Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваев Марат Исхакович, Гостев Д.В.

В статье рассмотрены особенности цифровой трансформации российских компаний. Дано определение цифровой трансформации, рассмотрены примеры цифровой трансформации российских предприятий и преимущества их применения. Выявлены сдерживающие факторы цифровой трансформации в российских компаниях. Определены основные направления развития цифровых технологий и их развития в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN COMPANIES

The article discusses the features of the digital transformation of Russian companies. The definition of digital transformation is given, examples of digital transformation of Russian enterprises and the advantages of their application are considered. Restraining factors of digital transformation in Russian companies are identified. The main directions of development of digital technologies and their development in Russia are determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_4_1_20 УдК 330

Иваев Марат Исхакович,

старший преподаватель кафедры цифровой экономики, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e-mail: ivaevmarat@ya.ru

гостев д.В.,

ассистент кафедры цифровой экономики, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e-mail: dev.gostev@mail.ru

особенности цифровой трансформации российских компаний

В статье рассмотрены особенности цифровой трансформации российских компаний. Дано определение цифровой трансформации, рассмотрены примеры цифровой трансформации российских предприятий и преимущества их применения. Выявлены сдерживающие факторы цифровой трансформации в российских компаниях. Определены основные направления развития цифровых технологий и их развития в России.

Ключевые слова: компания; цифровые технологии; трансформация; бизнес-модели; автоматизация.

udc 330

Ivaev Marat Iskhakovich,

Senior Lecturer, Department of Digital Economy, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: ivaevmarat@ya.ru

Gostev D.V.,

Assistant of the Department of Digital Economy, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: dev.gostev@mail.ru

features of the digital transformation of russian companies

The article discusses the features of the digital transformation of Russian companies. The definition of digital transformation is given, examples of digital transformation of Russian enterprises and the advantages of their application are considered. Restraining factors of digital transformation in Russian companies are identified. The main directions of development of digital technologies and their development in Russia are determined.

Keywords: company; digital technologies; transformation; business models; automation.

На современном этапе цифровая трансформация становится все более заметной благодаря распространению интеллектуальных продуктов, которые позволяют отслеживать и обновлять результаты в режиме реального времени, а также трансформиро-

вать производственные процессы и отношения с клиентами. Цифровая трансформация сместила слои рынка и создала возможность для перераспределения рыночных долей, выхода на новые рынки и привлечения новых клиентов. Цифровая трансформация -

это организационное изменение, которое вызвано стремительным развитием и применением цифровых технологий в бизнесе [1]. В некоторых секторах цифровая трансформация в первую очередь имеет отношение к производственным процессам. Особенно это касается производственных компаний. Например, во многих из них снижение затрат за счет оцифровки процессов разработки, тестирования и производства новой продукции имеет первостепенное значение. Большие базы информационных данных, обработка информации также больше ориентированы на производство.

Цифровая трансформация бизнеса изучается исследователями с помощью различных подходов. Одним из подходов к изучению цифровой трансформации является группировка изменений по трем направлениям: потребительское поведение, бизнес-процессы и бизнес-модели. Трансформация потребительского опыта при использовании товаров и услуг организации выражается в углубленном изучении сегментов рынка и их поведения в маркетинговом пространстве, потребительском поведении и лояльности, интерактивных коммуникациях с покупателями в продажах и максимально возможной цифровизации, количестве точек контакта между организацией и клиентами.

Трансформация бизнес-операций организации охватывает автоматизацию процессов исследований и разработок, производства и дистрибуции. Оцифровка рутинных исследовательских процессов, сбор информации, создание прототипов сокращает инновационный процесс. Цифровые технологии также дают возможность развивать потенциал сотрудников разного уровня в разных функциональных областях. Увеличение работы на расстоянии в доме сотрудников, принятие решений на основе фактических данных, полученных от взаимоотношений с клиентами, помогает быстрее принимать решения о размещении производства в разных производственных подразделениях.

Трансформация бизнес-модели происходит путем добавления цифрового контента к существующим продуктам и услугам и внедрения новых цифровых решений. Цифрови-зация услуг ускоряет глобализацию. Многонациональные компании используют его для снижения затрат на управление персоналом,

финансы, производство и проектирование за счет глобального аутсорсинга. При таком подходе инфраструктура организации для применения цифровых технологий и цифровые навыки руководства и сотрудников организации определяются как важные области изменений. Например, внедрение цифровой системы онлайн-продаж или онлайн-достав-ки требует значительных изменений в квалификации персонала. В некоторых случаях личные контакты с клиентами подменяются использованием новых технологий, что вызывает ощущение менее эффективной или непривлекательной работы, а значит, и сопротивление сотрудников цифровизации.

Проблемы, стоящие перед современными компаниями, возникают при построении сложных цепочек создания стоимости, требующих стандартизации производства и бизнеса в поисках более тесной связи между ними. Потребность в цифровых системах кажется неисчерпаемой, поскольку они способствуют улучшению практически во всех областях с точки зрения производительности, качества и эффективности (ресурсов) продуктов и процессов. Определяют степень трансформации два основных показателя: цифровая интенсивность, под которой подразумеваются инвестиции в технологические инициативы по изменению методов работы компании (вовлечение клиентов, внутренние операции, бизнес-модели) и интенсивность управления трансформацией, связанная с созданием лидерских качеств в коллективе для управления цифровой трансформацией (приверженность изменениям, информационные технологии или деловые отношения, которые контролируют их).

Одним из наиболее используемых цифровых технологий на российских предприятиях является производство продукта с использованием «цифрового двойника». Ранее эффективность любого нового продукта проверяли с помощью проведения различных лабораторных испытаний, но технология «цифрового двойника» значительно повышает качество продукта, так как позволяет снизить количество ошибок при его проектировании; сокращает время его производства; снижает финансовые ресурсы, необходимые для внедрения продукта или в деятельность предприятия, или вывода для продажи на рынок. Так, ПАО «ОАК» внедрило такую тех-

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 4, том 1, 2022 21

нологию в целях проведения испытания производимых самолетов, что позволило в два раза уменьшить число реальных полетов для проверки бортовых систем. Также ПАО «Газпром Нефть» благодаря данной технологии снизило простои и оптимизировало работу на дочерних предприятиях. Например, был получен экономический эффект в 700 млн руб. за год благодаря внедрению на нефтеперерабатывающих заводах города Москвы и Омска цифровых двойников установок очистки бензина.

В России несколько отраслей, в которых развиты цифровые технологии, среди них автомобильная, химическая и нефтехимическая промышленность. Это связано с тем, что в данных отраслях достаточно много предприятий, которые имеют возможность финансировать цифровые трансформации. К примеру, на Тихвинском вагоностроительном заводе для выполнения сварочных работ, по -краски, чистки кузовов перед покраской вагонов применяются более 80 промышленных роботов. Компания ПАО «Газпром нефть» заключила с центрами робототехники соглашение о сотрудничестве в области разработки систем беспилотного управления [1]. Также и производственная площадка ПАО «КамАЗ» является ярким примером создания настоящей цифровой фабрики. На данном предприятии все технические и управленческие процессы давно уже автоматизированы, и для их функционирования необходимо всего 700 человек [2]. При этом до цифровой трансформации на предприятии работало 4 тыс. человек.

Несмотря на то что, российские предприятия активно внедряют новые цифровые технологии, темпы развития заметно отстают от зарубежных стран. При этом негативную роль в этом сыграли экономические санкции в отношении России, которые обусловили проблемы доступа отечественных предприятий к цифровым зарубежным технологиям. Также сдерживающим фактором остается недостаточность финансовых и кадровых ресурсов. Для внедрения цифровых технологий зачастую требуются значительные денежные вложения, так как многие из них запускаются одновременно. Например, ООО «ПК «НЭВЗ», выпускающий грузовые и пассажирские электровозы, уже в течение пяти лет реализует проект «Цифровой завод» [3].

На сегодняшний день проведена оцифровка всей технической и конструкторской документации, произведена роботизация рабочих мест и частично управленческих процессов. Но еще требуется внедрение системы «умный склад», создание «цифрового двойника» завода и «компьютерного зрения». Без приведения в рабочее состоянии всех цифровых технологий запуск проекта «Цифровой завод» будет невозможен.

Кроме того, барьеры создает недостаточная цифровая зрелость текущих процессов, низкий уровень автоматизации, отсутствие компетенций и недостаточность ИТ-грамотности сотрудников. Также среди препятствий цифровой трансформации можно назвать риски информационной безопасности, связанные с конфиденциальностью информации. Они могут выражаться в следующем: несанкционированный мониторинг, в ходе которого собираются огромные данные о поведении потребителей; недостаточная аутентификация; риск для безопасности и защиты личной информации из-за обширной базы данных.

Для ускорения цифровой трансформации российских предприятий целесообразна реализация таких мер в следующих направлениях:

1. Обеспечение гибкого мониторинга проблем и успехов цифровизации и активного диалога с производством. Характерной чертой современного человека является его цифровая связность, мобильность, его существование как части более крупного цифрового сообщества. Также толчок развитию цифровых трансформаций для российских предприятий дает внедрение облачных технологий, предлагающих функциональные и недорогие места для хранения данных и вычислений.

2. Цифровая трансформация требует глубокого анализа текущего уровня, то есть реализации цифрового аудита. Перед ним стоит задача определить, каковы возможности организации для осуществления цифровой трансформации. Аудит должен показать, как цифровизация организации создаст большую ценность для потребителей, как она поможет отношениям между инвесторами и акционерами, как укрепит взаимодействие с партнерами, как изменит культуру компании и насколько эффективно управление изме-

нениями в организации, то есть результаты цифрового аудита задают направление процессу цифровой трансформации.

3. Усиление внимания к цифровому преобразованию, которое приводит к изменению предоставления услуг, расширяет прямое участие и контакты с клиентами. Процесс воздействия на потребителя не заканчивается с завершением покупки. Это непрерывный диалог, направленный на поддержание отношений, укрепление доверия и повышение лояльности всех клиентов. Потребители являются не только получателями информации; они также являются активными участниками процесса продаж. Предоставление обратной связи ценно для компаний, поскольку помогает максимально адаптировать предлагаемые продукты и услуги в соответствии с изменением вкусов потребителей. Появление площадок для общения с клиентами позволяет создать необходимые условия для более тесного взаимодействия между российскими производителями, торговцами и потребителями [4].

4. На государственном уровне важно создание единой долгосрочной стратегии модернизации промышленности с применением технологий Индустрии 4.0, подготовка цифровых кадров, содействие развитию цифровых компаний. Под Индустрией 4.0, или четвертой промышленной революцией, предполагается такой подход к производству продукта, который основан на массовом применении цифровых технологий, масштабной автоматизации всех управленческих процессов, развитии искусственного интеллекта. Цифровая трансформация российских предприятий требует также разработки новых нормативных актов и актуализации старых в целях внедрения цифровых технологий.

Таким образом, преимущества цифровой трансформации для российских предприятий заключаются в возможности сократить расходы на производство продукции, повысить ее качество и производительность труда, а также выводить на рынок такие продукты, которые будут произведены под конкретного потребителя с индивидуальными характеристиками. Независимо от различных подходов важно понимание того, что цифровая трансформация бизнеса может быть успешной только при наличии хорошо обоснованной стратегии и лидерства.

Список литературы

1. Беликова К.М. Цифровая интеллектуальная экономика: понятие и особенности правового регулирования (теоретический аспект) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 8 (99). С. 82-85.

2. Лихтенштейн В.Е., Росс ГВ. Информационные технологии в бизнесе. Практикум: применение системы Dicision в решении прикладных экономических задач: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2022. 558 с.

3. Одинцов Б.Е. Информационные ресурсы и технологии в экономике: учеб. пособие / под ред. Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. 462 с.

4. Солодкий О.Г Информационные технологии в управлении: учеб.-метод. пособие / О. Г Солодкий. М.: Директ-Медиа, 2020. 128 с.

5. Купряева М.Н., Руденко Н.Р. Управление или менеджмент в процессе воспроизводства // Инновационное развитие аграрной науки и образования: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Махачкала: ФГБОУ ВО Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова, 2016. С. 398-400.

6. Курлыков О.И., Иванова А.Г Кадровое планирование на предприятиях АПК // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2010. № 2. С. 51-54.

7. Купряева М.Н., Сотникова И.Н., Краснослободце-ва А.Е. Электронная коррупция как фактор снижения коррупции в РФ // Инновационные достижения науки и техники АПК: сб. тр. Междунар. науч.- практ. конф. Кинель: РИО СГСХА, 2017. С. 357-361.

References

1. Belikova K.M. Digital intellectual economy: the concept and features of legal regulation (theoretical aspect). Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management, 2018, № 8 (99), рр. 82-85.

2. Lichtenstein V.E., Ross G.V.. Information technologies in business. Workshop: application of the Decision system in solving applied economic problems: textbook / V. E. Lichtenstein, M.: Finance and Statistics, 2022, 558 p.

3. Odintsov B.E. Information resources and technologies in economics: a textbook / edited by B.E. Odintsovo, A.N. Romanov. M.: University textbook: INFRA-M, 2019, 462 p.

4. Solodky O.G. Information technologies in management: an educational and methodological manual. М.: Direct-Media, 2020, 128 p.

5. Kupryaeva M.N., Rudenko N.R. Management or management in the process of reproduction. Innovative development of agrarian science and education: collection of tr. International Scientific and Practical Conference. Makhachkala: Dagestan State Agrarian University named after M. M. Dzhambulatov, 2016, pp. 398-400.

6. Kupryaeva M.N., Sotnikova I.N., Krasnoslobodtseva A.E. Electronic corruption as a factor in reducing corruption in the Russian Federation. Innovative achievements of science and technology of the agro-industrial complex: collection of tr. International scientific. Practical conf. Kinel: RIO SGSHA, 2017, pp. 357-361.

7. Kurlykov O.I., Ivanova A.G. Personnel planning at agricultural enterprises. Proceedings of the Samara State Agricultural Academy, 2010, No. 2, pp. 51-54.

индустриальная экономика • № 4, том 1, 2022

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.