Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРИЯ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКОВ / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарапов Ю.В., Недилько М.В.

В статье проанализирована централизация ведения бухгалтерского учета на крупных предприятия, представлены преимущества и недостатки данной системы, а также часто возникающие проблемы и риски. Анализируя различные источники, мы пришли к выводу, что централизованные бухгалтерии возникают не только в бюджетных организациях, но и коммерческие организации все чаще передают функции бухгалтерского учета в общие центры обслуживания. Модель работы таких центров некоторые специалисты сравнивают с аутсорсингом. Однако, это не так. Целью данной статьи является раскрытие особенностей перехода организаций к централизованному учету бухгалтерских операций. В ходе подготовки были использованы следующие методы: монографический, сравнения, наблюдения. В результате исследования были получены результаты обосновывающие необходимость перехода к централизованным бухгалтериям. как возможности оптимизации бюджета затрат и создания условий для повышения квалификации работников, осуществляющих ведение бухгалтерского учета. Также предложены индикаторы оценки проекта при переходе к централизованному ведению учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CENTRALIZATION OF ACCOUNTING

The article analyzes the centralization of accounting at large enterprises, presents the advantages and disadvantages of this system, as well as the problems and risks that often arise. Analyzing various sources, we came to the conclusion that centralized accounting departments arise not only in budget organizations, but also commercial organizations increasingly transfer accounting functions to common service centers. Some experts compare the work model of such centers with outsourcing. However, this is not the case. The purpose of this article is to disclose the specifics of the transition of organizations to centralized accounting of accounting transactions. During the preparation, the following methods were used: monographic, comparisons, observations. As a result of the study, the results were obtained justifying the need to switch to centralized accounting. as an opportunity to optimize the cost budget and create conditions for improving the skills of employees engaged in accounting. Indicators of project evaluation during the transition to centralized accounting are also proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

УДК 657.1 ШАРАПОВ ЮРИИ ВЛАДИМИРО-

ВИЧ

к.э.н., доцент кафедры бизнес-информатики, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия,

e-mail: scharapov_yv@usue.ru

НЕДИЛЬКО МАРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

магистрант кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный экономический университет,

г. Екатеринбург, Россия, e-mail: komelkova98@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2022-11 -224-227 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Аннотация. В статье проанализирована централизация ведения бухгалтерского учета на крупных предприятия, представлены преимущества и недостатки данной системы, а также часто возникающие проблемы и риски. Анализируя различные источники, мы пришли к выводу, что централизованные бухгалтерии возникают не только в бюджетных организациях, но и коммерческие организации все чаще передают функции бухгалтерского учета в общие центры обслуживания. Модель работы таких центров некоторые специалисты сравнивают с аутсорсингом. Однако, это не так. Целью данной статьи является раскрытие особенностей перехода организаций к централизованному учету бухгалтерских операций. В ходе подготовки были использованы следующие методы: монографический, сравнения, наблюдения. В результате исследования были получены результаты обосновывающие необходимость перехода к централизованным бухгалтериям. как возможности оптимизации бюджета затрат и создания условий для повышения квалификации работников, осуществляющих ведение бухгалтерского учета. Также предложены индикаторы оценки проекта при переходе к централизованному ведению учета. Ключевые слова: бухгалтерия, централизованная бухгалтерия, квалификация работников, оптимизация затрат._

SHARAPOV YURI VLADIMIROVICH

Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Business Informatics, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia,

e-mail: scharapov_yv@usue.ru

NEDILKO MARIA VALERYEVNA

Master's student of the Department of Accounting and Auditing, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia,

e-mail: komelkova98@mail.ru

FEATURES OF ACCOUNTING CENTRALIZATION

Abstract. The article analyzes the centralization of accounting at large enterprises, presents the advantages and disadvantages of this system, as well as the problems and risks that often arise. Analyzing various sources, we came to the conclusion that centralized accounting departments arise not only in budget organizations, but also commercial organizations increasingly transfer accounting functions to common service centers. Some experts compare the work model of such centers with outsourcing. However, this is not the case. The purpose of this article is to disclose the specifics of the transition of organizations to centralized accounting of accounting transactions. During the preparation, the following methods were used: monographic, comparisons, observations. As a result of the study, the results were obtained justifying the need to switch to centralized accounting. as an opportunity to optimize the cost budget and create conditions for improving the skills of employees engaged in accounting. Indicators of project evaluation during the transition to centralized accounting are also proposed.

1. Введение

Каждый работодатель стремится к повышению эффективности и результативности ведения бухгалтерского учета, а также осуществить это с минимальными затратами. На сегодняшний день среди организаций, имеющих головной офис и региональные филиалы, распространена тенденция создания централизованной бухгалтерии, где осуществляется учет, и формируется итоговый свод отчетности по организации в целом.

Для начала рассмотрим понятие централизованной бухгалтерии. «Централизованная бухгалтерия (ЦБ) - это специализированное учреждение, в которое передаются полномочия по проведению расчетов, ведению учета, а также формированию отчетности» [5].

2. Основная часть

2.1. Нормативное регулирование централизованного ведения бухгалтерского учета

Исходя из Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», все организации на территории Российской Федерации обязаны вести бухгалтерский учет, при этом ответственность за организацию его ведения, за соответствие законодательству полностью возложена на руководителя.

В настоящее время существует два способа ведения бухгалтерского учета - централизованный и децентрализованный.

Децентрализованный подразумевает создание бухгалтерии, в которой каждый филиал не только занимается оформлением первичной документации, но и ведет синтетический и аналитический учет, формирует отчетность.

Централизованный способ предполагает ведение учета исключительно головной организацией. В обособленных подразделениях ведется первичный учет, а далее, согласно определенному регламенту головной организации, документация передается для проверки, группировки, обработки для систематизации в регистрах учета.

Централизованное ведение бухгалтерского учета на сегодняшний день, ввиду своей эффек-

Составлено авторами

Рис. 1. Структура централизованной бухгалтерии

В область задач централизованной бухгалтерии входит «подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов, проверка выполнения заложенного бюджета» [2]. Работники централизованной бухгалтерии «принимают участие в инвентаризациях и оказывают консультационные услуги» [4]. Еще один из отдельных сегментов важных работ - систематизировать все процессы учетных работ, а также организовать хранение документации, находящихся в региональных филиалах.

2.2 Преимущества централизованной бухгалтерии

Рассмотрим основные отличия бухгалтерии, переданной на аутсорсинг и в общие центры обслуживания. Первое и главное отличие, на наш взгляд, это сохранение контрольной функции за головным офисом организации, которая решила передать работу по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. [3,7] Вторая особенность централизованной

бухгалтерии - нивелирование негативных последствий при применении разной методологии ведения учета и отчетности разными структурными подразделениями организации. Таким образом, централизованная бухгалтерия в крупном бизнесе не только снижает затраты, но и ведет к повышению качества ведения бухгалтерского и налогового учета, способствует прозрачности учета.

Важным моментом является расчет численности персонала централизованной бухгалтерии. [6,9] Так, для расчета плановой численности необходим анализ данных по: объему финансирования организации; общей штатной численности; количеству первичных учетных документов; количеству операций по аналитическому и синтетическому учету; количеству форм отчетности, включая статистическую, бухгалтерскую, налоговую и отчетность в различные фонды; уровню автоматизации учетного процесса; квалификационному уровню работников бухгалтерской службы и их деловых качествах и другие данные.

Самым главным преимуществом такого способа ведения бухгалтерского учета, как мы и говорили ранее, минимизация расходов, так как сокращается количество кадров, что говорит об экономии на фонде оплаты труда. Уменьшаются также расходы на обслуживание помещений для персонала, канцелярские принадлежности и т.д. Возможно увеличение степени достоверности учетной информации, понижение уровня налоговых рисков, так как гораздо проще осуществляется контроль. Единая методология ведения бухгалтерского учета на крупном предприятии уменьшает возможность возникновения разногласий, противоречий.

Несмотря на представленные преимущества централизованной бухгалтерии, данная система имеет и ряд недостатков, таких как:

- затруднение принятия решений из-за удаленности региональных филиалов и головного офиса;

- ненадежность, так как при сбое работы бухгалтерии может быть парализована работа всего предприятия;

- отсутствие оперативности решений вопросов удаленных филиалов;

- зависимость всех подразделений от решений головного офиса, иногда не подходящих к интересам конкретного филиала;

- увеличение затрат на командировки, связь, логистику.

Во многих крупных предприятиях действует обширная социальная политика, где представлен большой спектр социальных льгот, гарантий и компенсаций, но не во всех предприятиях налажена система электронного документооборота (ЭДО), что затрудняет обработку первичной документации централизованной бухгалтерией. Так, например, лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно [10,12]. Соответственно, работник должен предоставить документацию, все оригинальные отчетные документы в бухгалтерию, где будет произведен расчет «компенсационной» суммы и сама выплата. Работодатель при этом понесет затраты на доставку документации в головной офис, а работнику при этом придется долго ждать, пока головной офис получит документацию, обработает и произведет выплату.

Подобная проблема возникает и при выдаче работникам денег под отчет. [8] К сожалению, далеко не всегда, работники отчитываются вовремя и подтверждающие документы в бухгалтерию попадают поздно, еще более обостряется эта проблема при наличии централизованной бухгалтерии. Риск начисления лишних налогов и возникновения штрафов увеличивается в разы. Поэтому, при централизации бухгалтерии очень важна налаженная работа электронного документооборота и оперативная логистика. Также при этом возникает потребность в сотруднике филиала, который будет заниматься предварительным анализом предъявляемых работниками первичных документов, их сбором и отправкой в головной офис для минимизации вероятности возникновения каких-либо недочетов при принятии подтверждающих документов к учету централизованной бухгалтерией.

3. Выводы

Перейти к централизованному учету невозможно без внедрения цифровизации. На сего-

дняшний день в России применяется несколько цифровых решений для ведения бухгалтерского учета Общими центрами обслуживания: 1С: документооборот, Directum, Docsvision, WSSDocs, ТЕЗИС, Дело-WEB и другие. [11] Все они дают возможность потокового ввода первичных учетных документов, имеют интеллектуальный поиск и распознавание документов. Однако, до сих пор не решена проблема архивного долговременного хранения учетных документов. Также, руководство организации может столкнутся с негативными последствиями от несанкционированного взлома и проникновения к важной информации мошенников. А со стороны социальной безопасности будет увеличиваться риск роста безработицы в условиях цифрового неравенства.

При переходе на централизованную бухгалтерию, на наш взгляд, необходимо отслеживать уровень сформированности индикаторов до и после переходного периода. К таким индикаторам можно отнести: удельный вес показателей бухгалтерской отчетности, формируемый по данным регистров учета (без участия бухгалтера); доля документов, по которым требовался

Литература

1. Анженко В.С. Централизация бухгалтерского (бюджетного) учета на региональном уровне // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 42-45.

2. Баталова В.О., Шарапова В.М., Шарапова Н.В. Автоматизация при формировании баланса предприятия и пути ее совершенствования. / В сборнике: Новые информационные технологии в образовании. Под общей редакцией Д.В. Чистова. 2012. С. 481-484.

3. Воробьева Л.П. Передача учетных функций централизованным бухгалтериям // Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2016. № 10 (166). С. 23-28.

4. Калицкая В.В., Рыкалина О.А., Степанова Л.А., Моисеенко С.Л. Цифровизация финансового учета. требования законодательства и возможности бизнеса // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 9-2. С. 212-221

5. Махонина, О. В. Централизация бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы на современном этапе / О. В. Махонина, В. А. Сафонова // Global and Regional Research. - 2022. - Т. 4. - № 2. - С. 8-13. - EDN UWNPDT.

6. Пичушкин А.В., Ленина С.В. Внутренний контроль состояния бухгалтерского учета в централизованной бухгалтерии //Бюджетный учет. 2021. № 1 (193). С. 24-29.

7. Попов А.Ю. Бухгалтерский и налоговый учет выбытия основных средств: особенности и ближайшие перспективы // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 6 (18). С. 217-224.

8. Сорокина Е.А., Шарапова В.М. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами /В сборнике: Бухгалтерский финансовый и управленческий учет и отчетность. сборник материалов круглого стола в формате online. 2020. С. 108-115

Я. Фимина Н.В. Функционирование централизованной бухгалтерии: организационные аспекты // Советник в сфере образования. 2016. № 7. С. 46-52.

10. Шарапова Н.В., Шарапов Ю.В. Реформирование бухгалтерского учета / В сборнике: Бухгалтер XXI века. 2004. С. 157-159.

11. Шишкина С.А., Орехов А.А. Обзор сервисов онлайн-бухгалтерии // Финансовый вестник. 2021. № 3 (54). С. 45-49

12. ECM-Journal. Централизованная бухгалтерия: что это такое и чем она занимается» [Электронный ресурс] URL: https: //www.esm-journal.ru/material (дата обращения: 22.11.2022).

References:

1. Anzhenko V.S. Centralizaciya buhgalterskogo (byudzhetnogo) ucheta na regional'nom urovne // Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie. 2021. T. 10. M 4 (37). S. 42-45.

2. Batalova V.O., SHarapova V.M., SHarapova N.V. Avtomatizaciya pri formirovanii balansa predpriyatiya i puti ee sovershenstvovaniya. / V sbornike: Novye informacionnye tekhnologii v obrazovanii. Pod obshchej redakciej D.V. CHistova. 2012. S. 481-484.

3. Vorob'eva L.P. Peredacha uchetnyh funkcij centralizovannym buhgalteriyam // Sovetnik buhgaltera byudzhetnoj sfery. 2016. M 10 (166). S. 23-28.

4. Kalickaya V.V., Rykalina O.A., Stepanova L.A., Moiseenko S.L. Cifrovizaciya finansovogo ucheta. trebovaniya za-konodatel'stva i vozmozhnosti biznesa // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2022. M Я-2. S. 212-221

5. Mahonina, O. V. Centralizaciya buhgalterskogo ucheta v organizaciyah byudzhetnoj sfery na sovremennom etape / O. V. Mahonina, V. A. Safonova // Global and Regional Research. - 2022. - T. 4. - M 2. - S. 8-13. - EDN UWNPDT.

6. Pichushkin A.V., Lenina S.V. Vnutrennij kontrol' sostoyaniya buhgalterskogo ucheta v centralizovannoj buhgal-terii // Byudzhetnyj uchet. 2021. M 1 (1Я3). S. 24-2Я.

7. Popov A. YU. Buhgalterskij i nalogovyj uchet vybytiya osnovnyh sredstv: osobennosti i blizhajshie perspektivy // Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2016. M 6 (18). S. 217-224.

8. Sorokina E.A., SHarapova V.M. Buhgalterskij uchet raschetov s podotchetnymi licami / V sbornike: Buhgalterskij finansovyj i upravlencheskij uchet i otchetnost'. sbornik materialov kruglogo stola v formate online. 2020. S. 108-115 Я. Fimina N. V. Funkcionirovanie centralizovannoj buhgalterii: organizacionnye aspekty // Sovetnik v sfere obra-zovaniya. 2016. M 7. S. 46-52.

10. SHarapova N.V., SHarapov YU.V. Reformirovanie buhgalterskogo ucheta / V sbornike: Buhgalter XXI veka. 2004. S. 157-15Я.

11. SHishkina S.A., Orekhov A.A. Obzor servisov onlajn-buhgalterii //Finansovyj vestnik. 2021. M 3 (54). S. 45-4Я

12. ECM-Journal. Centralizovannaya buhgalteriya: chto eto takoe i chem ona zanimaetsya» [Elektronnyj resurs] URL: https: //www.esm-journal.ru/material (data obrashcheniya: 22.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.