Научная статья на тему 'Особенности цветописи в раннем творчестве Л. Андреева'

Особенности цветописи в раннем творчестве Л. Андреева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
718
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ЦВЕТОВАЯ АУРА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ПЛОСКОСТЬ ТЕКСТА / АВТОРСКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Копысова Елена Александровна

Рассматриваются основные группы цветообозначений, применяемых Л. Андреевым в раннем периоде творчества, определяются основные функции и значения цветовых слов, выявляются основные приемы, используемые автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Colour features in early L. Andreev's works

Some main colour symbols used by L. Andreev in the early period of work as well as their functions and meanings are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности цветописи в раннем творчестве Л. Андреева»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 73

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 2006. № 5 (2)

УДК 821.161 Е.А. Копысова

ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОПИСИ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Л. АНДРЕЕВА

Рассматриваются основные группы цветообозначений, применяемых Л. Андреевым в раннем периоде творчества, определяются основные функции и значения цветовых слов, выявляются основные приемы, используемые автором.

Ключевые слова: стилистическая функция, цветовая аура, эмоционально-оценочная плоскость текста, авторское мироощущение.

Эстетически организованный мыслью писателя текст имеет свою внутреннюю норму отбора и применения языковых средств, которые и формируют авторский стиль. Одной из специфических черт стиля Л.Н. Андреева является особое внимание к выбору цветовой гаммы своих произведений. Писатель вводит в текст цветообозначения, создавая тем самым особую ауру произведения.

Целью данной статьи является рассмотрение основных групп цветообозначений, применяемых Л. Андреевым в раннем периоде творчества, определение основных функции и значений цветовых слов, выявление основных приемов, используемых автором.

Раннее творчество Л.Н. Андреева (1892-1905 гг.) представлено разножанровыми произведениями: в основном это рассказы бытового и философского содержания, повести, притчи. Анализируя их, можно отметить, что цветовая палитра в раннем творчестве Л. Андреева представлена цветовыми прилагательными, из которых наиболее частотными можно назвать следующие: белый, черный, красный, жёлтый, серый, голубой, седой, розовый, рыжий, зелёный, а наименее употребительными являются золотистый, коричневый, медный, свинцовый, сизый, оранжевый, серебристый, бронзовый.

Несмотря на традиционность в выборе цветовой гаммы, Андреев часто вводит в текст сложные прилагательные, характеризующие цветовые оттенки. Так, например, встречаются такие определения, как изжелта-белое (лицо), мертвецки-желтая (рука), огненно-рыжая (борода), прозрачно-розовые (плечи), кроваво-красный (закат), багрово-красная (кожа), кроваво-серое (пятно), пепельно-серые (лица), ясно-черная (ночь) и т. д.

Между прилагательными, обозначающими цвет, наблюдаются отношения синонимии (красный - алый - багровый) и антонимии (белый - черный).

Важно отметить, что цветовую функцию в текстах Л. Андреева выполняют не только прилагательные. Цвет могут выражать и существительные, представляющие его как субстанцию (мрак, белизна, чернота) и глаголы, обозначающие проявление цветового признака (белеть, алеть, чернеть).

Цветовые образы в раннем творчестве Л. Андреева могут быть переданы через языковые лексические средства прямо и косвенно. Так, например, красный употребляется Андреевым в прямом, собственном значении: «имеющий окраску одного из основных цветов радуги, ряда оттенков от розового до коричневого» («красный отсвет пожаров») [1. С. 135]. И в тоже время определение красный выступает в переносном значении, причем всегда с отрицательной экспрессией. Красный цвет в раннем творчестве Л. Андреева -'цвет наступающей неотвратимой беды', символ 'тревоги и ужаса', образ 'смерти'.

Как известно, Л. Андреев глубоко переживал развернувшуюся русско-японскую войну 1904г., хотя сам не был участником военных событий. Откликом на происходящее явилась повесть "Красный смех". Произведение построено на внутренних переживаниях автора, на особенностях восприятия и толкования этой войны. Всё происходящее преподносится писателем в ярких, контрастных тонах, но особым смыслом наделен красный цвет.

«Малейший толчок вызывает дикую расправу, и в ход пускаются ножи, камни, поленья и становится безразличным, кого убивать, - красная кровь просится наружу и течет так охотно и обильно».[2. С.266].

В данном примере цветовой эпитет в словосочетании «красная кровь» воспринимается не только в своем прямом значении, но в сознании читателя предстает как символ смерти, как образ идущей войны. Еще ярче этот символический образ проявляет себя в самом конце произведения: «...За окном в багровом и неподвижном свете стоял сам Красный смех». [2. С.286].

Черный цвет встречается как в прямом значении: «имеющий цвет сажи, угля, самый темный из всех цветов» («черная ночь») [1. С.428], так и в традиционно-символическом: беда, смерть, рок.

При описании глаз Андреев часто использует черный цвет. «Пронзительным взглядом черных глаз из-под крутых, выпуклых бровей, он напоминал молодого орла . в нем чудилось что-то затаенное и опасное, что видится всегда в глазах ласкающего хищника» [2. С.79].Черные глаза человека становятся символом чего-то зловещего, предвещающего недоброе, гибель. Поэтому не случайно в приведенном примере сопоставление человека с «молодым орлом» - гордой, свободолюбивой, но вместе с тем жестокой и страшной птицей, и сравнение глаз с глазами «ласкающего хищника». Таким образом, черный цвет у Андреева не только средство создания образности, но и как психологической характеристики человека.

Белый цвет в раннем творчестве Л. Андреева используется в прямом значении: «имеющей цвет молока, снега, мела (противопоставлен черному)»

Особенности цветописи в раннем. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2006. № 5 (2)

(«белая дверь» [1. С.39]) и нередко - как символ 'печали, ожидания смерти, тревоги и одиночества'.

«И с тою же холодною отчужденностью смотрели белые стены, и в их безупречной белизне была странная и грустная насмешка» [2. С.98].

Во всех рассмотренных примерах белый цвет несет на себе отрицательную экспрессию, и нет ни одного примера, где бы белый цвет соответствовал традиционному значению: «ясный, светлый, чистый». В приведенном контексте белые стены комнаты должны были бы производить впечатление чистоты, порядка, но от них веет одиночеством, в «их белизне была странная и грустная насмешка».

Желтый цвет встречается в прямом значении: «один из основных цветов солнечного спектра, средний между оранжевым и желтым» [1. С.67] («желтое лицо»). У Андреева нет положительной окрашенности, это только цвет ужаса, цвет, несущий в себе что-то негативное: «Лицо его желтело прозрачной и страшной желтизной» [3. С.172]. В данном примере негативность подчеркнута глаголом, а так же существительным желтизной, усиленным определением страшной (желтизной).

Серый цвет_используется в прямом значении («серая рубаха»), но в восприятии Л.Андреева это еще и цвет «безликости, пустоты, предвестник несчастья»: «Одноцветно затренькал глухой колокол, и его серые, печальные, скромно зовущие звуки не могли разорвать зимней тишины, еще лежавшей над занесенными полями» [2. С.172].

Отметим, что подобными значениями наделяли серый цвет и другие писатели - современники Л. Андреева. Так, например, для А.И. Куприна этот цвет - 'обезличенный, однообразный, деревянный', для А.П. Чехова он ассоциировался со 'скукой, увяданием, с осенью'. В произведениях И. Бунина и М. Горького серый цвет отражает 'нищету, убожество, мещанство и грубость'. Данные значения находим в работах Ю.С. Язиковой, Л. А. Качаевой, Е.И. Банкалю.

В этом отношении Л. Андреев, с одной стороны, дополняет цветовос-приятие своих современников, а с другой стороны, насыщает данный цвет новым эстетическим содержанием. Такое восприятие серого цвета писателями не случайно. Оно обусловлено действительностью, сложным и смутным временем начала 20 в., когда было разрушено все старое, привычное, а создающееся новое было далеко от идеального.

Рыжий цвет чаще всего встречается при описании природы («рыжие поля») или при описании цвета волос человека, вызывая у читателя отрицательное отношение к персонажу.

«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа. Точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за

таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв» [2. С. 289].

Важно отметить, что Андреев сначала дает цветовую характеристику персонажу, чтобы читатель мог, во-первых, ярче представить образ героя, во-вторых, составить свое представление о персонаже, и только затем Андреев открывает свой взгляд, свою точку зрения: «За таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв».

Голубой - встречается в основном своем значении: «имеющий окраску одного из основных цветов спектра, среднего между синим и фиолетовым» («голубое небо» [1. С.56]). Андреев наполняет этот цвет новым содержанием: это «родной», «домашний» цвет, вызывающий положительные эмоции и воспоминания: «На третью или на четвертую ночь, я не помню, на одну минуту я прилег за бруствером, и, как только закрыл глаза, в них вступил тот же знакомый и необыкновенный образ: клочок голубых обоев и нетронутый запыленный графин на моем столике» [2. С.229].

Зеленый - «один из основных цветов солнечного спектра, находящийся между желтым и голубым» [1. С.188]. Этот цвет выступает как нейтральный при описании природы («зеленое дерево»). Так же, как и голубой, зеленый цвет важен при описании мирной, спокойной жизни: «Но только теперь на столе горела лампа с зеленым колпаком, значит, был вечер или ночь». [2. С.230].

Таким образом, голубой и зеленый цвета в раннем творчестве Л.Андреева противопоставлены по своему значению всем остальным цветам.

Все слова - цветообозначения ярко очерчивают контуры того образа мира, который воссоздает художник. У Андреева этот мир противоречивый и абсурдный. И человек в этом хаосе ощущает себя раздвоенным, одиноким, потерявшим гармонию с собой и социумом. И в этом отношении цвет в поэтике Л. Андреева важен не столько как носитель реального цвета, сколько как средство выражения эмоциональной оценки. Цветообозначения передают субъективно окрашенный индивидуальный образ предмета, явления, мысли, чувства писателя, т.е. выполняют еще и характеристическую функцию.

Цвет в творчестве Л. Андреева играет текстообразующую и смысло-образующую роль. Для этого писателем активно используется прием нагнетания, когда в рамках одного небольшого контекста нарочито употребляются определенные цветовые прилагательные с целью создания особого психологического эффекта: «У нас были красная луна и красное солнце, и зверей была красная веселая шерсть, и мы сдерем кожу с тех, кто слишком ел, кто слишком бел ...» [2. С.251]. Часто автор сталкивает различные цветообозна-

Особенности цветописи в раннем. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2006. № 5 (2)

чения. Контраст, создаваемый при восприятии этих цветов, призван выполнять психологическую функцию, особым образом воздействовать на читателя: «Все белее и белее становится лицо; вот оно почти такое же белое как волосы. И расширенный зрачок сквозь толстые выпуклые стекла видит: «Убийца детей». Буквы огромны, кривы и остры и страшно черны, и они колышутся на бумаге. «Убийца детей!» [2. С.258].

Используется Андреевым и прием гиперболизации: «Его лицо было бледно прозрачной бледностью смерти, и вокруг глаз лежали черные круги» [2. С.188].

Уже в раннем творчестве Л. Андреева можно выделить такую особенность повествования, как «отрывочность» и «фрагментальность». Этот прием И.Г. Минералова называет «эллипсис» - немотивированный пропуск логических звеньев в повествовании, к которому прибегает автор, что способствует образованию не просто гротескового, но фантастического и собственно символического содержания плана произведения. Благодаря использованию эллипса происходит «укрупнение» оставшихся деталей, эпизодов, то есть повышается художественная нагрузка на другие составляющие текста [4. С .122123].

Поэтому не случайно особая смысловая и психологическая нагрузка в произведениях Л. Андреева ложится на цвет. Ярко этот прием проявляет себя в повести «Красный смех», где цвет призван особым образом действовать на читателя.

Таким образом, Андреев испытывает различные средства цветообо-значения, выбирая из них наиболее сильные в каждом конкретном случае в соответствии с идеологическим, философским, эмоциональным содержанием данного произведения. Цветообозначения не только несут в себе эмоциональную оценку. Но и выполняют характеристическую функцию, кроме того цвет приобретает способность выражать мысли и чувства автора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Словарь современного русского литературного языка. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1955.

2. Андреев Л. Проза. Публицистика. М.: АСГ Олимп, 1998.

3. Андреев Л. Повести и рассказы. М.: Просвещение, 1957.

4. Минералова И.Г. «Красный смех»: пути создания внутренней формы // Андреева Л.Н. «Красный смех», Ремизов А.М.: Петушок: тексты, комментарии, исследования для самостоятельной работы, моделирования ур.: Науч.-метод. пособие для вуза и шк. М.: ВЛАДОС, 2000.

Поступила в редакцию 03.03.06

E.A. Kopysova

Colour features in early L. Andreev's works

Some main colour symbols used by L. Andreev in the early period of work as well as their functions and meanings are considered in the article.

Копысова Елена Александровна Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1(корп. 2) Email: server @ udm. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.