ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТЕССЫ ЗУЛФИИ Эрдонов З.Д. Email: [email protected]
Эрдонов Зафар Даминович - старший преподаватель, кафедра английской филологии, факультет иностранных языков, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются вопросы творчества поэтессы Зулфии. В её творчестве выражены различные чувства, мысли, идеи: жизнелюбие, восторг созидания, радостные надежды на будущее, счастье человечества, преданность влюблённых, выносливость женщин, а также ненависть народа к врагам, злу, к несчастьям, принесённым разрушительной войной, гордость от побед. Она с удовольствием читала произведения Алишера Навои, Лутфи, Фузули, Шекспира, Байрона, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова. Читая произведения С. Айни, Гайрати, Зульфия пристально изучала творчество современных писателей. Знакомство с творчеством гениев окрыляло её. Она сама вдруг заметила, что стала рифмовать парные созвучные строки. Зульфия впервые услышала стихи Навои, Бедиля, Физули, обнаружила в себе способность сочинять стихи. Ключевые слова: лирика, гуманизм, дух творчества.
PECULIARITIES OF CREATIVITY OF POETS ZULPHIA
Erdonov Z.D.
Erdonov Zafar Daminovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ENGLISH PHILOLOGY, FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES, NAVOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the issues of creativity of the poetess Zulfia. Her works express various feelings, thoughts, ideas: love of life, the delight of creation, joyful hopes for the future, the happiness of mankind, the loyalty of lovers, the endurance of women, as well as the people's hatred of enemies, evil, misfortunes brought by a destructive war, pride from victories. She enjoyed reading the works of Alisher Navoi, Lutfi, Fuzuli, Shakespeare, Byron, N.A. Nekrasov, M.Yu. Lermontov. Reading the works of S. Aini, Gairati, Zulfiya closely studied the work of modern writers. Acquaintance with the work of geniuses inspired her. She herself suddenly noticed that she began to rhyme paired consonant strings. Zulfiya first heard the verses of Navoi, Bedil, Fizuli. Having discovered the ability to compose poetry. Keywords: lyrics, humanism, spirit of creativity.
УДК 812.374. 2
Зульфия - известная поэтесса, внёсшая значительный вклад в развитие узбекской лирики и жанра дастана XX века. В её творчестве выражены различные чувства, мысли, идеи: жизнелюбие, восторг созидания, радостные надежды на будущее, счастье человечества, преданность влюблённых, выносливость женщин, а также ненависть народа к врагам, злу, к несчастьям, принесённым разрушительной войной, гордость от побед. Фактором, определяющим темперамент и дух творчества Зульфии, является возвышенный, жизнеутверждающий и активный гуманизм. Поэтесса стремится приумножить радости жизни, посочувствовать горю, исцелить душевные раны, как мать, лелеющая собственное дитя, она защищает и отстаивает мир, справедливость и благие дела.
Мать её, женщина поэтической натуры, умная, образованная, уверенно направляла своих детей в большую жизнь. Хадича-опа была хорошо знакома с устным народным
творчеством, пела своим детям песни, рассказывала сказки, легенды, дастаны. Вспоминая прошлое, поэтесса писала: «Моя мать была тихой и, как помнится мне, всегда печальной. Но в ней не было рабской забитости... Сколькопесен и легенд знала она, как умела рассказывать и петь, как могла увлечь нас, детей, волшебной сказкой!- вспоминает Зульфия о своей матери.- Любовь к слову, творящему чудеса, раскрывающему мир, ведущему человека к прекрасному, заронила мне в сердце мать -простая женщина... » [4.17]. И, естественно, мать очень хотела, чтобы ее дети стали высокообразованными людьми. И ее желания сбылись. Закончив в 1928 году начальную школу, Зульфия поступает в Ташкентское педагогическое училище. В эти годы усилилась её тяга к литературе. Она с удовольствием читала произведения Алишера Навои, Лутфи, Фузули, Шекспира, Байрона, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова. Читая произведения С. Айни, Гайрати, Зульфия пристально изучала творчество современных писателей. Знакомство с творчеством гениев окрыляло её. Она сама вдруг заметила, что стала рифмовать парные созвучные строки. Зульфия впервые услышала стихи Навои, Бедиля, Физули. Обнаружив в себе способность сочинять стихи, Зульфия очень боялась, что кто-нибудь узнает об этом её увлечении, боялась, что её засмеют. «...Я стала ловить себя на том, что думаю не привычными простыми фразами, а стихами... Я вспоминала, где я прочитала звучавшие во мне строки, и не могла вспомнить. Я не могла поверить вначале, что стихи сочиняю сама. Это было удивительно, и даже немного страшно...» Будучи студенткой педагогического училища, могла ли себе представить пятнадцатилетняя Зульфия, что через некоторое время её стихи будут переводиться на многие языки мира? Не зря толчком к созданию Зульфиёй её первого стихотворения "Красная косынка" послужила жизнь женщин, сбросивших паранджу и начавших работу на заводах и фабриках.
Начиная с 1930 года в газетах и журналах "Ишчи", "Колхозчиболалар" появились ранние стихи молодой поэтессы. В 1932 году был издан первый сборник стихов семнадцатилетней Зульфии "Страницы жизни". В нём были напечатаны такие пронизанные духом времени стихотворения, как "Песня вознесения", "К великому празднику", "Я дочь рабочего", "По дороге к заводу", "Дочь крестянина", "Свободная девушка". Однако в этих стихотворениях у автора ещё не было своей собственной точки зрения на мир, действительность, человека. Переплетение с судьбой поэта Хамида Алимджана явилось большим поворотом в её жизни и творчестве.
В 1938-1939 годах вышли в свет два сборника поэтических произведений Зульфии "Стихи" и "Девичьи песни". В этих стихотворениях поэтесса с восторгом воспевает прекрасные пейзажи Родины, её цветущие сады, вечную весну. Среди них особенно выделяются такие стихи как "Весна", "Весенняя ночь". В стихотворениях "Ходжар", "Орденоносец", "Я тебя любила", "Студентка" поэтесса ярко выражает уверенный порыв женщин к новой жизни, к будущему.
А ещё Зульфия много пишет о любви и преданности, о разлуке и смерти, о матери, о рассвете и закате, о мире и жизни, о подвигах и мужестве соотечественников, всё это она рассматривает через призму своей жизни и опыта. За исключением стихотворений "Ответ Саодат иностранке" и "Голос узбекской девушки", написанных в 50-е годы под влиянием политики и идеологии того времени, многие её произведения являются образцами настоящей лирики.
В 1932 году был издан первый сборник стихов семнадцатилетней Зульфии "Страницы жизни". В 1938-1939 годах вышли в свет два сборника поэтических произведений "Стихи" и "Девичьи песни". Ввоенные годы творчество Зульфии приобретает большую осмысленность и художественное совершенство. Поэтесса издаёт сборники "Фархадом звался он"
(1943), "В дни разлуки" (1944), и на русском языке "Верность". Подобные стихотворения способствовали углублению философского смысла в творчестве Зульфии. Дастаны поэтессы "Фархадом звался он", "Поэма огня и дороги",
"Осколки памяти" написаны также в изящной форме. Первая поэма, написанная в военные годы и завоевавшая большой успех - это дастан "Фархадом звался он" о жизни и человеке, о смысле бытия, любви и преданности, о жизни и борьбе. Прозрачно небо. Ветер с гор Долины освежил простор. Вершины снежной белизна, А у подножья гор - весна.
Среды утесов по тропе, На встречу солнцу и судьбе, Мечтой о девушке объят, Шел смелый юноша Фархад.
В его глазах - любви недуг, Но где бальзам от этих мук? Он среди гор, среди долин Идет искать свою Ширин.
Волненьем встречи дышит грудь, Способен горы он свернуть. В пустыне б, верно, сад расцвел, Когда бы он Ширин нашел.
Тогда, водой напоена, В сад превратился вся страна. Фархад любимую найдет, Он силы у любви берет.
"Поэма огня и дороги", посвящённая памяти писателя Айбека, является для нас ценным наследием Зульфии Вследствие этого появляется стихотворный цикл "Радуга", считающийся важным событием в творчестве Зульфии и заставляющий читателя размышлять осмысле жизни и бытия. У поэтессы много стихотворных сборников, в каждом из которых раскрылись новые грани её духовного мира. Если в цикле "Дни разлуки" запечатлена победа души, измученной огнём беспощадной войны, то в "Людях, близких моему сердцу" бьют ключом чувства стойкости, преданности, любви к Родине. А в цикле "Мушоира" ("Состязание поэтов") утверждается общность интересов и проблем человеческих судеб.
Список литературы /References
1. Зулфия. Такое сердце у меня. // Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма. Ташкент, 1979. 376 с.
2. Зулфия. Асарлар. Уч жилдлик. Биринчи жилд. Шалола^афур Fулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти. Тошкент, 1985. 416 б.
3. Мамажонов С. Давр билан елкадош, халк билан такдирдош шеърият. // Зулфия. Асарлар. Уч жилдлик. Биринчи жилд. ШалолаЛфур Fулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти. Тошкент, 1985. 416 б.
4. Салиджанов Ю. Изучение творчества Зульфии в узбекском литературоведении. // Преподавание языка и литературы, 2015. № 2. Стр. 17.