Научная статья на тему 'Особенности трудовой и образовательной миграции в странах Северной Африки в условиях глобализации'

Особенности трудовой и образовательной миграции в странах Северной Африки в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
978
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / СЕВЕРНАЯ АФРИКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / EDUCATIONAL MIGRATION / NORTH AFRICA / EUROPEAN UNION / GLOBALIZATION / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поручиков Сергей Игоревич

Освещаются особенности трудовой и образовательной миграции в государствах Северной Африки в условиях глобализации. На базе ключевых региональных акторов (Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Египта) рассмотрены основные предпосылки и динамика миграционных предпочтений североафриканских граждан. Для более полного раскрытия проблемы приведены статистические данные о количественном и качественном составе местного трудоспособного населения и его профессиональных предпочтениях. Сделан акцент на взаимодействии стран Магриба с отдельными государствами-членами Европейского союза. Уделено внимание совместным научно-исследовательским программам и проектам по укреплению академической и студенческой мобильности в Средиземноморском регионе. Затронуты основные препятствия, усложняющие осуществление легальных миграционных процедур в Северной Африке, а также сделаны выводы относительно дальнейшего развития межрегионального сотрудничества в области облегчения миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LABOUR AND EDUCATIONAL MIGRATION IN THE COUNTRIES OF NORTH AFRICA IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The peculiarities of labour and educational migration in the countries of North Africa in the context of globalization are reviewed. Based on the case studies of the key regional actors (Morocco, Algeria, Tunisia, Libya and Egypt) the main prerequisites and dynamics of migratory preferences of the North African citizens are considered. To illustrate the problem, the statistics of quantitative and qualitative composition of local working population and occupational preferences are used. The interaction of the Maghreb countries with the particular Member States of the European Union is emphasized. The joint research programs and projects to strengthen academic and student mobility in the Mediterranean region is carried out. The main difficulties that complicate the implementation of the procedures for legal migration from North Africa, and some conclusions about the further development of inter-regional cooperation in the field of facilitation of migration are discussed.

Текст научной работы на тему «Особенности трудовой и образовательной миграции в странах Северной Африки в условиях глобализации»

СВЯЗЬ ВРЕМЕН: ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ

УДК 325.2 (325.14)

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© Сергей Игоревич ПОРУЧИКОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра международных отношений и политологии, e-mail: [email protected]

Освещаются особенности трудовой и образовательной миграции в государствах Северной Африки в условиях глобализации. На базе ключевых региональных акторов (Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Египта) рассмотрены основные предпосылки и динамика миграционных предпочтений североафриканских граждан. Для более полного раскрытия проблемы приведены статистические данные о количественном и качественном составе местного трудоспособного населения и его профессиональных предпочтениях. Сделан акцент на взаимодействии стран Магриба с отдельными государствами-членами Европейского союза. Уделено внимание совместным научно-исследовательским программам и проектам по укреплению академической и студенческой мобильности в Средиземноморском регионе. Затронуты основные препятствия, усложняющие осуществление легальных миграционных процедур в Северной Африке, а также сделаны выводы относительно дальнейшего развития межрегионального сотрудничества в области облегчения миграции.

Ключевые слова: образовательная миграция; Северная Африка; Европейский союз; глобализация; рынок труда.

DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-93-103

В начале текущего столетия на мировой арене активизировалось множество акторов, относящихся к т. н. «третьему миру» - в эту группу входят государства Азии, Африки и Латинской Америки. В связи с этим за прошедшие полтора десятилетия международное сообщество стало уделять повышенное внимание причинам и особенностям перемещения трудоспособного населения (в целях получения образования, поиска лучших условий жизни и полноценной реализации своих профессиональных возможностей) между развитыми и развивающимися регионами земного шара.

Глобальная миграция тесно связана с проблемами перманентного дефицита высококвалифицированных специалистов во множестве стран, а также с процессами «утечки мозгов» в научно-образовательной, медицинской, промышленной и культурной среде. При этом миграция позволяет налажи-

вать взаимные профессиональные и академические связи, способствующие позитивным изменениям в направляющих и принимающих странах, тем самым открывая пути для обмена инновационными идеями, знаниями и навыками [1].

На фоне вышесказанного следует обратиться к Африканскому континенту как одному из главных поставщиков человеческих ресурсов на мировой рынок труда.

Ключевые причины, способствующие африканской миграции, можно сформулировать следующим образом: низкий уровень доходов населения, экономическое неравенство, кризис в системах образования и здравоохранения, а также социально-политическая нестабильность, что, естественно, отрицательно сказывается на общем уровне жизни и вынуждает население быть более мобильным. Зачастую африканцы мигрируют в рамках родного континента, однако на-

ходится достаточное количество желающих самореализоваться за его пределами.

Исследователями отмечается, что 74 % квалифицированных сотрудников частных и более 50 % муниципальных медицинских учреждений Африки намереваются эмигрировать за рубеж в основном из-за ожидания более высокой заработной платы в странах назначения, наряду с более комфортными условиями труда. Другие стимулы для переезда включают в себя развитое инфраструктурное обеспечение, достойный жилищный фонд, наличие действующих служб социальной защиты и общедоступного медицинского обслуживания, налоговые субсидии и гарантированное соблюдение мер национальной безопасности [2].

Соответственно, сегодня глобализация как никогда остро обнажает многочисленные кадровые и ресурсные проблемы Африканского континента. Это подталкивает лидеров африканских стран к поиску наиболее выгодных путей для подготовки, возвращения домой и удержания грамотных специалистов и студентов в целях обеспечения потребностей дальнейшего развития [3].

В связи с этим возникает интерес к рассмотрению особенностей миграционных процессов на Африканском континенте сквозь призму государств, входящих в состав региона Северной Африки и являющихся ближайшими соседями европейских держав по средиземноморскому побережью, что подразумевает неизбежность регулярных контактов между обеими сторонами.

К данной группе стран относятся: Марокко, Алжир, Тунис, Ливия и Египет. Заранее отметим, что у североафриканских мигрантов наибольшей популярностью пользуется регион Южной Европы, в ряде случаев -страны Северной Америки, а также арабские государства, расположенные на Аравийском полуострове [4].

По наблюдениям специалистов, к середине 2011 г. численность африканских мигрантов со средним и высоким уровнем профессиональной квалификации составила около 22 % в Европе и 13 % в США. Данные цифры свидетельствуют о том, что в среднем на европейской территории проживает почти в два раза больше образованных мигрантов, нежели на арабской или американской [5].

Согласно статистическим подсчетам, к середине 2000-х гг. доля африканских мигрантов на территории Европейского союза составляла около 49 % от всего потока международных мигрантов. Из них приблизительно 30 % - это преимущественно выходцы из Алжира, Туниса и Марокко [6].

Ежегодно тысячи североафриканских студентов выезжают на обучение в западные страны, что, по данным экспертов, составляет 12 % от общеафриканских показателей. Иностранные студенты предпочитают изучать предметы из области политических, экономических, медицинских, юридических, инженерно-технических и искусствоведческих наук, планируя в дальнейшем максимально полно реализовать себя в выбранных областях [7].

Направления североафриканских миграционных потоков зачастую определяются комбинацией из трех взаимосвязанных факторов:

1) географическая близость: мигранты склонны выбирать страны назначения по принципу территориальной доступности;

2) культурная и языковая общность: к примеру, англоговорящие мигранты направляются в Великобританию, США и Канаду, а франкоговорящие - во Францию, Люксембург и Бельгию;

3) исторические колониальные связи: большинство мигрантов в Британии, Франции, Португалии, Испании, Нидерландах представлены выходцами из их бывших колоний [8].

Учитывая эти особенности, Европейский союз выражает готовность к строительству устойчивых отношений с Северной Африкой путем предоставления иностранным гражданам, легально въезжающим на его территорию, целого комплекса социальных прав и гарантий, последовательно задействуя все имеющиеся политические и экономические инструменты для полноценного диалога на межконтинентальном уровне [9].

В подтверждение изложенного важно отметить, что под руководством Европейской Комиссии ведется активная работа по внедрению т. н. «Голубых карт» (Blue cards), облегчающих въезд граждан из третьих стран и членов их семей на территорию Европейского союза с целью трудоустройства в каче-

стве высококвалифицированных специалистов [10].

Действие инициативы основано на соответствующей директиве Европейского союза от 25 мая 2009 г., согласно которой легальные мигранты получают вид на жительство и право на трудоустройство на территории конкретной европейской страны, за исключением Великобритании, Ирландии и Дании, которые пока не подписали соответствующее соглашение [11]. Наряду с этим на территории Евросоюза происходит упрощение документооборота и принятие общего свода прав для легальных иммигрантов из третьих стран, что, несомненно, является верным шагом на пути к привлечению квалифицированных кадров из-за рубежа.

В июле 2006 г., на объединенном саммите ЕС и Африканского союза, исходя из соображений близости североафриканского побережья к южным государствам Европы -Греции, Италии, Мальте, Португалии и Испании, - состоялось подписание двусторонних соглашений с Марокко, Алжиром, Ливией, Тунисом и Египтом по контролю над перемещением всех категорий мигрантов между регионами и борьбе с нелегальной иммиграцией и неконтролируемым пересечением границ для упорядочения и облегчения легальных миграционных процедур [12].

Вопрос профессионального обучения африканцев, в целях последующего трудоустройства в ЕС, можно рассмотреть на примере Италии. На территории этой страны действует крупная неправительственная организация под названием «Друзья Сахары» ("Amici del Sahara"), расположенная в Риме. Начиная с 2000 г., через итальянское посольство в Тунисе было учреждено несколько сезонных школ, осуществляющих профессиональную подготовку молодых людей, которые планируют эмигрировать в Италию.

В случае квалифицированных африканских иммигрантов итальянское правительство покрывает все расходы на их образование или профессиональную переподготовку, а наиболее отличившимся выпускникам предоставляется возможность в дальнейшем проявить себя на местном рынке труда, к примеру, в сферах промышленности и строительства либо, пройдя дополнительное обучение и усовершенствовав знание итальянского языка, работать преподавателями в тех

же самых образовательных центрах в родной стране [13].

Согласно другому проекту, инициированному в конце 2002 г. Обществом Данте Алигьери ("Dante Alighieri Society"), в Северной Африке были официально учреждены постоянные территориальные центры, работающие под эгидой министерства образования Италии и проводящие курсы культурно -лингвистического просвещения приблизительно для 2700 мигрантов, приезжающих из Туниса и Египта [14].

Останавливаясь на профессиональном составе североафриканских мигрантов, стоит учитывать, что около 70 % магрибцев мало-образованы. Остальные 30 % имеют среднее и высшее образование. Среди выходцев из Египта наблюдается несколько иная ситуация: 55 и 30 % соответственно. Доля низкоквалифицированной рабочей силы составляет 10 % в Египте, 4 % в Алжире и Тунисе, и 45 % в Марокко [15].

Тем не менее, на протяжении 2000-х гг. темпы квалифицированной эмиграции из Северной Африки заметно возросли. К примеру, из 250 тыс. египетских мигрантов, в среднем, 45 % являлись высокообразованными специалистами. В Марокко доля профессиональных мигрантов составила 78 % из 1 млн человек, в Алжире - 25 % из 500 тыс. человек, а в Тунисе - 64 % из 250 тыс. человек соответственно [16].

Из вышеприведенных показателей только чуть более 40 % соискателей получают рабочие места в европейских организациях в соответствии с уровнем профессиональной квалификации, что говорит о необходимости принятия западным сообществом мер по увеличению численности рабочих мест и трудоустройству большего количества нуждающихся в этом специалистов [17-18].

Анализ системы международной циркуляции квалифицированных кадров из Северной Африки позволяет охарактеризовать текущее положение региона в глобальной интеллектуальной среде и спрогнозировать дальнейшие перспективы развития политики в области профессиональной миграции. Для этого попытаемся отдельно рассмотреть ситуацию в наиболее крупных государствах Южного Средиземноморья.

Марокко. По сведениям Международной организации по миграции (МОМ), общее

количество марокканских экспатриантов на мировом рынке труда колеблется в районе 3,1 млн человек и составляет примерно 10 % общей численности населения. Ежегодно почти 20 % высокообразованных граждан выезжают в страны Европы и Америки. Статистика показывает, что около 44,9 % от общей североафриканской «утечки мозгов» приходится именно на марокканцев.

Список стран, в которых проживают наиболее крупные национальные диаспоры марокканцев, включает: Францию - 1 млн человек, Испанию - 500 тыс. человек, Италию - 350 тыс. человек, Бельгию - 350 тыс. человек, Нидерланды - 325 тыс. человек и Германию - 108 тыс. человек. Более мелкие, но быстро увеличивающиеся сообщества мигрантов живут в США (100 тыс. человек) и в Канаде (чуть менее 78 тыс. человек). По крайней мере, 300 тыс. марокканцев живут в соседних африканских и ближневосточных странах [19].

Примечательной особенностью является то, что руководство страны внимательно отслеживает положение национальной диаспоры за рубежом, регулярно направляя к своим соотечественникам местных учителей и представителей духовенства для обучения арабскому языку и марокканской культуре детей мигрантов, чтобы предотвратить возможное отчуждение от исторической родины [20].

Алжир. Численность эмигрантского населения доходит до 1,1 млн человек. 92 % алжирцев, проживающих за границей, составляют 21 % от общего количества северных африканцев в Европе. Франция традиционно принимает более 90 % иммигрантов из Алжира [21].

Тунис. 840 тыс. тунисских мигрантов составляют 15 % от всех североафриканских мигрантов в Европе. Во Франции обитает 75 % тунисцев, в Италии - всего 15 %, что обусловливается географической близостью, а также историческими и языковыми особенностями [22].

Египет. На территории Европы проживает 8 % египетских мигрантов (около 2,7 млн человек), что составляет 12 % от общего числа египтян, проживающих за границей. В Италии проживает 28 % эмигрантов из Египта, в Греции - 18 %, в Нидерландах - 12 % [23].

Ливия. Согласно статистической информации, число мигрантов в Ливии состав-

ляет около половины от всего населения страны. Основываясь на этом, государственное руководство осуществляет политику поощрения интеллектуальной и трудовой миграции как внутри страны, так и за ее пределами. Это касается, в первую очередь, налаживания взаимовыгодных отношений с различными учебными заведениями по всему миру [24].

В частности, на протяжении 2000-х гг. ливийскими властями успешно заключены двусторонние соглашения с различными африканскими и международными институтами в области образования и академической мобильности. Список основных партнеров, сотрудничающих с вузами Ливии, включает Арабский центр африканских СМИ и развития (Мавритания), Университет короля Фей-сала (Республика Чад), Университет Могадишо (Сомали), Университет республики Коморских островов, Университет Гамаля Абделя Нассера в Конакри (Гвинея), Исламский университет (Нигер), Автономный национальный университет (Никарагуа) и Университет Бразилиа (Бразилия).

Перечисленные соглашения сосредоточены, главным образом, на расширении территориального охвата программ в области научных и культурных обменов и совместной исследовательской работе молодых ученых, что предполагает регулярные стажировки ливийских преподавателей и студентов за границей [25].

Необходимо отметить, что на данный момент, учитывая критическую политико-социальную ситуацию в стране, а именно последствия жестокой гражданской войны, начавшейся после падения режима Муамма-ра Каддафи в 2011 г., и обострение угрозы международного терроризма на территории страны, спрос на данные направления остается чрезвычайно низким. Большинство ливийцев предпочитают эмигрировать в более комфортные в профессиональном и экономическом отношении страны Европы и Северной Америки, зачастую совершая это нелегально, что вызывает недовольство среди западных руководителей. В этой связи Ливия является одним из наиболее уязвимых в миграционном отношении североафриканских государств, требуя активного политического и экономического вмешательства для изменения сложившейся ситуации со стороны всего мирового сообщества [26].

Ежегодно на официальном уровне признается, что т. н. процесс «утечки мозгов» лишает страны Северной Африки большого количества высококомпетентных специалистов. Для преодоления возникающей проблемы национальные правительства ведут разработку и внедрение программ по возвращению эмигрантов на родину, параллельно проводя попытки реструктуризировать собственные системы образования при поддержке наукоемких отраслей промышленности, привлекая профессиональные знания, опыт и финансовые возможности отдельных соотечественников, проживающих за рубежом, а также национальных диаспор [27].

Именно поэтому страны-доноры и страны-реципиенты мигрантов продолжают активное сотрудничество в области поощрения квалифицированной миграции, прежде всего ради уменьшения отрицательных последствий «утечки мозгов» для североафриканских стран и укрепления межнационального сотрудничества.

В качестве показательного примера следует привести ряд специализированных программ африкано-европейской студенческой мобильности для поощрения более свободной «циркуляции умов» между соседними регионами.

Одним из них является совместный межрегиональный исследовательский проект «Взгляд на Европу извне» ("Imaging Europe from the Outside - EUMAGINE"), реализовы-вавшийся в 2010-2012 гг. с целью изучения влияния соблюдения прав человека и демократии на социокультурные представления, мотивы и направления миграции среди людей в возрасте 18-39 лет из четырех стран: Марокко, Сенегала, Турции и Украины.

Проект включал пять исследовательских направлений, в т. ч. поощрение установления на местном уровне более демократичной миграционной политики в качестве основы для развития научно-исследовательских инициатив в будущем.

"EUMAGINE" финансировался Европейской Комиссией в рамках VII Рамочной программы действий и осуществлялся на базе восьми ведущих исследовательских учреждений Бельгии, Великобритании, Норвегии, Турции, Марокко, Украины и Сенегала, работающих парными командами, состоящими из одного европейского и одного неевропей-

ского партнера в каждом из участвовавших регионов.

В случае Марокко взаимодействие ученых происходило в рамках Университета Мохаммеда V - Агдаль (UMVA) и Международного института миграции (IMI), одного из подразделений Оксфордского университета в Великобритании, что помогло обеим сторонам наладить тесные профессиональные контакты и по-новому взглянуть на причины и процессы миграции в Северной Африке [28-29].

Другой международный исследовательский проект «Теории эволюции европейских миграционных систем» ("Theorizing the Evolution of European Migration Systems" -"THEMIS"), осуществлявшийся в 2010-2013 гг. в контексте изучения причин и трансформации моделей миграции иностранцев в Европу в течение длительного периода времени.

В рамках проекта специально организованной командой ученых было проведено сравнительное исследование эволюции миграционных предпочтений и направлений различных социальных групп из трех стран происхождения (Бразилии, Марокко и Украины) в четырех странах назначения (Великобритании, Норвегии, Нидерландах и Португалии).

Проект был разбит на пять последовательных фаз, в ходе которых были выявлены ключевые предпосылки циклической и возвратной миграции в рассмотренных регионах, что в итоге помогло всему задействованному персоналу получить важный практический, коммуникационный и организационный опыт в области межрегиональной мобильности [30-31].

Кроме того, вызывает интерес программа «Темпус» ("Tempus Programme") - инициатива по реформированию, модернизации и унификации систем высшего образования в странах ЕС и соседних регионах, поощряющая межуниверситетское сотрудничество в области разработки новых образовательных программ и методик преподавания и управления путем взаимодействия академического сообщества с гражданским обществом.

В рамках программы «Темпус» решаются вопросы циркуляции научных кадров между странами-членами ЕС и их партнерами. Проект развивался в течение многих лет на протяжении четырех этапов. Завершающий

этап (Tempus IV) продолжался с 2007 по 2013 гг. За последний год в общей сложности был реализован 171 тематический проект в четырех географических регионах, 26 из которых - в партнерстве со странами Магриба (Тунисом, Ливией, Алжиром и Марокко), а 16 - совместно с Египтом [32].

Ключевыми идеями стали: развитие программ обучения в течение всей жизни для разных возрастных категорий, повышение квалификации работников производственной сферы и определение конкретных стандартов аккредитации африканских вузов согласно европейскому образцу [33].

В 2014 г. на смену «Темпус» пришли программы студенческих обменов «Эраз-мус+» и «Эразмус Мундус».

«Эразмус+» ("Erasmus+") - обновленная программа ЕС по привлечению на учебу иностранной молодежи, впервые предложенная на заседании Европейской Комиссии от 23 ноября 2011 г. и окончательно утвержденная к концу 2013 г. Период действия рассчитан на 2014-2020 гг.

Программа распространяется на организации и частные лица из 28 государств-членов ЕС, Македонии, Исландии, Лихтенштейна, Норвегии, Швейцарии и Турции. Пользоваться возможностями программы при заключении соответствующих соглашений с партнерами из ЕС могут также представители неевропейских стран, включая государства Северной Африки, Эфиопию, Нигерию, Кению, Камерун, Сьерра-Леоне, Гану и др.

Начиная с 2014 г., указанный проект объединяет все международно-образовательные программы Европейского Союза, в т. ч. действовавшие ранее, тем самым, исключая возможность их дублирования, что влечет за собой непосредственную выгоду для зарубежных специалистов в контексте введения упрощенной схемы получения научных грантов [34].

«Эразмус Мундус» ("Erasmus Mundus") -система тематических подпрограмм студенческого обмена, созданная с целью повышения студенческой мобильности и повышения качества высшего образования за счет финансирования сотрудничества между академическими учреждениями в Европе и остальным миром. Главное преимущество программы состоит в том, что она предоставляет широкий доступ для неевропейских участников.

В частности, региональная программа «Аль Идризи II» ("Erasmus Mundus - Al Idrisi II Programme") нацелена на граждан из Северной Африки: Алжира, Египта, Ливии, Марокко и Туниса. Смысл ее состоит в организации учебных занятий и выплате стипендий, покрывающих плату за обучение, ежемесячные расходы на транспорт и медицинское страхование, путем временного переезда в Евросоюз бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов и лиц, обладающих ученой степенью, ради укрепления деловых отношений между Европой и Северной Африкой.

Реализация рассматриваемого проекта весьма значима для подготовки востребованных специалистов по совместным магистерским и докторским программам и для повышения привлекательности высшего образования среди молодежи в свете тесного партнерства европейских и африканских университетов.

Цели региональной программы включают: обеспечение равных возможностей для получения качественного образования для социально уязвимых групп населения из развивающихся стран, полноценный обмен инновационным опытом и установление новых дружественных и профессиональных контактов [35-37].

В целом, за последние восемь лет, начиная с 2007 г., ЕС выделил более 78 млн евро на поддержку образования в Африке. В частности, более 4600 африканских студентов и около тысячи ученых получили образовательные и исследовательские гранты в рамках программ «Эразмус+» и «Эразмус Мундус».

В дальнейшем, согласно новому проекту «Горизонт 2020» ("Horizon 2020"), планируется предоставить научные гранты 25 тыс. студентам и 2750 исследователям из разных регионов Африки, тем самым, сделав существенный вклад в развитие африканского высшего образования и науки [38].

Однако выполнение заявленных целей серьезно осложняется масштабным миграционным кризисом, разразившимся в Европе в течение последних нескольких лет. Согласно официальным данным, за девять месяцев 2015 г. границы ЕС в неконтролируемом порядке пересекли сотни тысяч беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки в силу обострения военно-политических конфликтов на их родине [39].

Наметившаяся тенденция говорит о том, что в будущем численность выходцев из североафриканских и ближневосточных государств в Европе будет лишь увеличиваться, и, как следует из прогнозов Организации Объединенных Наций, к 2016 г. возрастет до 1 млн человек [40]. Подобный наплыв мигрантов приводит к излишней нагрузке на социально-экономическую систему и инфраструктуру большинства европейских государств, вызывая неоднозначную реакцию в западном обществе.

Немаловажно указать, что среди прибывающих иностранцев присутствует значительная доля молодежи и высокообразованных граждан, обладающих значительным профессиональным опытом. Однако, как представляется, в общем человеческом потоке их легализация, документирование, переобучение и трудоустройство займет гораздо больше времени, чем ожидалось ранее.

Тем не менее, остается надежда на то, что руководство ЕС сможет найти достойный выход из сложившейся ситуации. В частности, предложение ряда стран Восточной Европы по переосмыслению системы оформления и выдачи миграционных квот позволяет говорить о преобладании трезвого подхода к решению данной проблемы среди европейских политиков [41-43].

В завершение необходимо подчеркнуть, что эффективность трудовой и образовательной мобильности африканцев определяется тем, возвращаются ли мигранты на родину после окончания обучения либо по истечении трудового контракта или же остаются за границей.

В первом случае пользу извлекает страна-донор, а во втором - страна-реципиент. Поэтому во избежание характерного кадрового дисбаланса и достижения общей выгоды обеим сторонам необходимо проведение взвешенной политики на основе тщательно продуманного миграционного законодательства [44].

Таким образом, несмотря на ряд геополитических вызовов, государства Северной Африки при грамотном взаимодействии с зарубежными партнерами в области учебно-профессиональной миграционной политики способны извлечь немалую выгоду, опираясь на возможности, предоставляемые глобализацией, для комплексного решения проблем

нищеты и безработицы и содействия успешной профессиональной реализации собственных граждан на международном рынке труда.

1. Collier P. Exodus: immigration and multicultur-alism in the 21st century // The London School of Economics and Political Science (LSE). Africa at LSE: LSE's engagement in Africa. URL: http://blogs.lse.ac.uk/africaatlse/2014/02/17/exo dus-immig-ration-and-multiculturalism-in-the-21st-century/ (accessed: 30.08.2015).

2. Luckanachai N., Rieger M. A review of international migration policies. Making Migration a Development Factor: the Case of North and West Africa. Research Project // International Labour Organization (International Institute for Labour Studies). Geneva, 2010. URL: http:// graduatein-stitute.ch/files/live/sites/iheid/files/ sites/global-migration/shared/A%20review%20of %20inter-national%20migration%20policies.pdf (accessed: 30.08.2015).

3. Mama A. Towards Academic Freedom for Africa in the 21st Century // Journal of Higher Education in Africa = Revuue de l'enseignement supérieur en Afrique. 2006. Vol. 4. № 3. P. 1-32.

4. Key facts: Africa to Europe migration // BBC News. 2007. July. URL: http://news.bbc.co.uk/ 2/hi/europe/6228236.stm (accessed: 30.08.2015).

5. International Migration Outlook 2012. P., 2012. URL: http://www.npdata.be/BuG/165-NV-A-migratie/0ECD-Migration-Outlook-2012.pdf (accessed: 30.08.2015).

6. Massey D. Patterns and Processes of International Migration in the 21st Century // Conference on African Migration in Comparative Perspective. Johannesburg, 2003. URL: http://time. dufe.edu.cn/wencong/africanmigration/1massey. pdf (accessed: 30.08.2015).

7. Korner H. The "brain drain" from developing countries: An enduring problem // Intereconomics. Berlin, 1988. № 1.

8. Salt J. International Movements of the Highly Skilled // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. P., 1997. № 3. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download /5lgsjhvj7sxq.pdf?expires=1442505009&id=id& accname=guest&checksum=F2E0DEB53E6FFC D745CFA3138E6C4830 (accessed: 30.08.2015).

9. Kajzar P. Migration and migrant workers in Europe. URL: http://www.slu.cz/opf/cz/infor-mace/acta-academica-karviniensia/casopisy-aak /aak-rocnik-2013/docs-3 -2013/Kajzar.pdf (accessed: 30.08.2015).

10. Barroso J.M. Opening Remarks - Legal Immigration. Press Conference. Strasbourg, 2007 // European Commission. Press Release Database.

URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH -07-650_en.htm?locale=en (accessed: 30.08.2015).

11. Council Directive 2009/50/EC of 25 May 2009 // Official Journal of the European Union. L., 2009. № 155. URL: http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32009 L0050&from=EN (accessed: 30.08.2015).

12. Asiegbu M. African migrants in spite of "Fortress" Europe: An essay in philosophy of popular culture. URL: http://www.ajol.info/ index.php/og/article/download/52332/40957 (accessed: 30.08.2015).

13. Migration Policies, High qualified workers, Health sector. First EMN Italy Report. Rome, 2009.

14. Highly qualified non-EU workers: the Italian case // European Migration Network - Italian National Contact Point IDOS Study and Research Centre. Rome, 2007. URL: http://ec. europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/networks /european_migration_network/reports/docs/emn-studies/highly-skilled-workers/7a._it_emn_ncp_-_country_study_small-scale_study_iii_highly-skilled_may07en_version_en.pdf (accessed: 30.08.2015).

15. Education in the Middle East and North Africa: A Strategy Towards Learning for Development // Human Development Sector Middle East and North Africa Region. URL: http://www.worl-dbank.org/education/strategy/MENA-E.pdf (accessed: 30.08.2015).

16. Haas H. Trans-Saharan Migration to North Africa and the EU: Historical Roots and Current Trends // Migration Policy Institute (MPI). 2006. November. URL: http://www.migration-policy. org/article/trans-saharan-migration-north-africa-and-eu-historical-roots-and-current-trends (accessed: 30.08.2015).

17. Labor migration from North Africa. Development Impact, Challenges and Policy Options. Main Report. Washington, DC, 2010. Vol. 1. URL: http://siteresources.worldbank.org/ INTMENA/Resources/MIGRATIONREPORT.pdf (accessed: 30.08.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Ozden K. Brain drain in Middle East & North Africa - The Patterns under the surface // United Nations Expert Group Meeting on International Migration and Development in the Arab Region. United Nations Secretariat, Department of Economic and Social Affairs. Beirut, 2006. May. URL: http://www.un.org/esa/population/meetings/ EGM_Ittmig_Arab/P10_0zden.pdf (accessed: 30.08.2015).

19. Haas H. Morocco: From Emigration Country to Africa's Migration Passage to Europe // Migration Policy Institute (MPI). 2005. October. URL: http://www.migrationpolicy.org/article/morocco -emigration-country-africas-migration-passage-europe (accessed: 30.08.2015).

20. Country Profile: Morocco // Focus Migration. 2009. № 16. February. URL: http://focus-migration.hwwi.de/typo3_upload/groups/3/focus_ Migration_Publikationen/Laenderprofile/CP_16_ Morocco.pdf (accessed: 30.08.2015).

21. MPC - Migration Profile: Algeria // Migration Policy Centre (MPC). 2013. June. URL: http:// www.migrationpolicycentre.eu/docs/migration_p rofiles/Algeria.pdf (accessed: 30.08.2015).

22. MPC - Migration Profile: Tunisia // Migration Policy Centre (MPC). 2013. June. URL: http:// www.migrationpolicycentre.eu/docs/migration_p rofiles/Tunisia.pdf (accessed: 30.08.2015).

23. MPC - Migration Profile: Egypt // Migration Policy Centre (MPC). 2013. June. URL: http://www.migrationpolicycentre.eu/docs/migra tion_profiles/Egypt.pdf (accessed: 30.08.2015).

24. MPC - Migration Profile: Libya // Migration Policy Centre (MPC). 2013. June. URL: http:// www.migrationpolicycentre.eu/docs/migration_p rofiles/Libya.pdf (accessed: 30.08.2015).

25. A Study on Libya and its Education System. URL: http://www.ukessays.com/essays/education /a-study-on-libya-and-its-edu-cation-system-edu-cation-essay.php (accessed: 30.08.2015).

26. Brantner F., Toaldo M. The Libyan context of the migration crisis // European Council on Foreign Relations. URL: http://www.ecfr.eu/article /commentary_the_libyan_context_of_the_migrat ion_crisis3040 (accessed: 30.08.2015).

27. Hassan K. Levels and Trends of International Migration in North Africa // 26 International Population Conference. Marrakech, 2009. URL: http://iussp2009.princeton.edu/papers/90625 (accessed: 30.08.2015).

28. About the EUMAGINE Project // EUMAGINE -Imaging Europe from the Outside. URL: http:// www.eumagine.org/pages/eumagine_about.aspx (accessed: 30.08.2015).

29. Final Report - EUMAGINE (Imagining Europe from the outside. On the role of democracy and human rights perceptions in constructing migration aspirations and decision towards Europe) // Community Research and Development Information Service of the European Commission. URL: http://cordis.europa. eu/documents/docu-mentlibrary/142630701EN8.zip (accessed: 30.08.2015).

30. Theorizing the Evolution of European Migration Systems // International Migration Institute (IMI). URL: http://www.imi.ox.ac.uk/comple-ted-projects/themis (accessed: 30.08.2015).

31. THEMIS timeline // International Migration Institute (IMI). URL: http://www.imi.ox.ac.uk/ completed-projects/themis/more/timeline (accessed: 30.08.2015).

32. Accepted Projects - Tempus IV - 2013. Breakdown of projects by partner country, region and type of project // Education, Audiovisual and

Culture Executive Agency (EACEA) of the European Commission. 2015. URL: http://eacea. ec.europa.eu/tempus/results_compendia/docume nts/statistics-tempus-iv-2013 -accepted-a.pdf (accessed: 30.08.2015).

33. Tempus IV (2007-2013): Overview of the Programme // Education, Audiovisual and Culture Executive Agency (EACEA) of the European Commission. 2015. URL: http://eacea.ec.europa. eu/tempus/programme/about_tempus_en.php (accessed: 30.08.2015).

34. The future of the Tempus programme as of 01.01.2014 // Education, Audiovisual and Culture Executive Agency (EACEA) of the European Commission. 2015. URL: http://eacea.ec. europa.eu/tempus/programme/new_tempus_prog ramme_en.php (accessed: 30.08.2015).

35. North African students invited to apply for Erasmus Mundus scholarships // EU Neighbourhood Info Centre, News Service. 2013. December. URL: http://www.enpi-info.eu/ medportal/news/latest/35685/North-African-stu-dents-invited-to-apply-for-Erasmus-Mundus-scholarships (accessed: 30.08.2015).

36. Scholarships in Europe for North African students open to nationals from Algeria, Egypt, Libya, Morocco and Tunisia // ANSA-Med.

2014. January. URL: https://www.ansa.it/ ansamed/en/news/nations/egypt/2014/01/09/Sch olarships-Europe-North-African-students-open_ 9872416.html (accessed: 30.08.2015).

37. About the Erasmus Mundus - Al Idrisi II Exchange Scheme // Al Idrisi Erasmus Mundus. URL: http ://www.al-idrisi.eu/index.php/en/al-idrisi/the-project.html (accessed: 30.08.2015).

38. Vassiliou A. Horizon 2020 and Erasmus+ boost African research and education // Horizon 2020 Projects. 2014. March. URL: http://horizon 2020projects.com/es-marie-sklodowska-curie-actions/horizon-2020-and-erasmus-boost-african-research-and-education/ (accessed: 30.08.2015).

39. Neo H.M., Larson N. Germany beefs up asylum rules as half a million cross Med // France-24. Geneva, 2015. URL: http://www.france24.com/ en/20150930-germany-beefs-asylum-rules-half-million-cross-med (accessed: 30.08.2015).

40. UN says one million migrants should reach Europe by 2016 // Euronews. 2015. September. URL: http://www.euronews.com/2015/09/08/un-says-one-million-migrants-should-reach-europe-by-2016/ (accessed: 30.08.2015).

41. Ellyatt H. Four reasons why Europe's migrant crisis matters // CNBC. 2015. September. URL: http://www.cnbc.com/2015/09/14/four-reasons-why-europes-migrant-crisis-matters.html (accessed: 30.08.2015).

42. EU migration: Crisis in graphics // BBC News.

2015. September. URL: http://www.bbc.com/

news/world-europe-34131911 (accessed:

30.08.2015).

43. Coleman J. Migrant crisis: What is the next route through Europe? // BBC News. 2015. September. URL: http://www.bbc.com/news/ world-europe-34271002 (accessed: 30.08.2015).

44. Katseli L., Lucas R., Xenogiani T. Effects of migration on sending countries: what do we know? // International Symposium on International Migration and Development, United Nations Secretariat, Department of Economic and Social Affairs. Turin, 2006. URL: http://www. un.org/esa/population/migration/turin/Symposiu m_Turin_files/P11_Katseli.pdf (accessed: 30.08.2015).

1. Collier P. Exodus: immigration and multicultur-alism in the 21st century // The London School of Economics and Political Science (LSE). Africa at LSE: LSE's engagement in Africa. URL: http://blogs.lse.ac.uk/africaatlse/2014/02/17/exo dus-immig-ration-and-multiculturalism-in-the-21st-century/ (accessed: 30.08.2015).

2. Luckanachai N., Rieger M. A review of international migration policies. Making Migration a Development Factor: the Case of North and West Africa. Research Project // International Labour Organization (International Institute for Labour Studies). Geneva, 2010. URL: http:// graduatein-stitute.ch/files/live/sites/iheid/files/ sites/global-migration/shared/A%20review%20of %20inter-national%20migration%20policies.pdf (accessed: 30.08.2015).

3. Mama A. Towards Academic Freedom for Africa in the 21st Century // Journal of Higher Education in Africa = Revuue de l'enseignement supérieur en Afrique. 2006. Vol. 4. № 3. P. 1-32.

4. Key facts: Africa to Europe migration // BBC News. 2007. July. URL: http://news.bbc.co.uk/ 2/hi/europe/6228236.stm (accessed: 30.08.2015).

5. International Migration Outlook 2012. P., 2012. URL: http://www.npdata.be/BuG/165-NV-A-migratie/0ECD-Migration-Outlook-2012.pdf (accessed: 30.08.2015).

6. Massey D. Patterns and Processes of International Migration in the 21st Century // Conference on African Migration in Comparative Perspective. Johannesburg, 2003. URL: http://time. dufe.edu.cn/wencong/africanmigration/1massey. pdf (accessed: 30.08.2015).

7. Korner H. The "brain drain" from developing countries: An enduring problem // Intereconomics. Berlin, 1988. № 1.

8. Salt J. International Movements of the Highly Skilled // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. P., 1997. № 3. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download

/5lgsjhvj7sxq.pdf?expires=1442505009&id=id& accname=guest&checksum=F2E0DEB53E6FFC D745CFA3138E6C4830 (accessed: 30.08.2015).

9. Kajzar P. Migration and migrant workers in Europe. URL: http://www.slu.cz/opf/cz/infor-mace/acta-academica-karviniensia/casopisy-aak /aak-rocnik-2013/docs-3 -2013/Kajzar.pdf (accessed: 30.08.2015).

10. Barroso J.M. Opening Remarks - Legal Immigration. Press Conference. Strasbourg, 2007 // European Commission. Press Release Database. URL: http://europa. eu/rapid/press-release_ SPEECH-07-650_en.htm?locale=en (accessed: 30.08.2015).

11. Council Directive 2009/50/EC of 25 May 2009 // Official Journal of the European Union. L., 2009. № 155. URL: http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32009 L0050&from=EN (accessed: 30.08.2015).

12. Asiegbu M. African migrants in spite of "Fortress" Europe: An essay in philosophy of popular culture. URL: http://www.ajol.info/index.php/ og/article/download/52332/40957 (accessed: 30.08.2015).

13. Migration Policies, High qualified workers, Health sector. First EMN Italy Report. Rome, 2009.

14. Highly qualified non-EU workers: the Italian case // European Migration Network - Italian National Contact Point IDOS Study and Research Centre. Rome, 2007. URL: http://ec. europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/networks /european_migration_network/re-ports/docs/emn-studies/highly-skilled-workers/7a._it_emn_ncp_-_country_study_small-scale_study_iii_highly-skilled_may07en_version_en.pdf (accessed: 30.08.2015).

15. Education in the Middle East and North Africa: A Strategy Towards Learning for Development // Human Development Sector Middle East and North Africa Region. URL: http://www.worl-dbank.org/education/strategy/MENA-E.pdf (accessed: 30.08.2015).

16. Haas H. Trans-Saharan Migration to North Africa and the EU: Historical Roots and Current Trends // Migration Policy Institute (MPI). 2006. November. URL: http://www.migration-policy. org/article/trans-saharan-migration-north-africa-and-eu-historical-roots-and-current-trends (accessed: 30.08.2015).

17. Labor migration from North Africa. Development Impact, Challenges and Policy Options. Main Report. Washington, DC, 2010. Vol. 1. URL: http://siteresources.worldbank.org/INTME-NA/Resources/MIGRATIONREPORT.pdf (accessed: 30.08.2015).

18. Ozden K. Brain drain in Middle East & North Africa - The Patterns under the surface // United Nations Expert Group Meeting on International

Migration and Development in the Arab Region. United Nations Secretariat, Department of Economic and Social Affairs. Beirut, 2006. May. URL: http://www.un.org/esa/population/meetings/ EGM_Ittmig_Arab/P 10_0zden. pdf (accessed: 30.08.2015).

19. Haas H. Morocco: From Emigration Country to Africa's Migration Passage to Europe // Migration Policy Institute (MPI). 2005. 0ctober. URL: http://www.migrationpolicy.org/article/morocco -emigration-country-africas-migration-passage-europe (accessed: 30.08.2015).

20. Country Profile: Morocco // Focus Migration. 2009. № 16. February. URL: http://focus-migration.hwwi.de/typo3_upload/groups/3/focus_ Migration_Publikationen/Laenderprofile/CP_16_ Morocco.pdf (accessed: 30.08.2015).

21. MPC - Migration Profile: Algeria // Migration Policy Centre (MPC). 2013. June. URL: http:// www.migrationpolicycentre.eu/docs/migration_p rofiles/Algeria.pdf (accessed: 30.08.2015).

22. MPC - Migration Profile: Tunisia // Migration Policy Centre (MPC). 2013. June. URL: http:// www.migrationpolicycentre.eu/docs/migration_p rofiles/Tunisia.pdf (accessed: 30.08.2015).

23. MPC - Migration Profile: Egypt // Migration Policy Centre (MPC). 2013. June. URL: http://www.migrationpolicycentre.eu/docs/migra tion_profiles/Egypt.pdf (accessed: 30.08.2015).

24. MPC - Migration Profile: Libya // Migration Policy Centre (MPC). 2013. June. URL: http:// www.migrationpolicycentre.eu/docs/migration_p rofiles/Libya.pdf (accessed: 30.08.2015).

25. A Study on Libya and its Education System. URL: http://www.ukessays.com/essays/education /a-study-on-libya-and-its-edu-cation-system-edu-cation-essay.php (accessed: 30.08.2015).

26. Brantner F., Toaldo M. The Libyan context of the migration crisis // European Council on Foreign Relations. URL: http://www.ecfr.eu/article /commentary_the_libyan_context_of_the_migrat ion_crisis3040 (accessed: 30.08.2015).

27. Hassan K. Levels and Trends of International Migration in North Africa // 26 International Population Conference. Marrakech, 2009. URL: http://iussp2009.princeton.edu/papers/90625 (accessed: 30.08.2015).

28. About the EUMAGINE Project // EUMAGINE -Imaging Europe from the Outside. URL: http:// www.eumagine.org/pages/eumagine_about.aspx (accessed: 30.08.2015).

29. Final Report - EUMAGINE (Imagining Europe from the outside. On the role of democracy and human rights perceptions in constructing migration aspirations and decision towards Europe) // Community Research and Development Information Service of the European Commission. URL: http://cordis.europa.eu/documents/docu-

mentlibrary/142630701EN8. zip (accessed: 30.08.2015).

30. Theorizing the Evolution of European Migration Systems // International Migration Institute (IMI). URL: http://www.imi.ox.ac.uk/comple-ted-projects/themis (accessed: 30.08.2015).

31. THEMIS timeline // International Migration Institute (IMI). URL: http://www.imi.ox.ac.uk/ completed-projects/themis/more/timeline (accessed: 30.08.2015).

32. Accepted Projects - Tempus IV - 2013. Breakdown of projects by partner country, region and type of project // Education, Audiovisual and Culture Executive Agency (EACEA) of the European Commission. 2015. URL: http://eacea. ec.europa.eu/tempus/results_compendia/docume nts/statistics-tempus-iv-2013 -accepted-a.pdf (accessed: 30.08.2015).

33. Tempus IV (2007-2013): Overview of the Programme // Education, Audiovisual and Culture Executive Agency (EACEA) of the European Commission. 2015. URL: http://eacea.ec.europa. eu/tempus/programme/about_tempus_en.php (accessed: 30.08.2015).

34. The future of the Tempus programme as of 01.01.2014 // Education, Audiovisual and Culture Executive Agency (EACEA) of the European Commission. 2015. URL: http://eacea.ec. eu-ropa.eu/tempus/programme/new_tempus_prog-ramme_en.php (accessed: 30.08.2015).

35. North African students invited to apply for Erasmus Mundus scholarships // EU Neighbourhood Info Centre, News Service. 2013. December. URL: http://www.enpi-info.eu/ medportal/news/latest/35685/North-African-stu-dents-invited-to-apply-for-Erasmus-Mundus-scholar-ships (accessed: 30.08.2015).

36. Scholarships in Europe for North African students open to nationals from Algeria, Egypt, Libya, Morocco and Tunisia // ANSA-Med. 2014. January. URL: https://www.ansa.it/ ansamed/en/news/nations/egypt/2014/01/09/Sch olarships-Europe-North-African-students-open_ 9872416.html (accessed: 30.08.2015).

37. About the Erasmus Mundus - Al Idrisi II Exchange Scheme // Al Idrisi Erasmus Mundus. URL: http://www.al-idrisi.eu/index.php/en/al-idrisi/the-project.html (accessed: 30.08.2015).

38. Vassiliou A. Horizon 2020 and Erasmus+ boost African research and education // Horizon 2020 Projects. 2014. March. URL: http://horizon 2020projects.com/es-marie-sklodowska-curie-actions/horizon-2020-and-erasmus-boost-african-research-and-education/ (accessed: 30.08.2015).

39. Neo H.M., Larson N. Germany beefs up asylum rules as half a million cross Med // France-24. Geneva, 2015. URL: http://www.france24.com/ en/20150930-germany-beefs-asylum-rules-half-million-cross-med (accessed: 30.08.2015).

40. UN says one million migrants should reach Europe by 2016 // Euronews. 2015. September. URL: http://www.euronews.com/2015/09/08/un-says-one-million-migrants-should-reach-europe-by-2016/ (accessed: 30.08.2015).

41. Ellyatt H. Four reasons why Europe's migrant crisis matters // CNBC. 2015. September. URL: http://www.cnbc.com/2015/09/14/four-reasons-why-europes-migrant-crisis-matters.html (accessed: 30.08.2015).

42. EU migration: Crisis in graphics // BBC News. 2015. September. URL: http://www.bbc.com/ news/world-europe-3 4131911 (accessed: 30.08.2015).

43. Coleman J. Migrant crisis: What is the next route through Europe? // BBC News. 2015. September. URL: http://www.bbc.com/news/ world-europe-34271002 (accessed: 30.08.2015).

44. Katseli L., Lucas R., Xenogiani T. Effects of migration on sending countries: what do we know? // International Symposium on International Migration and Development, United Nations Secretariat, Department of Economic and Social Affairs. Turin, 2006. URL: http://www. un.org/esa/population/migration/turin/Symposiu m_Turin_files/P11_Katseli.pdf (accessed: 30.08.2015).

Поступила в редакцию 2.09.2015 г.

UDC 325.2(325.14)

PECULIARITIES OF LABOUR AND EDUCATIONAL MIGRATION IN THE COUNTRIES OF NORTH AFRICA IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Sergey Igorevich PORUCHIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Public Relation and Politology Department, e-mail: [email protected]

The peculiarities of labour and educational migration in the countries of North Africa in the context of globalization are reviewed. Based on the case studies of the key regional actors (Morocco, Algeria, Tunisia, Libya and Egypt) the main prerequisites and dynamics of migratory preferences of the North African citizens are considered. To illustrate the problem, the statistics of quantitative and qualitative composition of local working population and occupational preferences are used. The interaction of the Maghreb countries with the particular Member States of the European Union is emphasized. The joint research programs and projects to strengthen academic and student mobility in the Mediterranean region is carried out. The main difficulties that complicate the implementation of the procedures for legal migration from North Africa, and some conclusions about the further development of inter-regional cooperation in the field of facilitation of migration are discussed. Key words: educational migration; North Africa; the European Union; globalization; labour market. DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-93-103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.