам по просроченным оплатой векселям;
- по поставщикам по полученному коммерческому кредиту
- другие.
При принятии материальных ценностей (работ, услуг) к учету сумма НДС, указанная в расчетных документах поставщика, не включается в стоимость их приобретения и отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Хозяйствующий субъект может впоследствии предъявить указанные суммы НДС к вычету.
Суммы НДС, подлежащие налоговому вычету, списываются с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»).
Вычеты сумм НДС, предъявленных предприятием при приобретении материальных ценностей (работ, услуг), производится после их принятия к бухгалтерскому учету.
Таким образом, из выше перечисленного следует, что расчеты с поставщиками и подрядчиками подлежат правильному документальному оформлению, фиксированию всех операций в
хронологическом порядке как на синтетическом счете, так и на аналитических счетах. Учет этих
расчетов является одной из составляющих бухгалтерского учета, который в свою очередь является
важным звеном в деятельности любой организации.
Литература
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014).
2. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26.01.1996 14-ФЗ.
4. Тумасян Р. З. Бухгалтерский учет. М: Омега-Л, 2009, С. 823.
5. Приказ Минфина РФ от 28.12.2001. № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».
6. Волков Н. Г. Учет неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути //Бухгалтерский учет. № 9, 2011.
7. Макарова Н. С. Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками // Аудиторские ведомости. № 4, 2013.
8. Богаченко В. М. Бухгалтерский учет: Учебник / В. М. Богаченко, Н. А. Кириллова. Р н/Д: Феникс, 2013.
9. Журнал «Бухгалтерский учет и налоги», № 10. М.: «Финпресс», 2012.
10. Фролова Т. А. «Бухгалтерский учет». Конспект лекций. [Электронный ресурс]: Библиотека административно-управленческого портала. URL: http://www.aup.ru/books/m219/9_1.htm. (дата обращения: 27.12.2015).