Научная статья на тему 'Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;'

Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ; Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4573
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черевач Г. Б.

В статье анализируется структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. Изучаются корреляционные связи между этими показателями..I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черевач Г. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the structure and dynamics children's valueneed sphere of personality with disorders of speech and their parents is analyzed. Interrelations between this factors are studied..;

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;»

Г.Б. Черевач. Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей.

Г. Б. Черевач

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Томский государственный педагогический университет

На формирование личности ребенка, становление его ценностно-потребностной сферы в первую очередь влияет семья. Современная российская семья, оставаясь важнейшим институтом социализации детей раннего и дошкольного возраста, находится в сложной и противоречивой ситуации. В этой связи особую значимость приобретает развитие у родителей умений согласовывать свои индивидуальные интересы с интересами ребенка. Преодоление противоречивости во взаимоотношениях важно как для формирования системы ценностей ребенка, так и для развития ценностно-пот-ребностной сферы личности родителей.

В современной педагогической психологии проблема становления и развития ценностно-потреб-ностной сферы личности (ЦПСЛ) детей старшего дошкольного возраста в контексте актуальных ценностей родителей и их отношения к ребенку недостаточно проработана; имеются отдельные исследования по проблеме ЦПСЛ подростка [1], однако исследованием ЦПСЛ детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи никто не занимался.

В то же время изучение научных источников и практика психологической работы в детских дошкольных учреждениях позволяют отметить важность изучения именно ранних предпосылочных форм проявления личности, условий и особенностей их развития, поскольку они являются той основой, на которой происходит дальнейшее формирование и развитие личности человека.

Особенно актуальными являются задачи определения реальных возможностей развития личности ребенка, поскольку в условиях социального и экологического неблагополучия повышаются уровни эмоционального дискомфорта, что приводит к росту числа детей с нарушениями в развитии. В частности, по данным медико-педагогической комиссии Томской области, за период с 2000 до 2005 года в 3.5 раза увеличилось число детей с нарушениями речи. Проблема их личностного развития и социальной адаптации является чрезвычайно актуальной, но практически не изученной. Нарушения речи у детей осложняют детско-родительские отношения в семьях, что повышает потребность в разработке эффективных способов психологического сопровождения таких семей.

Таким образом, отсутствие теоретической проработки в сочетании с потребностями современной

психолого-педагогической практики определяет важность и актуальность изучения проблемы формирования ценностно-потребностной сферы личности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в системе детско-родительских отношений. С одной стороны, работа является логическим продолжением имеющихся в науке подходов к изучению особенностей развития ребенка дошкольного возраста, с другой стороны, вносит новый элемент в теорию и практику психологического сопровождения развития дошкольников с нарушениями развития.

Целью данной работы явилось изучение взаимосвязей ценностно-потребностной сферы личности старших дошкольников с нарушениями речи и их родителей. Предмет исследования - структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в системе детско-родительских отношений.

Для решения поставленных задач были использованы экспериментально-психологические методы исследования структуры ценностно-потребнос-тной сферы личности и внутриличностного конфликта В.Г. Морогина [2]. Проведено три серии наблюдений за детьми в возрасте 5-7 лет, посещающими дошкольные учреждения - «ДОУ № 86», «ДОУ № 89» г. Томска. Детей основной группы (21 человек) обследовали с помощью экспериментальной методики «Ценностно-потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт» («ЦПСЛ и ВК») (В.Г. Морогин, 2003), позволяющей оценить важность, доступность и вероятность внутриличностного конфликта индивидуальных ценностей. Спустя год дети этой группы были обследованы повторно. Параллельно были проведены наблюдения за детьми контрольной группы того же возраста (20 человек). Все обследованные дети имеют в анамнезе остаточные явления перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС) с диагнозами «стертая форма дизартрии» и «дислалия». Одновременно с обследованием детей проводилось обследование их родителей. В основной группе в первом обследовании приняли участие 20 родителей, в контрольной - 15. Родители заполняли анкету с указанием социально демографических данных (уровень образования, жилищные условия, социальное положение), а затем обследовались при помощи компьютерной версии теста «ЦПСЛ и ВК» для взрослых. В период между

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 2 (53). Серия: ПСИХОЛОГИЯ

двумя исследованиями дети и родители основной группы принимали участие в психокоррекционных занятиях по специально разработанной программе.

Основной диагностической методикой исследования стала компьютерная версия теста «Ценност-но-Потребностная Сфера Личности и Внутрилич-ностный Конфликт» (В.Г. Морогин, 2003). Цель теста - определение структуры ЦПСЛ, а также характера и степени выраженности внутриличност-ного конфликта (ВЛК). Данная методика имеет два варианта - взрослый и детский. В детском варианте предъявляемые словесные обозначения ценностей адаптированы для детей дошкольного возраста через использование их глагольной формы.

Статистический анализ полученных эмпирических данных проводился с использованием программы «Б1а118йса 6.0». Для выявления взаимосвязи особенностей ценностно-потребностных сфер родителей и детей был проведен корреляционный анализ. Корреляционные связи, значимые при р <

0.05, рассматривались отдельно для результатов первого и второго обследования в основной группе и для результатов контрольной группы.

По данным первого обследования основной группы были выявлены прямые корреляции между значимостью ценностей «жизнь» (г = 0.51) и «любовь» (г = -0.63) у родителей и детей. В контрольной группе не выявлено прямых корреляций по показателям личностной значимости изучаемых ценностей. Помимо этого обнаружено значительное количество корреляционных связей между значимостью изучаемых ценностей в группах родителей и детей, например, по жизненной важности ценностей «вера» -у родителей и «власть» - у детей (г = 0.65).

При повторном обследовании количество положительных корреляций снизилось с 5 до 3, количество отрицательных возросло с 2 до 5. В целом число значимых корреляций увеличилось с 7 до 8. Возможно, рост числа отрицательных корреляций во втором обследовании является отражением возрастной динамики детско-родительских взаимоотношений. Наличие корреляций подтверждает предположение о существенном влиянии ЦПСЛ родителей на формирование ЦПСЛ детей. Особенно четко это влияние проявляется в возрасте 5-6 лет.

Можно отметить интересные, на наш взгляд, взаимосвязи ЦПСЛ родителей и детей. При первом обследовании выявлена положительная корреляция по доступности ценности «вера» для родителей и «любовь» - для детей (г = 0.67). Вероятно, дети

воспринимают доверие родителей как проявление любви к ним.

Доступность для родителей ценности «богатство» положительно связана с доступностью для детей ценностей «жизнь» (г = 0.55) и «успех» (г = 0.52). Во втором обследовании доступность для родителей ценности «любовь» положительно связана с доступностью для детей ценности «жизнь» (г = 0.73).

По показателям ВЛК, прямых взаимосвязей в первом обследовании ЦПСЛ родителей и детей не обнаружено. При повторном обследовании ЦПСЛ выявлена прямая отрицательная корреляция по напряженности ВЛК в зоне ценности «уверенность» (г = -0.63). Во втором обследовании основной группы доступность для родителей ценности «любовь» положительно коррелирует с доступностью для детей ценности «жизнь» (г = 0.73).

В контрольной группе по критерию доступности обнаружена прямая положительная корреляция для ценности «жизнь» (г = 0.68). В родительской группе определение родителями доступности ценностей «жизнь» и «вера» образует положительные и отрицательные корреляции с доступностью других ценностей в группе детей. Важность для родителей ценности «богатство» положительно связана с доступностью для детей ценностей «дружба» (г = 0.62) и «свобода» (г = 0.61). Прямых взаимосвязей в первом обследовании ЦПСЛ родителей и детей, по показателям ВЛК, нет. В повторном обследовании ЦПСЛ выявлена прямая отрицательная корреляция по напряженности ВЛК для ценности «уверенность» (г = -0.60).

Таким образом, исследование особенностей корреляций ЦПСЛ родителей и их детей позволило определить наличие прямых связей в каждом обследовании, а также большое число косвенных связей исследуемых ценностей по показателям значимости, доступности и ВЛК. Влияние системы ценностей родителей на ценностно-потребностную сферу личности ребенка подтверждают выявленные в исследовании взаимосвязи между одними и теми же ценностями у родителей и детей. Особенно четко это влияние проявляется в возрасте 5-6 лет. Тем не менее дети не всегда «копируют» родительскую структуру ценностей, поэтому ценность, доминирующая у родителя, может впоследствии отвергаться ребенком и наоборот.

Обнаруженные взаимосвязи позволяют предполагать возможность воздействия на формирование ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи посредством гармонизации детско-родительских отношений.

Литература

1. Постоева В.А. Ценностно-потребностная сфера личности социально-депримированных подростков // Автореф. дисс. канд. психол. наук. Томск, 2004.

2. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности. Томск, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.