10. Lomakina T. Ju. Diversifikacija professional'nogo obrazovanija [Diversification of vocational education]. Moscow, 2000, 120 p. (In Russian).
11. Pisareva L. FRG: sozdanie edinogo obrazovatel'nogo prostran-stva [FRG: creation of a unified educational space]. Mir obrazovanija, 1997, no. 5, pp. 43-48. (In Russian).
12. Forett F., Brie M. A., Shineman M. Pozhiznennoe obuchenie vo Francii i v Evrope [Электронный ресурс]. URL: http://www. ilcfrance.org/images/upload/annexe%205%20-%20Lifelonglear-ning_France_1/04/2017 (accessed 12.01.2023). (In French).
13. Luukannel S., Manninen J. The effect sofadult learning. The meaning and significance of non-formal learning in the lives of adults. URL: http://www.vsy.fi/en.php (accessed 11.03.2023). (In English).
14. Analysis of the implementation of the strategic framework for European cooperation in education and training (ET2020) - Country analysis. URL: fm.dk/en/education-and-institutions/inter-nationalisation-and-cooperation/international- cooperation-on-guidance/euroguidance-denmark (accessed 12.01.2023). (In English).
УДК /UDC 378.18
DOI 10.54509/22203036_2024_3_150 EDN NITZHQ
Ван Ян
аспирант кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск; Хэйлунцзянский политехнический университет, г. Цзиси, КНР
Карнаух Надежда Валентиновна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск
Wang Yang
Postgraduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk; Heilongjiang University of Technology, Jixi, PRC
Karnaukh Nadezhda V.
Doctor of Pedagogy Science, Full Professor, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk
ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В ВУЗАХ КИТАЯ
PECULIARITIES OF TUTOR SUPPORT OF STUDENTS IN CHINESE UNIVERSITIES
Аннотация. В статье рассматриваются особенности деятельности тьюторов в китайских вузах. Обращение к истории становления института тьютор-ства в китайских вузах позволило выявить его взаимосвязь с деятельностью политических советников в армии. Акцентируется внимание на том, что основу работы тьюторов в вузах Китая составляет концепция формирования морального облика и воспитания людей. Анализ правительственных документов позволил обозначить направления деятельности тьюторов. В статье отмечается, что подготовка кадров высшего образования в вузах Китая неотделима от мудрого сопровождения студентов тьюторами.
Abstract. The article reviews the features of the activities of tutors in Chinese universities. Turning to the history of the formation of the institution of tutoring in Chinese universities made it possible to identify its relationship with the activities of political advisers in the army. Attention is focused on the fact that the basis of the work of tutors in Chinese universities is the concept of forming moral character and educating people. Analysis of government documents provides an opportunity to identify areas of activity for tutors. The article notes that the training of higher education personnel in Chinese universities is inseparable from the wise support of students by tutors.
Ключевые слова: вузы Китая, консультант, политический советник, тьютор, тьюторское сопровождение, идеологическое воспитание.
Keywords: universities in China, consultant, political advisor, tutor, tutoring support, ideological education.
Введение
В последние десятилетия в системе образования Китая осуществлялась реализация стратегии приоритетного развития науки и высшего образования. В связи с возросшим спросом на высшее образование расширилась сеть учреждений высшего образования, открылось большое количество негосударственных вузов. Но в последние годы китайское высшее образование столкнулось со множеством новых проблем. Расширение сети университетов позволило повысить показатель массовости охвата, что проявилось в увеличении количества студентов в стране, но возникла проблема занятости выпускников. Быстрое развитие экономики в Китае привело к росту спроса на высокопрофессиональных выпускников вузов, так как молодые специалисты являются значимым фактором развития страны. На первый план вышла проблема качества образования. Появление сетевых технологий вызвало ряд проблем с общественным мнением: оно перестало быть объективным, в связи с этим у значительной части молодежи складываются субъективные, порою навязанные извне, представления о реальности, о смыслах образования. Кроме того, у студентов университета стало возникать множество психологических проблем, вызванных учебным стрессом или конфликтами с однокурсниками и т.д. Все эти проблемы рассматриваются профессиональными командами тьюторов.
Следовательно, обращение к деятельности тьюторов в вузах Китая является актуальным. Многими исследователями Китая, которые занимались вопросами тьюторского сопровождения студентов в вузах, отмечается, что при создании команды тьюторов необходимо учитывать их специализацию и уровень профессионализма [1]. Исследователь Фэн Ган в своей работе «Теория и практика профессионализации команды консультантов» отметил, что развитие профессионализации команды тьюторов должно быть сосредоточено на повышении профессиональной культуры [2]. Этой же точки зрения придерживается Тан Вэньхун, который считает, что, будучи естественным продуктом практической работы тьюторов, профессиональная культура может гарантировать стабильность команды на более глубоком уровне и привести команду к более позитивному развитию. Профессионализация и специ-
ализация команды тьюторов вуза будут способствовать устойчивому развитию этой команды, а также быстрому повышению качества сопровождения процесса развития талантливой молодежи. По мнению Тан Вэньхуна, профессиональная идентичность является необходимым условием для планирования и развития карьеры тьюторов. Он отмечает, что если тьюторы будут стремиться к овладению алгоритмами работы, навыками творческого анализа при решении возникающих проблем, постигать секреты профессионального мастерства, культивировать эстетическое отношение к своей профессии в процессе карьерного роста, то они смогут осознать свою личную значимость в процессе идеологического воспитания студентов университета [3]. Ван Сяньфан, Жэн Яцай и Ци Чжэньхуа считают, что для обеспечения высокого уровня профессионализма тьюторов важно, прежде всего, определить значимые аспекты их деятельности путем уточнения их профессиональной принадлежности [4]. В декабре 2016 г. генеральный секретарь Си Цзиньпин на национальной конференции по идеологической и политической работе в университетах отметил, что необходимо расширить горизонты отбора кандидатов в тьюторы, уделять больше внимания их теоретической и практической подготовке, улучшать механизмы стимулирования [5]. Следовательно, неизбежным требованием новой эпохи является подготовка профессиональной и специализированной команды консультантов с высоким чувством личной ответственности, с основательной теоретической подготовкой и осознанием возложенной на них миссии, новаторской и исследовательской направленностью, умением сочетать теорию и практику, способностью выявлять и решать проблемы.
В целом социалистическая система образования с китайской спецификой наделяет тьюторов вуза уникальной миссией и ответственностью.
Выявление особенностей создания системы тьюторов в китайских вузах является целью исследования. К задачам исследования относится уточнение сущности понятий тьютор и тьюторское сопровождение в китайской педагогике, определение основных направлений деятельности тьюторов в вузах Китая.
Методология
Модель высшего образования каждой страны адаптирована к ее культуре, но содержание и структура модели может изменяться в соответствии с требованиями времени, мировыми тенденциями развития высшего образования. В настоящее время в университетском образовании Европы, Америки, России
одной из актуальной тенденций является тьюторское сопровождение студентов. Но в каждой стране оно имеет свои особенности. Впервые тьюторство появилось в английских средневековых университетах. Впоследствии этот феномен распространился на университеты других стран Европы и Америки [6]. Первоначально данное понятие относилось к домашнему воспитанию, и задачей тьютора являлась подготовка обучающихся к сдаче экзамена.
В ХХ веке тьюторы в университетах стали выполнять функции обучения студентов организации самостоятельной работы с учебными материалами, умению распределять свое время. Причем занятия с тьютором должны быть направлены на работу самого студента, а не на выполнение заданий преподавателей по отдельным дисциплинам. Академическое тьютор-ство в английских университетах имеет своей целью оказание помощи студентам в адаптации к вузу, в определении своих потребностей в обучении, в преодолении трудностей, с которыми сталкиваются студенты в начале обучения в вузе [6].
В российской педагогике тьюторство было введено в конце ХХ века как альтернативная форма традиционной педагогике, в которой преподаватель является носителем предметных знаний, учебных норм и методик и ему не требуется посредник [6]. Тьюторство рассматривалось как инновационная форма личностно-ориентированной педагогической деятельности. Задачей тьютора стало создание организационно-педагогических условий реализации индивидуальных образовательных программ студентов [6]. Тьютор должен помочь студентам освоить способы нахождения новых знаний.
В основу системы тьюторского сопровождения студентов в китайских вузах положена концепция «Лидэшужэнь» (ЙШМА. — «формирование морального облика и воспитания людей») — это основа традиционного мышления китайской нации на протяжении тысячелетий, в которой отражена интеграция моральных ценностей в процесс развития личности.
Значимыми составляющими в содержании работы с учащейся молодежью в китайских колледжах и университетах считаются нравственное и интеллектуальное воспитание. Функцию ответственных за качество подготовки будущих специалистов в вузе выполняют преподаватели и тьюторы, но идеологами нравственного воспитания являются тьюторы.
В Китае все распоряжения и постановления, касающиеся тьюторов, единообразно сформулированы и изданы Министерством образования Китайской Народной Республики. Отделение исследова-
ний работы тьюторов Китайского общества высшего образования, созданное в июле 2008 г., является единственной национальной организацией тьюторов, которая специализируется на исследованиях идеологической и политической подготовки тьюторов в ведомстве Министерства образования Китайской Народной Республики, в системе Китайского общества высшего образования КНР и Шаньдунского университета, и нацелено на оказание мощной поддержки инсти-туционализации и стандартизации работы тьюторов. Нельзя игнорировать тот факт, что многие ученые, которые занимаются исследованием тьюторства, были тьюторами раньше или все еще тьюторы, которые работу в университетах совмещают с исследовательской деятельностью. На основе анализа информации, представленной в «Чживан» (Китайская база данных из научных журналов, материалов конференций, газет, справочников и патентных документов), китайские ученые уделяют много внимания практическим аспектам деятельности тьюторов, значительно меньше — теоретическому обоснованию этой деятельности.
В научных кругах ведется много споров о том, являются ли тьюторы китайских вузов преподавателями или нет. Есть старая китайская поговорка: «Учитель — это тот, кто проповедует, учит и решает головоломки». Тьюторы китайских вузов не преподают никаких учебных дисциплин, они отвечают за воспитание у студентов моральных качеств, помогают им сформировать правильное мировоззрение, взгляды на жизнь и ценности, а также способствуют развитию у студентов мотивации к самовоспитанию. Тьюторы вуза — это идеологи воспитания, организаторы и главные участники различных мероприятий, способствующих укреплению физического и психического здоровья студентов университета. В работах исследователей постоянно подчеркивается, что тьюторы являются важным звеном в работе по идеологическому воспитанию студентов университетов [7], в их задачи входит выполнение функций не только проводников национальной политики, но и гарантов качества нравственной воспитанности выпускников университета. Тьюторы — самые близкие студентам люди в университете, в то же время они являются лучшими выпускниками университета, передающими студентам свой социальный опыт. Наставления и личный пример тьюторов являются лучшими методами воспитания студентов [8]. Генеральный секретарь Си Цзиньпин отметил, что тьюторы вуза должны стремиться стать распространителями передовой идеологии и культуры, твердыми сторонниками партии, берущими на себя
ответственность проводников и гидов для студентов в их профессиональной подготовке [5].
Обсуждая возможные пути создания профессиональной команды тьюторов в новую эпоху, Шэн Чуньчжун предложил создать модель команды консультантов в виде иерархической лестницы на основе разделения труда и дифференцированного механизма оценки и аттестации [9]. Научный и обоснованный механизм оценки деятельности может повысить эффективность работы тьюторов, что в большей степени будет способствовать позитивному отношению тьюторов к своему труду. Ли Дунпин делает акцент в создании команды консультантов новой эпохи на четырех аспектах: профессионализме, стиле, организации и идеологии [10]. У Лицюнь и Ши Цзе отметили, что укрепление и совершенствование построения команды тьюторов вуза в контексте новой эпохи является важной инициативой, направленной на выполнение воли партии, следование национальной политике, адаптацию к потребностям времени и содействие развитию колледжей и университетов [11]. Фу Чэнъянь считает, что создание команды консультантов в новую эпоху должно иметь правильную ценностную ориентацию с точки зрения идеологического направления, ценностного руководства и характера воспитания [12]. Ло Фушэн и другие считают, что интернет-эпоха быстрого развития самомедиа выдвинула новые требования к тьюторам вуза: для того, чтобы лучше выполнить работу по нравственному воспитанию молодежи, тьюторы должны внести изменения в традиционный режим работы, заняться повышением собственной сетевой медиаграмотности [13].
Следовательно, методологическую основу исследования составили идеи о тьюторском сопровождении, зародившиеся в средневековых университетах, а также идеи известных китайских педагогов и общественных деятелей, концепция «Лидэшужэнь». Основным методом исследования является анализ литературы и других источников информации по теме исследования.
Результаты
Изучение литературы по теме исследования, энциклопедических словарей, нормативной документации Министерства образования Китая позволило получить представление о возникновении понятий тьютор и тьюторское сопровождение в китайской педагогике высшей школы. В Китайской энциклопедии понятие тьютор определяется как «сотрудник учебного заведения, работающий полный или неполный рабочий день и занимающийся идеологическим и политиче -
ским воспитанием учащихся, их повседневным руководством, консультированием по вопросам психического здоровья, партийным и групповым организациям, а также организацией и оказанием помощи учащимся в проведении различных учебных мероприятий» [14]. К тьюторам в Китае относятся вожатые юных пионеров в школе и политические консультанты в вузе.
В постановлении № 43 Министерства образования Китая «О создании команды тьюторов в высших учебных заведениях», принятом в 2017 г., отмечается, что тьюторы являются основой идеологического и политического воспитания студентов университетов, а также организаторами, исполнителями и проводниками ежедневного идеологического и политического воспитания и управления студентами в высших учебных заведениях [15].
В китайской онлайн-энциклопедии «Байду байкэ» тьютор определяется как сотрудник вуза, занимающийся идеологическим и политическим воспитанием студентов, повседневным управлением ими, профориентацией, сохранением психического здоровья студентов и созданием студенческих партийных групп [16].
В китайских вузах тьюторы обычно руководят одной или несколькими группами, в их основные обязанности входит идеологическое и политическое воспитание студентов, руководство формированием у них жизненно важных ценностей, забота о сохранении психического здоровья студентов, оказание им помощи в планировании карьеры, а также проведение теоретических и практических исследований. С момента появления тьюторов в вузах Китая их должностные обязанности менялись вместе с изменениями в национальном и социальном развитии страны, а содержание работы тьюторов в вузе обогащалось и развивалось в соответствии с потребностями общества. Уникальность социальной системы и философии образования создала ряд особых характеристик системы тьюторов китайских вузов.
Прежде всего, китайское тьюторское сопровождение имеет идеологический характер, иными словами, сформированное профессиональное идеологическое мышление - это главное качество консультанта в китайских университетах. Ведь первое и главное требование: чтобы стать консультантом в колледже -необходимо быть членом Коммунистической партии Китая (КПК). Причина этого кроется в истории развития должности консультанта.
Тьюторское сопровождение в Китае берет свое начало от системы политических советников, которые появились в период Военной академии Хуанпу, когда революционной армии требовались поли-
тические советники, идеологически подготовленные специалисты, способные не допустить отклонения военнослужащих от политической идеологии. Положительная роль советников в армии того времени была доказана на практике. Стоит отметить, что система политических советников была основана на опыте политической работы в советской Красной армии.
С 1924 г., когда впервые была создана система политических советников нового типа, и до основания Нового Китая в 1949 г., когда они превратились в тьюторов в высших учебных заведениях, можно проследить, как трансформировалась система тьюторства в Китае в соответствии с потребностями государства и общества. После основания Нового Китая страна остро нуждалась в подготовке большого количества талантливой молодежи, и в этот период высшие учебные заведения взяли на себя эту задачу. В октябре 1952 г. Министерство образования Китая выпустило Инструкцию о целенаправленном пробном внедрении системы идеологической работы в высшие учебные заведения, согласно которой в учебных заведениях должны быть созданы организации идеологической работы, которые имели название «бюро политического консультирования» [17]. Несмотря на то, что со временем название «политические консультанты» изменилось на «тьюторы», идеологическая направленность по-прежнему является отличительной чертой деятельности тьюторов в вузах. Именно тьюторы отвечают за привитие студентам коммунистического мировоззрения, понимание ими руководящих принципов и политики коммунистической партии, а также передовых идей и убеждений в современном им обществе.
В проекте «Временного положения о работе высших учебных заведений, находящихся в непосредственном подчинении Министерству образования», утвержденном в экспериментальном порядке 15 сентября 1961 г., говорилось, что в целях усиления идеологической работы на первом и втором курсах учебного заведения должны быть назначены политические консультанты [18] Это был первый случай, когда правительство страны официально предложило ввести в штаты учебных заведений политических советников.
Через 60 лет строительства и развития страны группа тьюторов в китайских высших учебных заведениях постепенно выросла, так как государство уделяло этому большое внимание. В 2005 г. Министерство образования опубликовало Рекомендации об укреплении системы подготовки тьюторов и классных руководителей в школах и университетах (документ № 2
Министерства образования и социального управления (2005) и Положение о создании групп тьюторов в обычных высших учебных заведениях (Приказ № 24, 2017 г.). Опыт деятельности вышеупомянутых политических консультантов и опубликованные Министерством образования документы обеспечивали прочную теоретическую основу для устойчивого развития института тьюторства в вузах Китая с точки зрения стратегии и общей ситуации в стране, что предоставляло хорошую возможность для идеологического и политического воспитания, а также благоприятную возможность для создания и исследования команды тьюторов в китайских вузах.
Политическая система Китая определяет характеристики тьюторов вуза, задача которых состоит в том, чтобы талантливая молодежь будущей страны была воспитана в духе идеологии Коммунистической партии. Бывший председатель КНР Мао Цзэдун неоднократно повторял, что после того, как политическая линия определена, решающим фактором становятся кадры [19]. Тьюторство — основа политической работы в вузах, тьюторы являются организаторами, исполнителями, проводниками идейно-политического воспитания студентов. В Китае преподаватели отвечают только за передачу знаний, в то время как тьюторы несут ответственность за все аспекты работы со студентами, кроме обучения. Можно утверждать, что тьюторы в вузах оказывают непосредственное влияние на мысли, чувства и мировоззрение студентов при помощи слова и личного примера. Идеологическое воспитание студентов тьюторами является важной гарантией того, что студенты станут в будущем надежной опорой страны.
Тьюторское сопровождение в Китае имеет четкую целенаправленность — «Лидэшужэнь». Данная идея пронизывает всю работу тьюторов, которая сосредоточена на воспитании высоконравственных выпускников вузов.
Так что же такое «Лидэшужэнь»? Ее можно рассматривать как основу философии воспитания, как некую парадигму, образец. Самая ранняя версия — из книги «Цзо чжуань - Сян гун» В ней
отмечается, что на первом месте должно быть культивирование добродетели, на втором — выстраивание карьеры, на третьем — создание учения, и этот порядок не изменится, какое бы время ни пришло [20]. «Шужэнь» (МЛ — «выращивать кадры, воспитывать таланты») — это из книги «Гуань Цзы - Цюань Сю» [21]. Существует древнекитайское изречение о трудоемком процессе воспитания человека: «Для выращивания зерновых достаточно одного
года, за десять лет можно вырастить деревья, а для воспитания людей требуется вся жизнь».
В концепции формирования морального облика и воспитания людей «Лидэшужэнь» обозначены три фундаментальных вопроса китайского образования: «Как растить детей?», «Для кого (для чего?) готовить людей?», «Каких людей следует воспитывать?». Ответом на них является одно из положений «Лидэшужэнь», в котором речь идет о необходимости так организовать идеологическое и нравственное воспитание, чтобы сформировать людей, обладающих как добродетелью, так и способностями, полезными для государства и общества.
Прошло уже 75 лет с момента основания Нового Китая. Развитие страны невозможно отделить от подготовки талантливых специалистов для удовлетворе -ния потребностей общества, и бремя их подготовки, естественно, ложится на плечи высших учебных заведений.
В Положении о создании команды тьюторов в высших учебных заведениях (2006) обозначены основные обязанности тьюторов, сопровождающих студентов в вузе. Первой обязанностью тьюторов является оказание помощи студентам в овладении ими идейно-теоретическими знаниями, общественными нормами, ценностями. Тьюторам необходимо вести студентов за собой, ориентируясь на ценностные идеалы китайского общества. В высших учебных заведениях Китая под тьюторским сопровождением понимается ориентация студентов на изучение национальной политики и стратегии развития страны, оказание им помощи в формировании ценностных ориентаций, в определении жизненных целей и устремлений, в выработке навыков решения проблем, возникающих в жизни и учебе, в выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми и с обществом в целом.
В системе образования Китая всегда особое внимание уделялось нравственному воспитанию, так как воспитание людей является основополагающим, а сообщение им суммы знаний - вторичным. Согласно китайской мудрости, каким бы хорошим ни был человек, но если он не имеет высокого морального облика, то никогда не станет человеком, оказывающим положительное влияние на страну и общество, а наоборот, принесет большой вред.
В Китае существуют строгие профессиональные правила и стандарты для тьюторского сопровождения. Министерство образования Китая опубликовало в 2014 г. Предварительные стандарты компетенций для тьюторов в высших учебных заведениях (далее -Стандарты компетенций), чтобы повысить профессио-
нализм и специализацию тьюторского сопровождения. В Стандартах компетенций дается четкое определение должности тьютора и основных требований к его практической деятельности: патриотизм и законопослушность, преданность работе и любовь к студентам, воспитание людей, обучение на протяжении всей жизни и служение примером для других [22]. Тьютором в китайском вузе может стать выпускник магистратуры по любому профилю подготовки. Основным условием является то, что магистр должен быть членом Коммунистической партии Китая. После сдачи вступительного экзамена на должность, тьютор должен освоить базовые знания по девяти дисциплинам, таким как марксистская теория, философия, политология, педагогика, социология, психология, менеджмент, этика и юриспруденция, а также изучить теорию идеологического и нравственного воспитания молодежи. Деятельность тьюторов в учебных заведениях Китая организуется в соответствии со следующими правительственными законами и постановлениями:Закон об образовании в КНР (1995), Закон о высшем образовании в КНР (1998), Закон об учителе в КНР (1993), Закон о психическом здоровье в КНР (2012), Закон об управлении студентами в колледжах и университетах (2017), Рекомендации ЦК КПК и Государственного совета о дальнейшем укреплении и совершенствовании идеологического и политического образования студентов (2004), Положение о создании групп тьюторов в высших учебных заведениях (2006), Положение об управлении студентами в высших учебных заведениях обычного типа (2017), Меры по борьбе с нарушениями на государственных экзаменах (2004), Меры по предупреждению травматизма у студентов (2002). Данные документы призваны регулировать процессы идеологического и политического воспитания студентов университета, поэтому тьюторы опираются на них в своей работе.
Согласно Стандартам компетенций тьюторы вуза подразделяются на три класса: младший, средний и старший, в документе описывается содержание работы этих специалистов, требования к компетенциям, которыми должны обладать тьюторы каждого класса. В данном документе выделяются девять основных профессиональных функций тьюторов вуза. Они находят отражение в следующих направлениях работы тьютора:
1. Идеологическое и теоретическое воспитание и ценностное ориентирование. Согласно данному направлению тьюторы должны ориентировать студентов на углубленное изучение теории социализма с китайской спецификой и национальных руководящих прин-
ципов, помогать студентам формировать правильный взгляд на жизнь, мир и ценности. Тьютор должен понимать идеологическую динамику развития студентов и целенаправленно помогать им в решении различных проблем, возникающих в их жизни.
2. Партийное и классовое строительство. Деятельность тьютора должна быть направлена на развитие у студентов мотивации к обучению, осуществление комплектования студенческих групп, руководство созданием студенческих партийных организаций.
3. Формирование стиля обучения. Тьютор должен быть готов к оказанию помощи студентам в развитии учебных навыков, в создании положительной атмосферы обучения, к осуществлению руководства внеаудиторной и практической деятельностью студентов.
4. Управление повседневными делами студентов. Реализация этой функции в процессе оказания учебной помощи абитуриентам при поступлении, при подготовке к выпускным экзаменам; в осуществлении ежедневного контроля за деятельностью студентов; организации получения стипендии, участии в оценке грантов, координации работы наиболее активных студентов; оказании материальной помощи малоимущим студентам и студентам-инвалидам.
5. Психическое здоровье и консультирование. Тью-торы должны быть способны к организации процесса прохождения студентами университета психологического обследования, к проведению всевозможных мероприятий по информированию и пропаганде психического здоровья, созданию позитивного психологического микроклимата в студенческой среде.
6. Сетевое идеологическое и политическое воспитание. Тьюторами должно осуществляться руководство студентами в использовании передовых технологий для распространения позитивной культуры, улучшения качества обучения, управления сетевой грамотностью студентов, создания гармоничной и позитивной сетевой среды.
1. Оперативное реагирование на кризисные ситуации в кампусе. Тьютор должен владеть навыками прогнозирования разного рода кризисных ситуаций, которые могут возникнуть в кампусе, быть готов к их преодолению.
8. Планирование карьеры и профориентация в сфере занятости и предпринимательства. Умение оказать студентам университета помощь в трудоустройстве.
9. Теоретические и практические занятия. При выполнении студентами в учебной комнате общежития самостоятельной работы, в процессе подготовки к семинарским занятиям тьюторы должны помогать
им овладевать важными профессиональными знаниями, умениями применять их на практике.
Следовательно, такие документы, как «Компетенции и стандарты» и «Положение о создании команды тьюторов в высших учебных заведениях» (Приказ № 43 Министерства образования Китая), обеспечивают наиболее надежную гарантию профессионализма и систематичности работы тьюторов, а также необходимую теоретическую базу для развития системы тьюторского сопровождения студентов в высших учебных заведениях Китая.
Необходимо отметить, что работа тьюторов в китайских университетах довольно трудоемкая: подавляющее большинство консультантов работает более восьми часов в день. В связи с особым характером их работы все средства связи с тьюторами должны быть доступны 24 часа в сутки, так как в случае опасности или чрезвычайных ситуаций, с которыми сталкиваются студенты, тьюторы должны первыми прибыть на место происшествия, чтобы взять инициативу в свои руки.
Тьюторы начинают работать с первокурсниками с первых дней их пребывания в вузе. В их обязанности входит сопровождение студентов каждое утро на занятия по военной подготовке. Для создания хорошей учебной атмосферы и формирования у первокурсников привычки к ежедневным занятиям учебным трудом тьюторам необходимо приходить в вечернюю аудиторию для самостоятельной работы, чтобы проконтролировать работу студентов. В дни, когда проводятся студенческие мероприятия, тьюторы могут работать до поздней ночи и даже оставаться на работе несколько дней подряд. Так, во время эпидемии, чтобы максимально контролировать самочувствие студентов, многие тьюторы вуза взяли на себя инициативу переехать в общежитие и жить вместе со студентами, ухаживать за больными.
Заключение
На основе проведенного исследования авторам удалось выявить, что тьюторство в китайских вузах развивалось на протяжении последних ста лет. В работах китайских исследователей отмечается, что содержание деятельности тьюторов постоянно корректировалось и изменялось в соответствии с потребностями страны и общества в разные исторические периоды. В современном Китае способы и средства работы тьюторов вуза, а также содержание их работы значительно обогатились по сравнению с прошлым. Анализ правительственных документов позволил сделать вывод о том, что тьюторское сопровождение подготовки специалистов в вузах Китая до настоящего времени
является одной из значимых задач университетского образования и имеет четкую идеологическую и нравственную целенаправленность. Тьюторское сопровождение студентов в современных высших учебных заведениях Китая рассматривается как особый вид социальной деятельности, заключающейся в ежедневном идеологическом и нравственном воспитании студентов, в управлении ими, оказании своевременной помощи в бытовых вопросах, в осознанном освоении профессии. Особенности тьюторского сопровождения в китайских вузах заключаются в том, что оно характеризуется выраженной идеологической направленностью и включает в себя практически все аспекты учебы и жизни студентов университета, в том числе психологическое консультирование, рекомендации по трудоустройству, распределение стипендий, оказание материальной помощи малоимущим студентам. Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании генезиса понятия «тьютор» в китайской педагогике.
В статье основной акцент делается на том, что подготовка кадров высшего образования в вузах Китая неотделима от деятельности тьюторов, их сопровождения. Самоотверженность и национальные чувства тьюторов всех китайских высших учебных заведений точно доказывают передовой характер китайской системы тьюторского сопровождения. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в работах по сравнительной педагогике.
Литература
1. шшх. йюа^тш^яшшшв—шм. ss
2016. (08). (Ян Цзяньи. Обзор и перспективы построения профессионализма команды консультантов колледжа // Идеологическое и теоретическое воспитание. 2016. № 8).
2. Ш. dtJS: ФША
2010 : 102. (Фэн Ганг. Теория и практика профессионализма консультантов. Пекин : Издательство Китайского народного университета, 2010. С. 102).
3. £Шйр].
-ШШЙЙ, 2011. (01) : 118-119. (Тан Вэньхун. Исследование планирования карьеры и развития консультантов колледжа // Школьное партийное строительство и идеологическое воспитание. 2011. № 1. С. 118-119).
4.
ШШЖШЭД^ЙШЛ ШШШ^Й, 2019. (04) : 132-135. (Ван Сяньфань, Жэнь Яцай, Ци Чжэньхуа. Теоретическая логика и реалистичный путь профессионального развития команды консультантов в колледжах и университетах в новую эпоху // Ideological Education Research. 2019. № 4. С. 132-135).
5. (£=«)[M]. JtJR: *Kft:ftlEtt, 2017. (Си Цзиньпин. Об управлении : в 3-х томах. Пекин : Издательство иностранных языков. 2017. Т. 2).
6. Гедгафова Л. М. Тьюторское сопровождение студентов высших учебных заведений: сравнительный анализ зарубежной и российской практики : дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2014. 183 с.
7. ijjj*, ША "НЙЙА"
ШЖЯЙШЙ, 2021. (11) : 143-147. (Ван Яньцин, Лю Цзясинь. Роль консультантов в колледже в контексте «трехстороннего воспитания» и путь к их достижениям // Хэйлунцзянские исследования в области высшего образования. 2021. № 11. С. 143-147).
8. "НЙЙА" Я^ТЙШЙ^ЙШЙАЖЙШ
[J]. 2021. (06) : 29-32. (Лю Дунпин. Пред-
варительное исследование стратегии совместного обучения в колледжах и университетах в рамках концепции «трехстороннего образования» // Теория и практика образования. 2021. № 6. С. 29-32).
9. Й#В.
ЯВЙЙ, 2020. (12) : 118-122. (Шэн Чуньчжун. Исследование пути профессионального строительства команды консультантов колледжа в новую эпоху // Высшее образование Цзянсу. 2020. № 12. С. 118-122).
10.
Й^ЙА (ЙШ№). 2020. (27) : 36-37. (Ли Дунпин. Исследование путей развития команды консультантов колледжей в новую эпоху // Преподавание и воспитание (Форум по высшему образованию). 2020. № 27. С. 36-37).
11. ЩЩ, ш
ЩЙТС, 2018. (49) : 73-74. (У Лицюнь, Ши Цзе. Исследование формирования команды консультантов в колледжах и университетах в контексте новой эпохи // Эпоха аналитических центров. 2018. № 49. С. 73-74).
12. ш^.
ШЛ 2018. (16) : 79-81. (Фу Чэнъянь.
Ценностная ориентация и путь реализации строительства команды консультантов в колледже в новую эпоху // Партийное строительство и идеологическое воспитание в университетах. 2018. № 16. С. 79-81).
13. ^ЙЯ, Э®1, Й^.
2021. (07) : 11-14. (Луо Фушэн, Ван Юаньюань, Гао Цяо. Исследование проблем и контрмер в работе по нравственному воспитанию консультантов колледжей в эпоху селфи-медиа // Обучение Линчюй. 2021. № 7. С. 11-14).
14. «ФаШИй^» [Электронный ресурс]. URL: https://www. zgbk.com/ecph/words?SiteID=1&ID=115735&Type=bkzyb&Su blD =49180 (дата обращения: 10.04.2024). (Энциклопедия Китая).
15. «ЙШ1#ЯРЛ1Ш&Шш» [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gov.cn/gongbao/content/2017/content_5244874.htm (дата обращения: 10.04.2024). (Положение о создании команды тьюторов в высших учебных заведениях).
16. ФайёШ^й^ "ШЙШ^" [Электронный ресурс]. URL: https://baike.baiducom/item/%E8%BE%85%E5%AF%BC%E 5%91%98/3947590?fr=ge_ala (дата обращения: 10.04.2024). (Китайская онлайн-энциклопедия «Байду байкэ»).
17.
[Электронный ресурс]. URL: https://baike.baidu.com/item/% E8%BE%85%E5%AF%BC%E5%91 %98/3947590?fr=ge_ala (дата обращения: 10.04.2024). (Инструкция о целенаправленном пробном внедрении системы идеологической работы в высшие учебные заведения).
18. Ф^Ф^йгайй. (М+иш)
[M], ФЛ£Ш1Е± 1997 ад®, М 600 Щ. (Бюро по изучению литературы ЦК КПК // Избранные важные документы с момента основания Китайской Народной Респуб-
лики. Пекин : Центральное издательство литературы. 1997. Т. 14. С. 600).
19. Ш=«[М]. JfcjR: 1991, Ш 101 Щ. (Мао Цзэдун. Избранные произведения в 5 томах. Пекин : Народное издательство, 1991. Т. 2. С. 101).
20. Я^ЮЙШМ]. JtiMSéftlEtt. 2019, Ш 81 Щ (Ван Тьецзюнь. История китайских иероглифов. Пекин : Юнайтед Пресс, 2019. С. 81).
21. [Электронный ресурс]. URL: http://www.360doc. com/content20/1014/06/67691349_940347440.shtml (Гуань Цзы. Сборник высказываний).
22. (Предварительные стандарты компетенций для тьюторов в высших учебных заведениях. Пекин, 2014).
References
1. йшя шш
2016, (08). [Yang Jianyi. Review and prospects for building the professionalism of a team of college consultants. Ideological and theoretical education, 2016, no. 8]. (In Chinese).
2. Ш. ÍÍ#MPAffiW^Í£®£-^^[M|. J KR: ФШАК
2010 : 102. [Feng Gang. Theory and practice of professionalism of consultants. Beijing, 2010, р. 102]. (In Chinese).
3. й&а. ЙКШЯВД^ШИ—£ШЙР1. Ш-—ШШЙ 2011, (01) : 118-119. [Tang Wenhong. A Study of Career Planning and Development of College Consultants. School Party Construction and Ideological Education, 2011, no. 1, pp. 118-119]. (In Chinese).
4. ЯШ-, ^S^.
2019, (04) :
132-135. [Wang Xianfan, Ren Yacai, Qi Zhenhua. Theoretical logic and realistic path for professional development of a team of consultants in colleges and universities in a new era. Ideological Education Research, 2019, no. 4, рр. 132-135]. (In Chinese).
5. (Ш=«)[М]. JÜR: 2017. [Xi Jinping. About management. Beijing, 2017, vol. 2]. (In Chinese).
6. Gedgafova L. M. T'jutorskoe soprovozhdenie studentov vysshih uchebnyh zavedenij: sravnitel'nyj analiz zarubezhnoj i rossijskoj praktiki. Dis. ... kand. ped. nauk [Tutor support for students of higher educational institutions: a comparative analysis of foreign and Russian practice. D. habil thesis]. Vladikavkaz, 2014, 183 p. (In Russian).
7. ijjj*, Щ&. "НЙЙЛ"
ШЖ1ЙШЙ, 2021, (11) : 143-147. [Wang Yanqing, Liu Jiaxin. The role of college counselors in the context of "tripartite education" and the path to their achievements. Heilongjiang Research in Higher Education, 2021, no. 11, pp. 143-147]. (In Chinese).
8. *|J£¥. "Н^ЙА" Я&ТЙЮЯЙЖЙЙ'ЙЙЛЩШ
[J]. 2021, (06) : 29-32. [Liu Dongping. A pre-
liminary study of the strategy of cooperative learning in colleges and universities within the framework of the concept of "tripartite education". Theory and Practice of Education, 2021, no. 6, рр. 29-32]. (In Chinese).
9. Й#В. íaíitftféíi^wPAffi^ttMisféSSWJ].
ЯВЙЙ. 2020, (12) 118-122. [Sheng Chunzhong. Explo-
ring the professional development path of college consultant team in the new era. Jiangsu Higher Education, 2020, no. 12, pp. 118-122]. (In Chinese).
10. ffW^BfatS^ffilSKtlKfiSilJ].
(S&fciä). 2020, (27) : 36-37. [Li Dongping. Exploring ways to develop a college counseling team in a new era. Teaching and Education (Higher Education Forum), 2020, no. 27, pp. 36-37]. (In Chinese).
11. MM^,
gJiHift, 2018, (49) : 73-74. [Wu Liqun, Shi Jie. A Study of College and University Counseling Team Development in the Context of a New Era. The era of think tanks, 2018, no. 49, pp. 73-74]. (In Chinese).
12.
SJJ]. 2018, (16) : 79-81. [Fu Cheng-
yang. Value orientation and the way to implement the construction of a team of consultants in college in a new era. Party construction and ideological education in universities, 2018, no. 16, pp. 79-81]. (In Chinese).
13. ^S^, I««,
2021, (07) : 11-14. [Luo Fusheng, Wang Yuanyuan, Gao Qiao. A Study of Challenges and Counter-measures in the Moral Education Work of College Counselors in the Age of Selfie Media. Lingchu training, 2021, no. 7, pp. 11-14]. (In Chinese).
14. «'fHIH^-^^». URL: https: //www.zgbk.com/ecph/words7Sit eID=1 &ID=115735&Type=bkzyb&SubID=49180 [Encyclopedia of China]. (In Chinese).
15. «Hf$$i#roPAffiMii№». URL: https://www.gov.cn/gong-bao/content/2017/content5244874.htm [Regulations on creating a team of tutors in higher educational institutions]. (In Chinese).
16. "SSH^-" URL: https://baike.baidu.com/ item/%E8%BE%85%E5%AF%BC%E5%91%98/3947590?fr=ge_ala [Chinese online encyclopedia "Baidu Bike"]. (In Chinese).
17.
URL: https://baike.baidu.com/item/%E8%BE%85%E5%AF%BC%E 5%91%98/3947590?fr=ge_ala [Instructions on the targeted trial implementation of the system of ideological work in higher education institutions]. (In Chinese).
18. SBtUfcBSSjfflffiS (M+0ffi)
[M], jtÄ: 1997 M 600 [Bureau for
the Study of Literature of the CPC Central Committee. Selected Important Documents Since the Founding of the People's Republic of China. Beijing, 1997, vol. 14, p. 600]. (In Chinese).
19. M=«M]. dtJS: AKftltt 1991, M 101 [Mao Zedong. Selected works in 5 volumes, vol. 2. Beijing, 1991, p. 101]. (In Chinese).
20. im JtJWS^aiKtt. 2019, M 81 ^ [Wang Tiejun. History of Chinese characters. Beijing, 2019, p. 81]. (In Chinese).
21. URL: http://www.360doc.com/content20/1014/ 06/67691349_940347440.shtml [Guan Zi. Collection of sayings]. (In Chinese).
22. 2014 [Preliminary competency standards for tutors in higher education. Beijing, 2014]. (In Chinese).