УДК 33
Ковалевич С.А.
преподаватель экономических дисциплин Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса
(г. Абакан, Россия)
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация: в работе рассмотрены особенности ведения учета и отчетности в бюджетном учреждении, приведена сравнительная характеристика бюджетных учреждений и коммерческих организаций.
Ключевые слова: бюджетное учреждение, субсидии, бюджетная классификация, смета доходов, смета расходов, бухгалтерская отчетность.
Большинство существующих в законодательстве Российской Федерации методических указаний и формул, используемых при анализе финансово-хозяйственной деятельности организации, разработаны для предприятий. До недавнего времени считалось, что учреждениям необязательно проводить анализ, так как их деятельность напрямую зависит от субсидий, но, как показывает практика, учреждения также могут испытывать серьезные проблемы с финансовым положением, которые можно избежать если вовремя обнаружить предпосылки к ним.
Основные особенности бюджетного учета представлены ниже.
Таблица 1. Сравнительная характеристика бюджетных учреждений и
коммерческих организаций.
Сравнительные признаки Коммерческие органнзащш Бюджетные учреждения
Цель деятельности получение прибыли социально-культурные, образовательные и другие общественно-полезные цели, извлечение прибыли не основная цель деятельности
Органы, куда предоставляется бухгалтерская отчетность п информация о своей деятельности налоговые органы, органы государственной статистики, иные органы и лица в соответствш1 с законодательством РФ учредитель, органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лща в соответствш1 с законодательством РФ
Право на осуществление коммерческой деятельности создается для осуществления коммерческой деятельности могут осуществлять коммерческую деятельность только в том случае, если она служит достижению уставных целей
Источники ф]шансового обеспечения деятельности самостоятельная хозяйственная деятельность субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, иные не запрещенные федеральными законами источники
Нормативное регулирование бухгалтерского учета положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином Россзш, Приказ Минфина России № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, Приказ Минфина России № 191н «Об утверждении ннструкщш о порядке составлешгя и предоставления отчетности об исполнений бюджетов бюджетной системы РФ», Прш<аз Минфина России № ЗЗн «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждении»
Структура и формирование Бу XI" алтерского баланса формируется за отчетный период и два предшествующих года, актив включает разделы <•: В не обратные активы» и «Оборотные активы», пассив включает разделы «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства» формируется за отчетный период и предшествующий год, актив включает разделы «Нефинансовые активы и «Финансовые активы», пасспв включает разделы «Обязательства», «Финансовый результат», в балансе в отдельные графы выделены виды деятельности, а также итоговые значения
К особенностям бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях также относят несколько пунктов:
1. Имущественные и финансовые обязательства. Основные положения, которые касаются специфики бюджетного учреждения закрепляются в Федеральном законе №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: учреждение выполняет государственное (муниципальное) задание за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета, имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, бюджетному учреждению предоставляется земельный участок на праве бессрочного пользования, собственником имущества является муниципальное образование, субъект РФ или Российская Федерация и пр.
2. Организация учета. Для бюджетных учреждений учет ведется в разрезе статей бюджетной классификации. Бюджетная классификация разработана для сопоставления данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. Счета бюджетных учреждений состоят из 26 разрядов. Тогда как в коммерческой организации счет включает в себя всего 2 разряда. Несмотря на общую суть, номера счетов и названия не совпадают. При этом, главная особенность бюджетного учета - это необходимость проведения контроля целевого использования выделяемых денежных средств.
3. Контроль исполнения смет доходов и расходов. Учреждения вынуждены тратить ресурсы не столько в соответствии с фактической нуждой в них, сколько исходя из объема выделенных средств. Некоммерческий характер деятельности и затратная позиция финансирования не предполагают создание учреждением положительного финансового результата.
4. Отсутствие уставного капитала. Вместо уставного капитала в организации некоторые исследователи советуют использовать величину чистых активов.
5. Раздельный учет бюджетных и внебюджетных средств. Формы отчетности бюджетных учреждений всегда заполняются в разрезе нескольких видов деятельности.
6. Состав и строение бухгалтерской отчетности в контролирующие органы, а также сроки представления. Для бюджетных учреждений разработаны собственный график и периодичность. Вся отчетность формируется по видам финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения: субсидии на государственное (муниципальное) задание, субсидии на иные цели, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, субсидии на осуществление капитальных вложений, средства по обязательному медицинскому страхованию. В конце учетных периодов бюджетные организации различного типа сдают большое количество форм: каждый месяц -от 1 до 5 документов, каждый квартал - от 5 до 10 отчетов, ежегодно - от 10 до 30 бланков.
Таким образом, бюджетные организации предоставляют большее количество форм и обязательными для отчетности являются баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730), отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737), отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721), сведения по дебиторской и кредиторской деятельности учреждения (форма 0503769) и сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Маслова Т.С. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях.- М: Магистр, 2022.- 480с.;
2. Качкова О.Е., Овсийчук М.Ф., Кришталева Т.И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. Финансовый университет при Правительстве РФ.- М: КНОРУС, 2022.- 276 с.
Kovalevich S.A.
Khakass College of Professional Technologies, Economics and Service
(Abakan, Russia)
FEATURES OF ACCOUNTING AND REPORTING IN BUDGET INSTITUTION
Abstract: the paper considers the features of accounting and reporting in a budgetary institution, provides a comparative description of budgetary institutions and commercial organizations
Keywords: budget institution, subsidies, budget classification, income estimates, cost estimates, accounting statements.