Пробелы в российском законодательстве
2'2008
1.13. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МЕРОПРИЯТИЯХ, ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Касютин Д.Л., соискатель Ставропольский государственный университет
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В настоящее время федеральным законодательством органы местного самоуправления обязаны принимать участие в мероприятиях по противодействию терроризму и экстремистской деятельности. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года конкретизировано, что органы местного самоуправления обеспечивают законность и охрану общественного порядка на территории муниципального образования, а также участвуют в мероприятиях по предупреждению и профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального образования. В статье делается вывод о необходимости конкретизации полномочий органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму и экстремизму и в связи с этим даются конкретные рекомендации.
Большинство полномочий в сфере противодействия терроризму и экстремизму в России принадлежит органам государственной власти Российской Федерации. Если быть более точным, то государственным органам исполнительной власти. А основная нагрузка в процессе противодействия терроризму лежит на правоохранительных органах и Вооруженных силах.
Компетенция органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму достаточно невелика, что объективно обусловлено большой социальной опасностью терроризма и сложностью для органов местного самоуправления противостоять террористической деятельности.
В тоже время, местное самоуправление в Российской Федерации является уровнем публичной власти наиболее близким к населению. Через органы местного самоуправления проводится государственная политика. И в соответствии с теорией социального обслуживания органы местного самоуправления предоставляют населению различные услуги, в том числе и услуги по охране и защите прав и законных интересов граждан на территории муниципального образования, решая многочисленные вопросы местного значения.
По этому поводу В.И Васильев справедливо вопрошает: «Сейчас всего у органов местного самоуправления поселения 34 вопроса местного значения, у орга-
нов местного самоуправления муниципального района
- 32, у органов местного самоуправления городского округа - 39. Все ли эти вопросы имеют местное значение? Все ли они связаны напрямую с услугами населению? Наконец, можно ли считать, что в соответствии с принципом субсидиарности они (главным образом включенные в перечень вопросов местного значения в последнее время) могут быть решены наиболее эффективным образом?
Как могут, скажем, органы местного самоуправления поселения или даже района заниматься профилактикой терроризма и экстремизма? У них и милиции-то своей до сих пор нет, а общественный порядок защищают государственные милицейские структуры. А гражданская оборона? Какое отношение к ней имеют услуги населению или «непосредственное жизнеобеспечение»?»1.
В Федеральном законе «О противодействии терроризму» 2006 года не содержится конкретных полномочий органов местного самоуправления по борьбе с терроризмом или противодействии террористической деятельности, в нем лишь сказано, что органы местного самоуправления участвуют в противодействии терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи
Е.В. Сальников доказывает, что «Обобщая основные положения Федеральных законов от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» и от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления обязаны в пределах своей компетенции противодействовать экстремизму и выполнять следующие функции:
а) предупреждение терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
г) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
д) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц»3.
Никак нельзя согласиться с этим мнением. Очевидно, что органы местного самоуправления, в силу законодательства, не могут принимать участие в мероприятиях по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта и проявлений экстремизма, так как к вопросам местного значения не относятся вопросы уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности, или,
1 Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. - 2007. - №7
Федеральный закон от 6 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. - 13 марта 2006. - №11. - ст.1146
3 Сальников Е.В. Взаимодействие органов местного самоуправления и антитеррористических комиссий в деле борьбы с экстремизмом и терроризмом: проблемы и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - №3
Касютин Д.Л.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ
например, административно-пресекательная деятельность.
Соответственно, участие органов местного самоуправления в борьбе с терроризмом ограничивается предупреждением терроризма и минимизацией и (или) ликвидацией его последствий.
Более подробно компетенция органов местного самоуправления закреплена в Федеральном законе от 6 октября 2003г. №131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации»4.
В частности, в соответствии с указанным Законом к компетенции органов местного самоуправления муниципального района и городского округа относится обеспечение охраны общественного порядка на территории муниципального образования, а также участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма.
Функция органов местного самоуправления по охране общественного порядка тесно связана с процессом предупреждения и профилактики терроризма и экстремизма. Она реализуется органами местного самоуправления совместно с органами государственной власти. Как отмечает А. В. Шевцов, «органы местного самоуправления вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности учреждений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере внутренних дел, в том числе дополнительные выплаты сотрудникам органов внутренних дел сверх установленного размера денежного довольствия. Таким образом, у органов местного самоуправления появилась возможность осуществлять финансовую поддержку реализуемых милицией правоохранительных функций и профилактических мер»5.
Основную нагрузку по обеспечению общественного порядка и законности на территории муниципальных образований несет милиция общественной безопасности (МОБ). Правовой основой деятельности милиции общественной безопасности является Закон РФ от 18 апреля 1991г. «О милиции»6, а так же Указ Президента РФ от 12 февраля 1993г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Феде-рации»7.
Кроме того, органы местного самоуправления в целях обеспечения законности и правопорядка на территории муниципальных образований вправе создавать подразделения муниципальной милиции, добровольные народные дружины и казачьи дружины.
Однако, указанное направление деятельности органов местного самоуправления не связано напрямую с противодействием терроризму, как то провозглашено в Федеральном законе «О противодействии терроризму» 2006 года.
В связи с тем, что указанный законодательный акт был принят позже Федерального закона «Об общих
4 Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 6.10.2003г. -№40. - ст.3822
5 Шевцов А.В. О практике взаимодействия органов внутренних дел по Курской области с органами местного самоуправления // Адвокат. - 2008. - №2
6Закон РФ от 18.04.1991г. «О милиции» // ВВС РСФСР. - 1991. -№16. - ст.503.
7Указ Президента РФ от 12 февраля 1993г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // САПП РФ. - 1993. - №7. - ст.562.
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в последний были внесены соответствующие изменения в 2006 году.
В главе 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указаны вопросы местного значения городских и сельских поселений (ст.14), муниципальных районов (ст.15), городских округов (ст.16), среди которых содержатся указания на предметы ведения органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму и экстремизму.
К таким указаниям относятся положения п.7.1 ст.14, п.6.1 ст.15, п.7.1 ст.16, в которых к вопросам местного значения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, на территории муниципального района, в границах городского округа, соответственно.
В настоящее время, в России подготовлена правовая основа участия органов местного самоуправления в мероприятиях по противодействию экстремистской и террористической деятельности, однако, как на уровне субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований происходит только механическое копирование соответствующих норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г. без их конкретизации.
Во многом это объясняется фактической невозможностью участия органов местного самоуправления ни в каких других мероприятиях по противодействию терроризму и экстремизму, как их предупреждение и профилактика. Да и полномочия органов местного самоуправления по минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма фактически сведены к нулю, так как меры компенсации пострадавшим в результате террористических проявлений находятся в ведении органов государственной власти.
Таким образом, можно сделать несколько важных выводов:
- Фактически обязанность органов местного самоуправления по участию в противодействии терроризму и экстремизму была закреплена еще в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года в рамках решения вопроса местного значения по обеспечению охраны общественного порядка на территории муниципального образования.
- В Федеральный закон «О противодействии терроризму» 2006 года и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года необходимо внести изменения, с целью конкретизации участия органов местного самоуправления в мероприятиях по противодействию терроризму и экстремизму. А именно установить, что органы местного самоуправления участвуют только в профилактике и предупреждении терроризма и экстремизма, так как для исполнения остальных составляющих противодействия не имеют ни полномочий, ни необходимых ресурсов.