Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ. ПРОБЛЕМАТИКА И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ. ПРОБЛЕМАТИКА И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА / АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕРВИС / ГОСТИНИЦА / КОМФОРТНАЯ СРЕД

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Еремеева А.Ф.

В статье дан анализ туристической инфраструктуры в АЗРФ как сдерживающего фактора для формирования конкурентоспособности отечественного арктического туризма на мировой арене. Сделан вывод, что, не смотря на привлекательность природных ресурсов, транспортные затраты не позволяют туристам со средним уровнем доходов посещать Арктику, а для элитных туристов недостаточно развито сервисное обслуживание. Отмечены потенциальные возможности развития туристической инфраструктуры в российской Арктике в соответствии с региональными особенностями. Статья публикуется по результатам проведения научно-исследовательской работы, проводимой в рамках конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ научно-педагогическими работниками СПбГАСУ (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет») в 2022 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TOURIST INFRASTRUCTURE IN THE RUSSIAN ARCTIC. PROBLEMS AND DEVELOPMENT POTENTIAL

The article analyzes the tourism infrastructure in the AZRF as a constraining factor for the formation of the competitiveness of domestic Arctic tourism on the world stage. It is concluded that, despite the attractiveness of natural resources, transportation costs do not allow middle-income tourists to visit the Arctic, and service is not sufficiently developed for elite tourists. The potential opportunities for the development of tourism infrastructure in the Russian Arctic in accordance with regional peculiarities are noted. The article is published based on the results of the research work carried out within the framework of the grant competition for the performance of research works by scientific and pedagogical workers of SPbGASU (St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering) in 2022.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ. ПРОБЛЕМАТИКА И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ»

УДК 721.011

ао1: 10.55287/22275398 2022 2 68

ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ. ПРОБЛЕМАТИКА И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ

А. Ф. Еремеева

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова

арктическая архитектура, арктический туризм, туристическая инфраструктура, сервис, гостиница, комфортная сред

Аннотация

В статье дан анализ туристической инфраструктуры в АЗРФ как сдерживающего фактора для формирования конкурентоспособности отечественного арктического туризма на мировой арене. Сделан вывод, что, не смотря на привлекательность природных ресурсов, транспортные затраты не позволяют туристам со средним уровнем доходов посещать Арктику, а для элитных туристов недостаточно развито сервисное обслуживание. Отмечены потенциальные возможности развития туристической инфраструктуры в российской Арктике в соответствии с региональными особенностями. Статья публикуется по результатам проведения научно-исследовательской работы, проводимой в рамках конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ научно-педагогическими работниками СПбГАСУ (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет») в 2022 году.

Дата поступления в редакцию

31.07.22

Дата принятия к печати

05.08.22

Динамика развития арктического туризма

Арктическая территория России обладает большим потенциалом для развития туризма. Уникальное историческое, архитектурное, культурное и природное наследие открывает широкие возможности для этого, ежегодно в Арктику приезжают все больше туристов. На рис. 1 приведена динамика численности туристов и объема туристических услуг на арктических территориях за 2009 - 2019 гг. [1]

Очевидно, что Норвегия, Исландия, США (Аляска), Финляндия ежегодно принимают значительно больше туристов, чем Россия, хотя площадь арктических территорий этих стран существенно меньше. Для этого строятся новые объекты инфраструктуры, формируется полноценный туристско-рекреационный комплекс. Россия может и должна развивать туризм на Крайнем Севере наряду с зарубежными странами.

Рис. 1. а. Численность туристов в арктических территориях, тыс./чел. год; б. Объем туристических услуг, млн $. [Источник: Федеральное агентство по туризму URL: https://tourism.gov.ru/]

Согласно «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года» туризм является одним из приоритетных направлений реализации данной стратегии. Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» была установлена необходимость увеличения объемов экспорта услуг в несырьевых секторах экономики, к числу которых относится туризм. Россия уже предлагает уникальный, конкурентоспособный туристический продукт, тем не менее потенциал роста отрасли остается не до конца реализованным [2].

В настоящее время Россия имеет возможность развивать туризм в АЗРФ на основе созданной ранее инфраструктуры. Для этого требуется изменение направления развития арктических территорий с ориентацией на туризм [3]:

• сохранение и совершенствование в туристических целях сформированной в предыдущие периоды транспортной и инженерной инфраструктуры городов и населенных пунктов;

• решение проблем моногородов с привнесением новых видов деятельности и трудовых вакансий (туризма);

• разработка новых маршрутов экологической направленности с учетом природных ресурсов Арктики для развития туризма;

• защита и продвижение культуры местного коренного населения.

Основное внимание данного исследования сосредоточено на анализе туристического потенциала российской Арктики с целью определения нерешенных задач. Материал исследования является научной базой для предложения по формированию архитектурно-пространственной среды туризма для российской Арктики.

Региональные особенности развития арктического туризма в России

Площадь территории Арктики, принадлежащей России, составляет 3 млн кв. км (из них 2,2 млн кв. км занимает суша), что составляет 18% территории страны. Развитие такой большой территории должно вестись системно.

Природные и экономические условия регионов российской Арктики для развития туризма

<

>

н

ы

ш

н

S

х

<

ш

СИ

э

н

и

ш

н

IH

X

и

СИ

<

л

а

?

>

а н

и (О

а ■&

х

S

)5

О *

и т

S н и S

CQ Н ш S

Ш ¡S 2 %

щ о

а i ш 1 ш а

а ю в о . и < О

крайне разнообразны, также имеет значение удаленность региона от центральной части страны. Чтобы определить, какие туристические центры в зависимости от возможностей конкретных регионов целесообразно формировать, какие мероприятия осуществить в целях совершенствования организации туристической среды в российской Арктики, предлагается выделить несколько туристических регионов, территориально и функционально объединяющих места отдыха и туризма, места расселения постоянного населения, транспортные коммуникации, территории природного ландшафта (рис. 2).

Рис. 2. Природные достопримечательности и транспортная инфраструктура в арктических регионах России [Иллюстрация автора].

В каждом из выделенных туристических регионов были проанализированы:

• элементы первого уровня (базовые элементы), так называемые «преимущества территории»: природное и историко-культурное богатство региона, туристические объекты, которые уже являются посещаемыми или перспективны для включения в туристические маршруты. К данной категории относятся пространства и объекты, которые могут потенциально привлечь в регион туристов;

• элементы второго уровня, т.е. инфраструктура, которая способствует раскрытию туристического потенциала (базовых элементов): транспортная инфраструктура (железные дороги, аэропорты, автомагистрали), система питания и гостиничное хозяйство, развлекательно-зрелищная сфера, система розничной торговли, система экскурсионного обслуживания.

1. Кольский туристический регион наиболее развит для туризма среди арктических регионов России. В 2019 г. регион посетило 451 тыс. туристов. Во многом, это обусловлено тем, что Мурманск - крупнейший в мире город за полярным кругом, связан с наиболее заселёнными территориями

в центральной России и других странах мира регулярным авиасообщением и сетью железных дорог. Из порта Мурманска отправляются круизы на Северный полюс, архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Помимо этого, в регион входит крупный горнолыжный курорт Кировск. Регион благоприятен для развития активных и спокойных, преимущественно природных, видов туризма, чему способствует разнообразный ландшафт (горы Хибины, побережье Баренцева моря, реки и леса), а относительно мягкий климат позволяет отдыхать здесь круглый год. Сервис и гостиничное хозяйство постепенно развиваются, однако предложение пока не в полной мере соответствует спросу по количеству качественных услуг.

2. Архангельский туристический регион. Здесь находится порядка 10000 памятников архитектуры, природы, археологии, истории и культуры [4], поэтому основное место среди видов туризма здесь занимают познавательные туристские маршруты.

3. Ямало-Ненецкий туристический регион в последние годы развивается весьма динамично, во многом благодаря богатым месторождениям углеводородов. Средства, получаемые от добычи полезных ископаемых, вкладываются в том числе в развитие комфортной туристической среды региона. Крупнейшим туристическим центром и отправной точкой для поездок по региону является г. Салехард. Помимо посещения природных достопримечательностей в маршруты включено знакомство с культурой коренных народов.

4. Таймырский туристический регион. Север Красноярского края известен как один наиболее техногенный район Арктики. Однако сегодня предприятие «Норильский никель» финансирует строительство многофункционального туристического комплекса «Затундра», который сделает посещение труднодоступного региона более удобным и комфортным.

5. Северо-Якутский туристический регион. В настоящий момент наименее развитая и менее посещаемая туристами часть российской Арктики. Развитие туристической среды сегодня, в основном, ведется в центральной части, а не на севере республики Саха. Тем не менее природный потенциал и культура коренных народов обладают потенциалом для привлечения туристов в будущем.

6. Чукотский туристический регион обладает уникальным животным миром. На островах Врангеля и Геральд находится заповедник, где можно увидеть белых медведей, белых гусей, стад северного оленя, лежбища моржей в первозданной среде. Для привлечения туристов в регионе проводится ежегодный фестиваль «Берингов пролив», включающий спортивную и деловую программы.

На основе анализа существующих туристических маршрутов была проведена классификация объектов размещения туристов (таблица 1) [5].

Таблица 1

Классификация существующих объектов размещения туристов в АЗРФ

,, - Вмести- Класс ,

Изображение и тип . Функциональность

мость обслуживания

Продолжение таблицы 1 см. на следующей странице

Расположение

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-

м

X

и

ОС

<

а >

£ >

а н

и га

а ■&

г

0

¡е и и т

н

и

со Н

Ш 5 Ш Н

2 Я

ш о

1 ш ф

е*§

. и

<1 О

Кемпинг

Арктик Краб, Териберка

1

(индивидуальные)

2 - 6 (семейные)

4 - 8

(групповые)

минимальный

Функционир ов ание кемпинга основано на само о б служив ании. Территория оборудована площадками для установки палаток, душевыми / туалетами, зоной барбекю.

дикая природа

Традиционное жилище

Sava Syo, Ямал

минимальный

2 - 4 (семейные)

Знакомство с культурой и бытом коренных народов

во время ночлега в традиционном поселении.

дикая природа

Гостевой дом

2 - 6 (семейные)

средний

4 - 20 (групповые)

Небольшие дома на семью, группу, оборудованные бытовыми удобствами (санузел, кухня).

Баренц, Кольский полуостров Глэмпинг

2 - 4 (семейные)

средний

максимальный

RussiaDiscovery, Кольский полуостров Туристическая база

4 - 8 (групповые)

Объекты размещения в виде отдельных домиков объединяют комфорт гостиничного номера и расположение среди дикой природы — порой в необычных уникальных местах.

средний

10 - 50

База отдыха Арктика, Кольский полуостров

Отличается большей концентрацией жилых объектов на территории, чем у отдельных гостевых домов. Наличие общей инфраструктуры обслуживания на территории (ресторан, торговля, спа, прокат)

дикая природа

пригород

дикая природа

дикая природа

пригород

Отель

Nord Sky, Архангельская область

средний

20 - 120

Блоки гостиничных номеров различного уровня комфорта. Дополнительные функции (питание, торговля, спа и др.) могут располагться прямо в здании гостиницы.

Выявлено, что существующая туристическая инфраструктура в АЗРФ обладает, преимущественно, средним и минимальным классом обслуживания. Это кемпинги, традиционное жилище, деревянные гостевые дома, туристические базы, гостиницы уровня 2 - 3*. К категории наиболее комфортного размещения относятся глэмпинги. Но они, в основном, представляют собой типовые каркасно-тенто-вые конструкции, в то время как высокому туристическому сервису должна соответствовать уникальность архитектуры, связанная с природным контекстом [6, 7].

Выводы

Основными сдерживающими факторами для развития туризма в российской Арктике являются недостаточный уровень качества сервисной инфраструктуры и туристической среды и плохая транспортная доступность. Транспортные затраты не позволяют туристам со средним уровнем доходов посещать Арктику, а для элитных туристов недостаточно развито сервисное обслуживание. Необходимо не только создание современной комфортной гостиничной инфраструктуры для проживания, но и формирование туристических центров, включающих совокупность объектов, предлагающих комплексные услуги по сервисному обеспечению видов туризма, развитых в регионе.

Современные комплексы для размещения и организации досуга туристов не объединены в определенную систему. Российская Арктика огромна и труднодоступна. Объединение комплексов в единую сеть в соответствии с туристическими маршрутами может привлечь больше туристов, чем отдельный объект. Необходима оптимизация и развитие существующей системы расселения (опорный город— базовый город—вахтовые поселки) с организацией на их базе системы туристско-рекреационных комплексов. При развитии качественной инфраструктуры Российская Арктика обладает достаточным природным и историко-культурным потенциалом для увеличения туристических потоков.

<

CL

>

1-

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

се

о

1-

и

ш

1-

М

X

и

ОС

<

Библиографический список

1. Федеральное агентство по туризму URL: https://tourism.gov.ru/ (дата обращения: 11.07.2022).

2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» URL: https://www.gov.spb.ru/static/ 2

writable/ckeditor/uploads/2018/10/04/204.pdf (дата обращения 20.07.2022). >

£

3. Perov F. Requirements for transport accessibility during service organization in the settlement system in the North of Tyumen region // Transportation Research Procedia. Сер. "International Conference о of Arctic Transport Accessibility: Networks and Systems" 2021. С. 392 - 397.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лукин Ю. Ф. Арктический туризм: рейтинг регионов, возможности и угрозы // Арктика и Се- s

>s

стов // Современные подходы и методики научно-исследовательской работы в архитектуре. СПб, s

2022. С. 30-37. £

ш

International Conference on Contemporary Problems of Architecture and Construction, 25.11.2020.

вер. № 23. 2016.

5. . Честных А. М., Еремеева А. Ф. Классификация экологических объектов размещения тури-

<

6. Eremeeva Л. Developing prospects of typology of ecotourism complexes // Proceedings of the 12th m

С. 26 - 30. doi.org/10.1201/9781003176428 ш О

7. . Elizarova Y., 2021. Tourist complexes in settlement system of Russian Arctic // Proceedings of the 12th International Conference on Contemporary Problems of Architecture and Construction, 25.11.2020. C. 19 - 25 doi.org/10.1201/9781003176428.

FEATURES OF THE TOURIST INFRASTRUCTURE IN THE RUSSIAN ARCTIC. PROBLEMS AND DEVELOPMENT POTENTIAL

A. F. Eremeeva

St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg,

Abstract

The article analyzes the tourism infrastructure in the AZRF as a constraining factor for the formation of the competitiveness of domestic Arctic tourism on the world stage. It is concluded that, despite the attractiveness of natural resources, transportation costs do not allow middle-income tourists to visit the Arctic, and service is not sufficiently developed for elite tourists. The potential opportunities for the development of tourism infrastructure in the Russian Arctic in accordance with regional peculiarities are noted. The article is published based on the results of the research work carried out within the framework of the grant competition for the performance of research works by scientific and pedagogical workers of SPbGASU (St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering) in 2022.

The Keywords

Arctic architecture, Arctic tourism, tourist infrastructure, service, hotel, comfortable environment

Date of receipt in edition

31.07.22

Date of acceptance for printing

05.08.22

Ссылка для цитирования:

А. Ф. Еремеева. Особенности туристической инфраструктуры в российской Арктике. Проблематика и потенциал развития. — 2022. — № 43. — С. 68 - 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.