Научная статья на тему 'Особенности участия арбитражных судов в налоговых правоотношениях'

Особенности участия арбитражных судов в налоговых правоотношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
478
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / АРБИТРАЖНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ARBITRATION PROCEDURAL LAW / НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ / ВЗЫСКАНИЕ / TAX LEGISLATION / TAX PENALTIES / FINES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лыткина Ольга Викторовна

Статья посвящена исследованию особенностей правового регулирования положения арбитражных судов как участников налоговых правоотношений. Представлен анализ процессуальных особенностей защиты прав участников налоговых отношений посредством обращения в арбитражный суд. Сформулированы выводы о необходимости дальнейшего исследования обозначенной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT OF ARBITRATION COURTS IN LEGAL TAX DISPUTES

The paper examines legal status of arbitration courts as participants of tax relations. The author analyzes procedural problems of protecting the rights of participants of tax relations by referring to the arbitration court, and concludes that there is a need for further research of the problems.

Текст научной работы на тему «Особенности участия арбитражных судов в налоговых правоотношениях»

Библиографический список (References)

1. Быховский И.Е., Глазырин Ф.В. Питерцев С.К. Процессуальные, психологические и тактические основы допроса на предварительном следствии. Волгоград, 1989.

Bykhovskiy I.Ye., Glazyrin F.V., Pitertsev S.K. (1989) Protsessual'nyye, psikhologicheskiye i taktiches-kiye osnovy doprosa na predvaritel'nom sledstvii [Procedural, psychological and tactical fundamentals of interrogation during preliminary investigation]. Volgograd.

2. Степанов В.В. Избранные научные работы. Саратов, 2011. Т. 1.

Stepanov V.V. (2011) Izbrannyye nauchnyye raboty. T. 1. [Selected scientific works. Vol. 1] Saratov.

3. Послание президента Федеральному Собранию [электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ news/17118.

Poslaniye prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [Presidential Address to the Federal Assembly]. URL: http:// www.kremlin.ru/news/17118.

4. Веденеева Я.В. Информационное сопровождение реформы органов охраны правопорядка // Информационная безопасность регионов. 2015. № 1 (18).

Vedeneyeva Ya.V. (2015) Informatsionnoye soprovozhdeniye reformy organov okhrany pravoporyadka [Information support for law enforcement reforms] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1 (18).

5. Приказ МВД РФ от 24.12.2008 № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации » [электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/1257019/.

Prikaz MVD RF ot 24.12.2008 № 1138 «Ob utverzhdenii Kodeksa professional'noy etiki sotrudnika organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» [Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from 24.12.2008 № 1138 "On approval of the Code of Professional Ethics of law enforcement officers of the Russian Federation"]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257019/

6. Риа новости [электронный ресурс]. URL: http://volga.ria.ru/incidents/20110822/82007777.html.

Ria novosti [RIA Novosti news agency]. URL: http://volga.ria.ru/incidents/20110822/82007777.html.

7. Новостной портал lenta.ru [электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2009/05/20/saratov/.

Novostnoy portal lenta.ru [lenta.ru news agency]. URL: http://lenta.ru/news/2009/05/20/saratov/.

8. Официальный сайт международной правозащитной организации Human Rights Watch [электронный ресурс]. URL: https://www.hrw.org/legacy/russian/reports/russia/1999/torture/topic12.html.

Ofitsial'nyy sayt mezhdunarodnoy pravozashchitnoy organizatsii Human Rights Watch [The official website of the Human Rights Watch]. URL: https://www.hrw.org/legacy/russian/reports/russia/1999/torture/topic12.html.

9. Информационное агентство Regnum [электронный ресурс]. URL: http://www.regnum.ru/news/284505. html.

Informatsionnoye agentstvo Regnum [Regnum news agency]. URL: http://www.regnum.ru/news/284505.html.

УДК 347.73

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

INVOLVEMENT OF ARBITRATION COURTS IN LEGAL TAX DISPUTES

Лыткина Ольга Викторовна

Lytkina Olga Viktorovna

аспирантка кафедры публичного права, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО«РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

postgraduate student of the department of public law, Saratov socioeconomic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: [email protected]

Статья посвящена исследованию особенностей правового регулирования положения арбитражных судов как участников налоговых правоотношений. Представлен анализ процессуальных особенностей защиты прав участников налоговых отношений посредством обращения в арбитражный суд. Сформулированы выводы о необходимости дальнейшего исследования обозначенной проблематики.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Ключевые слова: налоговые правоотношения, арбитражное процессуальное законодательство, налоговые санкции, взыскание.

The paper examines legal status of arbitration courts as participants of tax relations. The author analyzes procedural problems of protecting the rights of participants of tax relations by referring to the arbitration court, and concludes that there is a need for further research of the problems.

Keywords: tax legislation, arbitration procedural law, tax penalties, fines.

Современное состояние российской экономики и социальной сферы порождает повышенный научный интерес к вопросам налогообложения, основ его правового регулирования. Данное обстоятельство объясняется определяющим положением налоговых доходов в бюджетах всех уровней бюджетной системы, являющихся финансовой основой реализации всех функций, возложенных на государство (муниципальные образования). То есть четкое и неукоснительное исполнение положений налогового законодательства обязанными субъектами есть залог эффективного функционирования Российской Федерации, ориентированной на построение правового государства в целом, равно как и эффективного налогообложения в частности, несмотря на то, что эффективность является категорией неоднозначной, рассматриваемой и определяемой с разных позиций, порой прямо противоположных [4, с. 79]. В настоящее время «государству необходимы активный и стабильный экономический рост, ответственное использование национальных финансов и ресурсов и защита экономических интересов» [3, с. 56].

Соблюдение указанными субъектами налоговой дисциплины является объектом контроля прежде всего налоговых органов, которые в установленных законом случаях имеют право обращаться за защитой нарушенных прав в арбитражные суды РФ и Верховный Суд РФ.

Исследование зарубежного опыта рассмотрения налоговых споров позволяют сделать вывод, что не только арбитражные суды принимают участие в таком рассмотрении. Так, в Польше, Финляндии, Эстонии, Украине, Швеции, Латвии, Чехии, Словении налоговые споры рассматривают административные суды. Во Франции юрисдикцией в области налоговых споров обладают гражданские и административные суды, разделение происходит в том числе исходя из специфики рассматриваемых дел: гражданские суды во главе с Кассационным судом рассматривают споры, связанные с косвенным налогообложением, а дела, касающиеся налога на прибыль, подлежат рассмотрению в административных судах во главе с Государственным советом [5, с. 69].

В целях оптимизации правового регулирования указанных судов в налоговых отношениях, а также развития науки налогового пра-

ва необходимо исследовать особенности участия в них.

Одной из особенностей участия арбитражных судов в налоговых правоотношениях является его законодательное закрепление как налоговым законодательством (в частности, ст. 31, 104, 105 Налогового кодекса РФ), так и арбитражным процессуальным законодательством (глава 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В соответствии со ст. 31 Налогового кодекса РФ одним из прав налоговых органов является право предъявлять иски либо заявления в арбитражные суды.

На основании ч. 2 ст. 104 Налогового кодекса РФ в арбитражный суд подаются заявления о взыскании налоговой санкции с организаций либо индивидуальных предпринимателей. Следовательно, именно арбитражные суды рассматривают указанные заявления в соответствии со ст. 105 Налогового кодекса РФ, которая отсылает к действующему арбитражному процессуальному законодательству.

Так, ст. 212 Арбитражного процессуального кодекса РФ определяет для рассмотрения дел о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, общий порядок искового производства с учетом установленных законодательством особенностей.

Налоговые органы, наделенные правом подачи заявления о взыскании налоговых санкций, реализуют такое право только в случае, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты, т. к. в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 104 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Заявление о взыскании налоговых санкций, которое должно подаваться в письменной форме либо посредством сети Интернет и быть подписано лицом, его подающим, должно содержать:

- наименование арбитражного суда, куда подается заявление о взыскании налоговой санкции;

Информационная безопасность регионов. 2015. № 3(20)

- наименование органа, подающего заявление, его место нахождения;

- наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

- нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;

- сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;

- перечень прилагаемых к заявлению документов.

Дело о взыскании налоговых санкций рассматривается судьей единолично в трехмесячный срок, который включает в себя срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

При рассмотрении дела о взыскании налоговых санкций в обязанности арбитражного суда входит извещение о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле.

Следует учесть, что при рассмотрении дела о взыскании налоговых санкций применяется презумпция невиновности налогоплательщика, то есть бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на налоговые органы.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Следует обратить внимание, что физические лица также вправе защищать свои права, обращаясь в арбитражные суды РФ.

В соответствии со ст. 142 Налогового кодекса РФ, жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством, а именно главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Письмо ФНС от 12 августа 2011 г. № СА-4-7/13193@ «О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам» [1], основываясь на постановлении Президиума ВАС РФ от 17 марта 2011 г. № 14044/10, постановлении Президиума ВАС РФ от 17 марта 2011 г. № 14223/10, отмечает основанное на ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ право граждан на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (без-

действия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не только не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, но и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На данное обстоятельство обращает внимание и Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 418-О [2]. Согласно ему, положения ст. 137 и 138 Налогового кодекса РФ во взаимосвязи с положениями ст. 29 т. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ не могут рассматриваться как исключающие обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов и рассмотрение таких обращений по существу.

В соответствии со ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление должно содержать в себе права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а также законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).

В настоящее время можно констатировать, что практика рассмотрения судами дел, связанных с обжалованием правовых актов налоговых органов и их должностных лиц налогоо-бязанными субъектами, является достаточно определенной, о чем можно судить исходя не только из положений законодательства о налогах и сборах и процессуального законодательства, но и решений и разъяснений российских высших судебных инстанций [6, с. 196 - 201].

Вышеприведенные примеры позволяют выделить еще одну особенность участия арбитражных судов в налоговых правоотношениях - участие на этапе защиты прав участников правоотношений - налогоплательщиков либо государства в лице налоговых органов.

В завершение хотелось бы отметить, что институт участия арбитражных судов в налоговых правоотношениях изучен достаточно мало, что влечет за собой невозможность использования их потенциала в процессе установления на территории Российской Федерации налоговой дисциплины. Данное исследование должно стать отправной точкой в системе научных исследований заявленной проблематики.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Библиографический список (References)

1. Письмо ФНС от 12 августа 2011 г. № СА-4-7/13193@ «О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам» // Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Pis'mo FNS ot 12 avgusta 2011 g. № SA-4-7/13193@ «О napravlenii obzora postanovleniy Prezidiuma VAS RF po nalogovym sporam» [Letter of the Federal Tax Service dated August 12, 2011 № SA-4-7 / 13193 @ "On the implementation of the decision of the Presidium of the Russian Federation on tax disputes»] // Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz spravochnoy pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus» [The document was not published. It can be accessed from the reference legal system «Consultant»].

2. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 418-О «По жалобе гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 2.

Opredeleniye Konstitutsionnogo Suda RF ot 4 dekabrya 2003 g. № 418-О «Po zhalobe grazhdanina Yegorova Andreya Dmitriyevicha na narusheniye yego konstitutsionnykh prav polozheniyami statey 137 i 138 Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii, stat'i 22 Arbitrazhnogo protsessual'nogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii 1995 goda, statey 29 i 198 Arbitrazhnogo protsessual'nogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii 2002 goda» [Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated December 4, 2003 № 418-О "On the complaint of Andrei Dmitrievich Yegorov about a violation of his constitutional rights in Articles 137 and 138 of the Tax Code of the Russian Federation, Article 22 of the Arbitration Procedural Code of the Russian Federation, 1995, Articles 29 and 198 of the Arbitration Procedural Code of the Russian Federation 2002"] // Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF [Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation]. 2004. № 2.

3. Бехер В.В. Гарантии финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений как один из элементов экономической безопасности государства // Информационная безопасность регионов. 2014. № 4 (17).

Bekher V.V. (2014) Garantii finansovoy deyatel'nosti gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniy kak odin iz elementov ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Financial support for state (municipal) institutions as one of the elements of economic security] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 4 (17).

4. Лайченкова Н.Н. Категория «эффективность» в современном финансовом законодательстве // Наука и общество. 2015. № 1 (20).

Laychenkova N.N. (2015) Kategoriya «effektivnost'» v sovremennom finansovom zakonodatel'stve [The category of «efficiency» in modern finance law] // Nauka i obshchestvo. № 1 (20).

5. Нотин С.А. Судебная практика в системе источников налогового права (на примере ЕС и РФ) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

Notin S.A. (2003) Sudebnaya praktika v sisteme istochnikov nalogovogo prava (na primere YES i RF) : dis. ... kand. yurid. nauk [Judicial practice in determining tax jurisdiction (based on the example of the EU and the Russian Federation): summary of a thesis]. Moscow.

6. Попов В.В. Принципы защиты прав налогообязанных субъектов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. Доп. вып. (85). С. 196 - 201.

Popov V.V. (2012) Printsipy zashchity prav nalogoobyazannykh sub»yektov [The principles of protection of the rights of taxable entities] // Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii. Dop. vyp. (85). P. 196 - 201.

Информационная безопасность регионов. 2015. № 3(20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.