Научная статья на тему 'Особенности участия государства в обеспечении энергетической безопасности КНР'

Особенности участия государства в обеспечении энергетической безопасности КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕФТЕГАЗОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / БЕЛАЯ КНИГА КИТАЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CHINA / COMMUNIST PARTY OF CHINA / GLOBAL ENERGY SEGMENT / THE STATE OIL AND GAS ENTERPRISES / WHITE BOOK OF CHINA / STATE CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахимьянова Ирина Фанилевна

В статье анализируется опыт Китая по выработке энергетической стратегии и влияние государства на её реализацию, в том числе во внешней политике. В связи с нарастанием темпов урбанизации и индустриальной модернизации, высокими темпами развития экономики, ростом уровня жизни населения потребность КНР в потреблении энергоресурсов с каждым годом заметно растёт, что не может не подразумевать острого дефицита энергоресурсов в обозримом будущем. С учётом низкого уровня самообеспеченности топливными ресурсами, риски сбоя международных поставок, нестабильность в регионах-экспортёрах энергоносителей и другие аспекты глобальной энергетической политики вызывают беспокойство как государственных энергетических компаний Китая, так и руководства страны. В статье рассмотрены материалы Белых книг, в особенности Белой книги «Китайская энергетическая политика - 2012», очерчены контуры системы обеспечения энергетической безопасности КНР, роли основных игроков на рынках энергоносителей, действия соответствующих государственных органов, государственных энергетических корпораций и частного бизнеса. Особое внимание уделено анализу деятельности Комиссии по национальному развитию и реформам - единственной структуры, ответственной за работу всей энергетической отрасли, которая занимается разработкой пятилетних планов социально-экономического развития страны. Проанализированы вопросы, связанные с обеспечением энергетических интересов Китая за рубежом, включая добычу и транспортировку энергоресурсов, взаимодействие с правительствами богатых энергоносителями стран. Сделан вывод об усилении роли государственных структур в обеспечении энергобезопасности страны в контексте вовлечённости Китая в процесс глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Participation in Energy Security Provision of the People’s Republic of China

The author investigates the role and place of government in the modern energy sector of China. Due to unprecedented scale industrial processes of modernization and urbanization in China, high rates of economic development, the growth of living standards, China's dependence on energy imports every year is growing significantly. And this trend will continue in the coming decades, or even increase. In the foreseeable future, China will feel an acute shortage of energy resources. In this regard, there is a growing concern of the Chinese state-owned energy companies. Obviously, such a prospect is the Chinese leadership worries associated with the risk of failure in international transfers, chronic instability in the region, exporting energy, and the vicissitudes of the global energy. This problem is considered on the analysis of materials of the White books, special attention given to White book «China's energy policy 2012». The article outlines the contours of energy security of China, the role of major players, including public authorities, government energy corporations, private businesses and the population. Particular attention is given to the Commission of National Development and Reforms, which main function is to form the five years' development plans. The special attention is given to the Concept of National Security of the China. Although attention is paid to issues related to the provision of energy interests of China abroad, including the production and transportation of energy resources, cooperation with governments of countries rich in raw materials. Analyzes the role of the state in providing control over the energy segment, in the framework of China's involvement to globalization process.

Текст научной работы на тему «Особенности участия государства в обеспечении энергетической безопасности КНР»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР

И.Ф. Рахимьянова

Администрация Президента Российской Федерации. 103132, Россия, Москва, Старая пл., д. 4, стр. 1.

В статье анализируется опыт Китая по выработке энергетической стратегии и влияние государства на её реализацию, в том числе во внешней политике. В связи с нарастанием темпов урбанизации и индустриальной модернизации, высокими темпами развития экономики, ростом уровня жизни населения потребность КНР в потреблении энергоресурсов с каждым годом заметно растёт, что не может не подразумевать острого дефицита энергоресурсов в обозримом будущем. С учётом низкого уровня самообеспеченности топливными ресурсами, риски сбоя международных поставок, нестабильность в регионах-экспортёрах энергоносителей и другие аспекты глобальной энергетической политики вызывают беспокойство как государственных энергетических компаний Китая, так и руководства страны. В статье рассмотрены материалы Белых книг, в особенности Белой книги «Китайскаяэнергетическая политика - 2012», очерчены контуры системы обеспечения энергетической безопасности КНР, роли основных игроков на рынках энергоносителей, действия соответствующих государственных органов, государственных энергетических корпораций и частного бизнеса. Особое внимание уделено анализу деятельности Комиссии по национальному развитию и реформам - единственной структуры, ответственной за работу всей энергетической отрасли, которая занимается разработкой пятилетних планов социально-экономического развития страны. Проанализированы вопросы, связанные с обеспечением энергетических интересов Китая за рубежом, включая добычу и транспортировку энергоресурсов, взаимодействие с правительствами богатых энергоносителями стран. Сделан вывод об усилении роли государственных структур в обеспечении энергобезопасности страны в контексте вовлечённости Китая в процесс глобализации.

Ключевые слова: Китай, Коммунистическая партия Китая, глобальная энергетическая безопасность, государственные нефтегазовые предприятия, Белая книга Китая, государственный контроль.

Международные отношения

Вначале XXI в. мировой энергетический сектор претерпел существенные изменения как в связи с появлением новых игроков на рынке нефти и газа, так и в силу перераспределения влияния среди его участников. Формирующаяся глобальная энергетическая система вносит свои коррективы в расстановку сил на этом рынке, а новые игроки всё заметнее реализуют своё видение стратегии развития. Китай активно участвует в этом процессе и достаточно успешно реализует собственные цели, главная из которых заключается в обеспечении стабильного роста экономики путём бесперебойных поставок достаточного количества энергоресурсов.

Даже несмотря на мировой финансовый кризис 2008 г., китайская экономика развивалась очень интенсивно. Итоговый показатель прироста ВВП в 2013 г. составил 7,7%, повторив достижение предыдущего года [6]. В абсолютных показателях прирост существенно превзошёл достижения 2012 г. Объём ВВП вплотную приблизился к отметке 57 трлн юаней (свыше 9,3 трлн долл. по курсу на конец года, или более 14 трлн долл. по паритету покупательной способности) [6]. Другие макроэкономические индикаторы Китая также очень высокие. Костяк китайской экономики - крупные промышленные предприятия в 2013 г. продолжали наращивать выпуск продукции, существенно улучшили финансовые результаты хозяйственной деятельности. Их прибыли возросли на 12,2% по сравнению с 2012 г., когда данный индикатор составил всего 5,3% [там же].

В 2013 г. производство электроэнергии в Китае увеличилось на 7,5% против 4,8% в 2012 г. Более 11% составил прирост производства проката, чуть менее 10% - цветных металлов и цемента (против прошлогодних показателей в 5-7%). Производство автомобилей за год увеличилось на 18,4% (4,7%), в том числе легковых -на 16,6% (6,4%) [там же].

Интенсивное экономическое развитие страны приводит к заметному росту импорта топлива. По итогам 2014 г., ввоз нефти составил 308 млн т, увеличение физического объёма - 9,5% к 2013 г. Увеличились импорт угля (327 млн т, прирост 13,4%) и природного газа (53 млрд куб. м, прирост - 25%) [там же]. По прогнозам, к 2020 г. Поднебесная будет потреблять 4467 млн т условного топлива, а к 2030 г. - уже 6260 млн т [1].

Зависимость Китая от импорта энергоресурсов увеличивается с каждым годом. Потенциальные риски стабильности поставок, вызванные хронической нестабильностью в регионах, экспортирующих энергоносители, непостоянством акторов мирового рынка энергоресурсов, вызывают у китайского руководства беспокойство. Поскольку речь идёт об использовании огромного количества ресурсов, китайским энергетическим компаниям необходимо выходить на мировые рынки, где и без того существует острая конкуренция. Считается, что без государственной поддержки энергетические

компании не в состоянии обеспечить глобальный уровень потребностей КНР.

Гарантированный импорт энергии по приемлемым ценам руководство страны считает важным условием дальнейшего развития КНР, социальной и политической стабильности. Поэтому энергетический вопрос перешёл в категорию политики национальной безопасности [5]. Для обеспечения дальнейшего экономического развития Пекину необходимо полностью контролировать данную стратегически важную сферу собственной экономики, инвестировать в неё огромные финансовые ресурсы, а также выработать эффективные методы её функционирования.

Важным форматом, с помощью которого китайское правительство объявляет свои политические курсы по важнейшим вопросам, являются Белые книги Китая. В этих документах изложены принципиальные позиции китайского правительства по ряду важнейших проблем, рассказывается о прогрессе Китая в экономической, политической, культурной, социальной, экологической и других сферах. Ситуацию в энергетической сфере официальный Пекин характеризует следующим образом: «Начиная с конца 70-х гг. XX в., Китай становится развивающейся страной с самыми высокими темпами развития в мире, добивается блестящих успехов в социально-экономическом развитии. Всё это приковывает взоры международного сообщества. Таким образом, КНР успешно открыл путь социализма с китайской спецификой, внеся значительный вклад в развитие и процветание всей планеты. Также отмечалось, что беспрерывный рост поставок энергоресурсов обеспечивает существенную поддержку социально-экономическому развитию. А быстрый рост потребления энергоресурсов открывает обширное пространство для развития мирового рынка производимых товаров. Поднебесная уже стала необходимой составной частью мирового рынка энергоресурсов, играя всё более важную и положительную роль в обеспечении энергетической безопасности во всём мире» [4].

КНР ускоренными темпами модернизирует энергетическую индустрию, ставит своей целью создание ресурсосберегающего общества с бережным отношением к окружающей среде [2]. Государство осуществляет контроль и регулирование, выдаёт лицензии на доступ к энергоресурсам, регулирует цены и тарифы, а также утверждает инвестиционные проекты. Кроме того, государство полностью контролирует импорт и экспорт энергоресурсов. Контроль со стороны государства осуществляется над всем производственным циклом, а именно, на первой стадии государство следит за поиском, разработкой и добычей ресурсов, на второй стадии -за их транспортировкой и переработкой, и на третьей - за сбытом и распределением. Главную роль при этом играют государственные компании, которые могут кооперировать свои уси-

лия с иностранными и частными компаниями. Функции государства в энергетической сфере заключаются в том, что оно:

- проводит налогообложение в области недропользования, контролирует доступ к минеральным ресурсам, предоставляя права и лицензии на геологическую разведку и на добычу;

- контролирует системы газоснабжения и трубопроводные сети;

- регулирует распределение энергоресурсов между потребителями;

- устанавливает квоты на нефтяные поставки, регулирует операции купли-продажи в этой области, может ограничивать выдачу лицензий торговым фирмам;

- выдаёт госкорпорациям полномочия на ведение переговоров и заключение контрактов с иностранными партнёрами об условиях их участия в совместных проектах. Такими правами обладают Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация (CNPC), «КНШНК» (Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация, Китайская компания по эксплуатации морских нефтяных ресурсов - CNOOC) и Китайская нефтяная и химическая корпорация (China Petroleum & Chemical Corporation - Sinopec, у государства право решающего голоса);

- ограничивает строительство объектов энергетической инфраструктуры с чисто иностранным капиталом. Это не означает, что участие некитайского капитала исключено: в зависимости от степени важности проекта возможно долевое участие иностранного капитала, но с обязательным условием, что у правительства КНР будет контрольный пакет акций;

- регулирует механизмы ценообразования в нефтегазовом секторе в связи с его стратегическим значением для экономики [3].

Государственные компании Чайнаойл (Chinaoil China National United Oil Corporation), Юнипэк (Unipec, United International Petroleum&Chemical Co., Ltd) и Синочем (Sinochem, China National Chemical Import&Export Corp.) обеспечивают экспорт и импорт сырой нефти и основных нефтепродуктов.

Основным органом государственной власти Китая, определяющим национальную энергетическую политику, является Комиссия по национальному развитию и реформам (КНРР), за которой закреплены обязанности по установлению и регулированию цен на энергоносители, а также функция создания пятилетних планов развития. В 2002 г. это ведомство заложило основы современной энергетической стратегии Китая. Приоритетным направлением, обеспечивающим реализацию энергетической безопасности, Комиссия выбрала вложение финансовых ресурсов Китая в иностранные нефтяные поля. Именно по рекомендации Комиссии китайские власти создали национальные стратегические резервы, практически полностью прекратив разработку собственных, ещё не истощённых

месторождений. Кроме того, КНРР уполномочена утверждать все проекты с государственным участием, если сумма сделки превышает 30 млн долл. США. Соответственно, без её разрешения не может быть осуществлен ни один проект по разработке нефтяных месторождений.

В реализации политики энергетической безопасности на международном уровне весомую роль играет Министерство иностранных дел, уделяющее особое внимание странам, с которыми можно вести активный энергодиалог.

На сегодняшний день ввиду нестабильности баланса сил в политической элите сложно с полной определённостью предсказать дальнейшую политику Китая в области энергобезопасности. Однако объективно глобализация мирового хозяйства, взаимозависимость и взаимопроникновение крупнейших экономик, являющихся также и основными соперниками на мировом энергетическом рынке, создают замкнутую цепь, где энергетический кризис в одном из звеньев непосредственно затронет и все остальные, формируя естественные пределы для конкуренции и вынуждая страны, в том числе и Китай, решать задачи собственной энергетической безопасности на основе принципов «разумного эгоизма», ограничивая агрессивность энергетической политики и изыскивая возможности для компромисса.

В Белой книге «Ситуация и политика Китая в сфере энергетики» озвучено мнение китайского руководства о ситуации в области энергетической безопасности: «В ходе всестороннего строительства среднезажиточного общества... Китай рассматривает энергетику как важнейшую проблему, касающуюся социально-экономического развития страны. Обеспечение продолжительного социально-экономического прогресса за счёт продолжительного энергетического развития - это долговременная и трудная задача.. Международное сообщество должно крепить сотрудничество, чтобы совместно защищать энергетическую безопасность во всём мире. Китай будет вместе с другими странами мира прилагать неустанные усилия к поддержанию стабильности и безопасности мировой энергетики, к достижению взаимной выгоды, всеобщего выигрыша и совместного развития, к защите общего очага всего человечества» [2].

Рост экономики Китая требует всё больших энергозатрат, а мировая экономика вряд ли сможет активно расти и развиваться без китайской составляющей. Даже геополитические конкуренты Китая понимают, что сегодня, в эпоху теснейшей взаимозависимости различных участников международных политических и экономических отношений, ограничивать Китай в его деятельности по реализации энергетической безопасности нужно очень осторожно. Не стоит забывать, что, во-первых, в Китае проживает около полутора миллиарда человек, а, во-вторых, это ядерная держава. Как минимум два этих фактора должны заставить другие силы, действующие

■ Международные отношения

на международной арене, считаться с интересами Китая. Более того, взаимосвязь национальных экономик, интегрированных в глобальную экономическую систему, заставляет сохранять определённый баланс сил и интересов. Сбой в работе всей системы может привести к тяжелейшим последствиям, в сравнении с которыми финансовый кризис начала XXI в. покажется мелкой неприятностью.

Отдельно стоит отметить, что ситуация вокруг Украины, обострение энергетических противоречий между Россией и Западом позволит Китаю извлечь для себя определённые выгоды в энергетическом диалоге с Россией, что позволит ему усилить свой экономический вес и влияние в мире.

В заключении необходимо указать, что энергетический сектор сохранит для КНР первостепенное значение в обозримом будущем, что означает либо увеличение контролирующих функций со стороны государства, либо их сохранение на нынешнем уровне. Обостряющаяся конкуренция со стороны основных мировых потребителей энергии позволяет предположить, что Пекин будет использовать политические ресурсы для обеспечения собственной энергетической безопасности, что позволяет и будет позволять впредь крупнейшим нефтегазовым компаниям Китая иметь конкурентные преимущества на мировом рынке.

Список литературы

1. Анисько А.В. ТЭК Китая: проблемы и перспективы развития. [электронный ресурс NEO Новое восточное обозрение] Режим доступа: //http://www.ru.journal-neo.com/node/406// (дата обращения: 09.04.2015).

2. Белая книга «Ситуация и политика Китая в сфере энергетики». [электронный ресурс Китайский информационный Интернет-центр] Режим доступа: http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/ txt/2008-06/17/content_15840243_9.htm (дата обращения: 12.06.2012).

3. Ван Синь. Основные принципы формирования и регулирования конкурентного рынка энергоносителей в Китае. Пекин, 2010. (на кит. яз.)

4. Китайское правительство опубликовало девять белых книг в 2011 году [электронный ресурс Китайский информационный Интернет-центр] Режим доступа: http://russian.china.org.cn/news/txt/2012-01/05/ content_24332293.htm (дата обращения: 09.04.2015).

5. Мехмет Огутчу, Ксин Ма. Энергетическая геополитика. Китай и Центральная Азия. Kazakhstan. 30.12.2007. [электронный ресурс Китайский информационный Интернет-центр] Режим доступа: http:// www.analitika.org/ca/geopolitics/209-20071215072551165.html (дата обращения: 12.06.2012).

6. Салицкий А.И. Экономика Китая в 2013 году: подготовка к реформам?, 11.03.2014. [электронный ресурс NEO Новое восточное обозрение] Режим доступа: http://ru.journal-neo.org/2014/03/11/rus-e-konomika-kitaya-v-2013-godu-podgotovka-k-reformam-chast-1// (дата обращения: 12.06.2012).

7. Ситуация и политика Китая в сфере энергетики [электронный ресурс Китайский информационный Интернет-центр] Режим доступа: http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/txt/ 2008-06/17/content_15840243.htm (дата обращения: 12.06.2012).

Об авторе

Рахимьянова Ирина Фанилевна - гатрудник Администрации Президента Российской Федерации, аспирант кафедры теории и истории международных отношений РУДН. E-mail: irina.rakhimyanova@gmail.com.

STATE PARTICIPATION IN ENERGY SECURITY PROVISION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

I.F. Rakhimyanova

Administration of the President of the Russian Federation. 103132, Russia, Moscow, Staraya pl., D. 4, p. 1.

Abstract: The author investigates the role and place of government in the modern energy sector of China. Due to unprecedented scale industrial processes of modernization and urbanization in China, high rates of economic development, the growth of living standards, China's dependence on energy imports every year is growing significantly. And this trend will continue in the coming decades, or even increase. In the foreseeable future, China will feel an acute shortage of energy resources. In this regard, there is a growing concern of the Chinese state-owned energy companies. Obviously, such a prospect is the Chinese leadership worries associated with the risk of failure in international transfers, chronic instability in the

region, exporting energy, and the vicissitudes of the global energy. This problem is considered on the analysis of materials of the White books, special attention given to White book «China's energy policy - 2012». The article outlines the contours of energy security of China, the role of major players, including public authorities, government energy corporations, private businesses and the population. Particular attention is given to the Commission of National Development and Reforms, which main function is to form the five years' development plans. The special attention is given to the Concept of National Security of the China. Although attention is paid to issues related to the provision of energy interests of China abroad, including the production and transportation of energy resources, cooperation with governments of countries rich in raw materials. Analyzes the role of the state in providing control over the energy segment, in the framework of China's involvement to globalization process.

Key words: China, Communist party of China, global energy segment, the state oil and gas enterprises, White book of China, state control.

References

1. Anisko A.V. TEK Kitaja: problemy I perspectivy razvitija [Energy in China: Problems and Prospects]. Available at: http://www.ru.journal-neo.com/node/406. (accessed: 09.04.2015).

2. Belaja kniga «Situaciji i politica Kitaja v sfere energetiki» [White Paper «Situation and Policies of China in the energy sector»] Available at: http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/txt/2008-06/17/ content_15840243_9.htm (accessed: 12.06.2012).

3. Wan Sin. Osnovnije principi formirovanija i regulirovanija konkyrentnogo rinka energonositelej v Kitaje [Basic principles of formation and regulation of competitive energy market in China]. Beijing, 2010 (In Chinese)

4. Kitajskoe pravitelstvo opublikovalo devyat belih knig v 2011 gody [The Chinese government has published nine white papers in 2011]. 09.04.2015. Available at: http://russian.china.org.cn/news/txt/2012-01/05/ content_24332293.htm (дата обращения: 09.04.2015). (accessed: 12.06.2012).

5. Mehmed Ogutchu, Ksin Ma, Energeticheskaya politica. Kitaj i Central'naya Aziya [Energy and Geopolitics. China and Central Asia], business Magazine «Kazakhstan», 30.12.2007. Available at: http://www.analitika. org/ca/geopolitics/209-20071215072551165.html (accessed: 12.06.2012).

6. Salickij A.I., Economica Kitaja v 2013 gody: podgotovka k refofmam? [China's economy in 2013: preparing for reforms?], 11.03.2014. Available at: http://ru.journal-neo.org/2014/03/11/rus-e-konomika-kitaya-v-2013-godu-podgotovka-k-reformam-chast-1 (accessed: 12.06.2012).

7. Sityacija i politica Kitaja v sfere energetiki [China's place and policy in the field of energy], russian.china. org.cn. 12.06.2012 Available at: http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/txt/ 2008-06/17/ content_15840243.htm (accessed: 12.06.2012).

About the author

Irina F. Rakhimyanova - Employce of Administration of the President od the Russian Federation, Post-Graduate Student at Theory and History of International Relations Department of Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: irina.rakhimyanova@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.