УДК 372.881.161.1
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ГРАММАТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ КИТАЙСКИХ УЧАЩИХСЯ
Чжан Ин
Южно-Уралъскийгосударственныйунжерситет, г. Челябинск
В статье рассматриваются особенности обучения китайских учащихся грамматике русского языка. Обучение грамматике - обязательная часть в курсе русского языка. Автор 'характеризует некоторые подходы к обучению грамматике, примеры упражнении (задании) и анализирует их с точки зрения обучения китайцев. Автор отмечает, что в ходе урока преподаватель использует различные средства. Эффективным является применение комплекса средств, учитывающих закономерности изучения русской грамматики, особенности грамматической системы родного языка и специфику усвоения нового знания учащимися разных национальностей. В то же время обучение грамматике должно строиться таким образом, чтобы иметь выход в коммуникацию.
Ключевые слова: грамматика русского языка, методика обучения грамматике, типы заданий, китайские учащиеся.
Задача грамматики состоит в том, чтобы укрепить слабые грамматические знания и сосредоточиться на грамматических элементах, которые еще не освоены или еще не затронуты в процессе обучения языку. Чтобы навыки владения языком приобрели автоматизм, необходимо трансформировать «сознательную стадию» (знания) в «интуитивную стадию» (умения и навыки). Урок по грамматике должен позволить студенту правильно понять структуру языка и средства выражения грамматического значения, приобрести способность распознавать и исправлять ошибки в речи. Грамматика как курс должна быть системой уроков.
Рассмотрим некоторые подходы к обучению грамматике:
1) повторение (позволяет закрепить владение формами слов, употребление лексических единиц с корректным грамматическим значением);
2) расширение грамматического значения (поскольку одна морфема может выражать различные грамматические значения, целесообразно начинать с одной категории, а затем на базе одного значения давать представление об остальных);
3) индукция (от индивидуального к общему, от части к целому, от конкретного речевого факта к абстрактному явлению в системе языка);
4) дедукция (предполагает изучение языкового явления и его реализации в речевой практике);
5) сопоставление грамматических систем.
Есть много способов обучать китайских студентов русской грамматике, включая составление диалогов, ролевые ситуации, грамматические таблицы и т. д. Рассмотрим примеры упражнений (заданий) и проанализируем их с точки зрения обучения китайцев.
Китайские студенты быстро воспринимают письменный текст, им легко и удобно работать с письменными текстами, т.е. с заданиями, направленными на выполнение упражнений, перевод, составление и редактирование письменного текста. Однако изучение языка предполагает и овладение устной формой речи - составление диалогов, моделирование ответных реплик и инициация диалога, составление монологических высказываний. Поэтому мы предлагаем такое задание.
Задание 1. Давайте поговорим о семье.
А) Вы хотите знать:
-Какая семья у вашего собеседника?
-Сколько человек в его семье?
-Как зовут его родителей, братьев, сестёр?
-Сколько им лет?
-Где живёт его семья?
-Чем Занимаются его родители, какая у них профессия?
Б) Вы слушали диалог. Сообщите, что вы узнали о семье одного из собеседников.
Изучение синтаксиса должно начинаться с типичных грамматических конструкций -шаблонных структур, поскольку такие структуры легче воспринимаются китайцами. На основе простых примеров китайские студенты могут далее анализировать более сложные конструкции, сопоставлять грамматические правила, сравнивать разные грамматические явления, представленные в таблице. В целом, табличная форма изложения грамматического материала предпочтительна для китайцев. В качестве примера такого задания можно предложить следующее:
Задание 2. Прочитайте примеры в таблице 1, 2, 3. Посмотрите на схему. Скажите, чем отличаются активные конструкции от пассивных. От каких глаголов образуются пассивные формы?
Таблица 1
Актив Пассив
Студент изучает / изучал иностранный язык. Иностранный язык изучается / изучался студентом.
На пятом курсе студенты пишут дипломные работы. Дипломные работы пишутся студентами на пятом курсе.
Учёные будут решать эту сложную научную проблему. Эта сложная научная проблема будет решаться учёными.
Таблица 2
Кто?(1) Глагол НСВ Что?(4)
Студент Изучает... Изучал... Будет изучать... Русский язык Математику
Таблица 3
Что?(1) Глагол НСВ + -ся Кем?(5)
Русский язык... Математика... Изучается Изучался Изучалась Будет изучаться Студентом
Изучение грамматики не является изолированным уроком в курсе русского языка. Зачастую китайцам не хватает понимания русской культуры, представлений о мире, отраженных в русском языке. С другой стороны, привлечение на занятиях разговорного материала, имеющего национальную специфику, также сталкивается с рядом трудностей, которые необходимо учесть преподавателю. Так, например, в пословицах часто опускают некоторые грамматические элементы, которые неизвестны китайским студентам. Мы предлагаем китайским учащимся следующее задание.
Задание 3. Прочитайте русские народные пословицы и поговорки. Как вы понимаете их смысл?
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В ходе урока для обучения грамматики и понимания системы языка преподаватель использует различные средства. Эффективным является применение комплекса средств, часть которых считается традиционными при обучении русскому языку в целом и грамматике в частности. Однако рекомендуется учитывать особенности грамматической системы родного языка и специфику усвоения нового знания учащимися разных национальностей, например, китайские студенты быстро воспринимают письменный текст, им легко и удобно работать с письменными текстами Изучение языка предполагает и овладение устной формой речи, поэтому изучение грамматики не только должно строиться на основе письменной речи, но и иметь выход в речь письменную, в коммуникацию.
Список литературы
1. Антонова В. Е. Дорога в Россию [Текст] / В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых. - СПб., 2006. - 184 с.
2. Витлин, Ж. Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков: учеб. пособие [Текст] / Ж. Л. Витлин // Иностр. языки в школе. - М., 2000. - № 5. -С. 36-39.
3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: монография [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М., 2006. - 336 с.
4. Ма Тя. Российские методы преподавания грамматики [Текст] / Ма Тя. - URL: https:// wenku.baidu.com/view/a94e86e9e009581b6bd9eb08.html.
5. Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного [Текст] / А. Н. Щукин. - М., 2003. - 334 с.
THE CHARACTERISTICS OF CHINESE STUDENTS' RUSSIAN GRAMMAR TRAINING
Zhang Ying
South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected]
This article introduces the characteristics of Russian grammar teachingfor Chinese students. Grammar teaching - a necessary part of Russian lessons. The author describes some grammar teaching methods, exercises examples (tasks), and stands on the perspective of Chinese teaching. The authors point out that teachers use different methods in classroom teaching. Taking into account the regularity of Russian grammar and master the characteristics of the mother tongue grammar system of different nationality students, and adopt a set of efficient methods. At the same time, grammar education should be established in such a way.
Keywords: Russian grammar, grammar teaching method, type of homework, Chinese students.
References
1. Antonova, V. Е., Nahabina, М. М. and Tolstyh, А. А. (2006) Doroga v Rossiyu [=Road toRussia], Saint-Petersburg, 184 p. (InRuss.).
2. Vitlin, Zh. L. (2000) Sovremennyye problemy obucheniya grammatike inostrannykh ya-zykov: Uchebnoye posobiye [=Modern problems of teaching grammar of foreign languages: Textbook], in: Inostrannyyeyazyki v shkole [=Foreign languages at school], Moscow, no. 5, pp. 36-39. (InRuss.).
3. Galskova, N. D. and Gez, N. I. (2006) Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvo-didaktika i metodika: monografiya [=Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology: monograph], Moscow, 336 p. (In Russ.).
4. Ma, Tja. Rossiyskiye metody prepodavaniya grammatiki [=Russian methods of teaching grammar], available at: https://wenku.baidu.com/view/a94e86e9e009581b6bd9eb08.html, accessed 04.09.2017. (InRuss.).
5. Shhukin, A. N. (2003) Metodika prepodavaniya russkogo yazyka как inostrannogo [=Methodology of teaching Russian as a foreign language], Moscow, 334 p. (In Russ.).
Чжан Ин - студент, Южно-Уральский государственный университет.