Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ'

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / ЭКСПОРТ УСЛУГ / ЭКСПОРТЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луговская О.К., Стрелецкий Р.С.

В статье были выявлены особенности присутствия субъектов российского бизнеса на мировом рынке услуг. Обоснованы причины сложности статистического учета сферы услуг в международной торговле. Также рассматриваются перспективные направления участия России в международной торговле услугами и пути повышения конкурентной устойчивости национальных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PARTICIPATION OF RUSSIAN BUSINESS ENTITIES IN THE INTERNATIONAL TRADE OF SERVICES

The article reveals the features of the presence of Russian business entities in the world market of services. The reasons for the complexity of statistical accounting of the service sector in international trade are grounded. It also considers promising areas of Russia's participation in international trade in services and ways to increase the competitive stability of national companies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ»

Bibliography

1. News digest of the priority project "National Champions". Issue No. 22. October 2019 / [Electronic resource] - URL: http://national-champions.ru/upload/iblock/ee3/ee30c8894bb204f436bab60854e01b60.pdf (circulation date: 30.09.2020).

2. Innovations "Made in Buryatia" / [Electronic resource] - URL: https://vtinform.com/projects/130527/ (circulation date: 30.09.2020).

3. Khinul M. Lecture "The history of mainstream and substream companies: on the way to the knowledge economy" / [Electronic resource]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=rn08ZUSFHdI (circulation date: 30.09.2020).

4. About the project "National Champions" / [Electronic resource]. - URL: http://national-champions.ru/project/ (circulation date: 30.09.2020).

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА В МЕЖДУНАРОДНОЙ

ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ

Луговская О.К.

Государственный Университет Управления,

аспирант Стрелецкий Р. С.

Государственный Университет Управления,

Аспирант

Аннотация. В статье были выявлены особенности присутствия субъектов российского бизнеса на мировом рынке услуг. Обоснованы причины сложности статистического учета сферы услуг в международной торговле. Также рассматриваются перспективные направления участия России в международной торговле услугами и пути повышения конкурентной устойчивости национальных компаний.

Annotation. The article reveals the features of the presence of Russian business entities in the world market of services. The reasons for the complexity of statistical accounting of the service sector in international trade are grounded. It also considers promising areas of Russia's participation in international trade in services and ways to increase the competitive stability of national companies.

Ключевые слова: международная торговля услугами, экспорт услуг, экспорте высокотехнологичных и интеллектуальных услуг.

Key words: international trade in services, export of services, export of high-tech and intellectual services.

Международная торговля, в текущих условиях развития, переживает существенные трансформации. В виду ускорения технологического прогресса, подвергается изменениям состав торгуемых товаров и услуг, обновляются формы и способы взаимодействий, видоизменяются роли и позиции ключевых игроков.

Согласно статистическим данным ООН, доля сферы услуг составляет меньше четверти от всей мировой торговли, однако, данный показатель идет вразрез с показателем доли сферы услуг в объеме ВВП. Такое несоответствие в данных имеет место быть ввиду очень высокой степени сложности статистического учета (Таблица 1).

Таблица 1

Основные причины фактического занижения доли услуг в международной торговле

Причина Описание

1. Услуги часто предоставляются комплексно Стоимость услуг в этом случае часто включена в стоимость товаров

2. Услуги составляют значительную часть внутрифирменного обмена ТНК В виду применения трансфертного ценообразования внутри ТНК стоимость услуг часто занижена

3. Занижение доли банковских и страховых услуг (ввиду специфики отраслей) Доходы по этим операциям часто подвергаются реинвестированию в тех же зарубежных странах, где они и были получены

К ним относятся: поисковая система Google, социальные сети и др. Особенной сложностью здесь выступает тот факт, что при расчёте ВВП все товары и услуги, оцениваются по своей рыночной стоимости, а значит с точки зрения статистики такие услуги не несут в себе ценности. Однако фактически, в международной торговле, бесплатные услуги отвечают за примерно четверть всей торговли услугами с точки зрения добавленной стоимости

Источник: [2]

Развитие российского экспорта услуг является одной из приоритетных задач по диверсификации экспорта страны. Согласно стратегии Министерства экономического развития в начале 2020 г. объем экспорта услуг должен был составить 76 млрд. долл. США , но в условиях сложной эпидемиологической ситуации, запланированных объемов не был достигнут. По итогу 2019 г. были разработаны следующие отраслевые комплексы мер по увеличению объема экспорта услуг:

- запуск программы государственной поддержки кинематографии, оказывающих услуги (выполняющих работы), связанные с осуществлением производства иностранными производителями аудиовизуальной продукции на территории Российской Федерации;

- запуск программы государственной поддержки организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов. [4]

В 2019 г. внешнеторговый оборот услуг в РФ составил 161,8 млрд долл. США (прирост по сравнению с 2018 г. составил всего 1,5%). Самые высокие темпы продемонстрировали сектора, связанные с цифровыми и информационными технологиями. Обоснование данных тенденций вытекают из условий пандемии: многие бизнес-процесс потребовали реформации и были вынуждены прибегнуть к цифровым и информационным услугам для быстрой реорганизации своей деятельности. Также на развитие цифрового и информационного сектора экономики повлиял ряд факторов:

- расширение коммуникационных возможностей и развитие услуг для реализации бизнес-задач;

- стремительное распространение и снижение стоимости для массового пользования таких технологий как блокчейн и искусственный интеллект. [4]

За последние 3 года самыми распространенными путями повышения конкурентоустойчивости в сфере услуг выступают:

1) приобретение нового технологического оборудования;

2) покупка лицензий, технологий, патентов и ноу-хау;

3) разработка новых маркетинговых коммуникаций и продвижение в цифровой среде;

4) повышение уровня квалификации сотрудников;

5) совершенствование оказываемых услуг, оказание комплексных услуг, наиболее отвечающих новым тенденциям рынка;

6) переход в другую нишу;

7) выход на новые географические рынки;

8) создание сети филиалов и представительств.

В текущих реалиях возрастает роль государства в национальной экономике. Одним из наиболее приоритетным направлением поддержки сферы услуг в 2020 году является реализация государственной программы по поддержке конкурентоустойчивости субъектов национальных экспортеров услуг, связанной с сертификацией и адаптацией российских услуг в соответствие с требованиями внешних рынков (в том числе результатов интеллектуальной деятельности).

Существенное внимание уделяется формированию и усилению специализации российских компаний на экспорте высокотехнологичных и интеллектуальных услуг. Для обеспечения устойчивых мер по развитию и стимулированию сектора услуг, необходима финансовая поддержка и скоординированная политико-дипломатическая поддержка российских компаний.

В российской стратегии поддержки сферы услуг уже проделан ряд успешных мероприятий, однако при выходе на мировой рынок данных действий не всегда достаточно, необходима системная проработка инновационной и технологической составляющей, поддержка кадров и поддержка национальных компаний-экспортеров услуг в условиях ужесточения конкурентной борьбы.

Библиография:

1. Глазатова М.К., Данильцев А.В. (2020). Основные тенденции в развитии мировой торговли и структурные особенности российского экспорта // Журнал Новой экономической ассоциации. № 1 (145). С. 183-192

2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. В. К. Поспелова. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 370 с.

3. Мешкова Т., Моисеичев Е. (2016). Анализ глобальных цепочек создания стоимости: Возможности форсайт-исследований // Foresight-Russia Форсайт. № 10 (1). С. 69-82.

4. Аналитический центр при Правительстве РФ: "Оценка состояния конкурентной среды в России -2019"

5. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИИ №2 (4) II квартал 2020 года Информационно-аналитический комментарий. ЦБ РФ

6. Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Федюнина А.А. и др. (2020). Факторы роста производительности труда на предприятиях несырьевых секторов российской экономики. Доклад НИУ ВШЭ. М.: Изд. Дом ВШЭ. 60 с.

7. Bekteshi S.A. (2020). Firm size related to export performance // International Journal of Economics & Business Administration (IJEBA). Vol. 8. No. 1. P. 51-61.

8. UNCTAD (2019). Digital Economy Report 2019: Value creation and capture — Implications for developing countries.

9. World Bank (2019). World Development Report 2020: Trading for development in the age of global value chains. World Bank Publications.

ЭВОЛЮЦИЯ СТРИМИНГОВЫХ СЕРВИСОВ: МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ

Белоусов Георгий Денисович

Аспирант

Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ (Институт государственной службы управления) 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

Аннотация. Основная цель статьи - проанализировать и представить текущее состояние цифрового пиратства в российском сегменте Интернета с учетом эволюции стриминговых платформ. Российская Федерация выбрана в качестве объекта исследования, так как именно в данной стране представлено большинство нарушителей авторских прав.

Содержание статьи покажет основные каналы распространения незаконного цифрового контента, тенденции цифрового пиратства в Рунете и суммы денег, которые теряют правообладатели, а также будет представлена информация по тому, сколько зарабатывают цифровые пираты, незаконно распространяя цифровой контент.

В качестве материала исследования выступают данные годового отчета MUSO за 2020 год, данные отчета BSA за 2020 год, а также исследования J'son & Partners Consulting за 2019 год. В данном исследовании глобальные показатели цифрового пиратства будут разделены на различные отрасли, кроме того, процесс блокировки веб-сайтов в ЕС будет проанализирован для последующего сравнения аналогичных методов в России в качестве примера меры по борьбе с пиратством.

С 2015 года рынок цифрового пиратства в Рунете стабильно рос до 2029 года - с 32 до 87 миллионов долларов. Но с недавними изменениями в политике и внедрением новых рынок наконец начал падать - с 87 миллионов долларов до 63 миллионов долларов.

В России предпринимаются шаги к борьбе с цифровым пиратством, начиная с 2013 года, когда был принят закон по данному направлению.

В исследовании делается вывод, что рынок цифрового контента, как и любой другой рынок, может пострадать от влияния монополий. Монополия прав на цифровой контент вызывает эффект, который можно назвать двойной маргинализацией, которая увеличивает стоимость контента, созданного производителями, и розничные цены, а также снижает демографию этого цифрового контента.

Abstract. The main goal of the article is to analyze and present the current state of digital piracy in the Russian segment of the Internet, taking into account the evolution of streaming platforms. The Russian Federation was chosen as the object of research, since it is in this country that the majority of copyright infringers are represented.

The content of the article will show the main channels for the distribution of illegal digital content, trends in digital piracy on the Runet and the amount of money that copyright holders lose, as well as provide information on how much digital pirates earn by illegally distributing digital content.

The research material is the data of the MUSO annual report for 2020, the data of the BSA report for 2020, as well as the research of J'son & Partners Consulting for 2019. In this study, the global digital piracy figures will be divided into different industries, and the EU website blocking process will be analyzed to compare similar practices in Russia as an example of an anti-piracy measure.

Since 2015, the digital piracy market in Runet has been growing steadily until 2029 - from $ 32 to $ 87 million. But with recent policy changes and the introduction of new ones, the market has finally begun to decline - from $ 87 million to $ 63 million.

Russia has been taking steps to combat digital piracy since 2013, when a law was adopted in this area.

The study concludes that the digital content market, like any other market, can be affected by the influence of monopolies. The monopoly of digital rights is causing what can be called double marginalization, which increases the value of producer-generated content and retail prices, and also reduces the demographics of that digital content.

Ключевые слова: стриминговая платформа, сервис, цифровой контент, пиратство, эволюция, Рунет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.