Научная статья на тему 'Особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии Covid-19'

Особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии Covid-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / условия обучения / цифровые предпочтения / социальные сети / онлайнигры / анкетирование / пандемия Covid-19 / teenagers / learning conditions / digital preferences / social networks / online games / questionnaires / Covid-19 pandemic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменская Валентина Георгиевна, Татьянина Елена Владимировна

Введение. В научной литературе имеется большое количество фактов, демонстрирующих возрастающее влияние цифровых технологий на вовлеченность подростков в Интернет-активность. Однако противоречия в экспериментальном материале и разнородность исследовательских методик затрудняют формулировку определенных выводов о характере воздействия Интернета на подростков. Особенность нашего исследования заключается в изучении поведения в Интернете учащихся школ, которые характеризуются различающимися условиями обучения и воспитания, с помощью одной и той же методики в сходных условиях социальных ограничений из-за пандемии Covid-19. Мы опирались на то, что у каждого подростка существуют определенные предпочтения виртуального досуга, и выбор деятельности в Интернете характеризуется определенным сходством в разных образовательных учреждениях, но при этом может быть связан с качеством физической и социальной активности в реальной среде. Методы. Использовалась апробированная авторская анкета «Цифровые предпочтения современных подростков», которая позволяет количественно оценивать особенности разных видов деятельности учащихся в виртуальной среде. В опросе приняло участие 96 обучающихся трех школ г. Липецка, различающихся условиями обучения, разным вкладом дополнительного образования (спортивных занятий в секциях) и активностью участия в общественной жизни города. Результаты. Активность учащихся в социальных сетях характеризуется различиями предпочитаемых видов досуга и временных затрат на общение в Интернете. Впервые установлено, что сверх увлеченное посещение социальных сетей, под которым понимается использование интернета 4 и более часов в день, обусловлено как гуманитарной спецификой образовательной программы школы, так и безнадзорностью учащихся вне школьной жизни. Обсуждение результатов. В статье установлены принципиальные особенности активности подростков России в Интернете во время пандемии Covid-19 по сравнению со своими сверстниками из других стран: россияне предпочитают общение в социальных сетях всем остальным видам досуга в виртуальном пространстве. Обсуждается практическая и значимая роль активности подростков в реальной социальной жизни, увлечение спортом и физической культурой в качестве способов профилактики формирования Интернетзависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменская Валентина Георгиевна, Татьянина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Digital Leisure for Students of Schools with Different Learning and Upbringing Conditions During the Covid-19 Pandemic

Introduction. There are a large number of facts in the scientific literature demonstrating the increasing influence of digital technologies on the involvement of adolescents in Internet activity. However, contradictions in the experimental material and the heterogeneity of research methods make it difficult to formulate certain conclusions about the nature of the impact of the Internet on adolescents. The peculiarity of our study is to study the behavior on the Internet of school students who are characterized by different learning and upbringing conditions using the same methodology in similar conditions of social restrictions due to the Covid-19 pandemic. We relied on the fact that every teenager has certain preferences for virtual leisure, and the choice of online activities is characterized by certain similarities in different educational institutions, but at the same time it may be related to the quality of physical and social activity in a real environment. Methods. The approved author's questionnaire "Digital preferences of modern teenagers" was used, which allows quantifying the features of different types of students' activities in a virtual environment. 96 students from three schools in Lipetsk took part in the survey, differing in learning conditions, different contributions of additional education (sports classes in sections) and active participation in public life of the city. Results. The activity of students in social networks is characterized by differences in preferred leisure activities and time spent on communication on the Internet. For the first time, it was established that overly enthusiastic visiting of social networks, which means using the Internet for 4 or more hours a day, is due to both the humanitarian specifics of the school's educational program and the neglect of students outside of school life. Discussion. The article establishes the fundamental features of the activity of Russian teenagers on the Internet during the Covid-19 pandemic in comparison with their peers from other countries: Russians prefer communication in social networks to all other types of leisure in the virtual space. The practical and significant role of teenagers' activity in real social life, passion for sports and physical culture as ways to prevent the formation of Internet addiction is discussed.

Текст научной работы на тему «Особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии Covid-19»

Валентина г. каменская, Елена В. татьянина особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период

пандемии CoviD-19 российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Научная статья УДК 159.9.072.43 https://doi.org/10.21702/rpj.2023.2.4

Особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии Covid-19

Валентина Г. Каменская1,2*, Елена В. Татьянина1

1 Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец, Российская Федерация

2 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация

* Почта ответственного автора: kamenskaya-v@mail.ru

Аннотация

Введение. В научной литературе имеется большое количество фактов, демонстрирующих возрастающее влияние цифровых технологий на вовлеченность подростков в Интернет-активность. Однако противоречия в экспериментальном материале и разнородность исследовательских методик затрудняют формулировку определенных выводов о характере воздействия Интернета на подростков. Особенность нашего исследования заключается в изучении поведения в Интернете учащихся школ, которые характеризуются различающимися условиями обучения и воспитания, с помощью одной и той же методики в сходных условиях социальных ограничений из-за пандемии Covid-19. Мы опирались на то, что у каждого подростка существуютопределенныепредпочтениявиртуальногодосуга,ивыбордеятельности в Интернете характеризуется определенным сходством в разных образовательных учреждениях, но при этом может быть связан с качеством физической и социальной активности в реальной среде. Методы. Использовалась апробированная авторская анкета «Цифровые предпочтения современных подростков», которая позволяет количественно оценивать особенности разных видов деятельности учащихся в виртуальной среде. В опросе приняло участие 96 обучающихся трех школ г. Липецка, различающихся условиями обучения, разным вкладом дополнительного образования (спортивных занятий в секциях) и активностью участия в общественной

Валентина г. каменская, Елена В. татьянина

особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии CoviD-19

российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

жизни города. Результаты. Активность учащихся в социальных сетях характеризуется различиями предпочитаемых видов досуга и временных затрат на общение в Интернете. Впервые установлено, что сверх увлеченное посещение социальных сетей, под которым понимается использование интернета 4 и более часов в день, обусловлено как гуманитарной спецификой образовательной программы школы, так и безнадзорностью учащихся вне школьной жизни. Обсуждение результатов. В статье установлены принципиальные особенности активности подростков России в Интернете во время пандемии Covid-19 по сравнению со своими сверстниками из других стран: россияне предпочитают общение в социальных сетях всем остальным видам досуга в виртуальном пространстве. Обсуждается практическая и значимая роль активности подростков в реальной социальной жизни, увлечение спортом и физической культурой в качестве способов профилактики формирования Интернет-зависимости.

Ключевые слова

подростки, условия обучения, цифровые предпочтения, социальные сети, онлайн-игры, анкетирование, пандемия Covid-19

Финансирование

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00135, https://rscf.ru/project/23-28-00135/

Для цитирования

Каменская, Г. В., Татьянина, Е. В. (2023). Особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии Covid-19. Российский психологический журнал, 20(2), 58-73, https://doi.Org/10.21702/rpj.2023.2.4

Введение

Постановка проблемы

Цифровые технологии стремительно завоевывают не только образовательную и профессиональную сферу деятельности во всех развитых странах, но и обыденную жизнь людей, особенно подрастающего поколения. Если включение информационных технологий в образование рассматривается как положительный тренд развития общества, то применение гаджетов и Интернета в повседневной жизни имеет неоднозначные оценки. Изначально Интернет выступал как система быстрых коммуникаций и связи в виде электронной почты, что существенно

Особенности цифрового досуга учащихся школ, НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Валентина Г. Каменская, Елена В. Татьянина различающихся условиями обучения и воспитания, в период

пандемии CoviD-19 российский психологический журнал, 20(2), 2023

облегчало коммуникации людей на больших расстояниях. Принято считать, что социальные сети являются естественным результатом развития Интернета и в настоящее время «жизнь» в социальных сетях стала обыкновенным явлением у подростков и молодых людей (Веракса, Корниенко, Чурсина, 2021; Каменская, Томанов, 2022; Gareht, 2018; Kamenskaya, Tomanov, 2019, Sobkin & Fedotova, 2021). Статистические отчеты 2019-2021 годов доказывают возрастание использования социальных сетей во всех странах. Статистические обзоры показывает, что 60% населения Земли в 2020 году использовало социальные сети хотя бы один раз в день, в среднем Интернет-пользователи тратили 144 минуты в день на приложения в социальных сетях и обмен сообщениями, что более чем на полчаса больше, чем в 2015 году (Statista, 2021). Рост аудитории социальных сетей продолжился и в 2021 году, причем увеличилось и время, проведенное в Интернете: средний пользователь проводил в Интернете почти семь часов в день, то есть более 40% своей дневной активности (Global Digital, 2022). Процесс погружения в виртуальную реальность сопровождается усилением вовлеченности в Интернет-коммуникацию подростков и молодых людей, что не может не беспокоить педагогическое сообщество и многих родителей (Каменская, Томанов, 2022; Soldatova, Rasskazova & Chigarkova, 2020, Sobkin & Fedotova, 2021). Если следовать культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, то очевидно, что принципиальные изменения среды развития детей и подростков за счет интенсивного внедрения в общественную жизнь цифровых технологий не могут не влиять на формирование психических функций подрастающего поколения. Показано, что внедрение компьютерных игр в систему образования и досуга детей меняет их когнитивные функции (Center on Media and Child Health, 2020, Cheng, Cheung & Wang, 2018; Statista, 2018, Zhu, Zhuang & Lee, 2020). Описывается положительное воздействие технологической игровой среды на развитие интеллекта дошкольников 2011-2012 годов тестирования по сравнению с их сверстниками «доинтернетной» эпохи (Kamenskaya & Tomanov, 2019).

По мере внедрения в социальную среду цифровых продуктов и технологий все чаще фиксируются и негативные стороны увлечения Интернетом и различными цифровыми устройствами: смартфонами, планшетами, персональными компьютерами (Баева, 2019, Каменская, Томанов, 2022, Каменская, Томанов, Татьянина, 2020; Терещенко, Смольникова, 2020; Cheng et al.., 2018). Создание многочисленных блогов и аккаунтов в социальных сетях, сформировавших основные средства досуга и развлечения детей и подростков, отражается на психологических особенностях фанатов социальных сетей (Терещенко, Cмольникова, 2020, Черенков, 2015; Groarke, Berry & Graham-Wisener, 2020; Kuss & Lopez-Fernandez, 2016). Кроме этого, цифровые формы развлечений все больше вытесняют привычные и ранее поощряемые виды досуга: физическую активность, спорт, занятия по интересам в клубах и секциях (Баева, 2019, Von Der Heiden, Braun, Müller & Egloff, 2019).

Влияние технологически инновационного досуга на физическое и нервно-психическое развитие детей и подростков оказалось неоднозначным и во время

Валентина Г. Каменская, Елена В. Татьянина

Особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии CoviD-19

российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

пандемии Covid-19 (Терещенко, Смольникова, 2020, Groarke et al., 2020, Luchetti et al., 2020, Mental Health Foundation, 2020). По мнению исследователей, пандемия оказалась дополнительным стрессогенным фактором для детей и подростков (Keya, Rahman, Mur & Kamal, 2020; Mental Health Foundation, 2020, Zhu et al., 2020), который подтолкнул многих пользователей к более интенсивному использованию социальных медиа и видеоигр.

Можно допустить различную реакцию подростков на пандемию, которая может коррелировать с особенностями образовательной среды в школе, однако международный опыт не позволяет однозначным образом осветить корреляционные соотношения условий обучения и жизни со степенью увлеченности виртуальным досугом (Баева, 2019, Cheng et al., 2018, Park, Kim & Cho, 2008). Эпизодические упоминания о соотношении поведения подростков в виртуальной среде и академической успешности, социокультурных условий жизни и образования имеют весьма противоречивые трактовки (см. обзор Каменская, Томанов, 2022). Указанные проблемы обладают существенной актуальностью в связи с глобальным воздействием на подрастающее поколение нового и социально значимого технологического фактора, поэтому предмет нашего исследования связан с изучением поведения в виртуальной среде учащихся восьмых классов школ города Липецка, имеющих различные условия обучения во время пандемии Covid-19.

Цель работы заключается в статистической оценке цифровых предпочтений и времени отдыха с использованием разных видов досуга, степени вовлеченности в Интернет учащихся трех школ одного и того же города, которые характеризуются различающимися условиями обучения и воспитания и находятся под влиянием общего фактора социальной изоляции в связи с пандемией Covid-19. Предполагается, что, во-первых, у каждого подростка существуют определенные предпочтения виртуального досуга, и, во-вторых, выбор стратегии поведения в Интернете. Также предполагается, что временные затраты на цифровой досуг обладают высокой степенью сходства в разных образовательных учреждениях, но при этом могут быть связаны с качеством физической и социальной активности в реальной среде.

Методы

Методика эксперимента и описание выборок

В исследовании использовалась авторская анкета «Цифровые предпочтения современных подростков», ранее прошедшая апробацию на школьниках Москвы (Каменская и др., 2020, Kamenskaya, Tomanov & Та^апта, 2021), которая позволяет количественно оценивать предпочтения разных видов деятельности учащихся в виртуальной среде. Формулировка четырех основных вопросов данной анкеты предполагает выбор одного ответа из трех-четырех вариантов, что позволяет

особенности цифрового досуга учащихся школ, НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Валентина Г. Каменская, Елена В. Татьянина различающихся условиями обучения и воспитания, в период

пандемии CoviD-19 российский психологический журнал, 20(2), 2023

получить дифференцированную учащимся оценку основных характеристик использования Интернета в сфере досуга. Оценивались время взаимодействия с цифровыми продуктами и способ их применения.

Указанные особенности анкетирования оказались полезными при изучении специфики информационного досуга учащихся одного и того же возраста, проживающих в разных городах России и принявших участие в аналогичном тестировании в период первой волны пандемии Covid-19 (Kamenskaya et al., 2021). В настоящей работе анкета служила способом изучения связи поведения учеников с особенностями образовательной среды трех разных школ г. Липецка.

Исследование проводилось в период с декабря 2020 г. по январь 2021 г. в формате онлайн-тестирования на платформе Google Forms с использованием четырех основных вопросов анкеты, оценивающих выбор и специфику различных видов деятельности в Интернете и временные затраты на досуг в киберпространстве. Процент ответов по выборке в целом на каждый вопрос в условиях корректных условий проведения тестирования и статистической обработки должен составлять 100% по каждому вопросу. Процесс статистической оценки результатов исследования состоял из подсчета процента участников, которые выбрали конкретные варианты ответов в анкете. Все полученные ответы респондентов были сформированы в единую таблицу и обработаны в программе Microsoft Excel 2013. Для оценки статистической достоверности различий результатов анкетирования школьников разных школ использовался пакет программ SPSS Statistics 22.0.

В опросе приняло участие 96 обучающихся трех школ Липецка, которые характеризуютсяразнымиусловиямиобучения,различнымвкладомдополнительного образования в форме спортивных занятий в секциях,а также разной степенью активности участия в общественной деятельности.

В первом МБОУ СШ №14 г. Липецка был обследован кадетский корпус, в котором обучаются только юноши-подростки (28 человек, средний возраст - 15 лет). Программа обучения предполагает углубленное изучение истории России и обязательное включение дополнительных развивающих программ (физическая и военная строевая подготовка). Также предусмотрены внеурочные виды деятельности: волонтерское движение, музейная педагогика, поисковые отряды, юнармия, спортивный туризм. Приоритетным направлением для кадетов является принцип: «Быть лучшим в учебе и в спорте!» Школьников с отличной успеваемостью офицеры-педагоги поощряют почетными грамотами, медалями, знаками отличия, путевками в летние лагеря, предоставлением возможности заниматься парашютным спортом. Кадеты регулярно принимают участие во всех городских, муниципальных и общероссийских мероприятиях военной, спортивной, творческой тематики. Все подростки дополнительно занимаются спортом в разных секциях в соответствии со своими интересами.

Во втором МБОУ ООШ № 22 г. Липецка, от которого в тестировании приняли участие 23 подростка (12 девушек, 11 юношей, средний возраст - 15 лет), находилась

Валентина Г. Каменская, Елена В. Татьянина

Особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии CovD-19

российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

в социально-экономически неблагополучном районе города, характеризующимся антисоциальным климатом, высокой текучкой населения. По планам городских властей школа подлежит расформированию. Школа имеет слабо развитую сферу дополнительного образования, большинство учащихся редко участвуют в общественной жизни города.

В исследовании также приняли участие учащиеся восьмых классов третьей общеобразовательной МБОУ СОШ №24 им. М. Б. Раковского (п = 45 человек: из них девушки - 32 человека, юноши - 13 человек, средний возраст - 15 лет). Свой неповторимый имидж школа обрела во время создания педагогических классов; педагогический коллектив школы в течение долгих лет отличала современная постановка воспитательной работы и такая организация взаимоотношений с учащимися, при которой выбор учениками преподавательской профессии становился для многих из них естественным. Создателями школы С. А. Шмаковым и М. Б. Раковским была разработана образовательная программа, включающая психолого-педагогическую теоретическую и практическую подготовку. На данный момент практическая подготовка учащихся старших классов осуществляется в процессе работы с младшими школьниками в течение учебного года и на летних каникулах в оздоровительных лагерях. При школе действуют различные спортивные секции, музеи и творческие мастерские, которые подростки посещают во внеурочное время. Учащиеся школы являются участниками и призерами многочисленных конкурсов городского и областного уровня.

Таким образом, в исследовании приняли участие подростки из двух благополучных школ (первой и третьей) и одной с менее благоприятными условиями для развития подростков. В благополучных школах проводится интенсивная работа по предпрофессиональной подготовке: военной в первой и педагогической в третьей; во второй школе подобных мероприятий не отмечено.

Результаты

Важная часть информации о поведении современных учащихся в киберпространстве касается предпочитаемых ими видов деятельности в Интернете. В табл. 1 приведено количество подростков, выбравших тот или иной вариант досуга в целом по всем школам.

Материалы табл. 1 показывают, что максимальное число подростков выбирает в качестве предпочитаемого досуга социальные сети (57,3%), минимальной популярностью у подростков пользуются онлайн-игры, этот вид досуга выбрали только 9,4%.

Вместе с тем статистическая оценка распределения приоритетных интересов подростков в Интернете трех школ Липецка показала неоднородность результатов. В двух школах (№22 и №24) подростки предпочитают общение в социальных сетях всем остальным видам цифрового досуга. Равными по численности группами

Валентина г. каменская, Елена В. татьянина особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период

пандемии CoviD-19 российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

подростков-кадетов (школа №14) используются социальные сети и Интернет-мессенжеры. Эти особенности отражены на рис. 1, на котором представлено число школьников трех школ, выбирающих те или иные виды досуга в Интернете.

Таблица 1

Приоритетные интересы в Интернете учащихся всех школ Липецка

Количество . Валидным

от общего выборов „. процент, %

числа, %

Игры 9 9,4 9,4

Интернет- 22 22,9 22,9 поисковики

Виды

поведенияв интернет-

Интернете 10 10,4 10,4

Интернете магазины

Социальные сети 55 57,3 57,3

Всего 96 100,0 100,0

Рисунок 1

Распределение числа выборов цифровых видов досуга учащимися обследованных школ

Приоритетные интересы в Интернете

120

|

1 -а]

__■ ■ _ ■ __ш ■ ■ ■ 1 III

игры поисковики шоппинг социальные сумма по

сети школам

■ Школа 1

■ Школа 2

■ Школа 3

Количество в зависимости от вида досуга

Примечание. Школа 1 - кадетский корпус школы №14, школа 2 - школа №22, школа 3 - педагогический класс школы №24

Валентина г. каменская, Елена В. татьянина

особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии Covю-19

российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Качественный визуальный анализ рисунка 1 дает основание считать, что распределение школьников по приоритетным формам досуга в трех школах различается. Очевидно, что школьники кадетского класса школы №14 не имеют определенного приоритета в выборе любимого отдыха по сравнению с учащимися двух остальных школ, в то же время незначительная часть подростков-кадетов играет в компьютерные онлайн-игры. Ученики гуманитарной школы №24 онлайн-играми не увлекаются вообще. Учащиеся школ №22 и №24 чаще всего выбирают социальные сети в качестве основного вида цифрового досуга. Статистическая оценка достоверности (надежности) различий этих распределений проводилась по непараметрическому критерию х2-Пирсона, который подтвердил, что использование видов цифрового досуга в Интернете трех школ высоко достоверно (расчетное значение критерия равно 15,984 при уровне значимости в 0,014).

Обработка результатов оценки временных затрат на досуг в Интернете показала, что большинство школьников (37%) проводят с гаджетами 1-1,5 часа, в то время как максимальное время (4 часа и более) тратят на досуг в виртуальном пространстве всего 27%. Вместе с тем, показано, что в разных образовательных учреждениях эти распределения также различны (см. рис. 2).

Рисунок 2

Распределение процентов учащихся трех школ по временным затратам взаимодействия с гаджетами

Ежедневное время, проведенное с гаджетами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80

Школа 1 Школа 2 Школа 3

■ 1,0-1,5 ■ 2,0-3,0 ■ 4,0 часа или более

Валентина г. Каменская, Елена В. Татьянина особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период

пандемии Coviю-19 российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Очевидно, что в кадетском классе (первая школа №14) практически нет подростков, которых условно можно отнести к сверх увлеченным, то есть проводящим в Интернете по 4 часа и более. Практически все мальчики-кадеты проводят с гаджетами допустимое время (68% - от часа до полутора часов и 32% - от двух до трех часов в сутки). Учащиеся педагогических классов третьей школы (№24), напротив, характеризуются активным использованием Интернета, так как 89% учеников этой школы проводят в Интернете от двух часов и до четырех часов и более. Подростки социально неблагополучного района Липецка также в значительном проценте проводят много времени в Интернете (87%). Как показывают расчеты, зафиксирован высокий уровень значимости критерия х2-Пирсона (59,180, р = 0,000) что позволяет сделать надежный вывод о достоверности различий трех распределений. Учащиеся трех школ имеют разную привязанность к Интернету: наименьшее время на гаджеты тратит максимальное число кадетов в первой школе (№14), наибольшее число подростков гуманитарной школы №24 и школы №22 проводят достоверно большее время досуга с гаджетами.

В связи с тем, что, по нашим данным, социальные сети обладают приоритетом в виде любимого занятия в период пандемии Covid-19 у многих подростков, было проведено изучение компетентности учащихся в вопросе общения с подростковой аудиторией через аккаунты в социальных сетях и различные блоги. Подсчитан процент подростков трех обследованных школ, которые имеют аккаунты в одной или нескольких социальных сетях. Результаты обработки анкеты представлены на рис. 3.

Рисунок 3

Распределениеучащихся (в процентах) разных школ по созданию аккаунтов в социальных сетях

Валентина г. каменская, Елена В. татьянина

особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии CoViD-19

российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Гистограммы иллюстрируют монотонную закономерность во всех трех школах: практически все учащиеся имеют аккаунты в нескольких социальных сетях, существенно меньшая часть подростков владеет одним аккаунтом. Отсутствие различий в распределении ответов учеников трех школ подтверждено и по критерию X2 Пирсона, который равен 1,251 при p = 0,535. Активность в социальных сетях подростков осуществляется через созданные ими личные странички, содержание которых включает обсуждение друзей, социальные, спортивные события, фотографии, видеоролики, музыку, полностью соответствующие возрастным интересам.

Вместе с тем существенно меньшее число подростков ведут свои блоги, которые обычно посвящены какой-то определенной аудитории и имеют свою тематику. Этот вид деятельности требует большего времени по сравнению с остальными видами досуга, а также определенной компетентности в цифровой среде. Очевидно, что такой досуг должен быть не слишком популярным, что и подтверждается на рис. 4, где показано, что от 35% и до 75% школьников не имеет своего блога.

Рисунок 4

Распределение учащихся в процентах в разных школах по наличию постоянных блогов в Интернете

Организация блога в социальных сетях оп

70 70

ии ЦП

I ш 4П

ни Я 30

20 1

10 ^ I I

■I ■■■ ■■■

и Школа 1 Школа 2 Школа 3

■ да, один ■ да, с друзьями ■ нет блога

С друзьями или в одиночку разное число учащихся в трех школах ответили на вопрос о своей способности создавать такой контент, который привлекает

Валентина г. Каменская, Елена В. Татьянина особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период

пандемии CoviD-19 российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

других подростков. Причем можно отметить, что максимальный процент таких компетентных учащихся зафиксирован в гуманитарной школе с педагогической профилизацией. Минимальный процент учащихся, имеющих свой блог, отмечен в кадетском классе школы №14. Эти различия проверялись на достоверность также по критерию х2 Пирсона, который подтвердил достоверность этих различий (расчетное значение критерия равно 11,11 при p = 0,004).

Обсуждение результатов

В статье установлены принципиальные особенности активности подростков изученной нами российской выборки города Липецка в Интернете во время пандемии Covid-19 по сравнению со своими сверстниками других стран. Россияне предпочитают общение в социальных сетях всем остальным видам досуга в виртуальном пространстве, что возможно связано с высоким значением социальных коммуникаций для российских подростков. Этот факт согласуется с известными в литературе научными представлениями об определенном влиянии условий жизни и обучения учащихся на их включенность в виртуальную среду и выбор цифрового досуга (Веракса и др., 2021; Каменская, Томанов, 2022; Черенков, 2015, Gao et al., 2020; Keya et al,, 2020; Park et al., 2008; Soldatova et al., 2020). В данной работе и предыдущих наших исследованиях (Каменская В.Г, и др., 2020, Kamenskaya V.G. et al, 2021) было установлено, что минимальной популярностью у подростков пользуются онлайн-игры, в чем заключается отличие от сверстников Китая, Кореи и США (Mihara, Higuchi, 2017), которые большее время проводят за играми, чем за иными формами цифрового досуга. Кроме этого, авторы свидетельствуют о существенно большем проценте учащихся, предпочитающих онлайн-игры виртуальному общению в социальных сетях во время пандемии Covid-19 (Каменская, Томанов, 2022; Center on Media and Child Health, 2020; Statista, 2021; Mental Health Foundation, 2020; Zhu et al., 2020).

Вместе с тем активность учащихся в социальных сетях трех обследованных школ имеет свою специфику. Максимально долго общаются в социальных сетях учащиеся педагогического класса гуманитарной школы №24. При этом достоверно большее число подростков этой школы предпочитают социальные сети всем остальным видам досуга в виртуальном пространстве. Эти же школьники характеризуются достаточной компетентностью для формирования интересного для сверстников контента в социальных сетях. Принципиально отличаются от подростков педагогического класса мальчики-кадеты, которые в целом реже прибегают к общению в социальных сетях и к тому же время от времени играют в компьютерные онлайн-игры. Нельзя исключать вклада в эти различия и гендерного фактора (Statista, 2021), так как в педагогическом классе большую часть выборки составляют девочки. Однако минимальная увлеченность виртуальным досугом мальчиками-кадетами имеет и еще одну возможную причину, связанную с интенсивными занятиями

Валентина г. Каменская, Елена В. Татьянина

особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии CovD-19

российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

спортом и поощрением педагогами-воспитателями академической успеваемости. Подтверждением этого является высокие временные затраты на досуг в Интернете школьников школы из неблагополучного района Липецка по сравнении с мальчиками-кадетами, которые в существенно меньшей степени охвачены дополнительными занятиями и участием в коллективных делах школы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интенсивное, превышающее возрастные нормы использование Интернета, в особенности социальных сетей, в качестве основного вида досуга обусловлено как спецификой условий обучения, так и меньшей воспитательной работой со стороны школы, отсутствием организованного досуга для школьников, системы поощрения. Спортивная и туристская формы досуга являются естественными протекторами Интернет-аддикции, которая в последние годы привлекает внимание специалистов как одна из опасных форм социальной и личностной девиации. Интернет-зависимость может угрожать безопасности не только развития подростков, но и системе образования, обществу в целом (Баева, 2019, Каменская, Томанов, 2022; Терещенко, Смольникова, 2020; Черенков, 2015; Park et al., 2008). Вместе с тем авторы (Bruggeman, Van Hiel & Van Haletal, 2019; Kuss & Lopez-Fernandez, 2016; Sch0nning, Hjetland, Aara & Scogen, 2020) предостерегают от жестких выводов относительно причинно-следственных связей такого широко применяемого маркера формирующейся Интернет-зависимости, как времени использования цифрового устройства, в связи с не полностью контролируемыми методическими параметрами. Сложной и не имеющей определенного решения является проблема мотивации, заставляющей подростков проводить время в социальных сетях или в онлайн-игре. Высказывается представление о том, что этот мотивационный комплекс достаточно сложен и включает разные мотивы, в том числе и развлекательные (Веракса и др, 2021; Gareht, 2018; Marin-Lopez et al., 2020; Stockdale & Coyne, 2020; Von Der Heiden et al., 2019). Указанные обстоятельства побуждают исследователей продолжать изучение поведения подростков в цифровой среде и его динамику в различных социальных и экологических обстоятельствах.

Пандемия как дополнительный стрессогенный для подрастающего поколения фактор привел к усиленному использованию цифровых средств досуга, выполняющих роль психологических механизмов, защищающих молодых людей от вынужденного одиночества (Groarke et al., 2020; Mental Health Foundation, 2020; Luchetti et al., 2020, Zhu et al., 2020). Вместе с тем оказалось, что в этот сложный период степень погружения в виртуальный мир детерминирована как спецификой образовательной среды учащихся, так и личными предпочтениями подростков. Степень риска развития Интернет-зависимости может определяться личностными предпочтениями и временем цифрового досуга подростков, а также связан с социокультурными условиями обучения, что полностью согласуется с принятой в отечественной психологии концепцией культурно-исторической детерминации социального и психического развития детей и подростков.

Валентина г. Каменская, Елена В. Татьянина особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период

пандемии CoviD-19 российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Заключение

Развитие и обучение современных детей и подростков проходит в измененной за счет внедрения в общественную жизнь цифровых продуктов как результата технологической эволюции социокультурной среде. Изменившаяся социокультурная среда определяет новые формы поведения, в том числе в досуговой деятельности, вытесняющей прежде доминируюшие формы отдыха и развлечения детей и подростков. Дополнительным средовой фактор, способным оказать воздействие на увлеченность Интернет-ресурсами, в 2020 год оказалась пандемия Covid-19, которая привела к сокращению социальных контактов подростков друг с другом.

Формы и длительность досуговой деятельности подростков в этих условиях определяются особенностями образовательной среды, вместе с тем имеют значения и индивидуально-личностные характеристики, связанные с предпрофессиональной подготовкой в школе. Общим свойством цифрового досуга подростков промышленного города России оказалось предпочтение общения в социальных сетях онлайн-играм. При этом время, проведенное в Интернете, у большинства подростков находилось в диапазоне от часа и до трех, что свидетельствует об умеренной увлеченности цифровым досугом в условиях повышенной стрессированности пандемией Covid-19. Однако в гуманитарной гимназии 47% учащихся проявляют сверх увлеченность виртуальным досугом, определяемую как время пребывания в интернете более 4 часов в день, что может рассматриваться как определенные риски Интернет зависимости (Каменская, Томанов, 2022).

Распределение индивидуальных предпочтений цифрового досуга достоверно различается в школах с разными образовательными программами: у учащихся гуманитарной школы с педагогической профилиацией доминирует в качестве любимой формы досуга общение в социальных сетях. В кадетском корпусе у мальчиков-подростков не удалось обнаружить определенного доминирования любимой формы досуга, при этом в одинаковой степени представлен выбор поисковых браузеров и онлайн-игр. Учащиеся школы из социально неблагополучного района демонстрируют сходство форм цифрового досуга с учениками гуманитарной гимназии. Подростки разных школ проявляют разную степень компетентности в освоении социальных сетей, которые связаны с созданием контента в них через организацию блогов для определенной аудитории. Максимально успешными в этом отношении оказались учащиеся педагогической профилизацией в гуманитарной гимназии. Минимальное число подростков, организующих свой блог, было обнаружено в кадетском классе, что свидетельствует о сниженной мотивации для реализации такой формы активности и об отсутствии необходимой Интернет-компетентности для формирования адекватного возрастного контента.

Валентина г. Каменская, Елена В. Татьянина

особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии CovD-19

российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Литература

Баева, Л. В. (2019). «Группы смерти» и «колумбайн-сообщеста» в онлайн-культуре и

реальном социуме. Информационное сообщество, 3, 33-43 Веракса, А. Н., Корниенко, Д. С., Чурсина, А. В. (2021). Мотивы использования соцсетей, факторы онлайн-риска и психологическое благополучие подростков в связи с интеграцией социальных сетей в ежедневную активность. Российский психологический журнал, 18(4), 30-47. https://doi.org/10.21702/rpi.2021A3 Каменская, В. Г., Томанов, Л. В., Татьянина, Е. В. (2020). Дети и подростки цифрового мира. Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Семья и социум: психологические и социально-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения. Полиграфическая студия «Открытый мир». Каменская, В. Г., Томанов, Л. В. (2022). Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков. Экспериментальная психология, 15(1), 139-159. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150109 5 Терещенко, С. Ю., Смольникова, М. В. (2020). Нейробиологические факторы риска формирования Интернет-зависимости у подростков: актуальные гипотезы и ближайшие перспективы. Социальная психология и общество, 11(1), 55-71. Черенков, Д. А. (2015). Девиантное поведение в социальных сетях: причины, формы, следствие. Nauka-Rastudent.ru [Электронный ресурс], 7(19) http://nauka-rastudent. ru/19/2843/

Bruggeman, H., Van Hiel, A., Van Hal, G. & Van Dongen, S. (2019). Does the use of digital media affect psychological well-being? An empirical test among children aged 9 to 12. Computers in Human Behavior, 101, 104-113. https://doi.org/10.1016/i.chb.2019.07.015 Center on Media and Child Health. (2020). Video Games. https://www.prnewswire.com/news-releases/boston-childrens-hospitals-center-on-media-and-child-health-releases-an-essential-guide-for-parents-concerned-about-kids-screen-use-301063133.html Cheng, C., Cheung, M. W.-L., Wang, H.-Y. (2018). Multinational comparison of internet gaming disorder and psychosocial problems versus well-being: Meta-analysis of 20 countries. Computers in Human Behavior, 88, 153-167. Digital 2022. (2022). Global Overview Report. https://www.sostav.ru/publication/we-are-

social-i-hootsuite-52472.html Gao, T., Li, M., Hu, Y., Qin, Z., Cao, R., Mei, S., & Meng, X. (2020). When adolescents face both Internet addiction and mood symptoms: A cross-sectional study of comorbidity and its predictors. Psychiatry Research, February, 284. https://doi.org/10.1016/i. psychres.2020.112795

Gareht, D. (2018). Social media 'teen death groups' encouraging suicides sweep across Russia prompting 57 percent increase in youngsters taking their own lives. Retrieved February 2018. http://www.dailymail.co.uk/news/article4374978/Social-media-death-groups-prompts57-rise-suicides Groarke, J. M., Berry, E., Graham-Wisener, L. (2020). Loneliness in the UK duringthe COVID-19 pandemic: Cross-sectional results from the COVID-19 psychological well being study. Plos One, 15(9), e0239698. Kamenskaya, V. G., & Tomanov, L. V. (2019). Informatization of society and intellectual development of children of senior preschool age. Advances in Economics, buseness and management research, 81, 775-781. https://doi.org/mtde-19.2019.158 Kamenskaya, V. G., Tomanov, L. V., & Tatianina, E. V. (2021). Features of the Use Internet of Russian Teenages in Regional Aspect. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 577, 74-76.

Валентина г. Каменская, Елена В. Татьянина особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период

пандемии CoviD-19 российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Keya, F. D., Rahman, M., Nur, T., & Kamal, P. (2020). Parenting and Child's (five years to eighteen years) digital game addition: a qualitative study in North-Western Of Bangladesh. Computer in Human Behavior Reports, 2, 100031. https://doi.org/10.1016/jchbr2020.100031 Kuss, D. J., Lopez-Fernandez, O. (2016). Internet addiction and problem at Internet use: A systematic review of clinical research. World Journal of Psychiatry, 6(1), 143-176. https:// doi.org/10.5498/wjp.v6.i1.143 Luchetti, M., Lee, J. H., Aschwanden, D., Sesker, A., Strickhouser, J. E. ... Sutin, A. R. (2020). The trajectory of loneliness in response to COVID-19. American Psychologist, 75(7), 897-908. http://doi.org/10.1037/amp0000690.supp Marin-Lopez, I., Zych, I., Ortega-Ruiz, R., Hunter, S. C., & Llorent, V. J. (2020). Relations among online emotional content use, social and emotional competencies and cyberbullying. Children and Youth Services Review, 105.https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.104647 Mental Health Foundation. (2020). Loneliness during coronavirus. https://www.mentalhealth.

org.uk/coronavirus/loneliness-during-coronavirus21 Mihara, S., & Higuchi, S. (2017). Cross-sectional and longitudinal epidemiological studies of Internet gaming disorder: A systematic review of the literature. Psychiatry and Clinical Neurosciences, 71(7), 425-444. Park, S. K., Kim, J. Y., & Cho, C. B. (2008). Prevalence of Internet addiction and correlations with

family factors among South Korean adolescents. Adolescence, 43(172), 895-909. Statista. (2018). Percentage of teenagers who play video games in the United States as of April 2018, by gender. https://www.statista.com/statistics/454309/teen-video-gameplayers-gender-usa/

Sobkin, V. S., & Fedotova, A. V. (2021). Adolescents on Social Media: Aggression and Cyberbulling. Psychology in Russia: State of the Art, 14(4), 186-201. https://doi.org/10.11621/ pir.2021.0412

Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I., & Chigarkova, S.V. (2020). Digital socialization of adolescents in the Russian Federation: Parental mediation, online risks and digital competence. Psychology in Russia: State of the Art, 13(4), 191-206. https://doi.org/10.11621/ pir.2020.0413

Sch0nning, V., Hjetland, G. J., Aar0, L. E., & Skogen, J. C. (2020). Social media use and mental health and well-being among adolescents - A scoping review. Frontiers in Psychology, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01949 Stockdale, L. A., & Coyne, S. M. (2020). Bored and online: Reasons for using social media, problematic social networking site use, and behavioral outcomes across the transition from adolescence to emerging adulthood. Journal of Adolescence, 79, 173-183. https:// doi.org/10.1016/j.adolescence.2020.01.010 Zhu, Ya., Zhuang, P., Lee, J., Li, K. (2020). Leisure and problem gaming behaviour among children and adolescents during school closures caused by COVID-19 in Hong Kong: A school-based quantitative. JMIR Serious Games. https://doi.org/10.2196/preprints.26808 Von Der Heiden, J. M, Braun, B., MQller, K. W., Egloff, B. (2019). The association between video

gaming and psychological functioning. Frontiers in Psychology, 10, 1731. Statista. (2018). Number of Worldwide Social Network Users. https://www.statista.com/ statistics/278414/number-of-worldwide-social-network-users/

Поступила в редакцию: 19.01.2023

Поступила после рецензирования: 28.03.2023

Принята к публикации: 21.04.2023

Валентина г. Каменская, Елена В. Татьянина

особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии CoviD-19

российский психологический журнал, 20(2), 2023

НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Заявленный вклад авторов

Каменская Валентина Георгиевна

текста статьи.

Татьянина Елена Владимировна

форматирование таблиц.

- написание, подготовка и редактирование - статистическая обработка результатов,

Информация об авторах

Каменская Валентина Георгиевна - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация; Researcher ID: Q-8999-2016; Scopus ID: 6701876138, Author ID: 77240, SPIN-код: 6742-8943; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1654-8041; e-mail: kamenskaya-v@mail.ru

Татьянина Елена Владимировна - младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Психофизиология здоровья и здоровьеформирования», Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец, Российская Федерация; Author ID: 1185205, SPIN-код: 9411-6680; e-mail: tatianinaelena@mail.ru

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.