Научная статья на тему 'Особенности ценностно-нормативной структуры делинквентной личности'

Особенности ценностно-нормативной структуры делинквентной личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
462
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / НОРМЫ / ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ДЕЛИНКВЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ДЕЛИНКВЕНТНОЙ ПОВЕДЕНИЕ / VALUES / NORMS / PERSONALITY VALUE-NORM STRUCTURE / DELINQUENT PERSONALITY / DELINQUENT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маркиниди Евгений Владимирович

В статье на основе эмпирического социологического исследования описаны особенности ценностно-нормативной структуры делинквентной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the specifics of delinquent personality value-normative structure basing on empiric sociological research.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-нормативной структуры делинквентной личности»

СошолопчЕсЮЕ пт

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ДЕЛИНКВЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Е. В. Маркиниди

SPECIFICS OF VALUE-NORMATIVE ST RUCTURE OF DELINQUENT PERSONALITY Markinidy E. V.

The article describes the specifics of delinquent personality value-normative structure basing on empiric sociological research.

Key words: values, norms, personality value-norm structure, delinquent personality, delinquent behavior.

В статье на основе эмпирического социологического исследования описаны особенности ценностно-нормативной структурыi делинквентной личности.

Ключевые слова: ценности, нормы, ценностно-нормативная структура личности, делинквентная личность, делинквентной поведение.

УДК 316.613

Технизация всех сфер общественной жизни, разрушение прежней социальности и межпоколенных связей, невыстроенность новых социальных институтов и недостаточность социальных связей, ненаполнен-ность социального пространства, затрудняющая социальное движение в избираемом направлении, внесли существенные изменения в функционирование основных институтов социализации. Реформирование традиционных институтов социализации (семьи, образования, молодежных организаций), резким социальным расслоением общества, снижением жизненного уровня большинства населения, возникновением в стране многих маргинальных и незащищенных слоев и групп, положение которых объективно стимулирует рост делинквентного поведения как общества в целом, так и молодежи в частности. Данный процесс связан с деформацией ценностно-нормативной системы, с размыванием и девальвацией социальнопозитивных ценностей и установок, стереотипов поведения, нравственных идеалов людей.

Ценности - это обобщенные представления о целях и средствах их достижения определенными социальными субъектами. Ценности выполняют роль фундаментальных норм, которые обеспечивают интеграцию общества, во многом определяя выбор поведения личности, социальной группы, социума в целом. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, в соответствии с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Нор-

ма - это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все формы их деятельности. В обществе с момента его возникновения, как во всякой целостной системе, проявляются две противоречивые тенденции - организации и дезорганизации, обусловленные постоянным вовлечением в общественную систему новых и новых элементов. Социальные нормы являются одним из важнейших условий стабильного функционирования общественной системы. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Нормы вытекают из принятых в обществе и присвоенных отдельными людьми представлениях о ценностях (5). Таким образом, можно сказать, что ценностно-нормативная структура личности как совокупность интериоризированных ценностей и норм играет ведущую роль в определении и реализации жизненных стратегий и планов личности.

Обычно собственная система ценностей (ценностных ориентаций) формируется у индивида к 18-20 годам, затем она сохраняется достаточно стабильной, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека, а именно: смена видов деятельности, смена места работы, трансформации социального статуса и т. д. Как правило, в подобных случаях изменяется иерархия ценностей, а не их состав. Кризис в обществе, как правило, приводит к смене системы ценностей как таковой. Данный процесс и для старших поколений и для молодых людей в основном протекает болезненно. Как показывает анализ у людей старшего поколения смена господствующей системы ценностей чаще сопровождается чувством безысходности, пессимизмом и может привести к фрустрации. Для молодого поколения, не имеющего устоявшегося мировоззрения, период смены системы ценностей достаточно опасен, так как способствует нарушению самих механизмов социализации: исчезают одни институты социализации, появляются другие, изменяются приоритеты и система социализации в целом. В таких условиях весьма вероятным является распространение

асоциальных явлении среди молодежи, наиболее опасные из которых, проявляются в таком виде социального отклонения, как делинквентное поведение.

Термин «делинквентный» происходит от латинского delinquo - совершить проступок, провиниться, погрешить. Я. И. Гилин-ский указывает на то, что делинквентность является крайней формой и структурной составляющей девиантного поведения. В большом толковом социологическом словаре дается следующее определение: «Девиация (deviance) - социальное поведение, отклоняющееся от считающегося „нормальным“ или социально приемлемым в обществе. Социальная девиация рассматривается, главным образом, как социально обусловленное явление» (1). Делинквентное поведение в энциклопедическом словаре определяется как «антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом» (8).

Ценностно-нормативная структура личности сложна и противоречива, содержит контрастные черты вследствие существования в кризисном российском обществе конфликтующих культурных стереотипов. Распространенность социальных девиаций оказывает прямое воздействие на изменение социальной структуры, скорости общественных преобразований и нормативноценностного континуума, уровня организации социальных систем. С этой точки зрения рост делинквентного поведения и появление новых видов социальных отклонений является как показателем нестабильности общества, так и, одновременно, следствием изменения общественной системы норм и ценностей (3). Таким образом, делинквентные отклонения являются наиболее опасными видами отклонения и от правовой, и от моральной нормы, так как нарушение правового запрета по своей сущности есть нарушение нравственной нормы, результат моральной готовности личности переступить черту предписанного обществом поведения (10).

В целом делинквентное поведение непосредственно направлено против сущест-

вующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества. Для обозначения наиболее серьезных правонарушений используются термины «криминальное» или «преступное» поведение. Делинквентное и криминальное поведение подразумевают нарушение закона: делинквентное - это нарушение Гражданского кодекса, а криминальное - Уголовного кодекса. Они всегда характеризуются деструктивной направленностью. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения.

Ученых с давних времен интересует проблема делинквентного поведения, соотношения нормы и отклонения, определения границ норм, синонимом которого нередко выступает в научной литературе «отклоняющееся» «патологическое», «аномаль-

ное», «асоциальное», «противоправное» и даже «незаконное» поведение, - концептуальное единство всех этих определений, несомненно.

В современном научном знании понятием «делинквентное поведение» оперируют специалисты в области криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и других отраслей знания, которые в рамках дискуссии об истоках, причинах делинквентного поведения, сходятся во мнении о том, что молодые люди гораздо чаще и легче, чем представители других возрастных групп, нарушают общепринятые нормы и законы (2). Делинквентное поведение -явление, часто встречающееся в молодежной среде, которое, как правило, носит кратковременный характер, но иногда может стать началом преступной «карьеры» (7). В данном контексте интересной представляется точка зрения Е. Г. Дозорневой, определяющей делинквентное поведение молодежи как подразумевающее совершение правонарушений, за которые предусмотрено уголовное наказание, но они под него не попадают по причине недостаточной значительности поступка или не достижения возраста уголовной ответственности (4).

Делинквентное поведение молодежи является результатом сочетания факторов как объективного, так и субъективного проис-

хождения. Произошедшие изменения в социокультурном пространстве России повлияли на содержание и характер социализации современной молодежи. Нестабильность ситуации в обществе вызывает значительный рост социальных девиаций различного характера и особенно среди молодежи. Не является исключением в этом отношении и Южный федеральный округ.

В пользу положения о том, что на фоне современных трансформационных процессов наиболее уязвимой социальной группой оказывается молодежь, указывает то, что именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения.

Проявившаяся в начале 90-х годов тенденция влияния и давления ценностей преступного мира на общество, распространение и легитимизация его «морали» оказала деформирующее влияние на ценностные ориентации, прежде всего, у наименее устойчивой части населения - молодежи, что создало предпосылки для откровенного иго-норирования законов, снижения порога нетерпимости к преступности, стиранию грани между аморальностью и преступностью. В связи с этим актуализировался вопрос о том, насколько глубоко в молодежной среде закрепилась социальная практика делинквентного поведения, каковы факторы радикализации и распространения его проявлений в социокультурном пространстве современной России. С другой стороны, социальные установки и особенности правовой культуры молодежи определяются содержанием и направленностью социокультурных процессов, в которых отражаются изменения в ее социальных предпочтениях и жизненных ориентациях.

Молодежь является группой повышенного риска, ввиду социальной незрелости и физиологических особенностей формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, любопытстве, в недостаточной способности

прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Молодой человек часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью, с одной стороны, и требованиями общества - с другой, служит реальным источником многочисленных девиаций (11).

Практика проводимых исследований показывает, что причина делинквентности лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек хочет соответствовать требованиям общества, но он не всегда может этого сделать в силу уже сложившихся социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, низкого уровня жизни и неравного доступа к всевозможным благам, социального неравенства.

Таким образом, в контексте поиска оптимальных путей и средств борьбы с данными деструктивными проявлениями в молодежной среде, изучение ценностнонормативной структуры делинквентной личности - индивидов, совершивших делинквентный поступок и несущих за это наказание, - является, на наш взгляд, важным направлением научных исследований. Продуктивными для выявления особенностей ценностно-нормативной структуры делинквентной личности могут стать результаты опроса «Пути оптимизации правового воспитания молодежи», который был проведен автором в 2009 году среди студентов и учащихся старших классов средних школ, а также молодых людей, находящихся в следственных изоляторах временного содержания г. Ставрополя, г. Невинномысска, г. Изобильного, ст. Курской. Выборка квотная, объем выборки составил 675 человек.

Анализ данных проводился на основе сравнения результатов опроса двух групп молодежи: законопослушной и делинквентной.

Так, сравнительный анализ ответов респондентов, представителей двух референтных групп на вопрос «Что для Вас наиболее значимо в жизни?» уже на первом этапе проведенного исследования позволил увидеть значимые отличия в системе терминальных ценностей этих представителей молодежи (таблица 1).

Данные, приведенные в таблице, позволяют сделать вывод о том, что отличительными чертами ценностно-нормативной структуры делинквентной личности являются:

— большая значимость ценностей «здоровье» и «крепкая семья», которые свидетельствуют о том, что именно угроза потери этих позиций стоит у молодых людей, относящихся к делинквентной группе на первом месте;

— меньшее стремление к ценности «материальный достаток», которое скорее всего можно объяснить тем, что эти молодые люди уже апробировали легкие, но асоциальные способы достижения данной цели;

— меньшая распространенность ценностей «интересная работа», «карьера», «качественное образование» подтверждает предыдущий вывод и свидетельствует об отсутствии социальных установок на достижение своих целей социально одобряемыми средствами;

— неприятие ценностей общественного признания «слава», «власть» является закономерным следствием асоциального поведения;

— большая значимость ценности «покой и возможность ни во что не вмешиваться» свидетельствует о социальной пассивности данной группы опрошенных. Интересным представляется также, что

для делинквентной молодежи более значимой, чем для законопослушной является такая ценность, как «возможность реализовать свои таланты и способности». Данный факт можно объяснить исходя из мнения Р. Инглхарта, который делает вывод, что «люди выше всего ценят то, в чем испыты-

Таблица 1

Сравнительный анализ терминальных ценностей законопослушной и делинквентной молодежи

Ценности Делинквентная молодежь (%) Законопослушная молодежь (%)

1. Здоровье 76,2 64,5

2. Материальный достаток 39,0 43,9

3. Крепкая семья 61,0 42,2

4. Интересная работа 20,6 28,0

5. Карьера 14,9 27,2

6. Преданные друзья 23,2 22,4

7. Качественное образование 8,9 13,4

8. Возможность реализовать свои таланты и способности 14,6 11,8

9. Власть 1,0 9,2

10. Признание окружающих 7,6 7,0

11. Социальная, экономическая, политическая стабильность в обществе 5,1 6,5

12 Слава 0,3 3,5

13. Покой и возможность ни во что не вмешиваться 12,1 2,8

вают недостаток, а индивидуальные ценностные предпочтения формируются под влиянием и отражают условия становления личности человека» (6).

Углубление экономического и социального расслоения молодежи, особенно в региональном социуме, обострило риски, связанные с неравным доступом молодых людей к различным жизненным ресурсам. Сделанные выводы подтверждают результаты ответов участников опроса на вопрос «Какие проблемы общественной жизни Вас беспокоят в настоящее время больше всего?» В соответствии с полученными данными, можно сделать вывод, что основным мотивом делинквентных проступков являются экономические проблемы.

Проблемы, которые больше всего беспокоят респондентов

1) безработица (55,9 %);

2) снижение жизненного уровня (39,4 %);

3) Болезни ХХ века (39,7 %);

4) экологические проблемы (35,9 %);

5) коррупция (33,7 %);

6) рост инфляции (31,7 %);

7) терроризм (32,7 %);

8) падение нравственности в обществе

(31,1 %);

9) рост преступности (26,3 %).

Существующая в обществе система

норм и ценностей либо способствует реализации имеющегося человеческого потенциала, либо тормозит эту реализацию. Анализ результатов ответов респондентов на вопрос «Какие нормы, прежде всего, являются основой Вашего поведения?» позволяют выстроить следующую иерархию норм по степени значимости для молодых людей (таблица 2).

Полученные данные показывают, что иерархия норм, определяющих поведение молодых людей, совпадает. Однако для респондентов из группы делинквентной молодежи менее значимы законы РФ и более значимы групповые нормы. Объединения делинквентной молодежи в группы и компании дает им взаимопонимание и поддержку, возможность проявить свою индивидуальность и неповторимость, решить свои личные проблемы, сформировать необходимый жизненный опыт и принципы. Данная молодежь наиболее нуждается в самоутверждении, самореализации, признании и защите,

Таблица 2

Нормативная основа поведения респондентов

Нормы поведения Делинквентная молодежь (%) Законопослушная молодежь (%)

Нормы морали 54,6 48,2

Законы РФ 18,1 27,6

Обычаи и нравы своего круга, компании 17,8 10,5

Обычаи и традиции моего народа 3,5 1,4

Религиозные нормы 0,6 2,3

чего они не находят по тем или иным причинам в остальных сферах социальной жизни.

Деструкция социальной макросреды, спонтанность формирования траекторий повседневных социальных практик, ослабление социального и правового контроля в условиях неопределенности могут рассматриваться как факторы распространенности делинквентного поведения. В этих условиях процесс правовой социализации молодежи может приобретать преимущественно ненаправленный, спонтанный характер, осуществляться практически вне реального участия института образования, через подражание поведению социально успешных групп, образцам массовой культуры и криминальной субкультуры. Распространенность делинквентного поведения молодежи может быть обусловлена актуализацией в общественном сознании под влиянием кризиса со-циетальных ценностей и утраты позитивных ориентиров.

Интерес представляет анализ ответов на вопрос «Как Вы оцениваете состояние следующих явлений в современном российском обществе?». Как катастрофическое респонденты из делинквентной группы оценили состояние самых разрушительных для общества проявлений деструктивности: наркотизацию - 47,0 %; распространение разврата, проституции и порнографии - 41,3 %; распространение бродяжничества и попрошайничества - 49,2 %; пропаганду насилия, агрессии и жестокости - 46,0 %; пропаганду сексуальной распущенности - 45,1 %. Эти результаты можно рассматривать как наиболее объективные, т. к. это «взгляд изнутри». Все опрошенные имеют опыт делинквентного поведения, ценностно-нормативная

структура их сознания уже определила их делинквентное поведение, а ценностнонормативный континуум общества включает в себя всю совокупность имеющихся в нем ценностей, идеалов, правил, норм и нормативов, обычаев, традиций и обрядов.

По словам П. Н. Шихирева, делинквентные сообщества являются неотъемлемой частью социальной структуры любого общества на всех этапах его развития. На эти сообщества также распространяются общие для всех социальных групп законы взаимодействия, но они стремятся общаться с цивилизованным сообществом по своим правилам и «законам». Однако показательно, что представители данных субкультур требуют, чтобы с ними обращались в рамках установленных цивилизованным сообществом правил и законов (Конституции, Конвенций о правах граждан, международных соглашений и т. д.), совершенно осознанно паразитируя на этом.

В данном контексте следует обратить внимание на ответы опрошенных представителей делинквентной молодежи на вопрос «Ваше отношение к закону?». На первое место выходит позиция «Современные российские законы крайне несовершенны, поэтому в особых случаях их можно не придерживаться» - 56,8 %; «Закон - основа жизни любого общества, поэтому он не должен нарушаться ни при каких обстоятельствах» -

28,6 %; «Закон - насилие над личностью, следовать ему - унижать себя» - 3,8 %; «Затрудняюсь ответить на поставленный вопрос» - 7,9 % респондентов. Эти данные позволяют предположить, что одной из причин делинквентности молодежи в современном

российском обществе является правовой нигилизм.

В рамках проводимого исследования особое внимание было уделено влиянию религии на делинквентное поведение молодежи. По мнению В. И. Чупрова, Ю. А. Зубок, К. Уильмс, вера в сознании молодежи устойчиво занимает последнюю позицию в их духовной жизни (13). Однако данные опроса указывают на то, что 73 % молодых людей считают себя верующими. Американский социолог Ч. Глок, полагал, что принадлежность к религиозным организациям выступает как «функция внесения значимости в религиозный опыт», что позволяет индивиду справиться с возможными кризисами жизни, а также «заменить формами религиозного статуса отсутствие чувства социального статуса». Данное утверждение вполне справедливо для данной категории молодежи, исследуемой в рамках данной проблематики.

На вопрос «В чем проявляется Ваша вера?» большая часть респондентов предпочла вариант ответа «Моя вера остается внутренним делом и посторонним не видна» -

67,6 %; «Не могу точно определить» -

11,1 %; «Меня интересует религия как философская система» - 6,3 %; и лишь 7 % выбрали вариант «Верю в Бога, систематически посещаю церковь, выполняю все обряды и предписания». Это говорит о том, что вера носит для большинства молодежи эпизодический, формальный, номинальный характер, а от части представляет собой более личный внутренний тип. Следует также отметить, что 14 % респондентов предпочли вариант ответа «Нет», а 13 % - «Затрудняюсь ответить».

Анализ ответов молодежи на вопрос «Как Вы понимаете, что такое свобода?» указывает на то, что 38,8 % предпочли вариант ответа «Право самому выбирать, чем заниматься в жизни», «Независимость от кого бы то ни было» - 29,2 % и «Возможность получить образование, работу» - 11,4 %.

Как было отмечено ранее, малые группы, имеющие специфическую систему ценностей, оказали значительное влияние на построение ценностно-нормативной структуры делинквентной личности. Из ответов

респондентов следует, что молодежь сталкивалась в подростковом периоде с насилием. Вариант ответа «Нет» не выбрал ни один респондент. Среди предложенных вариантов преобладали ответы: со стороны одноклассников - 31,4 %; со стороны родителей -

30,2 %, со стороны друзей - 24,4 %. Именно это способствовало, на наш взгляд, формированию установок на применение силы в решении различных проблем (61,4 %). Рассматривая далее логику вовлеченности в делинквентное поведение, мы видим, что на формирование жизненных принципов делинквентов наибольшее влияние оказало микроокружение молодых людей: родители, родственники (73 %); друзья (49,5 %); случайные встречи, знакомства (43,5 %). Таким образом, делинквентное поведение молодежи тесно связано с процессом ее социализации. Как показывает практика, социализация индивида не всегда бывает успешной, более того, она почти всегда имеет отклонения. Крайними проявлениями отклоняющейся социализации выступают поступки, нарушающие нормы уголовного права и влекущие за собой соответствующие санкции.

Анализ ответов молодежи на вопрос «Как Вы считаете, почему молодые люди нарушают закон?» позволяет сделать вывод, что основной причиной нарушения закона является правовой нигилизм самих представителей власти (55,9 %), незнание законов (40,6 %), пример других (25,7 %), уверенность в своей безнаказанности (23,5 %), воспитание (23,2 %).

Ответы респондентов на вопрос «Какие, на Ваш взгляд, социальные проблемы чаще всего способствуют совершению молодыми людьми преступлений?» показывают, что это прежде всего социальные проблемы материального характера (52,1%); в качестве значимых мотивов респонденты выделяют также распространение наркотиков - 33,7 %; пьянство, алкоголизм - 32,1 %; утрату доверия к власти, правоохранительным органам - 31,1 %.

Каждый человек строит концепцию своей жизни на основе мировоззрения - системы взглядов на объективный мир и место человека в нем, на его отношение к окру-

жающей действительности и самому себе, а также через обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей: их убеждения, идеалы, принципы деятельности, ценности и ценностные ориентации.

Выявленный в результате проведенного исследования комплекс факторов указывает на деформацию ценностнонормативной структуры личности делинквентной молодежи, которая может быть охарактеризована такими симптомами, как: нарастание эмоционально-психологической тревожности, стресса, агрессивного и неадекватного поведения, низкой самооценки, неготовности, неумения преодолеть пробле-

мы в различных жизненных ситуациях. Следствием таких негативных явлений становится маргинализация сознания молодежи, что проявляется в выплесках разрушительной энергии. Поэтому при формировании молодежной политики необходимо в большей степени опираться на опыт проводимых в стране и мире исследований по проблемам социальных отклонений в молодежной среде и оптимизации способов их преодоления на основе формирования у них позитивных ценностных установок.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Большой толковый социологический словарь. - М.: Collins, 1999. - С. 34.

2. Боряз В. Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования. - Л.: Наука, 1973. -С. 144.

3. Вишневский A. С. Социальные нормы и человек // Постижение / ред.-сост.: Ф. М. Бородкин, Л. Я. Косалс, Р. В. Рывкина. - М.: Прогресс, 1989. - С. 52-53.

4. Волков Ю. Г. Социология молодежи. - Рос-тов-н/Д.: РГУ, 2001.- С. 117.

5. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А., Динамика ценностных ориентаций в период трансформации (поколенный подход) // Социс. - 2003. -№1. - С. 121.

6. Гришина Е. А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. - М., 1999. - С. 111-115

7. Громова И. Б., Леонтьева В. Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социс. - 1991. - №

10. - С. 78-79.

8. Змановекая Е. В., Молодежная делинквентность в России. - М.: Логос, 2003. - С. 94

9. Ионин Л. Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. - С. 221.

10. Лапнова Л. А., Шурупова М. Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. -

№4. - С. 32-41.

11. Манько Ю. В., Огонян К. М. Социология молодежи. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008. -С. 115-118.

12. Решетникова К. В. Теоретико-методологические основы типологии позиционных конфликтов //Социс. - 2003 -№7. - С. 56-59.

13. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильмс К. Молодежь в обществе риска. - М.: Наука, 2003. -С. 87-89.

Об авторе

Маркиниди Евгений Владимирович, ГОУ

ВПО «Ставропольский государственный университет», аспирант кафедры политологии и социологии. Сфера научных интересов - девиантное и делинквентное поведение молодежи, особенности проявления делинквентного поведения в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.