Научная статья на тему 'Особенности учета продажи продукции, работ и услуг в деревообрабатывающей отрасли'

Особенности учета продажи продукции, работ и услуг в деревообрабатывающей отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ / АНАЛИЗ / ПРОДАЖА / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ПРОДУКЦИЯ / ДЕРЕВООБРАБОТКА / ACCOUNTING / ANALYSIS / SALES / AUTOMATION / PRODUCTS / WOODWORKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернявская Светлана Александровна, Агасян Элина Артуровна, Ли Валерия Игоревна

В данной статье рассматривается деятельность ООО «Фабрика Афзелия». Авторами работы рассмотрена краткая экономическая характеристика, выполнен анализ выручки, выполнена разработка предложений по совершенствованию бухгалтерского учета продажи продукции, работ, услуг и прочих активов экономического субъекта. Процесс реализации произведенной продукции представляет собой совокупность фактов хозяйственной жизни, в результате которых продукция, произведенная организацией, передается потребителям (покупателям). Покупатель, в свою очередь, возмещает стоимость купленной продукции. Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или в порядке свободной продажи непосредственно населению по рыночным ценам, под которыми понимаются цены, сложившиеся в регионе в процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке идентичной продукции, а при отсутствии ее в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Таким образом, ценой продажи, используемой в качестве налогооблагаемой базы, признается цена сделки, определенная участниками договора. Эта цена признается рыночной, если не будет доказано обратное. Обязанность доказательства возложена на органы налоговой службы. Однако подобное правило нелишне применять и самим сторонам сделки с тем, чтобы в дальнейшем избежать доначисления сумм налога в бюджет и уплаты сумм пени с недоперечисленной суммы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернявская Светлана Александровна, Агасян Элина Артуровна, Ли Валерия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING THE SALE OF PRODUCTS, SERVICES AND ASSETS AT THE WOOD INDUSTRY

In the given article, the activities of Factory Afzelia are considered. The authors worked to briefly consider the economic characteristics of the business, including proposals on how to improve sales of finished goods, services and asset. The process of manufacturing products and getting them to market involves a combination of economic factors. The buyer, in turn, reimburses the cost of the products. Sale of the products made in accordance with the agreements or in order free sale directly to the public in market prices, which are defined as the prices prevailing in the region in the process of interaction between demand and supply of identical products market, and in the absence of it in comparable economic (commercial) conditions. The buyer, in turn, reimburses the cost of the purchased products. Sale of products made in accordance with the concluded agreements or in order free sale procedure directly to the public at market prices, which are defined as the prices prevailing in the region in the process of interaction between demand and supply of identical products market, and in the absence of it in comparable economic (commercial) conditions. Thus, the sale price, using as taxable base is the price of the transaction, determined by participants of the contract. This price is recognized market-oriented, unless it is proved otherwise. The burden of proof rests with the tax authorities. But, such rule is useful to apply by the sides of the contract to avoid further accrual of amounts of tax to the budget and the payment of interest amounts to not transferred amount

Текст научной работы на тему «Особенности учета продажи продукции, работ и услуг в деревообрабатывающей отрасли»

УДК 657

08.00.00 Экономические науки

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ В ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

Чернявская Светлана Александровна

Доктор экономических наук, профессор кафедры

теории бухгалтерского учета

Агасян Элина Артуровна

Студент факультета «налоги и налогообложение» Ли Валерия Игоревна

Студент факультета «налоги и налогообложение» Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В данной статье рассматривается деятельность ООО «Фабрика Афзелия». Авторами работы рассмотрена краткая экономическая характеристика, выполнен анализ выручки, выполнена разработка предложений по совершенствованию бухгалтерского учета продажи продукции, работ, услуг и прочих активов экономического субъекта. Процесс реализации произведенной продукции представляет собой совокупность фактов хозяйственной жизни, в результате которых продукция, произведенная организацией, передается потребителям (покупателям). Покупатель, в свою очередь, возмещает стоимость купленной продукции. Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или в порядке свободной продажи непосредственно населению по рыночным ценам, под которыми понимаются цены, сложившиеся в регионе в процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке идентичной продукции, а при отсутствии ее - в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Таким образом, ценой продажи, используемой в качестве налогооблагаемой базы, признается цена сделки, определенная участниками договора. Эта цена признается рыночной, если не будет доказано обратное. Обязанность доказательства возложена на органы налоговой службы. Однако подобное правило нелишне применять и самим сторонам сделки с тем, чтобы в дальнейшем избежать доначисления сумм налога в бюджет и уплаты сумм пени с недоперечисленной суммы

UDC 657 Economics

FEATURES OF ACCOUNTING THE SALE OF PRODUCTS, SERVICES AND ASSETS AT THE WOOD INDUSTRY

Chernyavskaya Svetlana Aleksandrovna Doctor of economic Sciences, Professor of the Department of accounting theory

Agasyan Elina Arturovna student of Taxes and taxation faculty

Lee Valeria Igorevna

student of Taxes and taxation faculty

Kuban state agrarian University, Krasnodar, Russia

In the given article, the activities of Factory Afzelia are considered. The authors worked to briefly consider the economic characteristics of the business, including proposals on how to improve sales of finished goods, services and asset. The process of manufacturing products and getting them to market involves a combination of economic factors. The buyer, in turn, reimburses the cost of the products. Sale of the products made in accordance with the agreements or in order free sale directly to the public in market prices, which are defined as the prices prevailing in the region in the process of interaction between demand and supply of identical products market, and in the absence of it - in comparable economic (commercial) conditions. The buyer, in turn, reimburses the cost of the purchased products. Sale of products made in accordance with the concluded agreements or in order free sale procedure directly to the public at market prices, which are defined as the prices prevailing in the region in the process of interaction between demand and supply of identical products market, and in the absence of it - in comparable economic (commercial) conditions. Thus, the sale price, using as taxable base is the price of the transaction, determined by participants of the contract. This price is recognized market-oriented, unless it is proved otherwise. The burden of proof rests with the tax authorities. But, such rule is useful to apply by the sides of the contract to avoid further accrual of amounts of tax to the budget and the payment of interest amounts to not transferred amount

Ключевые слова: УЧЕТ, АНАЛИЗ, ПРОДАЖА, АВТОМАТИЗАЦИЯ, ПРОДУКЦИЯ, ДЕРЕВООБРАБОТКА

Рок 10.21515/1990-4665-128-079

Keywords: ACCOUNTING, ANALYSIS, SALES, AUTOMATION, PRODUCTS, WOODWORKING

Процесс реализации произведенной продукции представляет собой совокупность фактов хозяйственной жизни, в результате которых продукция, произведенная организацией, передается потребителям (покупателям). Покупатель, в свою очередь, возмещает стоимость купленной продукции. Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или в порядке свободной продажи непосредственно населению по рыночным ценам, под которыми понимаются цены, сложившиеся в регионе в процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке идентичной продукции, а при отсутствии ее - в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Таким образом, ценой продажи, используемой в качестве налогооблагаемой базы, признается цена сделки, определенная участниками договора. Эта цена признается рыночной, если не будет доказано обратное. Обязанность доказательства возложена на органы налоговой службы. Однако подобное правило нелишне применять и самим сторонам сделки с тем, чтобы в дальнейшем избежать доначисления сумм налога в бюджет и уплаты сумм пени с недоперечисленной суммы.

Налоговые органы вправе осуществлять контроль по сделкам, в первую очередь между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) сделкам, а также при наличии значительных колебаний цен (более чем на 20% в ту или иную сторону), применяемых участником договора по идентичной (однородной) продукции в пределах непродолжительного времени. В последнем случае законодательство не устанавливает рамки такого времени. Более того, последнее обстоятельство признает обычные при заключении сделок между взаимонезависимыми лицами надбавки к цене или скидки, учитывающие факторы спроса и предложения на рынке товаров, работ и услуг.

Задачи учета процесса реализации заключаются в следующем: организовать первичный учет реализации продукции; экономически обосно-

ванно формировать цену на реализуемую продукцию; осуществлять контроль за своевременностью расчетов с покупателями; правильно определять результаты от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Финансовые результаты деятельности организации определяются как разница между полученными доходами и произведенными расходами, принципы бухгалтерского учета которых установлены ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Целью настоящей научной статьи является разработка предложений по совершенствованию бухгалтерского учета продажи продукции, работ, услуг и прочих активов в ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска.

В качестве источника информации использованы данные первичного, аналитического и синтетического учета, сводная бухгалтерская и статистическая отчетность. Исследование производилось за период с 2013 по 2015 г.г. включительно.

Общество с ограниченной ответственностью «Фабрика Афзелия», создано на основании решения общего собрания учредителей в соответствии с приложениями Гражданского кодекса РФ и другим действующим законодательством РФ, в целях извлечения прибыли.

Место нахождения общества: Росодя, Краснодарский край, г.Апшеронск. Основной целью создания ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска является насыщение потребительского рынка товарами и услугами, содействие развитию предпринимательства в розничной и оптовой торговле в условиях рыночных отношений на основе инициативной самостоятельной деятельности, направленной на получение прибыли.

Основными видами деятельности ООО «Фабрика Афзелия» являются следующие: производство кухонной мебели; производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий; распиловка и строгание древесины, пропитка древесины.

Основные ресурсы ООО «Фабрика Афзелия» в динамике представ-

лены в таблице 1. В результате анализа, можно сделать вывод, что среднегодовая численность работников, занятых в ООО «Фабрика Афзелия», за последние три года имеет тенденцию увеличения, что связано с расширением рынка сбыта товаров.

Таблица 1 - Ресурсы ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска

Показатель 2013г. 2014г. 2015г. Относительное отклонение 2015 г. к

2013 г., % 2014 г., %

Средняя численность работников, чел. 14 17 17 121,43 100,00

в том числе занятых в основном производстве 12 15 15 125 100,00

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 8 75 885 в 110 раз 118

в т. ч. производственных 7 68 840 в 120 раз 123,52

Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс. руб. 69 115 185 в 2,7 раза 160,87

Среднегодовая численность работников увеличилась в 2015 г. по сравнению с 2013 г. на 3 человека или на 21,43%; по сравнению с 2014г. -без изменений.

Среднегодовая стоимость основных средств в 2015 г. по сравнению с 2013 г. увеличилась на 877 тыс. руб., или в 110 раз, по сравнению с 2014 г. - на 810 тыс. руб., или на 118%, что связано с приобретением оборудования. Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств ООО «Фабрика Афзелия» в 2015 г. по сравнению с 2013 г. увеличилась на 116 тыс. руб., или в 2,7 раза, по сравнению с 2014 г. - на 70 тыс. руб., или на 60, 87%, за счет увеличения запасов сырья на складе.

Результаты деятельности ООО «Фабрика Афзелия» приведены в таблице 2. Анализ таблицы 2 показал, что выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг в 2015 г. по сравнению с 2013 г. уменьшилась на 1534 тыс. руб. или на 17,18%, по сравнению с 2014 г. - 353 руб. или на 4,56%, что связано с сокращением рынка сбыта. Себестоимость проданной

товаров, продукции, работ и услуг также уменьшилась и имеет аналогичную динамику.

Таким образом, размер валовой прибыли в 2015 г. увеличился по сравнению с 2013 г. на 335 тыс. руб. или на 61,93% по сравнению с 2014 г. Таблица 2 - Результаты деятельности ООО «Фабрика Афзелия», тыс. руб.

Относительное

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. отклонение 2015 г. в %(разах)

2013 г. 2014 г.

Выручка от продаж 8929 7748 7395 82,82 95,44

Себестоимость проданных товаров, работ и услуг 8388 7020 6519 77,71 92,86

Валовая прибыль 541 728 876 161,93 120,33

Коммерческие расходы 542 542 661 121,96 121,96

Прибыль от продаж - 186 215 х 115,59

Проценты к уплате - 62 125 х в 2,1 раза

Прибыль до налогообложения - 124 90 х 72,58

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи из прибыли 56 56 18 32,14 32,14

Чистая прибыль 57 68 72 126,32 105,89

- на 148 тыс. руб. или на 20,33 %, за счет сокращения себестоимости.

Коммерческие расходы в 2015 г. увеличились по сравнению с 2013 г. на 119 тыс. руб., или на 21,96% по сравнению с 2014 г. также на 119 тыс. руб., или на 21,96 %.

Увеличение коммерческих расходов произошло как за счет увеличения расходов на оплату труда, так и за счет увеличения услуг сторонних организаций.

Размер прибыли от продаж в ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшерон-ска в 2015 г. увеличился по сравнению с 2014 г. на 29 тыс. руб., или на 15,59 %. В результате в 2015 году организацией получена чистая прибыль в размере 72 тыс. руб., что на 15 тыс. руб., или на 26,32% больше уровня 2013 г.; и, соответственно, на 4 тыс. руб. или на 5,89 % больше уровня

2014г., что связано с уменьшением прочих расходов и процентов к уплате

по краткосрочным кредитам банка.

Показатели, характеризующие деловую активность ООО «Фабрика

Афзелия» г. Апшеронска представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели, характеризующие деловую активность ООО «Фабрика Афзелия» г .Апшеронска

2015 г. к

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 г., % 2014 г., %

Средняя величина всего капитала, тыс. руб. 140 286 1190 в 9 раз в 4,2 раза

Выручка от продаж, тыс. руб. 8929 7748 7395 82,90 95,45

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 1 124 90 в 90 раз 72,60

Годовая производительность труда, тыс. руб. 637,79 455,76 435,00 68,30 71,50

Число оборотов: - всего капитала 63,78 27,09 6,21 9,80 23,00

- собственного капитала 292,75 309,92 295,80 102,00 95,50

- оборотных средств 71,43 36,63 24,21 33,90 66,10

- запасов 129,41 67,37 40,08 31,00 60,00

- дебиторской задолженности - 188,98 107,96 х 57,20

- кредиторской задолженности - 147,58 140,86 х 96,00

Период оборота, дней: 5 13 58 в 11,6 в 4,5 ра-

- всего капитала раза за

- собственного капитала 1 1 1 х х

- оборотных средств 5 10 15 в 3 раза 150,00

- запасов 2 5 9 в 4,5 раза 180,00

- дебиторской задолженности - 1 3 х в 3 раза

- кредиторской задолженности - 2 2 х х

Рентабельность, % - всего капитала 0,71 43,36 7,56 х х

- собственного капитала 186,89 272,00 288,00 х х

- продаж 0,01 2,40 2,91 х х

Средняя величина всего капитала имеет тенденцию к значительному увеличению в 2015 г. по сравнению с 2013 г. - на 1050 тыс. руб. или в 9 раз; по сравнению с 2014 г. - на 904 тыс. руб., или в 4,2 раза.

Годовая производительность труда в 2015 г. уменьшилась по сравнению с 2013 г. - на 182,03 тыс. руб., или на 68,30%; по сравнению с 2014 г. - на 202, 79 тыс. руб.. или на 71,50%.

Показатели рентабельности свидетельствуют об увеличении указанных показателей в ООО «Фабрика Афзелия» в 2015г., что связано с увеличением как размера прибыли от продаж, так и прибыли до налогообложения по сравнению с ростом размера как всего капитала, так и выручки от продаж.

Показатели, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность ООО «Фабрика Афзелия» представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Показатели, характеризующие финансовую устойчивость и

платежеспособность ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска (на конец года)

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение (+,-) 2015 г. к

2013 г. 2014 г.

Собственные средства, тыс. руб. 25 25 25 х х

В том числе собственные оборотные средства, тыс. руб. 25 124 1595 1570 1471

Заемные средства, тыс. руб. 145 376 1954 1809 1578

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в том числе кредиторская задолженность, руб. - 105 212 х 107

Коэффициенты: - концентрации собственного капитала 0,150 0,060 0,012 -0,130 -0,050

- соотношения собственных и заемных средств 5,801 15,040 78,160 72,360 63,120

- обеспеченности запасов собственными средствами 0,220 1,080 6,280 6,060 5,201

- обеспеченность всех оборотных средств собственными средствами 0,150 0,490 4,440 4,290 3,950

- абсолютной ликвидности - 0,185 0,026 х - 0,158

- быстрой ликвидности - 0,460 0,060 х -0,410

- текущей ликвидности - 0,850 0,190 х -0,666

Собственные средства ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска в 2015 г. не изменились по сравнению с 2013 и 2014 г. г.

Собственные оборотные средства в организации в 2015 г. увеличились по сравнению с 2013 г. на 1570 тыс. руб. или на 63,8%; по сравнению с 2014 г. - на 1471 тыс. руб. или на 12,86%.

Заемные средства ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска в 2015 г. по сравнению с 2013 г. увеличились практически в 14 раз; по сравнению с 2014 г. - их размер увеличился в 5 раз.

Коэффициент концентрации собственного капитала в 2015 г. составил 0,012 при оптимальном значении данного коэффициента 0,5. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств в данной организации в 2015 г. составил 0,012, что свидетельствует о том, что размер собственных средств составляет 1,2%. Коэффициент абсолютной ликвидности как отношение наиболее ликвидных средств ко всей сумме краткосрочных обязательств организации в 2011 г. равен 0,30, что соответствует нормативному значению (0,2-0,3), что свидетельствует об удовлетворительном уровне ликвидности.

Коэффициент быстрой ликвидности в 2015 г. равен 0,06, что ниже рекомендуемых параметров платежеспособности при норме 0,75 до 1 и выше. Коэффициент текущей ликвидности - отношение всей суммы текущих активов к общей сумме текущих обязательств - в 2015 г. равен 0,19, что не входит в пределы нормативного значения (1-3).

Таким образом, показатели ликвидности ООО «Фабрика Афзелия» свидетельствуют о недостаточном уровне текущей платежеспособности организации.

Состав и структура денежной выручки ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска представлены в таблице 5 и рисунках 1 и 2.

Анализ таблицы 5 показал следующее: наибольший удельный вес в структуре денежной выручки ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронск за-

нимает продажа каркаса - 88,60% в 2013 г., а в 2015 г. - 81,43%; второе место - продажа полок - 14,66% в 2013 г., а в 2015 г. - 12,73%; третье место - ремонт каркаса - 4,77% в 2013 г., а в 2015 г. - 3,50%.

Таблица 5 - Состав и структура денежной выручки ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска

2013 г. 2015 г. Изменение (+, -) в 2015 г. по

Наименование сравнению с 2013 г.

продукции, Сумма, Удель- Сумма, Удель- Абсо- Относи- Струк-

работ тыс. руб. ный тыс. руб. ный лютное тельное туры,

вес, % вес, % отклонение, тыс. руб. отклонение, % %

Ремонт полок 545 0,01 545 0,01 - 0,08

Декор 24 550 0,49 25 250 0,44 700 102,90 -0,05

Каркас 4 439 722 88,60 4 693 262 81,43 253 540 105,80 -7,17

Ножки 64 900 1,30 69 572 1,30 4 672 107,20 -

Опора 2 500 0,05 2 500 0,05 - - -

Полка 734 684 14,66 734 190 12,73 -494 99,93 -1,93

Ремонт каркаса 239 429 4,77 202 182 3,50 -37 247 84,50 -1,27

Столешница 9600 0,19 7680 0,14 -1920 80,00 -0,06

Стяжка 22 740 0,46 21 300 0,36 -1440 93,70 -0,06

Тахта 4000 0,08 4000 0,07 - - -0,01

Царго спинка 3025 0,07 3025 0,06 - - -0,01

ИТОГО: 5 011 095 100,00 5 763 507 100,00 752 412 115,00 х

Рис. 1 - Структура денежной выручки ООО «Фабрика Афзелия» в 2013 г.

Изменение структуры продаж ООО «Фабрика Афзелия» за исследуемый период по большей части номенклатуры товаров колеблется от 0 до 5%. Влияние отдельных факторов на изменение выручки основных видов товаров ООО «Фабрика Афзелия» представлено в таблице 6.

Рис. 2 - Структура денежной выручки ООО «Фабрика Афзелия» в 2015 г.

В результате анализа таблицы 6 можно также оценить влияние количественного (объем продажи) и качественного (средней цены продажи) факторов на изменение объемов продажи основных видов товаров в организации.

При этом необходимо отметить следующее:

- выручка от продажи товаров, в целом, увеличилась на 753 тыс. руб., или на 15,01%: при этом за счет уменьшения объемов продаж - на 119 тыс. руб.; за счет роста цен продажи товаров - на 333 тыс. руб.

- динамика уменьшения выручки от продажи отмечается по некоторым видам номенклатуры товаров, что свидетельствует о не динамичной работе.

В результате анализа денежной выручки и ее структуры в ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска можно сделать вывод о том, что показатели имеют положительную динамику, что свидетельствует о правиль-

■ ремонт полок(0,01%)

■ цекор(0,44%)

■ каркас{81,5%)

■ ножки (1,3%)

■ опора (0,05%) полка(12,8%)

ной стратегии развития организации в условиях выхода из экономического кризиса. Все расчеты с покупателями и заказчиками строятся на основании заключаемых с ними договоров-контрактов, где указаны сроки и усло-

вия поставки продукции, порядок оплаты и т. д.

Таблица 6 - Влияние отдельных факторов на изменение выручки основных видов товаров в ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска

Наиме нова-ние товаров Объем продажи, шт. Средняя цена продажи, руб. Выручка по ценам базового периода, тыс. руб. Изменение объема выручки, тыс. руб.

2013г. 2015г. 2013г. 2015г. 2013г. 2015г. расчетная величина всего в т. ч. за счет изменения

объема продажи средней цены продажи

Ремонт полок 1 1 545 545 0,54 0,54 0,54 - - -

Декор 34 35 722 721 25 25 25 0,7 0,8 -0,02

Каркас 1103 1086 4025 4321 4440 4694 4372 254 -69 323

Ножки 125 134 519 519 65 70 70 5 5 0,02

Опора 2 2 1250 1250 3 3 3 - - -

Полка 708 704 1037 1042 735 735 731 -0,50 -5 0,44

Ремонт каркас 76 61 3150 3314 240 203 193 -38 -48 11

Столешница 5 4 1920 1920 10 8 8 -2 -2 -

Стяжка 172 159 132 133 23 22 21 -2 -2 0,31

Тахта 1 1 4000 4000 4 4 4 - - -

Царго спинка 1 1 3025 3025 4 4 4

Итого 5012 5764 5427 218 -119 333

В соответствие с постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» в ООО «Фабрика Афзелия» г. Ап-шеронска применяются унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций:

- ТОРГ-1 «Акт о приемке товаров»;

- ТОРГ-2 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей»;

- ТОРГ-9 «Упаковочный ярлык»;

- ТОРГ-10 «Спецификация»;

- ТОРГ-11 «Товарный ярлык»;

- ТОРГ-12 «Товарная накладная»;

- ТОРГ-13 «Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары» и др.

Спецификация (форма № ТОРГ-10) применяется в том случае, когда отфактурованная партия товара упаковывается в ящики, бочки и т.п. Спецификация выписывается в двух экземплярах материально ответственным лицом склада. Один экземпляр прилагается к счету-фактуре, направляемому покупателю, второй - передается в бухгалтерию.

Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается в дебет счета 90 «Продажи».

Для учета продажи продукции в Плане счетов предусмотрен счет 90 «Продажи», к которому открываются субсчета:

- 90.1 «Выручка» - для учета поступления активов, признаваемых выручкой;

- 90.2 «Себестоимость продаж» - для учета себестоимости продаж, по которым на субсчете 90-1 признана выручка;

- 90.9 «Прибыль / убыток от продаж» - для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90.1 «Выручка», 90.2 «Себестоимость продаж», 90.3 «Налог на добавленную стоимость», 90.4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года.

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90.2 «Себестоимость продаж», 90.3 «Налог на добавленную стоимость», 90.4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90.1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90.9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90.9 «Прибыль/убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

В ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска бухгалтерский учет продажи продукции, работ, услуг ведется с использованием счета 90 «Продажи» в разрезе вышеуказанных субсчетов и согласно анализу счета 90

«Продажи» за 2015 год учет продажи товаров оформляли следующими

бухгалтерскими записями (таблица 7).

Таблица 7 - Итоговые записи по счету 90 «Продажи» в

ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска, 2015 г.

С кредита счетов Дебет счета 90 Кредит счета 90 В дебет счетов

Содержание ф акта хозяйственной жизни Сумма, руб. Содержание факта хозяйственной жизни Сумма, руб.

х Остаток х Остаток х х

41 Списана себестоимость проданных товаров 6 519 402,81 Отражено поступление наличных денежных средств в кассу за проданные товары 4 577 618,17 50

44 Списаны издержки обращения (коммерческие расходы) на себестоимость проданных товаров 661 128,32 Отражена выручка от продажи продукции, работ, услуг 4 148 765,54 62

68 Начислен НДС по проданным товарам, продукции,работам и услугам 1 331 713,15

Оборот по дебету счета на отчетную дату (31.12.2015) 8 512 244,28 Оборот по дебету счета на отчетную дату (31.12.2015) 8 726 383,71

90.1 Относится на финансовый результат от продаж сумма выручки, признанной в учете 8 726 383,71 Списывается на финансовый результат от продажи себестоимость проданных товаров 7 180 531,13 90.2

Списывается на финансовый результат от продажи сумма НДС 1 331 713,15 90.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оборот по дебету счета после реформации баланса 17 238 627,99 Оборот по дебету счета после реформации баланса 17 238 627,99

99 Отражена прибыль, полученная от продажи товаров 717 805,09 Списана на финансовый результат сумма убытка от продажи товаров основной деятельности 503 665,66 99

х Оборот по дебету счета на конец отчетного периода 26 468 677,36 Оборот по дебету счета на конец отчетного периода 26 468 677,36 х

х х х Остаток х х

Рассмотрим на конкретном примере продажу товаров в ООО «Фаб-

рика Афзелия». ООО «Фабрика Афзелия» 18.11.2015 в соответствие с договором купли-продажи продает ЗАО «Деревяшки» Апшеронского района комплект полок. Продажная стоимость этого комплекта по условиям дого-

вора составила 11 699,20 руб., в том числе НДС 1 784,62 руб. Учетная стоимость комплекта полок составила 7 344,13 руб. В бухгалтерском учете ООО «Фабрика Афзелия» составлены следующие записи:

1. На продажную стоимость комплекта полок: Дебет счета 62«Расчеты с покупателями и

заказчиками» 11 699,20 руб.

Кредит счета 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» 11 699,20 руб.

2. При начислении НДС по проданному комплекту полок: Дебет счета 90 «Продажи» субсчет 3 «Налог на добавленную

стоимость» 1 784,62 руб.

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» 1 784,62 руб.

3. При списании себестоимости проданной комплекта полок: Дебет 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость

продаж» 7 344,13 руб.

Кредит 41 «Товары» 7 344,13 руб.

4. Поступили платежи на расчетный счет за проданный комплект полок от ЗАО «Деревяшки» Апшеронского района:

Дебет счета 51 «Расчетные счета» 11 699,20 руб.

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 11 699,20 руб.

5. Выявлен финансовый результат от продажи комплекта полок (прибыль):

Дебет 90 «Продажи» субсчет 9 «Прибыль/ убыток от продаж» 2 570,45 руб.

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» 2 570,45руб.

В целях совершенствования организации бухгалтерского учета продажи продукции, работ, услуг в ООО «Фабрика Афзелия» г. Апшеронска мы вносим следующие предложения:

1. В условиях автоматизированной обработки данных с применением компьютерной программы «1С: Бухгалтерия 8.3» необходимо предусмотреть рациональное и функциональное закрепление справочника «Номенклатурные группы», «Номенклатура» в разрезе синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета, применяемых в организации.

2. При отражении в учете фактов хозяйственной жизни по изготовлению мебели (по каждому комплекту производимой мебели) в программе «1С: Бухгалтерия 8.3» использовать документ «Отчет производства за смену» с одновременным отражением в данном документе как расхода материалов, так и оприходование готовой продукции. Причем возможности программы позволяют с использованием справочника «Номенклатура» указать нормативный расход материалов для изготовления различных видов продукции (номенклатуры), что позволит сократить трудоемкость отражения данных фактов хозяйственной жизни в программе «1 С: Бухгалтерия 8.3».

3. Главному бухгалтеру при заполнении справочника «Номенклатура» по конкретным видам продукции (кухонная мебель, полки, декор и т.д.), необходимо указать к какой «Номенклатурной группе» (производство мебели, распиловка древесины и т.д.) закрепляется данный вид товара, что в дальнейшем позволит формировать отчеты по счету 90 «Продажи» с необходимой детализацией и отбором по необходимой аналитике, а также позволит без дополнительных бухгалтерских справок увидеть финансовый результат от продажи по каждому объекту учета - т.е. договору.

Устранение перечисленных недостатков только улучшит учет продажи продукции, работ, услуг и прочих активов и укрепит финансовое положение организации.

Список литературы:

1. Чернявская С. А., Богданова Е.С. «Совершенствование бухгалтерского учета расходов на продажу». Материалы международной конференции «Современные проблемы бухгалтерского учета и отчетности» - Краснодар: Изд-во Магарин О.Г., 2015.

2. Чернявская С.А., Сидельникова А. О. «Учет финансовых результатов в ЗАО «Кубань» Кореновского района». Материалы международной конференции «Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение» - Краснодар, 2014.

3. Чернявская, С.А. Учет продажи продукции в строительных организациях/ С.А.Чернявская, Е.С. Радченко А.С. // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов / Материалы VI междунар. науч. конф. - Майкоп, 2016. - С. 278-282.

4. Чернявская, С. А. Совершенствование учета продажи гофропродукции в субъектах малого бизнеса/ С.А.Чернявская, Е.С. Руднев. // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов / Материалы VI междунар. науч. конф. - Майкоп, 2016. - С. 243-249.

5. Чернявская, С.А. Внедрение инновационных технологий в сеть магазинов «Магнит»/ С.А.Чернявская, Струкова А. А.. // Актуальные вопросы экономики и технологического развития отраслей народного хозяйства: материалы региональной. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, магистрантов и преподавателей, 23 апреля 2016 г., г. Краснодар. С. 323-330.

6. Чернявская, С.А. Сопоставление технико-экономического сравнения показателей отделки фасадов различными технологиями / С.А.Чернявская, Сосковец А. В.// Актуальные вопросы экономики и технологического развития отраслей народного хозяйства: материалы региональной. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, магистрантов и преподавателей, 23 апреля 2016 г., г. Краснодар. С. 188-197.

7. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие / Под ред. Ю.И. Сигидова, Г.Н. Ясменко. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 367 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - (Высшее образование: Бакалавриат). -www.dx.doi.org/10.12737/7695.

8. Бухгалтерский учет и анализ: Учеб. пособие / Под ред. Ю.И. Сигидова, М.С. Рыбянцевой. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 336 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - (Высшее образование: Бакалавриат). -www.dx.doi.org/10.12737/1686.

References

1. Chernjavskaja S.A., Bogdanova E.S. «Sovershenstvovanie buhgalterskogo ucheta rashodov na prodazhu». Materialy mezhdunarodnoj konferencii «Sovremennye pro-blemy buhgalterskogo ucheta i otchetnosti» - Krasnodar: Izd-vo Magarin O.G., 2015.

2. Chernjavskaja S.A., Sidel'nikova A. O. «Uchet finansovyh rezul'tatov v ZAO «Kuban'» Korenovskogo rajona». Materialy mezhdunarodnoj konferencii «Formiro-vanie jekonomicheskogo potenciala sub#ektov hozjajstvennoj dejatel'nosti: problemy, perspektivy, uchetno-analiticheskoe obespechenie» - Krasnodar, 2014.

3. Chernjavskaja, S.A. Uchet prodazhi produkcii v stroitel'nyh organizacijah/ S.A.Chernjavskaja, E.S. Radchenko A.S. // Informacionnoe obespechenie jeffektivnogo up-ravlenija dejatel'nost'ju jekonomicheskih sub#ektov / Materialy VI mezhdunar. nauch. konf. -Majkop, 2016. - S. 278-282.

4. Chernjavskaja, S.A. Sovershenstvovanie ucheta prodazhi gofroprodukcii v sub#ektah malogo biznesa/ S.A.Chernjavskaja, E.S. Rudnev. // Informacionnoe obespechenie jeffektivnogo upravlenija dejatel'nost'ju jekonomicheskih sub#ektov / Materialy VI mezhdunar. nauch. konf. - Majkop, 2016. - S. 243-249.

5. Chernjavskaja, S.A. Vnedrenie innovacionnyh tehnologij v set' magazinov «Mag-nit»/ S.A.Chernjavskaja, Strukova A. A.. // Aktual'nye voprosy jekonomiki i teh-nologicheskogo razvitija otraslej narodnogo hozjajstva: materialy regional'noj. nauch.-prakt.

konf. studentov, aspirantov, magistrantov i prepodavatelej, 23 aprelja 2016 g., g. Krasnodar. S. 323-330.

6. Chernjavskaja, S.A. Sopostavlenie tehniko-jekonomicheskogo sravnenija pokaza-telej otdelki fasadov razlichnymi tehnologijami / S.A.Chernjavskaja, Soskovec A. V.// Ak-tual'nye voprosy jekonomiki i tehnologicheskogo razvitija otraslej narodnogo ho-zjajstva: ma-terialy regional'noj. nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov, magi-strantov i prepodavatelej, 23 aprelja 2016 g., g. Krasnodar. S. 188-197.

7. Buhgalterskij finansovyj uchet: Ucheb. posobie / Pod red. Ju.I. Sigidova, G.N. Jasmenko. - M.: INFRA-M, 2015. - 367 s. + Dop. materialy [Jelektronnyj resurs; Rezhim dostupa http://www.znanium.com]. - (Vysshee obrazovanie: Bakalavriat). -www.dx.doi.org/10.12737/7695.

8. Buhgalterskij uchet i analiz: Ucheb. posobie / Pod red. Ju.I. Sigidova, M.S. Ryb-jancevoj. - M.: INFRA-M, 2015. - 336 s. + Dop. materialy [Jelektronnyj resurs; Rezhim dostupa http://www.znanium.com]. - (Vysshee obrazovanie: Bakalavriat). -www.dx.doi.org/10.12737/1686.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.