Научная статья на тему 'Особенности трансформации массового сознания в эпоху глобализации'

Особенности трансформации массового сознания в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2159
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / MASSES / GLOBALIZATION / MASS CONSCIOUSNESS / MASS CULTURE / MASS BEHAVIOR / VIRTUAL REALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Машанов С. А.

В статье рассматриваются процессы изменения массового сознания под воздействием процессов социальной и техногенной глобализации. Показано, что основное воздействие глобализации заключается в утрате современным человеком чувства комплексного системного видения целостной реальной картины мира при постоянном вовлечении в огромные информационные потоки, порождающие формирование гипертрофированного массового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TRANSFORMATION OF MASS CONSCIOUSNESS IN THE EPOCH OF GLOBALIZATION

The processes of the mass consciousness change under the influence of social and anthropogenic globalization processes are considered in the article. It is shown that the main globalization impact consists in the loss of the complex system vision feeling of the complete real world picture by the modern person, in the process of continuous involvement in the huge information streams generating the hypertrophied mass consciousness formation.

Текст научной работы на тему «Особенности трансформации массового сознания в эпоху глобализации»

УДК 740 С.А. Машанов

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются процессы изменения массового сознания под воздействием процессов социальной и техногенной глобализации. Показано, что основное воздействие глобализации заключается в утрате современным человеком чувства комплексного системного видения целостной реальной картины мира при постоянном вовлечении в огромные информационные потоки, порождающие формирование гипертрофированного массового сознания.

Ключевые слова: массы, глобализация, массовое сознание, массовая культура, массовое поведение, виртуальная реальность.

S.A. Mashanov

PECULIARITIES OF TRANSFORMATION OF MASS CONSCIOUSNESS IN THE EPOCH OF GLOBALIZATION

The processes of the mass consciousness change under the influence of social and anthropogenic globalization processes are considered in the article. It is shown that the main globalization impact consists in the loss of the complex system vision feeling of the complete real world picture by the modern person, in the process of continuous involvement in the huge information streams generating the hypertrophied mass consciousness formation.

Key words: masses, globalization, mass consciousness, mass culture, mass behavior, virtual reality.

В современных противоречивых условиях, характеризующихся, с одной стороны, стремительными переменами во всех сферах жизни общества, скорость внедрения которых такова, что социум оказывается не готовым их перенять ни идейно, ни деятельностно, а с другой стороны - унификацией и интеграцией этих сфер, особую актуальность приобретает изучение особенностей формирования и развития массового сознания как особого социально-философского феномена.

Сегодня в мире в целом и в России в частности очевиден глубокий мировоззренческий кризис, вызванный тем, что утрачены устойчиво существовавшие до недавнего времени ценностные и идентификационные регулятивы социально-антропологического развития российского общества. Ситуация усугубляется тем, что общественные преобразования в России, обусловленные спецификой ее социокультурного пространства, происходят в условиях вовлеченности нашей страны в стремительно формирующуюся систему глобальных политических, экономических и культурных коммуникаций. Происходит столкновение социальных и культурных параметров, обеспечивающих основы устойчивого развития России и направление ее историко-культурного развития, и принципиально новыми картинами реальности, иными ценностями, обретающими в массовом сознании статус новых регулятивов, форм и способов жизнедеятельности.

Сегодняшнему новому поколению поручена роль творца новых социальных, духовных и нравственных ценностей. Именно сегодняшняя молодежь «содержательно наполняет» новую эпоху особым миропониманием, мировоззрением, творит новые архетипы сознания будущих поколений, разрабатывает оригинальные траектории социальной адаптации в постоянно меняющейся среде, которые со временем укоренятся в обществе и станут ведущими ориентирами жизнедеятельности людей. Именно сегодняшнее поколение закладывает основы будущих идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, которые по истечении определенного времени будут отражать общественное бытие людей, условия их жизни. В этом отношении содержание массового сознания, формирующегося уже сейчас, будет определять перспективы развития общества в дальнейшем.

Цель исследований заключается в попытке отрефлексировать особенности изменений массового сознания и его основных форм: массовой культуры и массового поведения в условиях современного процесса глобализации в социокультурном пространстве России.

Следует отметить, что сам процесс глобализации обусловлен в первую очередь широким распространением всемирной паутины Интернет. Существует множество определений сети Интернет, наиболее общее из которых обозначает его как новейшее программно-техническое средство массовой информации, информатизации и коммуникации. Однако к настоящему времени это определение, сформулированное в конце XX века, утрачивает свой семантический смысл в связи с тем, что присущие сети Интернет ряд характерных свойств, таких, как виртуальность, гипертекстуальность, глобальность, мозаичность, креативность и анонимность, превращают ее из «средства» в отдельную, самостоятельную отрасль реальности, так называемую виртуальную реальность, или киберпространство.

Сегодня киберпространство - это метафорическая абстракция, используемая во многих науках. Этот термин применяют для описания объектов, широко распространённых в компьютерной сети: например, web-сайт может быть метафорически описан как «находящийся в киберпространстве», а сетевое общение как «коммуникация в киберпространстве». Таким образом, можно сказать, что социальные массовые явления, происходящие в киберпространстве, являются отражением и формами виртуального социального поля бытия человека и обнаруживающее себя в рамках взаимодействия компьютера, сети и человека [1].

К области социально-массовых явлений мы относим в первую очередь такие феномены, как социальная масса (при практически любых интерпретациях содержания термина), «массовая культура», массовое сознание, массовая психология и массовое поведение. Характеризуя массовое сознание, следует иметь в виду его статистический аспект, включающий собственно массу и массовую культуру как социальные феномены, и динамический аспект - массовое поведение.

Общим атрибутивным, субстанциальным свойством этих явлений выступает массовость, которая может быть интерпретирована не только как количественная, но и как качественная характеристика социокультурного и духовного взаимодействия, как форма общественного сознания и общественной деятельности. При этом массовое сознание является подсистемой системы общественного сознания, которое в свою очередь является подсистемой еще более интегральной системы - общества. Массовое сознание является специфическим родом общественного сознания и характеризуется, прежде всего, специфическими свойствами своего носителя, субъекта массового сознания. В отличие других форм общественного сознания (классовых, национальных, профессиональных и т.п.), носителем которых являются те или иные группы общества (классы, нации и т. п.), носителем и субъектом массового сознания является масса как особая совокупность индивидов.

Масса как особая подсистема общественного сознания характеризуется следующими особенностями. Во-первых, человеческой массе как наглядно представленному множеству людей синонимично слово «толпа». В настоящее время, обусловленное глобальными процессами, затрагивающими все сферы жизни общества. Люди склонны образовывать толпы. Во многом это связано с отсутствием близких связей с людьми, рядом с которыми человек мог бы удовлетворять одну из важнейших своих потребностей, например, в признании и уважении. Человек сегодняшний уходит в толпу, где теряет свою истинную индивидуальность, заменяя ее мистифицированной формой самопрезентации себя в различных социальных сетях. Состояние человека, находящегося в массе, всегда сравнивали с сумеречным состоянием, поскольку его сознание, утратившее активность, позволяет ему предаться мистическому экстазу, видениям или же в состоянии помрачения предаться панике или наваждению [3].

Во-вторых, поскольку ритм жизни ускоряется, возрастают количество и темпы передачи информации. Беспрерывная миграция населения разрушает человеческие сообщества в их традиционном понимании, что приводит, с одной стороны, к беспрецедентно легким разрывам социальных связей в их социокультурном значении, с другой стороны - глобальные информационные ресурсы, в том числе Интернет, способствуют устойчивому стремлению человека стать членом какого-либо виртуального сообщества. Такие сообщества асоциальны по своей природе и асоциальным способом формируются в виде непостоянных и быстро разрастающихся информационных толп. Способствуют такому росту и средства массой информации, особенно телевидение.

То, что мы сегодня называем социальными сетями, на самом деле представляют собой многочисленные фиктивные сообщества, в недрах которых идеи и эмоции каждого его члена имеют тенденцию выражаться спонтанно. Именно поэтому для современных «информационных толп» характерны скачки коллективного настроения в зависимости от получаемых из внешней и внутренней среды импульсов. Анализируя высказывания в различных чатах, во многих из них можно увидеть мгновенный переход от самой кровавой свирепости к благородству и героизму в высшем смысле [2]. Такие скачки коллективного настроения происходят тем резче, чем более критической становится ситуация. Основная форма выражения массового со-

знания в этих условиях - экстремизм, для реализации которого избирается центр притяжения, кумир или «аутсайдер», «жертва».

Виртуальной массе присуще во многом схожие свойства, как и обычной толпе. В виртуальном мире действуют законы внушения, заражения и подражания. Администраторы, модераторы и другие «руководители» различных сайтов внушают массе посредством чатов и других форм общения в виртуальных сетях утрированные суждения, часто не требующие логического анализа и рационального осмысливания, которые являются удобными для мозгового пищеварения большинства людей. Чаще всего это различные слоганы, связанные с попыткой манипуляции массовым и индивидуальным сознанием: «Справедливое социальное устройство!» «Информационный порядок!» «Электронные кошельки...!» «Бесплатное общение в чате!» «Быстрый заработок в социальных сетях!» и т.п. [4]. Под их эфемерным влиянием, становясь объектами манипулирования, люди осуществляют спонтанное, порой неосознанное поведение, мало напоминающие активную целенаправленную деятельность, направленную на включение в сферу реальных общественных отношений и культуры.

«Культура» является общенаучной категорией, под которой понимают все содержание жизни, духовные и материальные блага, созданные и создаваемые человечеством. Сеть Интернет - это и продукт современной массовой культуры, и в то же время семантическое поле для масштабных и частных культурологических исследований. Культурологическое содержание сети Интернет близко по содержанию концепции постмодерна, возникшей с середины XX столетия в связи с кардинальными переменами в обществе, зарождением процессов милитаризации, глобализации, развитием био- и нанотехнологий и т.п.). Именно концепция постмодерна удачно переплетается с тем обстоятельством, когда в жизни современного общества возрастает доля образов и форм реальности, замещающих саму реальность. Это эпоха, характеризующаяся доминированием товарно-денежных ценностей, безудержного потребления товаров, сексуальной революции, возникновения брендов, рекламы и множества субкультур. Кроме того, структура современного постмодернистского общества схожа со структурой Интернета не только по своим информационным параметрам, по виртуальной форме, но и по принципам нелинейных связей и взаимодействий, фрагментарности и мозаичности. Благодаря этому, в сфере современной культуры у данной концепции необычайно сильные позиции, а большинство публикаций о культуре в рамках общества сегодняшнего и общества будущего зачастую опирается на тезисы, разработанные в рамках постмодерна [5].

В этих условиях Интернет - это не просто способ хранения и трансляции культурного опыта, это новая форма организации культурного содержания, которая изменяет строение самой культуры, превращая ее из социальной в массовую. Это проявляется в двух направлениях. Первое связано с размыванием национальных границ культур, преодолением языковых барьеров, разрушением перегородок между такими формами культуры, как наука, искусство, образование, досуг и т.д. Второе направление проявляется в том, что Интернет предоставляет возможность не только пассивно воспринимать содержание культуры, но и влиять на нее.

Интернет является не только мощным средством межкультурного общения, выступая как коммуникатор культуры. Эта сеть порождает культуру глобального диалога, «открытой» культуры, в которой каждый из участников коммуникации равноправен, имеет возможность высказаться, может присоединить свой голос к голосу других, влияя на общее «настроение» общения. Именно поэтому характерной чертой новой глобальной виртуальной культуры является симбиоз индивидуального и массового творчества.

Исследования показывают, что современную глобальную сеть Интернет можно представить как некую «общекультурную сферу», части которой поделены на различные национальные зоны. Например, американскую - us, британскую - ик, казахскую - 1^ и множество других, среди которых есть зона ги - зона русскоязычного Интернета, называемая также «Рунет». В сети Интернет все они находятся в постоянном виртуальном взаимодействии [1].

Многими исследователями признается, что в этом глобальном межкультурном взаимодействии зона Рунета «теряется» под натиском инородных культур. В результате этого происходит девальвация исконно русских духовных ценностей, подменяемых пропагандируемыми образцами массовой виртуальной культуры, основанных на культе насилия, деформации духовных и нравственных особенностей российского менталитета, падении нравственных, духовных творческих основ российской идентичности [1].

Важно отметить, что большинство пользователей сети Интернет являются не только объектами, усваивающими культурные традиции и опыт, но и активными субъектами, имеющими возможность выбрать из всего многообразия представленных в сети «культурных событий жизни» те, которые соответствуют их внутренним особенностям, потребностям, интересам, а также сами являются авторами различных культурных образцов. Данные обстоятельства порождают диалектическое противоречие. С одной стороны, наблю-

даются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, увеличением социокультурного потенциала и ресурсов общества, расширением многообразия отношений человека с миром, с другой -назрело множество проблем, вызванных отсутствием единоначалия в духовной жизни россиян. Поиск ее идеалов сведен к личностным экспериментам при максимальных возможностях использования различных концепций, учений, религий, причем в большинстве случаев это происходит с позиций акцентированного глобализма [6].

В Интернете в самом разнообразном виде присутствуют все традиционные средства коммуникации, такие, например, как форум, голосование, видеоконференции и другие, которые не только демонстрируют известные формы и средства общения, но и предлагают принципиально новые. В виртуальной сетевой коммуникации реальный социальный статус и положение человека отходят на второй план. В результате формируется своего рода неофициальный параллельный пласт виртуального массового сознания, основанный на анонимности массовых межличностных отношений, в пространстве которого индивидуальность, лидерство, специализация, авторитеты изменчивы, так как никем не нормированы, а горизонтальные, «уравнивающие» людей по рангу связи, благоприятствуют общению, то есть распространению информации вне и поверх официально устанавливаемых каналов [7]. В киберпространстве в той или иной степени массовое сознание наполняют чувства солидарности, сплоченности, лояльности в отношении друг друга, что благоприятствует формированию гипертрофированного комфортного для человека климата общественного бытия. В этих условиях гипертрофируются формы общественной деятельности и общественного бытия людей.

Одной из причин, порождающих массовую деятельность индивида, является его потребность в общении. Социальные сети Интернет в полной мере способны удовлетворить потребности не только обычного пользователя, но и профессионалов, для которых интернет-коммуникации становятся основным средством и способом общения в сфере профессиональной деятельности, при практическом производстве продуктов труда. Виртуальные трансакции являются и мощным средством духовного развития индивида.

Исследователи отмечают, что принципиальное отличие между современным интернет-обществом и обществом, например, начала XX века состоит в том, что сейчас объем коммуникаций несоизмеримо больше: тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством интернет-рекламы, электронные СМИ, интернет-порталы для общения, знакомств и др. [1].

Еще несколько лет назад потребность в общении можно было определить как одну из основ социальной деятельности, то сегодня основой общественной человеческой деятельности все больше становится производство самих коммуникаций и бесконечное тиражирование информации. Если ранее информация являлась способом и необходимым условием производства продуктов труда, то сейчас она сама представляет абсолютную ценность. Это закладывает основы непрерывной коммуникационно-информационной деятельности индивида, из года в год увеличивает число пользователей сети Интернет.

Масштабное распространение сети Интернет имеет много положительных сторон. Виртуальная массовая информация становится предметом массовой коммуникации людей, которая обладает некоторыми свойствами непосредственного коммуникационного взаимодействия. Основной положительный момент заключается, как уже отмечалось, в интерактивных возможностях виртуальной среды обеспечивать обратную связь (посредством форумов, комментариев, и т.п.), превращать традиционно пассивную аудиторию в активного субъекта коммуникации и т.д. Однако при этом возникает ряд серьезных трудностей.

В частности, в связи с тем, что проверить достоверность размещаемой информации не представляется возможным, существует опасность фальсификации, намеренного введения недостоверной информации, которая может дезинформировать и дезориентировать человека, вызывать недоразумения, провоцировать конфликты и агрессию. С одной стороны, мы расширяем свои познавательные возможности, за счет чего развиваются новые формы научного знания, с другой - снижается качество этого самого знания за счет существования размытых требований и критериев строгости научного знания.

В сфере науки и образования одной из основных и острых проблем является некорректное использование чужих научных разработок, плагиат, что сказывается на качестве уровня развития и образования в целом. Исследователи отмечают, что существенно изменяется объем знаний, вкусы, способ мышления, мироощущение человека. Изменения являются не только внешними, но и внутренними, затрагивающими самую личность [4].

Попадая в виртуальную среду, киберпространство, человек сам приобретает атрибут виртуальности, происходит изменения на уровне виртуализации всех сторон личности, её атрибутов, все социальные взаимодействия также приобретают виртуальный информационный характер. Основные сферы, которые подвергаются трансформациям в наибольшей степени, - это свобода, воля, достоинство. В виртуальной среде они могут трансформироваться таким образом, что приведет к отрицательным последствиям как для самой

личности, так и для других пользователей Интернета. Это происходит из-за условий анонимности, при которых наблюдается исчезновение чувства ответственности, подменяемое вседозволенностью, ощущением безнаказанности. Личность человека деформируется, причем в худшую сторону. Формируются девиантные формы поведения, появляются деструктивные виртуальные личности, наносящие остальным пользователям сети не только психологический вред, при котором нарушается чужая свобода и достоинство, но и вред материальный (например, хакерство, плагиаторство и др.).

Подобные девиации, связанные с отсутствием чувства ответственности, формирующиеся на уровне внутренних психологических изменений в структуре личности, после длительного пребывания в виртуальной среде могут с легкостью проявиться в реальном измерении. Оно опасно еще и тем, что быстро распространяется с помощью механизма заражения и подражания и становится массовым.

Автоматическое мышление, характерное для массы, выражает восприимчивость к стойким стереоти-пизированным и повторяющимся действиям [3]. На эту восприимчивость оказывает влияние и внушающая сила слова. Благодаря им, разнородные люди в различных социальных сетях сливаются в однородную массу, поскольку искренне верят в ту или иную идею. Такие идеи чаще всего имеют догматический или утопический характер и связаны, как правило, с надеждами масс на излечение, лучшую жизнь, быстрый заработок и т.п. Масса, оставаясь нечувствительной к рациональному опыту, постоянно надеется. Эта надежда рождает колоссальную энергию, которая порождает действия, в том числе деструктивного характера. Такие действия во многом основаны на слепой вере.

Легковерие масс обуславливается их непостоянством, вызванном теми же средствами информатизации. Живя в воображаемом мире, современные массы готовы проглотить все, что им преподносится, и действовать в соответствии с этим. По нашему мнению, современное объединение человека в сообщества напоминает исторический факт объединения древнейших людей в племена, только это объединение носило стихийный, неосознанный характер, продиктованный инстинктами самосохранения. Первобытные люди пассивно подчинялись требованиям вожака и стаи с тем, чтобы выжить.

В современном обществе также превалирует стратегия тоталитарного адаптивного поведения, основанная на пассивном, конформном принятии целей и ценностных ориентаций группы, тем более что этих виртуальных групп существует бесчисленное множество, что дает такие же бесчисленные возможности варьирования в них.

Под их эфемерным влиянием, становясь объектами манипулирования, мы осуществляем спонтанное, порой неосознанное поведение, мало напоминающие активную целенаправленную деятельность, направленную на включение в сферу реальных общественных отношений [6]. Моральные запреты сметаются вместе с подчинением предрассудку. Социальная иерархия ослабляет свое влияние, стираются различия между людьми, и массы выплескивают, зачастую в жестоких действиях, свои низменные страсти.

Таким образом, активная интеграция России в мировое сообщество в условиях глобализации - это диалектический процесс. С одной стороны, каждая отдельная личность в виртуальном пространстве получает новые, недоступные ранее возможности - свободную смену «маски», многоликость, анонимность, с другой - Интернет, являясь апофеозом всеобщей информатизации, предлагая обществу существование в виртуальном мире, незаметно подменяет им мир реальный, превращая социум в массу.

Социально-массовое не тождественно социальному. Являясь реальной составляющей социума (в особенности современного), социальные массовые явления скорее расшатывают социальное, являются следствием и фактором социальной дезинтеграции.

Основное воздействие глобализации заключается в утрате современным человеком чувства комплексного системного видения целостной реальной картины мира, при постоянном вовлечении в огромные информационные потоки, порождающие формирование гипертрофированного относительно существующей реальности массового сознания. Глобализация трансформирует массовое сознание, касаясь его статического и динамического аспектов: массовой культуры и массового поведения.

Являясь порождением различного рода коммуникаций в сети Интернет, современная массовая культура характеризуется дискретностью, фрагментарностью и мозаичностью. В этих условиях нарушается одна из важнейших ее функций - трансмиссия социального опыта из поколения в поколения. Подобные негативные последствия усиливаются ростом девиантного и массового делинквентного поведения вследствие процессов виртуализации каждой отдельной личности.

Литература

1. Барышев Р.А., Румянцев М.В. Киберпространство как зона отчуждения // Вестн. НГУ. - 2008. - Вып. 1. - С. 34-37.

2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2009. - 864 с.

3. Лебон Г. Психология народов и масс. - М.: АСТ, 2000. - 416 с.

4. Новиков В.К. Информационное оружие - оружие современных и будущих войн. - М.: Горячая линия-Телеком, 2011. - 264 с.

5. Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. - М.: РИП-Холдинг, 2007. - 204 с.

6. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Основные подходы к исследованию адаптивности личности // Вестн. КрасГАУ. - 2012. - № 7. - С. 191-196.

7. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: АСТ, 2001. - 187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.