логическому укладу в рамках реализации стратегии инновационно-инвестиционного развития на микроуровне темпы роста амортизационных отчислений и темпы роста прибыли от реализации продукции должны быть примерно равны (Тр Ам « Тр Пр ).
Следовательно, амортизация представляет законодательно закрепленный механизм расчета амортизационных отчислений на воспроизводство основных средств, учитываемых в составе себестоимости продукции. Значит, они становятся реальным фактором снижения затрат на производство продукции путем управления нелинейными способами их начисления. В этой ситуации амортизационная политика предприятия, по мнению авторов, может проявляться в пяти основных формах (рис. 2): пассивной, агрессивной, консервативной, компромиссной и адаптивной.
Таким образом, в условиях модернизации российской экономики амортизационная политика на микроуровне является структурообразующим элементом учетной политики предприятия и все больше выступает в роли инструмента финансового менеджмента, оказывая существенное влияние на: величину себестоимости продукции, налоговые платежи, уровень безубыточности деятельности, запас финансовой прочности, порог прибыльности организации. Развитие методических основ оценки влияния способа начисления амортизации на денежные потоки субъекта хозяйствования позволяет менеджерам, руководителям и специалистам значительно расширить информационно-аналитическую базу принятия управленческих решений в направлении достижения воспроизводственной сбалансированности предприятия за счет максимального вовлечения в реинвестиционный процесс располагаемого амортизационного ресурса. Библиографический список
1. Пикунова С. Учет и калькулирование себестоимости // Экономика и жизнь. 2006. №36. С. 31.
2. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. 640 с.
3. Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98 № 33н.
4. Воронкова А. Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация. Луганск: Изд-во Восточно-украинского национального университета, 2000. 316 с.
УДК 657.1
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА УСЛУГ Е.И.Бережнова1, А.В.Карасева2
Тихоокеанский государственный экономический университет, ЗАО «Саммит-Моторс Владивосток», 690074, г. Владивосток, ул. Снеговая, 24.
Рассматриваются особенности экспорта и импорта услуг и обосновывается порядок их отражения в бухгалтерском учете.
Табл. 3. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: услуги; экспорт; импорт; бухгалтерский учет; внешнеэкономическая деятельность.
ACCOUNTING FEATURES OF SERVICES EXPORT AND IMPORT E.I. Berezhnova, A.V. Karaseva
Pacific State Economic University, Closed Company «Summit-Motors Vladivostok» 24 Snegovaya St., Vladivostok, 690074.
The authors deal with the features of services export and import and prove their reflection order in accounting. 3 tables. 5 sources.
Key words: services; export; import; accounting; external economic activity.
Доля экспортно-импортных операций, связанных с торговлей услугами, в общем объеме международной торговли в последние годы значительно выросла. В связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности и увеличением количества организаций, самостоятельно выходящих на международный рынок, многие российские организации все больше сталкиваются с необходимостью использования импортных услуг.
В отношении валютных операций по импорту и
экспорту товаров издано значительное количество нормативных документов, регулирующих данные вопросы, тогда как в методологических положениях по бухгалтерскому и налоговому учету практически не рассматриваются нюансы, связанные с учетом импортных услуг. Исходя из чего при заключении контрактов на импорт работ и услуг у многих российских организаций возникает вопрос, каким образом отразить в учете данные операции и к каким налоговым последствиям они приведут.
1Бережнова Елена Ивановна, кандидат экономических наук, доцент. Berezhnova Elena Ivanovna, Candidate of Economics, associate professor.
2Карасева Анна Владимировна, главный бухгалтер, тел.: (4232) 406573, e-mail: [email protected] Karaseva Anna Vladimirovna, chief accountant, tel.: (4232) 406573, e-mail: [email protected]
Законодательно регулирование экспорта и импорта работ и услуг отражено только в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» - 164-ФЗ [1]. В законе дано следующее определение внешней торговли услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона. Данная статья определяет осуществление внешней торговли услугами следующими способами:
1) с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
2) с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
3) на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
5) российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
7) российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.
Несколько другая трактовка услуг (работ) дана в Налоговом Кодексе РФ [2]:
- работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ);
- услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
По налоговому законодательству оказание услуг иностранными юридическими лицами, не состоящими на учете в Российской Федерации, может создавать объект для обложения НДС и налогом на прибыль. Если место реализации услуги находится вне территории РФ, то оборот по их реализации не облагается НДС. Если место реализации услуги находится на территории РФ, то оборот по реализации облагается НДС. В этом случае российская организация обязана удержать НДС из выручки иностранной компании и перечислить налог в бюджет. Расчет налоговой базы производится налоговыми агентами, то есть российскими импортерами. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации работ и услуг на территории Российской Феде-
рации. При этом налог исчисляется и уплачивается в бюджет в полном объеме за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу. Налоговый агент платит налог по своему месту нахождения и представляет декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором произошла выплата дохода иностранному лицу. Суммы НДС, уплаченные налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 171 НК РФ, подлежат налоговым вычетам, если работы и услуги были приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС, или для перепродажи.
Например, в целях обеспечения специальной технической информацией одного из производственных подразделений ЗАО «Саммит-Моторс Владивосток» (ЗАО «СМВ»), являющегося иностранной организацией со 100%-м иностранным капиталом, возникла необходимость оплатить годовую онлайновую подписку к веб-сайтам иностранного производителя.
Особенностью данной сделки явилось отсутствие контракта в привычном понимании, так как это было одностороннее соглашение, размещенное в Интернете. В соответствии со ст. 435 Гражданского Кодекса РФ [3] его можно трактовать как оферту.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора:
- платеж должен быть произведен в Интернете при помощи банковской пластиковой карты;
- отсутствие Паспорта Сделки.
Для отражения в бухгалтерском учете импорта информационных услуг было принято решение выпустить корпоративную пластиковую карту Visa Business. Для упрощения расчетов валютой карты был выбран российский рубль. В то же время, несмотря на то что Visa Business является корпоративной картой, оформляется она на конкретного сотрудника организации. Поэтому необходимо было оформить следующие документы:
- приказ по предприятию о выпуске пластиковой карты с указанием цели использования карты, ФИО, должности сотрудника;
- договор с банком на обслуживание в платежной системе Visa .
Местом реализации консультационных услуг в соответствии со статьей 148 п.1 НК РФ является Российская Федерация, следовательно, из выручки иностранной фирмы удерживается НДС. Исходя из условий сделки, можно рекомендовать следующее отражение бухгалтерских операций по импорту информационных услуг (табл. 1).
Кроме информационных услуг, в организациях с иностранным капиталом могут возникать потребности в консультационных услугах, оказанных нерезидентом. Так, в целях совершенствования производственных процессов ЗАО «СМВ» заключило договор на оказание консультационных услуг с иностранной компа-
Таблица 1
Отражение бухгалтерских^ операций по импорту информационных услуг _
Проводка
№ Дата Вид операции Первичный документ Дт Кт Сумма, $ Сумма, руб.
1 03.10.2008 Пополнение карты Visa Business № ... на имя .... Служебная записка 5508 5101 100 000,00
2 09.10.2008 Перечисляем ч/з Интернет 2400 евро за доступ к сайту по курсу Visa Business Перечисляем НДС 18% от 2400 евро по курсу ЦБ РФ (налоговый агент)=2400*18%*35,5632 Мемориальный ордер банка, выписка банка, справка о валютных операциях, Платежное поручение, служебная записка-расчет НДС 7600 6825 5508 5101 3 298,96 86 310,36 15 363,00
3 15.10.2008 Возврат с карты VISA BUSINESS согласно письму Мемориальный ордер, выписка банка, письмо в банк 5101 5508 13 689,64
4 31.10.2008 Признаны на расходы будущих периодов информационные услуги = 2400*35,0447 Акт приемки оказанных услуг 9700 7600 2400 84107,28
5 31.10.2008 Признан НДС по информационным услугам Акт приемки оказанных услуг 1901 7600 15 363,00
6 31.10.2008 Курсовая разница (35,0447-курс VISA BUSINESS) Бухгалтерская справка 9123 7600 2 203,08
7 30.11.2008 Равными частями ежемесячно в течение 12 месяцев принимаем на расходы организации информационные услуги = 84107,28/12мес. Акт приемки оказанных услуг 2605 9700 7008,94
8 30.11.2008 Равными частями ежемесячно в течение 12 месяцев принимаем к вычету НДС по информационным услугам = 15363/12 мес. Счет-фактура, платежное поручение 6805 1901 1280,25
нией.
По контрактам, предусматривающим ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, а также по выполненным работам, оказываемым услугам, передаваемой информации и результатам интеллектуальной деятельности по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом, оформляется паспорт сделки, если общая сумма контракта превышает в эквиваленте 5000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, с учетом внесенных в него изменений и дополнений.
В бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи, представленные в табл. 2.
Применение счета 26 «Общехозяйственные расходы» с субсчетами позволяет детализировать производимые расходы и вычленять их для правильного формирования регистра налогового учета «Расходы»
и использовать в дальнейшем аналитические счета для упрощения трансформации финансовой отчетности РСБУ в форматы МСФО.
Стоит заметить, что при отражении экспорта услуг в статье 33 Федерального закона 164-ФЗ не нашло отражение экспорта такой услуги, как гарантийный ремонт товаров за счет иностранного поставщика. В этом случае данный способ, на наш взгляд, должен быть сформулирован следующим образом: российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории российского государства за счет компенсации затрат иностранным поставщиком товаров.
Для организации-продавца затраты, связанные с проведением гарантийного ремонта, являются расходами по обычным видам деятельности, поскольку они возникают в связи с продажей товаров (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации") [4], причем вне зависимости
Бухгалтерские проводки по импорту консультационных услуг
Таблица 2
№ п/п Содержание хозяйственной операции Первичный документ Корреспонденция счетов Сумма
Дт Кт $ руб.
30.09.2008 25,2464
1 Отражена сумма НДС по услугам, подлежащая удержанию из дохода иностранной фирмы Контракт (договор) об оказании услуг, Паспорт Сделки, акт приемки оказанных услуг, Справка о подтверждающих документах 1901 7600 4 530,51 114 379,07
2 Приняты на расходы за консультационные услуги Контракт (договор) об оказании услуг, Паспорт Сделки, акт приемки оказанных услуг, Справка о подтверждающих документах 2605 7600 25 169,49 635 439,01
31.10.2008 26,543
3 Удержан НДС из дохода иностранной фирмы, подлежащий уплате в бюджет Бухгалтерская справка и акт приемки оказанных услуг 7600 6825 4 530,51 120 253,33
4 Оплачены услуги иностранной фирмы Заявление на перевод, Справка о валютных операциях 7600 5201 25 169,49 668 073,77
5 Перечислен НДС в бюджет, удержанный из дохода иностранной фирмы Платежное поручение, служебная записка-расчет на перечисление НДС, оформление счет-фактуры 6825 5101 4 530,51 120 253,33
6 Корректировка НДС по услугам в связи с изменением курса на дату платежа (26,54325,2464) Бухгалтерская справка 1901 7600 4 530,51 5 874,26
7 Курсовая разница (отрицательная) на дату совершения операции (платежа) Бухгалтерская справка 9123 7600 32 634,76
8 НДС по консультационным услугам предъявлен к вычету из бюджета (Дт 1901) Счет-фактура, платежное поручение 6805 1901 120 253,33
от того, какими силами осуществляется ремонт - собственными или с привлечением сторонней (уполномоченной) организации. Торговые организации для обобщения информации о расходах, связанных с продажей товаров, используют счет 44 "Расходы на продажу" (Инструкция по применению Плана счетов)[5].
Автодилеры, осуществляющие гарантийный ремонт товаров собственными силами, отражают возникающие затраты по гарантийному ремонту товаров на счете 20 «Основное производство». При возмещении поставщиком этих расходов в бухгалтерском учете автодилера возникают доходы, связанные с основной деятельностью, которые отражаются по кредиту счета
90 «Продажи», в отличие от торговых организаций. В торговых организациях возмещенные поставщиком расходы по гарантийному ремонту учитываются в составе прочих доходов в том отчетном периоде, когда они признаются поставщиком (п. п. 7, 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации"), которые отражаются по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы". Отметим, что оказание услуг без взимания дополнительной платы по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, является не облагаемой НДС операцией (пп. 13 п. 2
ст. 149 НК РФ). Кроме того, необходимо учитывать, что в этом случае соответствующие суммы "входного" НДС не принимаются к вычету, поскольку начинает действовать правило, установленное пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ: суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по реализации товаров, не подлежащих обложению НДС, включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг). Причем суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) передаются или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления не облагаемых НДС операций. Эти суммы не включаются в стоимость ука-
Дебет 96 Кредит 10, 69, 70, 76.
Если фактические расходы по гарантийному ремонту в каком-либо месяце в течение отчетного года превысят сумму сформированного резерва, то сумма превышения может быть учтена на счете 97 "Расходы будущих периодов" с последующим списанием в дебет счета 96. Это позволит обеспечить равномерное включение расходов на гарантийный ремонт в затраты организации.
Если сумма сформированного в бухгалтерском учете годового резерва по окончании отчетного года окажется меньше фактически осуществленных в течение того же года расходов на гарантийный ремонт и обслуживание - в конце декабря на соответствующую
Таблица 3
Отражение операций по бухгалтерскому учету затрат по гарантийному ремонту в торговой
организации и у автодилера
Содержание операции Дебет Кредит
Торговая организация Автодилер Торговая организация Автодилер
Приобретены сменно-запасные части и материалы для гарантийного ремонта 10 60
Отражена сумма "входного" НДС 19 19 60 60
Отражена заработная плата с отчислениями механика, осуществляющего гарантийный ремонт 20.2 Основное производ-ство(гарантийный ремонт) 70,69
Отражены затраты по гарантийному ремонту, произведенному сторонней организацией (сервисным центром автодилера) 44 20.2 60 10
Сумма НДС включена в состав расходов на продажу 44 20.2 19 19
Отражена задолженность производителя по возмещению расходов, возникших в связи с проведением гарантийного ремонта 76 62 91.1 90.1
Списаны расходы 91.2 90.2 44 20.2
Поступили денежные средства от производителя 51 52 76 62
Отражена положительная курсовая разница 62 91.4
Отражена отрицательная курсовая разница 91.4 62
занных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ. Различия в отражении операции по гарантийному ремонту товаров в бухгалтерском учете между торговыми организациями и автодилерами представлены в табл. 3.
При принятии организацией решения о создании резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ) его формирование будет отражаться проводкой:
Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 96 "Резервы предстоящих расходов".
Списание расходов на гарантийный ремонт осу-
разницу необходимо сделать проводку по дебету счетов затрат в корреспонденции со счетом 96 "Резервы предстоящих расходов".
Рассмотренная методика учета соответствует принятым в Российской Федерации нормам учета и одновременно разрешает некоторые вопросы, недостаточно освещенные в нормативной базе по бухгалтерскому учету: в частности, отражение операций по гарантийному ремонту у автодилера, имеющего сервисный центр и компенсирующего затраты за счет иностранного производителя. Применение рекомендуемых методик импорта и экспорта услуг на практике позволит сформировать на счетах бухгалтерского учета достоверную и полную информацию.
ществляется за счет суммы созданного резерва:
Библиографический список
1. Об основах государственного регулирования внешнетор- тельства Российской Федерации. 1996. № 5.
говой деятельности. Федеральный закон - 164-ФЗ. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации ч.2: Федераль
2. Гражданский кодекс Российской Федерации ч.2: Феде- ный закон № 117-ФЗ от 05.08.2000 // Собрание законода-ральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996 // Собрание законода- тельства Российской Федерации. 2000. № 32.
4. Расходы организации. Положение по бухгалтерскому учету 10/99: Приказ МФ РФ № 33-н от 06.05.1999.
5. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: Приказ МФ РФ № 94н от 31 октября 2000 г.
ББК У9(2рос) 262.25
АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРНО- ОБОГАТИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Ю.В.Борисова
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Разработан алгоритм оценки конкурентоспособности продукции предприятия горно-обогатительной промышленности с учетом отраслевого коэффициента систематического риска, включающий оценку уровня качества или потребительского эффекта исследуемого товара и товара-конкурента. Проведен сравнительный анализ показателей конкурентоспособности кварцевого песка, производимого ОАО «ЯГОК», и песка конкурента - ОАО «Кварц». При этом выявлено, что уровень конкурентоспособности ООО «ЯГОК» по двум основным видам обогащенного песка отстает от уровня товаров конкурента. Ил. 1. Табл. 2.
Ключевые слова: конкурентоспособность; оценка; факторы риска и неопределенности; продукция; комплексный показатель конкурентоспособности; кварцевый формовочный песок.
APPROBATION OF THE PROCEDURE TO INCREASE MINING AND PROCESSING ENTERPRISE
COMPETITIVENESS
Y.V. Borisova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The author works out an algorithm to assess product competitiveness of enterprises of mining and processing industry taking into account the branch coefficient of systematic risk, which includes the assessment of the quality level or consumer effect of the examining product and its competitor product. A comparative analysis of competitiveness indicators of the quartz sand produced by PC «YAGOK» and the competitor-sand produced by PC «Quartz» is carried out. It has been found out that the level of competitiveness of PC «YAGOK» in two main sorts of concentrated sand is behind the level of competitor's products. 1 figure. 2 tables.
Key words: competitiveness; assessment; factors of risk and uncertainty; product; comprehensive indicator of competitiveness; quartz molding sand.
При проведении анализа производственно-хозяйственной деятельности горно-обогатительного предприятия на примере Янгелевского горнообогатительного комбината были выявлены проблемы, стоящие перед предприятием на пути повышения уровня его конкурентоспособности. Сущность данных проблем состоит в следующем:
1. Проблемы качества производимого песка. Хотя продукция соответствует ГОСТ, огнеупорность, газопроницаемость, однородность и прочие характеристики не отличаются от аналогичных характеристик продукции конкурентов, однако фракция, однородность и размер зерна уступают пескам, обогащенным основными конкурентами.
2. Проблемы маркетинга. На комбинате не уделяется должного внимания маркетинговой деятельности, поскольку предприятие широко известно лишь на рынке Восточной Сибири, но не России в целом. Эту проблему предлагается решать с помощью ряда мероприятий. Прежде всего, на комбинате необходимо создать службу тотального мониторинга рынка, которая бы проводила маркетинговые исследования, оце-
нивала конкурентоспособность продукции комбината и проводила акции, стимулирующие сбыт продукции. Это и рекламная компания, и участие в выставках и конференциях, и проведение каникул со скидками для крупных оптовых покупателей.
3. Проблемы оптимизации себестоимости и цены. Анализ производственной деятельности комбината свидетельствует о том, что продукция комбината имеет высокую себестоимость. Основные причины этого - большие затраты на обогащение и добычу сырья. Соответственно при высокой себестоимости слишком мал резерв снижения цены на продукцию, что снижает возможности применения средств ценовой конкуренции. Поставленные проблемы необходимо решать. Для этого можно предложить ряд путей решения указанных проблем и оценить их эффективность.
Для решения проблем качества продукции предлагается провести мероприятия по совершенствованию работы комбината.
Достичь высокого качества продукции можно путем модернизации имеющегося и внедрения нового
1 Борисова Юлия Владимировна, аспирант, тел.: (3952) 404249, e-mail: [email protected] Borisova Yulia Vladimirovna, postgraduate student, tel.: (3952) 404249, e-mail: [email protected]