Туризм
Мы посидели около знаменитого оперного театра Ла Скала, посетили выставку тех произведений современного искусства, которые уже стали классикой, погуляли по центральной пешеходной улице Данте, два раза выпили кофе, при этом дважды нам приносили его русские девушки.
В Милане мы завершили ривьеро-альпийское кольцо, побывав там, где сформировались, одними из первых, зоны и центры отдыха, где сервис держит высокую планку, рождаются туристско-рекреационные нововведения. Районы и местности здесь имеют разный туристский профиль, поскольку особенности локальных условий быстро отражаются в специфике рекреационных занятий (от мототуризма долины Дора-Бальтеа и трекинга в районе Коньи до орнитологических экскурсий Вердона и прогулок по набережной Круазет). Во второй половине сентября основной туристский сезон уже закончился, но можно отметить наиболее массово посещаемые туристами места по нашему маршруту. Особенно выделим национальный парк Гран-Парадизо, Монтре, озеро Бурже, Гренобль, Вердонский каньон, Канны, Ниццу и Милан.
Библиографический список
1. Зырянов А.И. Систематизация туристских таксонов // Вестник Моск. у-та. География. Сер. 5. 2014. №3. С.16-22
2. Зырянов А.И. Формула места // Региональные исследования. 2013. №2 (40).С.20-24,
3. Зырянов А.И., Зырянова И.С. Географические и технологические аспекты планирования самостоятельного путешествия // Вопросы географии: сб. 139. Теория и практика туризма. М., 2014. С.424 - 436.
A.I.Zyrianov, I.S.Zyrianova ALPS - RIVIERA: A GEOGRAPHICAL JOURNEY
The article describes independent travel to Western Alps. According to the authors at the junction of the Alps and the Mediterranean Sea was formed one of the major tourist hubs in the world. The journey covers the territory from lake Geneva to the French and the Italian Rivieras on the route: Milan - Aosta -Lausanne - Jura - Grenoble - Cannes - Monaco - Empire - Genoa - Milan. The emphasis on tourism geography and the elements of route planning is made in the description of the travel. The authors try in addition to the many impressions to see emerging along the route the tourist areas, to note their specialization, paying attention to the service experience, which can be used in Russia, especially in the Perm region.
Aleksandr I. Zyryanov, Doctor of Geographic Sciences, Professor, Dean of Geography Faculty, Head of Tourism Department, Perm State University; 15 Bukireva St., Perm, Russia 614990; [email protected]
Inna S. Zyryanova, Assistant of Tourism Department, Perm State University; 15 Bukireva, Perm, Russia 614990; [email protected]
УДК: 796.524
А.А. Сафарян
ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ГОРНЫХ РЕГИОНАХ МИРА
Рассмотрены горные регионы как туристские территории, которые необходимо исследовать на основе выявленных особенностей, таких как, ландшафтное разнообразие, историко-культурное
© Сафарян А.А., 2015
Сафарян Азат Арменович, ассистент кафедры туризма географического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета; Россия 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; [email protected]
Туризм
наследие, трудные условия жизни. Проанализирован термин «геотуризм». Дается представление об изменениях туристских потоков с течением времени и повышении интереса к горным регионам.
Ключевые слова: горные виды туризма, горный регион, горный туризм, географический туризм, геотуризм, геологический туризм
Местность с горным рельефом, отличающаяся большой концентрацией природных аттрактивных объектов, имеет характерные признаки, что необходимо учитывать во время туристских исследований. Многие цивилизации возникли и развивались в горных регионах, о чем свидетельствует богатый культурно-исторический потенциал этих частей мира. Виды туризма, которые возможны только в горной местности, за последние несколько десятков лет стали очень популярными, вследствие этого многие горные регионы Земли стали самими известными туристскими дестинациями мира (Альпы, Карпаты, Кавказские горы, Апеннины, Кордильеры, горные хребты Балканского п-ва и т.д.). К горным видам туризма относятся: альпинизм, скалолазание, катание на горных лыжах, скайраннинг, хайкинг, горный туризм и т.д. Кроме того, в горных регионах возможны и другие виды туризма: массовый, индивидуальный (спа, религиозный, исторический, охотничий, пеший, ку;линарный), агротуризм (природный туризм, каякинг, рафтинг), курортный туризм (верховая езда, пеший, туризм выходного дня , рестораны) [25]. Исходя из этого разнообразия, румынские специалисты М. Гознер и Л. Зарили [27] выявляют туристский потенциал района Алба-Юлия в восточной Румынии, большую часть которого занимают Карпатские горы.
В Австрии и в Швейцарии эти направления туризма, являясь главными, уже несколько лет подряд получают самые высокие оценки по широко известному индексу международного ежегодника «Отчет об конкурентоспособности туризма и путешествий» [23], на основе которого определяется большинство стран мира. В Австрии 15% НВП собирается от иностранных туристов, а в некоторых горных районах Италии (Тренто, Больцано, Валле-д'Аоста) на каждого жителя приходится от 50 до 100 туристов[25].
Значительное количество природных контрастов на земле наблюдается в горных частях планеты, и в связи с чем растет число туристов-экстремалов, предпочитающих горные регионы. Кроме того, становятся очень популярными альпинизм, хайкинг и горный туризм благодаря активной агитации стран-лидеров по этим направлениям. Благодаря технологическим инновациям, занятие активным туризмом в горном рельефе становится менее опасным для жизни и здоровья, что также влияет на их распространение. Не будет лишним отметить, что эти виды туризма за последние двадцать лет стали самими престижными занятиями во всем мире.
В работе делается попытка определения следующих особенностей горных регионов с помощью анализа исследовательских работ: повышение туристского интереса, высотная зональность и ландшафты, памятники истории и культуры, трудные условия жизни, устойчивый, геологический, географический, экологический туризм в горных районах земли.
Первой особенностью является повышение интереса к горным регионам, что связано с тенденцией изменения основных туристских потоков в морские и горные курорты в зависимости от исторического времени. Б. Филип из Университета географии Альп [22] отмечает, что эти изменения происходят в историческом времени. Он указывает, что в прошлом морские побережья не были интересны в качестве места для летнего отдыха, а такими являлись горные регионы. Начиная со второй половины XX в. горы стали популярны как места зимнего отдыха, что, по мнению исследователя, означает точный географический оборот по сравнению с ситуацией XVIII и XIX вв. На сегодняшний день это связано с глобальным изменением климата. Наблюдается обратная тенденция - горы приобретают большую популярность как природные места с чистым воздухом для летнего отдыха, а морские берега становятся хорошим местом зимнего отдыха, когда можно избежать солнечных ударов и ожогов.
Похожие прогнозы в туристских тенденциях можно встретить и в работах российских ученых в конце 90-х: А.Ю Александрова [1, с. 42], Г.А. Папирян [8, с. 78], Винокуров,Леонов [2, с 12], В.В. Храбовченко [13, с. 30]. В.В. Храбовченко [13] прогнозирует, что доля пассивного отдыха в туризме будет снижаться и произойдёт переориентация туристских потоков, причём высокие темпы роста будут характерны для поездок в горы, путешествий с элементами приключения и риска, что сейчас мы и наблюдаем. Г.А. Папирян пишет: «С развитием туризма появится новый турист. Это означает, что традиционный вид семейного туризма с проведением отпуска каждый год где-нибудь на море
Туризм
постепенно уступит место новым видам, а именно экотуризму, приключенческому и познавательному туризму» [8,с. 78].
С другой стороны, страны, принимающие большое количество туристов, предпочитающих отдохнуть в горных регионах, вкладывают огромные средства в продвижение и популяризацию горных видов туризма. Причем делается очень многое для создания как новых видов занятий, так и инновационной техники и технологии. Передовыми в этом аспекте являются такие страны, как Австрия, Швейцария, Франция, Италия.
Следующая особенность - это разнообразие ландшафтов, встречающихся на небольших дистанциях, обусловленное высотной зональностью. Как отмечает А.И. Зырянов [3,с. 13,], для стыков ландшафтов характерны более мощные и разновидные вещественные и энергетические связи природной территории. Следовательно, места, где много ландшафтов, имеют больше стыков и потому больше энергетических и вещественных связей. Присутствие последних является важной предпосылкой для привлечения большего количества туристов. Исходя из вышесказанного, стоит обратить внимание на изучение ландшафтов.
В советской и российской рекреационной географии большое значение придавалось исследованиям ландшафтов [3, с. 4; 11, с. 90]. Множество работ посвящены изучению как равнинных, так и горных ландшафтов (А.Г. Исаченко (1963), В.С. Преображенский, Н.Ф. Фадеева, Л.И. Мухина (1974) и т.д.). Рассмотрим подходы к изучению ландшафтов, которые можно разделить на две группы.
Первая группа исследований нацелена на выявление и оценивание эстетической привлекательности разных ландшафтов. К таким работам относятся труды ученых из прибалтийских стран: К.И. Эрингса, А.Р. Будрюнаса[15] и Т. Юргенса[16], пермских ученных Н.Н. Назарова и Д. А.Постникова[7].
К числу таких исследований относится работа В.В. Храбовченко [12], в которой делается акцент на горный туризм. Автором выделяются следующие количественные показатели для оценки эстетического восприятия: 1) сведения туристов о районе, 2) определение пейзажного разнообразия, 3) вертикальное пейзажное разнообразие, которое, в свою очередь, определяется количеством фокусных пунктов, степенью заселенности, площадным соотношение лесных и открытых пространств, сочетанием рельефа и растительности.
Вторая группа исследований - это оценка влияния ландшафтов на физическое состояние человека. Так, А.В.Пучкина [10] основной акцент делает на ландшафты в горной местности. Автор выделяет пять основных групп природных факторов, воздействующих на организм человека в горах: климатические, радиационные, электромагнитные, гляциологические и геоморфологические. А.В. Пучкина вводит понятие о двух видах оценки пейзажного потенциала: 1) эстетическая оценка ландшафтов во время движение по маршруту и 2) эстетическая оценка пейзажа на видовых точках.
Особое значение в советской рекреационной литературе имеет работа Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебова [6]. Авторы, отмечая растущую роль горных мест в рекреации, указывают на специфичность методики оценки климата на этих территориях. По условиям адаптации и акклиматизации в горных районах они выделяют следующие зоны: до 2000 м — зона индифферентности, пребывание в которой не вызывает заметных реакций в организме; 2000 — 4000 м — зона полной компенсации, где проявляющиеся изменения в организме могут полностью компенсироваться; выше 4000 м — зона неполной компенсации, при которой отчетливо проявляются признаки гипоксии (недостатка кислорода) и возникает ряд расстройств, снижающих работоспособность человека.
Некоторые работы, приведенные ниже, отличаются подходами к исследованию ландшафтов в туристско-рекреационном аспекте. Например, исследование А.И Зырянова [3], где автор рассматривает вопрос улучшения рекреационных ТСЭС с помощью детального анализа ландшафтов. Е.Ю. Колбосовской [4] рассматривает развитие экологических видов туризма и рекреации с помощью планирования ландшафтов. У В.П.Чижовой [14] оценивается рекреационная нагрузка и пропускная способность разных ландшафтов с позиций устойчивого туризма. Такое обилие научных исследований ландшафтов с точки зрения рекреации говорит об их большой значимости.
В вышеупомянутых работах, как и в советской рекреационно-географической литературе, можно заметить недостаток комплексных исследований горных районов с точки зрения оценки культурно-исторических ресурсов. Кроме того, почти не обсуждаются вопросы обеспеченности туристской инфраструктурой. Что отмечает и А.Ю. Королев [5], в частности, в процессах отделения туристских
Туризм
районов. Подчеркивая важность ландшафтов, приведем одну из этик конфуицианства, согласно которой «совершенную правду нужно искать в ландшафте».
Третья особенность заключается в том, что исторически горный рельеф представлял благоприятные условия для безопасности разных народов, и многие цивилизации возникли и начали развиваться в этих местах (Армянское, Иранское нагорья, Апеннины, Карпаты, Балканские горы, горы Южной и Юго-восточной Азии, северная часть Анд и т.д.), создавая и сохраняя свое историко-культурное наследство в виде архитектурных памятников в труднодоступных местах. Здесь вследствие неравномерного распределения природных условий историко-культурные объекты тоже располагаются неравномерно. С этих позиций большое значение имеет оценка туристских объектов и правильная организация туристских маршрутов. С другой стороны, здесь более активны процессы, формирующие рельеф, вследствие чего часто страдают архитектурные памятники, которые не всегда можно восстановить. Яркий примером является землетрясение в Непале 12 мая 2015 г.[10], когда множество объектов, имеющих историко-культурное значение, оказалось под завалами, в том числе некоторые объекты, входящие в список всемирного наследия Юнеско.
Что касается культурно-исторического туризма в целом, то во всем мире наблюдается рост интереса к истории разных народов мира, их культуре, обычаям и быту. Примером этому может служить повышение количества туристов в Республике Армения, где этот вид туризма является основным: с 2001 до 2014 г. количество туристов выросло почти на десять раз (с 120 тыс. до 1,2 млн) [19]. Богатый историко-культурный потенциал страны отмечали еще советские ученые [9], реализация которого связана с новыми тенденциями в сфере туризма.
Важность историко-культурного туризма в горных регионах исследуется в докладе о развитии туризма в Австрийском регионе Воралбург[26], где для привлечения новых туристов рассматривается богатое культурное и архитектурное наследие, история, современное искусство и фестивали.
Очень интересным и уникальным примером развития туризма в горах является исследование Ли Фунг Ми [24], в котором познавательный туризм в горах рассматривается в аспекте исторического, культурного значения гор. В Китае почти во все времена был культ поклонения горам. Горы являлись священными и в буддизме, и в даосизме, и в конфуцианстве, поэтому верующие каждой религии имели свои священные горы. Исходя из этого, автор делает вывод о большом туристском потенциале горных ресурсов, которые нужно освоить. И на сегодняшний день отмечается повышенный интерес к познавательному туризму в горах Китая.
Следующая особенность связана с тем, что горные районы мира всегда выделялись более трудными условиями жизни. Труднодоступность и малая ресурсная обеспеченность делают развитие экономики дорогостоящим и порой невозможным. Если для некоторых частей мира туризм является одним из способов привлечения большего капитала, то в некоторых горных регионах прибыль от туристов является единственным средством жизни.
В докладе «Политика европейских гор»[25] рассматривается потенциал туризма как один из важнейших видов деятельности для местного населения и сохранения населения горных районов. Например, эталоном такой страны является Швейцария, где все барьеры, связанные с трудностью рельефа, преодолены, что даёт возможность свободно использовать историко-культурный потенциал всей территорий. А в Греции проводятся мероприятия, позволившие активизировать агротуризм и культуру ремесла в горных районах страны.
К сожалению, такие положительные результаты характерны для немногих стран, где горные районы обладают туристским богатым потенциалом. Исключение составляют страны Европы, Америка, Канада, страны восточной Азии. Одно из решений этой задачи видим в новых концепциях туризма, о чем будем говорить ниже.
Одна из главных особенностей туризма в горной местности заключается в том, что горные ландшафты более хрупкие и трудно восстановимые. Об этом свидетельствует разница пропускной способности между горной и пляжной территорией. В связи с этим и деградацией горных ландшафтов в Альпах европейские страны разработали новые методы использования горных ландшафтов [21]. В большинстве работ, сделанных по этой тематике, расчет развития туристических потенциалов делается в аспекте устойчивого развития. То есть концепция устойчивого туризма, которая является производной устойчивого развития, становится одним из необходимых факторов развития туризма, особенно в горных регионах.
Туризм
С этой тенденцией связано появление такого термина, как «геотуризм», которое трактуется как геологический туризм или географический туризм, но в обоих случаях имеет цель сохранения горных ландшафтов, содержит элементы устойчивого туризма.
И геологический, и географически туризм используют термин «геотуризм», и консенсус в этом вопросе еще не найден. Основное различие состоит в том, что если геологический туризм определяется как вид туризма, со специализацией привлечения туристов к геологическим памятникам территорий [12], то географический трактуется как новая концепция, включающая в себя основные принципы устойчивого туризма. Эта концепция предполагает представление географического характера территорий, сохраняя и поддерживая его с помощью средств, вырученных от туризма.
Геологический туризм в таком аспекте является пограничным между геологией и туризмом, что и привлекало геологов к изучению и распространению термина в этом объяснении. Приверженцами этой трактовки являются большинство стран Европы, постсоветское пространство, Китай. Практической стороной геологического туризма можно считать геопарки, которые имеют большую популярность во всем мире и существуют во многих странах (Европа, Северная Америка, Иран, Австралия). Организация Европейских геопарков создала свои критерии внесения территорий в число геопарков, в котором самым главным являются геологические объекты и их разнообразие. Насчитываются 59 геопарков в 21 стране [17]. Знаменитые геопарки находятся в Италии, Испании, Австрии, Греции.
Довольно широко распространенным и однозначно принимаемым является определение географического туризма, данное Дж. Тоуртолетом и поддерживаемое National geographic, согласно которому географический туризм - это туризм, который поддерживает или усиливает географический характер места, окружающую среду, наследие, эстетику, культуру и благосостояние его жителей [18]. В этом смысле термин широко используется в некоторых европейских (Норвегия, Балканы), латиноамериканских и североамериканских странах. Географический характер охватывает всю комбинацию природных и человеческих атрибутов, обусловливающих привлекательность места. География здесь понимается не только как широта и долгота, но и как множество других характеристик, благодаря чему одно место отличается от другого. Под этими характеристиками, кроме уникальности флоры и фауны, как в случае экотуризма, понимаются еще исторические события и археологические памятники, местный ландшафт, традиционная архитектура, национальная музыка, кухня, ремесла, танцы и т.д. С помощью геотуристского холистического подхода получается синергетический эффект, который невозможно представить, например, раздельно взятые исторический, приключенческий или экологический туризм.
Геопарки в понимании географического туризма охватывают больше территорий, можно сказать, целый горный массив, при этом оценивается весь комплекс туристических атрибутов, существующий на месте. Такие парки распространены в США и Канаде, к примеру, программа под названием Геотуризм Мапгуаид (Geotourism MapGuide Project)[43]. Суть программы состоит в следующем: огромная территория, которая является частью страны, целой страной или несколькими странами и находится в горной местности с наличием туристской атрактивности, изучается со всех туристских аспектов. В итоге создается интернет-ресурс с наличием карты местности, в которой указаны, объяснены и иллюстрированы все те явления, тропы и объекты, которые имеют значения для туристов. К примеру, такие проекты были сделаны для штата Съерра-Невада, Йеллоустоун, в Западном Теннесси, в Западных Балканах и т.д.
С нашей точки зрения, это довольно хитрое решение изучения территорий. С одной стороны, обеспечивается картографическая основа для организационных работ, сбор информации, с другой -готовится интернет-ресурс, который напрямую способствует развитию туризма и геотуризма, в частности в конкретном регионе.
В докладе «Горная политика в Европе»[3] отмечается, что туристский потенциал растет от отдельных маленьких гор к горным массивам, в которых возможно двухсезонное развитие туризма, и при этом в некоторых странах (Испания, Италия) возникает конкуренция между пляжным и горным туризмом за вложение государственных средств. Из вышесказанного следует, что туризм в горной местности на сегодняшний день имеет большое значение и будет развиваться в будущем, о чем свидетельствует опыт нескольких стран в горной туристской ориентации (Швейцария, Австрия, Италия, Испания). И со временем, конкурируя с пляжным туризмом в летнем туристическом потоке, горный туризм может претендовать на первое место.
Туризм
Обобщая, можно сказать, что в будущем будет расти туристский интерес к рассматриваемым регионам, что вызовет необходимость сохранения географического характера места, причем как природной составляющей, так и историко-культурной, и социальной. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения отдельных характеристик горных регионов и получения комплексных результатов.
Библиографический список
1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. 105 с.
2. Винокуров В.И., Леонов В.А. Индустрия туризма: теоретические, методологические и практические аспекты: монография. Сочи, 1998. 214 с.
3. Зырянов А.И. Ландшафтные рубежи контрастности и территориальные социально-экономические системы. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. 144 с.
4. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма : учеб. пособие для студентов М.: Издательский центр «Академия», 2006. 256 с.
5. Королев А.Ю. Эталонные маршруты и оценка туристских возможностей горных территорий: дис. канд. геогр. наук . Пермь, 2006. 175с.
6. Мироненко Н. С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 207 с.
7. Назаров Н.Н. , Постников Д.А. Оценка пейзажно-эстетической привлекательности ландшафтов Пермской области для целей туризма и рекреации// Известия русского географического общества. 2001. Т. 134, вып. 4 С. 61-67.
8. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2000. 208 с.
9. ПутрикЮ. С. Туризм глазами географа М.: Мысль, 1986. 158с.
10. Пучкин А.В. Природные рекреационные ресурсы разновысотных ландшафтов горной страны (на примере Алтая): дис. канд. геогр. наук. Томск, 2004. 186с.
11. Сафарян А.А. Подходы к оценке туристского потенциала территорий // Географический вестник. Перм. гос. ун-т. Пермь, 2015. № 1(32). С 89-103.
12. Сафарян А.А., Фирсова А.В. Кунгурский геопарк: условие создания и их соответствие требованиям ЮНЕСКО // Туризм в глубине России: сб. тр. / Перм. гос. ун-т. Пермь. 2014. С. 153-159.
13. Храбовченко В.В.Географические особенности развития туризма в горных районах Краснодарского края и республики Адыгея: дис. канд. геогр. наук. Краснодар, 2000. 260с.
14. Чижова В.П. Рекреационные ландшафты: устойчивость, нормирование, управление. Смоленск: Ойкумена, 2011. 176 с.
15. Эрингс К.И., Будрюнас А.Р. Сущность и методика детального эколого-эстетического исследования пейзажей// Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс, 1975. С. 48 - 65.
16. Юргенс Т. О системе оценки эстетичности ландшафта // Изв. АН Эстонской ССР. Биология.1973. Т.22, № 2. С. 182 - 184.
17. Официальная страница Европейских геопарков. [Электронный ресурс].URL: http://www.europeangeoparks.org/ (дата обращения: 11.05.2015).
18. Официальная страница National Geographic. [Электронный ресурс].URL: http://www.natgeomaps.com/geotourism (дата обращения: 11.05.2015).
19. Официальная страница Министерство Экономики Республики Армения [Электронный ресурс].URL: http://www.mineconomy.am/arm/39/gortsaruyt.html (дата обращения: 10.05.2015).
20. Официальная страница ЮНЕСКО/ ЮНЕСКО проведет оценку ущерба, нанесенного культурному наследию Непала в результате разрушительного землетрясения [Электронный ресурс].URL: http://www.unesco.org/new/ru/ (дата обращения: 02.05.2015).
21. Benedikt Schorner Sustainable Mountain Tourism Development Illustrated in the Case of Switzerland-- SPNHA Review V olume 6 | Issue 1 Article 7
22. Bourdeau Philippe Mountain Tourism in a Climate of Change. Institute of Alpine Geography (University of Grenoble), UMR Territoires-PACTE 2009.
23. Jennifer Blanke, Thea Chiesa «The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013»//World Economic Forum (2009-2013).
Туризм
24. Li, Fung Mei Sarah (2005) Chinese Common Knowledge, Tourism And Natural Landscapes. PhD thesis, Murdoch University.
25. Mountain Areas in Europe: Analysis of mountain areas in EU member states, acceding and other European countries. Final report. January 2004
26. The Impact of Culture on Tourism: The Vorarlberg Province, Austria, OECD , Paris, 2009. P. 97113.
27. Maria Gozner Types and forms of tourism in the Albac - Arie§eni territorial system (Alba county, Romania)- Maria Gozner, Uca Zarrilli // GeoJournal of Tourism and Geosites May 2012 vol. 9 Vno.1.
A.A. Safaryan
SPECIAL FEATURES OF TOURISM STUDIES IN THE MOUNTAIN REGIONS OF THE
WORLD
Make an attempt to present the mountain regions as areas requiring special approach during tourism research, based on the identified characteristics. Analyzed the term "geotourism". Gives an idea of the major changes in tourism flows and tourism interest in mountain regions over the time.
Keywords: Types of tourism in mountain areas, mountain tourism, landscape, geographical tourism, geotourism, geological tourism.
Safaryan А. Azat, Assistant of Tourism Department, Perm State University; Russia 614990, Perm, Bukireva St., 15; [email protected]