УДК 325 ББК 65.248.7
М.В. НЕМЦОВА
Особенности трудовой миграции и привлечения иностранной рабочей силы на Дальнем Востоке России
Рассматриваются особенности, проблемы и исторические предпосылки привлечения иностранной рабочей силы на Дальнем Востоке России; показаны пути повышения эффективности управления миграционными процессами и необходимость в реализации программ возвращения высококвалифицированных отечественных специалистов.
Ключевые слова: экономический потенциал, международная трудовая миграция; миграционный отток; иностранная рабочая сила; рынок труда региона; миграционная политика.
В настоящее время в связи с глубоким демографическим спадом и отсутствием стимулов для масштабного привлечения русскоязычного населения на Дальний Восток наиболее перспективным, на наш взгляд, является путь восстановления и наращивания экономического потенциала на основе развития равноправного взаимодействия со странами АТР и использования тех возможностей, которые оно даёт региону.
Российская Федерация активно входит в глобальное рыночное пространство в основном посредством международной торговли и прямых иностранных инвестиций. В связи с этим дальневосточный рынок труда переживает определенную стадию «открытости», которая характеризуется интенсификацией процессов миграции, связанных со стихийными перемещениями
НЕМЦОВА Мария Витальевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и экономики труда Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток.
28
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013
рабочей силы. Международная миграция рабочей силы - одна из актуальных проблем нового тысячелетия, явление многогранное, неоднозначное, динамичное и противоречивое.
Недопонимание затронутых проблем может только усилить негативный эффект от влияния использования иностранной рабочей силы. Важнейшую корректирующую роль при этом может сыграть обоснованная миграционная политика, которая позволит нивелировать противоречивые последствия и раскрыть потенциал развития рынка труда региона.
Невнимание к демографическим проблемам не могло не сказаться на развитии демографических структур, сбалансированности отдельных элементов демографического и трудового потенциала, планирование которого перестало подкрепляться мерами и ресурсами, обеспечивающими дополнительный рост и развитие социальной инфраструктуры региона. Результатом для ДФО явилось резкое уменьшение численности населения. Так, в 1985 г. на российском Дальнем Востоке наблюдался естественный прирост населения (10 на 1000 чел., второе место после Восточно-Сибирского района), но начиная с 1993 г. отмечается его убыль. Главная причина сокращения численности населения Дальнего Востока - миграционный отток. Если в 1970-1978 гг. миграция обеспечивала ежегодный прирост на 45,6 тыс. чел., в 1979-1989 - 33,3 тыс. чел., то с 1990 г. имеет место миграционная убыль, которая стала для региона закономерностью. Особенно миграционный отток затронул Камчатскую, Магаданскую и Сахалинскую области, а также Чукотский автономный округ. Согласно статистическим данным, до 2011 г. все регионы Дальнего Востока имели отрицательное сальдо миграции (см. таблицу) [5].
Таблица
Коэффициенты миграционного прироста по регионам Дальнего Востока (за год на 10 тыс. чел. населения)
Территория 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Дальневосточный федеральный округ -71 -36 -36 -27 -49 -28
Республика Саха (Якутия) -29 -34 -69 -66 -71 -102
Камчатский край -170 -89 -88 -63 -41 -51
Приморский край -44 -23 -7 -2 -35 6
Хабаровский край -80 -10 -9 -3 -31 14
Амурская область -85 -55 -42 -33 -60 -74
Магаданская область -182 -153 -158 -108 -141 -118
Сахалинская область -110 -56 -66 -48 -63 -4
ЕАО -85 -18 -17 -20 -49 -95
ЧАО 64 -56 -156 -196 -174 102
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
29
Среди убывающих в основном лица молодого и зрелого трудоспособного возраста, квалифицированные работники с развитой способностью к адаптации в новых условиях жизнедеятельности. В структуре выезжающего взрослого населения до двух третей составляют лица с высшим и средним профессиональным образованием. Вместе с ними дальневосточные территории покидают дети, что затрудняет самовоспроизводство в долгосрочной перспективе.
Тенденция снижения численности населения в округе, согласно имеющимся прогнозам, продолжится и к 2016 г. В целом по ДФО сложится неблагоприятная возрастная структура населения: детей и подростков будет меньше, чем лиц пенсионного возраста. Предположительно доля лиц старше трудоспособного возраста увеличится почти до 25%, притом, что демографическая старость населения наступает при 12% [1].
Сегодня субъекты федерации Дальневосточного округа существенно отстают от среднероссийских показателей уровня жизни населения. Несмотря на существующие районные коэффициенты и другие надбавки к заработной плате, происходит ее уравнивание с регионами, имеющими более благополучные социальные условия жизни населения, что способствует миграционному оттоку населения в трудоспособном возрасте и порождает проблему обеспечения отраслей экономики регионов ДФО высококвалифицированными кадрами рабочих и специалистов.
В результате острых демографических проблем в регионах создаются структурные диспропорции на рынке труда. Вследствие этого практически все из них испытывают объективную потребность в привлечении к труду мигрантов. Кроме того, применение дешевого низкоквалифицированного труда для многих регионов является одним из основных условий функционирования таких отраслей, как сельское хозяйство, строительство, сфера услуг.
Опыт привлечения иностранной рабочей силы на Дальнем Востоке имеет свои исторические корни. В отличие от западных и центральных губерний России, Дальний Восток начал осваиваться и развиваться с момента начала строительства Транссибирской магистрали, т. е. во второй половине XIX в. Причем развивался он в этот период под патронажем государства, которое организовало заселение новых обширных областей путем переселения части безземельных крестьян. Для строительства железной дороги, мостов, речных и морских портов, жилых домов и административных зданий, а также освоения золотодобывающей промышленности требовалось большое количество рабочих. Поэтому вплоть до февральской революции 1917 г. рынок труда Дальнего Востока был трудодефицитным и в регионе не было безработицы в полном смысле этого слова. Как показывают анкетные данные, большинство работников были заняты не на частных, а на казенных работах. Так, в 1911 г. их доля составляла 55%, а в 1913 г. - 73% от общего числа [6].
Чтобы восполнить недостаток рабочих, работодателям приходилось нанимать на работу иностранных рабочих (в большинстве своем китайцев),
30
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013
которым за труд платили меньше, чем русским. Российское чиновничество и публицисты подчеркивали тот факт, что китайцы-отходники, поселявшиеся в Южно-Уссурийском крае, неправомерно считали его частью китайской территории, а себя - подданными Китая, оказывая при этом пассивное сопротивление русским властям.
В это время даже тот, кто признавал необходимость использования труда сезонных рабочих в условиях временного дефицита рабочей силы, требовали поставить китайцев-отходников в крае под контроль русской администрации. В 1886 г. на заседании Хабаровского съезда администрации Приамурского генерал-губернаторства и предпринимателей края было выработано мнение о необходимости проведения русскими властями ограничительной политики и постепенного вытеснения китайских выходцев с территории Дальнего Востока.
При этом администрация края не могла полностью отказаться от китайских и корейских рабочих и вводила ограничения в виде временного пребывания их в крае и лишения права приобретения ими недвижимой собственности. Следует отметить, что в 1871 г. министр иностранных дел России обращал внимание генерал-губернатора Восточной Сибири на то, что корейцы должны быть водворены далеко от пограничной черты и по возможности так, чтобы не образовывали сплошного корейского населения, а были размещены между русскими селами и деревнями [4].
Вплоть до XX столетия китайцы на российском Дальнем Востоке жили по своим законам, не подчиняясь местной администрации. С 1885 г. была усилена охрана государственной границы и введен порядок выдачи китайцам российских билетов на жительство в пределах Приморской области.
С 1897 г. на российском Дальнем Востоке было запрещено китайское самоуправление как несовместимое с суверенитетом Российского государства.
Китайцы, живя своей общиной, по существу, были изолированы от русского населения и властей. В дореволюционное время китайский квартал Владивостока, насчитывавший до 50 тыс. китайцев, в большинстве своем нелегалов, носил название «Миллионка». В китайских кварталах существовали свои театры, опиумокурильни, рестораны, бордели.
В первом десятилетии XX в. произошло резкое увеличение доли китайских и корейских рабочих практически на всех основных производствах края: в 1911 г., по материалам исследования А.В. Алепко, их удельный вес составил на золотоносных приисках края свыше 80%; в лесопромышленности - 60%; на кирпичных заводах - 90%; на железной дороге - 80%; на погрузочно-разгрузочных предприятиях - 50%; на остальных предприятиях - свыше 70% [4].
В связи с этим еще в июле 1908 г. российское правительство узаконило мнение Совета министров о предоставлении прав военным губернаторам Амурской и Приморской областей и острова Сахалин удаления иностранцев из Дальневосточного региона за границу с воспрещением им возвращаться в пределы России. 21 июня 1910 г. был принят закон, который запрещал
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
31
нанимать иностранцев на казенные работы, сдавать им казенные подряды и поставки, а также представлять казенные земли для поселения.
Таким образом, в период освоения Россией Дальнего Востока регион впервые столкнулся с миграционными проблемами. Царское правительство, видя пользу от применения иностранной рабочей силы, тем не менее последовательно проводило ограничительную политику по их пребыванию и закреплению в стране, понимая слабость своих позиций в колонизации края [3].
Как правило, мигранты занимают традиционные сегменты рынка труда (иногда ими же и созданные), либо смягчают имеющийся дефицит квалифицированной рабочей силы. Негативным же является не сам процесс привлечения ИРС, а сопутствующие ему проблемы, которые возникают как на общерегиональном уровне, так и на уровне предприятий, использующих их труд, а также тех населенных пунктов, где они в основном проживают. Особенно проблематична нелегальная трудовая миграция, имеющая огромные масштабы в Дальневосточном федеральном округе.
Следует отметить, что в современном обществе возникла проблема конкуренции между мигрантами и местными работниками. Существует мнение, что иностранные работники вытесняют местных с рынка труда Дальнего Востока. Происходит это за счет того, что мигранты готовы работать за более низкую заработную плату, поэтому работодатели чаще принимают приезжих на свободные рабочие специальности. Однако мнения экспертов (в основном, практиков) в этом отношении разделились, часть из них считают, что приток мигрантов - это позитивный момент для экономики, так как с притоком мигрантов уменьшаются издержки на оплату труда. По их мнению, это определенным образом отразится на уровне зарплат россиян. Если говорить о массовой миграции, то она затрагивает области рабочих специальностей. В этих сферах и растет конкуренция мигрантов и российских рабочих [2].
Еще одной проблемой трудовой миграции в условиях глобализации экономики является интеллектуальная миграция, в ходе которой происходит обмен идеями. Для российской стороны она все больше приобретает черты «утечки умов». Отток представителей дефицитных специальностей, работающих в отраслях, олицетворяющих собой научно-технический прогресс, грозит устойчивому функционированию данных и связанных с ними отраслей, что в свою очередь может сказаться на состоянии целых секторов экономики.
Можно утверждать, что проблемы, сопровождающие отъезд профессионалов из страны, могут либо аккумулироваться и обостряться, либо оборачиваться неоспоримыми преимуществами для посылающих обществ в зависимости от того, каковы условия в странах исхода профессионалов: являются ли эти страны пассивными наблюдателями или умело позиционируют себя на глобальном экономическом пространстве, воздействуя на движение потоков интеллектуального капитала с выгодой для страны или региона.
32
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013
Некоторые страны, осознав появившиеся перспективы, сдерживанию «утечки» предпочитают политику «глобализации национальных талантов и навыков». Ими ведется активный поиск свободных ниш и одобряется обучение в частных колледжах, выдающих унифицированные дипломы для выезда за рубеж. Индия, Китай, Филиппины предпринимают активные попытки выхода на внешние рынки труда [3].
Рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать серьезные территориальные различия в уровнях жизни населения и эффективно воздействовать на миграцию. Очевидно, что в современных условиях необходимы новые концептуальные подходы к политике регионального выравнивания, отражающие переход от методов временного ослабления региональной дифференциации за счет территориального перераспределения ресурсов к методам, ориентированным на региональное развитие за счет собственных источников. В таком контексте является целесообразной оценка внутреннего потенциала регионов с точки зрения привлекательности для притока рабочей силы.
На наш взгляд, одним из перспективных направлений является возвращение и реинтеграция мигрантов. В возвращении высококвалифицированных кадров большая роль отводится созданию высокотехнологичных центров инновационной индустрии и научно-исследовательских центров. Они представляют собой мощный магнит для привлечения квалифицированного труда и из национальных, по сути, все больше становятся международными.
Если говорить в целом об особенностях привлечения иностранной рабочей силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), большинство стран, принимающих иностранных работников, имеют специфическую политику по трудоустройству мигрантов, основная ее цель - обеспечить экономический рост своей стране.
Так, Сингапур привлекает работников как для осуществления сложных экономических расчетов, так и для низкоквалифицированного труда. Политика этой страны приветствует так называемых «иностранных талантов», которые могут приезжать в страну со своими семьями и по истечению срока в два года они могут получить статус резидента. С другой стороны, менее квалифицированные мигранты не могут привозить свои семьи и не получат статус резидента, даже если вступят в брак с гражданином Сингапура.
Страны Персидского залива привлекают мигрантов, чтобы заполнить большинство рабочих мест в частном секторе. Так как миграция ограничена и имеет временный характер, существуют учреждения, которые пытаются увеличить время нахождения мигрантов на территории принимающих стран.
Гонконг также приветствует низкоквалифицированных работников. Но налогообложение на мигрантов там значительно выше, чем в Сингапуре.
В Тайване в большей степени привлекаются высококвалифицированные работники (около 40%). Они развивают сферу услуг, занимают высокие
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
33
позиции в компаниях, связанных с инфраструктурой страны. Низкоквалифицированные работники заняты в основном в сфере обслуживания.
Япония и Республика Корея являются достаточно закрытыми для мигрантов странами. В 2008 г. премьер-министр Японии заявил, что необходимо выработать такую политику, чтобы привлекать больше иностранных рабочих. Эта страна приветствует иностранных специалистов высокой квалификации, но закрывает границы для менее квалифицированных работников. А в Южной Корее только с 2010 г. началось официальное трудоустройство мигрантов. До этого времени в стране преобладала, в основном нелегальная миграция и нелегальное трудоустройство [7].
В целом можно сделать вывод о том, что миграционная политика в странах АТР имеет свои специфические особенности, является недостаточно гибкой, не до конца развитой, в частности из-за культурных особенностей ряда стран. Нелегальная миграция там также существует, но правительство старается в последние годы этому препятствовать.
Проблемой, наиболее препятствующей повышению эффективности воздействия миграции профессионалов на развитие рынка труда в Дальневосточном регионе РФ, является, на наш взгляд, институциональный дефицит механизмов государственного регулирования. Мировые ресурсы профессиональных кадров должны перемещаться свободно, а использоваться и воспроизводиться эффективно.
Таким образом, становится очевидным, что позитивное или негативное влияние миграционных процессов на развитие рынка труда в Дальневосточном регионе напрямую будет зависеть от предпринимаемых усилий со стороны государственных органов власти и от того, насколько обоснованной и эффективной будет миграционная политика, учитывающая особенности и условия социально-экономического развития Дальнего Востока и интересы людей, которые там проживают.
В целях повышения эффективности управления миграционными процессами на Дальнем Востоке РФ следует обеспечить развитие недостающих институциональных звеньев, оказать содействие развитию структур, инициирующих работу по привлечению негосударственного сектора к организованным процессам регулирования трудовой миграции и координирующих эту деятельность с государственными органами законодательной и исполнительной власти. В связи с этим, предлагаем:
• открыть в субъектах ДФО отделения и филиалы информационно-консультационного Центра;
• создать в регионе информационно-консультационные пункты по оказанию комплекса услуг в сфере трудовой миграции трудовым мигрантам и работодателям, привлекающим иностранную рабочую силу, в том числе по трудоустройству трудовых мигрантов и подбору персонала, взаимодействуя с негосударственными структурами и объединениями;
34
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013
• проводить ярмарки-конференции работодателей, заинтересованных в привлечении и использовании иностранной рабочей силы, с приглашением представителей органов государственного управления России и стран АТР, частных агентств занятости, других негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере трудовой миграции;
• общественным объединениям, СМИ и общественным организациям способствовать созданию эффективной системы информационно-пропагандистского обеспечения процесса трудовой миграции, исполнения новых законодательных и нормативных актов;
• разработать комплекс мероприятий по стимулированию возвратной трудовой миграции российских граждан, включающий:
- работу по выполнению межправительственных соглашений в сфере трудовой миграции;
- разработку и реализацию мер по защите российских трудовых мигрантов, занимающихся неквалифицированным трудом;
- программу молодежных международных трудовых обменов для российской молодежи;
- создание предпосылок для своевременного возвращения российских трудовых мигрантов на родину и применению в России знаний, навыков, технологий, полученных во время работы по трудовому контракту за рубежом.
Кроме того, чтобы исключить своего рода «нездоровую конкуренцию» между иностранными и местными работниками, снизить негативное отношение к мигрантам и повысить качество предоставляемых ими услуг, нужно, на наш взгляд, повышать уровень их грамотности. Мигранты должны иметь все те же трудовые права, что и местное население. Только тогда их перестанут воспринимать как людей, которые отбирают работу у дальневосточников. Для работодателя привлечение мигрантов должно быть обоснованным и более дорогим, чем сегодня. Нужно строить школы по изучению русского языка и культуры для иностранцев; в некоторых случаях даже социальное жилье, создавать сеть учреждений, которые будут способствовать адаптации мигрантов. Это единственно возможный, на наш взгляд, путь к толерантности и решению проблем привлекаемой иностранной рабочей силы.
Список литературы
1. Аверьянов Ю.Т. Региональные аспекты формирования рыночной модели занятости населения: монография / Ю.Т. Аверьянов, И.В. Калашникова. Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. техн. ун-та, 2005. 404 с.
2. Бадыль А. Дальний Восток в русле миграционных потоков [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gosbook.ru/
3. Глущенко Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции // Вопросы статистики. 2008. № 2. С. 65.
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
35
4. Исторический опыт регулирования миграции населения в России / под ред. Л.Л. Рыбаковского. М.: ИСПИ РАН, 1994. 253 с.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. М.: Росстат, 2012. 990 с.
6. Россия. Переселенческие управления. Положение рабочего рынка Приамурья в 1913 г. Предварительные данные рабочей анкеты 1913 г. СПб.: Переселенческое управление Главного управления землеустройства и земледелия, 1914. 25 с.
7. Global migration report for 2012: Trends, Patterns and Conditions of Migration [Electronic resource]. URL: http://www.unescap.org/stat/data/syb2012/
did- you-know.asp
Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. - М.: Проспект, 2011. - 448 с.
В издании дан комментарий к тексту Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятом Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств, от 27 ноября 2009 г. № 17), положения которого вступили в действие с 1 июля (6 июля) 2010 г.
В комментарии подробно рассмотрен пакет международных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, разработанных в развитие положений Таможенного кодекса Таможенного союза (нормативно-правовые документы рассматриваются в действующей редакции), а также проведен сравнительный анализ таможенного законодательства Таможенного союза и таможенного законодательства Российской Федерации.
Для должностных лиц таможенных органов и других федеральных органов исполнительной власти, практикующих юристов, преподавателей, аспирантов, студентов, а также всех, кто интересуется вопросами таможенного законодательства, действующего на таможенной территории Таможенного союза.