Научная статья на тему 'Особенности ценностного потенциала учащейся молодежи в социологическом измерении'

Особенности ценностного потенциала учащейся молодежи в социологическом измерении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ю Светлана Олеговна, Березутский Юрий Владимирович

В статье рассматриваются особенности ценностного потенциала молодых людей. На основе результатов социологического исследования выявлены основные направления ценностных ориентаций молодежи Хабаровского края

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностного потенциала учащейся молодежи в социологическом измерении»

УДК 316.35

Ю Светлана Олеговна - аспирант Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Хабаровск). Е-mail: svetlana_yu@list.ru

Березутский Юрий Владимирович - канд. социол. наук, доцент, начальник отдела по координации научной деятельности Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Хабаровск). E-mail: uriy@dvags.ru

С.О. Ю Ю. В. Березутский S.O. Yu Yu.V. Berezutskiy

Features of the valuable potential of the studying youth in sociological measurement

Features of the valuable potential of the young people are considered in the article. The basic directions of valuable orientations of youth in Khabarovsk territory are revealed on the basis of sociological research.

Keywords: youth, valuable potential of the person, base values.

Особенности ценностного потенциала учащейся молодежи в социологическом измерении

В статье рассматриваются особенности ценностного потенциала молодых людей. На основе результатов социологического исследования выявлены основные направления ценностных ориентаций молодежи Хабаровского края.

Ключевые слова: молодежь, ценностный потенциал личности, базовые ценности.

Процессы, происходящие в стране, изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми. У людей по-разному формируются нравственные устои как в позитивном, так и в негативном отношении. При этом, наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь [1].

Сегодня укоренились угрозы в духовно-нравственной сфере российского общества [2]:

- бедность, невостребованность, бесперспективность, побуждающие многих российских граждан (и особенно молодежь) к бегству от действительности с помощью алкоголя, наркотиков, виртуальной (компьютерной) реальности;

- рост преступности, особенно в молодежной среде, как способ быстрого и легкого материального обогащения;

- реформы в сферах культуры и образования, ведущие, фактически, к свертыванию этих фундаментальных основ российской цивилизации;

- разрушительное воздействие средств массовой информации, которые стали инструментом торговли, пропаганды секса и насилия, навязывания российским гражданам чуждых моделей поведения, искажения языка и речи.

Нарастающая бездуховность и ее результат - потребительское и эгоистическое отношение к жизни - породили у многих молодых людей апатию, равнодушие, которые подрывают духовно-нравственные основы общества. Как следствие, процессы формирования и реализации ценностного потенциала молодежи не отвечают насущным потребностям развития личности и общества.

Молодое поколение своеобразно воспринимает ценности и традиции старшего поколения, что ведет к разрыву преемственности. Между тем, именно на этой основе могут формироваться ее ценностный потенциал для развития общества, готовность к усвоению и практическому применению новых знаний, умений и навыков [3].

Ценностный потенциал личности - это многоуровневое интегративное динамическое новообразование, характеризующееся наличием устойчивой структуры (иерархии) ценностных ориентаций, определяющих характер его будущей жизнедеятельности [4]. Как сложный социальный феномен, он представляет научно-исследовательский интерес, актуальный в анализе ценностного содержания деятельности молодежи.

Результаты социологического исследования свидетельствуют о серьезных проблемах в формировании ценностного потенциала молодежи Хабаровского края1.

В данном исследовании особое внимание уделяется ценностным ориентациям 17-летней молодежи, т. к. эта возрастная группа наиболее восприимчива к негативным воздействиям низкопробных образцов массовой культуры. Следует отметить, что именно в этом возрасте у молодежи происходит накопление знаний, опыта деятельности, осознание своих способностей, возможностей, определяющих ценности и мотивы поведения.

В науке представлены различные классификации ценностных ориентаций молодежи, их структура. Так, методика М. Рокича основана на

Мониторинговое исследование «Молодежь Хабаровского края: проблемы и перспективы», ДВАГС. Замеры состояния молодежных проблем проводились четыре раза: в 1997 г., 2000 г., 2005 г. и 2007 г. Объем выборочной совокупности составлял 550 - 650 респондентов. Генеральную совокупность составляла молодежь Хабаровского края трех возрастных групп - 17, 24 и 29 лет. Тип выборочной совокупности -многоступенчатый, квотный - в разрезе трех основных характеристик (пол, возраст, территория проживания), случайный на этапе отбора респондентов. Научный руководитель - д.с.н., профессор Н.М. Байков. В исследовании 2007 г. научный руководитель - к.с.н., доцент Ю.В. Березутский.

прямом ранжировании списка ценностей на терминальные и инструментальные. Ее использование в социологическом исследовании позволяет выявить иерархию ценностей, а также выделить особенности ценностного потенциала учащейся молодежи. Так, более половины (62,3%) опрошенной молодежи в возрасте 17 лет традиционно отдаёт приоритет ценности здоровья (рис. 1) [5].

Счастье других Познание Продуктивная Общест. признание Развлечения Развитие Жизненная Свобода Уверенность в себе Активная жизнь Верные друзья Интересная работа Любовь Счастл. сем. жизнь Матер. Здоровье

4,6 .............

2,7 .....................

■16,2 1115 14,2

№27,7

26,5

11111111111 30,8

II 36,5

I 39,6

II 54,2

I 42,3 .........................

■ 62,3

0 20 40 60 80

Рис. 1. Иерархия терминальных ценностей 17-летних респондентов, 2009 г.

(в % от числа опрошенных)

Как следствие, негативные тенденции в разрушении инструментальной ценности здоровья молодежи представляют большую социальную проблему для сохранения ее трудового и популяционного потенциалов.

Так же вызывает беспокойство пристрастие молодежи к вредным привычкам. В Хабаровском крае в отношении наркомании, табакокурения и употребления алкогольных напитков молодежью следует отметить, что данные проблемы укоренились в ее сознании и имеют серьезные масштабы. Если в 2005 г. 3,.% от всех опрошенных молодых людей отвечали, что они употребляли наркотики время от времени, то в 200. г. эта цифра возросла до 6,5% (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Пробовали ли Вы наркотические вещества?» (в % от числа опрошенных) [5]

№ Варианты ответов 2005 г. 2007 г. 2009 г.

1 Нет 81,0 78,0 79,6

2 Хочу попробовать 0,9 3,1 1,2

3 Пробовал, но перестал употреблять 13,4 11,0 12,7

4 Употребляю время от времени 3,9 4,7 6,5

5 Употребляю регулярно 0,9 0,8 -

Причины потребления молодежью наркотиков кроются, в первую очередь, в специфике природы самой молодежи - стремлении «попробовать в этой жизни все», а также в той социальной среде, в которой они живут. По данным исследования? употребление наркотиков восполняет нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снятие стресса, фобий различного вида [6]. Наркотики выполняют функцию «бегства» от реальных проблем, трудностей в мир иллюзий. К тому же неразвитость спортивной инфраструктуры, отсутствие доступности досуговой сферы не позволяют проводить многим молодым людям свободное время интересно и с пользой для здоровья.

Результаты мониторинга выявили, что только 23,1% от опрошенных молодых людей в возрасте 17 лет заявили, что не употребляют алкогольные напитки. Анализ частоты употребления алкоголя молодежью показал: 19,2% опрошенных употребляют алкогольные напитки 1 - 2 раза в неделю; 28,1% -1 -2 раза в месяц; 22,3% - несколько раз в год; 7,3% молодых людей употребляют алкоголь ежедневно. Среди опрошенной молодежи 45,2% курят

[5].

Таким образом, особенностью ценностного потенциала учащейся молодежи является: его декларативность в отношении к здоровью; несформированность мотивов самоохранительного поведения. Как следствие, только 14,2% молодежи в возрасте 17 лет отметили, что фактически не болеют (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов 17-летних респондентов на вопрос: «Как часто Вы болеете?» (в % от числа опрошенных) [5]

№ Варианты ответов 2005 г. 2009 г.

1 Фактически не болеете 15,0 14,2

2 Не чаще одного раза в год 23,5 16,5

3 Не чаще одного раза в полгода 21,4 28,8

4 Не чаще одного раза в 3 - 4 месяца 13,7 19,6

5 Не чаще одного раза в месяц 6,4 5,8

6 Чаще, чем один раз в месяц 1,7 1,5

7 Имею хронические заболевания 9,0 7,7

8 Затрудняюсь ответить 9,4 5,8

В структуре ценностей современной молодежи важное место занимает образование. Известно, что наибольшее стремление у молодежи возникает к получению высшего профессионального образования. При этом, лишь незначительная часть учащихся школ желают поступить в техникум (колледж) или профучилище. Так, анализ потребностей и мотивов опрошенных студентов 1 курса ссузов края выявил их неодинаковый подход к построению жизненных планов на будущее, выбор своей специальности [5]. Только 36% опрошенных хотят получить специальность, которая нравится; для 44% - важно иметь диплом об образовании; еще 13% - все равно где учиться; а более 10% от всех опрошенных пробовали свои силы в других учебных заведениях, но не поступили (не сдали экзамены, высокая плата за обучение и т. д.). По словам Д. Медведева, «... колледжам нужно уделить особое внимание. Система среднего специального образования у нас, к сожалению, деградировала. Сейчас мы ее стараемся возродить» [7].

Но вернемся к проблеме высшего образования. Согласно результатам исследований, на вопрос: «Что человеку дает высшее образование?», -большинство выбирает хорошую профессию, успех в жизни, материальное благополучие (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов 17-летних респондентов на вопрос: «Что, по вашему мнению, дает человеку образование?» (в % от числа опрошенных) [5]

№ Варианты ответов 2000 г. 2009 г.

1 Хорошую профессию 64,1 51,9

2 Успех в жизни 50,6 35,3

3 Диплом, дающий определенный статус 27,7 29,8

4 Возможность избежать службы в армии 6,5 12,3

5 Высокий уровень культуры 32,4 14,7

6 Материальное благополучие 45,3 35,7

7 Возможность работать за рубежом 9,4 9,3

8 Приятное времяпрепровождение 5,9 16,7

9 Ничего не дает 0,6 8,1

10 Затрудняюсь ответить 2,9 5,4

При этом, только 38,2% молодежи выбрали вуз осознанно, выбрав в качестве мотива «понимание целей своей дальнейшей жизни». Остальные же руководствовались такими внешними субъективными мотивами, как: чей-то совет (26,2%), стоимость обучения (31,9%), близость к дому (12,7%) и т. д.

По данным табл. 3, у учащейся молодежи с годами падает интерес к получению хорошей профессии (51,9%). Это говорит о безразличии учащихся в выборе специальности, главное - получение диплома (29,8%). При этом, у них нет уверенности, что в дальнейшем он им пригодится, ведь, по их мнению, успех в жизни все меньше зависит от получения высшего образования (35,3%). Истинными мотивами получения высшего образования являются: приятное времяпрепровождение, для юношей - отсрочка от армии. Некоторые считают, что высшее образование ничего не дает (8,1%).

Застой и деградация в системе высшего образования приводят к кадровому голоду. Низкий уровень подготовки, которую обеспечивают большинство вузов, очевиден, но ключевая проблема далеко не в этом. Важнее, что, по данным многочисленных опросов, до половины студентов в ходе обучения напрямую сталкиваются с проявлениями коррупции, плагиат распространен повсеместно и не считается чем-то предосудительным [8]. Ни школа, ни вузы сегодня не работают на будущее, а, наоборот, воспроизводят глубоко архаичные модели поведения, ценности, жизненные установки.

Таким образом, еще одной особенностью ценностного потенциала является спрос на всеобщее высшее образование. При этом, образование не может угнаться за спросом, отсюда - быстрый рост вузовского образования при ухудшении его качества. Наряду с высшим образованием, ориентация молодежи на хорошую (престижную) работу также занимает одно из главных мест в ее ценностном потенциале. Это естественно, так как для подавляющего большинства молодежи важен не только уровень заработной платы (66,7%), но и интересная работа (57%) (табл. 4).

Таблица 4

Критерии выбора работы (в % от числа опрошенных) [5]

№ Варианты ответов 2000 г. 2005 г. 2009 г.

1 Престижная организация 27,1 31,2 31,8

2 Интересная работа 61,2 58,1 57,0

3 Простая и легкая работа 2,9 2,6 5,8

4 Комфортные условия труда 11,8 15,0 33,7

5 Большая зарплата 63,5 65,8 66,7

6 Свободный режим работы 6,5 9,8 13,2

8 Затрудняюсь ответить 6,5 2,1 5,0

Но динамизм современной экономики, в которой постоянно появляются новые сферы деятельности и профессии, требует регулярного изменения квалификации. Иначе человек оказывается в стороне от прогресса и не может считаться успешным. За период обучения в вузе появляется большое число профессий, которых на момент поступления в вуз просто не существовало. В этом отношении появление двухступенчатого образования

(бакалавриат и магистратура) является ответом на требование времени, поскольку позволяет уточнять специализацию в период обучения.

Ведущее место в ценностном потенциале 17-летних респондентов занимает семья, ее благополучие (42,3%). Но так как в этом возрасте еще рано говорить о создании семьи, то необходимо понимать, что установки учащейся молодежи в сфере брачно-семейных отношений сказываются на уровне рождаемости.

Особенность заключается в том, что, с одной стороны, современная молодежь откладывает создание семьи на более поздний срок, что совпадает с общероссийскими тенденциями: сокращение общего числа браков; увеличение среднего возраста вступления в брак [9]. С другой - сексуальный дебют «поюнел», дети раньше взрослеют. По мнению И. Кона, «... возможно, причина в ослаблении контроля со стороны родителей, общества, церкви. Плюс доступная контрацепция, которая дает возможность раскрепощения» [Е. Новоселова РГ - Федеральный выпуск №5103 (24) от 5 февраля 2010 г. Слепцы разбивают зеркало].

Среди 17-летних респондентов, у которых еще нет детей (а таких большинство - 95,3%), половина из них (52,3%) хотят иметь двух детей, 10,5% - три и более (табл. 5). Как следствие, молодые семьи воспроизводят усеченную модель репродуктивного поведения - одного ребенка или семьи без детей.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Сколько детей Вы хотели бы иметь?»

(в % от числа опрошенных) [5]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Варианты ответов 2005 г. 2009 г.

1 Не хотите иметь детей 4,2 9,7

2 Одного 23,6 27,5

3 Двоих 48,1 52,3

4 Троих 7,4 9,3

5 Более трех 2,8 1,2

Данные исследования сигнализируют о возможном воспроизводстве в будущем установок репродуктивного поведения, полученных в однодетных или неполных семьях, что может привести к демографическому кризису.

Далее, одной из составляющих ценностного потенциала является досуг. В связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры в сфере досуга наиболее заметны изменения ценностей и ценностных ориентаций. Наибольший приоритет в досуге молодежи отдается так называемым «пассивным» его видам, а именно: просмотру телепередач (28,7%), чтению прессы (16,3%), слушанию музыки (48,4%), 41,5% молодых

уделяют время занятиям за компьютером (Интернет). Вызывает тревогу тот факт, что 46,5% опрошенных ответили: «Отсыпаюсь», - эта позиция занимает одно из лидирующих мест. Причины преобладания такой формы отдыха могут быть различными, но (в любом случае) они свидетельствуют о физических и психологических перегрузках, как следствие, это ведет к снижению защитных функций организма у молодых людей [5].

Следует отметить, что активные организованные формы отдыха менее популярны у современной молодежи, тем не менее, 22% молодежи занимаются спортом, 34% - выезжают на природу, занимаются любимым делом. В результате, для 17-летней молодежи наиболее популярными являются индивидуальные формы отдыха. Такое положение дел говорит об их стремлении к максимальному обособлению от среды, в которой они находятся (родители, родственники).

Как видно, в молодежной среде произошла быстрая смена главных жизненных ценностных ориентаций: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг - лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. Наименее значимыми терминальными ценностями для всех возрастных групп являются: «счастье других», «творчество», «продуктивная жизнь» и «познание». Кризис духовно-нравственного и ценностно-мотивационного потенциалов молодежи усугубляется сдвигом к нарастанию асоциального потенциала, результатом чего является рост девиантного поведения [5]. Этому свидетельствуют данные табл. 6.

Таблица 6

Приемлемость в той или иной степени для опрошенных следующих действий (в % от числа опрошенных) [5]

№ Действия 1997 г. 2009 г.

1 Вступить в брак по расчету 63,0 60,2

2 Вступить в физическую близость за плату 28,0 34,3

3 Взять то, что плохо лежит 40,0 44,5

4 Взять силой 31,0 37,4

5 Проезд в транспорте без билета 89,0 83,7

6 Употребление нецензурных выражений 64,0 85,9

7 Употребление спиртных напитков 50,0 63,4

8 Употребление наркотиков 14,0 18,5

9 Уклонение от уплаты налогов 59,0 54,0

10 Получение взятки 53,0 55,7

Изменение ценностей населения российского общества: от коллективистских (сильные помогают слабым) к индивидуалистичным

8

(побеждает сильнейший) - достаточно жестко закреплены в сознании молодого поколения.

У современной учащейся молодежи присутствует ярко выраженное состояние когнитивного диссонанса, связанного, прежде всего, с поиском идеалов «быть» и «стать» [5]. Совершенно очевидно, что здесь налицо вечно существующее, особенно в молодежном сознании, и часто неразрешимое противоречие между иллюзией (мечтой) и реальностью.

В современной России 17-летней молодежи нелегко адаптироваться к новым условиям. «Приспособление к выживанию» нельзя считать полноценной социализацией молодого поколения. И его относительно высокую, по сравнению со старшими возрастными группами, адаптивность к окружающей действительности не нужно воспринимать как повод для оптимизма. Ведь нынешнее поколение молодежи существенно отличается от предыдущих - это рыночное поколение со своей шкалой ценностей и приоритетов. Богатый опыт работы в молодежной сфере, который был накоплен в советский период, равно как и опыт постперестроечного периода, оказывается неэффективным в применении к современной молодежи и требует существенного качественного переосмысления и переработки.

Поиск путей решения обозначенных проблем во многом зависит от результативной молодежной политики, которая должна обеспечить обществу и государству возможности инновационного развития за счет создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития и эффективного использования ее ценностного потенциала в интересах страны. Со стороны государства можно выделить четыре основных механизма реализации молодежной политики, это: нормативно-правовое регулирование в данной сфере; создание и совершенствование организационных форм по реализации молодежной политики; целевые программы; информационное воздействие.

Несмотря на большую работу органов государственной молодежной политики, в этой сфере остаётся немало проблем. В перечень основных мероприятий молодежной политики целесообразно включить:

1. Активную пропаганду здорового образа жизни путем привлечения СМИ, включая проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, ежегодные диспансеризации молодежи и т. д. Необходимо формировать у учащейся молодежи жизнесохранительное поведение, прививать навыки физической культуры и здорового образа жизни, искореняя стереотипы престижности вредных привычек.

2. Введение в школьную программу религиозных культур в целях формирования у учащейся молодежи стремления к нравственному образу жизни и укрепления моральных устоев семьи с привлечением церкви.

Литература и источники:

1. Молодежь новой России: ценностные приоритеты [Электронный ресурс] -. - Режим доступа: www.isras.ru

2. Левашов, В. К. Социополитическая динамика российского общества: 2000 - 2006 /В. К. Левашов. - М, 2007.

3. Кузьмина, А. Кризис: легко ли быть молодым / А. Кузьмина // Российская газета. - 2009. - № 4873.

4. Мелекесов, Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности студента как проблема университетского образования / Г. А. Мелекесов // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 8. - 95 с.

5. Мониторинговое исследование «Молодежь Хабаровского края: проблемы и перспективы», ДВАГС. Замеры состояние молодежных проблем проводились четыре раза: в 1997 г., 2000 г., 2005 г. и 2007 г. Объем выборочной совокупности составлял 550 - 650 респондентов. Генеральную совокупность составляла молодежь Хабаровского края трех возрастных групп - 17, 24 и 29 лет. Тип выборочной совокупности - многоступенчатый, квотный - в разрезе трех основных характеристик (пол, возраст, территория проживания), случайный на этапе отбора респондентов. Научный руководитель - д-р социол. наук, профессор Н.М. Байков. В исследовании 2007 г. научный руководитель - к.с.н., доцент Ю.В. Березутский.

6. Журавлева, Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л. А. Журавлева // Социс. - 2000. - № 6. - С. 43 - 48.

7. Медведев заявил о дефиците инженерных кадров в России [Электронныйресурс] -. - Режим доступа: http://www.forbes.ru

8. Федюкин, И. Как ускорить темпы формирования человеческого капитала /И. Федюкин // Форбс. - 2011. - № 82.

9. Богданова, Л. П. Гражданский брак в современной демографической ситуации / Л. П. Богданова, А. С. Щукина // Социологические исследования. - 2003. - № 7. - С. 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.