DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_1_22 УДК 338.46:004
Долженко Игорь Борисович,
генеральный директор, ООО «ДЕЛЬТА КОНСАЛТИНГ», г. Москва, Россия, e-mail: primestyle@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОМПАНИЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ШВЕЙНОЙ ОТРАСЛИ
Статья посвящена особенностям цифровой трансформации ведущих компаний глобальной швейной отрасли в эпоху POST-COVID. Исследованы факторы, способствующие цифровизации операций компаний индустрии моды. Выделены наиболее популярные цифровые технологии. Отмечены изменения в процессе создания образцов и последующего производства модной одежды. Исследованы направления цифровизации операций ведущих транснациональных компаний индустрии моды. Отмечены сложности преодоления цифрового разрыва для компаний, припозднившихся с цифровой трансформацией.
Ключевые слова: индустрия моды; цифровизация; цифровые технологии; ТНК индустрии моды; потребительские предпочтения; онлайн-торговля; мировой рынок одежды; глобализация; цифровая трансформация.
UDC 338.46:004
Dolzhenko Igor Borisovich,
General Director, DELTA CONSULTING LLC, Moscow, Russia, e-mail: primestyle@mail.ru
FEATURES OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF COMPANIES IN THE GLOBAL APPAREL INDUSTRY
The article is devoted to the peculiarities of the digital transformation of the leading companies in the global apparel industry in the era of POST-COVID. The factors contributing to the digitalization of operations of companies in the fashion industry are investigated. The most popular digital technologies are highlighted. Changes were noted in the process of creating samples and subsequent production of fashionable clothes. The directions of digitalization of operations of the leading multinational companies in the fashion industry are investigated. Difficulties in bridging the digital divide for companies that are late with digital transformation are noted.
Keywords: fashion industry; digitalization; digital technologies; TNC of the fashion industry; consumer preferences; online trading; world clothing market; globalization; digital transformation.
Швейная промышленность является одним из самых быстрорастущих секторов в мире: по состоянию на 2020 г. мировой рынок производства одежды оценивается в 948,2 млрд долларов США и, по прогнозам, вырастет до 992 млрд к концу 2021 г., при этом на Азиатско-Тихоокеанский регион придется более половины его стоимости.
Однако отрасль не спешит внедрять инновации, особенно в цифровой сфере, по-
скольку производители неохотно принимают эти изменения. Но растущий спрос потребителей на более быстрые модные циклы, а также рост затрат на рабочую силу для удовлетворения этой потребности подтолкнули многие компании выходить из своих зон комфорта, чтобы исследовать цифровые решения для бизнеса.
Объектом настоящего исследования явились компании глобальной швейной отрасли.
Предмет исследования - цифровая трансформация компании глобальной швейной отрасли. В качестве информационной базы выступили отраслевые данные, статистика деятельности ведущих транснациональных компаний индустрии моды, результаты опубликованных научных исследований в области деятельности корпораций, глобализации и мировых рынков. Метод исследования -системный анализ.
Глубокие сдвиги в конкурентной среде и ожиданиях потребителей, вызванные циф-ровизацией, рано или поздно требуют от розничных продавцов, брендов и производителей принять идею моды как цифрового явления [10]. Глобализация наряду с технологиями четвертой промышленной революции привела к изменению в поведении, модели потребления, динамике и объемах производства ведущих фирм [4]. Четыре основных столпа цифровой трансформации - большие данные, Интернет вещей (1оТ), платформенная экономика и искусственный интеллект -могут предложить оптимальное решение уникальных потребностей швейной промышленности, обусловленных растущими потребностями потребителей и ростом затрат на рабочую силу [8].
Не существует единой дорожной карты по цифровой трансформации компаний индустрии моды. Благодаря практически безграничному набору программного обеспечения, оборудования и услуг, которые теоретически можно связать в единый цифровой рабочий процесс, направление, в котором будет двигаться каждый бизнес, будет определяться его целями и задачами [9]. Стремясь сократить время выполнения заказа, некоторые бренды будут использовать виртуальное про-тотипирование и трехмерную печать. Стремясь превзойти ожидания клиентов по всем каналам, другие бренды будут полагаться на машинное обучение, применяя алгоритмы к потокам информации в реальном времени из всех своих розничных каналов, чтобы предоставлять идеальные рекомендации по продуктам. Стремясь улучшить использование материалов и сократить расходы, третьи компании будут подключать свои комплексы для раскроя к интуитивно понятному программному уровню, который предоставляет ежеминутную техническую информацию командам дизайнеров и разработчиков.
Когда дело доходит до обеспечения успеш -ного процесса оцифровки деятельности компаний швейной отрасли, есть два ключевых элемента - лучшие практики в области программного обеспечения и управления оборудованием [9]. Лучшие практики программного обеспечения состоят из сбора и анализа больших объемов данных для предоставления действенной информации, открытия каналов связи и сотрудничества между командами, а также координации, оптимизации и автоматизации новых и существующих процессов на протяжении всего жизненного цикла продукта. На уровне решений это может означать интеграцию потока данных между системами управления цепочкой поставок, управления жизненным циклом продукта (PLM) и планирования ресурсов предприятия (ERP) с последующим анализом этого большого объема информации для получения надежных данных [13]. Например, крупный бизнес по производству потребительских товаров в Европе недавно начал проводить анализ своего растущего пула больших данных, охватывающего как клиентов, так и операции, которые теперь служат основой для динамической модели прогнозирования тенденций, оказавшей измеримое влияние на оборачиваемость запасов.
Агентства по прогнозированию тенденций переходят на цифровые технологии, применяя сложные методы глубокого обучения для извлечения информации из объемов изображений и других наборов данных, которые слишком велики или сложны для анализа людьми. Важно отметить, что лидеры электронной коммерции уже используют эти облачные цифровые сервисы и увеличивают оборот. Повышение конкурентоспособности международных компаний связано с сочетанием цифровых технологий, самого современного оборудования и высококвалифиро-ванного персонала [2].
В рамках следующего этапа цифровиза-ции компании будут использовать сочетание автоматизации, межмашинной цифровой связи и, возможно, даже трехмерной печати и производства по запросу. От резаков до стабилизаторов и плоттеров - все машины по технологической цепочке смогут обмениваться данными друг с другом. Они также будут подключены к системам мониторинга и управления и будут передавать такие дан-
ные, как расход материала, состояние резки, температура и производительность, в набор решений, предназначенных для преобразования этого потока информации в оптимальные решения.
Эта оцифровка производства широко известна как Индустрия 4.0 - четвертая модернизация производства после бережливого производства, аутсорсинга и автоматизации [3]. Еще цифровизацию производства называют умным производством. Хотя это звучит сложно - вполне оправданно, учитывая ее масштабы, - суть четвертой промышленной революции в швейной отрасли также может быть понята гораздо проще. Оцифровка производственного процесса означает устранение ручного разделения между продуктами, разработанными и разработанными в цифровом САПР, решениями для моделирования и сортировки, которые затем производятся с помощью оборудования или роботов с цифровым управлением. Стратегию цифровизации объединяет потребность в единой платформе для наблюдения, оптимизации и управления вновь сформированными цифровыми рабочими процессами.
Строгая изоляция в ходе пандемии привела к тому, что швейная промышленность потеряла более 70 % заказов и сократила во 2-3 кварталах 2020 г. общее количество часов работы швейных машин в Индии, Бан-гладеше, Вьетнаме и Индонезии до 27 % [12]. Это заставляет швейные компании по-другому посмотреть на цифровые варианты развития своего бизнеса. При этом в целом пандемия COVID-19 ускорила процесс цифровой трансформации: к концу 2020 г. ожидается, что глобальные расходы на технологии и услуги цифровой трансформации вырастут до 1,3 трлн долларов США [13].
Ограничения COVID-19 побудили все больше компаний по производству одежды ускорить переход на цифровые процессы и даже изменить свои общие бизнес-цели, чтобы больше сосредоточиться на повышении эффективности производства. Эта стратегия направлена на изменение долгосрочного будущего отрасли за счет пополнения рабочей силы автоматизированными решениями, которые повлияют на три сегмента цепочки создания стоимости - предварительное производство, производство и постпродакшн -
для повышения эффективности и общего качества продукции.
Швейное производство, в котором большую часть стоимости продукта составляет стоимость рабочей силы, имеет огромный потенциал для инновационной цифровиза-ции [14]. Цифровизация создает значительные возможности для создания нового оборудования, для решения уникальных проблем на каждом этапе производства, которое может быть адаптировано к конкретным требованиям каждого бизнеса.
Цифровая трансформация компаний швейной промышленности связана с эффективностью интеграции цифровых технологий, таких как системы IoT и автоматизированное оборудование, что обеспечивает увеличение производства одежды на 5 % и сокращение общего времени и затрат на 88 % [6]. Около 75 % производителей одежды также планируют внедрить технологии искусственного интеллекта для повышения гибкости своей цепочки поставок [15]. Есть ряд важных этапов эффективного проведения цифровой трансформации для компаний-производителей одежды:
- понимание потребностей;
- выявление текущих проблем и возможных действий, связанных с цифровыми технологиями, для решения проблем;
- приоритизация инициативы;
- проведение оценки актуальности приоритетных проблем и практических решений;
- реализация Интернета вещей и визуализированных данных;
- интеграция систем Интернета вещей для правильного анализа данных для каждой линии и процесса;
- анализ данных и действия [15].
Каждая стратегия оцифровки уникальна,
но все они имеют одну общую черту - необходимость в единой платформе для наблюдения, оптимизации и управления вновь сформированными цифровыми рабочими процессами. По мере того, как все больше программных решений, платформ и физического оборудования - включая сами продукты, благодаря небольшим встроенным системам - становятся подключенными, необходимость консолидации, управления и анализа данных в централизованном месте будет становиться все более острой, в то время как потенциальные преимущества
оцифровки становятся еще более привлекательными.
PLM уже стал наиболее эффективным инструментом для решения этой задачи. Компании должны помнить, что не все PLM-решения созданы равными [11]. Иногда для потребностей фэшн-бизнеса оптимально разработать некоторые оригинальные решения для небольших творческих задач; другие PLM-решения могут быть перепрофилированы из других отраслей. Компании, надеющиеся удержать свои позицию в цифровой конкуренции и справиться со сложностью подключения потенциально сотен различных инструментов и технологий, должны, по возможности, выбрать решение, специально разработанное для IoT и Индустрии 4.0, вместо того чтобы до -вольствоваться программным обеспечением, которое было модернизировано, чтобы приспособиться к изменившемуся миру.
Оптимальное PLM-решение для индустрии моды как прикладное программное обеспечение для нового управления жизненным циклом изделий должно иметь широкий функциональный диапазон, охватывающий весь процесс от проектирования до производства. Объединяя вместе всех участников цепочки поставок, внешних поставщиков и отраслевые процессы, решение помогает компаниям полностью принять Индустрию 4.0, сокращая разрыв между конечным потребителем и производителем. Оно также должно иметь возможность быстро взаимодействовать со всеми другими инструментами и ИТ-системами, такими как CAD, ERP и управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), чтобы обеспечить непрерывный поток данных и помочь компании плавно перейти в новую цифровую эру [5].
Цифровая трансформация, вероятно, станет экспоненциальным путем для многих компаний [1]. Чем больше технологий и процессов они оцифровывают, тем больше потенциальных возможностей для оцифровки открывается под эгидой PLM. Важно, чтобы потенциальные клиенты выбирали платформу, которая является масштабируемой [15].
Выкройка и раскрой тканей - первый этап производства, который очень трудоемкий и деликатный. Задача состоит в том, чтобы найти решение, которое может ускорить процесс и сделать его более точным. Особенно трудоемкий этап сопоставления с образцом.
Ярким примером является автоматизированный раскройный комплекс, созданный немецкой компанией Kuris Spezialmaschinen GmbH, который оснащен дополнительным режущим устройством и перекладиной, которые могут сократить время раскроя на 40 % за счет синхронизированных и одновременных функций раскроя. Это устройство позволило повысить общую производительность примерно на 25 % и создать больше единиц за более короткий период.
Компании швейной отрасли, на долю которых приходится от 35 до 40 % общей стоимости производства, стремятся создавать лучшие решения для автоматизации производства, поскольку заинтересованы в централизации своей производственной системы [7]. Примером эффективных цифровых инноваций является система NEXIO, созданная Brother Machinery Asia, которая может собирать данные с одной производственной линии и создавать специализированные отчеты об общей производительности завода. Вьетнамская акционерная компания May Hai Garment, использующая эту систему, сообщила об изменениях в своей производственной линии: повышение производительности на 5 %, а отчеты о проверках, которые раньше занимали 3-4 часа, сократились до нескольких минут. Система NEXIO способна сократить производственное время с 7680 часов до 960 часов и даже делиться отчетными данными с другими заинтересованными сторонами для полной прозрачности.
Таким образом, цифровизация является идеальным решением, которое предоставляет возможности не только для снижения затрат, но и внедрения инноваций в швейную отрасль, способом, который может изменить общую картину швейной промышленности, особенно в рамках глобальных цепочек создания стоимости.
Ведущие компании, занимающиеся производством одежды, уже начали активно инвестировать в цифровые технологии, поскольку новые технологии обеспечивают устойчивое развитие швейной промышленности в условиях непредсказуемой и волатильной внешней среды. Компании, стремящиеся к ускорению цифровизации своих операций, почти всегда будут открывать новые взгляды не только на своих клиентов, но и на свои внутренние отношения и бизнес-модели.
Список литературы
1. Зоидов, К. Х. Степнов Динамика институтов инновационного развития: российский и зарубежный опыт / К. Х. Зоидов, Ю. А. Ковальчук, И. М. Степнов. -Москва, 2020.
2. Конина, Н. Ю. Конкурентоспособность транснациональных корпораций в условиях глобализации : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Н. Ю. Конина; МГИ-МО. - Москва, 2009.
3. Менеджмент / Н. Ю. Конина и др. - Москва, 2016.
4. Перспективы экономической глобализации /
A. С. Булатов и др. - Москва, 2019.
5. Современные международные экономические отношения в эпоху постбиполярности / Т. М. Исаченко и др. - Москва, 2020.
6. Современные проблемы менеджмента, маркетинга и предпринимательства / Р. Б. Ноздрева и др. -Москва, 2018.
7. Стратегии развития международных компаний /
B. Ю. Гречков и др.; под редакцией Р. Б. Ноздревой. -Москва, 2013.
8. Digital Strategies in a Global Market. Navigating the Fourth Industrial Revolution. Editors: Konina, Natalia (Ed.) Palgrave Macmillan; 1st ed. 2021 edition (January 3, 2021); 306 p.
9. Gökalp, E., Gökalp, M. O., Eren, P. E. (2018). Industry 4.0 Revolution in Clothing and Apparel Factories: Apparel 4.0, In: Industry 4.0 From the Management Information Systems Perspectives. Peter Lang Academic Publisher.
10. Kalbaska, Nadzeya & Cantoni, Lorenzo. (2019). Digital Fashion Competences: Market Practices and Needs: Proceedings of IT4Fashion 2017 and IT4Fashion, 2018.
11. Mithas, S., Tafti, A., Mitchell, W. (2013) "How a Firm Competitive Environment and Digital Strategic Posture Influence Digital Business Strategy", MIS Quarterly 37 (2): 511-536, June 2013.
12. Rahul De', Neena Pandey, Abhipsa Pal,Impact of digital surge during Covid-19 pandemic: A viewpoint on research and practice, International Journal of Information Management, Vol. 55, 2020, 102171. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0268401220309622 (дата обращения: 02.06.2021).
13. Samer Faraj, Wadih Renno, Anand Bhardwaj,Unto the breach: What the COVID-19 pandemic exposes about digitalization, Information and Organization, Vol. 31, Issue 1, 2021, 100337.
14. Yurieff, K. (2017). The future of getting dressed: AI, VR and smart fabrics. CNN Tech. URL: http://money.cnn. com/2017/11/13/technology/future-of-fashion-tech/index. html (дата обращения: 02.06.2021).
15. URL: http://ycpsolidiance.com (дата обращения: 02.06.2021).
References
1. Zoidov K.X., Koval'chuk Yu.A., Stepnov I.M. Dinamika institutovinnovacionnogo razvitiya: rossijskiji zarubezhnyj opyt. Moskva, 2020.
2. Konina N.Yu. Konkurentosposobnost' transnacional'nyx korporacij v usloviyax globalizacii : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskixnauk/ MGIMO. Moskva, 2009.
3. Menedzhment / N. Yu. Konina i dr. Moskva, 2016.
4. Percpektivy e'konomicheskoj globalizacii / A.S. Bulatov i dr. Moskva, 2019.
5. Sovremennye mezhdunarodnye e'konomicheskie otnosheniya v e'poxu postbipolyarnosti / T.M. Isachenko i dr. Moskva, 2020.
6. Sovremennye problemy menedzhmenta, marketinga i predprinimatel'stva / R.B. Nozdreva i dr. Moskva, 2018.
7. Strategii razvitiya mezhdunarodnyx kompanij / V.Yu. Grechkov i dr.; pod redakciej R.B. Nozdrevoj. Moskva, 2013.
8. Digital Strategies in a Global Market. Navigating the Fourth Industrial Revolution. Editors: Konina, Natalia (Ed.) Palgrave Macmillan; 1st ed. 2021 edition (January 3, 2021), 306 p.
9. Gokalp E., Gokalp M. O., Eren P. E. (2018). Industry 4.0 Revolution in Cloth-ing and Apparel Factories: Apparel 4.0, In: Industry 4.0 From the Management Infor-mation Systems Perspectives. Peter Lang Academic Publisher.
10. Kalbaska, Nadzeya & Cantoni, Lorenzo. (2019). Digital Fashion Competences: Market Practices and Needs: Proceedings of IT4Fashion 2017 and IT4Fashion 2018.
11. Mithas, S., Tafti, A., Mitchell, W. (2013) "How a Firm Competitive Environ-ment and Digital Strategic Posture Influence Digital Business Strategy", MIS Quarterly 37 (2): 511-536, June 2013.
12. Rahul De', Neena Pandey, Abhipsa Pal,Impact of digital surge during Covid-19 pandemic: A viewpoint on research and practice, International Journal of Information Management, Volume 55, 2020, 102171.
13. Samer Faraj, Wadih Renno, Anand Bhardwaj,Unto the breach: What the COVID-19 pandemic exposes about digitalization, Information and Organization, Volume 31, Issue 1,2021,100337.
14. Yurieff K. (2017). The future of getting dressed: AI, VR and smart fabrics. CNN Tech. URL: http://money.cnn. com/2017/11/13/technology/future-of-fashion-tech/index. html (data obrashheniya: 02.06.2021).
15. URL: http://ycpsolidiance.com (data obrashheniya: 02.06.2021).