Объем и структура капиталовложений определяются в соответствии с будущими возможностями, ранжированными в порядке возрастания их значимости. Тем самым создается кумулятивный механизм экономического развития, что позволяет в кратчайший срок использовать выгоды научно-технического прогресса. Понятно, что подготавливаемые специалисты должны обучаться не только экономически целесообразным знаниям, но и знаниям, которые необходимы для усвоения будущей перспективной информации. Такого специалиста можно подготовить только тогда, когда планирование развития научно-технического прогресса и способностей населения будут осуществляться одновременно на основе крупных капиталовложений. Далее, сам процесс несбалансированного развития способностей населения будет стимулировать процесс научно-технического и экономического развития за счет интенсификации «производства» новой информации, вызывая появление новых открытий, процессов, продуктов и сокращения лага их продвижения по цепочке научно-технического прогресса.
Модель системы образования должна учитывать оба типа развития способностей населения, так как только в этом случае возможно адекватное отражение изменения характера спроса на способности, формируемые системой образования. Как показано в [4], описание такого класса систем целесообразно проводить с использованием концепции открытых систем. Список используованной литературы:
1. Виноградов, Г.П., Самоорганизующиеся сетевые экспертные среды в системах с эндогенным принципом целеуказания / Г.П. Виноградов, Н.Г. Виноградова // Онтология проектирования. - 2016. - Т. 6, №1(19). - с. 36-54. - DOI: 10.18287/2223-9537-2016-6-1-39-54
2. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М. «Прогресс», 1970
3. Маркс Карл. Капитал в 3-х томах. М. Государственное издательство политической литературы 1951г. 932с.
4. Михалевский Б.Н. Экономические модели механико-органического типа и модели открытой многоуровневой динамической системы (критический анализ предпосылок). «Экономика и математические методы», 1971, УП, вып.1
© Виноградов Г.П., Кирсанова Н.В., Кошкина Г.В., 2016
УДК 37.012.7
Л.Р. Вотякова, к.п.н.
Нижнекамский химико-технологический институт ФГБОУ ВО «КНИТУ»
г. Нижнекамск, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА
ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА
Аннотация
В статье раскрывается одно из педагогических условий развития профессионально-информационной компетентности студентов. По мнению автора, оно заключается в моделировании и реализации учебно-информационной деятельности студентов с учетом принципов системности, вариативности, диалогичности на основе информационного подхода.
Ключевые слова
Профессионально-информационная компетентность, информационный подход
В процессе реализации модернизации системы образования в условиях информатизации необходимо новое переосмысление профессиональной подготовки студентов. Теоретический анализ показал, что современному информационному обществу требуются специалисты, обладающие профессионально-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
информационной компетентностью [1].
Педагогическим условием развития профессионально-информационной компетентности студентов заключается в моделировании и реализации учебно-информационной деятельности студентов с учетом принципов системности, вариативности и диалогичности [2].
Специально организованная учебно-информационная деятельность студентов с учетом принципов системности, вариативности и диалогичности является основой развития профессионально-информационных компетенций [4]. Исследование объектов и систем непосредственно связано со сбором и переработкой информации, что тоже определяется своими законами, методами, подходами, средствами. В научном обществе сейчас развивается информационный подход, целью которого является изучение законов функционирования информации в природе и в обществе, выявление общих закономерностей информационных процессов в системах различной природы. Любое усвоение знаний строится на усвоении студентом учебных действий, овладев которыми, студент смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научиться учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис данного подхода [3]. Деятельность по развитию профессионально-информационных компетенций у студентов на основе информационного подхода была направлена на следующее:
• освоение им знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных и коммуникационных технологий;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработку навыков применения средств информационных и коммуникационных технологий при выполнении индивидуальных и групповых проектов, в учебно-познавательной деятельности, освоении будущей профессии.
В ходе эксперимента по развитию профессионально-информационной компетентности студентов на основе анализа содержания учебных курсов удалось выделить в программном материале вопросы, которые направлены на решение поставленной задачи (таблица 1).
Таблица 1
Группы задач, направленные на развитие профессионально-информационных компетенций
Группы задач Профессионально-информационные компетенции
На поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опроса, интервьюирования • владения методами поиска, систематизации, переработки, хранения информации, а также способами обмена информацией; • умения работать с различными видами и источниками информации; • умения планировать, организовывать собственную информационную деятельность; • владения разнообразными способами структурирования имеющейся информации (текст, диаграммы, графики, презентации), в том числе с помощью информационных и коммуникационных технологий; • умения поиска и систематизации профессионально-значимой педагогической информации на электронных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках) и в сети Интернет;
С избытком информации (требуется отделить значимую информацию)
С недостатком информации
Задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, ранжирование)
Задания на использование различных форм коммуникации • умение использовать различные формы коммуникации в on-line (чат, Skype, Mail.ru Агент и др.); off-line (электронная почта, форумы, блоги и др.) режимах; • умение применять различные источники информации при осуществлении различных форм обучения (очная, заочная и дистанционная) для непрерывного повышения профессионально-информационной компетентности
Составление планов к тексту • умения осуществлять эвристический и исследовательский подходы в работе с профессионально-значимой информацией;
Подготовка вопросов к тексту
Составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту • умения использовать мультимедийные средства обучения в информационно-коммуникационной деятельности обучающихся; • умение создавать информационные ресурсы образовательного назначения для применения в учебно-познавательной деятельности обучающихся; • умения использовать современные информационные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии для вариативного моделирования образовательного процесса в различных типах учебных заведений;
Задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации
Задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии
Подготовка докладов, сообщений по теме
Подготовка презентаций к учебному материалу
Подготовка учебных пособий по теме
Составление и защита рефератов • способности к ценностно-смысловому личностно-профессиональному самоопределению и перспективному развитию в условиях развивающегося информационного общества; • владения системой научных знаний об информации, информационных процессах, системах и технологиях современного общества;
Описанные выше общие положения выделения определенных компонентов программного материала, рассмотренные группы задач рассчитаны на раскрытие ресурсов профессионально-информационных компетенций студентов. Это позволит определить деятельность преподавателя вуза, направленную на развитие профессионально-информационной компетентности студентов.
Как показала экспериментальная работа, педагогические условия вырабатывают у студентов психологическую установку на постоянное совершенствование профессионально-информационных компетенций, и формирует умение ориентироваться в потоках информации, позволяет освоить определенный объем знаний и достичь такого уровня профессионально-информационных компетенций, который необходим для решения разнообразных информационных и учебно-профессиональных задач.
Список использованной литературы:
1. Вотякова Л.Р. Сущностная характеристика профессионально-информационной компетентности студентов // Вестник Казанского технол-го университета. 2013. №10. С. 350-352.
2. Вотякова Л.Р. Педагогические условия организации процесса развития профессионально-информационной компетентности студентов // Вестник Казанского технол-го университета. 2013. №12. С. 372-374.
3. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) : статья / Н.В. Макарова // http://www.piter.com.
4. Макусева Т.Г. Психолого-дидактические основы индивидуально-ориентированного обучения в единой информационно-образовательной среде вуза //Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования), 2015. № 2. С.50-61.
© Вотякова Л.Р., 2016
УДК 376
Гилёва Н.В., Пахомова Ю.М., Полукарова А.А. ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»
г. Курган, Российская Федерация
КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ДЦП В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Аннотация
В статье представлены основные направления комплексного восстановительного лечения для детей, страдающих детским церебральным параличом в Уральском федеральном округе.