Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВОК ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ'

ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВОК ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЧЕЛОВЕК / СВОБОДА / ЖИЗНЬ / РИТУАЛ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черногорцева Галина Владимировна, Антипина Анна Сергеевна, Нехамкин Валерий Аркадьевич

Исследовано определение понятия "человек" в качестве центральной философской проблемы. Рассмотрены особенности различных трактовок понимания человека. На базе обширного философско-исторического материала проанализированы многообразные подходы к пониманию человека в различные исторические эпохи. Показана изменчивость философских подходов к определению человека, его места в мире, выявлены факторы, влияющие на данный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF HUMAN PROBLEM INTERPRETATIONS IN PHILOSOPHICAL THOUGHT

The article explores the definition of “human being” as a central philosophic problem. The peculiarities of various interpretations of understanding of a human being are considered. Diverse approaches to the understanding of a human being in different historical epochs are analyzed on the basis of the extensive philosophic-historical material. The variability of philosophical approaches to the definition of a human being, his place in the world is shown, the factors influencing this process are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВОК ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ»

УДК 304.2

DOI: 10.18698/2306-8477-2022-6-814

Особенности трактовок проблемы человека в философской мысли

© Г.В. Черногорцева, А.С. Антипина, В.А. Нехамкин

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Исследовано определение понятия «человек» в качестве центральной философской проблемы. Рассмотрены особенности различных трактовок понимания человека. На базе обширного философско-исторического материала проанализированы многообразные подходы к пониманию человека в различные исторические эпохи. Показана изменчивость философских подходов к определению человека, его места в мире, выявлены факторы, влияющие на данный процесс.

Ключевые слова: философия, человек, свобода, жизнь, ритуал, экзистенция

Философия как гуманитарное знание всегда была акцентирована на проблеме человека. Прямо или косвенно в основе любого философского направления лежало определенное представление о человеке и смысле его жизни. Уже к ХХ в. стало очевидно: уяснить, «стоила ли жизнь труда быть прожитой?» [1, с. 104], значит «ответить на фундаментальный вопрос философии» [2, с. 26]. Понимание человека всегда вытекает из определенных онтологических, гносеологических, антропологических и других представлений, которые зависят от эпохи и от конкретной общественной ситуации. Тем не менее центром гуманитарного знания выступает сам субъект, его судьба и смысл его существования.

Сама философия возникает из неустанного вопрошания человека о самом главном, о самом близком и важном ему: о собственной судьбе и положении в этом мире. И кем бы ни был человек, «переходным звеном, вектором, бурей, проносящейся по планете, возвращением богов или надругательством над ними» [3, с. 31], только в нем «происходит событие философии» [3, с. 31]. И исключительно в пределах философского знания человек вопрошает о сущем как сам поставленный под вопрос по причине хрупкости, конечности и необеспеченности своего существования.

Философские представления о человеке всегда детерминированы экономическими, географическими, этническими особенностями и условиями жизни, связаны с беспрерывно меняющимися потребностями социальной практики и духовной ситуацией эпохи. В истоках философской рефлексии, стремящейся понять, что есть человек,

можно усмотреть представления, которые сложились в глубокой древности.

Мифологические построения, выраженные в сагах, легендах, обычаях, верованиях и т. д., были первыми представлениями людей о мире, способах выживания и самих себе. Для мифологического менталитета были характерны коллективно выработанные представления о мире, передача опыта предков от поколения к поколению, одухотворение сил природы, неразделенность субъекта и объекта, знания практического и теоретического. Особое значение имела продолжительность жизни в условиях, когда средний ее показатель едва превышал двадцать лет, что способствовало уважению к старшим, долгожителям, ибо требовалось быть мудрым, чтобы сохранить свою жизнь в суровых условиях. По причине отсутствия письменности старейшины воплощали в себе кладезь познания, они хранили и пересказывали историю рода, были олицетворением традиций, норм и правил поведения, позволяющих идентифицировать свой род.

Первобытные верования, всевозможные табу, коллективные действия (охота, собирательство, жертвоприношение) имели чрезвычайно огромное значение, поощряя всегда свойственное человеку стремление к успеху, к сохранению своей индивидуальной жизни. Миф выступал как жизненно ощущаемая реальность, открывая путь к глубокому пониманию мира, позволяя человеку выжить, задавая ему систему ценностных ориентаций.

С появлением философского знания возникает новое представление о человеке. Так, на Востоке человек пребывает в царстве всемогущего ритуала. Магические гимны и заклинания способствовали приведению членов общества к определенному единению, помогая развитию самосознания, осмыслению собственной жизни, что особенно проявлялось в рамках жизненно важных событий, будь то рождение детей или участие в свадебных и похоронных обрядах. Восточные тексты как особая часть ритуальных действий востребовали творческие способности человека и содержали знания практического значения, правила повседневного поведения на различных этапах жизни человека. Например, в текстах «Ригведы» объясняется, что такое мир, а первовещество Пуруша выступает основой его структурирования. Человек должен вести праведную жизнь, быть добродетельным, совершать жертвоприношения и дарения, быть правдивым и сострадательным, приобщенным к Ведам, т. е. знаниям. Текстовая деятельность Востока, подробно описывая поведение человека, сформировала личностно-мотивационную сферу его поступков, задала иерархию ценностей, целей и мотивов поведения.

Так, согласно буддизму, жизнь отмечена телесными и душевными страданиями, которые постоянно сопровождают человека. В центре

внимания — причины страдания и пути освобождения от него. Все люди страдают, а желания и стремления эти страдания усиливают, поэтому важно научиться довольствоваться необходимым, развивая состояние отрешенности от мира, его проблем и забот, называемое нирваной, т. е. полным угасанием всяких стремлений.

Согласно древней китайской традиции конфуцианства, неукоснительное соблюдение ритуала позволяет достичь безопасного существования. Ритуал как основа отношений низов и верхов дает жизнь народу. Не следуя ритуалу, человек не может утвердить себя в обществе. Без ритуала обойтись нельзя: почтительность без него приводит к суетливости, осторожность — к боязливости, смелость — к смутам, прямота — к грубости. Нельзя говорить или делать то, что не соответствует ритуалу. Человек обладает желаниями от рождения, поэтому между людьми возникает соперничество, а оно ведет к смуте, смута — к нищете. Для преодоления негативных явлений создан ритуал. Ритуал помогает человеку удовлетворить желания, исключить противоречия, преодолеть страх, способствует социализации людей. Жизнь без ритуала немыслима.

Абсолютно иной образ понимания человека характерен для древнегреческой философии, провозгласившей человека «мерой всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» (Протагор) [4, с. 203]. Впервые понятие человека как гражданина древние греки связывают с понятием свободы. Греческие полисы требовали наличия гражданских качеств, таких как доблесть и соблюдение закона. Основу повседневной жизни составляли разумные начала. Главная задача человека — познать самого себя (Сократ). Космос как весь видимый мир выступает для человека мерилом гармонии, образцом, идеалом, к которому необходимо стремиться.

Серьезное внимание в греческой философии уделяется проблеме Эроса, характеризующего устремленность к творческой деятельности, что безусловно вело к увеличению творческих возможностей человека. Возникает относительная свобода личного сознания от общественного. Это было обусловлено развитием правовых, экономических, политических и международных связей древних греков. От членов полиса требовались определенные навыки: ясно мыслить, хорошо говорить, быть нравственным и добродетельным, остерегаться плохого, ибо даже в Аиде, царстве мертвых, души праведников избегают душ грешников. Человек должен стремиться стать законопослушным и добропорядочным гражданином полиса.

Также греческие философы ставили вопрос о скоротечности и конечности человеческой жизни (данная мысль присутствует уже у Гомера). Это привело к возникновению идеи о переселении душ.

Пифагор верил в переселение души человека после смерти в тела других существ. Поэтому стремление к добродетели очень высоко ценилось древними греками, которые полагали, что добродетели как акту свободного выбора можно научиться. И только от самого человека зависело: стать ему добродетельным или воздержаться. Счастье как высшее благо есть цель человеческой жизни. Оно достижимо на путях свободы, когда человек выступает как организатор собственной жизни. Знание греки приравнивают к добродетели: человек, знающий, в чем состоит добродетель, что есть добро и благо, не может поступать несправедливо. По мысли Сократа, лучше претерпеть несправедливость, чем поступить несправедливо. А киники утверждали, что только приверженный справедливости человек может обрести внутреннюю свободу и душевный покой. Платон отмечал, что «с человеком хорошим не бывает ничего дурного ни при жизни, ни после смерти, и что боги не перестают заботиться о его делах» [4, с. 96], именно поэтому так важно было постичь идею блага. Аристотель считал, что стремление к добродетели заложено в природе человека, в самой человеческой душе. Добродетель соответствует гармонии в природе, что обеспечивает самосохранение человека.

Развитие христианства кардинальным образом меняет предыдущие интерпретации сущности человека и смысла его жизни. Человек выступает как богоподобное существо, как часть общего миропорядка. Бог является источником существования, воспринимается как главный дар, данный человеку. И этот дар бесценен, ибо человек, обращаясь в молитве к Богу, может просить Бога дать ему самого себя. А это важнее всех даров вместе взятых. Бог как полнота бытия, любви, добра, милосердия способен сохранить мир человека и весь миропорядок. Именно Бог наделил человека разумом и возможностью располагать собой. Забота Бога безгранична: она простирается над всеми помыслами и действиями человека. Христианство способствовало укреплению уз людей в трудовой, семейной, общественной жизни, сплочению всех социальных сил. И такая сплоченность помогала облегчить тяжелую повседневную жизнь человека, порой освобождая его от необходимости обдумывать и принимать решения. На многие века христианство стало символом единения всех социальных сил. Как констатировал В.С. Соловьев: «И миру Рим единство дал» [5, с. 80].

Христианство, исповедуя деятельную любовь к ближнему и милосердное служение общечеловеческим ценностям, привело жизнь человека к единству церковными таинствами. С этого момента основная задача человека видится в соответствии Богу, ибо только он знает, каким должен быть человек. Раннее Средневековье наметило проблему соотношения сущности и существования человека. Аврелий

Августин утверждал: в высшей степени несомненно, что «я существую», в то время как Фома Аквинский говорил, что идея существования не может быть эквивалентна самому существованию.

Поиски оптимального сочетания веры и разума, постижения смысла жизни в надежде примирить интеллект и тайну в сердце человека, на долгое время завладели философской мыслью. Так, Николай Кузанский видел человека как единство света и инаковость телесной тьмы [6, с. 4]. Человек любим Богом, он ощущает его заботу и обращается к нему за помощью. Человек как микрокосм есть Универсум духовной свободы, «центр конституирования Универсума» [7, с. 4]. Ему, как существу свободному, присуща воля, посредством которой человек преобразует мир, преобразует себя, неся ответственность за свои решения и действия. Бог поднял человека над всеми созданиями на земле, поэтому ценность мира просвечивает в человеке. Он предстает как существо разумное, самодостаточное, убежденное в подобии Богу.

Реформация породила изменение мировоззренческой парадигмы. На авансцену философской мысли приходит человек, действующий свободно и уверенно в условиях плюрализма и толерантности, желающий и создающий порядок собственными руками. Изменение общественной ситуации внесло коррективы и в философские поиски. Томас Гоббс поставил вопрос об изучении человека как суммы природных сил и способностей. Конечность человека побуждает его к самосохранению, необходимости прилагать максимум усилий для поддержания здоровья и достижения благополучной жизни. Самосохранение является главным благом для человека, а его достижение позволяет обрести душевный мир и спокойствие. Страх перед смертью и самосохранение — основные стимулы человеческой деятельности, позволяющие творчески преобразовывать мир и самого себя. Самосохранение выступает как безусловная ценность, поскольку к нему стремятся ради него самого: «Никто не стремится сохранить свое существование ради другой вещи» [8, с. 203].

Рационализм создал высокий и прекрасный образ целостного человека, стремящегося к истине, позитивно воспринимающего реалии мира и свою автономию. Рационалистический подход к интерпретации человека сохранял свое влияние на протяжении длительного времени, распространившись на идеи эпохи Просвещения и немецкую классическую философию. В традициях рационализма человека стремились объяснить как часть общества и мира в целом. Полагали, что знание мира, его законов и закономерностей будет способствовать и постижению человека.

К Х1Х в. стало очевидно, что рационализм как величайшая способность человека к освоению мира, обустройству собственной жизни,

должен быть дополнен чем-то еще, необходимым для адекватного объяснения человеческой жизни, а значит, самого человека. Подводя итог многочисленным дискуссиям, А. Камю уже в ХХ в. заметит, что рационалисты со своим стремлением дать всему сущему соответствующее определение, ведут «бесплодные игры с великими предметами» [2, с. 33], поскольку вне всяких определений остается само сердце. Блез Паскаль называл человека «мыслящим тростником». При этом не была услышана мысль Б. Паскаля о том, что нравственность укоренена в сердце, как более глубокой, искренней инстанции в сравнении с разумом, способным подбирать убедительные аргументы для чего угодно.

К середине XIX в. началось стремительное и небывалое развитие науки и техники, полностью зависящее от человека как творца всего, что происходит в мире. Столетние дискуссии о приоритете либо мышления, либо воли философия жизни решила в пользу воли. Согласно А. Шопенгауэру, мир есть воля и представление. Воля воплощает внутреннее содержание мира, она всегда есть воля к жизни, носителем которой является человек. Сущность человека определяется его волей, человек — высшая степень объективации воли. Для того чтобы сделать выбор в пользу тех или иных ценностей, человек должен обладать знаниями. Однако чем больше думает человек, тем больше он сомневается, проявляет неуверенность, что ведет к ослаблению воли.

В интерпретации С. Кьеркегора, человек выступает в качестве важнейшей проблемы для себя, общества и философии. Существование дано человеку прежде всего в самой жизни, в переживаниях. И человек как существо мыслящее задумывается о своем существовании прежде всего в акте выбора «или-или». В критические моменты человек должен сделать решающий выбор, именно тогда происходит встреча со своим существованием. Жизнь всегда требует действий, деятельности, не давая человеку удовлетвориться размышлениями, и именно ему приходится решить, как поступить в каждом конкретном случае. Выбор всегда сопряжен с риском, многочисленными трудностями, нередко — с трагическими последствиями. Кьеркегор выделяет три стадии в человеческой жизни: эстетическую, этическую и религиозную. На первой стадии мир предстает перед человеком как источник удовольствий, к которым он стремится. Но человек всегда не удовлетворен достигнутым, и тогда он переходит на этическую стадию, на которой господствует представление о долге. Здесь человек способен увидеть себя в качестве нравственного существа, понимающего разницу между добром и злом, может выбирать и принимать решения, помогающие ему исполнить долг по отношению к себе и другим людям. Человек всегда наделен духовной жизнью, принадлежащей

исключительно ему. Но поскольку этическая стадия всегда требует подчинения всеобщему нравственному закону, а жизнь устроена так, что вносит коррективы в жизнь человека и включает в себя такие ситуации, которые не предусмотрены никакими законами, то человек поднимается на религиозную стадию. Именно на ней он способен принять решение на основе своей субъективной уверенности, представляющееся ему правильным в данной ситуации и в текущий момент. И человек выступает как индивидуальность, как «синтез бесконечного и конечного, временного и вечного» [9, с. 255], как человек свободный. Кьеркегор советует искать истину не всеобщую, а личную, ради которой хотелось бы жить. «Удивительная глубина жизни, — пишет С. Кьеркегор, — как раз и состоит в том, что каждый человек, обращающий внимание на самого себя, знает то, чего не знает никакая наука, ибо он знает, кто он...» [9, с. 175, 176].

Современная философия, представленная множеством школ и направлений, сконцентрировалась на центральном философском вопросе: что есть человек? Сложное образование, именуемое философией экзистенциализма, исходит из того, что существование человека предшествует его сущности, формирующейся в процессе жизни. Являясь существом в высшей степени творческим, человек сам создает историю собственной жизни, и как существо безосновно свободное, обреченное на свободу, осуществляет смысложизненный выбор, неся за него всю полноту ответственности. Человек ответственен за все. Он ответственен за то, что происходит с ним и с другими людьми. Ответственность порождается самой свободой человека. Человек как центр Универсума есть радикальная реальность, по отношению к которой все другие реальности (экономические, политические и т. д.) выступают периферическими.

Человек является существом, обладающим данной ему изначально свободой и способным вопрошать о самом себе. Человек есть цель в себе и является своей единственной целью. Человек есть способ экзистенции. Экзистенция как существование присуща только человеку, ибо только сам человек в состоянии осмыслить свою жизненную ситуацию, осознать преходящий характер своей жизни, ее хрупкость, ненадежность, конечность.

Как полагает А. Камю, для любого человека рано или поздно наступает такой момент, когда приходится выбирать между созерцанием и действием. И именно тогда человек становится человеком — целью в себе и своей единственной целью. Но, чтобы осуществить себя, требуется немало усилий. Человек успешно решает эту задачу, преодолевая себя, извлекая из своей сущности все свойственное ей позитивное содержание, совершенствуясь до бесконечности, мобилизуя все жизненные силы, организуя свою жизнь посредством интеллекта,

труда, языка, общения. Жизнь требует решения множества задач, главная из которых — умение быть самим собой.

Непрерывно меняющиеся исторические, экономические, социальные реалии заставляют человека заботиться о своей индивидуальности, что проявляется в его настойчивом усилии постичь истину бытия. Бытие само требует к себе человека, а изначально присущая ему свобода позволяет удостовериться в себе как сущем. Экзистенция посвящается сущностным возможностям бытия в целом, что позволяет человеку приспособиться к определенным жизненным обстоятельствам, успешно преодолевая различные препятствия на пути реализации жизненных планов.

Совершая разнообразные действия, человек вносит изменения не только в собственную жизнь, но и в существующий мир, преобразуя его, равно как и самого себя. Жизнь человека протекает в контексте социальных реалий и требует общения с другими людьми. Экзистенция обнаруживается в коммуникации, поскольку именно в общении с другими людьми, в социуме человек может обрести подлинное существование. По мысли К. Ясперса, все, что есть человек, и все, что есть для человека, обретается в коммуникации. Бытие всегда есть бытие с другими, и только в общении человек может проявить себя тем, кем является. «Вне коммуникации... невозможна человеческая свобода» [10, с. 17], — утверждает Ясперс. Свобода конкретного человека существует только тогда, когда свободен другой.

Согласно представлениям позднего М. Хайдеггера, фундаментом человеческого бытия выступает язык, способный открыть истину бытия, живущий в произведениях поэтов и мыслителей. Не люди говорят языком, а язык говорит людям и людьми. Хайдеггер отмечает, что «в сказывании осуществляется язык» [11, с. 272]. Именно язык как игра лингвистическими знаками формирует мировоззрение людей. Значение слова есть его употребление в языке. Очаровывая рассудок человека, язык помогает ему достичь конкретных результатов, наделяет вещи смыслом, позволяет раскрыть характер человека, ответить на вопрос «что есть сущее?» [12, с. 78]. Благодаря языку можно составить о человеке мнение, понять, насколько он неповторим и индивидуален. Внося изменения в существующий мир, человек совершает множество высказываний и действий, формируя историю собственной жизни, преобразовывая ее, делая «лучше, безопаснее, комфортнее» [13, с. 72], закрепляя в различных формах — рассказах, повествованиях и т. д. Жизнь человека протекает в непрерывности коммуникации, и только так возможно построение отношений на различных уровнях.

Таким образом, сегодня коммуникация выступает важнейшим фактором развития человеческих отношений, а жизнь человека всегда

протекает в определенных социальных реалиях. И достижение человеком конкретных задач очень часто, а иногда целиком и полностью зависит от «да» и «нет» других людей. Поэтому человеку, как бы он ни старался, никогда не реализовать своих планов в одиночку. И только человек, совершая действия в пространстве социальных отношений, несет всю полноту ответственности за происходящее с ним и с другими людьми.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула. Падение. Москва, АСТ, 2020, 413 с.

[2] Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. Москва, Политиздат, 1990, 415 с.

[3] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики: мир-конечность-одиночество. Санкт-Петербург, Владимир Даль, 2013, 565 с.

[4] Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. Москва, Мысль, 1993, 528 с.

[5] Соловьев В.С. Стихотворения и шуточные пьесы. Ленинград, Советский писатель, 1974, 352 с.

[6] Черногорцева Г.В. Сущность человека в философии экзистенциализма (по работам М. Хайдеггера и А. Камю). Москва, МАКС Пресс, 2002, 212 с.

[7] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Москва, АСТ, 2012, 381 с.

[8] Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. Москва, Государственное издательство политической литературы, 1957, 728 с.

[9] Кьеркегор С. Страх и трепет. Москва, Республика, 1993, 383 с.

[10] Ясперс К. Смысл и назначение истории. Москва, Политиздат, 1991, 527 с.

[11] Хайдеггер М. Что зовется мышлением? Москва, Академический Проект, 2010, 351 с.

[12] Хайдеггер М. Гераклит. Санкт-Петербург, Владимир Даль, 2011, 504 с.

[13] Башилова Ю.В., Бобров А.Н., Бушуева В.В., Бушуев Н.Н., Губанов Н.Н., Нехамкин В.А., Черногорцева Г.В. Метафизика продуктивной креативности. Москва, Перо, 2021, 216 с.

Статья поступила в редакцию 11. 12.2022

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Черногорцева Г.В., Антипина А.С., Нехамкин В.А. Особенности трактовок проблемы человека в философской мысли. Гуманитарный вестник, 2022, вып. 6.

http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2022-6-814

Черногорцева Галина Владимировна — канд. филос. наук, доцент кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail: irbiscotta@mail.ru

Антипина Анна Сергеевна — канд. филос. наук, доцент кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail:_anna-msu@yandex.ru

Нехамкин Валерий Аркадьевич — д-р филос. наук, профессор кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail: nechamkin@rambler.ru

Peculiarities of human problem interpretations in philosophical thought

© G.V. Chernogortseva, A.S. Antipina, V.A. Nekhamkin Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The article explores the definition of "human being" as a central philosophic problem. The peculiarities of various interpretations of understanding of a human being are considered. Diverse approaches to the understanding of a human being in different historical epochs are analyzed on the basis of the extensive philosophic-historical material. The variability of philosophical approaches to the definition of a human being, his place in the world is shown, the factors influencing this process are revealed.

Keywords: philosophy, human being, freedom, life, ritual, existence

REFERENCES

[1] Camus A. L'Etranger. Le Mythe De Sisyphe. Caligula. La Chute [In Russ.: Camus A. Postoronniy. Mif o Sizife. Kaligula. Padenie. Moscow, AST Publ., 2020, 413 p.].

[2] Camus A. L'Homme révolté [In Russ.: Camus A. Buntuyushhiy chelovek. Filosofiya. Politika. Iskusstvo. Moscow, Politizdat Publ., 1990, 415 p.].

[3] Heidegger M. The Fundamental Concepts of Metaphysics: World, Finitude, Solitude [In Russ.: Heidegger M. Osnovnye ponyatiya metafiziki: mir-konechnost'-odinochestvo. St. Petersburg, Vladimir Dal Publ., 2013, 565 p.].

[4] Plato. Works. In Four Volumes. Vol. 4. Moscow, Mysl Publ., 1993, 528 p. (In Russ.)

[5] Solovyov V.S. Stikhotvoreniya i shutochnye p'esy [Poems and Joke Pieces]. Leningrad, Sovetsky pisatel Publ., 1974, 352 p.

[6] Chernogortseva G.V. Suschnost' cheloveka v filosofii ekzistentsializma (po rabotam M. Heidegger i A. Camus). Monografiya [The Essence of Man in the Philosophy of Existentialism. Following the works by M. Heidegger and A. Camus]. Moscow, MAKS Press Publ., 2002, 212 p.

[7] Pierre Teilhard de Chardin. Le Phénomène Humain [In Russ.: Chardin P. Fenomen cheloveka. Moscow, AST Publ., 2012, 381 p.].

[8] Spinoza B. Izbrannye proizvedeniya [The Selected Works]. In two vols. Volume 2 Moscow, Politizdat Publ., 1957, 728 p. (In Russ.).

[9] Kierkegaard S.A. Frygt og Bœven [In Russ.: Kierkegaard S. Strakh i trepet. Moscow, Republik Publ., 1993, 383 p.].

[10] Jaspers K.Th. The Origin and Goal of History [In Russ.: Jaspers K. Smysl i naznachenie istorii. Moscow, Politizdat Publ., 1991, 527 p.].

[11] Heidegger M. Was heißt Denken? [In Russ.: Heidegger M. Chto zovetsya myshleniem? Moscow, Academ-pro Publ., 2010, 351 p.].

[12] Heidegger M. Heraklit [In Russ.: Heidegger M. Geraklit. St. Petersburg, Vladimir Dal Publ., 2011, 504 p.].

[13] Bashilova Yu.V., Bobrov A.N., Bushueva V.V., Bushuev N.N., Gubanov N.N., Nekhamkin V.A., Chernogortseva G.V. Metafizika produktivnoj kreativnosti [The Metaphysics of productive creativity]. A.N. Loschilina, red. Moscow, Pero Publ., 2021, 216 p.

Chernogortseva G.V., Cand. Sc. (Philos), Assoc. Professor, Department of Philisophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: irbiscotta@mail.ru

Antipina A.S., Cand. Sc. (Philos), Assoc. Professor, Department of Philisophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail:_anna-msu@yandex.ru

Nekhamkin V.A., Dr. Sc. (Philos.), Professor, Chair of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: nechamkin@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.