Научная статья на тему 'Особенности ценностной составляющей концепта «Oxbridge»'

Особенности ценностной составляющей концепта «Oxbridge» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
328
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зобнина Ольга Александровна

Рассматриваются оценочные характеристики концепта "Oxbridge" на основании словарных дефиниций и анализа материалов информационных сайтов университетов. Установлено, что базовые ценности данного концепта объясняются его особой ролью в британской лингвокультуре и соотносятся с системой ценностей британского социума в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зобнина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностной составляющей концепта «Oxbridge»»

EDEE - The Oxford Dictionary of English Etymology / Ed. by C.T.Onions. Oxford, 1996.

LDCE - Longman Dictionary of Contemporary English / Словарь современного английского языка: в 2 т. М.: Рус. яз., 1992.

Roget's Thesaurus of English words and phrases. Penguin, 1979.

Webster's New World Thesaurus / By Ch. Laird. Meridian, 1975.

О. А. ЗОБНИНА (Астрахань)

ОСОБЕННОСТИ

ЦЕННОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОНЦЕПТА “OXBRIDGE”

Рассматриваются оценочные характеристики концепта “Oxbridge ”на основании словарных дефиниций и анализа материалов информационных сайтов университетов. Установлено, что базовые ценности данного концепта объясняются его особой ролью в британской лингвокулътуре и соотносятся с системой ценностей британского социума в целом.

Для культуры Великобритании характерно следование традициям, проверенным временем, консерватизм по отношению к социокультурному укладу, а следовательно - и к ценностям, определяющим культурное своеобразие нации. Одними из объектов британской лингвокультуры, которые у самих британцев и у людей других наций ассоциируются с истинно британским, являются Оксфордский и Кембриджский университеты, прочно слившиеся в когнитивном пространстве в концепт “Oxbridge”.

Опираясь на положение о том, что «лингвистически ценности могут быть описаны в виде культурных концептов, т.е. многомерных, культурно значимых социо-психических образований в коллективном сознании, опредмеченных в той или иной языковой форме» (Карасик 2002: 140), выделим особенности ценностной составляющей концепта “Oxbridge”, чтобы продемонстрировать, по каким причинам данный концепт может рассматриваться как несущий в себе ценностные доминанты, наиболее характерные для британской лингвокультуры.

В качестве материала для исследования были отобраны публикации в британской прессе по вопросам образования в Великобритании за период с 1999-го по 2006 г., на информационных сайтах соответствующих университетов, материалы форумов с образовательной и социальной проблематикой. Использование такого лексического материала кажется целесообразным, поскольку он очерчивает круг ценностных интересов современного жителя Великобритании.

Словарные дефиниции понятия “Окс-бридж” сводятся к тому, что это «университеты, рассматриваемые вместе как символ первоклассного образования, доступного лишь привилегированным слоям общества» (Великобритания 2000: 356) либо «университеты, рассматриваемые вместе как символ первоклассного образования, особенно в сравнении с новыми университетами» (Oxford Dictionary 1995). Аналогичные отличительные черты понятия нами были отмечены в семи лексикографических источниках. Это дает основание полагать, что к ценностному компоненту концепта “Oxbridge” будут иметь непосредственное отношение ценности элиты, т.е. ценности больше социального, чем чисто культурного плана. И если поменять угол зрения и рассматривать Оксбридж не как исключительно наследие старины, конвенционально чтимое в силу своей древности, а как активно функционирующую структуру, иногда решительно влияющую на весь социум, становится заметной общая тенденция британского общества к адаптации старых ценностей к новому времени. Оксбридж на протяжении нескольких веков выполняет функции поддержания элитарных традиций и рекрутирования элиты, что особенно актуально для монархической Великобритании, элита которой, несомненно, нуждается в своих атрибутах власти, в том числе и в особых образовательных учреждениях. Первая особенность ценностной составляющей концепта “Oxbridge”, таким образом, состоит в том, что ценности элиты, такие как особый привилегированный статус, отделение себя от остальной массы по наличию особых качеств, относительная закрытость, есть по сути ценности Оксбриджа.

Рассматривая социально значимый объект реальности - Оксбридж, мы неиз-

© Зобнина О.А., 2007

бежно столкнемся с фактом неоднозначного к нему отношения со стороны различных представителей лингвокультуры, с субъективным фактором, определяющим отношения, мнения, суждения при наличии общего скрепляющего понятийного ядра, зафиксированного в словарном значении языкового репрезентанта. Позиция субъекта есть не менее объективный фактор, чем объект, подвергаемый оценке, поэтому при выделении концепта со статусом социокультурного имеет смысл говорить о ценностном и оценочном компонентах в его составе, рассматривая ценность как константную, а оценку - как варьируемую философскую категорию, имеющую выход в лингвистическое описание концепта как социально и национально окрашенного ментального образования.

Службой ВВС NEWS (www.news.BBC) было проведено исследование независимых мнений относительно элитарности Оксб-риджа. В опросе принял участие 71 человек, в основном британцы. 39% респондентов придерживаются мнения, что Окс-бридж элитарен только академически за счет поддержания традиций классического образования. 36% считают, что в Оксб-ридже социальная дифференциация присутствует однозначно. 21% опрошенных считает, что само подобное обсуждение есть попытка отвлечь британцев от более важных проблем социального плана. 4% высказали неуверенность в своей позиции относительно данного вопроса. Подвергая Оксбридж оценке, британцы как бы переосмысливают традиционный общественный уклад и выходят через процесс оценивания к ценности, которая для некоторых категорий общества в этом процессе перерастает в личностно мотивированную антиценность. Ценность элитарного образования, недоступного слоям без достаточного материального достатка или семейной традиции обучения в Оксбридже, представляется тормозящим фактором в развитии общества. Представление об Оксбридже как о своеобразном закрытом клубе настолько прочно укоренилось в сознании британцев, что правительству в условиях современности сложно проводить усиленную работу по развенчанию мифов и легенд об этих университетах:

For many, the prospect of studying at Oxford or Cambridge is at once exhilarating and intimidating. Potential applicants wonder if they are seeking admission to an academic

institution or to an ancient social club. To some degree, both are true. Oxford and Cambridge are among the very best universities in the world. Their faculties and resources make them perennial leaders in research and education. But Oxford and Cambridge embody far more than professors, libraries, and laboratories. They have peculiar traditions, many dating back to the Middle Ages, and a distinct philosophy of education. (Многих перспектива обучения в Оксфорде и Кембридже сразу же насмешит и испугает. Потенциальным абитуриентам интересно, куда они поступают: в образовательное учреждение или старинный общественный клуб. До некоторой степени и то, и другое -правда. Оксфорд и Кембридж - одни из лучших университетов в мире. Преподавательский состав и ресурсы делают их постоянными лидерами в научных исследованиях и образовании. Но в Оксфорде и Кембридже есть кое-что большее, чем профессора, библиотеки и лаборатории. У них есть особые традиции, многие из которых относятся к средневековью, и четкая философия образования) (www.yale.edu).

Поскольку ценность неотделима от оценки, а любой социум может быть первоначально поделен на две далее делимые группы - элиту и прочих, ценность Окс-бриджа служит постоянной темой полемики в Великобритании. Интересен комментарий, в котором подчеркивается, что Оксбридж в социокультурном плане есть, по сути, оплот консерватизма, изначально являющегося характерной чертой жителей Великобритании:

Here in England we have a tendency to like our history and our heritage, why else do you think that the monarchy remains as it does? It is a common trait of humankind to repel against things that they don't fully understand, which is why I believe many people act as they do to the concept of Oxbridge. (У нас в Англии есть тенденция любить нашу историю и наследие, почему же еще, вы думаете, монархия остается такой, какая она есть? Человечеству свойственно отталкивать вещи, которые до конца не понятны, вот почему, я думаю, люди так ведут себя по отношению к понятию «Оксбридж») (www. blogs, warwick).

В проанализированном материале нами был выделен ряд когнитивных метафор социального плана по тематике, имеющей отношение к Оксбриджу, например, таких как: bastion of privileged (бастион привиле-

гированных), elite club (элитный клуб), private club (частный клуб), old boy system (старинная система), British model of elitism and exclusion (британская модель элитарности и эксклюзивности). В англоязычных источниках прослеживается тенденция к выделению закрытости и недоступности как отличительной черты Оксбриджа, которая придает ему особую ценность, по нашему мнению, в силу того, что в Великобритании существуют многовековые традиции закрытых элитных структур. В русскоязычных источниках мы встретили метафоры по той же тематике: «фабрика джентльменов», «элитный продукт», «кузница». В русскоязычной прессе, как правило, в дискурсе рекламы, наиболее часто встречаются метафоры «золотого ключика» (www.po-druga.net), открывающего двери к любой карьере, «кратчайшего пути в мировую элиту» (www.oxbridge.spb.ru), диплом этих университетов представлен как «пропуск в общество сильных мира сего». Оксфорд и Кембридж - единственные вузы, являющиеся объектом внимания королевского семейства, однозначно воспринимаемые как «эталон» образования. В своей речи во время посещения Оксфорда королева Елизавета отметила:

So there is great pleasure to observe how University life in Oxford thrives. The university -and University College in particular - provide an example of how roots and experience, worked and applied with an eye to the modern world, can continue to provide excellence (Очень приятно наблюдать, как процветает университетская жизнь Оксфорда. Университет и Университетский колледж, в частности, подают пример того, как традиции и опыт, полученный и примененный с учетом современных тенденций, могут продолжать обеспечивать совершенство) (www.ox.ac.uk).

Несомненно, Оксбридж отличается от других университетов приемами отбора претендентов для обучения и своей специфичной образовательной задачей - воспитывать и готовить элиту общества, которая в идеале является носителем лучших традиций. По официальной версии, жесткость отбора направлена на выявление у потенциальных студентов способности к уверенности в себе (self-confidence) - по мнению «человека с улицы», это традиционно соблюдаемая формальность для отсева кандидатов из неподходящего класса. Отсюда второй отличительной чертой ценностной составляющей концепта "Oxbridge"

на данном этапе развития общества предстает, на наш взгляд, столкновение в ней ценностей меритократии и аристократии.

Говоря о ценностной составляющей концепта “Oxbridge”, нельзя обойти вниманием такой аспект, как трансляция ценностей, осуществляемая посредством сохранения внутренних традиций университетов. Посредством данной трансляции от поколения к поколению осуществляется связь времен, ведь большинство традиций существуют на протяжении столетий. Установка в Оксбридже дается на знания, рассматриваемые как основная ценность. При этом характерно, что рассуждения о социальном статусе студента с момента его поступления в университет прекращаются:

The traditions and prominence of Oxbridge may always mean that these universities may be discussed much more than our other top universities - and no doubt there will be some biased and prejudiced attacks. But the universities need to do more to ensure that both the reality and the image given are as fair as can be. Most students will find that, once at university, background really isn't an issue. With a few exceptions, it would be very hard to guess what kind of school most people came from (Традиции и значимость Оксфорда могут всегда означать, что эти университеты могут подвергаться обсуждению больше, чем другие лучшие университеты, и, несомненно, всегда будут предприниматься клеветнические и предвзятые атаки. И университетам нужно проводить большую работу, чтобы убедить в том, что и реальность, и образ предстают в самом правдивом свете.

Многие студенты уяснят, что в университете происхождение - не главное. За редкими исключениями трудно будет угадать, откуда сюда поступило большинство). (Тот Lumley, a final year history student at Christ's College, www.observer).

В результате анализа лексического материала, относящегося к устоям и традициям Оксбриджа, нами были выделены следующие ценности, которые наиболее приветствуются в этих университетах. Во-первых, умение мыслить самостоятельно, которое раскрывается при применении системы особых преподавателей-консультан-тов (тьюторов), подразумевающей, что большую часть материала студент прорабатывает самостоятельно. Во-вторых, уверенность в себе, проявляющаяся в способности отстоять свою точку зрения в беседах с куратором или наставником. В-тре-

тьих, активная общественная позиция, которая вырабатывается в многочисленных дискуссионных клубах. В-четвертых, коллективизм. Зачастую студенчество рассматривает себя как братство (fraternity) — это проявляется в совместных мероприятиях, таких как торжественные ужины (high table dinners), балы (например, May ball), многочисленные спортивные соревнования. Спортивные соревнования выступают наиболее характерным проявлением ценностных установок. Это выражается прежде всего в том, что лучшие университеты страны соревнуются в спорте по большей части между собой, словно не находят себе более достойных противников. Активно поощряемое лидерство, трудолюбие, напористость и даже эксцентричность также должны быть на должной высоте, соответствовать планке «лучших», именно поэтому консерватизм, проявляющийся в традициях начиная со специфичной манеры говорения и заканчивая ритуалами, связанными со средневековьем, есть своеобразная «ценностная защита» социальной структуры от способных подорвать ее репутацию сиюминутных новшеств. При этом Оке бридж, по мнению британцев, — это, несомненно, Ground Zero of the scientific revolution, a place that's probably contributed more to human knowledge than any other on Earth (Нулевой меридиан научной революции, место, которое, возможно, внесло в человеческое знание больше, чем кто-либо другой на земле) (www.scottaaronson.com).

Отсюда третьей, наиболее важной чертой ценностной составляющей концепта “Oxbridge” является гармоничное сочетание консервативных ценностей и ценностей прогрессирующего в своем развитии современного высокотехнологичного общества, сочетание, создающее неповторимую и устойчивую культурную базу в изменяющемся обществе.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что ценность в свете своего нормативно-регулятивного характера не допускает хаоса на социальном и культурном уровне. Социальный институт - Оксбридж, осуществляющий деятельность в ценностно-ориентированной системе человеческих практик, обеспечил свое существование и закрепился в сознании представителей культуры как исключительно ценный лишь благодаря его соответствию базовым цен-

ностям культуры. Таким образом, изучение ценностной составляющей концепта “Oxbridge” позволяет выявить не только микроценности социально значимого института, но и макроценности британского общества в целом.

Литература

Великобритания. Лингвострановедческий словарь. М.: Рус. яз., 2000.

Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002.

The Oxford dictionary of the world. D. Mun-ro. Oxford University Press, 1995.

http://news.bbc.co.Uk/1/hi/talking_point/ 764767.stm.

http://www.yale.edu/iefp/studyabroad/ox-

bridge.html.

http://blogs.warwick.ac.uk/matthewchap-man/entry/campaign-_against_oxbridge. http://www.podruga.net. http://www.oxbridge.spb.ru. http://www.ox.ac.Uk/gazette/1998-9/week-ly/270599/news/story_1 .htm.

observer@guardianunlimited.co.uk.

http://www.scottaaronson.com/blog/2005/12/

bloggour-hath-returneth.html.

Ю. О. ТРЕГУБОВА (Волгоград)

ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АМЕРИКАНСКОЙ И БРИТАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ

Рассматриваются фрейм "Education” как продукт концептуализации сферы образования в американской и британской лингвокулътурах, его структура и национально-культурное содержание. Выделяются три аспекта исследования этой проблемы: межкулътурный (установление области межкулътурных помех в рамках данной сферы), лингводидактический и лексикографический как средство устранения такого рода помех.

Ввиду того что в последнее время участились контакты россиян с представителями американской (далее - АЛ) и британской (БЛ) лингвокультур в сфере об-

© Трегубова Ю.О., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.