Научная статья на тему 'Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;'

Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ; Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
684
126
Поделиться

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Черевач Г. Б.

В статье анализируется структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. Изучаются корреляционные связи между этими показателями..In the article the structure and dynamics children's valueneed sphere of personality with disorders of speech and their parents is analyzed. Interrelations between this factors are studied..;

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Черевач Г.Б.,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;»

Г.Б. Черевач. Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей.

Г. Б. Черевач

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Томский государственный педагогический университет

На формирование личности ребенка, становление его ценностно-потребностной сферы в первую очередь влияет семья. Современная российская семья, оставаясь важнейшим институтом социализации детей раннего и дошкольного возраста, находится в сложной и противоречивой ситуации. В этой связи особую значимость приобретает развитие у родителей умений согласовывать свои индивидуальные интересы с интересами ребенка. Преодоление противоречивости во взаимоотношениях важно как для формирования системы ценностей ребенка, так и для развития ценностно-пот-ребностной сферы личности родителей.

В современной педагогической психологии проблема становления и развития ценностно-потреб-ностной сферы личности (ЦПСЛ) детей старшего дошкольного возраста в контексте актуальных ценностей родителей и их отношения к ребенку недостаточно проработана; имеются отдельные исследования по проблеме ЦПСЛ подростка [1], однако исследованием ЦПСЛ детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи никто не занимался.

В то же время изучение научных источников и практика психологической работы в детских дошкольных учреждениях позволяют отметить важность изучения именно ранних предпосылочных форм проявления личности, условий и особенностей их развития, поскольку они являются той основой, на которой происходит дальнейшее формирование и развитие личности человека.

Особенно актуальными являются задачи определения реальных возможностей развития личности ребенка, поскольку в условиях социального и экологического неблагополучия повышаются уровни эмоционального дискомфорта, что приводит к росту числа детей с нарушениями в развитии. В частности, по данным медико-педагогической комиссии Томской области, за период с 2000 до 2005 года в 3.5 раза увеличилось число детей с нарушениями речи. Проблема их личностного развития и социальной адаптации является чрезвычайно актуальной, но практически не изученной. Нарушения речи у детей осложняют детско-родительские отношения в семьях, что повышает потребность в разработке эффективных способов психологического сопровождения таких семей.

Таким образом, отсутствие теоретической проработки в сочетании с потребностями современной

психолого-педагогической практики определяет важность и актуальность изучения проблемы формирования ценностно-потребностной сферы личности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в системе детско-родительских отношений. С одной стороны, работа является логическим продолжением имеющихся в науке подходов к изучению особенностей развития ребенка дошкольного возраста, с другой стороны, вносит новый элемент в теорию и практику психологического сопровождения развития дошкольников с нарушениями развития.

Целью данной работы явилось изучение взаимосвязей ценностно-потребностной сферы личности старших дошкольников с нарушениями речи и их родителей. Предмет исследования - структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в системе детско-родительских отношений.

Для решения поставленных задач были использованы экспериментально-психологические методы исследования структуры ценностно-потребнос-тной сферы личности и внутриличностного конфликта В.Г. Морогина [2]. Проведено три серии наблюдений за детьми в возрасте 5-7 лет, посещающими дошкольные учреждения - «ДОУ № 86», «ДОУ № 89» г. Томска. Детей основной группы (21 человек) обследовали с помощью экспериментальной методики «Ценностно-потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт» («ЦПСЛ и ВК») (В.Г. Морогин, 2003), позволяющей оценить важность, доступность и вероятность внутриличностного конфликта индивидуальных ценностей. Спустя год дети этой группы были обследованы повторно. Параллельно были проведены наблюдения за детьми контрольной группы того же возраста (20 человек). Все обследованные дети имеют в анамнезе остаточные явления перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС) с диагнозами «стертая форма дизартрии» и «дислалия». Одновременно с обследованием детей проводилось обследование их родителей. В основной группе в первом обследовании приняли участие 20 родителей, в контрольной - 15. Родители заполняли анкету с указанием социально демографических данных (уровень образования, жилищные условия, социальное положение), а затем обследовались при помощи компьютерной версии теста «ЦПСЛ и ВК» для взрослых. В период между

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 2 (53). Серия: ПСИХОЛОГИЯ

двумя исследованиями дети и родители основной группы принимали участие в психокоррекционных занятиях по специально разработанной программе.

Основной диагностической методикой исследования стала компьютерная версия теста «Ценност-но-Потребностная Сфера Личности и Внутрилич-ностный Конфликт» (В.Г. Морогин, 2003). Цель теста - определение структуры ЦПСЛ, а также характера и степени выраженности внутриличност-ного конфликта (ВЛК). Данная методика имеет два варианта - взрослый и детский. В детском варианте предъявляемые словесные обозначения ценностей адаптированы для детей дошкольного возраста через использование их глагольной формы.

Статистический анализ полученных эмпирических данных проводился с использованием программы «Б1а118йса 6.0». Для выявления взаимосвязи особенностей ценностно-потребностных сфер родителей и детей был проведен корреляционный анализ. Корреляционные связи, значимые при р <

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

0.05, рассматривались отдельно для результатов первого и второго обследования в основной группе и для результатов контрольной группы.

По данным первого обследования основной группы были выявлены прямые корреляции между значимостью ценностей «жизнь» (г = 0.51) и «любовь» (г = -0.63) у родителей и детей. В контрольной группе не выявлено прямых корреляций по показателям личностной значимости изучаемых ценностей. Помимо этого обнаружено значительное количество корреляционных связей между значимостью изучаемых ценностей в группах родителей и детей, например, по жизненной важности ценностей «вера» -у родителей и «власть» - у детей (г = 0.65).

При повторном обследовании количество положительных корреляций снизилось с 5 до 3, количество отрицательных возросло с 2 до 5. В целом число значимых корреляций увеличилось с 7 до 8. Возможно, рост числа отрицательных корреляций во втором обследовании является отражением возрастной динамики детско-родительских взаимоотношений. Наличие корреляций подтверждает предположение о существенном влиянии ЦПСЛ родителей на формирование ЦПСЛ детей. Особенно четко это влияние проявляется в возрасте 5-6 лет.

Можно отметить интересные, на наш взгляд, взаимосвязи ЦПСЛ родителей и детей. При первом обследовании выявлена положительная корреляция по доступности ценности «вера» для родителей и «любовь» - для детей (г = 0.67). Вероятно, дети

воспринимают доверие родителей как проявление любви к ним.

Доступность для родителей ценности «богатство» положительно связана с доступностью для детей ценностей «жизнь» (г = 0.55) и «успех» (г = 0.52). Во втором обследовании доступность для родителей ценности «любовь» положительно связана с доступностью для детей ценности «жизнь» (г = 0.73).

По показателям ВЛК, прямых взаимосвязей в первом обследовании ЦПСЛ родителей и детей не обнаружено. При повторном обследовании ЦПСЛ выявлена прямая отрицательная корреляция по напряженности ВЛК в зоне ценности «уверенность» (г = -0.63). Во втором обследовании основной группы доступность для родителей ценности «любовь» положительно коррелирует с доступностью для детей ценности «жизнь» (г = 0.73).

В контрольной группе по критерию доступности обнаружена прямая положительная корреляция для ценности «жизнь» (г = 0.68). В родительской группе определение родителями доступности ценностей «жизнь» и «вера» образует положительные и отрицательные корреляции с доступностью других ценностей в группе детей. Важность для родителей ценности «богатство» положительно связана с доступностью для детей ценностей «дружба» (г = 0.62) и «свобода» (г = 0.61). Прямых взаимосвязей в первом обследовании ЦПСЛ родителей и детей, по показателям ВЛК, нет. В повторном обследовании ЦПСЛ выявлена прямая отрицательная корреляция по напряженности ВЛК для ценности «уверенность» (г = -0.60).

Таким образом, исследование особенностей корреляций ЦПСЛ родителей и их детей позволило определить наличие прямых связей в каждом обследовании, а также большое число косвенных связей исследуемых ценностей по показателям значимости, доступности и ВЛК. Влияние системы ценностей родителей на ценностно-потребностную сферу личности ребенка подтверждают выявленные в исследовании взаимосвязи между одними и теми же ценностями у родителей и детей. Особенно четко это влияние проявляется в возрасте 5-6 лет. Тем не менее дети не всегда «копируют» родительскую структуру ценностей, поэтому ценность, доминирующая у родителя, может впоследствии отвергаться ребенком и наоборот.

Обнаруженные взаимосвязи позволяют предполагать возможность воздействия на формирование ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи посредством гармонизации детско-родительских отношений.

Литература

1. Постоева В.А. Ценностно-потребностная сфера личности социально-депримированных подростков // Автореф. дисс. канд. психол. наук. Томск, 2004.

2. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности. Томск, 2003.