Научная статья на тему 'Особенности ценностных и социальных характеристик молодежи европейских стран'

Особенности ценностных и социальных характеристик молодежи европейских стран Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
471
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛОДЕЖИ / VALUE SYSTEM / YOUTH / YOUTH CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кучмаева Оксана Викторовна, Петрякова Ольга Леонидовна

Статья посвящена особенностям молодежи как специфической социально-демографической группы. В статье представлен анализ дифференциации характеристик молодежи европейских стран. Работа основана на данных Европейского социального исследования. Сформулированы выводы о неоднородности взглядов европейской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF AXIOLOGICAL AND SOCIAL DIMENSIONS OF THE YOUTH IN EUROPEAN COUNTRIES

The article is devoted to the youth peculiarities as a specific sociodemographic group. The article contains the analysis differentiation of characteristics of youth of the European countries. The work is based on the data of the European social researches. Conclusions about heterogeneity of views of the European youth are formulated.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных и социальных характеристик молодежи европейских стран»

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОЛОДЕЖИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

УДК 311, 316.35

Оксана Викторовна Кучмаева,

д.э.н., проф., профессор кафедры социально-экономической статистики, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Тел.: (910) 456-47-76 Эл. почта: kuchmaeva@yandex.ru,

Ольга Леонидовна Петрякова,

к.э.н., с.н.с лаборатории проблем жизнедеятельности семьи и семейной политики, Федеральное государственное научное учреждение «Институт семьи и воспитания» РАО Тел.: (910) 465-36-30 Эл. почта: medved7722@mail.ru

Статья посвящена особенностям молодежи как специфической социально-демографической группы. В статье представлен анализ дифференциации характеристик молодежи европейских стран. Работа основана на данных Европейского социального исследования. Сформулированы выводы о неоднородности взглядов европейской молодежи.

Ключевые слова: ценностные ориентации, молодежь, характеристики молодежи.

Oksana V. Kuchmayeva,

Doctorate of Economics, Professor, the Department of Socio-Economic Statistics, Moscow state University of Economics, statistics and Informatics Тел.: (910) 456-47-76 E-mail: kuchmaeva@yandex.ru

Olga L. Petrjakova,

PhD in Economics, Senior Research Fellow of the laboratory of problems of life activity of a family and family policy, Federal Public Scientific Institution "Institute of a family and education" of the Russian Academy of Education Tel.: (910) 465-36-30 E-mail: medved7722@mail.ru

PECULIARITIES OF AXIOLOGICAL AND SOCIAL DIMENSIONS OF THE YOUTH IN EUROPEAN COUNTRIES

The article is devoted to the youth peculiarities as a specific sociodemographic group. The article contains the analysis differentiation of characteristics of youth of the European countries. The work is based on the data of the European social researches. Conclusions about heterogeneity of views of the European youth are formulated.

Keywords: value system, youth, youth characteristics.

1. Введение

Современный мир, характеризующийся повышением мобильности, взаимопроникновением культур, мозаичной системой ценностей, отсутствием единых стереотипов поведения, не позволяет говорить о молодежи как единой социальной группе. Исследования системы ценностей молодежи вызывают существенный интерес в обществе, так как они оказывают значительное воздействие на формирование образа жизни и поведение как самой молодежи, так на жизнедеятельность социума в целом. Проводимые в России и за рубежом исследования свидетельствуют о разнородности подходов, с одной стороны, а так же о значительной дифференциации самой молодежи по своим ценностным и социальным характеристикам.

Так, исследование, проведенное среди российской молодежи Институтом социологии образования РАО в конце 2008 - начале 2009 года позволило выявить, на основе применения корреляционного и факторного анализа данных, следующие группы поведенческих ценностей российской молодежи [4]:

«Участие» (если окажется свидетелем уличной кражи, постарается помешать вору; вмешается, если станет свидетелем жестокого обращения с животным; если найдет потерянный бумажник - то сделает все возможное, чтобы вернуть его владельцу; уступит место больному пожилому человеку в метро; при выборе друзей не обращает внимания на их национальность).

«Амбициозность» (выбирает сложную работу, требующую ответственности и инициативности в противовес достаточно простой и однообразной; предпочитает интересную работу высокооплачиваемой; готов(а) (не боится) принять участие в конкурсе творческих работ учащихся; в случае возникновения трудностей при выполнении домашнего задания полагается прежде всего на свои силы).

«Законопослушность» (не примет участия в махинации, если срочно понадобятся деньги на операцию близкому человеку; не позволит родным дать взятку учителю даже в случае явного вымогательства (может обратиться к директору учебного заведения); не будет покупать ворованную вещь даже по низкой цене; готов(а) оплачивать проезд в пригородной электричке, независимо от того, есть ли в ней контролер).

«Свобода» (если учитель якобы найдет «ошибку» в выполненной им (ею) работе, будет спорить с ним до тех пор, пока не убедит; при выборе собственной профессии не полагается на мнение родителей; примет участие в политическом митинге в случае ущемления своих прав).

Исследование, проведенное Институтом социологии РАН в 2007 г. показывает, что современную молодежь можно разбить на ряд групп согласно их жизненным притязаниям [2]. Объект исследования, проведенного по специальной социологической анкете (формализованное интервью), включал две группы: основную, собственно молодежь в возрасте от 17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1796 человека), и контрольную, представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет (всего опрошено 655 человека).

Первый тип можно условно назвать «семейными» (13%). Это молодые люди, которые в первую очередь говорят о том, что хотят и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей. «Труженики» (17%) - это та часть молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом.

Третья группа - «предприимчивые» (20%) - это молодые россияне, которые говорят о том, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и материального достатка.

Четвертая группа - «гедонисты» (10%), молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие.

Значительную часть молодежи (19%) составляют «максималисты», которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Стоит отметить, что данная группа не является более молодой, чем другие, и ее устремления нельзя назвать юношеским максимализмом. Существует и группа «карьеристов» (6%) -

это молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином. «Отчаявшаяся» молодежь (5%) - седьмая группа -не видит в себе сил достичь тех или иных успехов, а «тщеславные» (1%) -восьмая группа - рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.

Кроме того, молодые люди (60%) считают, что выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить, как все. При этом за последние 10 лет ориентированность молодых россиян на современные ценности индивидуализма, достижений, самостоятельности и конкурентоспособности усилилась.

Стоит затронуть еще один аспект анализа типологии моделей поведения молодежи. В свое время А. Инкелес (совместно с Д. Смитом), основываясь на данных межстрано-вых исследований, обнаружил, что во всех обществах, испытывающих на себе то или иное влияние процессов модернизации, формируется т.н. современный тип личности (термины «современное»/ «традиционное» -(«модернистское»/ «традиционалистское» и т.п.). Современный человек, по А. Инкелесу, - это активный гражданин, с развитым чувством социальной ответственности, внутренне независимый и интеллектуально самостоятельный, открытый всему новому, отличающийся толерантностью к окружающим и уважительным отношением к законам. По мнению А. Инкелеса, основной предпосылкой для успешного функционирования современного общества служит «модерность» его граждан. Важное преимущество аналитической модели «современной личности» - ее инвариантность и применимость к обществу любого типа.[5].

Формирование моделей поведения, жизненных ценностей происходит под воздействием системы воспитания. Участников опроса ФОМ в 2004 г. попросили ответить, какие качества родители стремились в них воспитать. В целом среди респондентов «лидирует» группа ценностей, которые можно определить как традиционалистские: ценности морали (так, 54% опрошенных назвали трудолюбие, 43% -честность и порядочность), ценности соответствия предписаниям среды

(аккуратность, опрятность - 47%, воспитанность, вежливость, хорошие манеры - 39%), ценности послушания (дисциплинированность - 30%, послушание - 24%), а также характерная для этого типа ценностей бережливость в отношении денег и вещей (34%).

Модернистские ценности, связанные с самоопределением, независимостью, самореализацией личности в целом, назывались реже: среди качеств, которые, по словам респондентов, родители стремились в них воспитать, самостоятельность и независимость назвали 18%, активность, целеустремленность

- 10%, любознательность, интеллект, широту мышления - 9%, терпимость

- 8%, стремление к успеху - 6%, самоконтроль - 5%, воображение - 2%.

Однако, в выборе качеств, которые, по словам респондентов, их родители стремились в них воспитать, возрастные группы опрошенных значимо различаются. Ведущую роль здесь играет семейное воспитание.

Чем моложе респонденты, тем реже, говоря о качествах, которые хотели воспитать в них родители, они называют традиционалистские ценности, и чаще - модернистские. Так, доля отмечающих значение такой черты, как трудолюбие, увеличивается с 36% среди лиц в возрасте до 24 лет до 66% среди лиц старше 65 лет, бережливость - с 25% до 42%. Наряду с этим доля респондентов, при воспитании которых родители уделяли внимание самостоятельности и независимости снижается, от 24% в самой молодой из рассматриваемых групп до 13% среди лиц старше 65 лет, активность и целеустремленность - от 15% до 5%, любознательность - от 12% до 5%, воля, характер - от 27% до 12% [ 1]. Эти данные свидетельствуют об изменении воспитательной стратегии поколений в сторону качеств, обеспечивающих личный успех и независимость.

2. Исследование ряда ценностных характеристик молодежи на основе Европейского социального исследования

В продолжение данной проблематики попытаемся выяснить, в чем проявляется специфика характеристик молодежи различных европейских стран. Эмпирической базой для оценки послужили данные Европейского социального исследования. «Европейское социальное исследование» (European Social Survey - ESS) - это

академический проект, целью которого является попытка описать и объяснить взаимосвязь между изменениями, которые сейчас происходят в социальных институтах Европы и установками, верованиями и ценностями, а также поведением различных групп населения Европы. Инфраструктура проекта финансируется Европейским научным фондом, а конкретная реализация научными фондами и институтами в каждой из стран-участниц. Россия приняла участие в исследовании в 2006 г. (3 волна [стадия] проекта), в 2008 г. (4 волна) и 2010 г. (5 волна). В данной статье использованы данные 4 волны исследования [3]. В качестве молодежи была выделена возрастная группа от 15 до 25 лет. Выделение этой группы обусловлено, с одной стороны, желанием выявить трансформацию самооценки «счастливости» в период взросления и социализации несовершеннолетних и молодежи, с другой стороны, именно к возрасту 25 лет в России молодые люди получают профессиональное образование, начинают работать и зачастую отделяются от родительской семьи.

Особый интерес вызывает анализ различий в ценностях и характеристиках молодого поколения европейских стран и выявления российской специфики на общеевропейском фоне. Можно сказать, что и европейская молодежь далеко не однородна по своим устремлениям и ценностям.

Ответы молодых респондентов европейских стран на вопросы о том, с какими людьми они бы себя идентифицировали, показали дифферен-цированность ответов. Респонденты могли выбрать следующие варианты ответов, соответствующие значениям от 1 до 6 по шкале: 1 - «очень похож на меня», 2 - «в значительной степени похож», 3 - «немного похож на меня», 4 - «чуть-чуть похож на меня», 5 - «не похож на меня», 6 - «совсем не похож на меня». В каждой из стран молодые люди выбирали разные ответы. Хотя, естественно, распределение ответов различалось по странам. В одних странах распределение более равномерное, в других молодежь в большей степени привержена к крайним, полярным точкам зрения. Безусловно, необходимо иметь ввиду, что это субъективные оценки респондентов, отражающие специфику их процесса социализации, модели воспитания, определенных традиций и норм, ценностей. Однако

в целом ответы совокупности опрошенных позволяют получить представительную оценку мнений.

В ходе анализа была подсчитана доля респондентов в каждой стране, максимально идентифицирующих себя с той или иной характеристикой личности (суммарная доля ответов «очень похож на меня», и «в значительной степени похож»). Для распределения ответов на вопросы были рассчитаны квадратичес-кие коэффициенты вариации:

V = -Х х 100%

2 1 ^ -2

где: Б = — / (Х{ - X) - дисперсия;

X - доля положительных ответов на тот или иной вопрос в -той стране; X - средняя доля положительных ответов по совокупности стран на тот или иной вопрос.

п - количество стран, п = 28.

Ниже представлены три таблицы, характеризующие распределение ответов по европейским странам. В таблице 1 представлено распределение по странам положительных ответов на вопросы, коэффициент вариации (следовательно, колеблемость ответов, различия в ответах молодежи по странам) для которых был наименьшим (менее 21%).

В таблице 2 представлены ответы со средним значением коэффициентов вариации (от 22,22% до 31,01%), в таблице 3 - с наибольшими значениями.

В целом для молодого европейца важна самостоятельность в решениях и верность по отношению к друзьям, для него так же важно проявление равенства в отношениях с людьми, наряду с учетом мнения других, отличающихся от него людей. Молодые люди склоны к гедонизму, для них важно хорошо проводить время и веселиться. Для отношения к жизни, событиям характерен творческий подход, стремление придумывать что-то новое, искать новые занятия. Молодежь характеризует понимание значимости бережного отношения к природе (табл. 1.)

В большинстве своем, меньшая колеблемость в ответах характерна для модернистских ценностей. Минимальный коэффициент вариации - различия в колеблемости показателя по европейским странам - наблюдается для ответов на вопрос о том, идентифицируют ли себя респонденты с человеком, для которого важно «самому принимать решения, что и как делать» (значение коэффициента 12,37%). Доля молодых

Таблица 1. Распределение стран по доле положительных ответов молодежи на вопросы (доля ответивших «очень похож на меня», и «в значительной степени похож») с наименьшими значениями коэффициента вариации, %

Страны 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Бельгия 73,5 89,5 70,0 65,2 60,2 44,4 68,2 72,3 62,5

Болгария 62,8 78,9 68,6 68,5 63,7 56,1 69,1 71,9 46,1

Швейцария 84,6 90,9 80,5 61,6 66,3 52,3 67,6 83,5 76,3

Кипр 79,2 85,0 87,3 60,9 77,1 86,2 81,5 61,0 73,4

Германия 79,6 89,9 75,2 51,2 58,2 63,9 56,6 79,6 69,9

Дания 69,9 93,6 58,2 50,1 59,8 59,0 76,1 78,3 51,5

Эстония 69,8 73,3 55,1 53,9 59,8 52,1 46,1 66,4 57,5

Испания 84,1 88,9 86,0 75,7 64,9 56,5 66,0 70,7 72,0

Финляндия 66,4 86,0 74,2 57,7 58,8 49,1 58,1 67,5 62,0

Франция 63,4 80,3 71,2 45,2 46,9 39,5 58,1 71,6 56,3

Великобритания 78,5 86,3 68,4 49,8 56,4 61,6 61,6 52,9 64,2

Венгрия 71,1 74,1 67,3 72,8 65,6 71,0 69,2 57,3 46,6

Латвия 79,6 78,4 56,5 44,9 27,5 67,1 67,9 74,2 39,3

Нидерланды 74,4 71,9 73,3 50,9 63,4 62,8 76,6 48,5 55,2

Норвегия 66,3 82,3 62,3 41,5 54,7 60,2 62,1 45,5 55,3

Польша 75,2 76,7 75,5 58,7 42,5 60,2 40,0 44,2 53,9

Португалия 53,7 59,1 61,1 54,1 42,5 52,2 38,1 42,9 44,1

Румыния 55,1 50,8 64,0 58,0 52,7 56,3 45,5 49,2 40,0

Россия 63,4 69,1 59,9 59,0 50,6 55,7 51,3 57,1 46,4

Швеция 64,4 79,5 73,8 44,3 50,4 42,2 70,2 54,1 51,4

Словения 87,0 77,7 77,3 62,5 68,5 62,3 84,2 71,7 59,1

Словакия 74,2 64,2 77,3 61,5 60,8 70,4 44,6 38,6 59,2

Украина 61,2 64,7 50,8 60,1 55,4 56,1 45,8 55,3 49,6

Израиль 82,0 88,7 80,1 69,8 65,1 70,8 75,0 76,8 73,9

Чехия 64,4 67,9 64,8 57,9 56,3 62,1 56,8 50,4 33,6

Греция 85,2 86,5 81,9 78,6 69,6 79,7 74,8 71,4 74,8

Хорватия 69,6 80,5 73,0 55,6 52,9 64,1 59,1 52,9 49,5

Турция 75,7 77,5 77,1 73,3 67,3 74,1 56,8 70,9 69,4

Среднее значение 71,94 78,29 70,38 58,69 57,78 60,29 61,68 62,03 56,89

Квадратический коэффициент вариации 12,37 13,05 13,15 16,41 17,07 17,39 20,06 20,19 20,34

1 - для него (нее) важно самому принимать решения, что и как делать

2 - для него (нее) важно быть верным своим друзьям

3 - для него (для нее) важно, чтобы с каждым человеком обращались одинаково

4 - он (она) твердо верит, что люди должны беречь природу

5 - ему (ей) нравятся неожиданности, он (она) всегда старается найти для себя новые занятия

6 - для него (нее) важно ко всему подходить творчески, придумывать что-то новое

7 - он (она) ищет любую возможность повеселиться

8 - для него (нее) важно хорошо проводить время

9 - для него (нее) важно выслушивать мнение других, отличающихся от него людей

людей, считающих, что для них это очень важно, велика во всех странах (от 55,1 % в Румынии до 85,2% в Греции). Максимальный коэффициент вариации (45,39%) характерен для случая, когда респонденты сравнивают себя с человеком, для которого «важно быть богатым» (от 14,2% в Болгарии до 86,3% в Хорватии). В целом по таким характеристикам, как скромность, строгая регламентация поведения, уважение

со стороны и значимость богатства расхождения во мнениях молодежи из европейских стран наибольшее.

Если мы отберем по десяти стран-лидеров среди респондентов, давших положительные ответы, то, в частности, можно сказать следующее. Молодые люди, считающие себя в наибольшей степени склонными к тому, чтобы «ко всему подходить творчески, придумывать что-то новое» живут на

Таблица 2. Распределение стран по доле положительных ответов молодежи на вопросы (доля ответивших «очень похож на меня», и «в значительной степени похож») со средними значениями коэффициента вариации, %

Страны 1 2 3 4 5 6 7 8

Бельгия 48,8 72,0 50,8 49,2 34,1 41,5 50,5 36,8

Болгария 79,6 61,1 69,8 80,3 57,2 50,6 65,0 44,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Швейцария 51,1 74,4 46,6 48,8 46,0 34,3 48,0 38,0

Кипр 82,9 76,7 66,5 61,0 48,4 56,7 85,0 59,6

Германия 51,6 52,4 37,2 57,3 32,4 31,6 43,5 27,0

Дания 36,7 74,6 45,2 56,1 45,3 34,4 35,4 37,2

Эстония 50,6 42,9 42,8 58,0 42,0 40,0 48,1 28,2

Испания 68,4 82,6 39,9 34,6 42,0 57,1 72,4 33,3

Финляндия 49,3 66,6 32,2 45,2 40,6 35,5 43,0 27,8

Франция 43,2 55,9 41,3 32,1 28,3 33,9 38,2 24,1

Великобритания 55,1 80,2 57,4 55,6 51,5 43,0 59,7 36,6

Венгрия 63,9 56,5 55,4 56,1 38,8 49,8 79,6 37,5

Латвия 70,0 48,0 65,8 76,5 64,1 34,5 65,3 42,4

Нидерланды 44,7 68,0 54,1 45,6 36,3 32,7 38,6 22,8

Норвегия 40,2 64,0 46,8 52,9 37,1 43,1 42,3 39,0

Польша 61,4 61,6 51,8 60,4 35,1 51,2 62,4 54,8

Португалия 43,0 31,2 48,4 41,9 25,3 25,3 45,0 25,3

Румыния 54,3 48,0 53,6 54,2 37,8 45,7 54,5 50,3

Россия 66,3 46,8 56,4 66,0 35,8 43,4 63,2 46,3

Швеция 38,1 62,4 42,2 28,8 37,9 31,9 27,5 32,4

Словения 58,3 69,3 70,8 70,8 49,1 52,8 62,0 38,6

Словакия 69,0 46,5 62,2 56,6 28,3 35,9 78,5 39,4

Украина 69,5 44,0 41,6 57,0 35,0 41,7 61,7 44,4

Израиль 78,7 80,2 79,6 83,8 47,0 66,0 77,9 67,9

Чехия 59,9 37,9 35,3 51,5 18,4 32,3 60,9 26,9

Греция 73,0 71,8 69,7 69,0 43,3 64,5 77,0 29,5

Хорватия 60,3 68,3 47,6 65,9 35,2 46,2 86,3 46,7

Турция 75,0 77,0 68,3 72,7 49,6 68,0 76,2 70,9

Среднее значение 58,68 61,46 52,83 56,71 40,07 43,70 58,85 39,58

Квадратический коэффициент вариации 22,22 22,65 23,01 23,59 23,86 25,53 27,27 31,01

1 - для него (нее) важно, чтобы государство обеспечивало его безопасность

2 - для него (нее) важно помогать окружающим его людям

3 - для него (нее) важно показать свои способности

4 - для него (нее) важно быть очень успешным

5 - он (она) ищет приключений и ему нравится рисковать

6 - ему (ей) важно всегда вести себя правильно

7 - для него (нее) важно жить в безопасном окружении

8 - он (она) ценит традиции

Кипре, в Греции, Турции, Венгрии, Израиле, Словакии, Латвии, Хорватии, Германии, Нидерландах (доля выбравших ответы «очень похож на меня» и «в значительной степени похож» превышает 62%). Тех, кто полагает, что «важно, чтобы с каждым человеком обращались одинаково» больше всего на Кипре, в Испании, Греции, Швейцарии, Израиле, Польше, Германии, Словении, Словакии, Турции (более 75%). Больше всего важна безопасность («важно жить в безопасном окружении») для молодежи из Хорватии, Кипра, Венгрии, Словакии, Израиля,

Греции, Турции, Испании, Болгарии, Латвии (65%). В наибольшей степени «нравятся неожиданности» молодым людям из Кипра, Греции, Словении, Турции, Швейцарии, Венгрии, Израиля, Испании, Болгарии, Нидерландов (63%).Считают, что им «важно самим принимать решения, что и как делать» чаще других молодые люди из Словении, Греции, Швейцарии, Испании, Израиля, Германии, Латвии, Кипра, Великобритании, Турции (75%). «Важно помогать окружающим людям» молодежи из Испании, Израиля, Великобритании, Турции, Кипра,

Дании, Швейцарии, Бельгии, Греции, Словении (69%).

Сравнительный анализ ответов по странам позволяет нарисовать профиль молодежи конкретной страны. Так, для российской молодежи, на фоне других стран, характерна меньшая конкретность в ответах, молодые люди сравнительно чаще выбирают ответы «не похож на меня», «совсем не похож на меня». Прежде всего, молодые люди из России считают, что важно, быть верным своим друзьям, успешным, самому принимать решения, важно, чтобы государство обеспечивало безопасность, важно , чтобы с каждым человеком обращались одинаково, важно хорошо проводить время. Напротив, среди наименее распространенных характеристик склонность к риску («ищет приключений и ему нравится рисковать»), скромность («важно быть простым и скромным»), важность мнения других людей, убежденность в том, что «люди должны делать то, что им говорят».

3. Взаимосвязь жизненных устремлений и ценностных характеристик молодежи

Анализ данных социального исследования на основе матрицы парных коэффициентов корреляции Пирсона между показателями, отражающими типичные, по мнению респондентов в возрасте 15-25 лет, их черты, что позволило выявить взаимосвязь жизненных устремлений и ценностных характеристик молодежи (значение коэффициентов корреляции > 0,3, при уровне значимости 0,99).

Склонность к риску, приключениям и неожиданностям взаимосвязана со значимостью новизны в деятельности и возможностью хорошо проводить время, веселиться, самостоятельностью, важностью творчества и независимого принятия решений.

Ценность богатства увязана с успешностью в жизни, а так же возможностью творчества, креативностью. Ценно продемонстрировать свою успешность, свои способности. Кроме того, прослеживается связь с внешним успехом, оценкой со стороны - «важно, чтобы его уважали» и «важно вести себя правильно».

Взаимосвязаны характеристики согласия, толерантности. Важность того, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково, взаимосвязана с готовностью выслушать иное мнение, отличающиеся от их собственного, важностью для себя таких идеалов как

Таблица 3. Распределение стран по доле положительных ответов молодежи на вопросы (доля ответивших «очень похож на меня», и «в значительной степени похож») с наибольшими значениями коэффициента

вариации, %

Для него Для него Он убежден, что Для него

Страны важно быть (нее) важно, люди должны (для нее)

простым и чтобы его делать то, что им важно быть

скромным. уважали говорят богатым

Бельгия 35,2 34,5 16,1 13,4

Болгария 34,2 15,5 43,9 34,7

Швейцария 38,3 45,6 19,6 14,2

Кипр 43,4 43,4 34,1 34,2

Германия 34,9 30,7 19,2 21,7

Дания 18,5 34,4 30,7 29,9

Эстония 25,7 21,4 9,8 23,0

Испания 580 33,5 35,6 19,6

Финляндия 31,9 20,8 29,4 12,6

Франция 42,5 23,7 11,1 15,8

Великобритания 43,9 29,7 27,9 25,4

Венгрия 34,1 31,8 16,8 28,3

Латвия 28,9 57,1 29,6 55,5

Нидерланды 26,2 27,5 36,3 14,6

Норвегия 16,5 40,1 46,9 14,7

Польша 38,5 40,3 36,3 29,4

Португалия 37,2 24,5 23,6 14,5

Румыния 35,5 47,8 55,4 44,8

Россия 32,9 57,6 29,5 49,1

Швеция 36,4 29,8 29,3 15,2

Словения 59,5 45,4 28,4 17,1

Словакия 34,1 42,8 50,3 44,9

Украина 26,7 47,9 38,8 48,6

Израиль 65,1 70,5 52,2 45,2

Чехия 23,6 33,7 26,4 42,6

Греция 47,1 64,9 39,3 49,9

Хорватия 19,8 34,9 20,3 33,6

Турция 70,4 73 68,6 53,9

Среднее значение 37,1 39,39 32,34 30,85

Квадратический коэффициент вариации 35,32 37,00 42,03 45,39

верность друзьям и помощь другим людям, необходимостью беречь природу.

Значимость безопасности окружения увязана с уверенностью, что ее должно, прежде всего, обеспечивать государство. С данными характеристиками также связана верность традициям, простота и скромность в поведении. Эти ценности связаны с незначительной инициативностью и креативностью, важно «делать то, что им говорят» и «всегда вести себя правильно».

Как видно, среди европейской молодежи присутствуют и традиционные, и модернистские ценности. Дальнейшее изучение основных ценностей молодежи, в том числе межстрановых различий было проведено с помощью кластерного анализа.

4. Выявление типологических групп молодежи

Задачу разбиения исходной совокупности на естественные, однородные (в некотором смысле) группы решалась с помощью методов кластерного анализа. Количественным показателем однородности является расстояние между исследуемыми объектами. Окончательное число и состав полученных после разбиения кластеров определяется именно выбором способа вычисления расстояния между объектами.

Проведение кластерного анализа по следующим переменным (ответы респондента на вопросы о том, насколько человек, обладающий той или иной чертой характера, похож на него)

позволило в определенной степени выявить различные типологические группы европейской молодежи:

XI - Для него (для нее) важно придумывать новое и подходить ко всему творчески;

Х2 - Для него (для нее) важно быть богатым;

Х3 - Для него (для нее) важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково;

Х4 - Для него (для нее) важно показать свои способности;

Х5 - Для него (для нее) важно жить в безопасном окружении;

Х6 - Ему (ей) нравятся неожиданности, он всегда старается найти для себя новые занятия;

Х7 - Он (она) убежден, что люди должны делать то, что им говорят;

Х8 - Для него (для нее) важно выслушивать мнение других, отличающихся от него людей;

Х9 - Для него (для нее) важно быть простым и скромным;

Х10- Для него (для нее) важно хорошо проводить время;

XII - Для него (для нее) важно самому принимать решения о том, что и как делать;

Х12 - Для него (для нее) очень важно помогать окружающим людям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Х13 - Для него (для нее) важно быть очень успешным;

Х14 - Для него (для нее) важно, чтобы государство обеспечивало его безопасность;

Х15 - Он (она) ищет приключений и ему нравится рисковать;

Х16 - Для него (для нее) важно всегда вести себя правильно;

Х17 - Для него (для нее) важно, чтобы его уважали;

Х18 - Для него (для нее) важно быть верным своим друзьям;

Х19 - Он (она) твердо верит, что люди должны беречь природу;

Х20 - Он (она) ценит традиции;

Х21 - Он (она) ищет любую возможность повеселиться;

Респонденты могли выбрать следующие варианты ответов, соответствующие значениям от 1 до 6 по шкале: 1 - «очень похож на меня», 2 - «в значительной степени похож», 3 - «немного похож на меня», 4 - «чуть-чуть похож на меня», 5 - «не похож на меня», 6 - «совсем не похож на меня». Т.е. чем больше значение соответствующей переменной, тем в меньшей степени респондент отмечает наличие у себя соответствующей черты характера, и наоборот.

Так как признаки являются одинаково информативными и значимыми для дальнейшего анализа, то расстояние между объектами вычислялось по формуле простого Евклидова расстояния:

p{xt, X э)"

/Д (xj- x э f

где: х/е, х]в - величина е-ой компоненты у ,-го (/-го) объекта (е = 1,2,..., к), (/ = 1,2,...и).

Результатом кластерного анализа явилось разбиение 7133 респондентов на 5 кластеров. Гипотеза о равенстве дисперсий внутри и между кластерами отвергается для всех переменных. Значение р - вероятности ошибки при принятии гипотезы о неравенстве дисперсий крайне низко (менее 0,01). Это позволяет говорить о том, что принимается гипотеза о неравенстве дисперсий и, соответственно, кластеры сформированы корректно.

Анализ центров кластеров позволил сказать, что для респондентов, вошедших в 1 кластер, характерна размытость оценок. Здесь чаще других попадаются ответы «немного похож на меня», «чуть-чуть похож на меня», «не похож на меня» (911 респондентов).

Во второй кластер (1644 респондента) попали молодые люди, для которых важно придумывать новое, показать свои способности, им нравятся неожиданности, они ищут приключений, любят хорошо проводить время, повеселиться, для них важно самому принимать решения. Наряду с этим респонденты полагают, что важна безопасность, мнение других людей и верность друзьям.

В третий кластер (1974 респондента) вошли молодые люди, полагающие, что для них не характерен интерес к богатству и риску. Они предпочитают жить в безопасном мире, для них важно выслушивать мнение других людей и то, чтобы с «каждым человеком в мире обращались одинаково», важно самому принимать решения и помогать окружающим людям, быть верным друзьям и беречь природу.

Для респондентов четвертого кластера (1483 респондента), на фоне респондентов из других кластеров, в большей степени важно быть богатыми, при этом они полагают, что люди должны делать то, что им говорят, важно вести себя правильно, быть простым и скромным, жить в безопасном окружении, важно уважение

и верность своим друзьям, ценны традиции.

Респонденты из пятого кластера (1121 респондентов), с одной стороны, полагают, что важно хорошо проводить время, им нравиться рисковать, с другой, для них важно самостоятельно принимать решения. На фоне представителей других кластеров, они в меньшей степени идентифицируют себя с человеком, для которого важно быть простым и скромным, вести себя правильно и делать то, что говорят, ценить традиции.

В каждом из кластеров можно найти представителей всех европейских стран, где проводилось обследование. Однако структура респондентов отличается.

В кластер 1 в основном попали респонденты из стран: Франция, Португалия, Румыния, Российская Федерация, Украина и Чехия; в кластер 2 - из стран: Польша, Словакия, Хорватия; в кластер

3 - из стран: Болгария, Дания, Эстония, Латвия, Израиль Норвегия; в кластер

4 - из стран Нидерланды, Финляндия , Швеция; в кластер 5 - из стран: Кипр, Словения, Греция, Турция.

В ряде случаев, при соотношении характеристик респондентов из соответствующего кластера и перечня стран, представители которых в значительной части случаев по своим высказываниям были к нему отнесены, возникает определенное расхождение между нашим традиционным, видимо, в определенной степени, схематичным представлением о типичном жителе той или иной страны.

5. Заключение

Можно предположить, что описанная в статье ситуация является следствием многомерности и открытости современного общества, распространения различных практик поведения и мозаичности системы ценности. С другой стороны, социализация современной молодежи, как уже отмечалось, происходит в условиях смены воспитательных стратегий, целей и моделей воспитания, что приводит к различиям в моделях поведения поколений.

Следует отметить неоднородность взглядов европейской молодежи, в том числе и в границах отдельных стран. Основными факторами этого, видимо, выступают такие особенности современного мира, как мультикуль-турность, изменение всей внутренней системы организации общества, социального взаимодействия и его

правового обеспечения, динамичность изменений, различия в системе ценностей поколений.

Литература

1. Воспитание: модернизация ценностей. Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. 31.05.2004 г. Фонд «Общественное мнение». Режим доступа. http://bd.fom.ru/report/map/olD42004

2. Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Сайт Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социологии РАН Режим доступа-http://www. isras. ru/analytical_report_Youth_ 1_1. html?&printmode

3. Сайт Европейского социального исследования в России. Режим доступа:www.ess-ru.ru.

4. Ядова М А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи. Сайт Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социологии РАН. Режим доступа - isras.ru>files/File/ Socis/2012_1/Yadova.pdf

5. Inkeles A., Smith D.H. Becoming modern. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974. р. 289 - 302

References

1. Education: modernization of values. The All-Russia poll of urban and country people in 100 settlements of 44 areas, edges and the republics of all economical and geographical zones. 31.05.2004. Obshchestvennoye mneniye fund. Access mode. http://bd.fom.ru/ report/map/of042004

2. Youth of new Russia: valuable priorities. Site of Federal state budgetary institution of a science of Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences. Access mode http://www. isras. ru/analytical_report_Youth_ 1_1. html?&printmode

3. Site of the European social research in Russia. Access mode - www.ess-ru.ru.

4. Yadova M. A. Modern and traditional in values of Post-Soviet youth. Site of Federal state budgetary institution of a science of Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences. Access mode - isras.ru>files/File/Socis/2012_1/ Yadova.pdf

5. Inkeles A., Smith D.H. Becoming modern. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974. р. 289 - 302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.