Особенности трансформации партийной системы Украины по итогам парламентских
выборов 2014 и 2019 годов
Features of the transformation of the party system in Ukraine following the results of the 2014
and 2019 parliamentary elections
Кузнецов Никита Андреевич
Бакалавр 4-го курса обучения департамент политологии и социологии Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
РФ, г. Екатеринбург e-mail: kuznetsov. nikita@mail. ru
Kuznetsov Nikita
Undergraduate Student of the 4th year department of political science and sociology Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin
Russia, Yekaterinburg e-mail: kuznetsov. nikita@mail.ru
Аннотация.
Данная статья посвящена исследованию партийной системы Украины на современном этапе. В статье анализируются и сравниваются между собой выборы в Верховную Раду, а также рассчитываются индекс общей волатильности и число эффективных парламентских партий, позволившие понять изменчивость и стабильность партийной системы, а также узнать количество политических партий, способных влиять на политический процесс в государстве. Особое внимание уделяется итогам парламентских выборов 2014 и 2019 годов. Сделан вывод о том, что значение индекса общей волатильности стало самым высоким за всю историю парламентских выборов в Украине, что говорит о нестабильности и электоральной неустойчивости партийной системы Украины. Отмечается необходимость дальнейшего изучения партийной системы современной Украины, так как процесс её формирования продолжается. В заключение оцениваются перспективы развития партийной системы современной Украины.
Annotation.
This article is devoted to the study of the party system of Ukraine at the present stage. The article analyzes and compares the elections to the Verkhovna Rada, as well as calculates the index of general volatility and the number of effective parliamentary parties, which made it possible to understand the variability and stability of the party system, as well as to find out the number of political parties that can influence the political process in the state. Special attention is paid to the results of the 2014 and 2019 parliamentary elections. It is concluded that the value of the general volatility index has become the highest in the history of parliamentary elections in Ukraine, which indicates the instability and electoral instability of the party system in Ukraine. There is a need for further study of the party system of modern Ukraine, as the process of its formation continues. In conclusion, the prospects for the development of the party system in modern Ukraine are evaluated.
Ключевые слова: Украина, партийная система, политические партии, Верховная Рада, парламентские выборы, электоральная волатильность, межэлекторальная волатильность, число эффективных партий.
Key words: Ukraine, party systems, political parties, Verkhovna Rada, parliamentary elections, electoral volatility, inter-electoral volatility, number of effective parties.
Партийная система Украины переживает очередной период трансформации, причинами которого являются политический кризис 2013-2014 годов и последующая смена власти. Частая смена политического курса и серьезные политические кризисы не дают возможностей для формирования стабильной партийной системы. Несмотря на это, политические партии и их коалиции в Верховной Раде являются важнейшими политическими акторами в Украине.
В политическом анализе существует множество критериев оценки партийных систем - от идеологической направленности до количества партий в государстве. Особенно важным критерием является
электоральная устойчивость партийной системы, а также отношение общества к политическим партиям. Если партийная система постоянно трансформируется, то её нельзя назвать сформировавшейся и устойчивой.
По итогам парламентских выборов 2014 года пять из шести политических партий, занявших места в парламенте, не были представлены в Верховной Раде прошлого созыва, а в 2019 году - четыре из пяти. Это говорит о постоянной смене электоральных предпочтений избирателей, поэтому данный критерий подходит для анализа партийной системы современной Украины.
Для того чтобы рассмотреть этот критерий используется «индекс электоральной волатильности» норвежского политолога Могенса Педерсена. Он был введён в 1979 году и позволяет сравнивать количество голосов, которые получили партии на выборах. Это, в свою очередь, показывает об изменениях, произошедших в партийной системе государства от одних выборов к другим.
«Индекс волатильности» рассчитывается по следующей формуле [1]:
которые получила партия на текущих выборах (t) и на предыдущих (t-1), n - общее количество партий, принимавших участие в выборах.
По словам М. Педерсена, «индекс электоральной волатильности» - это «есть просто сумма выигрышей (gains) всех победивших партий в партийной системе или - если предпочесть симметричную интерпретацию -количественное выражение суммарных потерь проигравших партий» [2].
Границей стабильности партийной системы по этому индексу является значение 15. Если полученное значение меньше, то партийная система в государстве электорально устойчива, мало трансформируется и, следовательно, сформировалась, а если этот показатель превышает значение 15, то политические партии в парламенте постоянно меняются и партийная система является нестабильной.
Стоит отметить, что «индекс электоральной волатильности» М. Педерсена рассматривает лишь те политические партии, которые участвуют в двух и более выборах подряд. Политические партии, участвующие в выборах в первых раз, остаются за рамками внимания. Поэтому этот индекс не сможет дать точную оценку стабильности и электоральной устойчивости партийной системы Украины, так как в трансформирующихся партийных системах постоянно возникают новые политические партии и ликвидируются старые, вследствие чего меняются и электоральные предпочтения граждан, что свидетельствует о нестабильности партийной системы.
Попытку это исправить предприняли американские политологи Элеанор Пауэлл и Джошуа Такер, которые в 2014 году вывели «индекс межэлекторальной волатильности», который подходит для оценки стабильности партийных систем постсоветских государств [3]. Этот индекс, в отличие от «индекса электоральной волатильности» М. Педерсена, позволяет рассматривать партийные системы государств, находящихся в состоянии трансформации или политического кризиса, какой и является партийная система современной Украины.
Благодаря этому индексу к расчетам можно добавить политические партии, которые участвуют в выборах однократно. «Индекс межэлекторальной волатильности» Пауэлла-Такера высчитывается путем деления на два суммы доли голосов (мандатов), полученных политическими партиями и блоками, которые участвуют в выборах однократно. «Индекс электоральной волатильности» М. Педерсена и «индекс межэлекторальной волатильности» Пауэлла-Такера складываются, и в итоге получается «индекс общей волатильности» партийной системы.
п
2
, где Vt - волатильность в процентах, Api.t - изменение доли голосов (мандатов).
«Индекс общей волатильности» подходит для оценки партийной системы Украины, так как она постоянно трансформируется, а количество вновь создаваемых и ликвидируемых политических партий в государстве велико, кроме того в государстве постоянно меняется состав парламента.
Вместе с «индексом общей волатильности» Пауэлла-Такера стоит рассчитать показатель «эффективного числа партий» Таагепера-Лааксо, введенный политологами Маркку Лааксо и Рейна Таагепера в 1979 году.
Этот показатель рассчитывается по следующей формуле [4]:
где N - эффективное число партий, представленных в парламенте, а РР -количество голосов или мест, полученных политической партией на выборах или при распределении мест в парламенте.
Этот показатель поможет разобраться становится ли партий способных влиять на политических процесс в государстве и имеющих политический вес в парламенте больше или, наоборот, количество таких партий уменьшается.
В современных устойчивых демократиях эффективное число партий, участвующих в выборах, колеблется от 2 до 6, а эффективное число парламентских партий - от 2 до 4. Для партийной системы Украины стоит использовать именно «эффективное число парламентских партий».
Этот показатель не менее важен для оценки партийной системы Украины, так как он позволит понять какое количество политических партий, попавших в Верховную Раду, могут реально влиять на политический процесс и принятие решений в государстве. Показатель «эффективного числа парламентских партий» Таагепера-Лааксо позволит дополнить «индекс общей волатильности», так как существенное изменение количества эффективных парламентских партий также может говорить о нестабильности партийной системы.
Досрочные выборы в Верховную Раду прошли 26 октября 2014 года. В парламентских выборах участвовало 29 партий, а попасть в Верховную Раду VII созыва смогли Блок Петра Порошенко (133 мандата), Народный Фронт (82 мандата), «Самопомощь» (33 мандата), «Оппозиционный блок» (29 мандатов), «Батькивщина» (19 мандатов) и Радикальная партия Олега Ляшко (22 мандата) [5].
Была создана правящая коалиция «Европейская Украина», в которую вошли все парламентские фракции, за исключением «Оппозиционного блока». Таким образом, коалиция «Европейская Украина» сформировала конституционное большинство в Верховной Раде.
В Верховной Раде продолжали присутствовать политические партии, созданные и имеющие прямую связь с финансово-промышленными группировками, а в этом созыве такими партиями являлись практически все партии, прошедшие в парламент. И Блок Петра Порошенко, и Народный Фронт, и «Самопомощь», и «Оппозиционный блок» были так или иначе связаны с финансово-промышленными группами.
В сентябре 2015 года правящую коалицию покинула Радикальная партия Олега Ляшко, а в январе-феврале 2016 «Батькивщина» и «Самопомощь». Председатель «Самопомощи» Олег Березюк объявил депутатов парламентской коалиции «участниками олигархического переворота в парламенте» [6].
Новая коалиция была создана 14 апреля 2016 года, в нее вошли Блок Петра Порошенко и «Народный Фронт». Также, был избран новый Председатель Верховной Рады, им стал Андрей Парубий.
Избранный 20 мая 2019 года Президент Украины Владимир Зеленский объявил о роспуске данного созыва Верховной Рады и назначил внеочередные выборы на 21 июля 2019 года. Блок Петра Порошенко и
«Народный Фронт» объявили роспуск противоречащим Конституции Украины, однако Конституционный Суд Украины в июне 2019 года подтвердил законность роспуска Верховной Рады.
Перед внеочередными парламентскими выборами Владимир Зеленский предложил снизить проходной барьер для политических партий до 3 процентов и отменить мажоритарную избирательную систему, но Верховная Рада отказалась рассматривать этот законопроект.
Последние выборы в Верховную Раду Украины состоялись 21 июля 2019 года, они являлись внеочередными и были проведены по указу нынешнего президента Украины Владимира Зеленского. В них участвовало 22 политические партии, а в парламент прошло 5.
В Верховную Раду IX созыва прошло 5 политических партий - Слуга народа (254 мандата), Оппозиционная платформа — За жизнь (43 мандата), Батькивщина (26 мандатов), Европейская солидарность (25 мандатов) и Голос (20 мандатов) [7], а всего участвовало 22 партии.
Это первые парламентские выборы за всю историю Украины, когда коалиция была сформирована из одной политической партии. Особенностью этих парламентских выборов является то, что большинство политических партий, достигших успехов на выборах, были образованы незадолго до выборов. Они являлись «виртуальными организациями», не имевшими организационных структур в регионах Украины перед выборами, но, несмотря на это, получили поддержку многих избирателей.
Парламентские выборы 2014 и 2019 годов показали, что в Верховную Раду продолжают попадать политические партии, зависящие от финансово-промышленных группировок. Эта особенность сопровождала партийную систему Украины все годы её независимости. Они, скорее всего, продолжат оставаться важнейшими лицами в формировании и функционировании политических партии, однако если распределение экономических ресурсов между ними будет более открытым и обсуждаемым, то фракции в Верховной Раде станут решать важнейшие проблемы государства и реагировать на социальные запросы в полном объеме, а не распределять власть между собой.
Украинские политические партии зависят от своих лидеров, из-за этого, если он теряет политический вес, то такая политическая партия фактически перестает существовать. Нет предпосылок к тому, что и в ближайшее время это изменится, так как правящая партия «Слуга народа», на данный момент, полностью ассоциируется с Владимиром Зеленским.
На момент данного исследования этот созыв Верховной Рады провел несколько реформ, важных для партийной системы Украины в будущем. Президент Украины Владимир Зеленский предложил несколько законопроектов, в числе которых - законопроект об импичменте президента, законопроект о переходе на пропорциональную избирательную систему с открытыми списками, а также законопроекты о расширении полномочий Верховной Рады.
Проводить последние парламентские выборы по предложенной Владимиром Зеленским избирательной системе Верховная Рада отказалась. Новый созыв Верховной Рады во главе со «Слугой народа» в феврале 2020 года принял в первом чтении президентский законопроект, который включает в себя сокращение количества народных депутатов с 450 до 300 и переход на пропорциональную избирательную систему со следующих парламентских выборов [8].
Партия «Слуга народа» показала абсолютный электоральный рекорд за всю историю парламентских выборов (43,16 процентов голосов), а также единолично сформировала новое правительство, что позволило ей отвечать за внешнюю и внутреннюю политику Украины.
Несмотря на то, что партия «Слуга народа является доминирующей партией в Верховной Раде, никаких предпосылок к тому, что партийная система Украины будет изменяться в сторону партийной системы с
доминирующей партией нет, так как Президент Украины Владимир Зеленский выступает за демократизацию партийной системы.
Последние парламентские выборы показали тенденцию к «виртуализации», так как партии «Слуга народа» и «Оппозиционная платформа - За жизнь» не имели организационных структур в регионах Украины и осуществляли избирательную кампанию с помощью политической рекламы в СМИ и в социальных сетях, но смогли получить 297 мандатов из 450.
На январь 2020 года в Украине существует 349 политических партий [9], однако реально на политический процесс в Украине могут влиять лишь те политические партии, которые поддерживаются государственной властью или являются их частью. Другие политические партии, несмотря на свою активность, не могут влиять на политику в стране, иногда даже при попадании в Верховную Раду.
Расчёт «индекса общей волатильности» (см. таблицу 1) показал, что на данный момент партийная система Украины представляется крайне нестабильной, так как границей стабильности является значение 15. Расчеты были произведены с учетом особенностей партийной системы современной Украины, то есть учитывалось вхождение политических партий в избирательные блоки, изменения названий политических партий и блоков, а также их объединение.
Также стоит отметить, что считались только те политические партии и блоки, которые по итогам парламентских выборов попали в Верховную Раду, потому что остальные политические партии не способны влиять на политический процесс в Украине.
Таблица 1. «Индекс общей волатильности» для партийной системы Украины.
Год проведения выборов в Верховную Раду Украины «Индекс общей волатильности» Пауэлла-Такера, созданный на основе «индекса волатильности» М. Педерсена
2002 34.77
2006 43.89
2007 18.49
2012 31.47
2014 52.08
2019 55.03
В 2014 году в парламентских выборах не участвовала, набиравшая на трех предыдущих выборах больше 30 процентов голосов избирателей, «Партия регионов», а также в парламент вошли новые политические партии «Самопомощь» и «Оппозиционный блок». Большинство мест в парламенте получили «Блок Петра Порошенко», попавший в парламент впервые с 2002 года, и новообразовавшийся «Народный фронт». Появление новых политических партий и ликвидация старых снова изменили электоральные предпочтения избирателей, кроме того выборы не проводились на территориях Донецкой и Луганской областей, а также на территории Крыма. Это повлияло на общую электоральную стабильность партийной системы Украины.
В результате парламентских выборов 2019 года в Верховную Раду попали две новые политические партии - «Слуга народа» и «Голос», а «Европейская солидарность» Петра Порошенко потеряла в общей сложности 107 мандатов, а «Народный фронт» и вовсе перестал существовать. Высокий уровень электоральной нестабильности после последних парламентских выборов говорит о том, что поляризация Западной и Восточной Украины продолжает сохраняться. Электорат Востока Украины и электорат Западной и Центральной Украины традиционно продолжают поддерживать разные политические партии.
Именно ликвидация одних и появление других политических партий, участвующих в парламентских выборах влияет на повышение уровня нестабильности партийной системы Украины, так как избирателям,
поддерживающим политические партии, которые, например, участвовали в выборах 2007 года, но были ликвидированы к выборам 2012 года, приходится голосовать за другие политические партии.
Исходя из того, что на партийную систему современной Украины влияют лишь парламентские партии, было рассчитано «эффективное число парламентских партий» Таагепера-Лааксо (см. таблицу 2).
Таблица 2. «Эффективное число парламентских партий» Таагепера-Лааксо в Верховной Раде Украины
Созыв Верховной Рады Украины «Эффективное число парламентских партий» Таагепера-Лааксо
Верховная Рада IV созыва (2002 год) 4.3 (при 6 партиях и блоках, прошедших в парламент)
Верховная Рада V созыва (2006 год) 3.6 (при 5 партиях и блоках, прошедших в парламент)
Верховная Рада VI созыва (2007 год) 3.2 (при 5 партиях и блоках, прошедших в парламент)
Верховная Рада VII созыва (2012 год) 4.4 (при 5 партиях, прошедших в парламент)
Верховная Рада VIII созыва (2014 год) 4.7 (при 6 партиях, прошедших в парламент)
Верховная Рада IX созыва (2019 год) 2.5 (при 5 партиях, прошедших в парламент)
После парламентских выборов 2019 года «число эффективных парламентских партий» показало лучший результат, но, несмотря на это, этот показатель нужно рассматривать с «индексом общей волатильности», который в этот период очень высок, что говорит о нестабильности партийной системы. В Верховной Раде Украины появилась новая политическая партия «Слуга народа», которая на первых же выборах и впервые в истории Украины получила право самостоятельно формировать правительство, а также принимать законопроекты без объединения во фракции с другими партиями. Однако неизвестно сможет ли она удерживать доверие избирателей до следующих парламентских выборов.
В Украине нет политической партии, способной объединить интересы всего населения. Такой партией в настоящее время пытается стать «Слуга народа», однако, справедливо отметить, что эта политическая партия получила большинство в Верховной Раде лишь потому, что избиратели голосовали не столько за Владимира Зеленского и «Слугу народа», сколько против Петра Порошенко и его «Европейской солидарности». Несмотря на это, «Слуга народа», в отличие от прошлых популярных политических партий, активно участвует в подготовке к региональным выборам, которые пройдут в октябре 2020 года.
Политическим и экономическим элитам Украины необходимо решать проблемы поляризации политических сил в Верховной Раде и регионализации в Украине. Часть политических партий в Верховной Раде продолжает быть пропрезидентской, а остальная часть традиционно становится оппозиционной, из-за этого возникают конфликты и невозможность объединиться для решения проблем.
Таким образом, партийная система Украины находится на очередном этапе своего развития, поэтому говорить о появлении устойчивых политических партий и устойчивости партийной системы в целом в ближайшее время рано.
У партийной системы Украины есть все шансы стать устойчивой, если будет стабилен конституционный строй государства и введена пропорциональная избирательная система. На данный момент политические партии в Украине больше склонны к популизму, а не к реальному решению политических и социально-экономических проблем.
Список используемой литературы:
1. Шпагин С. А. Стабильность и динамика партийной системы в России: новые возможности для изучения. / С. А. Шпагин // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2018. - №2 (55). - С. 70-77.
2. Pedersen, M. N. The Dynamics of European Party Systems: Changing Patterns of Electoral Volatility. / M.N. Pedersen // European Journal of Political Research. - 1979. - Vol.7, No1. - P.1-26.
3. Powell E., Tucker J.A. Revisiting Electoral Volatility in Post-Communist Countries: New Data, New Results, and New Approaches. / E. Powell, J.A Tucker // British Journal of Political Science. - 2014. - No. 44 (1). - P. 120-145.
4. Laakso M., Taagepera R. Effective Number of Parties: A Measure of Application to West Europe. / M. Laakso, R. Taagepera // Comparative Political Studies. - 1979. - Vol. 12. - №. 1. - P. 5-24.
5. Раздел «Выборы народных депутатов Украины». Выборы народных депутатов Украины в 2014 году [Электронный ресурс]. // Официальный сайт «Центральной избирательной комиссии Украины». URL: https://www.cvk.gov.ua/vibory_category/vibori-narodnih-deputativ-ukraini/pozachergovi-vibori-narodnih-deputativ-ukraini-26-zhovtnya-2014-roku.html/ (дата обращения 13.04.2020).
6. Пашковский Е. А. Партийная система Украины в условиях радикальной политической трансформации в 2014-2015 гг. // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/partiynaya-sistema-ukrainy-v-usloviyah-radikalnoy-politicheskoy-transformatsii-v-2014-2015-gg (дата обращения: 13.04.2020).
7. Раздел «Выборы народных депутатов Украины». Выборы народных депутатов Украины в 2019 году [Электронный ресурс]. // Официальный сайт «Центральной избирательной комиссии Украины». URL: https://www.cvk.gov.ua/vibory_category/vibori-narodnih-deputativ-ukraini/pozachergovi-vibori-narodnih-deputativ-ukraini-21-lipnya-2019-roku.html/ (дата обращения 13.04.2020).
8. Лисицына М. Верховная Рада одобрила законопроект о сокращении числа ее депутатов в полтора раза [Электронный ресурс]. / Мария Лисицына // Официальный сайт информационного агентства «РБК». 2020. 4 февраля. URL: https://www.rbc.ru/politics/04/02/2020/5e3967359a79472a7fb7e3ab (дата обращения 14.04.2020).
9. Раздел «Политические партии». Сведения относительно зарегистрированных в установленном законом порядке политических партий (по состоянию на 01 января 2020 года) [Электронный ресурс]. // Сайт Министерства Юстиции Украины. URL: https://minjust.gov.ua/rn/4561 (дата обращения 14.04.2020).