Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Изотова Елизавета Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)
ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ НАЧАЛЬНОГО К
ОСНОВНОМУ ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Аннотация. Статья посвящена одной из острых психологических проблем современного школьного образования -тревожности при переходе от начального к общему школьному образованию, так как доказано, что оптимальный уровень тревожности является одним из критериев эффективности учебной деятельности. Описываются теоретические и практические аспекты актуальности данного вопроса. Представлены результаты эмпирического исследования школьной тревожности, а также эффективной коррекционной работы по снижению уровня школьной тревожности младших школьников. Описаны полученные в ходе эмпирического исследования результаты, которые подтвердили выдвинутые гипотезы о том, что уровень тревожности существенно повышается при переходе детей от начального к среднему звену обучения в школе, а также, что пол оказывает влияние на уровень тревожности школьников в процессе перехода от начального к среднему звену обучения.
Ключевые слова: младший школьник, тревожность, школьное обучение, коррекционная программа, начальная школа, основная школа, учебная деятельность.
Annotation. The article is devoted to one of the acute psychological problems of modern school education - anxiety during the transition from primary to general school education, as it is proved that the optimal level of anxiety is one of the criteria for the effectiveness of educational activities. The theoretical and practical aspects of the relevance of this issue are described. The results of an empirical study of school anxiety, as well as effective correctional work to reduce the level of school anxiety of younger schoolchildren are presented. The results obtained in the course of an empirical study are described, which confirmed the hypotheses put forward that the level of anxiety increases significantly during the transition of children from primary to secondary level of education at school, and also that gender influences the level of anxiety of schoolchildren during the transition from primary to secondary level of education.
Key words: junior high school student, anxiety, schooling, correctional program, primary school, primary school, educational activity.
Введение. Актуальность данного исследования объясняется тем, что проблема возникновения тревожности младших школьников при переходе в среднее звено является одной из важнейших и сложнейших проблем в педагогической психологии в целом и практической деятельности педагога, в частности. Изучению данного вопроса - школьной тревожности - были посвящены труды большого количества отечественных и зарубежных психологов и практиков педагогической деятельности. Глубокое и всестороннее исследование данной проблемы актуально для психологии и педагогики, а, в частности, для решения практических вопросов, связанных с оптимальной и эффективной организацией учебно-воспитательного процесса учащихся в период перехода из четвертого в пятый класс.
Усложнение современных школьных программ, многочисленные формы контроля УУД (ГИА, ВПР), сложности в межличностных отношениях школьников, а также в отношениях с родителями и педагогом также являются факторами, влияющими на возникновение школьной тревожности. Анализ различных источников по вопросам школьной тревожности позволяет сделать вывод, что при поступлении детей в среднюю школу, а именно в пятом классе, тревожность детей имеет самые высокие показатели. И зачастую, они даже выше, чем у детей выпускных классов. Данный факт объясняется как особенностями психики ребенка данного возраста, так и особенностями организации перехода школьника от начального к среднему звену. Возникновению и высокому уровню школьной тревожности подвержены школьники всех возрастов, однако, последствия наличия школьной тревожности наиболее травмирующими могут стать именно для младших школьников, учитывая недостаточное развитие многих психических процессов. Школьная тревожность может привести к серьезным нарушениям здоровья (возникновение неврозов и иных психических заболеваний), а также к утрате желания учиться в школе. Поэтому одной из основных задач педагогов, психологов является оценка уровня школьной тревожности, а также поиск и использование таких форм, методов и средств работы, которые бы способствовали формированию адекватного уровня школьной тревожности у младших школьников во время их перехода в среднее звено.
Таким образом, цель данного исследования - изучить особенности проявления и возникновения тревожности младших школьников при переходе от начального к основному общему образованию.
В качестве гипотезы исследования выступили предположения, что уровень тревожности существенно повышается при переходе детей от начального к среднему звену обучения в школе, а также, что пол оказывает влияние на уровень тревожности школьников в процессе перехода от начального к среднему звену обучения.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили труды таких ученых, как Н.Д. Левитова, А.М. Прихожан, В.П. Астапова, З. Фрейда, А. Адлера и многих других. При этом, А.Л. Вегнер, О.А. Слепичева, А.К. Дусавицкий, Е.Н. Новикова в качестве основных причин возникновения школьной тревожности выделили следующие тревожность, которая была вызвана обстановкой дома и семье, а также социальным окружением.
Материалы, полученные Е.Ю. Брель и А.М. Прихожан явились основой для определения причин появления тревожности, а также способствовали выявлнию способов ее предупреждения и коррекции. И.В. Дубровина отмечает, что существенно растет число тревожных детей, для которых характерны такие проявления, как неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, повышенное беспокойство. Систематизируя теоретический материал, стоит отметить, что в качестве практической значимости работы выступает возможность использования на практике в образовательных учреждениях полученных результатов. Кроме того, на основе данных были разработаны практические рекомендации для педагогов направленные на снижение уровня тревожности младших школьников, которые показали свою эффективность при применении в образовательном процессе.
Изложение основного материала статьи. Школьная тревожность, как проблема организации образовательного процесса, как проблема личностного развития школьника является одной из наиболее актуальных проблем современной психологии и педагогической деятельности. Тревожность, как одна из характеристик личности, занимает особое место среди негативных эмоциональных переживаний. Это связано с тем, что подростки с достаточно высоким уровнем тревоги, характеризуются постоянно высоким уровнем эмоционального возбуждения, неуверенности в себе и своих силах, минимальным стремлением к самореализации. Кроме того, существуют исследования, доказывающие, что тревожность является пусковым механизмом и предопределяет возникновение различных страхов у детей школьного возраста: чем более
тревожен ребенок, тем большему количеству страхов он подвержен [31. Школьники с высоким уровнем тревожности испытывают большие трудности в общении, редко проявляют инициативу, учебная мотивация характеризуется низкими значениями, а их поведение носит невротический характер, с явными признаками дезадаптации. Таким образом, обобщая психолого-педагогические исследования, тревожность понимается нами как переживание эмоционального дискомфорта, который связан с ожиданием невзгод, с предчувствием опасности, которую невозможно избежать, постоянно или ситуативно проявляющееся как свойство достигать состояния нарастающей тревоги, испытывать страх и тревогу в конкретных социальных ситуациях. При этом, учеными различают два вида тревоги: ситуационную и личную тревогу.
Школьная тревожность - это специфический тип тревоги, который является свойственным для определенного класса ситуаций в рамках образовательного процесса - ситуаций взаимодействия учащегося другими участниками образовательного процесса, а также ситуаций, связанными непосредственно с самим образовательным процессом. Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что школьная тревога - достаточно серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема, которой крайне необходимо уделять пристальное внимание.
Причинами формирования школьной тревоги являются неблагоприятная эмоциональная среда в классе, отношение к классам, боязнь смены школы или класса, отношения с учителями, учениками, ожидания родителей. Длительное воздействие школьной тревоги негативно влияет на концентрацию внимания, успеваемость в школе и отношение к себе и другим, что может привести к потере психологического положения учащегося, ценности обучения [2]. Состояние школьной тревоги может привести к развитию неврозов и серьезно подорвать психологическое здоровье.
В психолого-педагогической практике существуют следующие методы и приемы, направленные на коррекцию уровня тревожности учащихся начальных классов: музыкальная терапия, арт-терапия, психогимнастика, кукольная терапия, различные вариации игровых методов, проективные методы (в частности, рисунки), "сюжетная композиция", методы активной нервно-мышечной релаксации [1]. При этом, каждый из перечисленных выше методов зачастую представляют собой не единичные приемы, а именно комплекс приемов, направленных на повышение самооценки ребенка, уверенности в своих силах, обучение младших школьников снимать мышечное и эмоциональное напряжение, расслабление, создание личной комфортной обстановки и умению справляться с ситуациями, которые вызывают у ребенка наибольшую тревожность.
С целью снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста, учителю или специалисту-психологу необходимо проведение ряда специфичных мероприятий, направленных на установление дружеских, не авторитарных или деспотичных отношений с учениками. Кроме того, учитель, как должен стремиться и добиваться снижения частоты использования отрицательного стимулирования выполнения деятельности учащихся, при доминировании или использование исключительно положительного стимулирования. Учителю необходимо поощрять ситуации, в которых ребенок с повышенной тревожностью будет способен самовыражаться и самораскрываться без страхов, он должен чувствовать поддержку как учителя, так и классного коллектива, а также быть максимально мотивирован на успех при отсутствии страха неудачи. Учитель или психолог в своей работе с тревожными детьми, по возможности, не должны применять ситуаций сравнения учащихся между собой, что является психотравмирующей ситуацией и может спроецировать повышения уровня тревожности. При этом, необходимо грамотно и методически правильно акцентировать «рост» ребенка. Особое место стоит отвести снижению значимости момента проверки знаний (придание процессу проверки знаний излишней значимости, «запугивание накануне», публичность ответов).
Наибольшее внимание уделяется проведению коррекционно-развивающей работы по снижению, снятию первых признаков и проявлений школьной тревожности. В данном случае особую эффективность показали практикоОориентированные занятия или элементы упражнений, направленные на развитие навыков поведения в ситуациях вызывающих тревогу у младших школьников, развитие самооценки и самопринятия, укрепление уверенности в себе, развитие навыков межличностного общения между школьниками и остальными участниками образовательного процесса [3].
Обобщая вышесказанного, стоит отметить, что школьная тревожность - это специфический тип тревоги, который является характерным для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия учащегося с различными компонентами образовательной среды школы и субъектами образовательного процесса. Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что школьная тревога является достаточно серьезной социальной, педагогической и психологической проблемой.
С целью изучения особенностей тревожности младших школьников при переходе от начального к основному общему образованию было проведено эмпирическое исследование на базе МОУ Карьерской ООШ, в исследовании приняли участие ученики четвертых классов10-11 лет.
Эмпирическое исследование включало в себя несколько этапов:
1) на первом этапе проведён анализ теоретического материала по теме исследования;
2) на втором этапе был подобран диагностический материал и проведена диагностика уровня тревожности детей младшего школьного возраста;
3) на третьем этапе была разработана и реализована система мероприятий, направленных на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста;
4) на четвёртом этапе с целью проверки эффективности разработанных мероприятий была проведена повторная диагностика уровня тревожности детей младшего школьного возраста, а также проведена статистическая обработка данных, позволившая сделать выводы касаемо эффективности коррекционной работы, а также с целью выявления статистически достоверных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек [2].
Достоверность полученных эмпирических данных подтверждена статистической обработкой данных с помощью программного обеспечения SPSS+PS.
Эмпирическое исследование проводилось использованием следующих методик:тестирования младших школьников с помощью теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); тест «Рисунок школы»; анкетирование родителей. Анкета для родителей включала в себя 10 вопросов.
Полученные данные показали, что, у 10% детей 4-ых классов по результатам первичной диагностики отмечается низкий уровень тревожности, у большинства обучающихся был выявлен средний уровень тревожности (50%), и высокий уровень тревожности фиксируется у 40%. В целом, уровень тревожности у девочек ниже, чем у мальчиков. Это говорит о том, что мальчики чаще испытывают чувство тревоги. Кроме того, у 10% детей сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению. У 65% имеется наличие некоторой тревоги по поводу школы. Явно выраженный страх перед переходом из начальной школы к основному общему образованию испытывают 25% детей.
Анкетирование родителей показало, что 60% родителей мальчиков замечают тревогу у своих детей. Ответы родителей девочек говорят о том, что у 30% учениц 4-ых классов в домашних условиях присутствует тревога. Таким образом, результаты диагностики детей и родителей совпадают.
В качестве эффективного способа работы со школьной тревожностью выступает коррекционная деятельность [1]. Для формирования у младших школьников адекватного уровня школьной тревожности нами были разработаны специальные упражнения.
Рекомендованная длительность занятия - 30-40 мин. Частота проведения занятий - 3 раза в неделю [3]. Каждое занятие следует начинать с выполнения упражнения «Связующая нить» и заканчивать ритуалом прощания. В течение одного занятия рекомендует проводить не более 2-х упражнений.
С целью формирования у младших школьников адекватного уровня школьной тревожности предлагается проведение следующих упражнений в форме игры: Ритуал начала занятия «Связующая нить»; «Улыбку дарим мы»; «Зеркальце»; «Дождик-дождик клеевой»; «Тень»; «Ласковое имя»; «Вырази свою любовь»; «Налаживание взаимоотношений»; «Слепой и поводырь»; «Кошки и мышки» [4].
После реализации представленных выше коррекционных занятий, была проведена повторная диагностика уровня тревожности у обучающихся 4-ых классов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что высокого уровня тревожности у учеников 4-ых классов не наблюдается. Средний уровень тревожности свойственен 40% учеников (10% девочки и 70% мальчики) и низкий уровень тревожности наблюдается у 60% учеников. Практически у всех учеников 4-ых классов (80%) отмечается эмоционально благополучное отношение к школе и учению. У 20% учащихся имеется наличие некоторой тревоги по поводу школы. Таким образом, мы приходим к выводу, что уровень тревожности в целом снизился. Ученики 4-ых классов, в целом, хорошо относятся к школе и учёбе, они чувствуют себя уверенными и не боятся школьных задач. Однако можно отметить, что у мальчиков всё же присутствует чувство тревоги.
Повторное анкетирование родителей показало, что 20% родителей мальчиков ответили, что замечают тревогу у своих детей. Ответы родителей девочек говорят о том, что у их детей в домашних условиях тревожность не замечается.
Полученное эмпирическое значение Шмп. = 4.5 больше икр.(0,05) = 0, то различия между уровнем тревожности учеников 4-го класса на констатирующем этапе экспериментального исследования и уровня тревожности учеников 4-го класса на контрольном этапе экспериментального исследования на уровне значимости 5%. Значит, с ошибкой 0,05 можно считать, что ученики 4-го класса подвержены чувству тревожности. Это свидетельствует о том, что выдвинутая гипотеза о том, при переходе из начальной в основную школу уровень тревожности у учащихся повышается, подтвердилась. Это скорее подтвердило эффективность программ, тревожность снизилась, значит программа эффективна.
С целью определения эффективности проведенной коррекционной работы, полученные нами результаты были подвергнуты статистической обработке. Достоверность различий показателей по шкалам опросников проверялась с помощью и-критерия Манна-Уитни, который показал статистическую значимость различий в показателях уровня тревожности до и после проведения коррекционной работы со школьниками. Фиксируется, что после проведения формирующих занятий чувство тревоги снижается. При этом, полученное эмпирическое значение Шмп. = 4.5 больше Шр.(0,05) = 0, то есть различия между уровнем тревожности учеников до и после проведения программы являются значимыми, а программа показала свою эффективность.
Сравнивая уровни тревожности у девочек и мальчиков в отдельности, мы видим, что обе группы испытуемых испытывают большее чувство тревожности до реализации коррекционной программы, чем после нее (Шмп. = 3 больше икр.(0,05) = 0, и Шмп. = 4.5 больше икр.(0,05) = 0, соответственно). При этом, чувство тревожности у девочек выражено меньше, чем у мальчиков (Шмп. = 4.5 больше икр.(0,05) = 0). Это свидетельствует о том, что гипотеза о наличии половых различий уровня тревожности у учащихся при переходе из начальной в основную школу доказана.
Таким образом, сравнивая результаты первичной и вторичной диагностик, можно сделать вывод, что чувство тревоги существенно снизилось после проведения коррекционных занятий; у девочек уровень школьной тревожности после проведения занятий, практически отсутствует. Уровень тревожности у мальчиков хоть и присутствует, но гораздо меньше, чем до их проведения. И у девочек и у мальчиков присутствует чувство тревожности. При этом, у девочек он выражен менее, чем у мальчиков.
Выводы. В результате проведения эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1) для учеников 4-х классов характерен высокий уровень школьной тревожности, обусловленный переходом от начального к основному общему образованию;
2) у учеников 4-го класса, после проведения коррекционных занятий чувство тревоги существенно снижается;
3) существуют половые особенности как в начальном уровне школьной тревожности, так и после проведения коррекционной программы (у девочек уровень школьной тревожности после проведения коррекционных занятий практически отсутствует; у мальчиков после проведения коррекционных занятий хоть и присутствует, но гораздо меньше, чем до их проведения). В целом, стоит отметить, что ученики 4-го класса подвержены чувству тревожности, а уровень тревожности у мальчиков выше, чем у девочек.
Таким образом, были изучены особенности тревожности младших школьников при переходе от начального к основному общему образованию. На этом основании выделены методы профилактики школьной тревожности, проведено эмпирическое исследование и разработана система мероприятий, направленных на коррекцию школьной тревожности, разработаны и внедрены в учебный процесс практические рекомендации для педагогов, направленные на снижение уровня тревожности младших школьников. Полученные результаты подтвердили выдвинутые гипотезы о том, уровень тревожности существенно повышается при переходе детей от начального к среднему звену обучения в школе, а также, что пол оказывает влияние на уровень тревожности школьников в процессе перехода от начального к среднему звену обучения.
Литература:
1. Изотова Е.Г. Особенности психологической коррекции страхов и тревожности у детей начальных классов // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы международной конференции [Ярославль-Минск]. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - С. 114-116.
2. Изотова Е.Г. Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - С. 469-472.
3. Изотова Е.Г., Смирнова А.А. Психологическая коррекция страхов и тревожности в начальной школе // Психология развития личности в современном мире: материалы XIX Междунар.студ. науч.-практ.конф., г. Минск, 24 апр. 2019 г. / Бел. Гос.пед.ун-т им. М. Танка; редкол.: Д.Г. Дьяков (гл. ред.), Ю.А. Полещук (зам. гл. ред.). - Минск: БГПУ, 2019. - С. 169-171.
4. Изотова Е.Г., Костерина Е.М. Особенности психолого-педагогической работы с детьми-дезадаптантами младшего школьного возраста // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы II международной заочной научно-практической конференции / под науч.ред. Е.В. Карповой [Ярославль-Минск]. - Ярославль: РИО ЯГПУ 12 , 2018. - С. 29-31.