Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций у студентов-выпускников педагогического института'

Особенности ценностных ориентаций у студентов-выпускников педагогического института Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / VALUE / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VALUE ORIENTATION / ЦЕЛЬ / PURPOSE / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS / МЕТОДИКА М. РОКИЧА / THE METHOD M. ROKICHA / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жукова Алина Юрьевна

Статья посвящена одной из важных тем в социологии и деонтологии социальной работы ценностным ориентациям студентов-выпускников. Определены ведущие ценностные ориентации студентов выпускных групп Кызылского педагогического института, а также наличие в них профессиональных ориентиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF VALUE ORIENTATION OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL INSTITUTE

The article is devoted to one of the important topics in the sociology and deontology of social work the value orientations of graduate students. The author tried to determine the leading value orientations of the students of the graduating groups of the Kyzyl Pedagogical Institute, as well as the existence of professional benchmarks in them.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций у студентов-выпускников педагогического института»

УДК 378.1:37.034

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Жукова А.Ю.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

PECULIARITIES OF VALUE ORIENTATION OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL

INSTITUTE

Zhukova A.U. Tuvan State University, Kyzyl

Статья посвящена одной из важных тем в социологии и деонтологии социальной работы - ценностным ориентациям студентов-выпускников. Определены ведущие ценностные ориентации студентов выпускных групп Кызылского педагогического института, а также наличие в них профессиональных ориентиров.

Ключевые слова: ценность, ценностная ориентация, цель, процесс обучения, методика М. Рокича, профессиональная деятельность.

The article is devoted to one of the important topics in the sociology and deontology of social work - the value orientations of graduate students. The author tried to determine the leading value orientations of the students of the graduating groups of the Kyzyl Pedagogical Institute, as well as the existence of professional benchmarks in them.

Key words: value, value orientation, the purpose, the learning process, the method M. Rokicha, professional activity.

Конец XX века в российском обществе стал периодом трансформации, когда процесс воспитания патриотической, целенаправленной, нравственной личности стал отходить на второстепенный план. В это же время стали меняться представления человека о том, что для него становится ведущим, главным в жизни, что для него является ценностью больше всего: материальное благополучие, духовное богатство, счастье близких людей или собственное развитие и самостоятельность.

Система ценностей у каждого человека строится индивидуально, зависит от множества факторов, но именно она задает повседневный ориентир, с помощью которого индивид объединяет свои мысли и действия с социальной действительностью. Процесс социализации в обществе также происходит сквозь различные социальные группы (семья, детский сад, друзья, студенческая группа, рабочий коллектив), и все они являются носителями различных систем ценностей. Они оказывают существенное влияние и формируют его ценностные ориентации.

Каждая научная область выдвигает свои определения понятию «ценностная ориентация».

В философском словаре дается следующее определение: ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов

социализации и социальной адаптации и, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей [6, с. 89].

По мнению таких ученых как Н.Е. Шипицина и Г.М. Петренко, ценностные ориентации личности есть внутреннее глубокое предпочтение, деятельное стремление, которое активизирует личность на пути к достижению цели. Формирование и развитие ценностных ориентаций для них - это сложный противоречивый процесс, испытывающий воздействие многих факторов, в том числе стихийных, подчас оказывающих на данный процесс отрицательное влияние. Именно образование, по мнению Шипициной Н.Е. и Петренко Г.М., можно правомерно считать и как фактор, и как средство социализации, так как оно в значительной мере влияет на предпочтения людей в выборе жизненно важных ценностей, на их самоопределение [5, с. 67].

В психологической науке ценностные ориентации (англ. Value orientations) -важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.). В социологических концепциях ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С другой стороны, именно формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения[1, с. 539].

В социологии ценностные ориентации изучаются как регуляторы социального поведения социальных субъектов. Они возникают при столкновении потребности вовлечения в целостную социальную систему и наличия общих социальных условий жизнедеятельности человека: политических, экономических, культурных особенностей образа жизни социального субъекта. Выражаются ценностные ориентации в целостности поведения в различных сферах деятельности. Обнаруживаются они в идеалах, целях, интересах и в других проявлениях социального субъекта [4, с. 162].

Таким образом, ценностные ориентации выполняют особую, регулирующую функцию поведения личности. Процесс формирования ценностных ориентаций проходит сложно, длительно и зависит от множества факторов. Один из факторов -это образовательная среда. Формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, а пора студенчества есть то время, когда у личности формируются, укореняются ведущие жизненные

ориентиры. Тем самым формируются почти состоявшиеся человеческие ценностные ориентиры. И если в ходе жизнедеятельности личности происходят существенные изменения, то данные ориентиры могут так же изменяться.

Хотя М.Я.Виленский считает, что реализация учебной программы любого образования не оказывает заметного влияния на мировоззрение и перестройку сознания студентов, на формирование убеждений, установок, ценностных ориентаций [8, с. 67].

Система ценностей отражает существенные ценности, идеи и идеалы эпохи. Рассматривая историческую эпоху, можно заметить, что иерархия ценностей менялась почти каждые десятилетия [4, с. 56].

В настоящее время, вначале 21 века, теме ценностных ориентаций студенческой молодежи посвящено множество научных работ и статей. Проанализировав многие из них, можно сделать вывод, что в целом по стране главными жизненными ценностями молодежи считаются материальное благополучие, являющееся стимулом их жизненной активности, независимость и карьера, достижение высокого статуса. Семья, например, остается в далекой перспективе. Сильно снижено отношение к образованию как базовой социальной ценности. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что современная система образования больше всего стала ориентироваться на самостоятельное обучение учащихся, студентов. Только молодежь не совсем готова к таким требованиям, и не настолько подготовленными они приходят в вуз из средних общеобразовательных организаций.

Так же мы можем выделить то, что свобода и развлечения занимают не последние места в ценностных ориентациях современных молодых людей. Немаловажную роль в этом, к сожалению, играют средства массовой информации (СМИ), социальные сети, Internet, которые сталкивают молодежь с большим потоком массовой пропаганды, которая несет не только позитивные моменты образа жизни, но чаще негативную информацию, воспитывая тем самым корыстных, эгоистических, самоуверенных, грубых, равнодушных людей.

С нашей точки зрения, влияние процесса образования и общественного окружения может варьироваться исходя из региональных особенностей, традиций и обычаев.

В сентябре 2016г. было проведено исследование в Кызылском педагогическом институте. Участвовали студенты направлений подготовки: Педагогическое образование профили «Технологическое образование» и «Начальное образование», направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» и «Социальная работа».

Цель исследования - выявить особенности в ценностных ориентациях у студентов выпускных групп, а также проследить насколько выражены профессиональные ценности по опроснику.

В исследовании принимало участие 40 человек. Из них 8 человек - это юноши и 32 человека - девушки. Всем студентам была предложена методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данный опросник позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе

самому, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу "философии жизни". М. Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что жизненная цель любой личности есть то, к чему нужно стремиться. А инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действия (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

По инструкции студентам были предложены 2 набора по 18 карточек с обозначением ценностей. Задачей было разложить их по порядку значимости для студента, которыми он руководствуется в своей жизни. Наиболее значимая ценность должна была быть помещена на первое место. Наименее важная - последнее и занять 18-ое место. В первом наборе карточек были терминальные ценности, во втором наборе - инструментальные.

В ходе исследования было выявлено, что студенты направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» в ценностных ориентациях (как в терминальных, так и в инструментальных) имеют отличительные взгляды по сравнению со студентами «Социальная работа». У студентов направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» первые три места терминальных ценностей выстроились в таком порядке: здоровье (85% респондентов), счастливая семейная жизнь (60%) и активная деятельная жизнь (33%). В последующем по ранжированию большинство отдали предпочтения таким ценностным ориентациям как жизненная мудрость, уверенность в себе и материально обеспеченная жизнь (Табл.1). Самые последние места занимают развлечения, отсутствие обязанностей, красота природы и искусства.

Таблица 1.

Терминальные ценности_

1.Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 33%

2.Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 30%

3. Здоровье (физическое и психическое); 85%

4. Интересная работа;

5.Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

б.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7.Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8.Наличие хороших и верных друзей;

9.Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10.Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей

культуры, интеллектуальное развитие);

11.Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12.Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13.Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14.Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15.Счастливая семейная жизнь; 60%

16.Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17.Творчество (возможность творческой деятельности);

18.Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 25%

Это говорит о том, что здоровье, счастье в семейной жизни и активная деятельная жизнь являются приоритетными ценностями, к которым стремятся в своей жизни студенты направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Инструментальные ценности, по М. Рокичу, являются ценностями-средствами, благодаря которым должны решаться терминальные -ценности-цели. Результаты исследования студентов направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» показали, что ведущими ценностями-средствами у них являются такие инструментальные ценности как воспитанность, образованность, аккуратность и ответственность.

Итоги результатов методики среди студентов направления подготовки «Социальная работа» несколько отличаются от студентов направлений

«Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Первые три места терминальных ценностных ориентаций занимают такие ценности как счастливая семейная жизнь (40%респондентов), здоровье (38%) и развитие (38%), работа над собой. После данных ценностей-целей предпочтение студентов отдается любви и интересной работе (Таб. 2).

Таблица 2.

Терминальные ценности__

1.Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2.Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3. Здоровье (физическое и психическое); 38%

4. Интересная работа;

5.Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 30%

б.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 35%

7.Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8.Наличие хороших и верных друзей;

9.Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10.Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11.Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12.Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 38%

13.Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14.Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15.Счастливая семейная жизнь; 40%

16.Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17.Творчество (возможность творческой деятельности);

18.Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Наименее ценным (17 и 18-ые места) в своей жизни студенты считают возможность творческой деятельности и красоту природы и искусства. По инструментальным ценностям (средствам) студенты направления «Социальная работа» схожи со студентами направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Первые места заняли такие ценности как воспитанность, ответственность и образованность. После них достойными

ценностями-средствами, по мнению студентов, являются жизнерадостность, независимость и честность.

Исходя из исследования, мы видим, что ведущими жизненными целями у студентов Кызылского педагогического института выступают семейная жизнь и здоровье. И в качестве средств, ведущих к этим целям, студенты относят такие качества человека как воспитанность, образованность и ответственность. На наш взгляд, это вполне разумные ценностные ориентации, присущие взрослому человеку. Почему же именно семья выходит на первый план? Ответ заключается в том, что в Туве молодежь рано создает семьи и обзаводится детьми. Во время учебы в институте многие девушки имеет как минимум одного ребенка.

Хотелось бы отметить, что 2 юношей из 8 отмечают, что в их жизни огромную роль играет наличие хороших друзей, что в женской части респондентов отдавалось 8-10 местам.

Изучив методику по ценностям М. Рокича, можно выделить некоторые профессиональные ценностные ориентации. Например, активная деятельная жизнь, интересная работа, познание, развитие, счастье других, продуктивная жизнь.

Если мы обратимся к нашим заключениям по исследованию, то видим, что профессиональные ценности присутствуют среди первых пяти жизненных ценностей-целей. У студентов направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» на третьем месте выделена активная деятельная жизнь, а у студентов-выпускников по направлению подготовки «Социальная работа» -это развитие, постоянное духовное совершенствование и интересная работа. Данные характеристики можно объяснить тем, что студенты направления «Социальная работа» и студенты направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» имеют свои собственные профессиональные личностные качества как специалисты, отсюда и наличие различных профессиональных ценностей у каждого из направлений.

Социальные работники в ходе своей деятельности должны накапливать знания по социальной работе, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами, а также они должны критически оценивать и быть в центре знаний, касающихся социальной работы. Суть деятельности будущих бакалавров социальной работы специфична, интересна и трудна, так как она ориентируется на людей с их жизненными заботами и трудностями. И в процессе обучения в вузе студенты данного направления осознанно понимают специфику своей будущей профессии, которая тесно связана как с профессией педагога, так и с другими смежными профессиями (психолога, медицинского работника, социолога, юриста).

Студенты же направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», на наш взгляд, не совсем готовы принять на себя важность и значимость своего профессионального долга, так как в ходе исследования не показали выраженность профессионально важных качеств. Это говорит о том, что пока студентов данных направлений, в основном, интересуют вопросы семейного характера и счастливой здоровой жизни, и последние вполне достойны занимать ведущие места в иерархии ценностных ориентаций любого человека.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: Ценностные ориентации - одна из главных психологических характеристик зрелой личности. Сформированность ориентаций означает достаточность в человеке всех социально одобряемых установок, целей, смысловых установок, которые осознаются в процессе социализации.

Профессионально-ценностная ориентация является основой любой деятельности. Развивать ее нужно не только в стенах учебного заведения высшего образования, но и в процессе социализации в целом, начиная с семьи. Наши респонденты, к сожалению, не до конца еще ориентированы на характер и соблюдение своих обязанностей, присущих их будущим профессиям.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003.

2. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М:Мысль, 1976.

3. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева //Новые технологии. № 4. 2011.

4. Сурина И. А. Ценностные ориентации / И.А. Сурина //Энциклопедия гуманитарных наук. №4. 2005.

5. Шипицина Н.Е., Петренко Г.М Ценностные ориентации в личностном развитии студенчества как педагогическая проблема / Н.Е. Шипицина, Г.М. Петренко // Вестник ЮУрГУ. № 3. 2006.

6. Философский Энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. 839с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bolshoj psikhologicheskij slovar / Podred. B.G. Mescheryakova, akad.V.P. Zinchenko M.: PrajmEVROZNAK, 2003.

2. Zalesskijg.E. Psikhologicheskie voprosy formirovaniya lichnosti. M: Mysl, 1976.

3. Nagoeva L.H. Tsennostnye orientatsii: ponyatie i fenomen / L.H. Nagoeva // Novyetekhnologii.4.2011.

4. Surina I.A. Tsennostnye orientatsii / I.A. Surina // Entsiklopediya gumanitarnykh nauk. 4. 2005.

5. Shipitsinan.E., Petrenko G.M. Tsennostnye orientatsii v lichnostnom razvitii studenchestva kak pedagogicheskaya problema / N.E.Shipitsina, G.M. Petrenko // Vestnik YUrGU. 3. 2006.

6. Filosofskij Entsiklopedicheskij slovar / Pod red. L.F. Ilicheva i dr. M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1983.

Жукова Алина Юрьевна - преподаватель кафедры педагогики Кызылского педагогического института ТувГУ, г. Кызыл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhukova Alina - lecturer of the Department of Pedagogy Pedagogical Institute Kyzylskogo TuvGU, Kyzyl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.